Научная статья на тему 'Состояние и модернизация государственной службы в РФ'

Состояние и модернизация государственной службы в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1057
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC ADMINISTRATION / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / PRINCIPLES OF CIVIL SERVICE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ / PUBLIC OFFICES / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / STATE APPARATUS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / CIVIL SERVANTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / QUALIFICATION REQUIREMENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / PROFESSIONAL STAFF / МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / CIVIL SERVICE MODERNIZATION / CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фейфер А.А., Ботоев Т.А.

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства и общества. С каждым годом мы видим тенденция роста расходов и выделения бюджетных средств на государственный аппарат. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих. На сегодняшний день необходимо продолжение модернизации государственной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and modernization of the civil service in the Russian Federation

The state service is aimed at ensuring the effective functioning of the state and society. Every year, we see a trend of rising costs and allocation of budgetary funds to the state apparatus. There is a tendency to increase the number of civil servants whose professional education does not meet the qualification requirements for the post they are replacing. The qualitative composition and structure of municipal employees are also far from perfect. To date, it is necessary to continue modernization of the civil service

Текст научной работы на тему «Состояние и модернизация государственной службы в РФ»

УДК 342.6

СОСТОЯНИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В РФ А.А. Фейфер, Т.А. Ботоев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», г. Москва

Аннотация

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства и общества. С каждым годом мы видим тенденция роста расходов и выделения бюджетных средств на государственный аппарат. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих. На сегодняшний день необходимо продолжение модернизации государственной службы

Ключевые слова:

государственная служба, принципы государственной службы, государственные должности, государственное управление, государственный аппарат, государственные служащие, профессиональное образование, квалификационные требования, профессиональные кадры, модернизации государственной службы История статьи:

Дата поступления в редакцию 07.03.18 Дата принятия к печати 11.03.18

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства, а уровень ее развития прямо сказывается на темпах и результатах реформ во всех сферах государственной и общественной жизни. Принципы государственной службы тесно взаимосвязаны: соблюдение одних способствует реализации других, нарушение одного отрицательно сказывается на выполнении остальных.

Численность работников, замещавших государственные должности, по состоянию на 2016 год, распределялась следующим образом: на долю исполнительной власти приходилось 1264,8% работников, законодательной — 33,2%, судебной власти и прокуратуры — 230,2%. В других государственных органах было занято 17,5% лиц, замещавших государственные должности. Этот рост обусловлен формированием в соответствии с Конституцией РФ государственных органов, обеспечивающих развитие рыночной экономики: налоговых, финансовых, занятости населения, миграции и др., а также органов местного самоуправления.

Растет и удельный вес расходов на государственное управление в общих расходах федерального бюджета. С каждым годом мы видим тенденция роста расходов и выделения бюджетных средств на государственный аппарат. Для характеристики современного состояния государственной и муниципальной службы определенное значение имеет анализ образовательного уровня государственных и муниципальных служащих. В конце 2016 г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73%. При этом 40% государственных служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, 22% — юридическое образование, 18% — высшее техническое образование, 22,4% среднее общее или среднее специальное.

Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности. Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. чел., или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих.

А.А. Фейфер, Т.А. Ботоев

Проблемы реформирования государственной и муниципальной службы

1. Низкий уровень профессиональных кадров и недостойная система стимулирования и материального обеспечения государственных служащих.

2. Нехватка опытных кадров, ранний выход на пенсию. Усиливается дефицит государственных и муниципальных служащих в возрасте до 45 лет, имеющих опыт работы в современных экономических условиях.

3. Снижение престижа государственной службы как вида профессиональной деятельности, в силу чего наиболее квалифицированные кадры не стремятся переходить на государственную службу из бизнес-структур.

4. Недостатки в области подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих. Сохраняется преобладание государственных служащих с непрофильным образованием.

5. Консервативная система подготовки и отсутствие профессионального развития госслужащих. Мужчины преобладают на должностях руководителей, а женщины — на должностях специалистов.

6. Несовершенная организация приёма и неэффективная карьерная система государственной службы. Поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств.

7. Текучесть управленческих кадров. Частая смена руководителей органов власти и управления нередко приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению госслужащих.

8. Слабая организация рабочей деятельности. Рабочее поле государственных и муниципальных органов недостаточно регламентировано и слабо контролируется со стороны гражданского общества.

9. Неэффективность профессиональной этики. При утрате прежних нормы морали и идеологического воздействия, регулировавших поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах, нет четко сформированных новых норм и кодексов.

На сегодняшний день для модернизации государственной службы важно следующее:

1. Строгое следование законам РФ, в рамках Конституции РФ.

2. Возрождение доверия к государственной власти со стороны общества. Создание мониторинговой системы: социальные опросы, голосования и т.д.

3. Приведение структуры органов государственного управления в соответствие с потребностями обще-

ства.

4. Модернизация кадровой системы, составление и корректировка списков кадрового резерва.

5. Замещение должностей государственной службы только по конкурсу.

6. Подготовка и практическое введение в жизнь системы открытых конкурсов на вакантные должности государственной службы.

7. Укрепление положения государственного служащего, повышение его авторитета в обществе. Создание системы материальных, организационных и моральных стимулов для привлечения и удержания перспективных кадров, разработка контрактной системы.

8. Улучшение профессиональной подготовки и переподготовки государственных служащих. Проведение аттестации и переподготовки свех профессиональных служащих на основе разработанных критериев.

9. Усиление внимания к нравственным качествам государственных служащих. Создание новых правил служебного поведения государственных служащих и законодательных механизмов их реализации.

10. Обеспечение стабильности кадров государственной службы. Программы по информатизации и про-

паганде реформы государственной службы. Повышение профессионального управленческо-кадро-

вого уровня общества, за счёт проработанной конкурсной системы поступления в высшие учебные заведения по профилю государственная служба. 11. Усиление мотивации эффективного и качественного труда: стабильно растущая заработная плата; перевод на контрактную систему; уверенный карьерный рост; перспектива полного социального пакета.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации.

2. Буравлев Ю.М. Задачи государственной службы// Государственная власть и местное самоуправление. — 2012

3. Граждан В.Д. Государственная служба как наука и профессиональная деятельность. М.: РАГС, 2012

4. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Необходимость модернизации государственной службы в Российской Федерации. «Микроэкономика», всероссийский научно-практический журнал ОАО «Институт микроэкономики» № 2, 2014

5. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Об оценке эффективности государственного управления. «Микроэкономика», всероссийский научно-практический журнал ОАО «Институт микроэкономики» № 3, 2015

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Фейфер А.А., Ботоев Т.А. Состояние и модернизация государственной службы в РФ. — Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 115—117.

STATUS AND MODERNIZATION OF THE CIVIL SERVICE IN THE RUSSIAN FEDERATION Feifer A.A., Botoyev T.A., Moscow Polytechnic University

Abstract

The state service is aimed at ensuring the effective functioning of the state and society. Every year, we see a trend of rising costs and allocation of budgetary funds to the state apparatus. There is a tendency to increase the number of civil servants whose professional education does not meet the qualification requirements for the post they are replacing. The qualitative composition and structure of municipal employees are also far from perfect. To date, it is necessary to continue modernization of the civil service

Keywords:

civil service, principles of civil service, public offices, public administration, state apparatus, civil servants, vocational education, qualification requirements, professional staff, civil service modernization Date of receipt in edition: 07.03.18 Date of acceptance for printing: 11.03.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.