Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
267
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА (РС) / РАДИОЛОКАЦИОННЫЕ СТАНЦИИ (РЛС) / РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЙСКА / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА / РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ (РИ) / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / КОНТРОЛЬ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / РАДИОЛОКАЦИОННАЯ ПОЗИЦИЯ (РЛП) ДВОЙНОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ДН) / RADAR SYSTEM / RADARS / RADAR TROOPS / AUTOMATED SYSTEM / RADAR DATA / USE OF AIR SPACE / AIR SPACE CONTROL / DUAL-PURPOSE RADAR POSITION

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Созыкин Андрей Геннадьевич

Проведен анализ результата работ по построению технической основы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации - Единой автоматизированной радиолокационной системы. Приведены варианты построения системы и определены дальнейшие направления ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Созыкин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STATE AND DEVELOPMENT TRENDS OF THE FEDERAL SYSTEM OF RF AIR SPACE RECONNAISSANCE AND CONTROL

The paper analyzes the results of work on building the technical foundation of the Federal System of RF Air Space Reconnaissance and Control, namely, the Uniform Automated Radar System. It cites options of constructing the system and defines its further development lines.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Состояние и направления развития Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации

Полковник А.Г. СОЗЫКИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Проведен анализ результата работ по построению технической основы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации — Единой автоматизированной радиолокационной системы. Приведены варианты построения системы и определены дальнейшие направления ее развития.

Радиолокационная система (РС), радиолокационные станции (РЛС), радиотехнические войска, автоматизированная система, радиолокационная информация (РИ), использование воздушного пространства, контроль воздушного пространства, радиолокационная позиция (РЛП) двойного назначения (ДН).

The paper analyzes the results of work on building the technical foundation of the Federal System of RF Air Space Reconnaissance and Control, namely, the Uniform Automated Radar System. It cites options of constructing the system and defines its further development lines.

KEYWORDS

Radar system, radars, radar troops, automated system, radar data, use of air space, air space control, dual-purpose radar position.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

В 2015 ГОДУ завершилось выполнение федеральной целевой программы «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007—2015 годы)» (далее — ФЦП), в рамках которой создавалась техническая основа Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (ФСР и КВП) — Единая автоматизированная радиолокационная система (ЕАРЛС).

Начало образования ФСР и КВП принято отсчитывать с момента выхода Указа Президента Российской Федерации в 1994 году о ее создании. В соответствии с указом предусматривалось построение единой радиолокационной системы страны (технической основы ФСР и КВП) и органов управления данной системы (организационной основы ФСР и КВП). ФСР и КВП в соответствии с указом была предназначена для информационного обеспечения Вооруженных Сил (ВС) и гражданской авиации Российской Федерации в интересах решения задач противовоздушной обороны и управления воздушным движением в воздушном пространстве страны на основе комплексного использования существующих в Министерстве обороны (МО) и Министерстве транспорта РФ радиолокационных систем и средств.

Идея построения единой радиолокационной системы, объединяющей в себе все источники радиолокационной информации о воздушной обстановке, возникла гораздо раньше — еще в 80-х годах прошлого столетия. К этому моменту в СССР сложились независимые друг от друга две мощные радиолокационные системы, принадлежащие двум ведомствам страны — Министерству обороны и Министерству транспорта СССР. При этом основные элементы этих систем — источники радиолокационной информации о воздушной обстановке (радиолокационные станции и комплексы (РЛК)) зачастую располагались рядом, что в результате

приводило к двойным затратам на оснащение и эксплуатацию данных дорогостоящих средств. Но не только это привело к идее объединения радиолокационных систем. Еще больший эффект состоял в том, что в результате объединения двух радиолокационных систем значительно возрастали пространственные возможности по разведке воздушного пространства в интересах двух ведомств, за счет тех источников радиолокационной информации, местоположение которых как раз не совпадало.

Для обоснования рационального варианта построения единой радиолокационной системы, предназначенной для решения информационных задач в интересах видов Вооруженных Сил и Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), являющейся основным потребителем радиолокационной информации в Министерстве транспорта, был проведен ряд фундаментальных исследований научными организациями СССР.

Работы по обоснованию варианта построения единой радиолокационной системы были начаты в Московском НИИ приборной автоматики во взаимодействии с 2 ЦНИИ МО СССР. Исследования носили межведомственный характер, привлекались научные учреждения всех ведомств СССР, имеющих в своем составе средства для разведки воздушного пространства страны. В данных исследовательских работах был определен облик единой радиолокационной

системы и варианты ее построения. Рассматривалось три варианта создания системы.

Первый вариант предусматривал организацию автоматизированного информационно-технического взаимодействия между существующими ведомственными радиолокационными системами на тактическом

уровне. Реализация данного взаимодействия должна была обеспечить возможность совместного использования информации о воздушной обстановке, имеющейся в каждой системе. Структурная схема построения единой радиолокационной системы по первому варианту приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Структурная схема построения ЕАРЛС по первому варианту

Реализация данного варианта единой радиолокационной системы предусматривала обеспечение технического и логического сопряжения РЛС и средств автоматизации пунктов управления (ПУ) (командных пунктов — КП), радиотехнических подразделений (РТП) РЛП разных ведомств страны. Это требовало дополнительных затрат на организацию каналов связи для передачи данных между ведомственными радиолокационными системами и на обеспечение автоматизированного взаимодействия между ними. Для реализации автоматизированного взаимодействия потребовалось бы переоснащать элементы управления ведомственных радиолокационных систем комплексами средств автоматизации (КСА), способных взаимодействовать друг с другом, или дополнительными устройствами сопряжения.

Создание первого варианта ЕАРЛС требовало минимального изменения существующих ведомственных радиолокационных систем, что не обеспечивало снижения общей потребности в радиолокационной технике и средствах автоматизации всех ведомств.

Второй вариант построения ЕАРЛС предусматривал обеспечение совместного использования общих источников информации в составе РТП (РЛП) совместного применения (двойного назначения), выдающих в автоматическом режиме информацию одновременно нескольким заинтересованным потребителям. Структурная схема ЕАРЛС по второму варианту приведена на рисунке 2.

Реализация такого варианта позволяла сократить общие потребности в средствах радиолокации за счет использования одного подразделения

Рис. 2. Структурная схема построения ЕАРЛС по второму варианту

(позиции) с источником РИ в интересах всех заинтересованных ведомств. Данный вариант позволял сократить количество источников РИ, принадлежащих разным ведомствам и расположенных рядом друг с другом.

Реализация этого варианта требовала решить ряд как технических, так и организационных проблем:

Работы по обоснованию варианта построения единой радиолокационной системы были начаты в Московском НИИ приборной автоматики во взаимодействии с 2 ЦНИИ МО СССР. Исследования носили межведомственный характер, привлекались научные учреждения всех ведомств СССР, имеющих в своем составе средства для разведки воздушного пространства

страны. В данных исследовательских работах был определен облик единой радиолокационной системы и варианты ее построения.

возможность передачи РИ от одного источника радиолокационной информации по нескольким направлениям (нескольким потребителям); организацию сопряжения источника РИ с потребителями информации, принадлежащими разным ведомствам; создание радиолокационного средства, удовлетворяющего требованиям всех пользователей РИ; организацию использования радиолокационных средств потребителями разных ведомств.

Третий вариант предусматривал построение ЕАРЛС на базе минимально необходимой номенклатуры унифицированных средств (РЛС, КСА, систем и средств связи, передачи данных), размещенных в соответствии с общим замыслом одновременного обеспечения информацией КП (ПУ) различных видов Вооруженных Сил, центров ЕС ОрВД в интересах решения ими задач противовоздушной обороны (ПВО) и управления воздушным движением (УВД). Структурная схема построения ЕАРЛС по третьему варианту приведена на рисунке 3.

Рис. 3. Структурная схема построения ЕАРЛС по третьему варианту

Третий вариант был рекомендован для создания ЕАРЛС и положен в основу тактико-технического задания на ОКР «Фрагмент-Э», предусматривающего построение первого экспериментального фрагмента ЕАРЛС.

Не вызывает сомнения, что если бы СССР не прекратил своего существования, то именно этот вариант и был бы реализован. Но, к сожалению, начало создания ФСР и КВП и ЕАРЛС выпало на худшее с экономической точки зрения время — 90-е годы прошлого столетия. Поэтому при создании ФСР и КВП в начальный период решались только организационные вопросы, не требующие экономических затрат и заключающиеся в основном в согласовании применения радиолокационных средств МО и Минтранса России в районах совместного базирования. При этом обмен информацией о воздушной обстановке между РТП ДН ВС РФ и районными центрами ЕС ОрВД, а также между РЛП ДН Рос-авиации и радиотехническими под-

разделениями ВС РФ осуществлялся в основном неавтоматизированным способом. Таким образом, отсутствие информационно-технического взаимодействия (сопряжения) автоматизированных систем органов управления ЕС ОрВД и войск ПВО не привело к существенному приросту эффективности информационного обеспечения органов управления двух ведомств.

К работам по созданию ЕАРЛС реально приступили с началом реализации ФЦП. С завершением данной Программы завершился этап по созданию технической основы ФСР и КВП — ЕАРЛС. Данная система позволила объединить в единое информационное пространство источники радиолокационной информации о воздушной обстановке МО и Рос-авиации России, что позволило решить задачу доведения до многих органов управления войск ПВО информации о воздушной обстановке по данным средств наблюдения Росавиации. Реализованный вари-

ант структурной схемы построения ЕАРЛС приведен на рисунке 4.

Анализ структурной схемы созданной ЕАРЛС позволяет сделать вывод о том, что произошел отход от идеи интеграции ведомственных радиолокационных систем, детально

обоснованной в 90-х годах прошлого столетия. Современная ЕАРЛС реализована по первому варианту интеграции ведомственных радиолокационных систем. Однако нельзя сказать, что для построения был выбран неправильный вариант.

Рис. 4. Структурная схема ЕАРЛС, реализованная в результате выполнения федеральной целевой программы

Выбор первого варианта для построения ЕАРЛС связан с тем, что при переходе от социалистического строя к капиталистическому произошло разделение интересов ведомств, связанное с их финансированием. В тяжелые переходные годы как Министерство обороны (МО), так и Росавиация России были вынуждены выживать, и вопрос о взаимной интеграции ведомственных радиолокационных систем ушел на второй план. В связи с этим в конце 1990-х годов появляется идея возможности создания двух радиолокационных систем — мирного времени на базе РЛП Росавиации и военного времени —

на базе радиотехнических войск МО РФ. Эта идея нашла поддержку в обоих ведомствах и начала реализо-вываться в ходе предварительных испытаний экспериментального участка фрагмента ЕАРЛС, созданного в рамках опытно-конструкторской работы «Фрагмент-Э». При этом построение ЕАРЛС предусматривало в основном выдачу РИ между ведомствами централизованным способом, когда вся информация от РЛП Росавиации собиралась на укрупненных центрах ЕС ОрВД и выдавалась на ПУ соединений войск ПВО. Подобная схема получения РИ оптимальна в районах с неразвитой либо отсутствующей

инфраструктурой радиотехнических войск — это прежде всего Сибирская и Восточная зоны ответственности за ПВО. Централизованный способ по сравнению с децентрализованным более экономичен в реализации, обеспечивает взаимный обмен наиболее полной информацией о воздушной обстановке (как по содержанию, так и по объему) и одинаковое ее понимание диспетчерским составом центра ЕС ОрВД и лицами боевого расчета ПУ соединения войск ПВО при выполнении задач контроля воздушного пространства и обеспечения безопасности воздушного движения. В районах же с развитой инфраструктурой такая схема имеет ряд недостатков, связанных как с недостаточной живучестью построенной системы (уничтожение незащищенного укрупненного центра ЕС ОрВД приведет к разрушению фрагмента ЕАРЛС), так и с отсутствием информации от РЛП ДН Росавиации на КП (ПУ) радиотехнических войск тактического звена.

Немаловажным фактором, повлиявшим на выбор варианта построения ЕАРЛС, является усложнение условий, в которых планируется применение радиотехнических средств МО РФ в военное время. Усложнение обусловлено развитием возможностей средств воздушно-космического нападения (СВКН) вероятного противника. Прежде всего это увеличение на порядок возможностей противника по постановке радиоэлектронных помех различного вида и появление принципиально новых классов целей, таких как крылатые ракеты (КР), изготовленные по технологии СТЭЛС, оперативно-тактические баллистические ракеты (ОТБР) и гиперзвуковые летательные аппараты (ГЗЛА).

Данные цели с точки зрения радиолокационной разведки являются «сложными» и требуют применения

специализированных дорогостоящих радиолокационных средств. Это предопределяет то, что интеграция радиолокационных систем разных ведомств невозможна на принципах совместного использования общих унифицированных РЛС. Даже в самих радиотехнических войсках для решения всего перечня возложенных на них задач применяются РЛС и РЛК разных типов, сильно отличающиеся по своим характеристикам. Так как в дальнейшем условия функционирования радиолокационной системы МО РФ будут только усложняться, то построение ЕАРЛС на принципах информационно-технического взаимодействия останется актуальным.

В конце 1990-х годов появляется идея возможности создания

двух радиолокационных систем — мирного времени на базе РЛП Росавиации и военного времени — на базе радиотехнических войск МО РФ. Эта идея нашла поддержку в обоих ведомствах и начала

реализовываться в ходе предварительных испытаний

экспериментального участка фрагмента ЕАРЛС, созданного в рамках опытно-конструкторской работы «Фрагмент-Э».

Интеграция радиолокационных систем разных ведомств возможна в интересах решения только частных, схожих задач, решаемых в этих ведомствах в одинаковых условиях. Такой задачей в МО РФ является задача контроля порядка использования воздушного пространства (далее — задача КВП), решение которой возможно с применением радиотехнических средств, используемых в Росавиации.

Современная ЕАРЛС позволяет органам военного управления (ОВУ) решать задачу КВП. Однако имеется ряд недостатков данной системы, влияющих на качество решения данной задачи: существующая система не обеспечивает КВП над всей территорией нашей страны; не реализовано информационно-техническое взаимодействие органов управления войск ПВО с органами диспетчерского обслуживания аэродромов, что не позволяет оперативно получать информацию о фактических вылетах (посадках) воздушных судов и, как следствие, затрудняет процесс отождествления реальной РИ с плановой.

Анализ недостатков современной системы КВП показывает, что развитие данной системы необходимо осуществлять по следующим направлениям: увеличение объема воздушного пространства, в пределах которого осуществляется ведение радиолокационной разведки; совершенствование подсистемы получения и обработки плановой информации, получаемой от центров ЕС ОрВД на КП ПВО.

Наращивание объема контролируемого пространства возможно двумя способами. Первый — основан на создании новых РТП в районах, где отсутствует радиолокационное поле. Несмотря на высокую стоимость, этот способ в последние годы активно реализуется на практике за счет средств государственной программы вооружения, прежде всего на Севере России. Второй способ предусматривает наращивание объема контролируемого воздушного пространства за счет дальнейшего совершенствования технической основы ФСР и КВП. Данный способ основан на развитии информационно-технического взаимодействия между двумя ведомствами в интересах получения РИ требуемого качества на КП войск ПВО от РЛП ДН или центров ЕС ОрВД.

Второй способ как раз активно реализовывался в рамках ФЦП. В результате создания ЕАРЛС в рамках программы была увеличена площадь территории, над которой контролируется воздушное пространство, причем именно в тех областях, где расположено большинство воздушных трасс и местных воздушных линий. Однако после 2015 года второй способ не получил дальнейшего развития в связи с завершением Программы и, как следствие, прекращением финансирования.

Для повышения качества контроля воздушных судов, выполняющих полеты в уведомительном порядке в воздушном пространстве класса О, необходимо реализовать информационное взаимодействие между органами диспетчерского обслуживания аэродромов и ближайшего к ним КП (ПУ) РТП или КП радиотехнического полка для передачи информации о фактических вылетах (посадках) воздушных судов. Вариант построения ЕАРЛС, учитывающий предложенные направления развития, показан на рисунке 5.

Интеграция радиолокационных систем разных ведомств невозможна на принципах совместного использования общих унифицированных РЛС. Даже в самих радиотехнических войсках для решения всего перечня

возложенных на них задач применяются РЛС и РЛК разных типов, сильно отличающихся по своим характеристикам.

Так как в дальнейшем условия функционирования радиолокационной системы

МО РФ будут только усложняться, то построение

ЕАРЛС на принципах информационно-технического взаимодействия останется актуальным.

Рис. 5. Усовершенствованная структурная схема построения ЕАРЛС

Анализ проведенной работы по созданию ФСР и КВП показывает, что в настоящее время основные силы и средства радиолокационного контроля воздушного пространства, находящиеся в МО и Росавиации России, включены в состав ЕАРЛС. Возможности созданной ЕАРЛС позволяют сделать вывод о том, что ФСР и КВП способна выполнить следующие задачи: ведение радиолокационной разведки и радиолокационного контроля воздушного пространства над территорией Российской Федерации; радиолокационное обеспечение ПУ (КП) ВС РФ в интересах решения задач воздушно-космической обороны (ВКО); радиолокационное обеспечение центров ЕС ОрВД в интересах

организации воздушного движения; радиолокационное обеспечение полетов воздушных судов авиации; контроль соблюдения порядка использования воздушного пространства над территорией Российской Федерации.

Ожидаемое усложнение условий функционирования ФСР и КВП и появление новых задач требуют совершенствования ее технической основы. Наиболее значимыми факторами, влияющими на функционирование ЕАРЛС, являются:

• существенное усложнение условий контроля воздушного пространства в мирное время, обусловленное постоянным повышением интенсивности полетов воздушных судов, особенно иностранных авиакомпаний и

Наращивание объема контролируемого пространства

возможно двумя способами. Первый — основан на создании новых РТП в районах, где отсутствует радиолокационное поле... Этот способ в последние годы активно реализуется на практике за счет средств государственной программы вооружения, прежде всего на Севере России. Второй способ предусматривает наращивание объема контролируемого воздушного пространства за счет дальнейшего совершенствования технической основы ФСР и КВП.

летательных аппаратов «малой авиации», внедрением уведомительного порядка использования воздушного пространства и метода «свободных полетов» гражданской авиации;

• активизация деятельности террористических организаций, сохранение реальных угроз проведения террористических актов с использованием летательных аппаратов;

• возможные провокационные-действия иностранных воздушных судов на почве территориальных и этнических противоречий между государствами;

• усиление роли сил и средств ВКН и ВКО в современной войне, закономерный рост зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космической сфере;

• повышение требований к качеству РИ ее потребителями;

• необходимость выдачи РИ зенитным ракетным войскам по высокоскоростным целям (таким как ГЗЛА и ОТБР) в реальном масштабе времени;

• необходимость адаптации структуры системы для обеспечения решения новых задач в быстро меняющейся

обстановке и повышения живучести радиолокационной системы;

• интеграция ФСР и КВП в подсистему разведки и предупреждения о воздушно-космическом нападении (СРПВКН) системы ВКО Российской Федерации;

• изменение требований к составу, пространственным и информационным возможностям ФСР и КВП применительно к новой структуре ВС РФ и перспективным потребителям радиолокационной информации обеспечиваемых сил и средств ПВО (ВКО);

• оснащение качественно новыми средствами наблюдения, которые смогут использоваться в интересах разведки и контроля воздушного пространства: средствами автоматического зависимого наблюдения, за-горизонтными радиолокационными станциями и др.;

• проведение организационных мероприятий по созданию нового облика ВС РФ и развитию ЕС ОрВД.

Некоторые из перечисленных выше факторов требуют дальнейшего совершенствования ЕАРЛС. Причем реализация требования выдачи информации в реальном масштабе времени и адаптации структуры системы к обстановке требуют изменения в самой структуре ЕАРЛС.

Дальнейшее развитие ЕАРЛС видится в создании на ее основе интегрированной радиолокационной системы двойного назначения (ИРЛС ДН), обеспечивающей формирование единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки (рис. 6). ИРЛС ДН является развитием существующей ЕАРЛС ФСР и КВП и должна создаваться на ее основе путем построения по принципу интеграции ведомственных систем с использованием перспективных средств и технологий сбора, обработки и распределения информации, а также мо-

Рис. 6. Структура интегрированной радиолокационной системы двойного назначения

дернизированных элементов ЕАРЛС, возможности которых позволяют реализовать новую идеологию построения системы.

Создание ИРЛС ДН обеспечит: непрерывную радиолокационную разведку и радиолокационный контроль воздушного пространства Российской Федерации; совместную обработку информации о воздушной обстановке от разнотипных источников по территориальному принципу; устойчивое сопровождение и достоверную идентификацию всех летательных аппаратов, находящихся в воздушном пространстве Российской Федерации; контроль соблюдения порядка использования воздушного пространства; выдачу

В настоящее время основные силы и средства радиолокационного контроля

воздушного пространства, находящиеся в Минестерстве обороны и Росавиации России, включены в состав ЕАРЛС.

признаковой информации в СРПВКН ВКО Российской Федерации для формирования сигналов предупреждения о нападении; формирование единого информационного пространства о состоянии воздушной обстановки (ЕИП ВзО) и выдачу его фрагментов органам управления МО, Росавиации России и других ведомств в соответствии с решаемыми ими задачами и установленными полномочиями доступа.

ИРЛС ДН является развитием существующей ЕАРЛС ФСР и КВП и должна создаваться на ее основе путем построения по принципу интеграции ведомственных систем с использованием перспективных средств и технологий сбора, обработки и распределения информации, а также модернизированных элементов ЕАРЛС, возможности которых позволяют реализовать новую идеологию построения системы.

Выполнение возлагаемых на ИРЛС ДН функций должно осуществляться в тесном взаимодействии с создаваемыми перспективными автоматизированными системами видов ВС РФ и других заинтересованных ведомств. Таким образом, ИРЛС ДН должна представлять собой межведомственную информационно-телекоммуникационную сеть, в которую объединены организационные и технические ресурсы ведомственных систем наблюдения и контроля воздушного пространства.

С системотехнической точки зрения ИРЛС ДН должна являться вневедомственной системой, построенной по территориальному принципу. С организационной точки зрения

должна сохраниться ведомственная принадлежность отдельных организационных структур и технических средств ИРЛС ДН. Исходя из этого создание ИРЛС ДН осуществляется на основе: преемственности по отношению к ЕАРЛС (максимального сохранения элементов ЕАРЛС, возможности которых позволяют реализовать новую идеологию построения системы); реализации новых системотехнических принципов построения, обеспечивающих совместное использование информационных и технических ресурсов ведомственных систем разведки, наблюдения и контроля воздушного пространства; использования телекоммуникационных ресурсов цифровых систем связи и передачи данных Минобороны и Минтранса России, других ведомств и операторов связи.

Практическая реализация концепции сетецентрического управления при построении ИРЛС ДН существенно повысит возможности ФСР и КВП по расширению перечня потенциальных потребителей информации о воздушной обстановке независимо от специфики выполняемых ими задач и функций. Создание ИРЛС ДН существенно повысит полноту, достоверность и качество информации о воздушной обстановке, особенно в условиях, характеризующихся высокой динамичностью и неопределенностью.

Создание ИРЛС ДН также позволит исключить ведомственные и системные противоречия за счет применения современных технологий и создать единое информационное пространство о состоянии воздушной обстановки для решения задач в сфере ВКО и контроля воздушного пространства органами управления Минобороны, Минтранса России и других министерств и ведомств (МЧС, МВД, ФСБ, ФТС России и др.).

Функционирование ИРЛС ДН позволит существенно расширить перечень органов боевого управления ВС РФ и органов управления воздушным движением, являющихся потребителями информации создаваемой системы.

В составе ВС РФ такими органами боевого управления могут быть: КП группировок войск объединенных стратегических командований, пункты (центры) боевого управления авиацией всех видов, включая дальнюю и военнотранспортную, ПУ группировки сил флота, выполняющих задачи в акваториях внутренних и прилегающих морей, объединенные КП видов (сил), создаваемых в зонах локальных военных конфликтов и при проведении контртеррористических операций.

Не вызывает сомнения целесообразность и возможность расширения перечня потребителей информации ИРЛС ДН пунктами управления (оперативными органами) силовых министерств и ведомств, а также федеральных органов исполнительной власти, для выполнения специфических задач которых необходимо получение информации о воздушной обстановке в реальном масштабе времени. Прежде всего к такого рода потребителям информации ИРЛС ДН относятся ситуационные центры (постоянно действующие и временно создаваемые) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Опыт ВКС по обеспечению охранных мероприятий мест постоянного и временного пребывания руководителей государства, проводимых Федеральной службой охраны России, показал необходимость непрерывного получения РИ на пунктах управления службы. Крайне важным и необходимым является также получение

Создание ИРЛС ДН повысит полноту, достоверность и качество информации о воздушной обстановке, особенно в условиях, характеризующихся высокой динамичностью и неопределенностью, а также позволит исключить ведомственные и системные противоречия за счет применения

современных технологий и создать единое информационное пространство о состоянии

воздушной обстановки для решения задач в сфере ВКО и контроля воздушного пространства.

РИ о полетах воздушных судов и других летательных аппаратов в районах проведения контртеррористических мероприятий на КП (ПУ) участвующих в операции сил Министерства внутренних дел России и Федеральной службы безопасности России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заинтересованными потребителями информации ИРЛС ДН также должны являться основные пользователи воздушного пространства, имеющие в своем составе воздушные суда гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Помимо упомянутых выше силовых министерств и ведомств, а также Минтранса России, это прежде всего Минпромторг России, Росатом, Роскосмос и др.

Таким образом, основными направлениями развития ФСР и КВП являются: создание новых радиотехнических подразделений МО РФ в районах страны, где отсутствует радиолокационное поле; переоснащение радиотехнических подразделений МО РФ новыми радиолокационными средствами; продолжение интеграции радиолокационных систем разных ведомств Российской Федерации на основе совершенствования существующей ЕАРЛС и последующего создания ИРЛС ДН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.