состояние и перспективы облигационных займов волгоградской области
Л.И. БЕСТУЖЕВА, старший преподаватель кафедры финансов Российского университета кооперации Волгоградского кооперативного института (филиала)
Переходный период к рыночной экономике сопряжен в России с большими трудностями. В мире не существует готовых программ проведения быстрых экономических реформ. Процесс реформирования является длительным и болезненным, связанным с необходимостью преодоления ряда экономических проблем, возникающих в процессе глубоких экономических преобразований. Состояние экономики России и государственных займов, которые играют важную роль в проведении экономических реформ, в настоящее время характеризуется как кризисное. Основными чертами данного периода является некоторый спад производства и инвестиционной активности, «развал» мировой финансовой системы, потеря контроля над денежно-кредитной сферой.
В таких условиях увеличивается роль государственных облигационных займов как одного из важнейших источников финансовых ресурсов. К моменту выхода Администрации Волгоградской области на фондовый рынок заемного капитала в России уже было зарегистрировано более 30 займов местных и региональных органов власти, что позволило, опираясь на опыт других регионов разработать оптимальную структуру заимствования, не повторяя ошибок, характерных для этапа становления [2].
Первый займ и история Волгоградских областных долговых обязательств начинается в 1995 г. на сумму 30,0 млн руб., а биржевые займы Волгоградская обл. осуществляет с 2003 г. В июне 2008 г. на бирже был размещен 6-й заем. Это довольно скромные показатели, если не принимать во внимание тот факт, что он стал 29-м в истории области с учетом внебиржевых эмиссий. В период с 2003 г. было размещено 11 выпусков (из них 5 — внебиржевых) номиналом более 4,6 млрд руб. (в т. ч. 375 млн руб. — по внутрирегиональным выпускам).
Таким образом, до 2007г. потребности области в финансовых ресурсах полностью удовлетворялись, в т. ч. за счет внутрирегиональных займов. До последнего времени внебиржевые займы осуществлялись главным образом для удовлетворения интересов региональных инвесторов. Однако высокая доходность и довольно низкий спрос на них на внутрирегиональном рынке обусловили отказ от данного способа и переход к более привлекательному с экономической точки зрения механизму размещения — биржевому. В декабре 2008 г. рейтинг Волгоградской обл. был подтвержден агентством Standard & Poor's. Волгоградская область является одним из 45 эмитентов на рынке СМО, имеющих кредитный рейтинг (по данным RusBonds)
На сегодняшний день с помощью облигационного займа финансовые ресурсы привлекаются в регион на сравнительно благоприятных условиях (ставка доходности по ним, как правило, ниже ставки кредитования, срок обращения облигаций сравнительно длительный и т. д.), что обеспечивает возможность решения в регионе неотложных финансовых и социально-экономических проблем.
Сведения о государственных облигациях Волгоградской обл., выпущенных в 2003 — 2008 гг., представлены на рис. 1.
На данный момент Администрация Волгоградской обл. имеет значительный опыт выпуска и обслуживания облигационных займов. Выпуск облигационных займов стал важной и неотъемлемой частью бюджетного процесса.
Соотношение объема долга по государственным ценным бумагам к собственным доходам областного бюджета в абсолютных величинах показан на рис. 2.
Соотношение объема долга по государственным ценным бумагам к собственным доходам областного бюджета (в процентах) представлен на рис. 3.
Млн руб. 1200-
1000-
800-
600-
400-
200-
Т---г
2003 2004 2005 2006 2007 2008
Рис. 1. Сведения о государственных облигациях Волгоградской области, выпущенных в 2003 - 2008 гг.
■ Объем выпуска внутреннего займа по номиналу
□ Объем выпуска биржевых займов по номиналу
Год
Тыс. руб. 35000000
30000000 25000000 20000000 15000000 10000000 5000000 0
32545806
23009944.3
26314657,8
13400194
8576828
5697909 6240113 6155072 7692865
3479487
877734,
63275 162211,1
5 227972 276334,
—,
:33267,2:
561611,:
1192567
1787880
I 7.6(|2
25:
8997
311 >870.5
оч о
р о
о о о о)
о
о
о о
СЧ р
о
сч о о сч
со о о см
о о
СЧ
•о о о
(Ч
чо о о
ГЧ
о о р ® о
о о о о о
Ш Объем дохода П Внутренний долг
о о
£4 р
о
00 о о
гч р
1—I
о
ОЧ
о о
сч р
о
Рис. 2. Соотношение объема долга по государственным ценным бумагам к собственным доходам областного бюджета (в абсолютных величинах)
оч о СП »г» ОО
о\ о О о о о о о о о
о* о о о о о о о о о
ГЧ сч СЧ <ч СЧ СЧ СЧ СЧ СЧ
^ т—1 т-Н т-Н
о о о о о о о о о о
,-н ,-н ГЧ ,—1 ,—1 ,—1 ,—1
О О о о о о о о о о
о о
СЧ
о о
Рис. 3. Соотношение объема долга по государственным ценным бумагам к собственным доходам областного бюджета, %
56
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Таблица 1
итоги размещения, погашения облигационных займов Администрации Волгоградской обл. на 01.01.2009
Год Займы в обращении Зарегистр. в Минфине России, руб. кол-во размещенных облигаций Выпущено по номиналу В % к предыдущему году Выпущено по цене размещения В % к предыдущему году Погашено В % к предыдущему году Остаток в обращении на конец года
2008 УЬО - 011/00192; УЬО - 015/00256; УЬО - 017/00312 УЬО - 021/00363; УЬО - 022/00411; УЬО - 020/00362; 1 000 000 000 1 002 293 1 002 147 000 96 1 002 201 517 96 534 638 850 146 3 026 505 650
Итого... 6 750 000 000 17 891 629 5 676 570 450 6 317 769 127 3 652 211 800
На 01.01.2009 в обращении находятся займы: ^О - 011/00192; ^О - 015/00256; ^О - 021/00363; ^О - 022/00411; ^О -020/00362. Всего займов на общую сумму (по номиналу) 3 026 505 650 руб.
На 01.01.2009 рынок государственных облигаций Волгоградской области характеризуется следующими показателями (табл. 1). По состоянию на 01.01.2009 в обращении находилось 5 выпусков облигаций Волгоградской обл. общим объемом 3,0 млрд руб. Практически все облигации области, размещенные на бирже, являются амортизационными. В мае 2008 г. был погашен единственный на тот момент внутрирегиональный займ. В настоящее время все обращающиеся выпуски являются биржевыми. Высокая кредитная оценка позволила успешно разместить предпоследний выпуск. Прошлогодняя эмиссия (май 2008 г.) была произведена до проявления последствий кризиса ликвидности, обусловившего рост процентных ставок по займам во второй половине 2007 г. При этом области как эмитенту удалось избежать последствий роста риска ликвидности.
Облигации Волгоградской области имеют сроки обращения от 4 до 5 лет и более. Изначально биржевые займы осуществлялись на срок 4 года. Краткосрочные займы на внутрирегиональном рынке в 2008 г. не интересуют инвесторов, и текущие потребности бюджета в финансовых ресурсах удовлетворяются посредством привлечения кредитов коммерческих банков. Долгосрочный характер заимствований определен сроками реализации инвестиционных проектов в рамках бюджета и отражает стратегическую направленность долгового планирования региона.
На начало 2009 г. состояние государственных облигаций по срокам обращения представлено на рис. 4.
Основным эмитентом облигаций на рынке СМО региона является Волгоградская обл. Однако муниципальный сектор также выступает субъектом рынка облигаций со значительным объемом размещений. Единственным эмитентом муниципального уровня выступает городской округ Волгоград. По состоянию на 1 января 2008 г. на муниципальный
сектор приходилось 29 % обязательств, выраженных в ценных бумагах, в общем объеме облигационных обязательств Волгоградского региона (консолидированного бюджета Волгоградской обл.). В период с 2003 - 2007 гг. было размещено 4 выпуска номиналом в 1,4 млрд руб. Облигации имеют сроки обращения от 2 до 3 лет. Первый заем, с которым Волгоград вышел на биржу, имел 3-летний период обращения. Диапазон сроков обращения муниципальных облигаций города составляет 731 - 1098 дней. Ставки доходности по муниципальным облигациям Волгограда по-прежнему несколько выше ставок Волгоградских областных облигаций. Одной из причин этого является отсутствие кредитного рейтинга у города [1].
Известно, что использование любых финансовых инструментов сопровождается появлением определенной нагрузки на экономику субъекта. При этом фондовый капитал в силу своей приро-
□ От года до пяти лет ■ Свыше пяти лет
рис. 4. Государственные облигации Волгоградской обл. по срокам обращения по состоянию на 01.01.2009
ды обладает рядом неоспоримых преимуществ по сравнению со ссудным капиталом.
Фондовый капитал более динамичный, процентная ставка по занимаемому на фондовом рынке капиталу формируется спросом и предложением на данный момент на рынке, что позволяет проводить более гибкую политику заимствования в отличие от банковских кредитов (банки кредитуют по ставке рефинансирования плюс три пункта). Так, только Волгоградский банк Сбербанка РФ представляет кредиты под 14 % годовых, но на срок не более 6 мес. По условиям эмиссии и обращения Волгоградских областных ценных бумаг доход кредитора (или плата за пользование заемными средствами) выплачивается в конце кредитного срока, что повышает инфляционную составляющую в составе платы за пользование заемными средствами, снижая реальную стоимость заемных средств. Тогда как по кредитам идет ежемесячное перечисление средств из областного бюджета на выплату процентов за пользование заемными средствами.
Наряду с ориентацией эмитента на институциональных инвесторов большое внимание уделяется и частным вкладчикам. При относительно низких кредитных рисках (надежности вложения денежных средств), сравнимых с кредитными рисками депозитов в Сбербанке РФ, покупка инвестором областных облигаций предполагает значительно больший доход. Для сравнения, денежные вклады от населения принимаются Сбербанком РФ под депозитную ставку 5 — 7 % годовых в зависимости от срока вклада, что намного ниже не только ставки рефинансирования, но и существующей на данный момент инфляции. Кроме того, Сбербанк РФ в одностороннем порядке производит снижение процентов по депозитам при общем снижении ставок [3].
Но существуют и ряд проблем, которые требуют решения в среднесрочной перспективе. Это прежде всего:
■ малоразветвленная дилерская сеть (до сих пор не удалось привлечь к размещению как дилера Волгоградский банк Сбербанка РФ с его разветвленной филиальной сетью. Если он и участвовал в размещении, то только как конечный инвестор, не выставляя бумаг на вторичном рынке. Объяснением этому может быть политика, проводимая Сбербанком РФ — Волгоградские областные облигации конкурировали бы с депозитами самого банка);
■ ярко выраженная региональность инвестиций (после кризиса августа 1998 г. среди инвесторов в первую очередь преобладают местные диле-
ры, исключением является лишь Волгоградский филиал ОАО «Петрокоммерцбанка»); ■ незначительное участие в качестве инвесторов таких организаций, как страховые и пенсионные фонды.
В вопросе совершенствования управления займами существует необходимость в организации специализированного института по управлению региональным долгом.
Исходя из объема ценных бумаг, находящихся в обращении, представлена стратегия государственных внутренних заимствований Волгоградской обл. на период до 2012 г. (табл. 2.).
Таблица 2
стратегия внутренних государственных заимствований с 2009 по 2012 г.
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Планируемый выпуск 1 000 1 000 1 000 1 000
государственных облигаций, млн руб.
Планируемый срок 5 5 5 5
обращения, лет
Погашение, млн руб. 620 920 1250 1425
Планируемые расхо- 453,555 481,935 505,966 494,991
ды на обслуживание,
млн руб.
В зависимости от фактической ситуации, складывающейся на фондовом рынке, а также от потребностей областного бюджета в дополнительных денежных средствах планируемые заимствования будут уточняться на каждый финансовый год.
График размещения облигаций составляется так, что позволяет привлекать дополнительные денежные средства в периоды наименьших налоговых поступлений в областной бюджет.
В связи с изменением ситуации на фондовом рынке, в экономике страны в целом и в Волгоградском регионе в частности перед планированием бюджета на очередной финансовый год производится корректировка объемов заемных средств с учетом потребностей и финансовых возможностей областного бюджета (рис. 5).
На рисунке 5 показано, что государственные облигации должны стать в ближайшие четыре года одним из основных источников привлечения дополнительных денежных средств в областной бюджет. Объем долга по ценным бумагам планируется увеличить на 106,48 %, при общем плановом росте долга на 61,13 %. Доля государственных ценных бумаг в составе долга вырастет с 50,8 до 65,0 %.
Облигации Волгоградской обл. — достойная альтернатива вложения денежных средств насе-
Млн руб.
10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0
2255
2600 2235
□ 45 500 □ 0
5284 5284
4524 □ 162 4904 1—1
889
2559 □ 294
2151 2080 2340 2340
1300
2008 2009 2010 2011 2012 Год
□ Банковские кредиты ИГосударствеиные облигации □ Бюджетные ссуды □ Государственные гарантии
Рис. 5. Планируемая структура государственного долга на период с 2008 по 2012 г.
лением депозитам Сбербанка. Физические лица, единожды вложив свои свободные средства в областные облигации, предпочитают этот финансовый инструмент и в дальнейшем.
Изменение условий в экономике требует изменений приоритетов в бюджетной политике региональных властей. Рост налоговых поступлений, пересмотр текущих расходов привели к снижению дефицита областного бюджета. В сложившихся условиях одной из основополагающих задач бюджетной политики региона становится создание и развитие экономических процессов, которые стимулировали бы деловую и инвестиционную активность частного сектора, укрепление промышленного и финансового потенциала региона, рост благосостояния населения. Эти процессы должны ставить своей целью привлечение дополнительных денежных ресурсов в объемах, способных удовлетворить инвестиционный спрос. Более того,
инвестиционные потоки должны обеспечивать рост экономики во всех секторах регионального хозяйства, что в свою очередь обусловит увеличение налоговых поступлений в бюджет и рост общего благосостояния.
Список литературы
1. Бондарь Т. Глобальный взгляд на российский рынок субфедеральных займов // Рынок ценных бумаг. 2008. № 9. С. 65 - 66.
2. Герасимов А. Развитие в противостояние кризису // Рынок ценных бумаг. 2008. № 9. С. 61 - 64.
3. Трехлетний бюджет Волгоградской области: теория и практика / Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Адм. Волгогр. обл.: под ред. А. В. Дорждеева. Волгоград, 2008. 260 с.
вниманию
кредитных
организаций!
Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).
Тел. /факс: (495) 621-69-49 (495)621-91-90
http:\\www.fin-izdat.ru Е-таП: [email protected]