Научная статья на тему 'Состояние и перспективы частно-государственного партнерства как важной модели инвестирования экономического развития'

Состояние и перспективы частно-государственного партнерства как важной модели инвестирования экономического развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / МОДЕЛИ ИНВЕСТИРОВАНИЯ / МЕХА-НИЗМЫ ГОСПОДДЕРЖКИ / THE PRIVATE-STATE PARTNERSHIP / INVESTMENT MODELS / STATE SUPPORT MECHA-NISMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галимарданов Э. М.

В статье систематизируются цели и инструменты частно-государственного партнерства, а также факторы, предопределяющие его эффективность.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are analised the purposes and instruments of private and state partnership, and also the factors, influencing on its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы частно-государственного партнерства как важной модели инвестирования экономического развития»

УДК 330.332.16

Э. М. Галимарданов

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПАРТНЕРСТВА КАК ВАЖНОЙ МОДЕЛИ

ИНВЕСТИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ключевые слова: частно-государственное партнерство, модели инвестирования, механизмы господдержки. the private-state partnership, investment models, state support mechanisms.

В статье систематизируются цели и инструменты частногосударственного партнерства, а также факторы, предопределяющие его эффективность.

In the article are analised the purposes and instruments of private and state partnership, and also the factors, influencing on its effectiveness.

Обеспечение экономического развития региональных систем предполагает осуществление ряда крупномасштабных проектов инвестиционного характера, ориентированных на макроэкономическую оптимизацию потоков ресурсов, готовой продукции, работников, инноваций и других важных компонентов территориального воспроизводства. Имея конечной целью повышения конкурентоспособности региональных экономических систем, в том числе и отдельных отраслей (комплексов), проекты напрямую представляют интерес как для частного бизнеса (рост эффективности производства), так и государства - носителя общественных интересов населения, получающего доходы от занятости на предприятиях, и трансферты, источниками которых являются налоги бизнеса. Переход к социальноориентированной экономике в экономически развитых странах, а также упорядочение хозяйственных связей, нарушенных в нашей стране за время либерализации экономики, обусловили возникновение и развитие отношений в сфере частно-государственного партнерства. В России данный сектор инвестиционной активности находится в процессе становления, что обуславливает актуальность экономических исследований в данной сфере знаний. Кроме того, повышенное внимание к данной сфере экономики обусловлено последствиями глобального экономического кризиса и предлагаемыми сценариями их устранения, вновь актуализировавшими инструменты государственного вмешательства в рыночные механизмы. Негативные моменты реализуемых в настоящее время методов государственного участия в экономике в виде централизации активов также требуют научных исследований в данной сфере. Поэтому в данной статье рассмотрим состояние и перспективы частногосударственного партнерства как важной модели инвестирования экономического развития в российских условиях.

В обзорном докладе ассоциации менеджеров, опубликованном в 2007 году и затрагивающем разнообразные стороны данного общественно-экономического явления, отмечен ряд системных моментов, предопределяющих успешность такого альянса в различных сферах:

1. Эффективное использование ЧГП требует зрелости государства и частного сектора, предполагающее наличие ряда важных предпосылок эффективности партнерства, формирующихся в течении длительного времени, и, преимущественно, эволюционно.

2. Реализация проектов ЧГП предполагает определение четких критериев такого взаимодействия в условиях характерного для России двоякого восприятия отношений государства и бизнеса, означающего возможность подмены реальных отношений ЧГП как одной

из форм крупномасштабного проектного финансирования, любым взаимодействием бизнеса и государства. Такая ситуация требует развития нормативной и методической базы.

3. В России созрели экономические предпосылки для объединения усилий государства и частного сектора в форме ЧГП.

4. Развитие ЧГП стало приоритетом для деятельности государства в плане:

- повышение уровня жизни населения, содействие развитию «человеческого капитала»;

- устранения структурных ограничений экономического роста;

- содействия повышению конкурентоспособности российских компаний, укрепления их позиций на внутреннем рынках;

- социально-экономического развития регионов Российской Федерации;

рациональной интеграции России в мировую экономику.

5. В России заложены основы нормативно-правовой и институциональной среды ЧГП.

6. Отсутствие единой системы управления - одна из основных причин, сдерживающих развитие системы ЧГП в России.

7. В российских условиях можно выделить сферы, в которых применение ЧГП будет наиболее эффективным.

8. По мнению российского бизнеса, возможность привлечения бюджетных средств и доступ к ранее закрытым сферам экономики - основные преимущества ЧГП.

Под частно-государственным партнерством (ЧГП) часто понимается институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации обшественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей - от промышленности и НИОКР до сферы услуг.

В других определениях ЧГП упоминаются следующие аспекты данного взаимодействия:

- ресурсный компонент (объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктуры) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.);

- продолжительность, характер и технологическая основа альянса (это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг[1]).

Учитывая диалектический характер противоречий, по определению заложенных в данный механизм хозяйствования, суть которого состоит в наличии, с одной стороны, специфики целей государства, предполагающих наличие обременительных с позиции бизнеса расходов, необходимых для решения социальных вопросов, с другой, доминирование цели максимизации прибыли в деятельности частного бизнеса, важно их оптимальное сочетание, учитывающее специфику развития конкретных регионов, что не позволяет применять универсальную модель ЧГП в любом регионе и усложняет (замедляет) внедрение данного института в практику хозяйствования.

Отметим инвестиционный характер анализируемых взаимоотношений, предполагающий наличие различных способов определения вклада каждой из сторон в достигае-

1 Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. ИМЕМО / В.Г. Варнавский. - М.: Наука, 2005. - 315 с.

мый эффект и последующее распределение благ между участниками партнерства. Кроме того, по мнении. С.Г. Карабашева, высока и инновационная составляющая данного явления. Так, с использованием механизма ЧГП органы государственной власти дают возможность частному капиталу извлекать прибыль из инвестиционных проектов, которые, возможно, иначе не могли бы быть реализованы в силу различных ограничений. В свою очередь бизнес открывает для государства новые возможности для повышения качества государственных услуг, более качественного выполнения перед обществом своих обязательств. Например, для местных органов власти партнерства могут стать важным элементом прогрессивного развития территории, создания рабочих мест, привлечения инвестиций. Так, дефицит государственного бюджета часто затрудняет предоставление высококачественной и конкурентоспособной инфраструктуры и услуг, предоставляемыми органами власти. В таких случаях с помощью ЧГП государство получает возможность привлекать на долгосрочной основе ресурсы частного сектора для поддержания в качественном состоянии, развития и управления инфраструктурными объектами.

При этом целями ЧГП инвестиционного характера выступают[2]:

- максимальная отдача на вложенные средства (Value for Money);

- повышение эффективности управления инфраструктурой;

- «тратить для того, чтобы экономить в будущем»;

- концентрация инвестиций в ключевых для населения проектах в сфере общественного сектора;

- передача рисков в частный сектор;

- привлечение частных инвестиций для осуществления приоритетных проектов инфраструктуры;

- стимулирование развития инноваций посредством конкуренции;

- введение объектов в эксплуатацию в срок.

Отметим, что ряд из вышеприведенных целей несостоятельны в условиях глобального экономического кризиса, прежде всего, это касается передачи рисков в частный сектор, который в настоящее время не имеет ресурсов по их минимизации. Также дальнейшего исследования требуют другие последствия кризиса на процессы сотрудничества бизнеса и государства.

В контексте исследования приоритетных региональных сфер ЧГП представляет интерес мировая тенденция использования ЧГП для развития инфраструктурных проектов. В последние годы одной из тенденций развития государственного сектора в мировой практике была активизация использования частного капитала в финансировании развития инфраструктуры. На развитие этого процесса активно влияли два разнонаправленных фактора: недостаток ресурсов государства и наличие ресурсов у бизнеса

Потребности инвестирования в инфраструктурные объекты в России составляют $240-300 млрд. В целом, по оценке экспертов, потребность российской инфраструктуры в инвестиционных ресурсах на период до 2010 г. Составляет примерно $240-300 млрд., в том числе:

- $60-80 млрд. для поддержания эксплуатационного состояния и расширения нефте-и газотранспортной систем, а также электрических сетей;

- $100-120 млрд. - на развитие транспорта (автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты);

2 Материалы конференции «Приоритетные национальные проекты и государственно-частное партнерство», Москва, 20-21 апреля 2006 г.

- $80-100 млрд. - на модернизацию тепло- и водоснабжения и других систем коммунального обслуживания.

В области транспорта общий объем привлеченных средств, требуемых для модернизации. Составляет примерно $10-12 млрд. (оценка министерства транспорта и МПС). Остальные инвестиции идут из бюджетов всех уровней и из собственных средств предприятий.

Наиболее сложная ситуация складывается в сфере развития коммунальных сетей, для которых требуется $40-50 млрд. частных инвестиций. Таким образом, в дополнение к бюджетным и собственным средствам предприятий в основные отрасли производственной инфраструктуры до 2010 г. Требуется привлечь примерно $50-60 млрд. частных инвестиций (или около 20% от общей потребности).

В то же время экономический рост в России не вел к массированному притоку инвестиций в экономическую и социальную инфраструктуру. В условиях, когда государство не в состоянии самостоятельно решить проблему финансирования, поддержания и модернизации инфраструктурной сети, а рынок и развитие страны этого требуют, крупный бизнес является единственным участником хозяйственной деятельности, способным взять на себя решение этих задач. И в такой ситуации, как показывает опыт других стран, главной концептуальной основой развития инфраструктуры должны стать те или иные формы партнерства частного сектора и государства при сохранении за государством права собственности и одновременной передачи прав по владению и пользованию частным компаниям.

Также интерес представляет систематизация инструментов частногосударственного партнерства и исследование их применения в российских условиях, которая представлена в виде табл.1.

Таблица 1 - Многообразие инструментов ЧГП и их использование в российских условиях [3]

Инструменты Мир Россия

Программные госинвестиции + +

Федеральные налоговые и таможенные льготы + +

Концессии + +

Особые экономические зоны + +

Инвестиционный фонд + +

Венчурные инвестиции + +

Инструменты поддержки экспорта + -

Единый орган по ЧГП + -

Национальное агентство по привлечению инвестиций + -

Национальное агентство по развитию территорий + -

Как видим, по данным на 2006 год, ряд прогрессивных инструментов ЧГП не использовался в России, а имеющиеся элементы инфраструктуры были не в полной мере эффективными, поэтому в дальнейшем также актуально исследование возможностей регио-

3 Материалы конференции «Инвестиционные возможности в России. Принципы и риски государственно-частного партнерства», Москва, 21 ноября 2006 г.

нального совершенствования набора инструментов ЧГП, отражающего особенности и потребности развития конкретной мезоэкономической системы.

Наконец, интерес для практики государственного участия в экономическом процессе представляет оптимальное соотношение ЧГП в промышленном секторе (расширенное и масштабное воспроизводство производственных фондов) и в социальной сфере (воспроизводство конкурентоспособной рабочей силы).

Завершая перечень проблемных сфер и тенденций развития ЧГП, отметим определенный прогресс в области оснащенности инвесторов инструментами поддержки проектов ЧГП, как на федеральном, так и на региональном уровнях власти. Так, были приняты специализированные федеральные законы, способствующие развитию ЧГП: «О соглашениях о разделе продукции», «О концессионных соглашениях» и «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Это создало первую необходимую нормативно- правовую базу для реализации проектов ЧГП.

В институциональной сфере появились Инвестиционный фонд РФ и Российская венчурная компания. Были созданы особые экономические зоны трех типов:

- промышленно-производственные;

- технико-внедренческие;

- туристско-рекреационные.

Кроме того, Правительство РФ объявило о создании нового типа Особых экономических зон - портовых.

При планировании крупных инвестиционных проектов у компаний появилась возможность получить поддержку от государства. Многими экспертами отмечается принципиально новая для инвестора ситуация, когда при планировании крупного инвестиционного проекта у компаний появилась возможность планировать и осуществлять свои инвестиционные планы современными инструментами ЧГП федерального и регионального уровня.

Реализация крупного инвестиционного проекта возможна с одновременным использованием комплекса инструментов ЧГП федерального и регионального уровня. На федеральном уровне, к примеру, для строительства инфраструктурных объектов могут привлекаться средства Инвестиционного фонда. Строительство части инфраструктуры проекта возможно также за счет средств федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП). Активно развивается практика концессионных соглашений.

На региональном уровне за счет инвестиционных инструментов регионального уровня можно добиться, например, получения льгот по налогам на прибыль и имущество, а также субсидирования части процентной ставки по кредиту. Средства регионального бюджета могут также быть привлечены к развитию или строительству социальной и коммунальной инфраструктуры проекта.

Существуют также другие инструменты и их сочетания. Сам факт появления подобных комплексных механизмов господдержки формирует новый контур возможностей для бизнеса и общества, новое пространство для взаимодействия в сфере развития инфраструктуры.

Это имеет большое значение, поскольку компания существенно опережают государство в оснащенности корпоративными стратегиями развития. В случае крупных промышленных компаний такого рода стратегии способны оказать существенное влияние на развитие территорий целых регионов.

© Э. М. Галимарданов - асп. каф. экономики КГТУ, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.