Научная статья на тему 'Московские облигационные займы. История и текущее состояние'

Московские облигационные займы. История и текущее состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
294
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багров А. Н.

Приведено историческое обоснование появления облигационных займов, как источника финансирования городского коммунального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Московские облигационные займы. История и текущее состояние»

МОСКОВСКИЕ ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ. ИСТОРИЯ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

А.Н. БАГРОВ, начальник отдела «Банк Москвы»

Отмена крепостного права и начало промышленного подъема вызвали в России рост численности городского населения. Перед городскими властями в Российской империи остро встали санитарно-медицинские, противопожарные, образовательные и другие проблемы, требовавшие скорейшего разрешения. Скудные городские бюджеты даже при оказываемой правительством государственной помощи не позволяли их решать в полном объеме. Необходимы были новые источники и механизмы финансирования городского коммунального хозяйства. С 70-х гг. ХЕХ в. российские города стали выпускать в обращение облигационные займы.

Наиболее продвинутыми в этом направлении оказались крупнейшие российские города, имевшие наиболее серьезные проблемы по всему комплексу коммунального хозяйства. Самым крупным российским муниципальным заемщиком в России стала Москва. По имеющимся статистическим данным капиталы облигационных займов начали формироваться с 1883 г. с суммы 3 млн. руб. и достигли к 1 января 1914 г. сумму 154,4 млн. руб. С 1883 по 1912 год включительно Москвой было проведено 23 облигационных займа. В 1913 г. облигационные займы не проводились. Общая сумма обращающихся на фондовом рынке страны облигаций на тот момент в три раза превышал доходную часть столичного бюджета. Однако Москва не была банкротом. Общая стоимость муниципального имущества этого города в тот период составляла 166,5 млн. руб. Что служило своеобразным залогом возвратности заемных средств.

Московские облигационные займы по доходности были одними из самых низких. Процентная ставка по ним колебалась в пределах 4-5 % годовых, что было на 1-2 % ни-

же среднестатистических по России. Секрет такой доходности состоял в том, что облигации в большей своей части обращались на зарубежных финансовых рынках. Биржи Франции, Великобритании, Нидерландов, Германии, Бельгии и Швейцарии активно проводили операции с ними. Интересно, что котировка московских облигаций на Санкт-Петербургской бирже была ниже, чем на Брюссельской, но выше, чем на Берлинской. Стоимость облигаций в 1913 г. колебалась от 79,7 % от номинала на Берлинской бирже до 88,9 % на Брюссельской.

Займы города Москвы, как правило, выпускались на 49 лет с выплатой купонного дохода раз в год. Основными посредниками при их размещении и партнерами по обслуживанию были три московских банка, в том числе Московский купеческий, Московский торговый и Московский учетный, а также агентства единственного допущенного для работы в России зарубежного банка — «Леонекий кредит». Выпускавшиеся до революции облигации были выражены либо в рублях (с соотношением курса к золоту или иначе), либо одновременно — в рублях и иностранной валюте (английской, немецкой, французской и т.д.); также обозначалась общая номинальная стоимость займа. При этом деноминация облигаций в рублях не означала их исключительно внутреннего размещения. Например, несколько займов города Москвы, осуществленных в 1890-х гг., размещались как в России, так и в Германии, но выражены облигации были только в рублях. Наиболее распространенными номиналами облигаций были 100, 500, 1000, 5000 рублей. Все облигации выпускались, за редким исключением, в виде ценных бумаг на предъявителя. Однако, допускался их выпуск в виде именных ценных бумаг, а также преду-

сматривалась возможность обмена, по желанию держателя, облигаций на предъявителя на именные облигации, и наоборот. Также применялся стандартный порядок погашения облигаций — путем выхода в тираж. Обычно тиражи облигаций происходили один или два раза в год, при этом в условиях выпуска облигаций предусматривалось ежегодное выделение сумм для погашения облигаций (в размере, определяемом как долевое отношение к номинальной стоимости всего займа). Держатели облигаций должны были внимательно следить за публикациями в изданиях, оговоренных в условиях о выпуске, содержащими данные о вышедших в тираж облигациях. Все облигации выпускались либо с приложением процентных купонов и талонов на купоны, по которым выдавались новые купонные листы после использования изначально прилагаемых купонных листов, либо без таковых. Условия выпуска облигаций фиксировались в проспекте (который не применялся в случае внутренних облигационных займов) или на подписном листе, т.е. на самой облигации. Условия займа включали данные о его объеме, процентах, сроке погашения, порядке подписки и оплаты, порядке платежа по купонам и т.д. Для осуществления городских займов было необходимо утверждение их условий местными органами власти (обычно — городскими думами) при наличии Высочайшего утверждения или повеления.

Привлеченные денежные средства городская управа вкладывала не только в городское коммунальное хозяйство. Стоит добавить, что коммунальное хозяйство города, включая транспорт, не лежало тяжким бременем на бюджете Москвы, как в настоящее время, так как работало с прибылью. «Облигационные» деньги шли и на финансовые цели. В частности, с помощью их был сформирован основной капитал городского ломбарда.

Как известно, со всех российских ценных бумаг (за исключением государственных и правительством гарантированных) при получении дохода удерживался так называемый 5 % сбор с доходов от денежных

капиталов. Для повышения конкурентоспособности своих облигаций некоторые российские города брали на себя уплату данного налога. И раз в год за счет собственных средств уплачивали Государственному казначейству этот сбор. На 1 января 1913 г. таких городов было всего 11. В список входили Астрахань, Баку, Вильно, Екатерино-слав, Москва (по трем займам), Николаев, Царицын и др.

В течение 1917-1920 гг. все дореволюционные государственные, городские и частные займы были аннулированы, и любые компенсационные выплаты по ним были прекращены. Дольше оставались в обращении займы городов: Постановлением от 6 (19) марта 1918 года СНК РСФСР продлил на 9 месяцев правительственные гарантии по займам городов и земств, срок платежа по которым истекал в течение 1918 г. После повсеместной замены органов местного самоуправления на Советы СНК РСФСР Декретом от 9 октября 1919 г. были объявлены аннулированными без всякого возмещения облигационные займы и все долги бывших городов и земств, а владельцы таких облигаций были обязаны сдать их государству.

Лишь к концу девяностых годов в Москве вновь создается городская заемноинвестиционная система с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов. При этом Москва вышла на рынок муниципальных займов значительно позже других крупных эмитентов. Выпуск первых облигаций был произведен только в феврале 1997 г. (для сравнения - пионер выпуска субфедеральных ценных бумаг, Нижний Новгород, провел первый выпуск своих облигаций в августе 1992 г.).

Правительством Москвы были выпущены три вида облигаций: городской облигационный (внутренний) заем; городской облигационный сберегательный заем; облигационный заем в иностранной валюте.

Исторически первыми появились облигации внутреннего займа для юридических лиц, выпущенные в феврале. Начиная с 1997 г., было осуществлено 17 выпусков облигаций городского облигационного (внут-

реннего) займа Москвы. Общий объем эмиссии указанных выпусков составил 14, 36 млр. руб. За период с 1997 г. по 1999 г. состоялось погашение 9 выпусков. Все выпуски были погашены своевременно и в полном объеме. При этом пятый и шестой выпуски были погашены осенью 1998 г. в условиях тяжелого финансового кризиса 1998 г. В настоящее время в обращении находятся 8 выпусков. Облигации одного из них являются дисконтными. Общий объем эмиссии облигаций городского облигационного (внутреннего) займа Москвы, находящихся в обращении составляет 5,56 млр. руб.

Начиная с 1997 г., были осуществлены эмиссии 2 выпусков облигаций городского облигационного сберегательного займа. Общий объем эмиссии первого выпуска составил 100 млн. руб., второго выпуска - 500 млн. руб. Облигации выпускались в форме документарных ценных бумаг на предъявителя и были предназначены, в первую очередь, для физических лиц. Однако к облигациям сберегательного займа был проявлен большой интерес со стороны банковских структур, и большая часть размещенных эмиссий не дошла до населения, оставшись в портфеле банков-посредников.

В настоящее время все выпуски облигаций городского облигационного сберегательного займа своевременно и в полном объеме погашены. Эмиссия облигаций первого и второго выпуска позволила Москве привлечь денежные средства для финансирования важнейших проектов городской экономики. Однако дальнейшего развития система привлечения заемных средств за счет эмиссии облигаций городского облигационного займа не получила. Это было связано прежде всего с ухудшением экономической ситуации в Российской Федерации.

Выпуск облигаций внешнего займа был начат Москвой в конце мая, то есть почти сразу же после начала заимствований на внутреннем рынке. В 1997 - 1998 г г. было осуществлено 3 выпуска облигационных займов в иностранной валюте, номинированных в долларах США, марках ФРГ, итальянских лирах. Объем эмиссии первого

выпуска составлял 500 миллионов долларов США, второго выпуска - 500 миллионов марок ФРГ, третьего выпуска - 400 миллиардов итальянских лир. Предлагаемый инструмент заинтересовал крупных портфельных инвесторов, работающих с ценными бумагами на развивающихся рынках. Естественно, что бумаги московских облигационных займов привлекли прежде всего качеством заемщика. По утверждению некоторых международных экспертов, Москва как заемщик вполне заслуживает даже более высокого рейтинга кредитоспособности, чем Россия в целом. Москва является единственным из субъектов Федерации, который не имеет дефицита бюджета на протяжении пяти лет. В 1996 г. бюджетный дефицит Москвы составил 0,73 % к доходам.

После августовского кризиса 1998 г. Москва столкнулась со сложностями по размещению облигаций, в результате чего к началу 2000 г. из 9 мрд. руб. долга, номинированного в рублях, лишь 1 мрд. руб. приходился на облигации. Вследствие серии дефолтов по внутренним облигациям многие крупнейшие коммерческие банки перестали приобретать муниципальные и субфеде-ральные ценные бумаги большинства эмитентов, в число которых попала и Москва. Оставшиеся 8 мрд. руб. составили банковские кредиты, основной объем которых пришелся на находящийся под контролем государства Сбербанк.

В июле 1999 г. было зарегистрировано специализированное государственное унитарное предприятие «Финансовое агентство города Москвы» (Мосфинагентство). Оно было создано в соответствии с изданным в марте 1999 г. постановлением правительства Москвы по совершенствованию системы заимствований вместо четырех учреждений Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка правительства Москвы (Москомзайм-маркет, Москомзайм-инвестпроект, Москомзайм-финанс, Мос-комзайм-регионпроект). Мосфинагентство находится под оперативным контролем Комитета муниципальных займов и наделено «узкими функциями выпуска городских дол-

говых обязательств под гарантии города с направлением всех привлеченных средств в развитие городской экономики».

Результатом организационного реструктурирования стала временная приостановка эмиссионной деятельности города до 15 октября 1999 г., когда размещение нового выпуска московских облигаций было совмещено с погашением ценных бумаг предыдущей серии. Несмотря на то, что условиями размещаемой эмиссии было предусмотрено создание биржевого вторичного рынка, до конца этого сделать не удалось. Спрос на ценные бумаги позволил обеспечить размещение лишь части от запланированного объема эмиссии.

Создание Мосфинагентства стало одним из предпринятых шагов по реформированию системы заимствования города. Важным этапом стало изменение идеологии городских заимствований. Если во время пика заимствований в 1997-1998 гг. активно пропагандировалась и осуществлялась идея использования средств городских займов для финансирования коммерческих проектов (конкурирующих с частным бизнесом, либо заранее низкоэффективных), то в последующих годах средства займов планируется направлять на финансирование объектов го-

родской инфраструктуры через механизмы целевых бюджетных фондов. Однако в реальности речь пока идет о формальном перераспределении статей бюджета, поскольку расходы города на обслуживание внутреннего и внешнего долга превышают объем заимствований.

Тем не менее, изменение идеологии использования заемных средств, позволит направить их на финансирование объектов городской инфраструктуры и прежде всего жилищно-коммунального хозяйства, которое в результате целенаправленного использования заемных средств как и до революции, будет безубыточным и приносить даже прибыль.

Литература

1. Брейтерман А. Облигационные займы русских городов. - СПб., 1913.

2. Официальный сервер Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка города Москвы, http://www.moscowdebt.ru.

3. Постановление Правительства Москвы от 23 марта 1999 г. N 213 «О результатах работы Комитета муниципальных займов и развития фондового рынка по выпуску, обращению и погашению городских облигационных займов в 1996-1998 годах и совершенствовании заемно-инвестици-онной системы города Москвы».

МЕСТО И РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБЛИГАЦИОННЫХ ЗАЙМОВ

А.Н. БАГРОВ, начальник отдела «Банк Москвы»

Экономическая реформа и связанное с ней расширение полномочий региональных и местных органов власти сделало необходимым расширение контактов этих органов с банковским сектором за счет более широкого привлечения коммерческих банков для целей обслуживания нужд местных бюджетов. Особо остро такая потребность проявляется в нынешних условиях России, отмеченных спецификой переходного состояния.

Именно потребность придания бюджетному процессу большего динамизма и эффективности потребовала непосредственного подключения коммерческих банков к процессу исполнения бюджета, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных краев, областей и городов.

Обращение местных и центральных органов государственной власти к услугам коммерческих банков объясняется рядом причин. Во-первых, передача временно сво-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.