УДК 338.46
СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В ГОСУДАРСТВАХ-УЧАСТНИКАХ СНГ: СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
О.Н. Кострюкова1, Л.В. Хорева2, Я.В. Шокола3
Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 30/32, литер А
В статье рассмотрены вопросы, связанные с формированием общего пространства производства, потребления и обмена услугами между странами, входящими в Содружество Независимых Государств (СНГ). Дан подробный статистический анализ развития сферы услуг в государствах-участниках СНГ: показано место услуг в формировании ВВП каждой из стран СНГ, место услуг в структуре основных вид экономической деятельности и занятость в сфере услуг; упор сделан на исследовании структуры и динамики расходов домохозяйств на приобретение платных услуг в общей структуре потребительских расходов.
Ключевые слова: сервисная экономика, сфера услуг, сервис, платине услуги населению, потребительские расходы, рынок труда, заработная плата, реальные доходы, государства-участники СНГ
STATE AND FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE SERVICE SECTOR IN THE CIS MEMBER STATES: STATISTICAL RESEARCH
O.N. Kostryukova, L.V. Khoreva, Y.V. Shokola
St. Petersburg State University of Economics, Russia, 191023, St. Petersburg, nab. Griboyedov Canal, 30/32, letter A.
The article discusses issues related to the formation of a common space for production, consumption and exchange of services between countries that are members of the Commonwealth of Independent States (CIS). A detailed statistical analysis of the development of the service sector in the CIS member states is given: the place of services in the formation of the GDP of each of the CIS countries, the place of services in the structure of the main types of economic activity and employment in the service sector are shown; the emphasis is on studying the structure and dynamics of household expenditures on the purchase of paid services in the overall structure of consumer expenditures.
Keywords: service economy, service sector, service, paid services to the population, consumer spending, labor market, wages, real income, CIS member states
Введение
Сфера услуг является сегодня доминирующем в мировой экономике сектором народного хозяйства. По данным исследовательского портала «The GlobalEconomy.com» доля сферы услуг в формировании мирового ВВП в 2022 г. составляла в среднем 54,1 % (при наибольшем значении - 91,7 % в Макао и минимальном - 6,5 %, в Судане). При этом в стоимостном выражении прирост добавленной стоимости в среднем по странам мира в 2022 г. в сфере услуг почти в два раза превысил этот показатель по отраслям промышленности: средний показатель в сфере услуг достиг 230,0 млрд долл. США, в промышленности -126,1 млрд долл. США [16].
Динамичное развитие сферы услуг обусловлено различными факторами как экономического, так и социального характера. Изменение
потребительского поведения и стремление передачи части рутинных функций, которые на предыдущих этапах развития выполнялись силами членов домохозяйства, порождает новые виды услуг как в области удовлетворения первичных потребностей человека (в пище, безопасном жилье, в уходе), так и в удовлетворении духовых и эстетических запросов, в развитии и самореализации [15]. В рыночной экономике все эти запросы находят выражение в диверсификации рынка услуг, появлении принципиально новых услуг и сервисов, в создании рабочих мест, привлечении инвестиций и росте доходов предпринимателей. В сервисной экономике именно развития сферы услуг определяет экономический статус страны или региона, а также качество жизни населения.
EDN RWCIHE
1 Кострюкова Оксана Николаевна - кандидат экономических наук, декан факультета сервиса туризма и гостеприимства, зав. кафедрой сервисной и конгрессно-выставочной деятельности, e-mail: [email protected];
2Хорева Любовь Викторовна - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в сфере услуг, e-mail: [email protected];
3Шокола Яна Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг, e-mail: [email protected].
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием общего пространства производства, потребления и обмена услугами между странами, входящими в Содружество Независимых Государств (СНГ).
Экономический кризис, который переживает весь мир сегодня, привёл к разрыву многих, существовавших прежде хозяйственных связей, деградации многих сфер внешние торговли, дезинтеграции международных отношений, начиная с договоров Всемирной торговой организации (ВТО) и заканчивая разрывами двустенных отношений между бывшими партнёрами. Следует отметить, что одной из основных целей сотрудничества в соответствии с уставом СНГ было создание общего экономического пространства, в том числе, интеграция сферы услуг на пространстве СНГ [1].
Актуальность исследования сферы услуг обусловлена еще и тем, что в июне 2023 г. на заседании Совета глав Правительств СНГ в рамках встречи Евразийского межправительственного совета было подписано Соглашение о свободной торговле услугами в государствах-участниках СНГ. Это Соглашение было подготовлено как документ, отменяющий действовавший с 2012 г. в СНГ Договор о зоне свободной торговли товарами, который был признан не совсем эффективным. Как указывается в Соглашении, участникам нового договора «гарантированы предсказуемые и понятные условия доступа на рынки финансовых, транспортных, строительных, туристических, образовательных и других секторов услуг стран СНГ» [13]. Соглашение подписали представители семи государств: России, Армении, Беларуси, Киргизии, Казахстана, Таджикистана и Узбекистана. Эксперты ожидают, что новые договорённости в сфере услуг и инвестиций позволят увеличить в краткосрочном периоде товарооборот стран СНГ на 1,1% - около 81,3 млрд руб., а взаимную торговлю услугами участников соглашения - на 8 % или на 78,8 млрд руб. [13].
Особенности рыночных услуг как
товаров
По оценкам специалистов многие рыночные услугу относятся к категории эластичных товаров, то есть «потребители достаточно чувствительны к изменению цен» [14, с. 19] на платные услуги. Как указывают авторы, медленное развития сектора услуг связано с сильной дифференциацией доходов населения и медленным их ростом [10], а рост потребления услуг стимулируется ростом доходов населения [9]. Важным показателем анализа социально-экономического развития страны выступает «Объем платных услуг населе-
нию», этот показатель характеризует уровень потребления отдельных видов услуг, которые оказываются предприятиями и организации потребителям / клиентам на платной основе. Показатель «представляет собой денежный эквивалент объема услуг», продаваемых на территории страны (региона, города и т.д.) за определённый промежуток времени [2].
Рынок платных услуг сегодня весьма разнообразен, он охватывает такие сферы как туризм и гостеприимство, здравоохранение и медицинские услуги, образование, культура и креативные индустрии, спорт и физическая культура, событийная и конгрессная деятельность, бытовые и жилищно-коммунальное услуги, транспорт и логистику, финансовые услуги и услуги по обеспечению безопасности и др. Большинство услуг продается на рынке непосредственно конечному потребителю, это платные услуги населению. Такие услуги является объектом межстрановых обменов, которые формируются с учтём специализации и уровня отраслевого развития тех или иных государств.
Однако сфера услуг участвует в создании продуктов для промежуточного потребления, то есть задействована в создании стоимости других продуктов и услуг, что зачастую затрудняет процесс точной оценки вклада услуг в конечное потребление. То есть услуги могут выступать «в качестве основного и побочного видов деятельности» [4]. Эти особенности услуг как товаров сказываются как на организации процесса статистического учёта вклада услуг в экономику отдельных стран, так и на организации и регулировании торговли услугами между отдельными странами.
Современная сфера услуг демонстрирует динамичные темпы развития во всех государствах-участниках СНГ, все эти государства могут быть отнесены к странам с сервисной экономкой, поскольку формование ВВП стран согласно данным исследовательского портала «The GlobalEconomy.com» происходит в большей части за счет сферы услуг. Так, в 2022 г. для сферы услуг в ВВП в Молдове составила -58,4 %, в Армении - 55, 6 %, в России -54,0 %, в Казахстане -52, 6 %, в Беларуси - 48,3 %, в Азербайджане -32,2 % (по Туркмении, Таджикистану и Узбекистану данных нет) [16].
Статистический анализ рынка услуг государств-участников СНГ
Если отталкиваться от данных Межгосударственного статистического комитета СНГ, то можно увидеть определённые расхождения с приведенными выше данными о доле услуг в структуре добавленной стоимости, хотя в целом в большинстве стран СНГ доля услуг в ВВП превышает
50 %, и лидируют по этому показателю также Армения, Молдова и Россия. Следует, однако отметить, что пандемия СОУГО-19 не привела к тотальному сниженную доли услуг в формировании добавленной стоимости, так в Армении, Кыргызстане и Узбекистане, хотя и незначительно, но доля услуг выросла по сравнению с допандеми-ным периодом (табл. 1). Одним из парадоксальных объяснений может быть то, что сфера услуг оттягивает на себя кадры, высвобождаемые в кризисные периоды из других сфер деятельности, поскольку многие трудовые функции работников этой сферы не требуют длительной профессиональной подготовки. Такой переток кадров в сферу услуг может быть «формой кризисной адаптации хозяйства в условиях спада в других секторах экономики» [10, с. 486].
Таблица 1 - Структура валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности в странах СНГ, в %% к итогу
Валовая добавленная стоимость Промышленность Сельское и лесное хозяйство Строительство Услуги
Азербайджан
2019 100 45,5 6,3 8,1 40,1
2022 100 55,2 5,1 5,2 34,5
Армения
2019 100 20,6 12,7 7,0 59,7
2022 100 20,3 11,4 7,5 60,9
Беларусь
2019 100 29,9 7,8 6,6 55,7
2022 100 8,6 5,4 54,1
Казахстан
2019 100 29,6 4,8 5,9 59,7
2022 100 32,0 5,6 5,7 56,7
Кыргызстан
2019 100 20,3 11,9 10,1 57,7
2022 100 17,8 12,8 8,2 61,2
Молдова
2019 100 15,2 11,7 10,1 63,0
2022 100 14,3 9,6 8,2 67,9
Россия
2019 100 30,4 3,9 5,4 60,3
2022 100 30,9 4,3 5,2 59,6
Таджикистан
2019 100 23,4 22,9 12,9 40,8
2022 100 25,6 25,0 12,2 37,2
Узбекистан
2019 100 27,5 26,6 6,2 39,7
2022 100 26,7 25,1 6,7 41,5
Составлено по: [6
В целом рынок труда в странах СНГ показывает достаточно высокую стабильность в части
распределения занятых по основным видам экономической деятельности: немного растёт доля занятых в секторе услуг за счёт снижения доли в сельском хозяйстве(табл. 2).
Таблица 2 - Доля занятых в народном хозяйстве в целом в странах СНГ по основным видам экономической деятельности, 2010 - 2022 гг., в %% к итогу [11, с. 132]
Виды деятельности 2010г. 2021г. 2022г.
Сельское хозяйство,
охота и лесное 14,0 13,0 12,0
хозяйство; рыболовство, рыбоводство
Промышленность 17,0 17,0 17,0
Строительство 7,0 7,0 7,0
Сфера услуг 62,0 63,0 64,0
Итого 100 100 100
Как мы указывали выше, развитие рынка услуг и потребление услуг населением будет тем выше и разнообразнее, чем выше денежные доходы потребителей. Согласно Докладу «Социально-экономическое положение стран Содружества Независимых Государств в 2023 году (по данным национальных статистических служб)», подготовленного в 2024 г., в среднем по странам СНГ в 2023 г. номинальная заработная плата превысила уровень 2022 г., то есть присутствует незначительная позитивная динамика в целом по экономике. «Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в анализируемом периоде увеличилась в Азербайджане, Казахстане, России, Таджикистане и Узбекистане на 2-10 %, в Армении, Беларуси и Кыргызстане - на 9-12 %» [3, с. 56] (табл. 3).
Однако, если рассматривать динамику располагаемых доходов населения стран СНГ, анализируя индексы этих доходов начиная с 2010 г., то по всем странам СНГ, которые предоставляют соответствующую статистику, ни в одной из стран не достигнут уровень темпов роста денежных доходов 2010 г. (табл. 4).
Если судить по другим данным, а именно по данным мониторинга Статкомитет СНГ, то можно видеть, что индексы реальной заработной платы имеют в 2023 г. тенденцию к росту (кроме Казахстана), что можно объяснить оживлением экономики стран в постпандемийный период. Однако, если рассматривать в целом реальные среднедушевые денежные доходы с учётом роста потребительских цен, то картина выглядит менее оптимистично и соответствует общей динамике доходов (табл. 3).
Таблица 3 - Темпы роста заработной платы и реальных денежных доходов населения в странах СНГ в 2023 г., в %% к предыдущему году1
Реальный среднеду- Реальная заработная Динамика (+/-)
шевой денежный до- плана на одного работ-
ход с учетом роста цен ника с учетом роста цен Среднедушевой доход Реальная зарплата
2022 г. 2023 г. 2022 г. 2023 г. 2023/2022 2023/2022
Азербайджан 105,6 103,1 100,7 101,6 - 2,5 + 0,9
Армения 106,3 112,4 + 6,1
Беларусь 98,2 98,2 111,0 + 12,8
Казахстан 104,5 99,7 107,6 102,3 - 4,8 - 5,3
Кыргызстан 120,5 108,6 - 11,9
Молдова 89,9 107,4 + 17,5
Россия 99,4 104,6 98,9 107,6 + 5,2 + 8,7
Таджикистан 105,3 110,3 + 5,0
Узбекистан 107,3 102,4 108,4 106,6 - 4,9 - 2,2
Составлено по: [3, с. 63-64]
Таблица 4 - Индексы реальных располагаемых денежных доходов населения, в %% к предыдущему году
[11, с. 138]
2010г. 2015г. 2020г. 202 г. 2022г.
Азербайджан 108,1 102,2 94,5 95,1 106,1
Беларусь 114,8 94,1 104,7 102,1 96,4
Казахстан 106,3 101,4 104,3 104,0 104,5
Россия 105,9 97,6 98,0 103,2 99,0
Таджикистан 109,8 97,1
Узбекистан 123,7 109,8 101,4 111,7 108,9
Составлено по: [11, с. 138]
По данным, приваленным в табл. 3 (укажем, что не все страны представили к настоящему моменту сведения по этим показателям,) только в России наблюдался в 2023 г. рост располагаемых доходов населения по сравнению с 2022 г. Укажем, что в 2023 г. экономика в целом имела тенденцию к росту после кризиса пандемии COVID-19, а рынок услуг, как достаточно адаптивный рынок, показывал высокие темпы роста.
С другой стороны, нужно указать, что сфера услуг не является рыночной нишей, где имеет место высокий уровень заработной платы в целом. В табл. 5 приведены данные за 2023 г. по всем странам СНГ по уровню заработной платы в отдельных отраслях экономики в процентах к средней заработной плате в стране.
Эти данные показывают, что в сфере услуг во всех странах СНГ заработная плата в таких отраслях как образование, здравоохранение, социальные услуги, искусство, развлечения и отдых, оптовая и розничная торговля, услуги по проживанию и питанию, колеблется на уровне 65-85 % от средней по экономике. Заработные платы в таких сферах как услуги информации и связи, финансовые и транспортные услуги, строительство,
напротив, заметно выше 100 % в среднем по экономике каждой из стран.
Каких-то ярких страновых особенностей в уровне заработной платы не выявлено, можно лишь указать, что в таких странах как Азербайджан, Армения и Молдова наибольшее число отраслей сферы услуг имеют минимальный уровень по сравнению со средним уровнем оплаты труда по сферам экономикой деятельности. По статистическим данные прослеживается закономерность между уровнем дохода и долей услуг в общем объёме потребления. Эта закономерность выявляется и в особенностях потребительского поведения на рынках стран СНГ (табл. 6).
Если судить по данным, приведённым в табл. 6, то наиболее обеспеченное население стран СНГ тратит на услуги около трети своего потребительского бюджета, выделяются в этом контексте три страны: Армения, Россия и Беларусь. В других странах СНГ даже наиболее обеспеченное население затрачивает не более 20-25 % потребительского бюджета на услуги, что говорит скорее о более низком уровне жизни, нежели о более традиционных практиках потребления до-
1 Если в таблице по какой-то из стран данные не приведены, это означает, что конкретного показателя в открытой статистике страны не представлено.
мохозяйств. Однако это утверждение требует более тщательной проверки, пока мы высказываем только исследовательскую гипотезу.
Таблица 5 - Среднемесячная номинальная заработная плата по отдельным видам экономической деятельности, 2023 г.; в %% к средней заработной плате по экономике страны
Азербайджан Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Молдова Россия Таджикистан Узбекистан
Сельское, лесное и рыбное хозяйство 59 62 79 61 75 64 73 41
Горнодобыв. промышленность 362 194 192 211 160 80 179 182 183
Строительство 114 93 110 130 93 85 95 149 115
Оптовая и розничная торговля 68 70 89 86 92 91 88 82 109
Транспорт и складирование 137 101 101 129 130 89 105 138 152
Услуги по проживанию и питанию 78 49 71 86 77 63 60 63 88
Информация и связь 162 317 274 153 79 252 176 207 233
Финансовая и страховая деятельность 250 283 159 191 187 194 215 280 293
Профессиональная, научная и техническая деятельность 167 104 127 146 115 116 144 118
Образование 77 55 68 78 75 81 74 82 69
Здравоохранение и социальные услуги 86 85 83 80 64 108 84 67 66
Искусство, развлечения и отдых 78 110 72 61 65 73 87 84 83
Предоставление прочих видов услуг 117 55 73 79 64 124 76 231
Составлено по: [3, с. 61]
Таблица 6 - Доля расходов домохозяйств с различным уровнем благосостояния на услуги в общей структуре потребительских расходов, в %% от общего объема потребительских расходов
10% наименее обеспеченного населе- 10% наиболее обеспеченного населения
ния
2010 2021 2022 2010 2021 2022
Армения 22,6 28,1 27,8 37,9 33,1 36,7
Беларусь 21,3 26,3 26,4 22,8 24,2 25,3
Казахстан 17,7 17,5 17,9 26,4 17,8 18,9
Кыргызстан 16,5 17,3 18,6 21,2 23,1 24,9
Россия 28,8 24,7 24,1 21,7 30,1 29,1
Таджикистан 13,0 15,8 15,3 19,4
Узбекистан 18,4 22,5 22,9 21,9
Составлено по: [11, с. 152]
По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ в целом «стоимостной объем (в текущих ценах) платных услуг населению в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом в Содружестве увеличился на 15,8 %, а физический объем (в постоянных ценах и тарифах) - на 4,8 %» [3, с. 72]. Индексы платных услуг населению (в процентах к предыдущему году) в постоянных ценах в целом по всем государствам-уче-
никам СНГ начиная с 2015 г. показывают положительную динамику (за исключением 2020 г. -начало пандемии), табл. 7.
«Стоимостной объем (в текущих ценах) платных услуг населению в 2023 г. по сравнению с предыдущим годом в Содружестве увеличился на 15,8 %, а физический объем (в постоянных ценах и тарифах) - на 4,8 %» [3, с. 72]. В табл. 8 представлена динамика структуры потребительских расходов в странах СНГ по данным выборочных обследований.
Таблица 7 - Индексы платных услуг населению в ряде стран СНГ, 2015 - 2023 гг. всего по СНГ в
%% к предыдущему году2
2011 г. 2015 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Всего по СНГ [8] 104,0 99,6 85,1 117,0 105,0
Азербайджан 108,0 105,0 72,0 105,0 108,0
Армения [7] 100,7 86,0 107,8 128,2
Беларусь [12] 106,0 98,0 91,0 113,0 101,0
Молдова 105,0 101,0 84 171 110
Россия 103,0 99,0 85 117 105
Таджикистан 119,0 92 97 126
Узбекистан 116,0 111,0
Составлено по: [11, с. 73].
Таблица 8 - Динамика структуры потребительских расходов домохозяйств государств-участников __СНГ по данным выборочных обследований_
В %% к потребительским расходам
расходы на покупку на оплату услуг
продуктов питания непроднных товаров алкогольных напитков
Азербайджан
2020 43,4 16,3 0,6 39,7
2021 43,6 15,3 0,6 40,5
2022 43,5 15,2 0,6 40,7
Армения
2020 41,2 26,0 0,3 32,5
2021 47,1 24,2 0,8 27,9
2022
Беларусь
2020 39,1 34,9 1,7 24,3
2021 40,2 34,4 1,7 23,7
2022 39,7 34,6 1,6 24,1
Казахстан
2020 55,5 26,7 0,9 16,9
2021 54,4 27,1 0,8 17,7
2022 53,1 27,8 0,7 18,4
Кыргызстан
2020 51,2 27,6 0,1 21,1
2021 48,9 29,4 0,6 21,1
2022 51,5 27,2 0,1 21,2
Молдова
2020 38,9 0,7
2021 37,6 0,7
2022 36,5 0,6
Россия
2020 35,3 37,1 1,8 25,8
2021 34,6 36,1 1,5 27,8
2022 35,7 35,5 1,6 27,2
Таджикистан
2020 62,0 27,0 0,2 10,8
2021 49,7 27,7 0,1 22,5
2022 48,8 29,3 0,1 21,8
Узбекистан
2020 45,9 33,3 0,4 20,4
2021 57,2 26,1 0,4 16,3
2022 56,9 27,7 0,4 15,0
Составлено по: [15, с. 74].
2 В таблице показаны не все страны, входящие в СНГ, это связано с особенностями статистического учета в этих странах.
Данные таблицы 8 показывают, что за три года, с 2020 г. по 2022 г. доля услуг в потребительской корзине в четырёх странах демонстрирует незначительную положительную динамику. Однако в большинстве из выделенных стран СНГ доля услуг в системе потребительских расходов уменьшается. В Азербайджане, Армении и в Росси на услуги приходится наибольший процент по сравнению с другими странам СНГ (от 27 до 40 %), в остальных странах доля услуг в расходах согласно данному обследованию колеблется на уровне 20-25 % от общих расходов домохозяев.
В таблицах 9 и 10 приведены развёрнутые данные о структуре расходов в странах СНГ в 2022 г., таблицы представлены в двух форматах, что связано с неоднородностью статистической информации, которую собирают статистические органы государств-участников СНГ. Силами
Таблица 9
Наибольшую долю в общем потреблении граждан в Азербайджане, Молдове, России и Узбекистане занимают, прежде всего, приобретение продуктов питания, далее идут услуги жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. В Азербайджане довольно высока доля в потреблении услуг ресторанов, кафе и гостиниц, в определённой степени востребованы услуги здравоохранения, что связано, скорее всего с порстпандемий-ным синдромом у населения. При этом такие важные с социальной точки зрения отрасли как образование, культура и отдых потребляются по остаточному принципу. Исключение проявляется на российском рынке этих услуг, где относительно
Межгосударственный статистический комитет СНГ делается большая работа по гармонизации статистических данных всех государств-участников СНГ для формирования сравнительной базы данных, однако, проведенное нами исследование структуры статистической информации на национальных порталах соответствующих госорганов продемонстрировало значительную неоднородность данных по различным аспектам статистического учета. Для демонстрации данной неоднородности мы приводим два варианта группировки статистики о потребительских расходах населения. Укажем, что по одной стране данных по этим показателям не представлено ни на портале Межгосударственного статистического комитета СНГ, ни на национальном портале Государственного комитета Туркменистана по статистике.
высока доля социально значимых услуг по сравнению с другим странами.
В табл. 10 приведён несколько иной формат данных о потребительском поведении на рынке услуг, что задано форматом открытой статистической информации: приведены данные только по сфере услуг, прочие рыночные товары, исключённые из подсчёта.
Общая картины на рынке потребления платных услуг в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане примерна такая же как в четырёх предыдущих странах, однако если учитывать, что доля в потребительских расходах рассчитывалась только по услугам (исключены иные рыночные товары), то такие низки проценты
- Структура потребительских расходов в странах СНГ по данным выборочного обследования домохозяйств, 2022 г., в %% к итогу
Азербайджан Молдова РФ Узбекистан
Потребительские расходы, в том числе: 100 100 100
продукты питания и безалкогольные напитки 43,5 36,5 32,9 55,3
алкогольные напитки 0,6 1,7 3,1 0,8
табачные изделия 1,7 3,0
одежда и обувь 5,8 9,1 7,5 8,5
услуги ЖКХ и др. 8,1 17,6 10,9 7,5
предметы домашнего обихода 7,7 6,3 5,3 10,7
здравоохранение 5,2 5,4 4,0 3,8
транспорт 6,6 8,0 14,4 4,3
связь 3,4 4,3 4,3 2,1
культура и отдых 3,9 2,8 5,1 0,4
образование 1,6 1,0 1,5 2,1
рестораны, кафе и гостиницы 6,8 2,4 3,1 1,6
другие товары и услуги 5,1 4,9 7,9 2,9
Составлено по: [11, с. 204, 407, 450, 536].
в части потребления услуг учреждений культуры и транспорта, именно на них уходит большая и образования несколько настораживают и гово- часть расходов на услуги. рят о смещении в сторону услуг, которые требуют безусловного потребления, а именно услуг ЖКХ
Таблица 10 - Структура потребительских расходов в странах СНГ по данным выборочного обследования домохозяйств, 2022 г., в %% к итогу
Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Таджикистан
Израсходовано на оплату личных услуг, в том числе: 100 100 100 100 100
оплата жилплощади коммунальных услуг 52,8 26,8 29,6 31,1 25,9
пошив и ремонт одежды, обуви 2,3
услуги учреждений культуры 0,1 2,5 4,0 0,1 1,9
услуги образования 6,9 6,4 7,8 9,6
медицинские услуги 19,6 6,6 7,9 3,4 4,7
санаторно-оздорови-тельные услуги, включая отдых 0,2 3,3 1,1 1,3 0,7
транспортные услуги 5,2 10,3 14,0 19,0 12,7
услуги связи 8,8 23,2 18,2 19,7 12,9
Составлено по: [30, с. 242; 283, 327, 367, 409]
Заключение
Проведя краткий статистический анализ развития сферы услуг в государства-участниках СНГ, можно сделать ряд общих выводов. Укажем, что в целом современная сфера услуг демонстрирует тенденцию к росту во всех государствах-участниках СНГ, о чем говорят данные за период с 2019 г. по 2022 г. Все государства-участники СНГ в полной степени сегодня могут быть отнесены к странам с развитий сервисной экономкой, поскольку доля услуг в формировании ВВП практически во всех страна превышает 50 % и находится на уровне 60-67 %, а доля занятого в сфере услуг населения достигла к 2022 г. 64 % от общего числа занятых в экономике. Исключение составляют три страны: Азербайджан, где основную часть ВВП страны формирует промышленность (55 %), Таджикистан и Узбекистан, где промышленность и сельское хозяйство примерно в равных долях формирует 51 % ВВП стран.
В общем случае стимулом для развития сферы услуг является рост реальных денежных доходов населения, поскольку рынки услуг относят, в основной их части, к рынкам с эластичным спросом. В целом по странам СНГ в 2023 г. наблюдалась незначительная позитивная динамика реальных доходов населения, однако рост зарплат выглядит не очень равномерно по сферам экономической деятельности. Так, проведённый нами анализ показал, что в большинстве отраслей
сфере услуг во всех странах СНГ заработная плата колеблется на уровне 65-85 % от средней по экономике. К этим отраслям относятся образование, здравоохранение, социальные услуги, искусство, развлечения и отдых, оптовая и розничная торговля, услуги по проживанию и питанию. Исключение (что ожидаемо) видим в сфере услуг информации и связи, финансовых и транспортных услуг, строительства, где заработная плата заметно выше 100 % от средней по экономике. Это особенно беспокоит, поскольку индексы цент на платные услуги населению в целом по всем государствам-ученикам СНГ начиная с 2015 г. показывают устойчивую положительную динамику к росту. При этом в структуре потребительских расходов на услуги преобладает отплата услуг ЖКХ, транспортных услуг, услуг связи, а также услуг учреждений здравоохранения. Такие же социально значимые для гармоничного развития творческого человека услуги как образование, культура и отдых потребляются по остаточному принципу, исключением может считаться лишь российский рынок, где относительно высока доля услуг культуры и отдыха по сравнению с другим странами СНГ. Завершая краткий статистический обзор сферы услуг в государствах-участниках СНГ укажем, что требуется дальнейшее исследование и анализ состояния и тенденций развития социально значимых отраслей услуг, формирующих человека, в том числе, услуг сферы культуры,
образования, креативных индустрий и сферы гостеприимства. Сложности организации и проведения такого исследования, однако, связаны с тем, что полноценной и сопоставимой по странам СНГ статистики о состоянии данных отраслей в открытом доступе нет, поэтому целесообразно использовать не только статистический анализ, но и, применять методы социологических и маркетинговых исследований для получения развёрнутой и актуальной информации.
Литература
1. Бирюкова, О. Проблемы и перспективы формирования регионального рынка услуг стран СНГ / О. Бирюкова // Общество и экономика. - 2011. - № 6. - С. 7792.
2. Гаврилова, Л.С. Развитие рынка платных услуг в Удмуртской республике / Л. С. Гаврилова // Роль статистики в современном обществе и эффективном управлении: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Сыктывкар, 2019. - С. 82-86.
3. Доклад «Социально-экономическое положение стран содружества независимых государств в 2023 году (по данным национальных статистических служб)». - Статкомитет СНГ, 2024. URL: clck.ru/39whZ2 (дата обращения: 02.03.2024).
4. Литвин, А. А. Ускоренное развитие рынка платных услуг Российской Федерации / А.А. Литвин, Л. А. Ма-сич // Оценка социально-экономического развития: опыт и перспективы: Тезисы докладов и выступлений III Международной научно-практической конференции. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. - С. 322-324.
5. Мониторинг показателей качества жизни населения в странах Содружества Независимых Государств. 2019-2022 // Межгосударственный статистический комитет СНГ. - М. 2023. URL: https://goo.su/W398hZ (дата обращения: 02.03.2024).
6. Национальные счета стран Содружества Независимых Государств 2019-2022: Статистический сборник / Межгосударственный статистический комитет СНГ /. -М.2023, С. 18-19. URL: clck.ru/39wheM (дата обращения: 04.03.2024).
7. Объем услуг. Динамические ряды. АРМСТАТ. Статистический комитет Республики Армения. URL:
https://www.armstat.am/ru/?nid=12&id=06002 (дата обращения: 04.03.2024).
8. Портал Межгосударственном статистическом комитете Содружества Независимых Государств. URL: https://new.cisstat.org/web/guest/cis-countries (дата обращения: 02.02.2024).
9. Россинская, Г. М. Потребительское поведение домохозяйства в условиях трансформации российского общества / Г. М. Россинская // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2009. - Т. 12, № 3. - С. 22-36.
10. Сафронов, С. Г. Трансформация третичной сферы экономики в регионах России в постсоветский период / С. Г. Сафронов // Известия Российской академии наук. Серия географическая. - 2021. - Т. 85, № 4. - С. 485-499. - DOI 10.31857/S2587556621040087.
11. Содружество Независимых Государств в 2022 году: Статистический ежегодник / Межгосударственный статистический комитет СНГ. - М., 2023 - 639 с. URL: clck.ru/39uzQw (дата обращения: 02.02.2024).
12. Статистический ежегодник- 2023. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2023. с. 251. URL: https://goo.su/wx6igtj (дата обращения: 21.02.2024).
13. Страны СНГ подписали соглашение о свободной торговле услугами // Министерство экономического развития Российской Федерации. 2023. 8 июня. URL: https://economy. gov. ru/material/news/strany_sng_podpisa li_soglashenie_o_svobodnoy_torgovle_uslugami.html (дата обращения: 06.02.2024).
14. Хаматханова, Х. Б. Исследование эластичности спроса и предложения на рынке товаров и услуг в России / Х. Б. Хаматханова // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2023. - Т. 13, № 4-1. - С. 15-22. - DOI 10.34670/AR.2023.15.62.001.
15. Хорева, Л. В. Инновационный потенциал "образовательных индустрий" в контексте устойчивого развития общества / Л. В. Хорева, Я. В. Шокола, Г. В. Каны-гин // Устойчивое развитие: вызовы и возможности: Сборник научных статей. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - С. 284-296.
16. The GlobalEconomy.com. Business and economic data for 200 countries. URL: https://ru.theglobaleconomy.com/rankings/industry_value _added/ (дата обращения: 28.02.2024).