УДК 339.97
JEL F17
Ткаченко Дмитрий Игоревич
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4571-7836 e-mail: [email protected]
Tkachenko Dmitriy
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4571-7836 e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2020-6-123-128
СОСТОЯНИЕ И ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ УСЛУГ
Аннотация. Исследовано текущее состояние и наиболее перспективные направления России в международной торговле услугами. Показана структура экспорта российских услуг, его динамика и тенденции. Внимание сконцентрировано на экспорте транспортных, туристических, строительных, высокотехнологичных и интеллектуальных услугах, составляющих наибольшую долю экспорта услуг Российской Федерации. Предоставлена информация о позициях России на мировых рынках услуг и перечислены факторы, влияющие на конкурентоспособность российских поставщиков услуг. Проанализированы тенденции в мировой торговле услугами, перечислены основные проблемы, препятствующие расширению России на мировом рынке услуг и предложены меры для усиления позиций отечественных экспортеров. Рассмотрена роль влияния государства на развитие экспорта услуг и данной сферы в целом с целью диверсификации экономики. Ключевые слова: конкурентоспособность, развитие экспорта, рынок услуг, перспективы экспорта, тенденции, торговля услугами, услуги, экспорт услуг.
Цитирование: Ткаченко Д.И. Состояние и пути развития России на мировом рынке услуг//Вестник университета. 2020. № 6. С. 123-128.
STATE AND WAYS OF DEVELOPMENT OF RUSSIA IN THE WORLD MARKET OF SERVICES
Abstract. The current state and the most promising directions of Russia in international trade in services has been considered. The structure of export of Russian services, its dynamics and trends have been shown. Attention is focused on exports of transport, tourism, construction, high-tech and intellectual services, which make up the largest share of exports of services of the Russian Federation. Information on Russia 's position in the world service markets has been provided and factors affecting the competitiveness of Russian service providers have been listed. Trends in world trade in services have been analysed, the main problems preventing Russia's expansion in the world services market have been enumerated and measures to strengthen the position of domestic exporters have been proposed. The role of the state influence on the development of services exports and this sphere in order to diversify the economy has been reviewed. Keywords: competitiveness, export development, export prospects, service export, service market, service trade, services, trends.
For citation: Tkachenko D.I. (2020) State and ways of development of Russia in the world market of services. Vestnik universiteta. I. 6, pp. 123-128. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-123-128
Относительное значение России в мировом экспорте услуг невелико, около 1,5 % [13]. Более прочные позиции Россия на данный момент имеет в экспорте строительных, транспортных услуг, а также в услугах по переработке, техническому обслуживанию и ремонту товаров [9]. Россия занимает низкие позиции и демонстрирует невысокие показатели в экспорте столь значимых в мировой торговле туристических услуг по статье «поездки». Также пока еще очень слабо представлен экспорт России в продажах услуг страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, финансовых услуг и по статье «плата за пользование интеллектуальной собственностью».
Экспорт услуг России в 2018 г. составил 64,6 млрд долл. США. Импорт услуг нашей страны традиционно выше и составил 94,6 млрд долл. [11]. К сожалению, торговый баланс России в торговле услугами традиционно является отрицательным, по большей части из-за недостаточного развития транспортной и туристической инфраструктур, узкого ассортимента экспортируемых услуг, отставания в области высоких технологий,
© Ткаченко Д.И., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
неконкурентоспособности многих финансовых, консультационных и аудиторских организаций. Тем не менее, наблюдается развитие торговли услугами в Российской Федерации (далее - РФ) и даже с опережением роста торговли товарами. В период с 2016 г. по 2018 г. показатели экспорта и импорта услуг продемонстрировали значительный прирост (табл. 1).
Таблица 1
Российский экспорт и импорт услуг (млрд долл. США)
Год Экспорт Импорт Сальдо
2016 50,6 74,6 -24,0
2017 57,6 88,9 -31,2
2018 64,6 94,6 -29,9
Источник: [12]
В 2018 г. по объему экспорта услуг наша страна заняла 22 место в мире, в рейтинге стран-крупнейших импортеров Россия осталась на 15 месте.
Очевидным лидером по объемам экспорта и импорта услуг в мире на протяжении десятилетий являются США. Доля этой страны в 2018 г. составила 20,1 % от глобального экспорта услуг и 16,0 % от импорта. На долю России пришлось 1,57 % от общемирового экспорта и 2,7 % от импорта [11].
Учитывая сложившуюся ситуацию, России необходимо расширять присутствие на мировых рынках услуг посредством усиления конкурентоспособности отечественных экспортеров традиционных услуг и ускоренного развития экспорта инновационных высокотехнологичных услуг.
Существует ряд трудностей и барьеров в развитии экспорта услуг РФ, однако с решением этой задачи открываются перспективы расширения и диверсификации российского экспорта. Россия имеет ряд национальных конкурентных преимуществ для развития сферы услуг, а именно: огромную территорию, обладающую уникальным природным, культурно-историческим, этническим разнообразием, что должно быть выгодно использовано в сфере транспортных и туристических услуг; высокий интеллектуальный, научно-технический, технологический потенциал, что в перспективе влечет оптимистичные предпосылки для динамичного развития экспорта высокотехнологичных услуг.
Наиболее значимой статьей экспорта услуг России выступает транспорт, второй по значимости статьей - поездки (табл. 2.).
Таблица 2
Внешняя торговля России услугами в 2018 году
Виды услуг Экспорт, млн долл. США Импорт, млн долл. США Доля от всего экспорта услуг, % Доля от всего импорта услуг, %
Всего 64 759 94 702 100 100
Транспорт 22 144 15 298 34,19 16,15
Поездки (туризм) 11 486 34 271 17,74 36,19
Прочие виды деловых услуг 12 581 20 415 19,43 21,56
Телекоммуникационные, компьютерные и информационные 5 260 5 488 8,12 5,80
Строительные 5 614 4 813 8,67 5,08
Страховые 474 1 001 0,73 1,06
Финансовые 1 480 1 833 2,29 1,94
Источник: [12]
Положительное сальдо транспортных услуг связано не с высокой конкурентоспособностью российских перевозчиков, а с выгодным географическим положением и достаточно интенсивной эксплуатацией транспортных средств [7].
Наиболее острой проблемой развития экспортного потенциала транспортных услуг России является отставание транспортной системы нашей страны в сравнении с развитыми странами и неконкурентоспособность отечественных транспортных компаний [3]. Для успешного функционирования рынка перевозок необходимо преобразование транспортной инфраструктуры, нацеленной в первую очередь на повышение качества транспортных услуг и их доступности, увеличение их пропускной способности [6]. Для того чтобы справиться с конкуренцией иностранных компаний, также необходимо заниматься продвижением бренда, активно участвовать в международных выставках и налаживать контакты на международных рынках.
Экспорт транспортных услуг РФ в 2018 г. составил 22,1 млрд долл. США, что на 2,2 млрд долл. США больше, чем в предыдущем году [11].
В сфере транспортных услуг необходимо решать задачи модернизации железнодорожных линий для дальнейшей организации скоростного и высокоскоростного пассажирского движения с целью обеспечения доступности услуг транспортного комплекса [4]. В ряде регионов России отсутствует автодорожная сеть всесезонной доступности, появление которой привело бы к увеличению количества перевозок грузов и пассажиров. Также, учитывая огромную территорию нашей с траны, необходимо расширять аэропортовую сеть посредством строительства аэропортов-хабов, внутрироссийских узловых и местных аэропортов [1].
Наряду с транспортными, большой объем в международной торговле услугами имеют туристические услуги, которые являются для принимающих стран существенным источником валютных поступлений. Операции, относящиеся к туристическому направлению, имеют существенную долю во внешнеторговом обороте услугами РФ. Оборот по статье «Поездки» в 2018 г. составил 45,8 млрд долл. США, или 28,7 % оборота всех услуг. В 2017 г. аналогичный показатель был равен 40,0 млрд долл. США, или 27,3 %. По статье «Поездки» в России в последние годы наблюдается положительная динамика, однако по-прежнему сохраняются определенные трудности для развития туристического бизнеса.
Для развития туризма в России существует ряд конкурентных преимуществ: богатые культурные и разнообразные природные ресурсы, множество точек притяжения для иностранных и внутренних туристов; новые туристические продукты. Однако сдерживающих факторов развития туризма в нашей стране не меньше, и в первую очередь к ним можно отнести: высокую стоимость транспортных услуг; неузнаваемость российских туристических брендов за рубежом; негативные стереотипы образа России; малое количество гостиниц туристского класса; низкий уровень туристической инфраструктуры и сервиса на отечественных курортах [2].
Росту конкурентоспособности и развитию потенциала туристского продукта РФ могут способствовать:
- привлечение инвестиций, в том числе крупных отечественных сырьевых компаний, снижение сроков окупаемости, и как следствие, развитие и модернизация туристской инфраструктуры;
- повышение качества туристской инфраструктуры, развитие транспортной доступности основных туристических направлений;
- корректировка визовой политики в отношении государств, не представляющих миграционной опасности;
- развитие событийного туризма;
- повышение уровня сервиса и качественная подготовка кадров в сфере туризма;
- развитие цифровой инфраструктуры и сервисов;
- увеличение рекламы отечественных курортов и туристических возможностей страны, как в России, так и за рубежом, создание привлекательного образа России за границей [5].
Реализация перечисленных выше мер создаст возможности для ускоренного развития туризма и увеличения его роли в экспорте РФ.
Отдельное внимание в экспорте услуг стоит уделить строительству. Диапазон услуг, предлагаемый международными строительными компаниями, за последние годы на мировом рынке существенно увеличился. Связано это со значительными изменениями в структуре спроса. Крупные строительные компании из-за большого спроса начинают оказывать услуги не только по проектированию и строительству, но и по производству конструкций, материалов и дальнейшей эксплуатации возведенных объектов.
Наибольшие перспективы для российских строительных компаний открываются в виде подрядов по возведению уникальных сооружений (объекты использования атомной энергии, гидротехнические сооружения, объекты космической инфраструктуры и пр.), трубопроводного транспорта в связи с имеющимися наработками таких объектов [8]. Однако на данный момент в строительной отрасли в России существует тенденция к увеличению технологического разрыва с развитыми странами.
Экспорт российских строительных услуг растет низкими темпами. Для успешной деятельности отечественных строительных компаний за границей и увеличения конкурентоспособности необходимо применение следующих мер:
- изменение в подготовке специалистов в области строительства, с максимальным привлечением мирового опыта, современные тенденции и практические навыки в процессе обучения;
- применение высоких технологий, ускоряющих темпы строительства, оптимизирующих затраты и сберегающих ресурсы;
- разработка инновационных строительных материалов, финансирование и развитие исследований в этом направлении;
- поддержка отечественных строительных компаний, работающих на внутреннем рынке во избежание их поглощения зарубежными конкурентами.
«Прочие деловые услуги», удельный вес которых в экспорте услуг РФ составил в 2018 г. 20 %, также требуют особого внимания, поскольку именно в экспорте услуг аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности и управления и многих других услуг делового и технического характера наблюдается наиболее стремительное развитие.
Высокий спрос наблюдается на деловые и профессиональные услуги, а именно услуги в сферах рекламы, менеджмента, научных исследований, маркетинга, бухгалтерии и консалтинга. Безусловно, продолжает расти востребованность и на информационно-компьютерные услуги. Среди лидеров сервисной сферы представлены популярные виды бизнес-услуг - подбор персонала и связи с общественностью.
Одним из ключевых направлений российского экспорта услуг, как и экспорта в целом может стать сфера информационно-технологических (далее - ИТ) услуг. В настоящий момент существует много российских компаний, занимающих высокие позиции на отечественном рынке, которые опережают по обороту в области ИТ-услуг иностранных конкурентов. Тем не менее, зарубежные компании демонстрируют большую вовлеченность в российские проекты, поскольку образуется большое количество партнерств среди российских и иностранных поставщиков ИТ-услуг.
Наблюдаются и достаточно высокие результаты российских ИТ-компаний на мировом рынке, однако отсутствует значительный прирост объема экспортируемых услуг и увеличение доли в мировом экспорте ввиду некоторых факторов: недостаточный объем маркетинговых кампаний, отсутствие филиальных сетей за границей, низкий уровень владения иностранными языками.
Владение иностранными языками относится к ключевым факторам, который делает поставщика ИТ-услуг заметно более привлекательным для потенциального клиента. Обращая внимание на то, что наиболее часто клиентами российских ИТ-компаний становятся заказчики из США, Канады и Европейского союза, идеальное владение устным и письменным иностранным языком становится важнейшим конкурентным преимуществом, в связи с чем необходимо прикладывать больше усилий в подготовке специалистов в данном аспекте.
Россия имеет большой потенциал увеличения экспорта продуктов отечественных ИТ-компаний, однако существуют проблемы нехватки кадров и недостаточное выделение средств на науку и научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР).
Развитие области высокотехнологичных услуг и их экспорта во многом зависит от состояния российской экономики, способностей государства должным образом финансировать образование, воспитание кадров и НИОКР. Для развития высоких технологий необходима государственная поддержка институтов, механизмов и инструментов инновационной деятельности, работа над созданием специализированной инфраструктуры для последующего инновационного процесса.
В целом на мировом рынке многие российские ИТ-компании сумели себя зарекомендовать, но пока что предстоит сделать еще много работы для последовательного продвижения российского ИТ-бизнеса на ведущие позиции на глобальном рынке. В последние годы представители ИТ-бизнеса стали чаще указывать
на «работу на экспорт/расширение маркетинговой сети за рубежом» в качестве одного из основных направлений своей деятельности. И ситуация на мировом рынке благоприятствует росту продаж российских софтверных компаний [10].
На современном этапе развития мировой экономики роль торговли услугами неуклонно растет, и, что роль услуг в экономике большинства стран продолжает увеличиваться, этот процесс будет продолжаться.
Потенциал российских экспортеров услуг будет реализован в случае повышения конкурентоспособности традиционных услуг и дальнейшего расширения ассортимента поставляемых услуг с их ориентацией на инновационные и высокотехнологичные виды. Также необходимо более активно внедряться на новые рынки, расширять филиальную сеть и открывать дочерние компании за границей.
На российский экспорт услуг будут влиять и такие факторы, как экономические санкции, курс рубля, динамика реальных доходов и покупательная способность населения, степень либерализации доступа на рынки услуг других стран (например, в рамках формирования единого рынка услуг Евразийского экономического союза, работы по соглашениям о торговле услугами отдельными странами) и др.
Кроме того, следует работать над улучшением инвестиционного и экономического климата в России, в том числе за счет государственной поддержки, способной на такие меры, как понижение ставок налогообложения, кредитование под льготный процент. Такая поддержка могла бы быть еще более эффективной в случае предоставления иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в российскую сферу услуг.
Из года в год наблюдается рост значения сектора услуг для экономики РФ, однако при этом доля экспорта услуг в общем экспорте страны остается очень низкой - порядка 12-13 %, что значительно ниже показателей развитых стран, демонстрирующих в 20 % и более [12; 14]. Увеличение поставок услуг на зарубежные рынки могло бы стать одним из ключевых и наиболее быстро реализуемых направлений диверсификации российского экспорта и привести к снижению доли его сырьевой составляющей.
Перед Россией стоит непростая, но вполне выполнимая задача продвижения отечественных поставщиков на мировой рынок. Развитие высокотехнологичных услуг, стимулирующих последующее развитие современных конкурентоспособных услуг, модернизация инфраструктуры традиционных транспортных и туристических услуг, разработка новых видов услуг значительно повысят объемы экспорта услуг, станут важными шагами к диверсификации экономики Российской Федерации и ее избавлению от сырьевой зависимости.
Библиографический список
1. Постановление Правительства РФ от 20.12.2017 № 1596 (ред. от 27.12.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286331/ (дата обращения 13.03.2020).
2. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2019 № 2129-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (дата обращения 13.03.2020).
3. Абдюшева, Д. Р., Степанов, А. А. Характеристика структуры перевозок транспортно-логистического комплекса и его динамика // Управление. - 2019. - Т. 7, № 4. - С. 24-31. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-24-31.
4. Белый, О. В. Задачи и проблемы Транспортной стратегии Российской Федерации / Транспорт России: проблемы и перспективы. - СПб.: Изд-во ИПТ им. Н.С. Соломенко РАН, 2015. - С. 8-17.
5. Жуков, В. А. Развитие туризма в России на основе проведения ивент-мероприятий // Управление. - 2018. - Т. 6, № 4. -С. 16-20. DOI: 10.26425/2309-3633-2018-4-16-20.
6. Красина, Я. С. Экономические эффекты от развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в России на основе использования опыта Китая // Educatio. - 2015. - № 2 (9)-1. - С. 79-82.
7. Сабельников, Л. В., Фаминский, И. П. Пресняков В. Ю. [и др.]. Международные экономические отношения: Учебник / под. ред. И.П. Фаминского. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 243.
8. Семененко, В. Ю. Перспективное направление расширения российского экспорта строительных услуг // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: экономика и право. - 2019. - № 2. - С. 62-69.
9. Спартак, А. Н., Кнобель, А. Ю., Флегонтова, Т. А. [и др.]. Перспективы наращивания Российского несырьевого экспорта. - М.: ВАВТ, 2018. - 129 с.
10. Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения: 14-е ежегодное исследование. - М.: НП «РУС-СОФТ», 2017. - 314 с.
11. Внешняя торговля Российской Федерации услугами 2018. Статистический сборник. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/23728/External_Trade_in_Services_2018.pdf (дата обращения 13.02.2020).
12. Платежный баланс, международная, инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cbr.ru/queries/xsltblock/file/59936?fileid=-1&scope=2091-2092 (дата обращения 13.02.2020)
13. База данных по внешней торговле услугами ОЭСР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://data.oecd.org/trade/ trade-in-services.htm (дата обращения: 12.03.2020).
14. UNCTAD Handbook of Statistics//United Nations, Geneva, 2019. 103 p.
References
1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.12.2017 No. 1596 (red. ot 27.12.2019) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii "Razvitie transportnoi sistemy" [Decree of the government of the Russian Federation "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Development of the Transport System" No. 1596, dated on December 20, 2017 (as amended, dated on December 27, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_286331/ (accessed 13.03.2020).
2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20.09.2019 No 2129-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya turizma v Rossiiskoi Federacii na period do 2035 goda" [Order of the Government of the Russian Federation of "On Approval of the Tourism Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2035" No. 2129-r, dated on September 20, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_333756/ (accessed 13.03.2020).
3. Abdyusheva D. R., Stepanov A. A. Kharakteristika struktury perevozok transportno-logisticheskogo kompleksa i ego dinamika [Characteristics of the transportation structure of the transport-logistical complex and its dynamics]. Upravlenie, 2019, vol.7, no. 4, pp. 24-31. DOI: 10.26425/2309-3633-2019-4-24-31.
4. Belyi O. V. Zadachi i problemy Transportnoi strategii Rossiiskoi Federatsii [Tasks and problems of the Transport strategy of the Russian Federation]. Transport Rossii: problemy i perspektivy [Transport of Russia: problems and prospects], St. Petersburg, Izd-vo IPT im. N. S. Solomenko RAN, 2015, pp. 8-17.
5. Zhukov V A. Razvitie turizma v Rossii na osnove provedeniya ivent-meropriyatij [Development of tourism in Russia based on the conducting event-invents]. Upravlenie, 2018, vol. 6, no. 4, pp. 16-20. DOI: 10.26425/2309-3633-2018-4-16-20.
6. Krasina Ya. S. Ekonomicheskie effekty ot razvitiya skorostnogo i vysokoskorostnogo zheleznodorozhnogo soobshcheniya v Rossii na osnove ispol'zovaniya opyta Kitaya [Economic effects of the development of high-speed and high-speed railway communication in Russia based on the experience of China]. Educatio, 2015, no. 2 (9)-1, pp. 79-82.
7. Faminskii I. P., Sabel'nikov L.V, Presnyakov V.Yu. [et al]. Mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya: Uchebnik [International economic relations: Textbook]. Pod. red. I. P. Faminskogo. Moscow, Ekonomist, 2004. 243 p.
8. Semenenko V Yu. Perspektivnoe napravlenie rasshireniya rossiiskogo eksporta stroitel'nykh uslug [Perspective direction of expansion of Russian export of construction services]. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: ekonomika i pravo [Modern Science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law], 2019, pp. 62-69.
9. Spartak A. N., Knobel' A. Yu., Flegontova T. A. [et al.]. Perspektivy narashchivaniya Rossiiskogo nesyr'evogo eksporta [Prospects for increasing Russian non-rnmmodity exports]. Moscow, VAVT, 2018. 129 p.
10. Eksport rossiiskoi industrii razrabotki programmnogo obespecheniya: 14-e ezhegodnoe issledovanie [Export of the Russian software development industry: 14th annual survey]. Moscow, NP "RUSSOFT", 2017. 314 p.
11. Vneshnyaya torgovlya Rossiiskoi Federatsii uslugami 2018. Statisticheskii sbornik [Foreign trade of the Russian Federation in services 2018. Statistical compendium]. Available at: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/23728/External_Trade_in_Ser-vices_2018.pdf (accessed 13.02.2020).
12. Platezhnyi balans, mezhdunarodnaya, investitsionnaya pozitsiya i vneshnii dolg Rossiiskoi Federatsii 2018 [Balance of payments, international investment position and external debt of the Russian Federation. 2018]. Available at: https://cbr.ru/queries/ xsltblock/file/59936?fileid=-1&scope=2091-2092 (accessed 13.02.2020).
13. Baza dannykh po vneshnei torgovle uslugami OESR [Database on foreign trade in services OECD]. Available at: https://data. oecd.org/trade/trade-in-services.htm (accessed 12.03.2020).
14. UNCTAD Handbook of Statistics. United Nations, Geneva, 2019. 103 p.