Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
110
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СИСТЕМА РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА / РАДИОТЕХНИЧЕСКИЕ ВОЙСКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЕДИНАЯ РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АВТОМАТИЧЕСКИЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / FEDERAL SYSTEM OF RECONNAISSANCE AND AIRSPACE CONTROL / RADAR EQUIPMENT OPERATORS / FEDERAL TARGET PROGRAM / UNIFORM RADAR SYSTEM / AUTOMATIC RADAR UNIT

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Астапенко Юрий Александрович, Клименко Александр Сергеевич, Кубанов Юрий Константинович, Подворный Олег Петрович

Рассмотрены выполненные мероприятия по созданию Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации. Сформулированы организационные и научно-технические проблемы, решение которых требуется для обеспечения дальнейшего развития и совершенствования единой радиолокационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Астапенко Юрий Александрович, Клименко Александр Сергеевич, Кубанов Юрий Константинович, Подворный Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE FEDERAL SYSTEM OF RECONNAISSANCE AND AIRSPACE CONTROL OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAYS OF SOLVING THEM

The paper looks at measures taken to create the Federal System of Reconnaissance and Airspace Control of the Russian Federation. It formulates organizational and science and technology problems whose solution is essential for further development and improvement of the uniform radar system.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Проблемы Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения

Полковник Ю.А. АСТАПЕНКО, кандидат технических наук

Капитан А.С. КЛИМЕНКО

Полковник в отставке Ю.К. КУБАНОВ

Подполковник О.П. ПОДВОРНЫЙ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Рассмотрены выполненные мероприятия по созданию Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации. Сформулированы организационные и научно-технические проблемы, решение которых требуется для обеспечения дальнейшего развития и совершенствования единой радиолокационной системы.

Федеральная система разведки и контроля воздушного пространства, радиотехнические войска, федеральная целевая программа, единая радиолокационная система, автоматический радиолокационный комплекс.

The paper looks at measures taken to create the Federal System of Reconnaissance and Airspace Control of the Russian Federation. It formulates organizational and science and technology problems whose solution is essential for further development and improvement of the uniform radar system.

KEYWORDS

Federal System of Reconnaissance and Airspace Control, radar equipment operators, federal target program, uniform radar system, automatic radar unit.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

СОЗДАНИЕ единой радиолокационной системы (ЕРЛС) непосредственно началось в 2007 году в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) «Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации» (2007—2015), заданной постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2006 года № 345 (в редакциях постановлений Правительства Российской Федерации от 21.02.2011 № 98 и от 14.07.2012 № 720).

По мнению авторов ряда публикаций123, касающихся анализа реализации мероприятий упомянутой ФЦП, заявленные в ней цели в основном достигнуты. Действительно, до 2015 года площадь радиолокационного поля, контролируемого РТВ ВВС, прирастала за счет создания (доосна-щения) радиолокационных позиций двойного назначения Федерального агентства воздушного транспорта. В этот период удалось дооснастить средствами первичной и вторичной радиолокации, автоматизации, связи и передачи данных, отвечающими требованиям радиолокационного обеспечения пунктов управления Вооруженных Сил Российской Федерации (ПУ ВС РФ) около 65 % от запланированного количества радиолокационных позиций двойного назначения, что дало прирост площади радиолокационного поля около 2 млн квадратных км. Достигнуты в основном и другие запланированные показатели и индикаторы ФЦП.

Вместе с тем необходимо отметить, что исключить территориальное дублирование ведомственных радиолокационных средств, выявленное задолго до начала реализации ФЦП, не удалось. Также не было реализовано предусмотренное ФЦП поэтапное развитие технических средств и систем Минобороны России и Федерального агентства воздушного транспорта в целях их объединения и создания элементов единой радиолокационной системы. Фактически некоторое развитие получило только Федеральное агентство воздушного транспорта, что позволило выдавать информацию в органы управления ПВО, однако сохранились две самостоятельные системы, не «понимающие» друг друга без дополнительного включения в их состав комплексов программно-технических средств и других комплектов абонентского оборудования4.

В ходе реализации ФЦП возникли и другие обстоятельства, препятствующие созданию ЕРЛС Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства (ФСР и КВП)5:

• упразднение Межведомственной комиссии по использованию и контролю воздушного пространства Российской Федерации, одной из функций которой была координация работ по созданию и руководству функционированием ЕРЛС ФСР и КВП; упразднена и должность генерального конструктора ФСР и КВП РФ, что не позволяет реализовывать системный подход при ее создании;

• игнорирование поручения Президента Российской Федерации о разработке предложений по внесению изменений в ФЦП с продлением срока ее действия до 2020 года.

К этому следует также добавить, что функция научно-методического обеспечения работ по созданию ЕРЛС ФСР и КВП, ранее законодательно возлагаемая на 2 ЦНИИ МО РФ (ныне ЦНИИ ВКС Минобороны России) и ГосНИИ «Аэронавигация», не нашла отражения в новом Положении о федеральной системе разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации, введенном Указом Президента Российской Федерации № 190 от 2008 года.

Таким образом, после 2015 года работы по совершенствованию ФСР и КВП РФ не велись, несмотря на предусмотренное полномасштабное развертывание системы как «Концепцией воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу», утвержденной Президентом Российской Федерации в апреле 2006 года, так и «Концепцией развития воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации в апреле 2019 года.

ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Фактически некоторое развитие получило только Федеральное агентство воздушного транспорта,

что позволило выдавать информацию в органы управления ПВО,

однако сохранились две самостоятельные системы,

не «понимающие» друг друга без дополнительного включения в их состав комплексов программно-технических средств и других комплектов абонентского оборудования.

Дальнейшее совершенствование ЕРЛС ФСР и КВП в отсутствие координирующих органов стало определяться фактически руководством радиотехнических войск ВВС и заключалось в создании ЕРЛС ФСР и КВП только на их основе.

Создание в августе 2015 года Воздушно-космических сил путем объединения Военно-воздушных сил и Войск воздушно-космической обороны привело к тому, что зенитные ракетные и радиотехнические войска лишились своего статуса, входящие в их состав части и подразделения были подчинены войскам противовоздушной и противоракетной обороны (ВПВО-ПРО) и армиям ВВС и ПВО. В результате потеряли актуальность все действующие нормативные и боевые документы, единая радиолокационная система распалась на автономные фрагменты, между которыми вновь появились межвидовые барьеры.

Основная тенденция развития радиотехнических формирований, которые по инерции продолжим именовать радиотехническими войсками в надежде, что так и произой-

дет, в ближайшей перспективе будет определяться «Планом наращивания радиолокационного поля разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации», утвержденным начальником Генерального штаба ВС РФ 20.12.2013 года, учитывающим новое военно-административное деление территории России (указ Президента Российской Федерации от 20.09.2010 года № 1144), а также объективно сложившиеся военно-политические факторы (реализация Арктической стратегии, вхождение в состав России Республики Крым и др.).

Сложное экономическое положение государства и значительные масштабы предстоящего наращивания радиолокационного поля предопределяют основные направления повышения эффективности радиотехнических средств, средств связи и автоматизации: минимизация обслуживающего персонала, возможность длительного необслуживаемого функционирования в автоматическом режиме, в том числе в неблагоприятных климатических условиях, и относительно низкая себестоимость.

Таким образом, в ближайшей перспективе (2021—2030 годы и далее) основной направленностью работ по совершенствованию единой автоматизированной системы ФСР и КВП РФ должно стать увеличение числа элементов ЕРЛС на всей территории Российской Федерации как за счет наращивания боевого состава РТВ, так и за счет включения в ее состав позиций двойного назначения.

В последнее время было проведено несколько опытно-конструкторских работ по созданию автоматических радиолокационных комплексов (АРЛК), способных функционировать вне позиций радиотехнических подразделений и без постоянного присутствия на них обслуживающе-

го (эксплуатирующего) персонала. Развертывание подобных комплексов (модулей) на территории объектов других видов Вооруженных Сил РФ (родов войск), а также других силовых ведомств (федеральная пограничная служба ФСБ РФ, Росгвардии и др.), может стать еще одним перспективным направлением наращивания радиолокационного поля, не требующим увеличения количества радиотехнических подразделений и соответственно менее затратным.

После 2015 года работы по совершенствованию ФСР и КВП РФ не велись, несмотря на предусмотренное полномасштабное развертывание системы как «Концепцией воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2016 года и дальнейшую перспективу», утвержденной

Президентом Российской Федерации в апреле 2006 года, так и «Концепцией развития воздушно-космической обороны Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации в апреле 2019 года.

Для реализации вышеуказанных подходов потребуется проведение организационных и научно-технических мероприятий. К мероприятиям организационного характера можно отнести:

• восстановление радиотехнических войск в статусе рода войск ВКС при условии подчинения противовоздушного компонента армий ВВС и ПВО непосредственно главному командованию ВКС;

• подготовка нового проекта постановления Правительства РФ по продолжению работ по созданию ЕРЛС на период до 2030 года с учетом

выполнения мероприятий Программы и достигнутых значений ее индикаторов и показателей;

• восстановление деятельности межведомственной экспертной рабочей группы по координации работ, мониторингу и оценке проводимых работ;

• создание комиссии по типу ранее существующих Центральной межведомственной комиссии ФСР и КВП Российской Федерации и соответствующих зональных комиссий по числу зон ответственности за ПВО;

• введение на федеральном уровне административно-правового механизма, обеспечивающего использование инфраструктуры объектов видов Вооруженных Сил РФ (родов войск) и других федеральных ведомств для развертывания на их территории объектов АРЛК;

• обеспечение поставок радиотехнических средств, средств автоматизации и связи, строительства реконструируемых объектов в указанных объемах и в запланированные сроки;

• назначение генерального конструктора ЕРЛС ФСР и КВП и научно-исследовательских организаций от Минобороны России и Федерального агентства воздушного транспорта для научно-методического обеспечения проводимых работ.

К числу научно-технических мероприятий следует отнести:

• обеспечение возможности получения, обработки и использования информации от комплексированных вторичных радиолокаторов (режимов 5 и АЗН-В) на КП(ПУ) радиотехнических подразделений и частей, оснащенных комплексами средств автоматизации ряда «Фундамент», и разведывательно-информационных центров командных пунктов соединений ПВО;

• реализация в АРЛК, а также в радиолокационных комплексах,

ПРОБЛЕМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РАЗВЕДКИ И КОНТРОЛЯ ВОЗДУШНОГО ПРОСТРАНСТВА РФ

И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

развернутых на позициях единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД), режимов гарантированного имитостойкого опознавания воздушных объектов по принципу «свой—чужой». Для этого потребуется разработать предложения по обеспечению имитостойкого опознавания в АРЛК без применения засекречивающей аппаратуры на основе использования ограниченного количества запросно-ответных соответствий;

• обеспечение АРЛК соответствующими автоматическими средствами автономного электроснабжения;

• обоснование предложений по ликвидации сохранившегося до настоящего времени территориального дублирования радиотехнических подразделений МО РФ и позиций ЕС ОрВД в некоторых регионах государства и рациональному использованию высвобождающихся сил и средств. Для реализации мероприятий целесообразно задание комплексной НИР с привлечением научно-исследовательских организаций Минобороны России и Федерального агентства воздушного транспорта и других заинтересованных организаций.

Таким образом, проведенный анализ выполненных в 2007—2015 годах работ по созданию ЕРЛС подтвержда-

Сложное экономическое положение государства и значительные масштабы предстоящего наращивания радиолокационного поля предопределяют основные направления повышения эффективности радиотехнических средств, средств связи и автоматизации: минимизация обслуживающего

персонала, возможность длительного необслуживаемого функционирования в автоматическом режиме, в том числе в неблагоприятных климатических условиях, и относительно низкая себестоимость.

ет правильность выбранного направления интеграции ведомственных радиолокационных систем и средств, возможность его реализации и достижения определенного эффекта. Создание ЕРЛС, необходимость которой определена рядом руководящих документов и подтверждается экспертным сообществом, потребует принятия и реализации как указанных организационных, так и научно-технических мероприятий.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кислуха А.Е. К единому радиолокационному полю страны // Воздушно-космическая оборона. 2012. № 2. С. 6—16.

2 Менячихин А.И., Астапенко Ю.А., Подворный О.П. Становление и развитие Федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства // Военная Мысль. 2015. № 9. С. 59—64.

3 Кобан А.Я., Самотонин Д.Н. Научно-технические проблемы развития фе-

деральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации и пути их решения // Военная Мысль. 2017. № 4.

4 Кислуха А.Е. К единому радиолокационному полю страны.

5 Михаил Ходаренок. Россия забыла о воздухе. [Газета.РУ]. URL: http://www. gazeta.ru/army/2017/01/15/10476587.shtml (дата обращения: 19.09.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.