Научная статья на тему 'Развитие частно-государственного партнерства в регионах России'

Развитие частно-государственного партнерства в регионах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
309
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / БИЗНЕС / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИНСТИТУТЫ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / AUTHORITY / BUSINESS / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INSTITUTES OF DEVELOPMENT / INVESTMENT OF CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова Ольга Ивановна

В статье представлен процесс развития частно-государственного партнерства в регионах России: формирование нормативно-правовой базы и реализация проектов частно-государственного партнерства. Определены основные направления по развитию партнерских отношений между государством и бизнесом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие частно-государственного партнерства в регионах России»

Изменение динамики конечных показателей рассчитано в 2012 г. на основе реалистического сценария (в основном за счет изменения компетентност-ной и психофизиологической компонент), а в 2015 г. - оптимистического сценария (за счет наращивания трудового потенциала в целом за рассматриваемый период).

Наращивание объемов производства и выручки будет происходить при сохранении уровня численности персонала за счет эффективной организации кадрового обеспечения.

Представленные выводы подтверждены построенной в Excel матрицей сбалансированных изменений на основе 4 исходных показателей (1), относящихся к двум сравниваемым периодам: базисному (2010 г.) и рассматриваемому (2015 г.).

Таким образом, самое главное для кадрового и производственного менеджмента - добиться достижения общих целей. С экономической точки зрения сбалансированность изменений является следствием межфункциональной интеграции в рамках операционной системы. При этом в нашем случае возмож-

ный результат связывается с качественной и количественной составляющими трудового потенциала, т.е. эффективностью организации кадрового обеспечения химического производства.

Литература

1. Каплан, Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. -М., 2003.

2. Организация производства и управления предприятием / под ред. О.Г. Туровца. - М., 2002.

3. Романенко, И.В. Матричный метод анализа экономической эффективности производственной деятельности промышленного предприятия / И.В. Романенко // Современный бизнес: экономико-управленческий, правовой и образовательный аспекты. - СПб., 2006. - С. 88 - 94.

4. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, разработана в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 19.01.2005 г. № АЖ-П9-188.

УДК 33S.49

О.И. Попова

Научный руководитель: кандидат экономических наук, доцент О.Б. Кирик

РАЗВИТИЕ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕГИОНАХ РОССИИ

В статье представлен процесс развития частно-государственного партнерства в регионах России: формирование нормативно-правовой базы и реализация проектов частно-государственного партнерства. Определены основные направления по развитию партнерских отношений между государством и бизнесом.

Власть, бизнес, частно-государственное партнерство, институты развития, инвестиции.

The article presents the process of development of the public-private partnership in regions of Russia: formation of the normative-legal base and realization of the private-public partnership project. The main directions of development of partnership relations between the state and business are defined in the paper.

Authority, business, public-private partnership, institutes of development, investment of capital.

Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса в России выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инвестиционной и инновационной активности, роста конкурентоспособности страны, а также развития производственной и социальной инфраструктуры.

Основой взаимодействия бизнеса и власти является обмен ресурсами, которые выгодны и полезны противоположной стороне. Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. Государство, в свою очередь, имеет возможность предоставить

бизнесу налоговые льготы, субсидии, торговые преференции, лоббировать его интересы в федеральном центре и за рубежом, формировать общественное мнение о нем, пропагандировать социально ответственное предпринимательство.

В настоящее время все большее развитие получает такая форма взаимодействия между бизнесом и властью как частно-государственное партнерство (Public-Private Partnership - РРР). В развитых странах мира оно рассматривается как необходимое условие развития эффективной рыночной экономики.

Рассмотрев основные подходы к трактовке ГЧП как особого механизма взаимодействия власти и бизнеса, остановимся на существующих определениях к понятию государственно-частного партнерства (табл. 1).

Итак, под частно-государственным партнерством (далее ЧГП) в широком смысле мы будем понимать любое взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес-

ассоциаций) и ставящее своей целью решение общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях.

ЧГП позволяет привлечь частные инвестиции, уменьшить объем необходимых бюджетных средств и, соответственно, направить высвободившиеся бюджетные средства на другие нужды. При этом каждый партнер при реализации проектов концентрируется на той деятельности, в которой он обладает компетенциями. Как следствие, повышается эффективность использования ресурсов и выполнения задач.

В последние годы в России были созданы определенные предпосылки для расширения практики ЧГП в экономике страны и, как следствие, для активизации инвестиционных процессов. В первую очередь, это принятие ряда законодательных инициатив, направленных на развитие ЧГП: на федеральном уровне это законы №115-ФЗ «О концессионных соглашениях», № 82-ФЗ «О Банке Развития», № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и другие законодательные акты. В регионах структура нормативной базы по ЧГП выглядит в виде закона субъекта РФ о государственно-частном партнерстве.

Изначально субъекты самостоятельно разрабатывали законы о частно-государственном партнерстве. Позднее, в декабре 2009 г., Экспертным советом по законодательству о государственно-частном партнерстве Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ был разработан модельный закон о ЧГП. Разработка Модельного Закона субъекта Российской Федерации «Об участии субъекта Российской Федерации, муници-

Варианты трактовки понятия «

пального образования в проектах государственночастного партнерства» активизировало законотворческую деятельность регионов в этом направлении. Если до 2009 г. закон о партнерстве был принят только в 10 регионах страны, то после - более чем в 35 субъектах страны, в том числе и в Вологодской области. Наряду с законодательством, развитие механизмов ЧГП предусмотрено и в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г., и в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также в иных актах Правительства РФ и актах профильных Министерств (при утверждении целевых программ, различных концепций действий, мер и стратегий развития и т.д.). Конкретные механизмы формирования ЧГП были предусмотрены в Распоряжении Правительства РФ от 19.01.2006 г. № 38-р «О программе социальноэкономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)». Практически во всех регионах предусматривается внедрение механизмов государственно-частного

партнерства в разных формах в программах (планах, стратегиях) социально-экономического развития региона, основных направлениях по развитию региона, концепциях реформирования каких-либо сфер и т. д. либо отдельных актах, посвященных ЧГП - планах действий по развитию ЧГП.

Индикатором заинтересованности органов власти в развитии механизмов ЧГП является наличие институтов по развитию партнерства. В июне 2008 года был создан Центр развития частно-государственного партнерства при Внешэкономбанке РФ, что стало

Таблица 1

но-государственное партнерство»

Трактовка Источпик

ГЧП - это среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод Коровин, Е. Кредитный риск проектов частно-государственного партнерства и механизмы поддержки / Аналитический доклад. Федеральные ипст-рументы поддержки инвесторов. М., 2006 г. - URL: www.regionalistica.ru

ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски ИМЕМО. - М.: Наука, 2005

ГЧП - соглашение между двумя и более сторонами кооперировать усилия по достижению общих (или совместимых) целей, при этом общими становятся ответственность, власть, ресурсы, риски и, в идеале, выгоды от реализуемого проекта Европейская комиссия. - URL: http://ec.europa.eu/

ГЧП - это любые средне- или долгосрочные взаимоотношения между государственным и частным сектором, основанные на разделении рисков и доходов, объединении профессиональных знаний и совместном финансировании и служащие достижению определенных политических результатов Рейтинговое агентство Standard& Poor's. - URL: http://www.standard-andpoors.com

ГЧП - привлечение субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием российского или иностранного юридического лица либо объединения юридических лиц, либо индивидуальных предпринимателей для выполнения работ по техническому обслуживанию, эксплуатации, реконструкции, модернизации или новому строительству объектов общественной (социальной) инфраструктуры, предоставлению публичных услуг с их использованием на условиях разделения рисков, компетенций и ответственности, путем заключения и исполнения соглашения о государственно-частном партнерстве Модельный Закон субъекта Российской Федерации Об участии субъекта Российской Федерации, муниципального образования в проектах государ-ствеппо-частпого партнерства

началом процесса консолидации государственных институтов развития на базе Банка развития. Ключевой целью Центра является содействие разработке и реализации проектов на основе эффективного взаимодействия бизнеса и власти, а также квалифицированная подготовка, организация и сопровождение-проектов партнерства для реализации отраслевых, региональных и городских стратегий развития, оказание поддержки органам муниципального и государственного управления по совершенствованию инструментов ЧГП.

Что касается регионального уровня, то одни субъекты РФ создают самостоятельные специализированные региональные центры ГЧП в составе региональных администраций как, например, в Калининградской и Курганской областях. Другие формируют отдельные рабочие группы и сектора по вопросам партнерства при региональных департаментах: в Вологодской и Нижегородской областях созданы отделы частно-государственного партнерства при региональных департаментах инвестиционной политики, в Рязанской области - при министерстве экономического развития и внешнеэкономических связей. Третьи регионы не видят в этом необходимости в силу наличия отраслевых департаментов, совокупно выполняющих роль специализированного органа по ЧГП [3].

Финансирование инвестиционных проектов происходит за счет средств Внешэкономбанка, ОАО «Роснано», Инвестиционного фонда Российской Федерации, ОАО «Особые экономические зоны» и других институтов социально-экономического развития. Инвестиционный фонд Российской Федерации был образован в конце 2005 г, и в соответствии с Бюджетным Кодексом Российской Федерации представляет собой часть средств федерального бюджета, которая подлежит использованию в целях реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства. Главная цель использования средств Фонда - поддержка приоритетных для государства и регионов конкретных инвестиционных проектов путем создания транспортной, инженерной или энергетической инфраструктуры государственного или муниципального значения, без которой эти проекты не могут быть реализованы.

В 2008 - 2009 гг. в фонд поступило 105 заявок, из которых 23 региональных инвестиционных проекта получило финансирование в общем объеме на 104,4 млрд р. [7].

В рамках деятельности Инвестиционного фонда осуществляется тесное взаимодействие с другим институтом развития - государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Банк - активный участник процессов, способствующих развитию инвестиционной деятельности на принципах и с применением различных форм/механизмов частного-государствен-ного партнерства.

Внешэкономбанк осуществляет функции финансового консультанта Правительства РФ, в рамках которых готовит заключения на предмет соответствия проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Фонда, количественным критериям эффективности. По ряду региональных инвестиционных проектов Внешэкономбанк выступает в

качестве кредитной организации, представляющей заемные средства для реализации проекта. Также Внешэкономбанк выступает в качестве соинвестора по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение. В структуре кредитного портфеля Внешэкономбанка наибольший вес занимают проекты, направленные на развитие инфраструктуры: транспортной, энергетической, инфраструктуры ЖКХ, туризма, технопарков и ОЭЗ. Всего на их финансирование в 2008 - 2009 гг. было направлено более 300,8 млрд р.

С декабря 2009 г. Внешэкономбанк осуществляет координацию работ по государственной поддержке модернизации монопрофильных городов через Рабочую группу при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемую заместителем Председателя Внешэкономбанка. В рамках данной работы Внешэкономбанк координирует работу по рассмотрению комплексных инвестиционных планов модернизации (КИПов) и выработке предложений по поддержке проектов для Правительства РФ, а также организует финансовую поддержку инвестиционным проектам, в первую очередь, крупным, отвечающим требованиям Банка и направленным на диверсификацию экономики моногорода и создание новых рабочих мест [8].

В 2010 году поддержку получили 35 моногородов, среди которых г. Сокол Вологодской области, целью модернизации которого является обеспечение устойчивого экономического роста на основе диверсификации, повышение качества жизни населения. В основу реализации комплексного плана модернизации г. Сокола заложено проведение реконструкции производства и модернизации основных производственных фондов на градообразующих предприятиях, таких как ОАО «Сокольский ДОК» и «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат», ООО «Сухонского ЦБК», а также строительство нового предприятия по производству плит с ориентированной стружкой [11]. Финансирование плана модернизации происходит за счет всех источников (табл. 2).

Для реализации государственной политики в сфере нанотехнологий и создания условий для развития инновационной экономики в 2007 году создано ОАО «Роснано» (до 2011 г. ОАО «Роснанотех»). Основные задачи Корпорации - коммерциализация научных разработок наноиндустрии, а также координация инновационной деятельности в этой сфере. Инвестируя в создание высокотехнологических производств, ОАО «Роснано» также работает над созданием инженерно-технической, организационной, финансово-экономической и правовой инфраструктуры инновационной экономики. В 2008 - 2010 гг. наблюдательным советом ГК «Роснанотех» было одобрено 104 проекта с общим бюджетом 347 млрд р., включая софинансирование со стороны Корпорации в объеме 140,1 млрд р. Среди них 92 инвестиционных проекта, 8 проектов по формированию российских и международных венчурных фондов, а также 4 проекта создания нанотехнологических центров [9].

За привлечение частных инвесторов на территории особых экономических зон отвечает ОАО «Особые экономические зоны». Механизм частногосударственного партнерства при создании особых экономических зон проявляется в том, что частные

Таблица 2

Финансирование Комплексного плана модернизации г. Сокола на 2010 - 2020 гг.

Годы Всего, млн р. Федеральный бюджет Областной бюджет Муниципальный бюджет Средства фонда реформирования ЖКХ Внебюджетные средства

Содействие занятости населения

2010 - 2011 63,11 60,32 2,79 - - -

в т.ч. 2010 33,29 31,82 1,47 - - -

Поддержка малого бизнеса

2010 - 2012 562,81 261,41 21,34 3,81 - 276,25

в т.ч. 2010 220,70 96,91 7,45 1,34 - 115,00

Развитие социальной сферы

2011 - 2020 239,5 14,00 224,3 1,2 - -

Создание ИП «Сокол»

2010 - 2012 947,72 363,93 90,98 - - 492,81

в т.ч. 2010 284,41 109,22 27,30 - - 147,89

Инфраструктура Вологодской бумажной мануфактуры

2011 - 2015 6 502,50 720,00 180,00 - - 5 602,50

Реформирование ЖКХ

2010 - 2013 1 458,32 16,00 154,17 - 601,65 686,50

в т.ч. 2010 358,32 - 40,97 - 302,25 15,10

Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

2010 - 2020 2 197,65 1 512,78 136,30 27,41 - 521,16

в т.ч. 2010 781,89 642,14 19,04 8,17 - 112,54

Инвестиционные проекты, планируемые к реализации

2010 - 2020 42 286,68 - - - - 42 286,68

в т.ч. 2010 2 348,97 - - - - 2 348,97

Итого финансирование

2010 - 2020 54 258,29 2 948,44 809,88 32,42 601,65 49 865,91

в т.ч. 2010 4 027,57 880,09 96,23 9,51 302,25 2 739,50

инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру, а также различные экономические льготы для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства.

В настоящее на территории РФ время функционируют 18 особых экономических зон, из них 4 промышленно-производственного типа, 4 технико-

внедренческого типа, 7 туристско-рекреационного и 3 портовых [10].

Следует отметить, что субъекты РФ реализуют инвестиционные проекты, основанные на принципах частно-государственного партнерства и без поддержки федерального центра. Примером тому служит инвестиционный проект «Индустриальный парк «Шексна» в Вологодской области, целями которого является диверсификация экономики на основе создания современных высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней и увеличение производства продукции стройиндустрии для обеспечения роста жилищного строительства [12]. Характеристика проекта представлена в табл. 3.

Резюмируя, можно отметить, что при всей значимости рассмотренных правительством мер в области развития частно-государственного партнерства,

можно констатировать, что процесс создания и использования механизмов ГЧП в России, а также диа-

лог государства и бизнеса по данному вопросу только начаты, и требуется значительно ускорить движение в этом направлении. Сегодня основная задача государственной власти и бизнеса - выработка конкретных процедур применения этих инструментов и их обкатка на пилотных проектах.

Задача обеспечения устойчивого экономического роста регионов требует формирования и развития специализированных институтов и программ содействия развитию взаимоотношений между органами власти и бизнесом, которые будут способствовать диверсификации и модернизации экономики.

Наряду с реализуемыми мерами, стимулирующими бизнес к эффективному инвестированию, очень важны и практические шаги по развитию институтов частно-государственных консультаций, формированию планов частно-государственного партнерства, расширению активности общероссийских, отраслевых и региональных объединений предпринимателей. Исходя из этого, основными направлениями развития партнерских отношений между государством и бизнесом должно протекать по трем различным направлениям [6]:

1. Организационный вектор предполагает целенаправленную информационно-аналитическую поддержку, мониторинг и распространение лучшей практики взаимодействия органов власти и бизнес-структур.

Таблица З

Характеристика инвестиционного проекта «Индустриальный парк «Шексна»

Виды деятельности Объемы инвестиций Содействие субъектам Индустриального парка Налоговые льготы Затраты резидентов на «вхождение» в индустриальный парк

- Глубокая металлопе-реработка. - Стройиндустрия. - Производство автомобиль-ных компонентов. - Инвестиции в инфраструктурные объекты капитального строительства в Индустриальном парке «Шексна» - 60 млн $ - Инвестиции в объекты социальной и административной инфраструктуры вокруг парка - 15 млн $ - Корпоративная инфраструктурная поддержка. - Наличие стабильного налогового законодательства. - Централизованная внутренняя система управления и эксплуатации. - Оперативное разрешение возникающих споров - Освобождение от уплаты (на 5 лет) налога на имущество организаций (2,2 % от стоимости имущества) и транспортного налога. - Снижение ставки (на 5 лет) налога на прибыль на 4,5 % - Плата за технологическое подключение к инженерным инфраструктурам -0 р. - Стоимость аренды земли - от 4 р. за м2 - Стоимость выкупа земли - от 10 р. за м2

2. Отраслевой вектор предполагает разработку отраслевых планов частно-государственного партнерства на основе идентификации направлений роста и сдерживающих рост барьеров, анализа и разработки мероприятий и приоритетов по улучшению бизнес-окружения в конкретных секторах экономики;

3. Региональный/муниципальный вектор предполагает разработку региональных и муниципальных планов развития частно-государственного партнерства.

Решение данных задач возможно при формировании и дальнейшем развитии особых экономических зон, поддержки промышленных парков, содействии развития механизмов субконтрактации, развитии производственных кластеров, разработке и реализации программ энергосбережения и т. д.

Литература

1. Баулин, М. С. Реализация проектов с привлечением механизма государственно-частного партнерства. Теория и практика / М.С. Баулин - иКЬ: http://www.pppinrussia.ru

2. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски/ В.Г. Варнавский. - М., 2005.

3. Государственно-частное партнерство в России. -ЦКЬ: http://www.pppinrussia.ru

4. Европейская комиссия. - URL: http://ec.europa.eu/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коровин, Е. Кредитный риск проектов частпо-государственного партнерства и механизмы поддержки / Аналитический доклад. Федеральные инструменты поддержки инвесторов. - М., 2006. - URL: www.regionalistica. ru.

6. О приоритетных направлениях развития частногосударственного партнерства как механизма повышения копкурептоспособпости экономики. - URL: http://gov.cap. ru/home/24/chgp.htm

7. Официальные сайт Министерства регионального развития РФ. - URL: http://www.minregion.ru/invest_phound

S. Официальный сайт ГК Внешэкономбанка. - URL: http://www.veb. ru/about/PPP/pppfunc/

9. Официальный сайт ОАО «Роснано». - URL: http:// www.rusnano.com

10. Официальный сайт ОАО Особые экономические зоны. - URL: http://www.oao-oez.ru/

11. Официальный сайт Правительства Вологодской области. - URL: http://vologda-oblast.ru

12. Официальный сайт рейтингового агентства Standard&Poor's. - URL: http://www.standardandpoors.com

13. Фокин, В. Особенности отношений бизнеса и власти в России / В. Фокин // Международные процессы. -2011. - № 2 (20). - С. 60.

14. Шарингер, Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора / Л. Шарингер // Мир перемен. - 2004. - № 2. - С. 13.

УДК 657.1.011.56

Л.В. Постникова

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются перспективы применения электронного документооборота в системе бухгалтерского учета, отражающего особенности внешнеэкономической деятельности организаций.

Документооборот, электронный документооборот, бухгалтерский учет, транспарентность, электронное декларирование, электронная цифровая подпись.

The article considers the prospects of application of electronic circulation of documents in the accounting system, reflecting the features of the foreign economic activities of organizations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.