Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2019, №4
УДК 327
Владимир ВЕРНИКОВ
СОСТОИТСЯ ЛИ В ИСПАНИИ ЛЕВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?
Аннотация. Автор анализирует долгий процесс поиска согласия между Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП), победившей на парламентских выборах 28 апреля 2019 г. (123 места), и левой партией Подемос («Мы можем!». 42 места) для формирования левого правительства. Казалось, договорённость легко достичь - ведь их политические программы близки или даже совпадают по многим проблемам социально -экономического разви-тия страны. Но почти три месяца встреч лидеров и сформированных ими команд оказались бесплодными. Среди многих причин автор выделяет и анализирует главные - взаимное недоверие и опасения социалистов относительно возможности слаженной работы правительства при решении сложных внутриполитических проблем. В первую очередь, каталонской проблемы, по которой у обеих партий позиции во многом расходятся. Но даже договорившись, они всё равно нуждались бы в поддержке других парламентских фракций (11 голосов) для получения абсолютного большинства в момент приведения правительства к присяге. Необходимое простое большинство во втором туре давала бы договорённость с правой оппозицией о том, что Народная партия и Сьюдаданос воздержатся при голосовании. Они от такого варианта наотрез отказались. В то же время претензии уверовавшего в свою безаль-тернативность Пабло Иглесиаса на переговорах росли с каждым днем. Финал печален: социалисты дважды терпели поражение при голосовании вотума доверия их однопартийному правительству. На горизонте замаячили четвёртые за четыре года парламентские выборы. Если к следующему раунду голосования -23 сентября 2019 г. оба лидера не пойдут на компромисс под давлением своих избирателей и влиятельных игроков крупного бизнеса, так тому и быть.
Ключевые слова: формирование левого правительства, взаимное недоверие лидеров, Подемос, Народная партия, Сьюдаданос, Испанская социалистическая рабочая партия, поиск компромисса, информационное противостояние, прагматизм Санчеса и амбиции Иглесиаса.
Три месяца ожиданий - и нулевой результат, к которому пришли две левые партии, тщетно пытавшиеся договориться о создании нового правительства Испании, поверг левые силы страны в шок. Правые - Народная партия и Сьюдаданос («Граждане») торжествовали: они не только категорически отвергли поддержку Санчесу после его победы на досрочных парламентских выборах 28 апреля 2019 г. (при этом каждый руководитель называл себя лидером правой оппозиции), но и априори были против участия Подемос в правительстве из -за её ультра-левизны, которая, с их точки зрения, сулит стране много бед. Недоговороспособность Пабло Иглесиаса известна давно: в 2016 г. он отказал социалистам в поддержке при ре-альной возможности создать им своё правительство, требуя для своей
© Верников Владимир Леонидович - старший научный сотрудник, руководитель Центра иберийских исследований Отдела страновых исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 3. E-mail, [email protected]. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420191520
партии непонятных привилегий, и к власти пришла правая Народная партия Мариано Рахоя.
Тогда его капризы и высокомерие политологи объясняли успехом на парламентских вы -борах и стремлением заставить считать Подемос главной левой силой страны, отдав социалистам роль спойлеров. Но сейчас-то, в 2019-м, когда социалисты стали первой по численности парламентской партией, а сторонники Иглесиаса потерпели поражение и потеряли почти половину депутатских мандатов, оснований для прямого вымогательства пяти министерских портфелей для своих сторонников, а для себя - поста вице-премьера, не было никаких. Педро Санчес на переговорах с глазу на глаз несколько месяцев маневрировал, не решаясь прямо сказать, что персональные претензии его визави - главное препятствие, и что ни при каких условиях не намерен их удовлетворить.
Когда обеим сторонам стал очевиден тупик, в который Иглесиас загнал все попытки до -говориться, он услышал жёсткий приговор руководства социалистов: не без сомнений оно со -гласилось отдать социальное вице-премьерство его соратнице и супруге Ирене Монтеро, а ряд министерских портфелей - признанным независимым технократам, идеологически близким к Подемос, но не членам руководства партии. И самое неприятное - ни в коем случае не важнейшие министерства социально-экономического блока правительства, которые он требовал «для проведения реальной политики в защиту социально униженных слоёв населения».
Это был глубокий нокаут, но Иглесиас быстро пришёл в себя и согласился на продолжение диалога, чтобы избежать остракизма общественного мнения за срыв переговоров. Он тактически переиграл партнёров: публично униженный, но без скандала отказался от поста вице-премьера «для успеха общего дела», упорно настаивая на министерствах труда, здравоохранения, равноправия и базовой промышленности, на налоговом ведомстве для своих однопартийцев. Конечно, понимал, что в правительстве таким образом создастся двоевластие - ведь социалистам оставались лишь «государственные» министерства обороны, внутренних и иностранных дел и некоторые другие, но именно этого он добивался для утверждения авторитета своей партии и возможности «порулить».
Когда Педро Санчес предложил ему другие, менее значимые министерства, с ограниченными возможностями влияния на социальную политику, Иглесиас публично обиделся и не пошёл на компромисс: «Мы не позволим себя топтать и не пойдём в статисты. Нам нужна реальная возможность влиять на экономическую политику, чтобы изменить её». Значительно позже стало понятно, что трёхмесячный троллинг социалистов с министерскими портфелями был продуманной игрой на амбициях партнёра, на желании вывести его из равновесия и спро-воцировать на срыв переговоров.
Но лидер Подемос не поддался и продолжал встречи даже после «авторитетной утечки» о том, что Санчес никогда не предлагал ему министерства, а лишь некоторые правительственные структуры среднего управленческого уровня, всё остальное - фантазии. Возможно, Иглесиас разгадал эту игру и параллельно вёл свою: убеждал общественное мнение в том, что его партия готова к управлению страной, пусть для начала и в коалиции. Социалисты это поняли, и потому на переговорах постоянно лавировали, хитрили, обещали никого «не ветировать», подавали свои возражения и пряники «порционно», что вызывало адекватную реакцию партнеров. Но близкие к Санчесу политологи уверены, что в его планы никогда не входило делить с кем-либо власть, их цинично скрывали до поры до времени.
Кстати, сам Санчес ни разу публично не назвал свое будущее правительство коалиционным, а говорил лишь об идеологической близости обеих партий и намерении
проводить в жизнь во многом совпадающие программы экономических и социальных реформ и «другие прогрессивные соглашения во внутренней политике»1. А похожие на американские горки переговоры с заранее запрограммированным результатом были политическим инструментом, чтобы вовлечь Подемос в мечту о левом правительстве и обеспечить себе её поддержку при голосовании вотума доверия. Что, как мы знаем, не сработало. Новая формула однопартийно-го кабинета социалистов - правительство сотрудничества, озвученная незадолго до финала, тоже была отклонена Иглесиасом, требовавшим создания коалиции без каких-либо других вариантов участия в совместной работе.
Однако решение Исполкома соцпартии под давлением её лидера было принято и быстро превратилось в догму для его окружения. Дальнейшие переговоры по сути не имели смыс-ла: «Время показало, и это становится с каждым днем всё очевиднее, что Санчес не хочет переговоров, он хочет навязать свою позицию и доминировать. Социалисты не ведут их всерьёз, а пытаются положить партнёра на лопатки. Эта дуэль ведёт страну к пропасти повторных выборов, и всё меньше остаётся до её края, чтобы успеть затормозить» 2. Инсайдерские источники сообщали политическим обозревателям о нелицеприятных высказываниях на заседании Исполкома в адрес не только Иглесиаса, но и всего его окружения - «лгуны, демагоги, карьеристы и бездельники, которых близко нельзя подпускать к власти».
Открытая неприязнь и недоверие друг к другу не только лидеров, но и широкой партийной массы во многом предопределили исход переговоров: «Запрещённые трюки, откровенная ложь и обманчивые обещания проложили глубокий ров недоверия, противопоказанного единому правительству. День 25 июля (повторного голосования в парламенте - В.В.) зафиксировал факт самоубийства Иглесиаса не из-за неприятия его претензий на власть, а из-за по-тери доверия собственного электората после саботажа при голосовании левого правительст-ва. Иглесиас создал Подемос - Иглесиас принял решение её развалить»3.
Претензии Иглесиаса для социалистов выглядели не только завышенными пропорционально представительству партии в парламенте, но и невыполнимыми - ведь это означало от-дать решение основополагающих программ социально-экономических преобразований в руки хоть и партнёров во власти, но другой партии. И неизвестно, сомневались на теледебатах нынешние и.о. министров, как без опыта госуправления они с этой задачей справятся, не на-рушив социальный мир в стране, давно отказавшейся от «революционных наскоков». Похоже, не зря сомневались: испанские левые радикалы, как показывают события последней недели июля в парламенте, непредсказуемы и коварны, а обещания их лидера не создавать в правительстве конфликтных ситуаций нельзя воспринимать всерьёз.
«Мы будем верными союзниками, - говорил он в одном из телеинтервью. - Хотя у меня с Педро Санчесом разные позиции по многим вопросам, мы обещаем не выступать в защи-ту референдума о независимости Каталонии. А в случае осуждения участников «процесса» (речь о находящихся до сих пор в тюрьме руководителях путча в Каталонии в 2017 г. - В.В.) и их просьбе о помиловании, обязуемся уважать лидерство П. Санчеса в этом
1 El Pais, 09.07.2019. PSOE y Podemos se enzarzan tras el ultimo desencuentro ...
2 Там же. 11.07.2019. Sanchez e Iglesias, hacia el precipicio.
3 El Pais, 25.07.2019. Columna. Iglesias se inmola en Pedro Sancez.
вопросе, потому что социалисты имеют большинство голосов в парламенте» 1 Но и это не помогло. Мало кто из политических аналитиков ожидал от П. Иглесиаса такой сговорчивости, хотя люди, знающие его давно, утверждают, что он легко меняет свою позицию в зависимости от конъюнктуры и личной выгоды.
В затянувшейся политической корриде, когда все возможные варианты соглашения были отвергнуты той или другой стороной в самую последнюю минуту перед голосованием в парламенте, наступил «момент истины»: 23 и 25 июля депутаты Подемос, чьи голоса давали Санчесу необходимое для победы простое большинство при вынесении вотума доверия его однопартийному правительству, воздержались. Правая оппозиция голосовала против. Похоже, Иглесиас, не раз предупреждавший Санчеса о том, что без него и без Подемос тот никогда не станет председателем правительства, сдержал слово и второй раз не позволил социалистам прийти во власть, а Санчесу - впервые стать главой кабинета после выигранных им парламентских выборов.
«Бык одолел тореадора», - такое тоже случается.
Глубокое разочарование левых сил поражением Санчеса объяснимо. Страна устала от долго находившейся у власти и погрязшей в коррупционных скандалах правой Народной пар -тии, проводившей жёсткую либеральную экономическую политику во многом под диктовку Европейского союза. Избиратели отдали предпочтение предвыборным программам двух левых партий, которые по любой логике должны были договориться о создании левого коалиционного правительства. Не договорились по многим причинам, о которых уже говорилось. Остаётся робкая надежда, что они всё же сумеют достичь консенсуса к 23 сентября 2019 г., последней конституционной возможности его создать.
Альтернатива - роспуск парламента и новые выборы - четвёртые за четыре года, которые могут состояться 10 ноября. Страна живёт без прошедшего через выборы правительства уже много лет и, с небольшими поправками, по бюджету 2015 г., что не может не тормозить её экономическое развитие и решение многих назревших социальных проблем. Но в этом от-ложенном времени есть и другая сторона: «Чувство институциональной безответственности лидеров политических партий, их неизлечимая снисходительность к временным правительствам выносит приговор системе и провоцирует девальвацию политики, - пишет в редакцион-ной статье El Pais. - Проводимая партийными штабами, она рискует
остаться пустой и бессодержательной комбинацией логотипов, которая всегда ведет к
" 2
одному и тому же результату - отсутствию реальной деятельности»2.
Новых выборов не хотят левые партии: социалисты и «подемисты» опасаются гнева из -бирателей и потери голосов за свою несговорчивость и неконструктивный стиль ведения переговоров. Правые, заблокировав появление легитимированного выборами правительства, сейчас обвиняют П. Санчеса во всех смертных грехах и в подготовке к новым выборам в уго -ду партийным интересам и в ущерб интересам государственным. Следует понимать, что они их тоже не хотят, хотя оба оппозиционных лидера видят себя в кресле премьера после любых следующих выборов. Однако ведущие социологические службы отмечают дальнейшее падение их поддержки у избирателей: у народников - из-за безликости руководства и отсутствия у партии новых идей, у Сьюдаданос - из-за идеологических метаний и неконтролируемого инстинкта власти Альберто Риверы.
Этому есть объяснение: правые ничего серьёзного не предложили избирателям на апрельских парламентских выборах 2019 г. Программы обеих партий в основном были
1 Там же. 07.08.2019. Iglesias critica la oferta del PSOE...
2 El Pais, 28.07.2019. Editorial. Segunda vuelta.
направлены на «институциональное усиление» административно -управленческого аппарата - уни-фикацию компетенций в системе образования и здравоохранения, большее присутствие госу-дарства в автономных сообществах, увеличение роли испанского языка в Каталонии, Стране басков, Валенсии и других национальных районах, но обошли стороной необходимость проведения глубоких реформ в социально-экономической сфере. В первую очередь, в области за -нятости, здравоохранения, оплаты труда, пенсионного обеспечения, гендерного равноправия, среднего и высшего образования и других важных для рядового испанца аспектах жизни.
Конкурируя между собой за избирателя правого спектра, народники и «граждане» вели игру без правил, растаскивая идеологически однородный электорат по разным квартирам. И в результате обе проиграли: первые завоевали всего 66 депутатских мандатов - худший результат за всю историю существования партии, вторые - ещё меньше. Нижняя палата парламента оказалась, как никогда ранее, раздробленной, и чисто арифметически ни правые, ни ле-вые партии не могли создать блоков или союзов для получения абсолютного большинства при голосовании бюджета и законопроектов. Вряд ли правые смогут предложить серьёзные программы трансформации общества и на пока гипотетических выборах 10 ноября - времени мало, штабы заняты внутривидовой борьбой и оголтелой критикой социалистов, а это уже отработанный пар.
Налицо - цугцванг, левые партии ответственны за него больше других, и от следующего хода П. Санчеса и П. Иглесиаса, каким бы нелёгким он ни был, зависит дальнейшее развитие событий. Выбор у них небольшой - договариваться или вновь отправить страну к избирательным урнам. Первый вариант, безусловно, лучше для страны, второй - хуже для всех.
Прогноз
Новые выборы, если и состоятся, совсем незначительно изменят расстановку сил в парламенте. Социалисты и народники получат чуть больше мандатов, но не добьются абсолютного большинства. Подемос и Сьюдаданос из-за своей эгоистичной и деструктивной политики значительно потеряют. О праворадикальной VOX после многочисленных скандалов при формировании региональных правительств говорить нет смысла - она не пройдёт в Конгресс депутатов и ещё больше маргинализируется. Такой расклад обещает те же проблемы, что и сегодня, при попытке создания коалиционного правительства любого цвета: компромисс не значится в политической культуре Испании, в отличие от европейских соседей.
Социалисты на подъёме, за 8 месяцев временного пребывания у власти доказали, что могут эффективно управлять страной, их программа социально -экономических реформ находит отклик у избирателей. Народники не поумнеют и не пойдут на сотрудничество ни с социалистами - идеологическими противниками, ни с «Гражданами» - соперниками за лидерст-во на правом фланге. Подемос, точнее - её амбициозный лидер, если сохранит партию и про-должит ею руководить, не станет сговорчивее и прагматичнее. Ривера, как Сизиф, будет тащить на себе груз соперничества с народниками, но не осилит подъём и не станет лидером правых сил. В итоге мы увидим устоявшую после политологических бурь привычную двухпартийную систему во главе с ИСРП и НП, остальные, как говорят испанцы, «no pintan na-da». В дословном переводе - «не рисуют ничего», т.е. их роль незначительна. Они мастерски ораторствуют в парламенте, но ничего сами не решают, они - не более чем запасной ресурс мажоров.
Список литературы
Верников Владимир. Предсказуемая непредсказуемость. Аналитическая записка №6 (157), 2019. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2019/an157.pdf.
Верников В.Л. Парламентские выборы в Испании: социалисты вернулись во власть, и теперь надолго. Научно-аналитический Вестник Института Европы РАН, №3(9), 2019. С. 3641.
References
Vernikov Vladimir. Predskazuyemaya nepredskazuyemost'. Analiticheskaya zapiska №6(№157), 2019. URL: http://instituteofeurope.ru/images/uploads/analitika/2019/an157.pdf
Vernikov V.L. Parlamentskiye vybory v Ispanii: sotsialisty vernulis' vo vlast', i teper' nadolgo. Nauchno-analiticheskiy Vestnik Instituta Yevropy RAN, №3(9). S. 36 -41.
Will be the Left-Wing Government in Spain formed?
Author. Vladimir Vernikov, Senior Research Associate, Head of Center for Iberic Dtudies, Department of Countries Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 113, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: [email protected].
Abstract. The author analyzes the long process of seeking consent for the formation of a left-wing government by the Spanish Socialist Workers' Party (PSIW), which won the parliamentary elections on April 28, 2019 (123 seats) and the left-wing Podemos party («We Can!», 42 seats). The agreement was close - the political programs are close or even coincide on many problems of the country's socio-economic development. But almost three months of meetings between leaders and the teams they formed turned out to be fruitless. Among the many reasons are the mutual distrust and fears of the socialists in the possibility of coordinated work of the government in solving complex domestic political problems. First of all, the Catalan one, according to which the positions of both parties differ in many respects. But even having agreed, they would still need the support of other parliamentary factions (11 votes) in order to get an absolute majority at the time the government was sworn in. The necessary simple majority in the second round would be given by an agreement with the right-wing opposition - the People's Party and Ciudadanos will abstain from voting. They flatly refused this option. At the same time, the claims of Pablo Iglesias in the negotiations grew every day. The ending is sad: the socialists were twice defeated in a vote of confidence in their one-party government. The fourth in four years parliamentary elections loomed on the horizon. If by the next round of voting - September 23, 2019, both leaders do not compromise under pressure from their constituents and influential big business players, then so be it.
Key words: formation of a left-wing government, mutual distrust of leaders, Podemos, People's Party, Ciudad Nos, Spanish Socialist Workers' Party, compromise, informational confrontation, Sanchez's pragmatism and Iglesias' ambitions.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran420191520