Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
УДК 327
Владимир ВЕРНИКОВ
НОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО ИСПАНСКИХ СОЦИАЛИСТОВ: ОБЕЩАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
Аннотация. В статье автор анализирует причины успеха вотума недоверия Народной партии (НП), находившейся у власти в Испании последние 11 лет, который внёс в Конгрессе депутатов (нижней палате парламента) лидер Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) Педро Санчес. Правительство М. Рахоя вынуждено было уйти в отставку, а П. Сан-чес, в соответствии с Конституцией, сформировал новое правительство, состоящее полностью из членов его партии. Напрасными оказались надежды поддержавших его при вынесении вотума недоверия лидеров других партий войти во власть. Последствия такого беспрецедентного развития политических событий в истории постфранкистской Испании пока не очень прогнозируемы, как и не известно, сумеет ли новый глава правительства надолго удержаться в кресле, и выполнить хоть часть своих обещаний. От этого во многом зависят перспективы партии социалистов на следующих досрочных или очередных парламентских выборах.
Ключевые слова: вотум недоверия, правительственный кризис, коррупционный скандал, досрочные выборы, социальные обязательства, сепаратисты.
Премьер - сюрприз - фигура необычная и загадочная в испанской политической жизни. Без долгой карьерной биографии, без солидного бэкграунда в собственной партии он стал лидером социалистов на волне неудач и кризиса в ИСРП, предложив программу, которую не приняли её исторические руководители и многие региональные «бароны». Около года назад он добровольно отказался от своего мандата депутата парламента, не согласившись с решением временного Исполкома ИСРП (созданного после скандального отрешения его самого от руководства партии) воздержаться при голосовании при приведении к власти лидера НП Ма-риано Рахоя.
Затем в стане социалистов произошли события, которых никто не мог предвидеть: бывший лидер, проявивший политическую волю, упорство и умение держать удар, выиграл партийные праймериз и вновь возглавил партию. Теперь П. Санчес празднует очередную победу: правительство М. Рахоя вынуждено было уйти, не получив вотума доверия в Конгрессе депутатов, и он автоматически стал главой кабинета. Это произошло впервые за всю историю существования постфранкистской Испании: в предыдущие годы все четыре попытки оппозиции вынести вотум недоверия партии, находившейся у власти, не увенчались успехом.
Неожиданное правительство социалистов и каталонский узел
Вопреки всем прогнозам, П. Санчес за неделю сформировал своё «одноцветное» правительство технократов, в котором большинство - женщины. Политические обозреватели ведущих испанских СМИ отмечали, что состав явно центристского правительства даёт успокаивающие сигналы европейским партнёрам, рынкам, союзникам и политическим соперникам. Оно обещает взвешенность решений, профессионализм и чёткие этические критерии, кото-
© Верников Владимир Леонидович - старший научный сотрудник Отдела страновых исследований, руководитель Центра иберийских исследований ИЕ РАН. Адрес: Россия, 125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр.
3. E-mail: vverkai@gmail.com. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320184853
рых испанское общество давно ждёт от национального правительства. Удивительно, что его встретили позитивно и даже с одобрением политические оппоненты, нацеленные на завоевание власти: «Это правительство в целом сугубо техническое и адекватное для работы, в то же время оно - пример европеизма и прогресса, женщинам отданы важнейшие министерские портфели, и они смогут работать эффективно в силу своей профессиональной компетентности», - заявило руководство «Сьюдаданос»1. В партии особо отметили, что ни один из министров не является сочувствующим идеям «Подемос», они могли бы войти в состав любого центристского правительства. Правда, в самой «Подемос» кабинет П. Санчеса, куда их, вопреки ожиданиям П. Иглесиаса, не позвали, назвали «провинциальным».
Главный, на наш взгляд, из поданных сигналов - обещание стабильности, которая в условиях мировой турбулентности должна способствовать экономическому возрождению страны. Притом, что социалисты насчитывают в нижней палате всего 84 мандата из 350 депутатских мест. Это теоретически делает будущий кабинет нестабильным и, возможно, кратковременным. Поддержка при голосовании вотума недоверия леворадикальной партии «Подемос», стремящейся к власти, баскских националистов, до недавнего времени из конъюнктурных соображений голосовавших за НП, а также двух каталонских партий, требующих независимости региона, не гарантирует, по мнению обозревателей, прочного и долговременного брака.
Вопрос в том, что П. Санчес обещал всем им в ходе предварительных переговоров, и сможет ли он сдержать свои обещания? Для политической жизни страны в этом вопросе важны детали, сроки и позиция премьера - ведь именно проблема Каталонии, если она и имеет удовлетворяющее обе стороны конфликта решение, и стала камнем преткновения при первой попытке П. Санчеса сформировать левое коалиционное правительство после выборов 2015 г. Тогда руководство партии и авторитетные бывшие лидеры социалистов были категорически против его политики диалога с сепаратистами, опасаясь обвинений в уступках и потворстве развалу страны, и вынудили его уйти.
Сейчас, обещая немедленно начать «наводить мосты» и вести диалог с новым правительством Каталонии, заявившим о своём намерении продолжить борьбу за независимость, он подстраховался от возникшей настороженности как в самой ИСРП, так и в других партиях. Глава кабинета заявил, что ни о чём с сепаратистами тайно не договаривался, никаких обещаний не давал, а послал им чёткий сигнал о том, что его правительство «заставит всех следовать и действовать строго в рамках Конституции и будет отстаивать неделимость Испании как унитарного государства». И уточнил: если сепаратисты вновь захотят нарушить её, встретят отпор законной власти. Именно с этих государственных позиций П. Санчес обещал каталонскому правительству и народу диалог.
О том, что он нужен, ясно всем политическим силам в стране, но как его вести, отстаивая принцип неделимости государства, с теми, кто тебя привёл к власти, и уже требует признания права на отделение как уплаты долга? Глава с трудом сформированного нового правительства Каталонии Ким Торра тоже заявил, что хочет немедленного диалога с центральной властью, но без предварительных условий: «Я не намерен отказываться от своей идеологии
1 El Pais. Sanchez obliga a Ciudadanos a «reenfocar» su estrategia. 07.06.2018.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
обретения регионом независимости от Испании. Если власти добиваются этого, значит, не желают диалога. Мы на этом этапе борьбы не готовы сдаться, надо рисковать»1.
Есть ли выход из замкнутого круга?
Рискует и сам П. Санчес, заявляя о диалоге с теми, кто его публично ненавидит за недавнюю поддержку М. Рахоя во время каталонских событий и введения в действие 155 ст. Конституции, ограничившей права автономии. Недавно он частично отменил её действие, но в Барселоне это решение восприняли как недостаточное. М. Торра требует незамедлительно, без всякого суда выпустить на свободу всех арестованных и амнистировать бежавших из страны лидеров сепаратистов, считая их действия во время проведения референдума и голосования за независимость в региональном парламенте законными. Но исполнительная власть не может подменять собой законодательную, и такая неконструктивная позиция не способствует началу диалога.
Трудно предполагать, как П. Санчес будет выходить из замкнутого круга, в котором оказался: в парламенте у главы правительства нет силы, которая бы давала возможность чувствовать себя уверенно, предсказывать действия попутчиков - неблагодарное занятие. Тем более что все они в той или иной форме являются сторонниками предоставления Каталонии «права решать» - эвфемизма права на самоопределение и отделение. А это значит, что правительство социалистов вряд ли окажется способным сдвинуть с мёртвой точки проблему Каталонии. Оппозиционные НП и Сьюдаданос всегда смогут торпедировать любую инициативу, даже если она рациональна и не несёт угрозы единству Испании.
Экономическая и социальная политика правительства пока не обозначена конкретными действиями - лишь общие тезисы и позитивные, устраивающие всех намерения. Прошло слишком мало времени для выработки программы и в принципе не понятно, на какой срок её рассчитывать: то ли до обещанных досрочных выборов, то ли до истечения календарного цикла нынешнего парламента в марте 2020 г. Пока можно лишь констатировать, что в нынешнем году у социалистов связаны руки для экономических и социальных реформ в рамках достаточно жёсткого и дефицитного бюджета на 2018 г., предложенного НП и давно принятого парламентом, - ведь социалисты голосовали против него.
В первых заявлениях с трибуны парламента2 главы правительства прозвучали слова о намерении изменить социальную политику и решить давно назревшие социальные проблемы, в первую очередь увеличить и ежегодно индексировать пенсии, предоставить полную независимость от правительства испанскому Национальному радио и телевидению, сделать более доступными стипендии для студентов, улучшить систему здравоохранения и многое другое. Понятно, что адресовано это было партиям, которые обещали ему поддержку. Успокаивая партнёров в ЕС, - и это сигнал вовне - он обещал держать дефицит бюджета в рамках общей договорённости и работать на общее благо Европы.
«Это не наш бюджет, - заявил П. Санчес в парламенте, - но мы не будем его отзывать из
1 El Pais. Torra pide dialogar sin renunciar al secesionismo. 07.06.2018.
2 URL: http://politica.elpais.com/politica/2018/05/31/actualidad/1527757117_160045.html.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
понимания своей ответственности за страну в этот трудный период»1. Можно предполагать, что он не хочет готовить и обсуждать другой бюджет, не хочет споткнуться на нем при голосовании в парламенте, потому что намерен объявить и выиграть внеочередные парламентские выборы, и горизонт его планов и обещаний не выходит за пределы нынешнего года. Но за несколько недель у власти П. Санчес не назвал сроки проведения выборов, что тут же породило сомнения в его искренности.
Запрограммированная неопределённость не всегда приводит к искомому результату. Газетные обозреватели утверждают, что он боится выборов, боится крупно проиграть, и намерен усидеть в кресле премьера до очередных парламентских выборов в конце 2019 г., подняв за это время своей политикой решительных действий авторитет и влияние социалистов в обществе . Впрочем, вовсе не факт, что такое развитие событий гарантированно улучшит электоральные шансы социалистов. На наш взгляд, в случае неудачи их правительства НП и партия Сьюдаданос попытаются вернуть себе лидерство в политической системе страны.
Народная партия в кризисе и на грани развала
Правительственный кризис в Испании мог разрешиться и по-иному сценарию. Моральный императив требовал от лидера народников подать в отставку после вынесения приговора по коррупционному делу «Гюртель», в котором была доказана причастность руководства НП к достаточно грязным делам, а слова «свидетеля М. Рахоя признаны неискренними». Но он категорически отказался уйти, потому что это означало бы признание вины в нанесении ущерба имиджу партии, и лишь после этого П. Санчес внёс от имени соцпартии вотум недоверия, который неожиданно, возможно, и для него самого, привёл его к власти.
А ведь уйди М. Рахой добровольно, временный кабинет, согласно Конституции, мог назначить новые выборы, которые скорее всего НП, принимая во внимание утрату позиций социалистов в обществе, и выиграла бы. Хотя, как утверждают многие политологи, народники тоже боятся новых выборов - их авторитет в обществе после серии громких коррупционных скандалов резко упал, голоса они теряли все последние годы, а на пятки в борьбе за избирателя наступает Сьюдаданос. Теперь НП уходит в оппозицию, где обещала «действовать безжалостно и не давать правительству Франкенштейна торжествовать незаконную и незаслуженную победу»3. Но это уже махание кулаками после проигранной драки.
В самой партии давно зрело недовольство тактикой и манерой ведения политики своего лидера. В партийной массе его авторитет значительно подмочен скандалами и изощрённым политическим интриганством. Проигранный вотум недоверия и уход из власти катализировали эти настроения, ставшие публичными. Очевидно, понимая риски при выдвижении своей кандидатуры на пост руководителя НП, он произвёл политическую сенсацию, со слезами на глазах заявив об отказе от каких-либо постов и об уходе из политики, не назвав имени своего возможного преемника. По словам одного из его старых друзей, видеть М. Рахоя плачущим ещё не доводилось никому.
1 El Pais, 31.05.2018.
2 El Pais, 01.06.2018.
3 El Pais, 01.06.2018.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
Партия оказалась обезглавленной в трудный момент работы в оппозиции, что не предвещало ей лавров даже на региональных и муниципальных выборах в 2019 г. Теперь НП ожидает чрезвычайный съезд, на котором главным неизбежно станет вопрос о лидере. Провести съезд решено до наступления осени в два тура - нечто вроде праймериз, чтобы на первом этапе выбрать из всех претендентов одного и его кандидатуру представить на окончательное голосование. Это помогло бы избежать внешнего впечатления о борьбе за власть и развале партии.
Пока в ней циркулируют слухи о трёх возможных претендентах, два из которых - верные и многолетние сторонники М. Рахоя с негативным имиджем в обществе и подпорченной репутацией, третий - региональный партийный секретарь из Галисии Альберто Нуньез Фей-хоо, у которого, считают обозреватели, больше всех шансов. На наш взгляд, выбор лидера будут определять «партийные бароны» - региональные начальники, а не нынешний исполком партии. Показательно, что ни один из верных оруженосцев М. Рахоя в правительстве так и не стал фигурой национального масштаба, а ярких личностей «второго эшелона» он заблаговременно убрал с политической арены или скомпрометировал участием в неприглядных коррупционных делах партии.
Даже экономические достижения последних правительств НП не перевешивают в общественном мнении Испании вреда и ущерба стране моральной деградацией правящего класса,
запятнавшего себя коррупционными скандалами.
***
1.Формально правительственный кризис в Испании завершён, но вряд ли кто осмелится предрекать новому кабинету долгую жизнь. Проблем, доставшихся ему в наследство от предшественников, очень много. Сумеет ли это странное и неожиданное правительство социалистов хотя бы начать разгребать завалы или окажется популистским и будет пытаться любой ценой дожить до следующих выборов, - вопрос будущего самой партии и стабильности политической системы страны.
2. Народной партии предстоит долгий и трудный путь рекуперации авторитета и влияния в обществе. За 11 лет правления М. Рахой оставил её в разрушенном и деморализованном состоянии. Согласен со многими аналитиками, которые считают, что она уйдёт на второй план политической жизни Испании, уступив нишу правого центра партии Сьюдаданос.
Список литературы
Consecuencias economucas de una hipotetica independencia de Cataluna. URL: http://www.exte riores.gob.es/Portal/es/Sala de prensa/El ministerio informa.
C.B. / A.P. Torra pide dialogar sin renunciar al secesionismo. El Pais. 07.06.2018.
Opinion. Gesto con el Govern. El Pais. 08.06.2018.
Lluis Bassets. Todos contra Rivera. El Pais. 05.06.2018/
Верников В.Л. Каталония - «замороженный» конфликт. Современная Европа, №2, 2018.
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3
References
Opinion. El reto catalan. El Pais. 04.06.2018.
Elsa Garcia de Blas. Los barones socialistas discrepan sobre cuando convocar elecciones. El Pais. 04.06.2018.
Vernikov V. Katalonia - «zamoroghenniy» conflict. Sovremennaya Evropa, №2, 2018.
The new government of Spain: promises and opportunities
Author. Vernikov V. Head of Center for Iberic studies, the Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. E-mail: vver-kai@gmail.com.
Abstract. The author analyzes the reasons of the successful no-confidence vote ousting M. Rahoj's People's Party (PP) from government in Spain. The leader of the Spanish Socialist Workers' Party (PSOE) P. Sanchez formed a new government from members of his own party, not including the leaders of other parties who had supported him in passing the vote of no-confidence. The consequences of such an unprecedented course of political events in Spain are not predictable yet. It is unknown, whether the new prime-minister would hold on to power and deliver on even a part of his promises. In many respects the prospects of the Socialist Party at the following early or regular parliamentary elections will depend this.
Key words: Spain, PSOE, the People's Party, vote of no-confidence, political crisis, corruption scandal, early elections, social obligations, separatists.
DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran320184853
Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №3