Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ'

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ТЕСТОВЫЕ НОРМАТИВЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Тютюков Вячеслав Григорьевич, Миронов Федор Сергеевич, Степанова Ирина Сергеевна, Лизандер Ольга Афанасьевна

В статье представлены результаты, отражающие выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) студентами первых курсов четырех медицинских вузов Дальневосточного федерального округа страны. По результатам обработки полученных в ходе контрольно-оценочных мероприятий данных было выявлено, что первокурсники некоторых медицинских вузов округа не достаточно успешно справляются с нормативами комплекса, требующими проявления общей и силовой выносливости, быстроты и «взрывной силы». Средне-региональные значения физической подготовленности обследованного контингента свидетельствуют о том, что студенты завершающие первый год обучения в образовательной организации высшего образования медицинского профиля (ООВОМП), в основном справляются с двигательными испытаниями на уровне серебряных и бронзовых знаков ГТО. Цель исследования -проанализировать результаты выполнения тестовых испытаний ВФСК ГТО студентами медицинских вузов Дальневосточного федерального округа, что позволит в соответствии со своеобразным общероссийским стандартом оценить уровень их общей физической подготовленности и определить перспективные направления решения выявленной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бородин Петр Владимирович, Тютюков Вячеслав Григорьевич, Миронов Федор Сергеевич, Степанова Ирина Сергеевна, Лизандер Ольга Афанасьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE OFPHYSICAL FITNESS OF MEDICAL STUDENTS OF THE FAR EASTERN REGION OF RUSSIA

The article presents the results reflecting the fulfillment of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (RPCS RLD) by first-year students of four medical universities of the Far Eastern Federal District of the country. According to the results of processing the data obtained during the control and evaluation activities, it was revealed that the first-year students of some medical universities of the district do not successfully cope with the standards of the complex, which require the manifestation of general and strength endurance, speed and "explosive strength". The average regional values of the physical fitness of the surveyed contingent indicate that students completing the first year of study at an educational institution of higher medical education (EIHME) generally cope with motor tests at the level of silver and bronze signs of the RLD. The purpose of the study is to analyze the results of the test tests of the RPCS RLD by students of medical universities of the Far Eastern Federal District, which will allow, in accordance with a kind of all-Russian standard, to assess the level of their general physical fitness and determine promising directions for solving the identified problem.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ»

УДК 796.077.5

СОСТОЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО РЕГИОНА РОССИИ

Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет, Хабаровск, Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Хабаровск, Федор Сергеевич Миронов, кандидат педагогических наук, доцент, Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск, Ирина Сергеевна Степанова, доцент, Тихоокеанский государственный медицинский университет, г. Владивосток, Ольга Афанасьевна Лизандер, заведующий кафедрой, Читинская государственная медицинская академия, Чита, Сергей Николаевич Шуликов, преподаватель, Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского, г.

Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты, отражающие выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) студентами первых курсов четырех медицинских вузов Дальневосточного федерального округа страны. По результатам обработки полученных в ходе контрольно--оценочных мероприятий данных было выявлено, что первокурсники некоторых медицинских вузов округа не достаточно успешно справляются с нормативами комплекса, требующими проявления общей и силовой выносливости, быстроты и «взрывной силы». Средне-региональные значения физической подготовленности обследованного контингента свидетельствуют о том, что студенты завершающие первый год обучения в образовательной организации высшего образования медицинского профиля (ООВОМП), в основном справляются с двигательными испытаниями на уровне серебряных и бронзовых знаков ГТО. Цель исследования -проанализировать результаты выполнения тестовых испытаний ВФСК ГТО студентами медицинских вузов Дальневосточного федерального округа, что позволит в соответствии со своеобразным общероссийским стандартом оценить уровень их общей физической подготовленности и определить перспективные направления решения выявленной проблемы.

Ключевые слова: медицинские вузы, студенты, свободное время, тестовые нормативы, физическая подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p40-47

STATE OF PHYSICAL FITNESS OF MEDICAL STUDENTS OF THE FAR EASTERN

REGION OF RUSSIA

Peter Vladimirovich Borodin, the candidate of pedagogical sciences, docent, The Far State Medical Eastern Federal University, Khabarovsk, Vyacheslav Grigoryevich Tyutyukov, the doctor ofpedagogical sciences, professor, Far East State Academy of Physical Culture, Khabarovsk, Fedor Sergeevich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, do-cent, Amur State Medical Academy, Blagoveshchensk, Irina Sergeevna Stepanova, the docent, Pacific State Medical University, Vladivostok, Olga Afanasyevna Lizander, the department chair, Chita State Medical Academy, Chita, Sergey Nikolaevich Shulikov, the teacher, Military Space Academy named after A.F. Mozhaysky, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results reflecting the fulfillment of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (RPCS RLD) by first-year students of four medical universities of the Far Eastern Federal District of the country. According to the results of processing the data obtained during the control and evaluation activities, it was revealed that the first-year students of some medical universities of the district do not successfully cope with the standards of the complex, which require the manifestation of general and strength endurance, speed and "explosive strength". The average regional values of the physical fitness of the surveyed contingent indicate that stu-

dents completing the first year of study at an educational institution of higher medical education (EIHME) generally cope with motor tests at the level of silver and bronze signs of the RLD. The purpose of the study is to analyze the results of the test tests of the RPCS RLD by students of medical universities of the Far Eastern Federal District, which will allow, in accordance with a kind of all-Russian standard, to assess the level of their general physical fitness and determine promising directions for solving the identified problem.

Keywords: medical universities, students, free time, test standards, physical fitness.

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе развития общества специалисты различных направлений человековедения особое внимание уделяют студенчеству как своеобразной совокупности народонаселения, являющейся стратегическим трудовым ресурсом государства, его социально-демографическим будущим. Жизнедеятельность данной категории молодых людей с каждым годом интенсифицируется, требуя рационального расходования времени и сил. При этом у данного социального страта наблюдается устойчивая тенденция к снижению состояния здоровья. Погружение в большеобъемные информационные потоки, их переработка и усвоение, определение возможности дальнейшего использования, частое превышение норм учебной нагрузки и насыщенность изучаемых дисциплин неизбежными контрольными работами, опросами, коллоквиумами и т. п., дефицит времени на подготовку к занятиям нарушают слаженность вегетативных функций, способствуют развитию хронического утомления, и, в конечном итоге, приводят к соматовегетативным нарушениям [17]. На этом фоне формируется негативное отношение студенческой молодежи к занятиям физической культурой и спортом как видам деятельности, которые будут являться дополнительным фактором истощения жизненных ресурсов [4, 7]. Вне всякого сомнения, в современных условиях, когда в заранее планируемый учебный процесс вводились и, вероятнее всего, еще будут вводиться периоды ограничения (самоизоляция), вызванные новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), отмечается дополнительное отрицательное воздействие социальных факторов на уровень физического и психического здоровья студентов [5, 13, 16]. Кроме того, отдельные авторы указывают и на то, что «информационная зависимость», свойственная большому числу молодых людей, тоже оказывает на них негативное влияние, проявляемое, прежде всего, в недосформированности у них морально-нравственных качеств, недовоспитанности и неустойчивости мировоззрения в целом. Более того, все это может приводить к тому, что идеологические ориентиры и жизненные предназначения студенчества могут трансформироваться не в лучшую сторону, и прежде всего на ментальном уровне [21].

В полной мере, все сказанное может быть отнесено и к студентам медицинских вузов России. В процессе многолетнего обучения в образовательной системе высшего образования студенты-медики также часто сталкиваются с физическими и умственными напряжениями, которые требуют от них высокого уровня произвольного внимания, физической выносливости и психоэмоциональной устойчивости (выдержка, терпеливость, воля). И несмотря на то, что молодые люди обладают определенным запасом адаптационно-приспособительных возможностей, который позволяет им поддерживать достаточный уровень работоспособности, специфика обучения в образовательной организации высшего образования медицинского профиля (ООВОМП) неизбежно приводит к постепенному истощению резервных возможностей организма, а иногда и к снижению уровня здоровья. Общеизвестно, что у 30% абитуриентов, поступающих в медицинские вузы страны, изначально имеются различные отклонения со стороны здоровья, которое в ходе последующего обучением ухудшается. К моменту выпуска из вуза основная масса студентов имеет пониженный уровень физического развития и физической подготовленности, у 20% имеются по 2-3 хронических заболевания [4-6, 11]. Более того, в одной из работ, опубликованной авторским коллективом во главе с П.В. Глыбочко, указано, что реальная распространенность функциональных отклонений первокурсников-медиков в 2 раза

превышает показатель официальной статистики. Постепенно увеличивается число студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, в некоторых медицинских вузах оно достигает более 40%. К одному из основных факторов риска развития заболеваний у этой категории лиц указанный авторский коллектив относит низкую физическую активность молодых людей. Гиподинамия отмечается у 36% студентов ООВОМП, а 70,9% студентов только эпизодически занимаются физкультурой и спортом [8]. По мнению М.Б. Чижковой (2019), у большей части этой категории студенчества отсутствует ассоциативная связь «вуз-здоровье» [20].

В научных публикациях В.Б. Мандрикова (2002), С.А. Моисеенко (2006), Е.Н. Се-люжицкой (2008), А.В. Баклыковой (2010), П.В. Бородина с соавторами (2017, 2021, 2022), В.О. Аристакесян с соавторами (2015), Р.М. Бердиева с соавторами (2017), А.В. Доронцева с соавторами (2017), Е.Н, Каеровой с соавторами (2019) и Н.Н. Царева (2020) отмечается, что большинство студентов первого курса ООВОМП России, в которых трудятся перечисленные исследователи, зачастую не справляются со сдачей контрольных нормативов по физической культуре. Как отмечают эти авторы, низкий уровень физической подготовленности студентов-медиков и отсутствие у них мотивации к активным занятиям физической культурой и спортом, скорее всего, является главной причиной вышеуказанной проблемы [1-7, 9-12, 15, 18].

В среде студенчества бытует мнение, что во время обучения в ООВОМП свободного времени просто нет. Полагаем, что это их несколько ошибочное, субъективное мнение. Считаем, что весьма часто студенты просто не могут правильно организовать свой режим дня и верно распределить время различных видов деятельности, а все свободное от учебы время большинство из них тратит на то, чтобы «погулять по просторам интернета». На сайте блога «ZAOCHNIK.RU» имеются данные опросного исследования проведенного институтом общественного мнения «Анкетолог», в соответствии с которыми 79% студентов ООВО в свободное время «сидят в интернете». Здесь же приведены данные и о ресурсах свободного времени российского студенчества обучающегося в ООВО: у 47% опрошенных свободного времени остается около 2-4 часов, у 24% - не более 1-2 часов, у 6% его остается около 1 часа, а 18% счастливчиков могут похвастаться наличием у них 5 часов такого времени. При этом только 32% этого контингента в свободное время занимаются спортом [19]. По данным наших собственных блиц-опросов и наблюдений, проводимых в ходе преподавательской деятельности, у большинства студентов-медиков отсутствуют необходимые им познания в области физической культуры и спорта, выходящие за пределы дисциплины «Физическая культура», они не до конца понимают значимость ведения двигательно-активного образа, сопровождающегося появлением чувства «мышечной радости». По мнению Г.В. Педченко (2011), феномен «мышечная радость» следует рассматривать в качестве социокультурной, социально-психологической и индивидуально-личностной детерминанты здорового образа жизни [14].

По нашему глубокому убеждению, будущие врачи должны стоять на «страже здоровья», они обязаны пропагандировать среди широких слоев населения «рецептурность» необходимости ведения здорового образа жизни посредством занятий физической культурой и спортом, закаливания, организации сбалансированного питания и т. д. Но для этого они, прежде всего, должны начать с себя.

В условиях жизнедеятельности студентов-медиков одним из средств повышения умственной и физической работоспособности, достижения более качественных показателей физической развитости может стать их активное включение в системные мероприятия по линии физического воспитания. Именно поэтому целью физического воспитания в ООВО является всемерное содействие всестороннему развитию личности, подготовке высококвалифицированных специалистов. В настоящее время образованное, интеллектуально развитое и работоспособное население страны все более относится к разряду национальных богатств, а его (населения) физическое, психическое и духовное здоровье,

превращается в основной фактор прогресса государства [4, 7].

Осознавая то, что включение студентов-медиков в происходящее сегодня движение по возрождению и популяризации комплекса ГТО может являться одним из факторов, способствующих формированию у них жизненно важной установки на ведение здорового образа жизни, нами был произведен анализ выполнения нормативов этого комплекса студентами, обучающимися в ООВОМП расположенными на территории дальневосточного региона России. Полученные нами данные могут быть основой для корректировки процесса преподавания дисциплины «Физическая культура» и разработки индивидуальных программ по физическому совершенствованию будущих врачей на этапе освоения ими основных образовательных программ, реализуемых в ООВОМП.

МЕТОДИКА

Для выявления показателей, отражающих уровень общей физической подготовленности студентов-медиков, использовался метод тестирования, который реализован в рамках выполнения данными лицами нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Тестовые испытания были проведены в весеннем семестре 2021/2022 учебного года в соответствии с методическими рекомендациями комплекса ГТО по организации и выполнению тестов. В этом контрольно-оценочном мероприятии приняли участие 366 студентов-первокурсников (366 юношей) из следующих вузов региона, находящихся в ведении Минздрава РФ: Тихоокеанский и Дальневосточный государственные медицинские университеты (ТГМУ г. Владивосток и ДВГМУ г. Хабаровск, соответственно), Амурская (г. Благовещенск) и Читинская государственные медицинские академии (АГМА и ЧГМА соответственно). Средний возраст юношей составил 19,6 лет.

Студенты были подвержены следующим видам тестовых испытаний: бег на 100 метров, подъем туловища из положения лежа за 1 минуту, наклон туловища вперед из положения стоя, подтягивания на высокой перекладине и бег на 3000 метров. Для анализа результатов выполнения студентами данных видов тестов был произведен расчет значений средних арифметических величин (X) по каждому из указанных тестом с учетом принадлежности контингента тестируемых к той или иной ООВОМП. Далее было произведено сравнение полученных средних арифметических величин с нормативами VI ступени комплекса ГТО.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе обработки данных, отражающих показатели физической подготовленности студентов-медиков по тестам комплекса ГТО, было выявлено следующее. Наилучшие результаты продемонстрировали студенты Тихоокеанского государственного медицинского университета. Так, подъем туловища вперед из положения лежа на спине, студенты этой ООВОМП в среднем выполнили 48 раз, в скоростном беге (бег на 100 м) они показали результат равный 11,9 сек., а глубина наклона туловища вперед из положения стоя у данного контингента составила +14,2 см. При сравнении этих данных с данными нормативов комплекса ГТО было установлено, что будущие медики в этих тестах показали результат, равный уровню золотого знака. Однако в испытаниях, определяющих развитость взрывной силы (тест «прыжок в длину с места») и силовой выносливости (тест «подтягивание на перекладине»), первокурсники ТГМУ в среднем продемонстрировали результативность на уровне серебряных и бронзовых знаков соответственно, а тест на общую выносливость (бег на 3000 м) вообще «провалили», не добрав даже до бронзового знака в среднем 20 секунд. Первокурсники Дальневосточного государственного медицинского университета достаточно успешно справились со всеми тестами, продемонстрировав в них результаты на уровне серебряных и бронзовых знаков. Так, число подъемов туловища вперед из положения лежа на спине они в среднем выполнили 42 раза, в беге на 100 м они показали результат равный 13,5 сек., а беговую дистанцию продолжительностью в 3000 м

они преодолели за 13 минут и 13 секунд. В тесте «наклон туловища вперед из положения стоя» их результат составил +9,0 см и соответствовал нормативу, необходимому для получения серебряного знака, а в подтягивании на перекладине (подтянулись в среднем 11 раз) и в прыжках в длину с места (прыгнули на 223,5 см) их результаты соответствовали уровню бронзовых знаков. Студенты Амурской государственной медицинской академии выполнили на золотой знак ГТО только тест на гибкость (+ 15,6 см), а подъем туловища, бег на 100 м, бег на 3000 м и прыжок в длину с места - на серебряные и бронзовый знаки соответственно. Тест на силовую выносливость юношам медицинского вуза г. Благовещенска не покорился. Первокурсники Читинской медицинской академии выполнили нормативы по подъему туловища вперед из положения лежа на спине (41,7 раз), в тесте на гибкость (11,7 см) и в тесте прыжок в длину с места (219,4 см), которые соответственно были равны результатам золотого, серебряного и бронзового знаков (таблица).

Таблица - Показатели физической подготовленности студентов первого курса медицинских вузов ДФО по данным тестирования, проведенного по программе комплекса ГТО

Вузы Виды тестов

Подтяг. на перекладине, (кол-во раз) Подъем туловища, (кол-во раз за 1 мин.) Бег 100 м, (с.) Бег 3000 м, (мин., с.) Наклон туловища (см) Прыжок в длину с места, (см)

ТГМУ (г. Владивосток), п=87, X 12,2 48,0 11,9 14,50 14,2 236,0

ДВГМУ (г. Хабаровск), п=88, XX 11,5 42,0 13,5 13,13 9,0 223,5

АГМА (г. Благовещенск), п=92, X 9,2 40,8 14,1 13,44 15,6 221,5

ЧГМА (г. Чита), п=99, X 8,8 41,7 15,1 15,16 11,7 219,4

Данные по ДВФО, £п=366, XX 10,4 43,1 13,6 14,05 12,6 225,1

Нормативные показатели в соответствии с тестами ВФСК ГТО, VI ступень (от 18 до 24 лет)

Золотой знак 15 48 13,1 12,00 +13 240

Серебряный знак 12 37 14,1 13,40 +8 225

Бронзовый знак 10 33 14,4 14,30 +6 210

Сопоставляя общие усредненные результаты выполнения нормативов комплекса ГТО студентами четырех медицинских вузов Дальнего Востока, можно сказать о том, что в основном студенты справились с нормативами комплекса ГТО, преимущественно продемонстрировав результаты уровня серебряного знака. Испытания на силовую и общую выносливость студенты прошли, показав результаты, соответствующие уровню бронзовых знаков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты проведенного тестирования и анализ полученных данных свидетельствуют о том, что студенты отдельных ООВОМП Дальневосточного федерального округа не справляются с нормативами комплекса ГТО, отражающими развитость силовой и общей выносливости, и, следовательно, не соответствуют по ним минимальному уровню стандарта - бронзовый знак ВФСК ГТО. Установленный факт указывает на то, что студенты профильных вузов региона имеют низкой уровень физической подготовленности.

Физическая культура является естественным мостом, соединяющим социальное и биологическое развитие человека. Исходя из этого, всем педагогическим работникам ООВОМП необходимо осознавать, что значение физической культуры и спорта заключено в приоритетности влияния занятий физическими упражнениями не только на биологическую сущность человека: его здоровье, физическую развитость, двигательную умелость, - но и на духовную сферу, являющую собой высокоценную совокупность интеллектуальности и нравственности, эстетической воспитанности, гражданственности, основательно выверенной жизненной и профессиональной позиции нашего студенчества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристакесян В.О. Динамика физической подготовленности студентов с сочетанными нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / В.О. Аристакесян, В.Б. Мандриков, М.П.

Мицулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 21-25.

2. Баклыкова А.В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков / А. В. Баклыкова // Молодой ученый. - 2010. - № 5 (16). - С. 205-207.

3. Бердиев Р.М. Состояние здоровья студентов-медиков и факторы его определяющие / Р.М. Бердиев, В.А. Кирюшкин, Т.В. Моталова, Д.И. Мирошникова // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. - 2017. - Т. 25, № 2. С. 303-315.

4. Бородин П.В. Информационные технологии в системе физического воспитания студентов образовательной организации высшего образования (на примере медицинского университета): монография / П.В. Бородин, В.Г. Тютюков. - Хабаровск: Изд-во ДВГМУ, 2022. - 164 с.

5. О проблемах дистанционного обучения по физическому воспитанию студентов медицинского вуза в период пандемии COVID-19 / П.В. Бородин, А.В. Соколова, С.А. Моисеенко, Т.И. Коржева, О.Н. Чайка, Е.Э. Шиянов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2022. -№ 5 (207). - С. 50-57.

6. О состоянии физического развития и физической подготовленности студентов медицинских вузов России / П.В. Бородин, С.А. Моисеенко, В.О. Ярошенко, В.Г. Тютюков, А.А. Небура-ковский, А.Л. Крамаренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 9 (199). - С. 36-44.

7. Бородин П.В. Совершенствование методики физического воспитания студентов медицинского вуза на основе использования информационных технологий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бородин Петр Владимирович. - Улан-Удэ, 2017. - 26 с.

8. Здоровье студентов медицинских вузов России: проблемы и пути их решения / П.В. Глыбочко, И.Э. Есауленко, В.Н. Попов, Т.Н. Петрова // Сеченовский вестник. - 2017. - № 2 (28). -С. 4-11.

9. Доронцев А.В. Показатели физической подготовленности и уровень функциональных резервов у первокурсников астраханского государственного медицинского университета / А.В. Доронцев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 5 (147). - С. 34-37.

10. Каерова Е.В. Диагностическое тестирование физической подготовленности и параметров физического здоровья студенток первого курса медицинского вуза /Е.В. Каерова, А.А. Шестёра, И.С. Степанова, Е.А. Козина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/artide/view?id=28473 (дата обращения: 20.08.2021).

11. Мандриков В.Б. Методология профилирования физического воспитания студентов медицинских вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Мандриков Виктор Борисович. - Волгоград, 2002. - 40 с.

12. Моисеенко С.А. Совершенствование процесса физического воспитания студентов медицинских вузов на основе дополнительных занятий профессионально-прикладной направленности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Моисеенко Светлана Александровна. - Хабаровск, 2006. - 21 с.

13. Осипов А.Ю. Влияние пандемии COVID-19 на физическую активность студенческой молодежи / А.Ю. Осипов, Т.Н. Клепцова, Т.В. Лепина, С.В. Воронцов, М.Ю. Данькова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3 (193). - С. 313-317.

14. Педченко Г.В. Эффект «Мышечная радость» как индивидуально-личностная детерминанта здорового образа жизни / Г.В. Педченко // Система ценностей современного общества. -2011. - № 19. - С. 247-256.

15. Селюжицкая Е.Н. Методика повышения физического состояния студенток медицинского вуза, имеющих низкий уровень мотивации к физкультурной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Селюжицкая Елена Николаевна. - Хабаровск, 2008. - 23 с.

16. Двигательная активность как один из компонентов здоровья в период дистанционного обучения / А.В. Соколова, Г.А. Могильченко, З.В. Ригель, А.С. Варнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 6 (196). - С. 299-303.

17. Изменение эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса / А.Д. Соколова, М.О. Рыжкова, Т.И. Жумакова, УС. Артыкбаева и др. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 3. - Вып. 4. - С. 556-559.

18. Царев Н.Н. Динамика морфофункциональных показателей психофизического состояния студентов медицинского института и его оптимизация средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. мед. наук / Царев Николай Николаевич. - Москва, 2020. - 23 с.

19. Чем заняться студенту в свободное время кроме учебы: 5 нестандартных хобби + полезные советы. - URL: https://zaochnik.ru/blog/chem-zanjatsja-studentu-v-svobodnoe-vremja-krome-

ucheby-5-nestandartnyh-hobbi-poleznye-sovety/ (дата обращения: 10.11.2022).

20. Чижкова М.Б. Особенности студентов-первокурсников с различным уровнем тревожностью на начальном этапе обучении в медицинском университете / М.Б. Чижкова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5, Том 7, URL: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN519.pdf (дата обращения 18.11.2022).

21. Borodin, P.V. Features of the attitude of students of medical universities in Russia to educational and training activities in wrestling and the state of their "physical education" / P.V. Borodin, V.G. Tyutyukov N.A. Tsuman // Proceedings of the International University Scientific Forum "Practice Oriented Science: UAE - RUSSIA - INDIA". Part 1 (July 9, 2022. UAE). - pp. 83-91.

REFERENCES

1. Aristakesyan, V.O., Mandrikov, V.B. and Mitsulina, M.P. (2015), "Dynamics of physical readiness of students with combined disorders of the functions of the musculoskeletal system", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 119, No 1, pp. 21-25.

2. Baklykova, A.V. (2010), "Health and lifestyle of medical students", Young scientist, Vol. 16, No 5, pp. 205-207.

3. Berdiev, R.M., Kiryushkin, V.A., Motalova, T.V. and Miroshnikov, D.I. (2017), "State of health of medical students and factors determining it", Russian Medical and Biological Bulletin named after Academician I.P. Pavlova, Vol. 25, No. 2, pp. 303-315.

4. Borodin, P.V. and Tyutukov, V.G. (2022), Information technologies in the system of physical education of students of an educational organization of higher education (on the example of a medical university): monograph, Publishing House of the Far Eastern State Medical University, Khabarovsk.

5. Borodin, P.V., Sokolova, A.V., Moiseenko, S.A., Korzheva, T.I., Chaika, O.N. and Shiyanov, E.E. (2022), "On the problems of distance learning in physical education for medical students during the COVID-19 pandemic", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 207, No. 5 pp. 50-57.

6. Borodin, P. V., Moiseenko, S.A., Yaroshenko, V.O., Tyutyukov, V.G., Neburakovsky, A.A. and Kramarenko, A.L. (2021), "On the state of physical development and physical fitness of students of medical universities in Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 199, No 9, pp. 37-44.

7. Borodin, P.V. (2017), Improving methods ofphysical education of medical students based on the use of information technologies, dissertation, Ulan-Ude.

8. Glybochko, P.V., Esaulenko, I.E. Popov, V.N. and Petrov, T.N. (2017), "Health of students of medical universities in Russia: problems and ways to solve them ", Sechenovskiy Bulletin, Vol 28, No 2, pp. 4-11.

9. Dorontsev, A.V. (2017), "Indicators of physical fitness and the level of functional reserves in first-year students of the Astrakhan State Medical University", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No 5, pp. 34-37.

10. Kaerova, E.V., Shestera, A.A. and Kozina, E.A. (2019), "Diagnostic testing of physical fitness and parameters of physical health of first-year medical university students", Modern problems of science and education, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28473 (accessed: 20.08.2021).

11. Mandrikov, V.B. (2002), Methodology for profiling physical education of medical students, dissertation, Volgograd.

12. Moiseenko, S.A. (2006), Improving the process ofphysical education of medical students on the basis of additional classes ofprofessional and applied orientation, dissertation, Khabarovsk.

13. Osipov, A.Yu., Kleptsova, T.N., Lepina, T.V. Vorontsov, S.V. and Dankova, M.Yu. (2021), "Influence of the COVID-19 pandemic on the physical activity of student youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No 3, pp. 313-317.

14. Pedchenko, G.V. (2019), "Effect "Muscular joy" as an individual-personal determinant of a healthy lifestyle", The value system of modern society, No.19, pp. 247-256.

15. Selyuzhitskaya E.N. (2008), Methodology for improving the physical condition offemale students of a medical university with a low level of motivation for physical activity, dissertation, Khabarovsk.

16. Sokolova, A.V. Mogilchenko, G.A., Rigel, Z.V. and Varnina, A.S. (2021), "Motor activity as one of the components of health during distance learning", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 196, No 6, pp. 299-303.

17. Sokolova A.D., Ryzhkova, M.O., Zhumakova, T.I. and Artykbaeva, U.S. (2016), "Changes in the emotional state of students during the educational process", International Journal of Applied and Fundamental Research, Vol. 4, No. 3, pp. 556-559.

18. Tsarev, N.N. (2020), Dynamics of morphofunctional indicators of the psychophysical state of students of the medical institute and its optimization by means of physical culture, dissertation, Moscow, 2020.

19. What a student should do in his free time besides studying: 5 non-standard hobbies + useful tips, available at: https://zaochnik.ru/blog/chem-zanjatsja-studentu-v-svobodnoe-vremja-krome-ucheby-5-nestandartnyh-hobbi-poleznye-sovety/ (accessed: 10 November 2022).

20. Chizhkova, M.B. (2019), "Peculiarities of first-year students with different levels of anxiety at the initial stage of training at a medical university", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 7, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/41PSMN519.pdf (accessed:18 November 2022).

21. Borodin, P. V., Tyutyukov, V.G. and Tsuman, N.A. (2022), "Features of the attitude of students of medical universities in Russia to educational and training activities in wrestling and the state of their "physical education", Proceedings of the International University Scientific Forum, "Practice Oriented Science: UAE - RUSSIA - INDIA", pp. 83-91.

Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.11.2022

УДК 796.894

АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СПОРТИВНОГО ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ МАС-РЕСТЛИНГОМ

Михаил Ильич Борохин, кандидат педагогических наук, доцент, Ариан Григорьевич Дьячковский, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, Якутск; Дмитрий Николаевич Платонов, кандидат педагогических наук, доцент,

Арктический государственный агротехнологический университет, Якутск

Аннотация

В научной работе провели анализ применения спортивного питания студентами высших учебных заведений, занимающихся видом спорта «мас-рестлинг». Целю данной научной работы, являлся анализ применения спортивного питания студентами двух высших учебных заведений, занимающихся мас-рестлингом. Провели анализ научно-методической литературы по спортивному питанию, беседы с тренерами и специалистами по виду спорта «мас-рестлинг», методом анкетирования анализировали применения спортивного питания студентами. По результату исследования мы выяснили три основные задачи, которые они решают с помощью спортивного питания. Первое увлечение мышечной массы тела. Второе повышение силовых показателей на соревнованиях. Третья задача - это снижения веса попасть в определенную весовую категорию для участия на соревнованиях. Таким образом, наши студенты, занимающиеся мас-рестлингом, пришли к выводу, что спортивное питание остается пищевой добавкой и полностью заменить пищевой рацион они не могут. Использовать спортивное питание надо грамотно и необходимо консультация врача. Каждому мас-рестлеру нужен индивидуальный подход к употреблению спортивного питания в зависимости от цели и задачи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: спортивное питание, биологические активные добавки, мас-рестлинг, спортивный результат, снижение веса.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p47-51

ANALYSIS OF THE APPLICATION OF SPORTS NUTRITION OF STUDENTS ENGAGED IN MAS-WRESTLING Mikhail Ilyich Borokhin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Arian Grigorievich Dyachkovsky, North-Eastern Federal University, Yakutsk; Dmitry Nikolaevich Platonov, the candidate of pedagogical sciences, docent, Arctic State Agrotechnological University, Yakutsk

Abstract

The scientific work revealed the use of sports nutrition by students of higher educational institutions involved in mas-wrestling. The purpose of this scientific work was to analyze the use of sports nutri-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.