Научная статья на тему 'Состояние этнополитических и конфессиональных процессов в субъектах РФ в условиях глобализации'

Состояние этнополитических и конфессиональных процессов в субъектах РФ в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕСТВО / МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ЭТНОПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ETHNOPOLITICAL AND CONFESSIONAL PROCESSES / GLOBALIZATION / MULTICULTURAL SOCIETY / INTERFAITH INTERACTION / POLITICAL REGIME / ETHNOPOLITICS / POLITICAL SYSTEM / INTERETHNIC TENSION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дзагурова Наталья Хаджумаровна

В настоящее время Россия стоит перед необходимостью решения разнообразных жизненно важных задач этнополитического и конфессионального характера, особенно в многонациональных, поликонфессиональных ее субъектах. Этнополитические и конфессиональные составляющие общественного развития тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии, так как одним из факторов, обостряющих этнополитические процессы в субъектах России, считается межконфессиональный, несмотря на его скрытый характер. Очень часто они оказывают негативное воздействие на политический режим государства, на национальное самосознание, на многие стороны общественной жизни, в совокупности регламентирующие современное состояние этнополитических и конфессиональных процессов. Проведенный анализ показывает, что основное внимание глобалисты и их сторонники уделяют экономической сфере, в других сферах это явление, к сожалению, глобалистами еще недостаточно отражается. В связи с этим, в данной статье мы будем вести речь о состоянии этнополитических и конфессиональных процессов, а также их влиянии на национальное сознание людей в условиях глобализации. Естественно, никто из субъектов РФ, как и само государство в целом, не желает находиться под разрушительным влиянием посторонних идей, течений и идеологий. Для этого необходимо сначала выяснить, какие идеи и влияния надо ратифицировать, а какие отклонять. На сегодняшний день нет ни одной национальной духовности полностью ограниченной от потустороннего влияния. Надо признать, что население субъектов РФ, в частности народы Северного Кавказа, заимствуя все положительные стороны русской культуры, творчески отнесся к ним. И тем самым поднялся на высоту. Это можно видеть на примере великих наших ученых, оставивших свой яркий след в истории всемирной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION OF ETHNO-POLITICAL AND CONFESSIONAL PROCESSES IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

At present, Russia is facing the need to solve various vital tasks of an ethno-political and confessional nature, especially in its multinational, multi-confessional subjects. Ethnopolitical and confessional components of social development are closely interrelated and are in constant interaction, since one of the factors aggravating the ethnopolitical processes in the subjects of Russia is considered interfaith, despite its hidden nature. Very often they have a negative impact on the political regime of the state, on national identity, on many aspects of public life, which together regulate the current state of ethno-political and confessional processes. The analysis shows that the globalists and their supporters are focusing on the economic sphere, in other spheres this phenomenon, unfortunately, is not sufficiently reflected by the globalists. In this regard, in this article we will talk about the state of ethnopolitical and confessional processes, as well as their influence on the national consciousness of people in the context of globalization. Naturally, none of the subjects of the Russian Federation, as well as the state itself as a whole, is willing to be under the destructive influence of outside ideas, trends and ideologies. To do this, you must first find out which ideas and influences must be ratified and which ones should be rejected. Today, there is not a single national spirituality completely limited from otherworldly influence. It must be admitted that the population of the subjects of the Russian Federation, in particular the peoples of the North Caucasus, borrowing all the positive aspects of Russian culture, reacted creatively to them. And thus he rose to a height. This can be seen in the example of our great scientists who have left their bright mark in the history of world culture.

Текст научной работы на тему «Состояние этнополитических и конфессиональных процессов в субъектах РФ в условиях глобализации»

юридические науки

Дзагурова Наталья Хаджумаровна СОСТОЯНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ...

УДК 343.3.7

СОСТОЯНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И КОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В СУБЪЕКТАХ РФ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

© 2018

Дзагурова Наталья Хаджумаровна, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник отдела социально-политических исследований Владикавказский научный центр РАН (362027, Россия, Владикавказ, ул. Маркуса, 22, e-mail: nata.dzagurova.65@bk.ru)

Аннотация. В настоящее время Россия стоит перед необходимостью решения разнообразных жизненно важных задач этнополитического и конфессионального характера, особенно в многонациональных, поликонфессиональных ее субъектах. Этнополитические и конфессиональные составляющие общественного развития тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии, так как одним из факторов, обостряющих этнополитические процессы в субъектах России, считается межконфессиональный, несмотря на его скрытый характер. Очень часто они оказывают негативное воздействие на политический режим государства, на национальное самосознание, на многие стороны общественной жизни, в совокупности регламентирующие современное состояние этнополитических и конфессиональных процессов. Проведенный анализ показывает, что основное внимание глобалисты и их сторонники уделяют экономической сфере, в других сферах это явление, к сожалению, глобалистами еще недостаточно отражается. В связи с этим, в данной статье мы будем вести речь о состоянии этнополитических и конфессиональных процессов, а также их влиянии на национальное сознание людей в условиях глобализации. Естественно, никто из субъектов РФ, как и само государство в целом, не желает находиться под разрушительным влиянием посторонних идей, течений и идеологий. Для этого необходимо сначала выяснить, какие идеи и влияния надо ратифицировать, а какие отклонять. На сегодняшний день нет ни одной национальной духовности полностью ограниченной от потустороннего влияния. Надо признать, что население субъектов РФ, в частности народы Северного Кавказа, заимствуя все положительные стороны русской культуры, творчески отнесся к ним. И тем самым поднялся на высоту. Это можно видеть на примере великих наших ученых, оставивших свой яркий след в истории всемирной культуры.

Ключевые слова: этнополитические и конфессиональные процессы, глобализация, поликультурное общество, межконфессиональное взаимодействие, политический режим, этнополитика, государственный строй, межнациональная напряженность.

CONDITION OF ETHNO-POLITICAL AND CONFESSIONAL PROCESSES IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

© 2018

Dzagurova Natalia Khadzhumarovna, candidate of historical sciences, associate professor senior researcher, department of social and political studies Vladikavkaz scientific center of the RAS (362027, Russia, Vladikavkaz, Marcus Street, 22, e-mail: nata.dzagurova.65@bk.ru)

Abstract. At present, Russia is facing the need to solve various vital tasks of an ethno-political and confessional nature, especially in its multinational, multi-confessional subjects. Ethnopolitical and confessional components of social development are closely interrelated and are in constant interaction, since one of the factors aggravating the ethnopolitical processes in the subjects of Russia is considered interfaith, despite its hidden nature. Very often they have a negative impact on the political regime of the state, on national identity, on many aspects of public life, which together regulate the current state of ethno-political and confessional processes. The analysis shows that the globalists and their supporters are focusing on the economic sphere, in other spheres this phenomenon, unfortunately, is not sufficiently reflected by the globalists. In this regard, in this article we will talk about the state of ethnopolitical and confessional processes, as well as their influence on the national consciousness of people in the context of globalization. Naturally, none of the subjects of the Russian Federation, as well as the state itself as a whole, is willing to be under the destructive influence of outside ideas, trends and ideologies. To do this, you must first find out which ideas and influences must be ratified and which ones should be rejected. Today, there is not a single national spirituality completely limited from otherworldly influence. It must be admitted that the population of the subjects of the Russian Federation, in particular the peoples of the North Caucasus, borrowing all the positive aspects of Russian culture, reacted creatively to them. And thus he rose to a height. This can be seen in the example of our great scientists who have left their bright mark in the history of world culture.

Key words: ethnopolitical and confessional processes, globalization, multicultural society, interfaith interaction, political regime, ethnopolitics, political system, interethnic tension.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Россия -страна полиэтническая, многонациональная, многоконфессиональная, а большинство субъектов РФ, особенно Южного Федерального Округа, отличаются сложной этноконфессиональной и этнополитической структурой, что актуализирует необходимость основательного анализа этнополитических и конфессиональных процессов, основанных на реальных фактах и событиях, а также обоснование механизмов координирования межнациональных взаимоотношений в ее субъектах. Это говорит о том, что для предотвращения или урегулирования периодически возникающих конфликтов, необходимо руководствоваться цивилизованной национальной политикой. Иначе безопасность нашего государства, ее территориальной целостности окажутся под сильнейшей угрозой. Исходя из обозначенной проблемы, основной целью статьи выступает анализ современного состояния этнополитических и конфессиональных процессов в субъектах РФ и их влияния на общественно-полити-

ческую и межконфессиональную ситуацию в стране, в целом.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы улучшения состояния этнополитических и конфессиональных процессов, в том числе и в историко-право-вом аспекте, частично были разработаны исследователями (Л.А. Апанасюк, Н.В. Власова, А.П. Кочетков,

A.О. Ласария, О.Н. Максимова, Р.М. Мухаметзянова-Дуггал, Н.Б. Ульянова и др.) [1; 2; 3; 4; 5; 6], однако остаются недостаточно изученными эти проблемы в условиях глобализации. Как отмечают некоторые ученые (Е.А. Авдеев, А.З. Адиев, Р.И. Абакаров, О.А. Богатова,

B.С. Дрягалов О.А. Иванюк, Э.Ш. Исаева, А.Н. Кокотов, Ш.А. Мирзоев, М.С. Саликов, М.С. Топчиев и др.) [7; 8; 9; 10; 11; 12; 13], к XXI в. не осталось ни одной страны, которая не была бы подвергнута влиянию со стороны других стран. Даже страны, всячески стремящиеся огра-

Dzagurova Natalia Khadzhumarovna juridical

CONDITION OF ETHNO-POLITICAL ... science

ничить себя от международных организаций, не могут полностью избежать этого процесса. Глобализация - это такой процесс, под влияние которого попадает та страна, которая старается всячески избежать его. А такое непроизвольное влияние в большинстве случаев бывает отрицательным. Для того, чтобы предотвратить отрицательное влияние интенсивных процессов, происходящих в мире (А.Н. Аверин, С.А. Воронцов, Ш.Р. Кашаф, А.В. Понеделков) [14], на каждую из стран; и для умножения положительных влияний необходимо глубоко вникнуть в суть самого явления.

Формирование целей статьи (постановка задания). Влияние глобализации на различные страны разнообразно. Это связанно с экономическим, политическим, духовным составляющим положения стран мира. Глобализация - это еще такой процесс (М.П. Клейменов, И.М. Клейменов), в котором нельзя участвовать, будучи незнакомым, с его стратегией и не выработав свою тактику и технику [15]. Исследования, проведенные учеными нашей страны в период независимости, свидетельствуют о том, что глобализация только начинает проявляться. Любая политика, в том числе и этнополитика, должна иметь научное обоснование, и было бы правильным отметить, что наши ученые недостаточно помогают им в этом плане. И если мы хотим, чтобы этнополити-ка, проводимая нашим государством приносила больше пользы, то мы должны как можно глубже изучить, исследовать, проанализировать суть глобализации, и тем самым помочь представителям различных конфессий выбрать верный путь для принятия справедливых решений. Если дать объективную характеристику глобализации, то можно сказать, что это усиление взаимного влияния и связи между экономическими, этнополитически-ми, культурными, образовательными, нравственными и другими процессами.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Существует множество определений термину -глобализация, но точное определение это определение французского исследователя Б. Банди. По его мнению, существуют 3 этапа процесса глобализации: глобализация - это непрерывно длившийся исторический процесс; глобализация - процесс гомогенизации и универсализации мира; глобализация - процесс исчезновения национальных границ. Но даже по поводу приведенных Б. Банди определений, можно выразить несогласие. Но если мы будем следить за процессами, происходящими в мире, мы можем обнаружить в них каждый из этих трех определений. В ответ на интенсивное развитие глобализации усиливается и деятельность антиглобалистов. Они выступают не только против отрицательных сторон глобализации, но и выступают против всего этого явления. К примеру, российский ученый А.П. Кочетков исследуя проблемы национального государства в условиях глобализации, писал «Глобализация - это новая мировая война. Это новый вид мировой войны. Я не вижу ни одного способа для выживания в этой войне, кроме как сопротивляться с ней» [3; с. 48-56].

Национальная духовность каждого, отдельно взятого народа, в частности в северокавказских регионах, достигла развития за счет освоения передовых традиций соседних стран. Если мы проследим историю развития этнополитических, конфессиональных, социокультурных и экономических процессов, то можем найти тому подтверждение. Между уровнями и формами проявления этих процессов у народов Северного Кавказа начала и конца XX века есть существенная разница. Это можно увидеть в и литературе, и в искусстве, и в политике, и в науке и даже по внешнему облику и манере одеваться. Общеизвестный факт, что Россия, согласно ст. 14 Конституции РФ является светским государством. Это означает, что никакое конфессиональное объединение государством не может быть установленным в качестве общеобязательной или приоритетной, все возможные 360

конфессии считаются равными перед государством.

В России, согласно данным Всероссийской переписи населения, проведенной в 2010 году, проживает более 190 национальностей. Полинациональный и поликонфессиональный состав населения России определяет стратегическую задачу для государственной власти по единению российского народа на основе межнационального согласия. Решить задачу объединения 190 народов возможно, только найдя единую идеологию для столь большого многообразия. Решение этой задачи стало стратегией государственной национальной политики, что закреплено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 602 - Об обеспечении межнационального согласия, и в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. «Что касается этнополитических процессов, то, по мнению . А.А. Ениной, определяющим фактором их развития является социально-экономическая обстановка в стране. В этой связи особое беспокойство вызывает усиление неравномерности развития субъектов Федерации. Эта тенденция, в свою очередь, может усилить центробежные устремления субъектов, оказавшихся в более выгодном социально - экономическом положении и имеющих перспективы развития внешнеторговых связей. Источником межнациональной напряженности может стать и усиление миграции в Россию, что дает возможность элите разыгрывать в политических целях «национальную карту» [16].

Враждебно настроенная политика зарубежных государств по отношению к России вызвали активизацию и подъем национального самосознания и самосознания граждан всех национальностей России. Среди граждан России возрастают патриотические чувства (Н.В. Сидакова) [17], и укрепляется национальное достоинство. Это проявляется в единодушии при поддержке президента, в осознании мировой угрозы для России. С поддержкой современной президентской власти растет и количество предъявляемых к ней требований. У россиян увеличился интерес к политической жизни страны (Т.А. Масензова) [18], проявляющейся в росте активности патриотически настроенных людей. Это подтверждают данные опроса всероссийского центра изучения общественного мнения: с 2012 по 2015 год доля россиян, считающих с тем, что в России есть народное единство, выросла с 23% до 54%. Ощущение сплоченности народа опрошенные объясняют тем, что жители страны всегда объединяются в трудные минуты.

Этнополитическая деятельность, как отмечают многие исследователи, выступает не только в качестве объекта, на которого оказывают своеобразное влияние этнические процессы, но и существенный органический механизм, направленный на удовлетворение потребностей, интересов, менталитета, традиций, вырабатывающихся в области национального и межнационального пространства. Эти потребности, интересы определяются, осмысливаются, формулируются, упорядочиваются и воплощаются в жизнь (В.Н. Аниськин, Ю.С. Шатрова) [19], с использованием политических и конфессиональных рычагов управления. Следует отметить, что в процессах консолидации этнических общностей нередко эт-нополитические воззрения играют наиболее значимую роль (Р.М. Мухаметзянова-Дуггал) [5]. Очень часто они выступают в качестве основных мотивов и аргументов национального объединения вокруг некоторых важных задач. Например, в вопросах национального освобождения (А.З. Адиев, Р.И. Абакаров), самоопределения, национального выживания и процветания, независимого существования и создания отдельного государства [8].

Таким образом, сегодня необходимо заявлять о функционировании этнополитических и конфессиональных процессах как о разновидностях процессов государственного уровня. Рассматриваемы процессы являются подлинными и существенными элементами любого структурированного общественного институ-Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

юридические науки

Дзагурова Наталья Хаджумаровна СОСТОЯНИЕ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ ...

та. Этнополитические и конфессиональные процессы определяют характер общественных отношении и сфер их деятельности, которые реализуются в разнообразных жизненно-важных ситуациях воспроизводства и формирования этнических сообществ (М.Г. Лелявская, Г.Н. Тараносова) [20], присутствуют в формировании языковых образований, содействуют развитию этнических меньшинств, регулируют процессы межконфессионального взаимодействия и т. д. Непосредственное участие принимают эти процессы также и в трансформации национальных и этнических структур государства. Вместе с тем, обозначенные процессы претворяются в жизнь, преимущественно, через политические, властно-управленческие сферы, государственные институты политической структуры, учитывая политический настрой и поведение граждан. В таком случае, конфессиональные и этнополитические процессы можно анализировать сквозь призму объектов, на которые они нацелены, а также с учетом субъектов, участвующих непосредственно в этих процессах.

«Проблема развития этнополитических процессов в субъектах России в условиях глобализации, как отмечают Э.Ш. Исаева и Ш.А. Мирзоев, рассматривается в русле двух основных подходов. Первый - ассимиляторский, суть которого заключается в том, что в многонациональных государствах неизбежно должна происходить ассимиляция всех национальных групп какой-то одной крупной нацией (США). Второй - плюралистический, признание за каждым человеком права на собственную этническую идентичность. Этот подход как принцип этнической политики предполагает поощрение самобытности каждой национальности. Его сторонники утверждают, что не смешение основных этнических групп в некую единообразную массу, а их возрождение, своеобразный «ренессанс» открывает путь к стабильному общему сосуществованию» [11].

Объектом этнополитики большинство ученых считают комплекс социальных проблем различного объема, характера и смыслового наполнения. В качестве таких общественных проблем могут выступать или отдельные грани общественной жизни, или сложные конструкции конкретных социальных проблем, отражающих общие жизненно важные потребности этнических объединений, влияющих на их развитие в целом. Другими словами, объектами этнополитики могут выступать определенные области общественной жизни этнических общностей, объединенные политическими интересами и структурами.

В отношениях между конфессиональными организациями и этнополитическими институтами этнос выступает носителем такой деятельности, которая стремится оказать воздействие на властно-управленческую сферу, предъявляет политико-правовые притязания к государству. На базе подобных отношений формируются национально ориентированные организации, движения, объединения, партии, институты национального представительства, т. е. те структуры, которые служат для выражения политической воли этноса.

«Россия - страна многоконфессиональная, в которой, помимо основных конфессий (православного христианства и мусульманства), существуют десятки других религиозных объединений. Переплетение религиозного и этнического создает условия для углубления межэтнических конфликтов, так как в них нередко используется религиозный фактор. Консолидация конфессиональной общности в политический субъект отражает соответствующую фазу развития этноса, становления национального самосознания, концентрации его интересов вокруг вопросов власти, собственности, правоспособности, самопредставительства, самоуправления. Межэтнические отношения, т. е. взаимодействие самих общностей, имеющее политический характер» [6].

Разумеется, огромное стабилизирующее значение в плане регулирования этнополитических и конфесси-

ональных процессов имеет Конституция Российской Федерации, которая четко регулирует федеральные отношения во всех сферах. На основе данного нормативно-правового документа была разработана «Концепция государственной национальной политики РФ», в которой обозначены основные цели, задачи государственной национальной политики, тактика и стратегия развития национальных отношений, а также основные направления ее совершенствования, базирующиеся на принципиальных позициях демократического и гуманистического воззрений. Ее стержневая идеология - сохранение и упрочение всех общественных и государственных структур Российской Федерации, как всеобщей большой Родины народов, населяющих его территорию. В документе указывается на строгое соблюдение всех прав и свобод граждан, вне зависимости от их вероисповедания, национальной принадлежности, обеспечение этническим и религиозным организациям свободы и прав, поддержка проектов национально-культурного развития субъектов РФ, предотвращение и урегулирование межконфессиональных и межнациональных противостояний. «Сближение интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешенной государственной национальной и региональной политики позволит обеспечить в России внутриполитическую стабльность, - подчеркивается в Конституционном праве России. Комплексный подход к решению этих задач должен составлять основу внутренней государственной политики, обеспечивающей развитие Российской Федерации как многонационального демократического федеративного государства» [12].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, можно сделать вывод, что этнополитические и конфессиональные процессы представляют собой комплекс разносторонних связей и взаимодействий всех действующих этнческих общностей, которые особенно обостряются в субъектах РФ в условиях глобализации. Необходимо отметить тот факт, что наличие такого поликультурного и многоконфессионального состояния создает непростую общественную обстановку, где присутствует достаточно высокий уровень напряженности, и которая в любую минуту может взорвать скрытые очаги националистических движений. В этом случае не нужно забывать, что такая тенденция является последствием не только кризиса в социально-экономической сфере, но и вызвано противоречиями в этнополитических и конфессиональных процессах, которые определены цепью обстоятельств, органическими звеньями которой являются: роль и место этнополитических процессов и конфессиональных движений в в развитии общества; критерии и показатели проявления культурно-исторических, экономических и социальных процессов; риски и угрозы в условиях глобализации, снижающие уровень безопасности государства и др.

Это означает, что в условиях глобализации изменилось, при чем не в лучшую сторону, соотношение внутренних и внешних угроз национальной безопасности. Т.е. вектор постепенно смещается в сторону усиления внутренних угроз. Такая ситуация препятствует созданию условий, санкционирующих права и свободу представителям всех национальностей устанавливать и реа-лизовывать свои этнокультурные и социально значимые ценности самостоятельно, создавать общественные институты, в том числе в формах национальной культурно-образовательной автономии, а также оказанию всестороннего содействия мало защищенным этническим группировкам.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апанасюк Л.А. Межэтнические проблемы молодежи как объект социологического анализа//Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 11-14.

2. Власова Н.В. Практики репрезентации этничности в полиэтническом регионе (на материалах Среднего Поволжья)//Карельский

Dzagurova Natalia Khadzhumarovna CONDITION OF ETHNO-POLITICAL .

juridical science

научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 220-225.

3. Кочетков А.П. Национальное государство в условиях глобализации //Полис. Политические исследования. 2014. №4. С. 48-56.

4. Ласария А.О. Регулирования этнополитических конфликтов на Северном и Южном Кавказе: сущность и специфика //PolitBook. 2017. № 1. С. 87-91.

5. Максимова О.Н. Формирование этнополитической культуры населения в контексте модернизации регионального управления эт-нополитическими процессами (на примере Оренбургской области) // Известия Оренбургского государственного аграрного университета.

2012. № 6 (38). С. 253-256.

5. Мухаметзянова-ДуггалР.М. Государственно-конфессиональные отношения в условиях конфессионального многообразия //В сборнике: Перекресток культур: межкультурный диалог и сотрудничество на евразийском пространстве. Евразийский гуманитарный форум // Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. С. 295-297.

6. Ульянова Н.Б. Этнополитические представления региональной элиты как фактор конструирования этнополитической культуры // Этносоциум и межнациональная культура. 2013. № 10 (64). С. 9.

7. Авдеев Е.А. Российское законодательство в сфере государственно-конфессиональных отношений в контексте современной конфессиональной правовой политики //Гуманитарные и юридические исследования. 2015. № 4. С. 146-150.

8. Адиев А.З., Абакаров Р.И. Этнополитические и конфессиональные процессы в современном Дагестане //Научная мысль Кавказа.

2013. № 4 (76). С. 37.

9. Богатова О.А. Социальные механизмы управления этническими и конфессиональными различиями в полиэтнических регионах Приволжского Федерального Округа //Власть. 2014. №1. С. 95-100.

10. Иванюк, О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2014. № 9. С. 46-58.

11. Исаева Э.Ш., Мирзоев Ш.А. Значимость деятельности государственных учреждений в этнокультурном развитии и сохранении духовного наследия //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 83-86.

12. Конституционное право России: учебник для бакалавров /отв. ред. А.Н. Кокотов, М.С. Саликов. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2014. С.216.

13. Топчиев М.С., Дрягалов В.С. Влияние государственно-конфессиональных отношений на конфессиональную политику //В сборнике: Генезис. Фронтир. Наука. Сборник научных статей. Астрахань, 2013. С. 154-160.

14. Аверин А.Н., Понеделков А.В., Воронцов С.А., Кашаф Ш.Р. Конфессиональное многообразие России как фактор развития общества и государства //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2018.№ 4 (95). С. 130-134.

15. Клейменов М.П., Клейменов И.М. Глобализация и угрозы национальной безопасности //Правоприменение. 2017. №2. С.164-174.

16. Енина А.А. Идеология национального единства как основание развития политической системы современной России //Гражданское единство, этнокультурное и конфессиональное многообразие как ценностные основания и факторы консолидации российского общества. Сборник статей молодых ученых — участников Конференции с международным участием. Том 2. Ростов н/Д: Издательство ЮРИУ РАНХиГС, 2018. 79 с.

17. Сидакова Н.В. Переосмысление приоритетов и ценностных установок в полилингвальном и поликультурном образовании //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 208-212.

18. Масензова Т.А. Развитие этнокультурной компетентности дошкольников в условиях единого образовательного пространства// Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 16-20.

19. Аниськин В.Н., Шатрова Ю.С. Подготовка студентов педагогического университета к реализации концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 30-35.

20. Тараносова Г.Н., ЛелявскаяМ.Г. Формирование социокультурной идентичности учащихся при изучении современной русской литературы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. №2 (19). С. 147-152.

Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018

362

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.