Научная статья на тему 'Посткризисный опыт размещения облигационных займов в субъекте Федерации (на примере Свердловской области)'

Посткризисный опыт размещения облигационных займов в субъекте Федерации (на примере Свердловской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД / РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОБЛИГАЦИЯ / РАЗМЕЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешина Э.В., Истомина Н.А., Лыхина С.Ю.

Традиционно принято считать, что в условиях посткризисного периода развития экономики снижается спрос на инструменты финансового рынка. Вместе с тем в регионах РФ (в том числе в Свердловской области) имеется положительный опыт посткризисного размещения облигационных займов. В статье приведены параметры займов 2011 и 2012 гг., обоснованы причины успешного размещения и сформированы рекомендации на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Посткризисный опыт размещения облигационных займов в субъекте Федерации (на примере Свердловской области)»

Финансы региона

УДК 336.3

ПОСТКРИЗИСНЫЙ ОПЫТ РАЗМЕЩЕНИЯ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Свердловской области)

Э. В. ПЕШИНА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой государственных и муниципальных финансов Е-mail: gmf@usue. ш Н. А. ИСТОМИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: n_istomina_usue@mail. ш С. Ю. ЛЫХИНА, старший преподаватель кафедры государственных и муниципальных финансов Е-mail: uksusovagmf@listl. ги Уральский государственный экономический университет

Традиционно принято считать, что в условиях посткризисного периода развития экономики снижается спрос на инструменты финансового рынка. Вместе с тем в регионах РФ (в том числе в Свердловской области) имеется положительный опыт посткризисного размещения облигационных займов. В статье приведены параметры займов 2011 и 2012 гг., обоснованы причины успешного размещения и сформированы рекомендации на перспективу.

Ключевые слова: посткризисный период, развитие, экономика, финансовый рынок, Свердловская область, облигация, размещение.

В соответствии с общепризнанными теоретическими и практическими закономерностями на финансовом рынке осуществляется аккумуляция и перераспределение финансовых ресурсов в целях

извлечения прибыли. Периоды роста и снижения финансового рынка, в том числе, отличаются объемами обращающихся на нем финансовых ресурсов. В периоды экономических кризисов, как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов, наблюдается значительный отток ресурсов с финансовых рынков. Это обусловлено такими факторами, как снижение деловой активности общества, ухудшение основных показателей развития экономики и уровня жизни населения. В периоды посткризисного развития сохраняется проблема недоверия инвесторов к инструментам финансового рынка, что может создать серьезные трудности в реализации любых проектов размещения ценных бумаг любых эмитентов.

Кризисные процессы, характерные для экономики РФ и финансового рынка в 2008—2010 гг., прояви-

лись в полной мере во всех субъектах Федерации, в том числе в Свердловской области. Традиционным следствием такой ситуации могло стать существенное снижение спроса на все виды инструментов финансового рынка региона в посткризисный период развития. Однако именно посткризисный период развития Свердловской области характеризуется восстановлением практики размещения государственных облигационных займов региона.

Главной причиной обращения правительства региона к данному инструменту финансового рынка явился дефицит областного бюджета, который объективно увеличился в результате влияния последствий экономического кризиса на экономику и бюджет региона (табл. 1).

Размещение облигационных займов Свердловской области в 2011 и 2012 гг. следует признать

одним из самых успешных проектов в субъектах Федерации в посткризисный период. В связи со значительным превышением спроса на облигационные займы Свердловской области над плановыми показателями их размещения появилась возможность снизить ставку по купону на первый купонный период, т. е. ставку, от которой зависит доходность по облигациям в целом (табл. 2).

Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно отметить, что номинальная стоимость региональных облигаций, равная 1 000 руб., определила их доступность как для физических, так и для юридических лиц. Общими характеристиками для облигаций 2011 и 2012 гг. являлись также следующие параметры:

- срок обращения облигаций;

- количество купонных периодов;

Таблица 1

Дефицит областного бюджета Свердловской области в 2006—2011 гг., млрд руб. [1]

Дефицит бюджета 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013

Запланированный -2,19 -4,18 -3,64 -11,06 -4,8 -12,64 —18,86 —16,03

Фактический -4,45 -0,31 -1,66 -0,41 3,35 -6,37 — —

Показатель 2011 2012

Общий объем выпуска, млрд руб. 3 3

Фактический спрос, млрд руб. 6,1 18,1

Количество облигаций, млн шт. 3 3

Номинальная стоимость 1 000 1 000

одной облигации, руб.

Цена размещения 100 % от номинала 100 %о от номинала

Форма выпуска Документарная Документарная

Дата начала размещения 13.12.2011 05.12.2012

Дата окончания размещения 13.12.2011 05.12.2012

Дата погашения 11.12.2016 02.12.2017

Количество купонов, 20 20

купонных периодов

Купонный период, дн. 91 (1—15-й купонный период). 91 (1—19-й купонный период).

92 (16—20-й купонный период) 96 (20-й купонный период)

Порядок установления доходности Доход по первому купонному периоду Доход по первому купонному периоду

устанавливается эмитентом, затем устанавливается эмитентом, затем он

он постепенно снижается на 0,25 %о увеличивается

годовых с 9-го по 16-й купонный пери- на 1 % годовых в 4-м и 5-м купонном

од и на 0,5 % годовых с 17-го по 20-й периодах, на 0,25 % годовых в 6-м и 7-м

купонный период от первого купонно- купонных периодах.

го периода Затем доход по купонному периоду уменьшается на 0,25 %о годовых в 8-м и 9-м купонных периодах, на 0,5 % годовых в 10—15-м купонных периодах и на 1 %о годовых в 16—20-м купонных периодах

Ставка первого купона, % годовых 9,27 8,95

Таблица 2

Основные параметры государственных облигационных займов Свердловской области

2011—2012 гг. [3—6]

финансовая аналитика

проблемы и решения

22 (160) - 2013

Финансы региона

периодичность выплаты купонного дохода.

Посткризисный характер развития экономики Свердловской области обусловил повышенный спрос на облигации области как одного из наиболее надежных инструментов финансового рынка. В результате эмитент смог разместить облигации по более низкой ставке первого купона.

Порядок установления доходности, подразумевающий по облигациям 2012 г. неоднозначную тенденцию первоначального увеличения, а затем постепенного снижения доходности в зависимости от купонного периода, в дополнение ко всему свидетельствует о постепенном восстановлении региональной экономики после кризиса [4]. Это связано, в том числе, с появившейся возможностью финансирования временно увеличивающейся ставки за счет регионального бюджета благодаря значительному превышению показателей фактического поступления доходов в региональный бюджет над плановыми, обеспечивая инвесторам дополнительную привлекательность.

По мнению авторов, в качестве основных причин успеха размещения облигационных займов в Свердловской области следует рассматривать ряд факторов.

Во-первых, высокие показатели развития и потенциала роста экономики. Стабильное увеличение валового регионального продукта Свердловской области в последние годы свидетельствует о выходе экономики региона из кризиса (табл. 3).

В посткризисный период индекс промышленного производства и объем инвестиций в основной капитал в Свердловской области увеличились и их значения намного превысили средние показатели по РФ. Кроме того, областной бюджет располагал наибольшим объемом собственных доходов и характеризовался самым низким уровнем зависимости от вышестоящих бюджетов среди субъектов РФ с сопоставимыми рейтингами [2].

Во-вторых, острый дефицит привлекательных финансовых инструментов для инвестирования свободных денежных средств.

Посткризисный характер развития национальной экономики РФ и региональной экономики Свердловской области обусловил рост спроса на долговые инструменты. Это связано с тем, что гарантированная доходность и незначительные рыночные колебания цен по облигациям, в отличие от акций, обеспечивали и обеспечивают высокий уровень надежности вложений денежных средств.

Альтернативой государственным облигациям субъектов РФ в рассмотренном периоде являлись государственные ценные бумаги Российской Федерации, спрос на которые традиционно находился на высоком уровне. Однако, учитывая тенденцию постоянного увеличения заимствований и как следствие — значительного роста государственного долга, инвесторы все чаще для диверсификации рисков использовали альтернативные варианты вложения денежных средств, к которым и относятся облигации субъектов РФ.

Объемы рыночных заимствований субъектов РФ и наиболее крупных муниципальных образований путем выпуска облигаций значительно увеличились в посткризисный период. Их привлекательность во многом зависит от экономической и финансовой ситуации в регионе, именно поэтому на облигации Свердловской области, как одного из наиболее динамично развивающихся субъектов, существует значительный спрос.

В-третьих, рост объемов свободных финансовых ресурсов у крупных инвесторов. Увеличение объема свободных финансовых ресурсов организаций предполагает рост спроса на инструменты инвестирования на финансовом рынке. Большинство крупных инвесторов заинтересованы (или обязаны в соответствии с национальным законодательством) частично вкладывать свободные финансовые ресурсы в наиболее надежные финансовые инструменты, к которым относятся и облигации Свердловской области. К категории крупных инвесторов традиционно относятся пенсионные фонды, в том числе негосударственные, кредитные организации и

Таблица 3

Основные показатели социально-экономического развития Свердловской области за 2009—2011 гг. [9, 10]

Показатель 2009 2010 2011

Валовой региональный продукт (валовая добавленная стоимость), млн руб. 825 267 1 046 600 1 265 683

Индекс промышленного производства, % 81,1 116,2 105,8

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, млн руб. 119 167 161 248 192 599

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб. 200 368 264 462 333 451

ФИНАНСОВАя АНАЛИТИКА

Таблица 4

Динамика вложений крупнейших инвесторов в финансовые инструменты, млрд руб. [11]

Показатель 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012

КО* СК** НПФ*** КО СК НПФ КО СК НПФ

Акции и другие формы участия в капитале 411,8 103,3 166,1 710,9 106,3 273,5 914,4 91,4 316,0

Долговые ценные бумаги, всего 3 379,1 204,9 241,0 4 419,9 199,4 255,1 4 676,2 229,3 403,4

В том числе органов государственного управления 997,2 28,0 43,1 1461,8 41,5 40,6 1 719,9 54,1 67,9

* Кредитные организации.

** Страховые компании.

*** Негосударственные пенсионные фонды.

страховые компании и т. д. Динамика их вложений в ценные бумаги представлена в табл. 4.

Таким образом, в посткризисный период можно отметить значительное увеличение объема вложений крупнейших инвесторов в ценные бумаги всех видов.

В-четвертых, финансовая устойчивость эмитента и незначительный уровень долговой нагрузки на областной бюджет.

При сравнении уровня долговой нагрузки Свердловской области и других субъектов РФ можно отметить достаточно хорошие показатели, которые значительно увеличивают спрос инвесторов на заемные ресурсы региона (табл. 5).

В период принятия органами исполнительной власти Свердловской области решения об эмиссии облигаций в показатель долговой нагрузки включались в основном кредиты, привлеченные областью в качестве заемщика, а также гарантии, выданные под обеспечение обязательств третьих лиц.

В-пятых, четкость и прозрачность процедуры первичного размещения, использование доступных и удобных для инвесторов технологий размещения.

Размещение государственных облигаций Свердловской области осуществлялось путем открытой подписки на фондовой бирже в форме Book-Building, которая соответствует современной практике размещения ценных бумаг в зарубежных странах. Использование этой технологии может повлиять на увеличение спроса на облигации со стороны национальных и иностранных инвесторов

Основные показатели долговой н

в связи с заранее публикуемой информацией об основных условиях размещения ценных бумаг и допуска к ней неограниченного круга инвесторов. Более того, при использовании процедуры BookBuilding при выставлении заявки инвестор вправе указывать определенные пожелания при приобретении ценных бумаг, при учете которых эмитент косвенно оказывает влияние на параметры спроса на ценные бумаги в будущем.

Современная ситуация в экономике РФ и Свердловской области, активизация процессов во всех сегментах финансового рынка обусловливают необходимость трансформации практики размещения региональных облигационных займов из точечной деятельности в относительно постоянную работу. В связи с этим представляется необходимым сформировать комплекс рекомендаций по совершенствованию подходов к планированию параметров займов и их размещению.

Прежде всего, предлагается при планировании и организации размещения облигационных займов в субъекте Федерации руководствоваться понятием «приемлемость». Под приемлемостью предлагается понимать такую совокупность параметров конкретного займа и технологии его размещения, при которой будет обеспечиваться наибольшая привлекательность для инвестора и определяться его готовность вложить средства в данные ценные бумаги.

В табл. 6 представлены аспекты приемлемости государственных займов субъекта Федерации, опре-

Таблица 5

}узки Свердловской области [7, 8]

Показатель 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013

Объем государственного долга, млн руб. 9 868,1 19 634,9 20 742

К доходам бюджета без учета безвозмездных поступлений, % 10,25 16,74 15,3

Место в рейтинге по сравнению с другими субъектами 15 23 18

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика аспектов приемлемости государственных займов субъекта Федерации

(совокупность аспектов)

Аспект приемлемости Содержание Влияние на спрос со стороны инвесторов

Временной Срок обращения облигации, наличие возможности досрочного погашения Чем выше срок обращения облигаций, тем большая доходность возможна, соответственно, тем выше спрос со стороны инвесторов

Доходный Допустимый (ожидаемый) уровень доходности для инвесторов Увеличение доходности по облигациям увеличивает спрос на них со стороны инвесторов

Количественный Общий объем выпуска ценных бумаг, объем каждого вида и серии облигаций При большом объеме выпуска облигаций одного вида спрос инвесторов будет падать в связи с большим уровнем задолженности у эмитента и отсутствием альтернативных инструментов для инвестирования

Информационный Использование всех видов информационных ресурсов (информационная открытость и доступность) в процессе эмиссии и обращения государственных облигаций. Удобный и своевременный способ уведомления инвесторов об уровне предполагаемой доходности и изменения условий займа Своевременность и удобство получения информации увеличивают потенциальный спрос на облигации

Технологический Использование современных технологий размещения и организации торгов, защита персональных данных инвесторов и обеспечение сохранности их электронных денежных средств Чем выше уровень развития технологий, тем выше потенциальный спрос на облигации

Организационный Качество организации процедуры размещения и обращения ценных бумаг, в т. ч. выбор ответственных участников за эту процедуру Грамотно организованная процедура размещения и обращения ценных бумаг может увеличить спрос на них со стороны инвесторов

Рисковый Обеспеченность облигаций, приемлемый уровень риска, кредитный рейтинг эмитента Чем меньше уровень риска и выше уровень кредитного рейтинга эмитента, тем выше спрос на облигации со стороны инвесторов

деляющие их инвестиционную привлекательность и ожидаемый спрос со стороны инвесторов.

Для того чтобы обеспечить успешное размещение государственных займов субъекта РФ, авторами предлагается использовать комплекс аспектов, характеризующих уровень приемлемости облигационного займа для инвестора. Учитывая все их вместе и уделяя внимание каждому по отдельности, органы власти региона могут разработать стратегию заимствований, максимально адаптированную к осуществляемой политике и экономической ситуации в стране путем увеличения спроса на облигации со стороны инвесторов.

Учитывая описанные аспекты приемлемости, авторами был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию подходов к планированию параметров займов и их размещению.

1. Учитывать и анализировать успешный опыт размещения облигационных займов других субъектов и наиболее крупных муниципальных образований.

2. Разработать стратегию развития устойчивого долгового финансирования Свердловской области, в

которой отразить ежегодно реализуемые мероприятия по развитию рынка государственных облигаций Свердловской области и других инструментов с одновременной минимизацией долговой нагрузки на субъект.

3. Разработать систему нормативных правовых актов, позволяющих оперативно реагировать на меняющуюся ситуацию на рынке и своевременно осуществлять эмиссию ценных бумаг при наиболее благоприятных условиях.

4. Постоянно осуществлять мониторинг финансового рынка и отслеживать факторы, влияющие на изменение процентных ставок и капитализации рынка.

5. Разработать меры по расширению круга потенциальных инвесторов и обеспечить своевременное предоставление им актуальной информации с учетом аспектов приемлемости займов.

Список литературы

1. Министерство финансов Свердловской области: официальный сайт — Ы*р://ттйп. midural. гц.

2. Московская биржа: официальный сайт —

тюех. гц.

3. Об утверждении Решения об эмиссии государственных облигаций Свердловской области

2011 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга: постановление правительства Свердловской области от 24.11. 2011 № 504.

4. Об утверждении Решения об эмиссии государственных облигаций Свердловской области

2012 года в форме документарных ценных бумаг на предъявителя с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга: постановление правительства Свердловской области от 26.11.2012 № 446.

5. Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций Свердловской области 2011 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга: приказ министерс-

тва финансов Свердловской области от 30.06.2011 № 254.

6. Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных облигаций Свердловской области 2012 года с фиксированным купонным доходом и амортизацией долга: приказ министерства финансов Свердловской области от 21.02.2012 № 44.

7. Рейтинговое агентство РИА Рейтинг: официальный сайт — http://www. йагай^. гц.

8. Российское агентство международной информации «РИА Новости» — http://www. йа. гц.

9. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт — http://www. gks. гц.

10. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области: официальный сайт — Ы;ф:/^уеМ1. gks. гц.

11. Центральный банк Российской Федерации: официальный сайт — http://www. сЬг. гц.

7х"

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.