Научная статья на тему 'Состояние и перспективы государственно-частного партнерства в аэрокосмическом комплексе'

Состояние и перспективы государственно-частного партнерства в аэрокосмическом комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курешов В. А., Пузанов А. А., Мисинева И. А., Пузанова Г. А.

Рассматриваются инвестиционные программы аэрокосмического комплекса. Показано, что инновационные стратегии управления инвестиционными проектами в аэрокосмическом комплексе России будут определяться механизмами государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESENT AND FUTURE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE AEROSPACE COMPLEX

The authors consider the investment programs in the aerospace complex. Innovative strategies for management of investment projects in the aerospace complex in Russia will be determined mostly by public-private partnership mechanisms.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы государственно-частного партнерства в аэрокосмическом комплексе»

Инновационные технологии управления в аэрокосмическом комплексе

Внедрение предложенной методики позволит получить конкретные выгоды в работе менеджеров по персоналу, руководителей и, соответственно, всей компании в целом. Наиболее значимыми результатами использования методики оценки эффективности управления инвестициями в обучение персонала для современных наукоемких предприятиях может стать измерение вклада от программы обучения, улучшение программ обучения персонала, оценка финансового эффекта вложений в развитие сотрудников, получение инструмента контроля результативности мероприятий по развитию персонала.

Апробация разработанной методики была проведена на примере ОАО «ИСС». Данная методика позволяет комплексно оценить процесс управления ин-

вестициями в обучение персонала на современных наукоемких предприятиях, уделяя внимание не только экономической эффективности процесса обучения, но и делая акцент на измерении нефинансовых выгод от программ обучения, учитывая мнения сотрудников.

На основе проведенного анализа организации процесса обучения персонала ОАО «ИСС», процесса управления инвестициями в обучение, а также проведенной оценке эффективности инвестирования обучения при помощи методики оценки эффективности управления инвестициями в обучение персонала на современных наукоемких предприятиях можно сделать вывод о реализуемости и адекватности данной методики условиям функционирования наукоемкого предприятия.

S. G. Kukushkin, I. V. Churuksaeva Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENT IN STAFF TRAINING ON MODERN HIGH TECHNOLOGY COMPANIES

Theoretical justification for investment in staff training on modern high technology companies and formation of methodical proposals to improve the investment system on JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems» are discussed.

© Кукушкин С. Г., Чуруксаева И. В., 2011

УДК 334.021.1

В. А. Курешов, А. А. Пузанов, И. А. Мисинева, Г. А. Пузанова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В АЭРОКОСМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

Рассматриваются инвестиционные программы аэрокосмического комплекса. Показано, что инновационные стратегии управления инвестиционными проектами в аэрокосмическом комплексе России будут определяться механизмами государственно-частного партнерства.

Абсолютным стратегическим приоритетом для страны является российский аэрокосмический комплекс. Государство оказывает существенную поддержку для его развития. Например, по уровню ежегодных расходов на освоение космоса страна вышла на 4-е место в мире по абсолютным объемам вложения средств.

Предприятия и организации аэрокосмического комплекса, потерпев на первом этапе реформ существенное падение производства, сумели в основном сохранить свой высокий научно-технический и кадровый потенциал, достаточный для того, чтобы при условии получения инвестиций быстро адаптироваться к нестабильным рыночным условиям хозяйствования и производить конкурентоспособную на мировом рынке продукцию.

Даже несмотря на известные трудности в нашей экономике в период ее спада, в период кризиса, финансирование всех авиакосмических программ осуществлялось в полном объеме.

Так, в 2009 г. в качестве государственной поддержки ракетно-космической отрасли из федерального бюджета было направлено свыше 18 млрд руб., а в 2010 г. отрасль получила 67 млрд руб. на реализацию Федеральной космической программы и 27,9 млрд руб. на реализацию программы «Глобальная навигационная система» (ГЛОНАСС). Правительство поддерживает строительство новых космических объектов: для строительства полномасштабного космодрома «Восточный» планируется выделить 24,7 млрд руб. на ближайшие три года.

Россия вновь возвращается к программам по исследованию планет Солнечной системы, наращивает

Решетневскце чтения

российскую орбитальную группировку, включая спутниковую глобальную навигационную систему ГЛОНАСС.

До 2015 г. должно быть завершено полное развертывание российского сегмента МКС, включая изготовление и запуск многоцелевого лабораторного, узлового и двух энергетических модулей.

В рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 гг. предусмотрено финансирование в 2011 г. проведения мероприятий ИСС (г. Же-лезногорск) в объеме 360 млн руб.; реконструкций и технического перевооружения участков производства разгонных блоков ОАО «Красноярский машиностроительный завод» (г. Красноярск) в объеме 75 млн руб.

Постановлением Правительства Красноярского края от 14 октября 2008 г. № 135-п утверждена долгосрочная целевая программа «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Красноярского края» на 2009-2011 гг.». Основанием для разработки программы послужило Соглашение от 17.06.2008 АП-4 между Советом администрации Красноярского края и Федеральным космическим агентством о взаимодействии в области развития и использования космических систем, средств и технологий.

Целью программы является создание организационно-технических условий, обеспечивающих эффективное использование результатов космической деятельности в Красноярском крае. Объем финансирования мероприятий программы из средств краевого бюджета составляет 101 871, 6 тыс. руб., в том числе в 2011 г. - 25 217, 4 тыс. руб.

Таким образом, предприятия космической индустрии оказались способными при поддержке государства привлекать инвестиционные ресурсы и осуществлять реструктуризацию производства в соответствии с рыночным спросом. В то же время большое число предприятий космического комплекса, имеющих высокий научно-производственный потенциал, остаются несостоятельными с финансовой точки зрения и нуждаются в новых схемах финансирования производства.

В аэрокосмическом машиностроении эффективным инструментом может стать государственно-частное партнерство, способствующее снятию барьеров на пути взаимодействия государства и частных корпораций по ускорению инновационных процессов в аэрокосмическом комплексе.

В Послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 гг. указывается, что необходимо повысить эффективность использования государственных инвестиций. Наряду с задачами, за решение которых полностью отвечает государство, они должны стать катализатором для вложения средств частного сектора в те сферы и проекты, где одновременно с использованием бюджетных средств можно и целесообразно привлекать внебюджетные ресурсы. При этом необходимо более интенсивно использовать механизмы государственно-частного партнерства.

В начале 2011 г. было заявлено о необходимости учреждения суверенного фонда, который разделит риски с иностранными инвесторами путем совместных инвестиций в проекты модернизации нашей экономики. В мае 2011 г. Госдума приняла поправки в бюджет, которые предполагают выделение Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономическая деятельность (Внешэкономбанк)» 62,2 млрд руб. на создание такого фонда. 1 июня 2011 г. зарегистрировано 100 %-ое дочернее предприятие - ООО «Управляющая компания фонда прямых инвестиций». Предполагается, что за пять лет фонд получит от властей 10 млрд долл., чтобы в течение десяти лет привлечь 50-90 млрд долл. связанных инвестиций.

В каждом федеральном округе в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 3 августа 2011 г. «Об инвестиционных уполномоченных в федеральных округах» введен специальный институт инвестиционного уполномоченного, в задачи которого входит оказание содействия компаниям в реализации частных инвестиционных проектов, прежде всего при взаимодействии инвесторов с органами исполнительной власти.

Эффективное взаимодействие государственной власти и частного бизнеса, основанное на достижении взаимных интересов, становится одним из важнейших условий повышения инвестиционной активности и инновационных методов управления в космической отрасли.

Таким образом, инновационные стратегии управления инвестиционными проектами в аэрокосмическом комплексе России будут в основном определяться механизмами государственно-частного партнерства, характеризующего отличительные черты новой инновационной среды в аэрокосмическом комплексе, включая усиление роли рыночных механизмов.

V. A. Kureshov, A. A. Puzanov, I. A. Misineva, G. A. Puzanova Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

PRESENT AND FUTURE OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS IN THE AEROSPACE COMPLEX

The authors consider the investment programs in the aerospace complex. Innovative strategies for management of investment projects in the aerospace complex in Russia will be determined mostly by public-private partnership mechanisms.

© Курешов В. А., Пузанов А. А., Мисинева И. А., Пузанова Г. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.