РОССИЯ - СНГ
РОССИЯ - СНГ
УДК 339.5
Пыжиков Н. С. - руководитель ЦЭИ ИРИП ВАВТ Минэкономразвития РФ, научный сотрудник ИМЭиФ ВАВТ Минэкономразвития РФ, научный сотрудник Российского центра исследований АТЭС РАНХиГС, т.ру2Ыкоу@уау1 ги
Чимирис Е. С. - кандидат политических наук, руководитель ЦСПИ ИРИП ВАВТ Минэкономразвития РФ, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, е.chimiгis@vavt.ги
Живалов В. Н. - доктор экономических наук, аналитик 1 категории ЦСПИ ИРИП ВАВТ Минэкономразвития РФ, zhivalovvn@,mail. ги
Анализ состояния взаимодействия стран СНГ и выявление актуальных проблем их развития*
Аннотация. Статья посвящена выявлению проблем, тормозящих процесс углубления экономического сотрудничества и интеграции России с партнерами по СНГ. Преодоление которых будет способствовать усилению взаимодействия и минимизации рисков в развитии экономик стран Содружества. Известно, что состояние экономик стран СНГ во многом зависит от уровня взаимодействия России и партнеров по СНГ. Именно поэтому взаимодействие оказывает существенное влияние на развитие интеграции, которая способствует росту ВВП стран, повышению уровня жизни. Однако, на сегодняшний день степень их участия в интеграционных процессах на пространстве СНГ различна. Наибольшая степень интеграции у России и Беларуси, которые являются участниками Договора о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 года. С 2015 года Россия вместе с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном развивают интеграцию в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Молдова и Узбекистан являются наблюдателями при ЕАЭС. Данное интеграционное объединение по глубине интеграции находится на втором месте в мире. Взаимодействие в Содружестве независимых государств позволяет обсуждать и вырабатывать решения, прорабатывать проекты в экономической, гуманитарной и других сферах. В период пандемии СОУЮ - 19 и в условиях новых вызовов в 2022 г. в ЕАЭС и СНГ были приняты эффективные меры по повышению устойчивости экономик. Для всех партнеров России по СНГ актуальными задачами являются диверсификация экономик и экспорта, создание новых производств и формирование проектов в реальном секторе и сфере услуг, внедрение цифровых технологий, развитие транспортно-логистических возможностей.
* Статья подготовлена с использованием аналитических материалов Института развития интеграционных процессов ВАВТ Минэкономразвития РФ.
© Пыжиков Н. С., Чимирис Е. С., Живалов В. Н., 2023
РОССИЯ - СНГ
Ключевые слова: развитие экономики, экономическое сотрудничество, Россия, СНГ, ЕАЭС, союзное государство, внешняя торговля, экспортный потенциал, инвестиционное сотрудничество, валовый внутренний продукт (ВВП), параллельный импорт, релокация, взаимная торговля, инфляция, диверсификация, трудоспособное население, мигранты, импортозамещение
Analysis of the state of the economies of the CIS countries
and identification of urgent problems of their development
Pyzhikov N. S. - Head of the CEI IRIP VAVT of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, researcher at the IMEiF VAVT of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, researcher at the Russian APEC Research Center RANEPA, [email protected]
Chimiris E. S. - Candidate of Political Sciences, Head of the Center for SocioPolitical Research IRIP VAVT of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Associate Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, e. [email protected]
Zhivalov V. N. - Doctor of Economics, analyst of the 1st category of Center for Socio-Political Research IRIP VAVT of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, [email protected]
Abstract. The article is devoted to identifying problems hindering the process of deepening economic cooperation and integration of Russia with partners in the CIS. Overcoming which contributes to strengthening interaction and minimizing risks in the development of the economies of the Commonwealth countries. The state of the economies of the CIS countries largely depends on the level of interaction between Russia and CIS partners. Interaction has a significant impact on the development of integration, which contributes to the growth of the countries' GDP and the improvement of living standards. However, the degree of their participation in the integration processes in the CIS space differs. The highest degree of integration is in Russia and Belarus, which are parties to the Treaty on the Establishment of the Union State of December 8, 1999. Since 2015, Russia, together with Armenia, Belarus, Kazakhstan and Kyrgyzstan, have been developing integration in the Eurasian Economic Union (EAEU). Moldova and Uzbekistan are observers at the EAEU. This integration association is in second place in the world in terms of the depth of integration. Interaction in the Commonwealth of Independent States makes it possible to discuss and develop solutions, work out projects in the economic, humanitarian and other spheres. During the COVID-19 pandemic and in the face of new challenges in 2022, the EAEU and the CIS have taken effective measures to increase the resilience of their economies. For all partners of Russia in the CIS, the urgent tasks are the diversification of economies and exports, the creation of new industries and the formation of projects in the real sector and the service sector, the introduction of digital technologies, the development of transport and logistics capabilities.
РОССИЯ - СНГ
Keywords: economic development, economic cooperation, Russia, CIS, EAEU, union state, foreign trade, export potential, investment cooperation, gross domestic product (GDP), parallel imports, relocation, mutual trade, inflation, diversification, able-bodied population, migrants, import substitution
Экономическое развитие большинства стран СНГ в условиях новых вызовов в 2022 г. имела тенденцию продолжения роста, который сформировался в 2021 г. после завершения острой фазы пандемии COVID-19. Основой роста для всех стран стали повышение деловой активности, увеличение объемов внешней торговли. Возросли денежные перечисления трудовых мигрантов из России, которые для части стран СНГ имеют важное значение для экономического развития в целом.
В настоящее время для партнеров России по СНГ в различной степени существует потребность и имеются планы: создания условий для активного роста и формировании новых рабочих мест; проведения структурных реформ в различных отраслях экономики; дальнейшего формирования конкурентного финансового рынка; повышения инвестиционной привлекательности, эффективности государственных расходов и получения доходов; привлечения внешних инвестиций; снижения уровня теневой экономики (в Казахстане уровень теневого оборота в 2021 г. оценивался более чем 20 % от ВВП, в Узбекистане - до 40 %, в Кыргызстане в неформальной экономике было задействовано и охвачено более 70 % трудового населения); создания новых производств и развития агропромышленного комплекса; по импортозамещению; увеличения объемов экспорта; формирования цифровой экономики и развития ГГ-сектора; по постепенному переходу к «зеленой экономике» и реализации проектов в данной области; совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры и повышения транзитно-экспортно-импортных возможностей; повышения уровня жизни граждан в целом.
Российская Федерация сохраняет положение экономического центра в Содружестве. Россия является основным или ведущим торговым партнером для стран СНГ. Данное положение обеспечивается с большинством стран за счет высокой доли в импорте. В экспорте во многих партнерах по Содружеству основной объем поставок направляется в третьи страны, которые являются потребителями энергетических ресурсов, сырья и металлов.
Накопленные вложения из России в проекты в странах СНГ также на лидирующих позициях. Одновременно в странах Содружества привлечены значительные инвестиции, в том числе в добывающий сектор, из США, Великобритании, Китая, Турции и других стран.
Инвестиционные проекты также реализуются с привлечением средств международных финансовых организаций (МВФ, ВБ, АБР, ИБР, ЕБРР, ЕАБР и др.), которые также предоставляют гранты и кредиты для поддержания устойчивости экономик и развития отдельных отраслей и сфер услуг, включая государственные.
РОССИЯ - СНГ
Партнеры России по СНГ сформировали и приняли в последние время новые программы и планы развития в экономической сфере, предусматривающие рост ВВП и повышения благосостояния граждан.
Принимая во внимание новые геополитические вызовы и взаимосвязь экономики России и партнеров по СНГ актуальным становится анализ состояния и перспектив развития их экономик, идентификация ключевых проблем взаимодействия с Россией, выработка предложений по углублению интеграции России с партнерами по СНГ, которые в том числе будут способствовать решению проблемных областей развития экономик стран СНГ.
Выходу экономик партнеров России по СНГ траекторию устойчивого роста, после пика пандемии COVID-19 в 2021 г., в значительной степени способствовали совместно принимаемые меры в рамках интеграционных объединений и на двусторонней основе.
В условиях новых геополитических вызов в 2022 г. фактические темпы реального роста ВВП стран СНГ превышают прогнозируемые МВФ (табл. 1). Особенно велики различия для стран Центральной Азии и Армении. Сокращение из партнеров России по СНГ наблюдается только у Беларуси, но ниже прогнозируемого уровня.
Таблица 1
_Прогнозы роста реального ВВП партнеров России по СНГ_
Страна
Фактический рост, в годовом выражении за январь-сентябрь 2022 г.
Прогноз МВФ по росту реального
ВВП от октября 2022 г.
Прогноз МВФ по росту реального
ВВП от апреля 2022 г.
Прогноз ВБ по росту реального
ВВП от июня 2022 г.
Азербайджан
5,60 %
3,68 %
2,85 %
2,70 %
Армения*
11,1 %
7,00 %
1,60 %
3,50 %
Беларусь
-4,70 %
-7,00 %
-6,40 %
-6,50 %
Казахстан
2,80 %
2,50 %
2,30 %
2,00 %
Киргизия*
7,00 %
3,80 %
1 %
-2 %
Молдова*
0,00 %
0,00 %
0,30 %
-0,40 %
Таджикистан*
7,40 %
5,50 %
2,50 %
-0,40 %
Туркменистан *
6,00 %
1,20 %
1,50 %
2 %
5,80 %
5,20 %
3,40 %
4,30 %
Узбекистан
Примечания:
* - факт за январь-июнь;
** - факт за январь-октябрь;
*** - факт за январь-август.
Источники: составлено авторами по данным национальных статистических организаций, национальных/центральных банков стран СНГ, МВФ и ВБ [1], [2].
МВФ в свои прогнозы закладывал существенное снижение доходов мигрантов, работающих в России и соответствующее сокращение переводов.
РОССИЯ - СНГ
На практике происходит обратная ситуация - переводы растут, но рост обеспечен в большей степени российскими гражданами. Объем денежных переводов из России в Узбекистан за январь-июнь 2022 г. составил 6,5 млрд долл. (здесь и далее - долл. США), что в 2 раза выше (по данным Центрального Банка РУ), чем за аналогичный период прошлого года, 5,3 млрд долл. из этой суммы было переведено из России. Переводы денежных средств из России в Армению за январь-сентябрь 2022 г. составили 2,3 млрд долл., что почти в 4 раза больше, чем за аналогичный период 2021 г.
Ставка была также сделана на сокращение объемов взаимной торговли в результате сокращения российской экономики, которое не подтвердилось. На практике наблюдаем обратную. Объемы торговли партнеров по СНГ с Россией увеличивались, чему способствовало повышение экономической активности в странах и запуск механизма параллельного импорта в ЕАЭС в условиях санкций и ухода ряда компаний с российского рынка.
Наблюдается релокация российских компаний в страны СНГ, что оказывает положительный эффект на рост ВВП этих стран. В Армении была запущена упрощенная процедура перемещения компаний. За первые восемь месяцев в Армении увеличилось число крупных российских компаний на 300 единиц, МСП - на 2,5 тыс. Для сравнения, до 2022 г. в Армении было зарегистрировано 2,2 тыс. компаний с российским капиталом. За первые полгода количество действующих иностранных предприятий в Казахстане увеличилось на 12,7% или 2,4 тыс. (до 25 тыс.). Из них 1,56 тыс. предприятий -компании из России, 205 предприятий из Узбекистана и 120 - из Беларуси.
В странах СНГ наблюдалась довольно высокая потребительская инфляция (рис. 1), как и во всем мире, включая страны ЕС и США. Наибольшее значение роста ИПЦ демонстрирует Молдова - 27,9 % в г./г. в октябре 2022 года.
Основной
Основной
Прогноз инфляции в 2022 г., конец года к декабрю 2021 г., в %
Основной Основной Основной Основной
Основной Основной Основной Основной Основной
ОсновнойОсновной
Основной Основной
новной Основной
I Основной Основной
||| I I I I I
> ^ ^ # # ^ & Л^ ^
/ * *// У
г ^
Рис. 1. Прогноз ИПЦ на 2022 г.
Источник: составлено авторами по данным МВФ [1].
РОССИЯ - СНГ
Для всех стран - партнеров России по СНГ существует потребность в диверсификации экономики и экспорта. Например, в 2021 г. доля в экспорте в Кыргызстане драгоценных металлов составила 45 %, в Узбекистане драгоценных и цветных металлов - 40 %, в Азербайджане и Казахстане топливно-энергетических товаров - 88 % и 60 % соответственно, в Молдове с/х продукции и продовольственных товаров - 37 %.
В программах и планах стран СНГ ставится задача по росту ВВП повышению уровня экономического развития, который существенно различается. В стране с наименьшим доходом - в Таджикистане, в 2021 г. ВВП на душу населения (0,9 тыс. долл.) был ниже, чем в России более чем в 13 раз (табл. 2).
Таблица 2
ВВП на душу населения_
2021 г. Прогноз на 2022/2023 гг.
Страна ВВП на душу населения, тыс. долл. США ВВП на душу населения по ППС, тыс. долл. США ВВП на душу населения, тыс. долл. США ВВП на душу населения по ППС, тыс. долл. США
Азербайджан 5,4 15,9 6,8/6,9 17,5/18,0
Армения 4,7 14,7 6,0/6,6 16,8/18,0
Беларусь 7,3 21,7 8,6/9,9 21,7/22,6
Казахстан 10,3 28,4 11,6/12,4 30,8/33,0
Кыргызстан 1,28 5,3 1,43/1,57 5,8/6,1
Молдова 5,3 15,1 5,3/5,7 16,5/17,8
Россия 12,2 30,9 14,67/14,71 32,0/32,4
Таджикистан 0,91 4,3 1,01/1,05 4,8/5,1
Туркменистан 10,3 17,7 11,9/13,0 18,9/19,7
Узбекистан 2,0 8,6 2,2/2,6 9,5/10,1
Источник: составлено авторами на основе данных МВФ [1].
В условиях нехватки рабочих мест и невысоких зарплат значительная часть трудоспособного населения, главным образом Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Армении, выезжает на заработки в Россию (табл. 3). Переводы физических лиц из России в большинстве стран СНГ имеют существенное значение для платежного баланса партнеров и их экономики в целом.
РОССИЯ - СНГ
Таблица 3
Трансграничные переводы физических лиц из России в страны СНГ _и количество трудовых мигрантов, прибывших в Россию_
2021 г.
Страна Доля трансграничных Количество трудовых
переводов из РФ мигрантов,
в % к ВВП/объем прибывших в Россию,
в млн. долл. тыс. чел.
Азербайджан 1,8 %/986 275
Армения 6,6 %/867 390
Беларусь 0,4 %/274 175
Казахстан 0,2 %/480 164
Кыргызстан 25,2 %/2131 884
Молдова 2,5 %/288 105
Таджикистан 20,1 %/1800 2439
Туркменистан - 8
Узбекистан 8 %/5532 4519
Источники: составлено авторами по данным Банка России, МВД России, национальных статистических организаций стран СНГ [3], [4].
Для развития экономики и реализации проектов страны СНГ активно привлекают кредиты и гранты международных финансовых организаций (МВФ, ВБ, АБР, ИБР, ЕБРР и др.), в ряде стран увеличилась доля в государственном внешнем долге Китая (например, за последние 5 лет в Беларуси - в 1,9 раза до 15 %, в Кыргызстане сохраняется на высоком уровне - 41,7 % (+0,1%). Отношение в целом внешнего долга к ВВП для большинства стран СНГ за 2016-2021 гг. снизилось (рис. 2).
140,0 120,0 100,0 80,0 60,0 40,0 20,0 0,0
Г ^ Г/' / * *
2016 2021
Рис. 2. Отношение внешнего долга стран СНГ к ВВП, в %
Источники: данные министерств финансов и национальных/центральных банков стран СНГ.
РОССИЯ - СНГ
Заметно усилилось влияние интеграции в рамках СНГ на темпы прироста взаимной торговли стран СНГ. За 2011 - 2021 гг. ежегодный вклад интеграционного эффекта СНГ в прирост взаимной торговли составлял от 0,8 до 2,14 процентных пунктов. Например, в 2019 г. прирост взаимной торговли стран СНГ составил 1,3 % по отношению к 2018 г., без интеграции в СНГ взаимная торговля сократилась бы на 0,6 %, но интеграционный эффект обеспечил дополнительный прирост в 1,9 %, обеспечив положительные темпы прироста взаимной торговли стран СНГ в этот год. В 2020 г. взаимная торговля стран СНГ сократилась на 10 %, если бы не интеграционный эффект, то сокращение составило бы 12 % (рис. 3).
50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00 -10,00 -20,00 -30,00 -40,00
| гркроста взаимной торговли СНГ за счет интеграционного эффекта, %
|Теып прироста взаимной торговли СНГ без интеграционного эффекта, % —*—Темп прироста взаимной торговли СНГ найтолаемый, %
Рис. 3. Вклад интеграционного эффекта от участия в СНГ на темпы прироста взаимной торговли СНГ за 2011-2021 гг. Источник: расчеты авторов.
Как уже ранее было отмечено, что экономическое развитие большинства стран СНГ в условиях новых вызовов в 2022 г. имела тенденцию продолжения роста, который сформировался в 2021 г. после завершения острой фазы пандемии СОУГО-19. Основой роста для всех стран стали повышение деловой активности, увеличение объемов внешней торговли. Возросли денежные переселения из России трудовых мигрантов, которые для части стран СНГ имеют важное значение для экономического развития в целом.
Большинство стран СНГ находятся на траектории «догоняющего развития», в том числе по отношению к России. По этой причине при отсутствии внешних шоков, которые мировая экономика испытала в период пандемии СОУГО - 19, темпы роста партнеров по СНГ могут быть выше мировых в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В новых геополитических условиях в 2022 г. подтвердился положительный эффект интеграционного взаимодействия с Россией.
0,84
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 2021
РОССИЯ - СНГ
Одновременно страны СНГ для развития экономики активно привлекают средства и инвестиции третьих стран, международных организаций.
Для всех партнеров России по СНГ актуальными задачами являются диверсификация экономик и экспорта, создание новых производств и формирование проектов в реальном секторе и сфере услуг, внедрение цифровых технологий, развитие транспортно - логистических возможностей. Все большее внимание уделяется «зеленой экономике». Задача создания новых рабочих мест актуальна для всех стран СНГ, особенно для тех, ВВП на душу населения, у которых ниже 2 тыс. долл. США в год (Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан).
Россия является основным или ведущим торговым партнером для стран СНГ. Данное положение обеспечивается с большинством стран за счет высокой доли в импорте. В экспорте во многих партнерах по Содружеству основной объем поставок направляется в третьи страны, которые являются потребителями энергетических ресурсов, сырья и металлов.
Накопленные вложения из России в проекты в странах СНГ также на лидирующих позициях. Одновременно в странах Содружества привлечены значительные инвестиции, в том числе в добывающий сектор, из США, Великобритании, Китая, Турции и других стран.
Инвестиционные проекты также реализуются с привлечением средств международных финансовых организаций (МВФ, ВБ, АБР, ИБР, ЕБРР, ЕАБР и др.), которые также предоставляют гранты и кредиты для поддержания устойчивости экономик и развития отдельных отраслей и сфер услуг, включая государственные.
Партнеры России по СНГ сформировали и приняли в последние время новые программы и планы развития в экономической сфере, предусматривающие рост ВВП и повышения благосостояния граждан.
Взаимодействие России со странами СНГ характеризуется еще высокой интенсивностью контактов на государственном уровне и между хозяйствующими субъектами, организациями, образовательными и научными учреждениями.
«Глубина» интеграции России со странами СНГ в рамках сложившейся модели разноскоростной интеграции характеризуется участием в Союзном государстве с Беларусью, в Евразийском экономическом союзе вместе с Арменией, Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном, а также в Договоре о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2011 г.*
В каждом из интеграционных объединений определены среднесрочные стратегические задачи. Реализуются основные направления к Договору о создании Союзного государства, Стратегические направления
* Из стран СНГ сторонами Договора не являются Азербайджан и Туркменистан. С Украиной действие договора приостановлено указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. № 628.
РОССИЯ - СНГ
развития евразийской интеграции до 2025 г, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года (далее - Стратегия СНГ). В Союзном государстве и в ЕАЭС ведется работа по выработке основных направлений развития после 2023 г. и 2025 г. соответственно.
Однако усилившиеся в 2022 г. санкции в отношении России и Беларусь создают предпосылки для ускорения интеграции и расширения экономического сотрудничества в рамках интеграционных объединений (ЕАЭС и СНГ), в том числе в области промышленной кооперации, агропромышленного комплекса, транспортной логистики, научных разработок и цифровой экономики. Одновременно с этим риск вторичных санкций является сдерживающим фактором для развития сотрудничества.
Также общими вопросами, сдерживающими развитие взаимодействия России и стран СНГ, являются:
• относительно невысока значимость России как рынка сбыта для большинства стран СНГ по сравнению с потребностями в российских товарах. Российский рынок является основным или востребованным для поставок только ряда из экспортируемых товаров странами СНГ, например, плодоовощной продукции из Азербайджана и Узбекистана. Вместе с тем, по оценке, проведенной на основе методологии Международного торгового центра, экспортный потенциал партнеров по СНГ составляет почти 2,5 млрд долл. США»;
- зависимость большинства стран СНГ от инвестиций и кредитов (грантов) третьих стран, главным образом в добывающем секторе;
- потребность в структурных реформах и совершенствовании сферы государственных услуг. Например, для Беларуси и Узбекистана, имеется целесообразность в повышении эффективности государственных предприятий и снижение доли государства в экономике, для Таджикистана одним из главных вопросов является реформирование дотируемой энергетической отрасли;
- недостаточно привлекательный инвестиционный климат в ряде стран СНГ, сдерживающий инвестиции из России;
- высокая конкуренция с компаниями третьих стран, в том числе Китая, Турции, ЕС, США;
- невысокое технологическое развитие в ряде стран СНГ осложняет реализацию совместных проектов;
имеющиеся барьеры и препятствия во взаимной торговле, в частности изъятия из ЕТТ ЕАЭС у Казахстана в связи с обязательствами в ВТО.
Принимая во внимание новые геополитические вызовы и взаимосвязь экономики России и партнеров по СНГ актуальным становится проведение постоянного мониторинга и анализа состояния и перспектив развития их экономик, оценка эффектов от интеграции, идентификация ключевых проблем взаимодействия с Россией, выработка конкретных предложений по углублению интеграции России с партнерами по СНГ, которые в том числе будут способствовать решению проблемных областей развития экономик стран СНГ.
РОССИЯ - СНГ
Список литературы
1. The International Monetary Fund (IMF). МВФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.imf.org/en/Home.
2. Всемирный Банк. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https: //www.worldbank.org/en/home.
3. Официальный сайт Банка России// Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro itm/svs/.
4. Официальный сайт МВД России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/?%EF=.
5. Национальный Банк Казахстана // Статистика [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.nationalbank.kz/ru/page/statistika.
6. Центральный Банк Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://cbu.uz/ru/ statistics/bop/660396.
7. Государственный Статистический Комитет Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://stat.gov.az/menu/6/statistical yearbooks/source/f trade 2022.zip. Центральный банк Армения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.cba.am/am/SitePages/Default.aspx.
Статистический комитет Армении. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.armstat.am/ru/.
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.stat.kg/ru/. Национальный банк Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://www.nbkr.kg/index.j sp?lang=RUS. Национальный Банк Молдовы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.bnm.md/ru.
Международный банк Таджикистана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://ibt.tj/.
Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://stat.tj/ru. Государственный комитет по статистике Туркменистана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https: //www.stat .gov.tm/. Центральный банк Туркменистана. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.cbt.tm/ru/.
Главное таможенное управление Китайской Народной Республики. [Электронный ресурс]. - Режим до ступа: URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/4fa6c0f4-fe9e-4e23-be97-5ec6422f498a.html. 18. Global Multidimensional Poverty Index 2022. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/hdp-document/2022mpireportenpdf.pdf.
8.
9.
10. 11. 12.
13.
14.
15.
16. 17.
РОССИЯ - СНГ
19. РЭЦ // Данные РЭЦ на основе запроса ФТС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: http://exportstat.exportcenter.ru/.
20. OECD// OECD EBOPS [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://stats.oecd.org/.
21. Центр аналитических исследований «Евразийский Мониторинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://berlek-nkp.com/.
22. Институт стран СНГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://miit.ru/content/Диссертация.pdf?id wm=741165.
23. UNCTAD [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2021_en.pdf. WTO. Всемирная торговая организация (ВТО). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: URL: https: //www.wto.org/.
World Integrated Trade Solution (WITS). World bank. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://wits.worldbank.org/. Развитие евразийской интеграции. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_d eyatelnost/razvitie_evraziyskoy_integracii/.
References
1. The International Monetary Fund (IMF). The IMF. Official website. [electronic resource]. - Access mode: URL: https: //www.imf.org/en/Home.
2. The World Bank. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.worldbank.org/en/home.
3. Official website of the Bank of Russia // Statistics of the external sector [Electronic resource]. - Access mode: URL: http: //www.cbr.ru/ statistics/macro_itm/svs/.
4. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/?%EF=.
5. National Bank of Kazakhstan // Statistics [Electronic resource]. - Access mode: URL: https:// www.nationalbank.kz/ru/page/statistika.
6. The Central Bank of the Republic of Uzbekistan. [electronic resource]. -Access mode: URL: https://cbu.uz/ru/statistics/bop/660396.
7. State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan. [electronic resource]. -Access mode: URL: https://stat.gov.az/menu/6/statistical yearbooks/source/f trade 2022.zip.
8. The Central Bank of Armenia. [electronic resource]. - Access mode: URL: https: //www.cba.am/am/SitePages/Default.aspx.
9. Statistical Committee of Armenia. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.armstat.am/ru/.
10. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. [electronic resource]. - Access mode: URL: http://www.stat.kg/ru/.
11. The National Bank of the Kyrgyz Republic. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.nbkr.kg/index.jsp?lang=RUS.
24.
25.
26.
РОССИЯ - СНГ
12. The National Bank of Moldova. [electronic resource]. - Access mode: URL: https: //www.bnm .md/ru.
13. International Bank of Tajikistan. [electronic resource]. - Access mode: URL: [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://ibt.tj/.
14. Agency for Statistics under the President of the Republic of Tajikistan. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://stat.tj/ru.
15. The State Statistics Committee of Turkmenistan. [electronic resource]. -Access mode: URL: https://www.stat.gov.tm/.
16. Central Bank of Turkmenistan. [electronic resource]. - Access mode: URL: https: //www.cbt .tm/ru/.
17. The Main Customs Administration of the People's Republic of China. [electronic resource]. - Access mode: URL: http://english.customs.gov.cn/Statics/4fa6c0f4-fe9e-4e23-be97-5ec6422f498a.html.
18. Global Multidimensional Poverty Index 2022. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://hdr.undp.org/system/files/documents/hdp-document/2022mpireportenpdf.pdf.
19. REC // REC data based on the request of the Federal Customs Service [Electronic resource]. - Access mode: URL: http: //exportstat.exportcenter.ru/.
20. OECD// OECD EBOPS [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://stats.oecd.org/.
21. Analytical Research Center "Eurasian Monitoring" [Electronic resource]. -Access mode: URL: http: //berlek-nkp.com/.
22. Institute of CIS Countries [Electronic resource]. - Access mode: URL: https://miit.ru/content/flHCcepTauH^.pdfT>id wm=741165.
23. UNCTAD [Electronic resource]. - Access mode: URL: https: //unctad.org/system/files/official-document/wir2021_en.pdf.
24. WTO. World Trade Organization (WTO). [electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.wto.org/.
25. World Integrated Trade Solution (WITS). World bank. [electronic resource]. -Access mode: URL: https: //wits.worldbank .org/.
26. Development of Eurasian integration. [electronic resource]. - Access mode: URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/vneshneekonomicheskaya_de yate lnost/razvitie_ evraziyskoy_ integracii/.