Научная статья на тему 'Анализ принципов и состояния государственной и муниципальной службы Российской Федерации'

Анализ принципов и состояния государственной и муниципальной службы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1168
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / PUBLIC ADMINISTRATION / ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / PRINCIPLES OF CIVIL SERVICE / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ / PUBLIC OFFICES / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ / STATE APPARATUS / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / CIVIL SERVANTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / QUALIFICATION REQUIREMENTS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАДРЫ / PROFESSIONAL STAFF / МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / CIVIL SERVICE MODERNIZATION / CIVIL SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рубцов Д.В., Ботоев Т.А.

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства и общества. С каждым годом мы видим тенденция роста расходов и выделения бюджетных средств на государственный аппарат. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих. На сегодняшний день необходимо продолжение модернизации государственной службы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the principles and state of the state and municipal service of the Russian Federation

The state service is aimed at ensuring the effective functioning of the state and society. Every year, we see a trend of rising costs and allocation of budgetary funds to the state apparatus. There is a tendency to increase the number of civil servants whose professional education does not meet the qualification requirements for the post they are replacing. The qualitative composition and structure of municipal employees are also far from perfect. To date, it is necessary to continue modernization of the civil service

Текст научной работы на тему «Анализ принципов и состояния государственной и муниципальной службы Российской Федерации»

УДК 342.6

АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Д.В. Рубцов, Т.А. Ботоев

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский политехнический университет», г. Москва

Аннотация

Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства и общества. С каждым годом мы видим тенденция роста расходов и выделения бюджетных средств на государственный аппарат. Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих. На сегодняшний день необходимо продолжение модернизации государственной службы

Ключевые слова:

государственная служба, принципы государственной службы, государственные должности, государственное управление, государственный аппарат, государственные служащие, профессиональное образование, квалификационные требования, профессиональные кадры, модернизации государственной службы История статьи:

Дата поступления в редакцию 16.01.18 Дата принятия к печати 20.01.18

Для дальнейшей модернизации государственной и муниципальной службы необходимы исследования принципов и факторов, обеспечивающих рациональное построение и эффективное функционирование государственной службы субъектов Федерации.

Служба есть трудовая деятельность для других людей. Государственная служба функционирует практически во всех сферах жизнедеятельности государства и общества. Государственная служба направлена на обеспечение эффективного функционирования государства, а уровень ее развития прямо сказывается на темпах и результатах реформ во всех сферах государственной и общественной жизни.

Современная государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности. Поэтому к государственной службе относят военную службу, службу в органах внутренних дел, в таможенных и налоговых органах, в органах налоговой полиции и других органах, т.е. специализированные виды государственной службы.

Принципы государственной службы представляют собой основополагающие нормативно-правовые начала, установления, выражающие объективные закономерности в системе организации и функционирования государственной и муниципальной службы:

- Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав

- Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Важным является требование закона, чтобы государственные служащие, прежде всего, признавали права и свободы человека и гражданина.

- Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

- Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.

Анализ принципов и состояния государственной и муниципальной службы Российской Федерации

- Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой, при этом каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе.

- Принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

- Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе.

- Принцип профессионализма и компетенции государственных служащих.

- Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

- Принцип стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Удельный вес работников, занятых в государственном управлении.

В 2016 г. на 10000 человек населения России приходилось 40 государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. В Великобритании — 3,5% от всего населения страны, в США — 4,4% государственных служащих, а в России на 10 000 человек занятого населения соответственно — 4,0% от занятого населения и 12,8% государственных служащих от всего населения.

В конце 2016 г. доля государственных служащих, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 73%. При этом 40% государственных служащих имели высшее образование по специальностям экономического и управленческого профиля, 22% — юридическое образование, 18% — высшее техническое образование, 22,4% среднее общее или среднее специальное.

Сохраняется тенденция к увеличению числа государственных служащих, чье профессиональное образование и компетенция не соответствует квалификационным требованиям по замещаемой им должности.

Так, не имеют профессионального образования 26,7 тыс. чел., или 4,6% от численности государственных служащих, замещающих должности, имеющие зачастую обеспечивающие функции. Далеко не совершенны также качественный состав и структура муниципальных служащих.

К основным проблемам модернизации государственной и муниципальной службы относятся:

1. Не достаточный уровень образования профессиональных кадров в системе государственных и муниципальных органов власти, ранний выход на пенсию, как следствие нехватка опытных кадров.

2. Не до конца проработанная система стимулирования и материального обеспечения государственных служащих.

3. Недостаток ценности государственной службы, недостаточность престижа государственной и муниципальной службы, частый переход квалифицированных кадров в бизнес — структуры и отсутствие желания перехода и з бизнеса на государственную и муниципальную службу.

4. Проблемы в сфере подготовки кадров для государственной и муниципальной службы и профессионального развития государственных служащих. Наблюдается преобладание государственных служащих с непрофильным образованием.

5. Сохраняется консерватизм в системе подготовки государственных и муниципальных служащих.

6. Несовершенная организация приёма и неэффективная карьерная система государственной службы. Поступление граждан на государственную службу и должностной (служебный) рост в большей степени зависят от личного отношения к ним руководителя государственного органа, нежели от их профессионального уровня и деловых качеств.

7. Большая текучесть управленческих кадров. Частая смена руководителей органов власти, что приводит к очередному изменению структуры этих органов и неоправданному увольнению государственных служащих.

8. Слабая организация текущей производственной деятельности. Рабочее поле государственных и муниципальных органов недостаточно регламентировано и слабо контролируется со стороны гражданского общества.

9. Непродуктивность профессиональной этики. Утратили силу прежние нормы морали и идеологического воздействия, регулировавшие поведение работников органов государственной власти и управления и ставившие барьеры на пути злоупотреблений, коррупции и произвола в этих органах.

Исходя из вышеперечисленного можно сделать следующий вывод, что к настоящему времени в Российской Федерации сложились конституционные основы государственной службы как механизма государственного управления, принципиально отличающегося от действовавшей ранее административной системы управления, именно поэтому на данный момент есть три проблематических аспекта, которые необходимо учитывать для достижения наилучшего результата модернизации:

1. Бюджетный — потребности в повышении эффективности расходования бюджетных средств и возможные риски сокращения их объемов в случае внешнего шока.

2. Качественный — повышение качества принимаемых решений, тесно связанных с набором и объёмом полномочии государства.

3. Административно — управленческий — совершенствования административно-управленческих процессов исполнения государственных функций.

Представляется, что если учесть интересы всех заинтересованных сторон и воспользоваться «институциональным» инструментарием, то можно модернизировать систему государственного управления.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция Российской Федерации

2. Алексеева С.Г., Болотников С.В. Исследование потребности органов власти Российской Федерации в подготовке кадров по направлению «Государственное и муниципальное управление». Сегодня и завтра Российской экономики. № 63, 2014.

3. Фомина В.П., Алексеева С.Г. Необходимость модернизации государственной службы в Российской Федерации. «Микроэкономика», всероссийский научно-практический журнал ОАО «Институт микроэкономики» № 2, 2014

4. Фомина В.П., Алексеева С.Г., Анзорова С.П. Проблемы кадрового обеспечения нового государственного управления. Финансовая экономика, № 1, 2014

5. Граждан В.Д. Государственная служба как наука и профессиональная деятельность. М.: РАГС, 2012

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Рубцов Д.В., Ботоев Т.А. Анализ принципов и состояния государственной и муниципальной службы Российской Федерации. — Системные технологии. — 2018. — № 26. — С. 68—70.

ANALYSIS OF THE PRINCIPLES AND STATE OF THE STATE AND MUNICIPAL SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Rubtsov D.V., Botoyev T.A., Moscow Polytechnic University

Abstract

The state service is aimed at ensuring the effective functioning of the state and society. Every year, we see a trend of rising costs and allocation of budgetary funds to the state apparatus. There is a tendency to increase the number of civil servants whose professional education does not meet the qualification requirements for the post they are replacing. The qualitative composition and structure of municipal employees are also far from perfect. To date, it is necessary to continue modernization of the civil service

Keywords:

civil service, principles of civil service, public offices, public administration, state apparatus, civil servants, vocational education, qualification requirements, professional staff, civil service modernization Date of receipt in edition: 16.01.18 Date of acceptance for printing: 20.01.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.