Научная статья на тему 'Состояние экспорта услуг и их конкурентоспособность на международном рынке в современных условиях хозяйствования'

Состояние экспорта услуг и их конкурентоспособность на международном рынке в современных условиях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внешнеэкономическая деятельность / конкурентоспособность / мировая торговля / услуга / цифровизация / экспорт. / foreign economic activity / competitiveness / world trade / service / digitalization / export.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришко Наталья Викторовна, Куденко Марина Сергеевна

В статье проведен анализ структуры экспорта услуг, рассмотрены основные ограничения для развития экспорта услуг. Определены основные направления мер для стимулирования развития экспорта услуг, суть которых заключается в создании благоприятных условий для привлечения международных компаний, зарубежных специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state of services export and their competitiveness on the international market in modern economic conditions

The article analyzes the structure of services export, considers the main limitations for the development of services export. The main directions of measures to stimulate the development of services export have been identified, the essence of which is to create favorable conditions for attracting international companies and foreign specialists.

Текст научной работы на тему «Состояние экспорта услуг и их конкурентоспособность на международном рынке в современных условиях хозяйствования»

д.э.н., проф. Гришко Н. В., Куденко М. С.

(ЛГУ им. В. Даля, г. Луганск, ЛНР)

СОСТОЯНИЕ ЭКСПОРТА УСЛУГ И ИХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

В статье проведен анализ структуры экспорта услуг, рассмотрены основные ограничения для развития экспорта услуг. Определены основные направления мер для стимулирования развития экспорта услуг, суть которых заключается в создании благоприятных условий для привлечения международных компаний, зарубежных специалистов.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, конкурентоспособность, мировая торговля, услуга, цифровизация, экспорт.

Финансы, учет и аудит

УДК 339.5

Проблема и ее связь с научными и практическими задачами. Способность любой организации быть конкурентоспособной на рынке является достаточно актуальным вопросом на сегодняшний день, поскольку для того чтобы организация развивалась, нужно обеспечить эффективность производства, нужный объем выпуска современной продукции и услуг, улучшение качества, наличие финансовых активов, возможность выпуска товара- или услуги-новинки.

Понятие «конкурентоспособность» содержит в себе ряд экономических характеристик, которые определяют долю организации на отраслевом рынке (национальном или мировом). Для характеристики конкурентов можно выделить такие факторы: имидж и опыт работы организации; наличие высококвалифицированных кадров; доля рынка, которая обслуживается организацией; наличие финансовых средств; реклама.

В целом конкурентоспособность организации — это её способность к эффективной хозяйственной деятельности и обеспечению прибыльности в условиях конкурентного рынка. Иначе говоря, конкурентоспособность организации — способность обеспечивать выпуск и реализацию конкурентоспособной продукции или услуги.

Сегодня особое значение приобретает активное участие в международном разделении труда и интеграционных процессах, эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Достижение успеха в этом направлении предусматривает повышение уровня конкурентоспособности отечественных экономических субъектов на внешнем рынке, развитие и реализацию экспортного потенциала.

Проблемы конкуренции и обеспечения конкурентоспособности экономических субъектов исследовали такие зарубежные ученые, как Д. Рикардо, А. Смит, Д. Абель, Г. Гамель, П. Друкер, П. Зенге, Ф. Котлер, Г. Коуз, К. Кристенсон, М. Портер, К. Праха-лад, Й. Шумпетер, Ф. Хайек. Значительный вклад в исследование конкурентоспособности и эффективности ВЭД экономических субъектов, методологии определения внешнеэкономического потенциала территории осуществили такие российские экономисты, как А. А. Анненкова, Е. Е. Скатерщикова, В. Д. Вагина, П. Б. Разумова, А. В. Хохло-ва, Л. Б. Вардомский, А. Н. Спартак, Н. Л. Орлова, А. В. Варичева, М. А. Суржикова, Н. М. Межевич, В. В. Покровская, М. Л. Постоленко, И. И. Савельева и др.

Постановка задачи. Задачами данной работы являются: определение структуры экспорта услуг, анализ основных ограничений для развития экспорта услуг, фор-

мирование привлекательных условий для экспортеров в условиях конкуренции.

Изложение материала и его результаты. Российское законодательство не содержит понятия «экспорт услуг», в нём есть термин «внешняя торговля услугами» [1]. Эта сфера одна из самых перспективных, включает в себя услуги производства, доставки, маркетинга, связи, строительства, коммуникации, а также медицинские, образовательные услуги, туризм, услуги по защите окружающей среды.

Стремительное развитие интернациональной торговли услугами в последние десятилетия обусловлено как опережающим развитием самой сферы услуг и возникновением новых видов услуг, так и ростом мировой экономики, торговли товарами, усилением процессов глобализации. При этом непрерывно усиливается степень диверсификации торговли услугами, детализируется классификация услуг, появляются новые модели и формы ведения бизнеса в сфере услуг. Перечисленные условия усложняют анализ торговли услугами, выработку унифицированных подходов к ее регулированию [2].

В связи с этим целесообразно провести анализ динамики экспорта услуг по таким причинам:

- экспорт, в том числе экспорт услуг, является основной составляющей сово-

купного спроса, имеет важное значение в обеспечении работой граждан;

- экспорт — главный источник поступления валютных средств;

- конкуренция, которая возникает на рынках экспорта, является стимулом для отечественных организаций осваивать новые технологии.

В 2018 году был утверждён Национальный проект Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт», который направлен на то, чтобы качественно повысить конкурентоспособность российских товаров, а также расширить их присутствие на мировых рынках. Проект включает в себя 5 подразделов (федеральных проектов), одним из которых является раздел «Экспорт услуг». Согласно данному проекту планировалось достичь к 2024 году объема экспорта оказываемых услуг 100 млрд долларов США (табл. 1).

Согласно статистическим данным фактические показатели за период 2018-2021 гг. не достигли плановых и имеют тенденцию к снижению к концу 2020 года и небольшой рост в 2021 г. [4].

На рисунке 1 представлены данные об экспорте и импорте услуг, где наглядно видно, что платёжный баланс услуг имеет отрицательное сальдо за весь исследуемый период и на конец 2021 года составляет 19,9 млрд дол. США.

Таблица 1

Целевые показатели проекта «Международная кооперация и экспорт» и фактические показатели за прошлые периоды [3]

Показатель Значение

план факт

Объем экспорта оказываемых услуг, млрд долларов США в год

2017 - 57,8

2018 64 64,6

2019 70 61,9

2020 76 47

2021 82 54,6

2022 88 -

2023 94 -

2024 100 -

Финансы, учет и аудит

чески по всей структуре экспорта услуг, кроме таких как страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов, финансовые услуги, плата за пользование интеллектуальной собственностью, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги.

Особенно снизились в 2020 году транспортные услуги, а именно на 22 % и поездки (деловые и личные) на 74 %. Это в основном связано с ковидными ограничениями. Факторами, которые влияют на мировую торговлю в период пандемии COVID-19, являются: уменьшение производства товаров и услуг вследствие ограничений экономической деятельности, введенных странами мира, нарушение глобальных цепочек добавленной стоимости, рост торговых расходов, резкое падение заказов в сфере услуг, падение цен на товары низкой степени обработки.

Таблица 2

Структура и динамика экспорта услуг РФ [4]

№ пп Показатель 2018 год 2019 год 2020 год Отклонение, млн дол.

2020 г. к 2019 г. 2019 г. к 2018 г.

Экспорт услуг, млн дол. США, в т.ч.: 64646 61910 47036 -14874 -2736

1 Услуги по переработке товаров, принадлежащих другим сторонам 1490 1007 159 -848 -483

2 Услуги по техническому обслуживанию и ремонту 1599 1900 1666 -234 301

3 Транспортные услуги 22104 20605 16075 -4530 -1499

4 Поездки (деловые, личные) 11591 10961 2854 -8107 -630

5 Строительство 5443 4786 4698 -88 -657

6 Страхование и услуги негосударственных пенсионных фондов 512 373 421 48 -139

7 Финансовые услуги 1327 1101 1166 65 -226

8 Плата за пользование интеллектуальной собственностью 876 1014 1164 150 138

9 Телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги 5260 5489 5936 447 229

10 Прочие деловые услуги 12689 12994 11548 -1446 305

11 Услуги частным лицам и услуги в сфере культуры и отдыха 585 524 426 -98 -61

12 Государственные товары и услуги, не отнесённые к другим категориям 1023 993 746 -247 -30

2018 2019 2020 2021

Рисунок 1 Динамика экспорта и импорта услуг

Также целесообразно рассмотреть структуру экспорта услуг, представленную в таблице 2.

Наибольший удельный вес в общей структуре экспорта услуг за исследуемый период принадлежит таким категориям, как транспортные услуги, поездки и прочие деловые услуги.

Как видно из результатов расчётов, снижение показателей произошло практи-

К концу 2021 года наблюдается рост экспорта услуг в основном за счёт расширения экспорта транспортных и прочих деловых услуг.

На рынок экспортных услуг оказывает большое влияние цифровизация и новые информационные технологии. Появляется возможность участия в торговых отношениях, в частности торговле услугами, у многих хозяйствующих субъектов, вместе с тем сглаживаются границы между внутренней и международной торговлей услугами [2].

Под влиянием вышеуказанных технологических факторов происходят изменения, которые влияют на рынок экспортных услуг:

- популяризация цифровых решений в онлайн привела к тому, что многие виды внешней торговли услугами перешли в виртуальную область, как следствие, необходимость регламентировать такую торговлю и её учёт;

- современный высокотехнологичный рынок создаёт разнообразный и неоднородный спрос на экспортные услуги в области информационных технологий, а также услуги, которые с этим связаны;

- современные технологии влияют на снижение необходимости в перемещении физических лиц через границу для оказания некоторых экспортных услуг;

Сегодня существует ряд ограничений, которые связаны с экспортом услуг:

- военно-политическое обострение;

- риск деятельности в области энергетики, транспорта и технологий;

- финансовый и структурный дисбаланс по причине снижения динамики роста мировой экономики и международного спроса;

- односторонние экономические ограничения со стороны иностранных государств;

- кризисное состояние международной торговой системы.

В этой связи целесообразно рассмотреть проблемные стороны таких видов экспортных услуг, которые в сложившейся ситуации целесообразно развивать, а именно: финансовые, телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги, а также прочие деловые услуги (в

т. ч. консультационные, бухгалтерский учёт и аудит и прочие):

- практика расчётов с основными торговыми партнёрами в национальных валютах недостаточно развита;

- отсутствие системы биржевых площадок, которые осуществляют торговлю ликвидными товарными активами за рубли;

- развитие компьютерных и финансовых технологий недостаточно подкреплено нормативной базой;

- санкции, которые служат внешним барьером для международной торговли в целом и экспорта услуг в частности;

- производные финансовые инструменты недостаточно широко используются;

- недостаток высококвалифицированных кадров;

- высокие расходы на инновационные цифровые технологии, их внедрение и использование.

Для увеличения экспорта услуг, учитывая международный опыт, целесообразно рекомендовать:

- увеличение привлечения международных финансовых корпораций как на уровне государства в целом, так и на уровне регионов;

- усовершенствование взаимодействия с иностранными государствами и компаниями, в частности, с целью обмена технологиями;

- с целью усовершенствования профессиональных навыков персонала необходимо создать центры компетенций, продолжить работу по разработке образовательных программ также в области существующих профильных центров компетенций;

- работать в направлении развития новых технологий и финансовых продуктов.

Выводы и направление дальнейших исследований. В настоящее время в мировой практике продвижения и развития экспорта услуг сохраняется устойчивая тенденция в сторону роста роли цифровых технологических решений. Основным направлением мер для стимулирования развития экспорта услуг является создание благоприятных условий для привлечения международных компаний, зарубежных специалистов.

Финансы, учет и аудит

Библиографический список

1. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 08.12.2003 N164-ФЗ (ред. от 26.03.2022). — Режим доступа: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LA W_45397/.

2. Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года и плана мероприятий по её реализации [Электронный ресурс] : Распоряжение от 14 августа 2019 года N 1797-р (с изменениями на 13 мая 2021 года). — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/560974987.

3. Паспорт национального проекта (программы) «Международная кооперация и экспорт» [Электронный ресурс] : утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N16. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319212/.

4. Внешняя торговля Российской Федерации услугами: статистический сборник Центрального банка Российской Федерации [Текст]. — М., 2021 — 322 с.

© Гришко Н. В.

© Куденко М. С.

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. финансов ЛГУ им. В. Даля Эккерт Е. А.

Статья поступила в редакцию 10.05.2022.

Doctor of Economics, Professor Grishko N. V., Kudenko M. S. (LSU named after V. Dahl, Lugansk, LPR) THE STATE OF SERVICES EXPORT AND THEIR COMPETITIVENESS ON THE INTERNATIONAL MARKET IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article analyzes the structure of services export, considers the main limitations for the development of services export. The main directions of measures to stimulate the development of services export have been identified, the essence of which is to create favorable conditions for attracting international companies and foreign specialists.

Key words: foreign economic activity, competitiveness, world trade, service, digitalization, export.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.