Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / CONTROL OVER USE OF AIR SPACE / UNIFORM SYSTEM OF AIR TRAFFIC ORGANIZATION / FEDERAL SYSTEM OF RECONNAISSANCE AND CONTROL OVER AIR SPACE

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Филонов Андрей Александрович, Петров Сергей Алексеевич, Андреев Евгений Николаевич

Рассмотрены система контроля использования воздушного пространства Российской Федерации, нормативные акты, регулирующие ее функционирование, понятийный аппарат и пути решения некоторых существующих проблемных вопросов, позволяющие сформировать направления дальнейшего развития системы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Филонов Андрей Александрович, Петров Сергей Алексеевич, Андреев Евгений Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE SYSTEMIC APPROACH IN TACKLING THE PROBLEM OF CONTROL OVER THE AIR SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The paper looks at the system of control over the air space of the Russian Federation, the normative enactments regulating its functioning, the concept apparatus and ways of solving some of the current problem issues that help sketch further development lines for the control system.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Использование системного подхода при решении задачи контроля воздушного пространства Российской Федерации

Полковник А.А. ФИЛОНОВ, доктор технических наук

Подполковник С.А. ПЕТРОВ, кандидат технических наук

Подполковник Е.Н. АНДРЕЕВ

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены система контроля использования воздушного пространства Российской Федерации, нормативные акты, регулирующие ее функционирование, понятийный аппарат и пути решения некоторых существующих проблемных вопросов, позволяющие сформировать направления дальнейшего развития системы контроля.

The paper looks at the system of control over the air space of the Russian Federation, the normative enactments regulating its functioning, the concept apparatus and ways of solving some of the current problem issues that help sketch further development lines for the control system.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Контроль использования воздушного пространства, Единая система организации воздушного движения, Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства.

Control over use of air space, Uniform System of Air Traffic Organization, Federal System of Reconnaissance and Control over Air Space.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ

ОПЫТ локальных военных конфликтов последних десятилетий, сложившаяся военно-политическая обстановка показывают, что в современном мире нарастает угроза глобального терроризма, а международное антитеррористическое сотрудничество организовать достаточно проблематично даже в одном регионе. Кроме того, соглашения, заключенные между конфликтующими сторонами для достижения локальных целей в конфликте, зачастую игнорируются. Также не соблюдается и общепринятая мировая практика по ограничению и использованию воздушного пространства в районах локальных военных конфликтов, что напрямую влияет на безопасность полетов авиации.

В мирное время основной задачей дежурных по ПВО сил и средств является задача пресечения полетов воздушных судов (ВС), незаконно пересекших государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации (в том числе, захваченных террористами или используемых для совершения террористического акта).

Для решения задач по противовоздушной обороне и управления воздушным движением в воздушном пространстве Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1994 года была создана Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП), которая предназначена для обеспечения органов и пунктов управления войсками (силами) ПВО РФ радиолокационной информацией о воздушной обстановке в интересах решения задач по ПВО, в том числе задач по охране государственной границы, пресечению террористических актов и других противоправных действий в воздушном пространстве РФ. ФСР и КВП решает также задачу радиолокационного обеспечения Центров организации воздушного движения аэронавигационной системы Российской Федерации в интересах организации воздушного движения на

основе комплексного использования радиолокационных систем и средств, имеющихся в ВС РФ и аэронавигационной системе РФ.

Мероприятия, запланированные и реализованные в рамках федеральной целевой программы «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007—2015 годы)», заданной Постановлениями Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 года № 345 и от 21 февраля 2011 года № 98, были направлены на интеграцию радиолокационной системы МО РФ и аэронавигационной системы России в Единую автоматизированную радиолокационную систему. Но координационные органы, регламентирующие взаимодействие между двумя ведомствами, до настоящего времени отсутствуют. Поэтому вопросы нормативно-правовой базы в области контроля использования воздушного пространства практически не рассматривались. Исходя из этого на сегодняшний момент ФСР и КВП функционирует фактически только в рамках Единой автоматизированной радиолокационной системы, но задачи контроля использования воздушного пространства РФ в ее компетенцию не входят.

В то же время решение задачи контроля использования воздушного

пространства РФ требует системного подхода, и все условия для этого имеются. Есть элементы системы (пункты управления, органы единой системы организации воздушного движения, средства радиолокации, комплексы средств автоматизации (КСА) и связи), между которыми налажены связи (каналы обмена радиолокационной и плановой информацией, телефонные каналы связи) и есть структура как совокупность элементов и связей.

Исходя из вышеуказанного существует необходимость определения самого понятия «система контроля использования воздушного пространства РФ», определить ее цели и задачи, уточнить понятийный аппарат теории контроля использования воздушного пространства. Для этого необходимо провести всесторонний анализ всех элементов системы и предметной области управления воздушным движением.

В настоящее время решение задачи по пресечению полетов воздушных судов возложена на силы и средства ПВО военных округов, Балтийского и Северного флотов. А задача выявления нарушителей порядка использования воздушного пространства РФ согласно пункту 114 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, введенных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, возложена на органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) Федерального агентства воздушного транспорта в установленных для них зонах и районах.

Контроль использования воздушного пространства РФ в части выявления воздушных судов — нарушителей порядка использования воздушного пространства и воздушных судов — нарушителей правил пересечения государственной границы РФ осуществляется МО РФ.

В общих положениях федеральных правил дается следующее определение использования воздушного пространства: деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. д.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

В полной мере эти функции МО РФ реализовать не может, так как организация воздушного движения и диспетчерское обслуживание, а следовательно, и управление воздушным движением, осуществляется оперативными органами единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Органы и пункты управления войсками (силами) ПВО РФ могут контролировать выполнение правил использования воздушного пространства только на основании плановой и радиолокационной информации, полученной от оперативных органов ФСР и КВП. Данная задача решается специализированными комплексами средств автоматизации (КСА), находящимися на пунктах управления войсками (силами) ПВО. В то же время информации о планах полетов воздушных судов, передаваемых с борта воздушного судна, и оперативной информации о согласованных маршрутах и режимах полетов у органов и пунктов управления войсками (силами) ПВО не имеется или она является несвоевременной, что требует уточнения ее у органов ЕС ОрВД, прежде чем принимается решение о присвоении ВС признака нарушителя использова-

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧИ КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ

ния воздушного пространства. Стоит отметить, что автоматизированные системы управления (АСУ), используемые диспетчерами оперативных органов управления воздушным движением, предназначены для решения именно указанных специализированных задач, да и уровень подготовки специалистов несравненно выше, чем должностных лиц пунктов управления войсками (силами) ПВО.

Таким образом, налицо дублирование функций ЕС ОрВД и органов ПВО, и поэтому логично передать функции контроля использования воздушного пространства Российской Федерации в части выявления воздушных судов-нарушителей порядка использования воздушного пространства, тем же органам, которые осуществляют и их диспетчерское обслуживание, т. е. ЕС ОрВД. Что касается воздушных объектов, которым не предоставляется диспетчерское обслуживание, например в воздушном пространстве класса G, а также вновь выявленных воздушных объектов, то контроль соблюдения ими правил использования воздушного пространства от обнаружения до идентификации целесообразно дублировать и МО РФ, и Федеральному агентству воздушного транспорта РФ.

Задачи пресечения полетов воздушных судов, незаконно пересекших государственную границу Российской Федерации или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации, необходимо возложить на МО РФ, у которого имеются все необходимые для этого силы и средства.

Также существенным фактором, осложняющим решение задачи контроля использования воздушного пространства, является «застой» в нормативно-правовой базе и понятийном аппарате, используемом в теории контроля использования воздушного пространства.

Стремительное развитие технологий, даже в такой консервативной области, как гражданская авиация, где задача обеспечения безопасности полетов всегда являлась приоритетной, привело к принятию федеральной целевой программы «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 1974-р), которая была реализована в 2015 году с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ICAO).

Вся деятельность Федерального агентства воздушного транспорта основана на нормах ICAO, призванных повысить безопасность воздушного движения и воздушных перевозок как международных, так и внутренних. Исходя из этого можно сделать вывод, что и оперативные органы ЕС ОрВД в своей работе используют актуальные руководящие документы и современное оборудование, как для радиотехнического обеспечения полетов, так и для управления воздушным движением.

Применительно к МО РФ картина не выглядит столь радужной. Если рассматривать техническую составляющую, то радиотехнические средства (РТС) и КСА, которые являются основой Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП), находятся на требуемом уровне и соответствуют или превосходят все современные и перспективные зарубежные РТС и КСА.

Наиболее проблемным является регламентирование действий должностных лиц боевых расчетов пунктов управления частей, соединений и объединений ПВО. Действующие руководящие документы были утверждены в основном до начала

модернизации ЕС ОрВД, а некоторые введены в действие более 40 лет назад. Вследствие этого и понятийный аппарат системы контроля, и терминология, применяемая в органах и пунктах управления войсками (силами) ПВО РФ, не соответствуют общепринятой в настоящее время международной терминологии.

Для примера можно рассмотреть одно из основополагающих понятий «диспетчерский контроль» (ДК), который заключается в расчетном определении местонахождения воздушных судов на основе плановой (планы полетов воздушных судов, действующих международных и внутренних расписаний) и диспетчерской (сообщений о фактических полетах) информации. Ни один диспетчер оперативных органов ЕС ОрВД без дополнительных разъяснений не поймет, о чем идет речь в данном определении.

Само определение ДК пришло по всей видимости из теории управления железнодорожным транспортом и прочно закрепилось в терминологии органов и пунктов управления войсками (силами) ПВО начиная с конца 70-х годов прошлого столетия. Но если в железнодорожном транспорте ДК используется для принятия решения по управлению движениями поездов, а также для контроля автоматики, то при контроле использования воздушного пространства эта терминология неприменима. В период отсутствия средств автоматизации контроля использования воздушного пространства, когда обстановка отображалась циклично на вертикальных планшетах по мере прохождения воздушным судном пунктов обязательных донесений, присутствовало сходство с отображением, применяемым в железнодорожном транспорте, но только относительно отображения их местоположения. Никакого управления воздушным движением

с командных пунктов войск (сил) ПВО не было предусмотрено. Хотя само определение диспетчера подразумевает координирование движения с целью обеспечения его безопасности. Применительно к органам и пунктам управления войсками (силами) ПВО диспетчерский контроль — это только расчетное определение местоположения воздушного судна на основе представленного плана полета и других стандартных сообщений его касающихся. Безусловно, само определение в корне неправильно, и только усложняет понимание принципов контроля использования воздушного пространства, запутывает должностных лиц, а также приводит к недопониманию при организации взаимодействия с органами ЕС ОрВД.

Но изменение определения диспетчерского контроля, например на «трассу расчетного положения воздушного судна», влечет за собой и изменение определения радиолокационного контроля, а за ним и всего понятийного аппарата, что требует нового научного подхода также к принципам контроля использования воздушного пространства РФ со стороны МО РФ. В то же время принципы функционирования органов ЕС ОрВД, основанные на нормах и требованиях 1САО, в отношении планирования использования воздушного пространства и управления воздушным движениям не должны изменяться.

Таким образом, в настоящее время в условиях возникновения новых угроз, на фоне роста интенсивности полетов авиации, модернизации Единой системы организации воздушного движения РФ требуется модернизация также и системы контроля использования воздушного пространства, являющейся системой двойного назначения: МО РФ и ЕС ОрВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.