Научная статья на тему 'Выиграли выборы - проиграли власть сюрпризы “испанской партии”'

Выиграли выборы - проиграли власть сюрпризы “испанской партии” Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
169
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ / ФРАГМЕНТИРОВАННЫЙ ПАРЛАМЕНТ / "КАТАЛОНСКИЙ УРОК" / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ / ПАРТИИ "ГРАЖДАНЕ" И "МЫ МОЖЕМ" / КАУДИЛЬИСТСКИЙ СИНДРОМ / КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Верников Владимир Леонидович

В статье анализируется ситуация, сложившаяся в Испании после парламентских выборов в декабре 2015 г., на которых ни одна политическая партия не получила абсолютного большинства голосов и права образовать и возглавить правительство. Затем последовали тщетные попытки ведущих партий сформировать коалиционное правительство. Автор сосредоточил внимание на причинах поражения на выборах двух традиционных конкурентов Народной партии и Испанской социалистической рабочей и на успехе двух новичков в нижней палате парламента партий “Сьюдаданос” (“Граждане”) и “Подемос” (“Мы можем”). Главной проблемой при формировании коалиционного правительства стала не только фрагментированность парламента, но и идеологическая несовместимость четырёх партий друг с другом. Автор предлагает свой прогноз дальнейшего развития событий в Испании/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выиграли выборы - проиграли власть сюрпризы “испанской партии”»

УДК 329.273 Владимир БЕРНИКОВ

ВЫИГРАЛИ ВЫБОРЫ - ПРОИГРАЛИ ВЛАСТЬ

Сюрпризы "Испанской партии"

Аннотация. В статье анализируется ситуация, сложившаяся в Испании после парламентских выборов в декабре 2015 г., на которых ни одна политическая партия не получила абсолютного большинства голосов и права образовать и возглавить правительство. Затем последовали тщетные попытки ведущих партий сформировать коалиционное правительство. Автор сосредоточил внимание на причинах поражения на выборах двух традиционных конкурентов - Народной партии и Испанской социалистической рабочей и на успехе двух новичков в нижней палате парламента - партий "Сьюдаданос" ("Граждане") и "Поде-мос" ("Мы можем"). Главной проблемой при формировании коалиционного правительства стала не только фрагментированность парламента, но и идеологическая несовместимость четырёх партий друг с другом. Автор предлагает свой прогноз дальнейшего развития событий в Испании/.

Ключевые слова: парламентские выборы, фрагментированный парламент, "каталонский урок", региональные выборы, партии "Граждане" и "Мы можем", каудильистский синдром, коалиционное правительство.

Парламентские выборы в Испании, которые прошли 20 декабря 2015 года, уже видятся на расстоянии. И потому их результаты можно анализировать с рассудочной отстранённостью. В течение нескольких месяцев страна пристально наблюдала за игрой вождистских амбиций лидеров четырёх политических партий, прошедших в нижнюю палату парламента - Конгресс депутатов, которые не смогли достичь компромисса в переговорах о формировании коалиционного правительства. Этот политический торг продолжается. Будет ли удачной ещё одна попытка лидера социалистов Педро Санчеса создать правительство - не более чем гадание на кофейной гуще как в Испании, так и за её пределами.

© Берников Владимир Леонидович - руководитель Центра иберийских исследований Института Европы РАИ. Адрес. 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, 11-3. E-mail. vverkai@gmail.com DOL http.//dxdoi.org/10.15211/soveurope320163241

Стало ясно, что этот фрагментированный парламент - не жилец, король вынужден будет его распустить. Зная расклад сил в Конгрессе депутатов, неспособность и нежелание договориться между собой тех лидеров, кто чисто арифметически мог бы "сложить" требуемое большинство, не было сомнений в безальтернативное™ проведения новых парламентских выборов в ближайшее время. Получившая на выборах наибольшее, но не абсолютное большинство депутатских мандатов правая "Народная партия" (НП), которая находилась у власти последние четыре года, выбыла из игры за власть - с ней отказались вступать в какой - либо союз все остальные партии.

Причин тому много - о них речь впереди, но для понимания сложившейся в парламенте ситуации посмотрим на итоги выборов: у народников - 123 мандата, у социалистов - 90, у "Подемос" ("Мы можем") вместе с региональными "сателлитами", разделяющими её программу, - 69, "Сьюдаданос" ("Граждане") довольствовались 40, хотя рассчитывали получить намного больше. Всего в Конгрессе депутатов 350 мест.

Парламентские маневры

Как видим, необходимых для формирования правительства 176 голосов нет ни у одной партии. Нет даже у союза двух любых - при безусловном и давно всеми объявленном бойкоте Народной партии. Однако, как говорится, возможны были варианты. Тем не менее все виртуальные союзы и теоретические умозаключения экспертов и политологов в различных СМИ и на телеканалах о блоках не сбылись. Всем стало очевцдно, что дело вовсе не в арифметике.

Главным виновником несостоявшегося левоцентристского "правительства реформ и прогресса", как его успели окрестить, испанские политологи называют лидера "Подемос" Пабло Иглесиаса. Enfant terrible испанской политической головоломки, эта неожиданно быстро вырвавшаяся на первые роли партия, не только отчаянно отстаивала свою предвыборную программу в переговорах с Испанской социалистической рабочей партией (ИСРП), но и была категорически не согласна выступать в одной связке с другим новичком в парламенте - правоцентристской партией "Граждане". В итоге П. Иглесиас остался в гордом одиночестве.

А лидер социалистов Педро Санчес дважды терпел поражения в парламенте при голосовании по приведению к присяге своего правительства меньшинства (в блоке с "Гражданами"). Для достижения успеха было достаточно, чтобы единомышленники П. Иглесиаса не голосовали "против", а просто воздержались. Но тогда не сбылись бы их амбиции войти в состав правительства и получить для себя пост вице -премьера и ведущие министерства, с чем социалисты были категорически не согласны.

Однако они оба раза голосовали против, а теперь пожинают плоды своей недо-говороспособности. От них уже отвернулись партнёры из двух региональных партий, ушедшие в смешанную депутатскую группу, что в случае новых выборов грозит вылиться в принцип домино. Но гораздо опаснее для партии - развернутая уже после выборов агрессивная информационная кампания правых сил в СМИ и на ряде национальных TV каналов [газеты ABC, La Razon, Periodico de Cataluña, TV6, TV 13, TV Madrid и др.], обвиняющих лидеров "Подемос" в финансовой нечистоплотности и пропагацдистской работе на Уго Чавеса в Венесуэле, в "революционной левизне, которая несёт угрозу демократии и стабильности в Испании". "Фактор страха" не нов, но эффективен и способен сбить поддержку партии избирателями

Впрочем, тактика всех политических акторов на этом этапе борьбы за власть объяснима. Поняв, что договориться о формировании правительства не удастся ни в какой конфигурации, они сделали ставку на сохранение своего электората для возможных внеочередных выборов. Уступать не хотел никто, ссылаясь на приверженность своим стартовым программам, которые объявлялись рубежной красной чертой.

Похвальная верность принципам обернулась дорогой в никуда: в условиях кризиса страна полгода без правительства, общество устало от телезрелища парламентской демагогии высокооплачиваемых избранников в угоду своим партийным интересам и рейтингам. Те же "Граждане" категорически отвергали создание любого союза с участием "Подемос" и саму возможность поддержать Народную партию. Но неожиданно взяли на себя роль посредника в переговорах с социалистами, упорно пытаясь уговорить их на "тройственный союз". Почти морганатический брак народников и социалистов "для создания стабильного правительства и принятия серьёзных политических и экономических реформ" [El Pais. Sánchez propone una... 2016.07.01] действительно предлагал лидер НП, чтобы остаться у власти. Но он был априори идеологически невозможен в такой совсем уж невероятной комбинации.

Народники на этом этапе особой активности не проявляли, осознавая свою полную изоляцию, и в итоге отказались от предложения короля сформировать правительство. Поражение на выборах оказалось очень чувствительным, хотя политологи за пару месяцев до финала предрекали НП отсутствие абсолютного большинства и возможности сформировать однопартийное правительство. Тем более что рассчитывать на традиционного партнёра в предыдущих коалиционных правительствах - каталонскую Конвергенцию и Союз (CiU) на этот раз не приходится. Сама Конвергенция завоевала совсем незначительное число депутатских мандатов, так как незадолго до выборов распалась: сторонники "Союза" Антонио Дурана Лье-цды, не согласные с дорожной картой националистов на достижение независимости Каталонии, вышли из коалиции и создали новую партию. Называется она сейчас "Демократия и свобода" (Democracia I Libertat).

Новых союзников М. Рахой найти не смог, да он их и не искал, хотя задолго до выборов социологические исследования утверждали, что вершителем его судьбы станет партия "Граждане", если получит много мест в парламенте [El Pais. Final del bipartidismo en...2015.01.12]. Но и этого не случилось, хотя она более умеренная, более центристская, чем НП. Не случилось, потому что немалая часть из 2,5 миллиона голосов, потерянных народниками, перетекла к "Гражданам", но и в сумме они все равно не давали им абсолютного большинства.

"Подемос" демонстративно противопоставляла себя ИСРП, обвиняла её во всех смертных грехах и уверяла в своей победе в одиночку, что вызывало у всех лишь ироничную улыбку. Она выдвигала социалистам откровенно неприемлемые условия, отказавшись при этом дезавуировать своё самое одиозное и невыполнимое программное требование - референдум о независимости Каталонии. Но театрально вела с ней переговоры о вхождении в правительство. И торговалась, торговалась по каждому поводу.

В политическом пространстве Испании неожиданно создалась патовая ситуация, не устраивающая никого из игроков.

После двух неудачных попыток сформировать правительство объявлен своеобразный антракт для размышлений: Конституция 1978 г. даёт королю как главе государства право не назначать сразу новые парламентские выборы, а продлить ещё на

два месяца поиск договоренностей о создании коалиционного правительства. Фе-липе VI так и поступил, сохранив за лидером ИСРП Педро Санчесом эту привилегию, и он без колебаний согласился ещё раз попытаться привести свою партию к власти. Испания впервые в своей постфранкистской истории столкнулась с затяжным правительственным кризисом, вызванным, как уже упоминалось, фрагменти-рованным парламентом и появлением в нём новых политических партий, которые ещё совсем недавно называли "несистемными и даже маргинальными"

Так сложилось, что две традиционные политические партии - ИСРП и НП сорок лет поочередно сменяли друг друга во власти, нередко опираясь на поддержку каталонского блока Конвергенция и Союз (Ciü). Предвыборная программа возмутителя политического спокойствия "Подемос" оказалась привлекательной в основном для молодых избирателей, на мой взгляд, потому, что в подтексте откровенно левого дискурса вычитывалось главное - стремление обновить и вернуть истинное предназначение демократическим институтам, оказавшимся в руках старых элит. Идеологическим догмам старых партий они противопоставили левые лозунги и обещания, которые далеки от реальной действительности, но легко "зажгли" рассерженную безработную молодёжь и разочаровавшихся в социалистах старых убеждённых социал-демократов.

Особняком стояли в программах экономические проблемы. Как и следовало ожидать, и народники, и социалисты не предлагали ничего нового по существу: те же либеральные рецепты выздоровления больной экономики. Одни твердили о первых успехах по выходу страны из кризиса благодаря принятым мерам жёсткой экономии и жёсткой реформе законодательства о труде, другие их за эти меры и за реформу как антисоциальную ругали и обещали всё изменить в случае прихода к власти. 'Граждане" глубоко эту тему не прорабатывали, а "Подемос", слегка очистив свою программу от антикапиталистических мечтаний и несуразных предложений о национализации системы здравоохранения и многих других сфер социальной жизни, предложила избирателям бороться за всё хорошее против всего плохого, оставшегося от прежних правительств [El Pais. 2016. Podemos tras el... 12.02]

Теперь мы знаем, что ей поверили.

Двухпартийная система жива

И всё-таки представляется несколько преждевременным говорить о крушении двухпартийной системы в Испании, как это стало модным в российской и европейской политологии [Святенков. Известия. 2015.23.12]. В действительности традиционные партии завоевали больше депутатских мест, чем все остальные, вместе взятые. Лцдерам этих партий глава государства трижды доверял формирование правительства, а "дикорастущие новички", как их шутя называли в СМИ, котировались лишь как временные попутчики, они даже теоретически не рассматривались на главную роль в исполнительной власти. Бесспорно, попадание с первого раза в Конгресс депутатов с большим числом своих представителей делает честь обеим новым партиям, но этот успех надо ещё удержать в случае досрочных выборов. А если его удастся развить, опередив хотя бы одну из двух традиционных партий -ИСРП или НП, только тогда можно будет писать некролог бипартийности в Испании.

Тенденция сдвига политических настроений от правого центра влево или даже к радикализму в странах южной Европы, отмеченная многими социологами, в Испании на первый взгляд подтвердилась. Но те же социологи убеждали алармистов,

напуганных такой перспективой, что в стране, усвоившей уроки Гражданской войны 1930-х гг., преобладает идеология центризма, лишь слегка смещающаяся влево, а клятый левый радикализм категорически отвергается абсолютным большинством сознательных граждан. Однако у многих избирателей возникало недоверие к сложной композиции, которую разыгрывали испанские социалисты.

Задолго до выборов, представляя свои невысокие электоральные возможности, они реально рассчитывали на успех идеологически близких им партий - уже упоминавшейся ультралевой "Подемос", Единых левых (бывших коммунистов) и нескольких других мелких партий, в союзе с которыми можно было бы получить гарантированное большинство в парламенте. Отчасти их расчёт подтвердился, но сейчас мы уже знаем, по чьей вине возможный союз не сложился, и социалисты, не имеющие большинства депутатских мандатов, не смогли вернуться к власти. Теоретически не всё ещё потеряно: могут и договориться, если обе партии перешагнут злополучную "красную линию".

Более того, лидеры двух партий уже провели в марте-апреле несколько встреч. "Подемос", затягивая переговорный процесс до критической даты формирования нового правительства, после чего в случае неудачи грядут выборы, уступила по весьма незначительным позициям экономической программы. Но отнюдь не этого от неё ждут партнёры. Проблема в том, что от своих наиболее радикальных позиций партия П. Иглесиаса, всё больше принимающая каудильистскую окраску, отказываться не намерена.

(Какой неожиданный парадокс явила испанская политическая система: этому определению [Хенкин, 2012: 72-81] в полной мере соответствует правая Народная партия, лидеры которой М. Фрага Ирибарне, Х.М. Азнар и М. Рахой всегда "железной рукой" управляли ею. В значительно меньшей степени ИСРП, хотя Ф. Гонсалес и Х.Л. Сапатеро тоже не без греха. И вот теперь ультралевые, называющие себя партией нового типа XXI века, туда же. Неужели в Испании историческая память оказалась такой инфицирующей даже по прошествии сорока с лишним лет?).

Шахматная партия, разыгранная на парламентских выборах 20 декабря 2015 г., сейчас "переигрывается" и бурно анализируется на страницах испанских и мировых СМИ. Осмысливаются не только тактические ходы и рискованные комбинации разноцветных партийных "слонов", но и экономическая конъюнктура в Европе в целом, во многом способствовавшая успеху левой идеи. Суждения звучат самые неожиданные, но всё это махание кулаками после драки.

А ведь коалиционное и, безусловно, левое правительство, какого никогда не знала Испания в своей постфранкистской истории, могло бы состояться. Увы, эта строгая дама не признаёт сослагательного наклонения. Но поучительный и до невероятности схожий прецедент видим совсем рядом: нынешнее коалиционное правительство Португалии, которое было сформировано Социалистической партией, коммунистами и Левым блоком. Произошло это после того, как правоцентристская коалиция "Португалия, вперед!", состоявшая из Социал-демократической и Народной партии, выиграла 4 октября 2015 г. всеобщие выборы, но не получила абсолютного большинства в парламенте [LIGA. Электронный ресурс].

Прежнее правительство Педру Пассуша Коэльо продолжало действовать, но при формировании нового кабинета не смогло заручиться поддержкой оппозиции в парламенте и оказалось самым недолговременным в послевоенной истории страны, просуществовав всего 11 дней. Депутаты левых партий, сплотившиеся в коалицию, отправили его в отставку, не согласившись с программой жёстких мер экономии и дальнейшего урезания социальных статей расходов бюджета, как того требовал

план стабилизации, навязанный стране Европейским Союзом. Наступил правительственный кризис, замаячила перспектива новых выборов, если бы формирование правительства снова окончилось неудачей.

Это таило в себе много неизвестных, вплоть до завоевания левым блоком парламентского большинства, от которого было рукой подать до импичмента президенту, от которого левые хотели избавиться за его опрометчивое обещание накануне выборов запретить в стране деятельность ангиевропейских сил. Анибал Кава-ку Силва долго колебался, но после недели размышлений, отказавшись от теоретической возможности создания на полгода технического правительства, предложил сформировать новый кабинет лидеру социалистов Антониу Кошта. Его программа была одобрена парламентом, и Португалия, впервые за последние четверть века если и не "покраснела", то уж во всяком случае полевела и "позеленела"

Прошло мало времени, чтобы судигь об успехах или неудачах правительства А. Кошта, декларированные намерения которого носят ангикапиталистический и антиеэсовский характер. Понятно, что далеко не всё ему позволят претворить в жизнь, что давление со стороны ЕС и НАТО окажется сильным при выработке и осуществлении конкретных шагов для смягчения последствий экономического кризиса и социальных тягот населения. Но безусловен сам факт недоверия и разочарования португальских избирателей как в либеральной экономике, так и в политике правых партий, и в отданном ими предпочтении во многом популистским обещаниям "нового левого большинства" больше эмоционального порыва, чем рассудительности.

Португальскую матрицу, которую накладывают и на греческую СИР ПЗУ, и на испанские выборы, многие европейские аналитики, как мы уже говорили ранее, поспешили обозначить как наметившийся тренд в странах южной Европы: уход с политической сцены правых и правоцентристских правительств и приход к власти социалистических и левых партий. Формально как будто верно, но суждение о тенденции представляется поверхностным и несколько преждевременным. И в Греции реальная политика развернулась на 180 градусов, и в Португалии дела цдут настолько неважно, что уже звучат голоса о возможной смене кабинета, а в Испании вообще всё висит в воздухе.

Каталонский урок

Но вернёмся к Испании, к незавершённому этапу парламентских выборов -формированию правительства. Главный вопрос, который задают себе эксперты, не имеет точного ответа: действительно ли последние события в Каталонии стали приговором для обеих ведущих политических партий, допустивших своей политикой в разные годы правления такой драматический сценарий возможного распада страны? [Берников, 2015: 61-71]. Речь о региональных выборах в сентябре того же 2015 г., на которых сторонники независимости получили большинство, сформировали своё правительство и разработали дорожную карту её обретения явочным порядком, вопреки возражениям Мадрида и Конституции страны, в течение 18 месяцев.

Это существенно изменило расклад политических сил в регионе: на авансцену вышли новые политические игроки в лице широких общественных движений и коалиций и недавно родившихся политических партий левого или центристского толка [Узнародов, 2015: 80-88]. Они без всякого пиетета подвинули у избирательных урн традиционные партии. И хотя националистические силы выступали не единым

списком - каждая партия самостоятельно и со своей программой, набрали они больше всех голосов. Результаты выборов тем не менее стали для них холодным душем: явка была очень низкой, и оппоненты сторонников независимости, экстраполируя свой результат на "голосовавших ногами", доказали, что в сумме их значительно больше. И что нет "единого народа и единой нации", желающей отделиться от Испании [REGNUM. Электронный ресурс].

В то же время явный успех на региональных выборах "Граждан" и "Подемос" свидетельствовал о том, что с ними придётся считаться и в общенациональном масштабе. Первые занимали нейтральную позицию, не высказываясь резко о проблеме независимости, вторые активно поддерживали требование проведения референдума во что бы то ни стало, чем сильно подыграли националистам. Этой же тактики они придерживались и на парламентских выборах, что принесло им немало голосов каталонских избирателей.

Таким был каталонский театр избирательного фронта в преддверии выборов в Национальные кортесы. В Мадриде даже ожидали от автономного правительства провокационных призывов бойкотировать общенациональные выборы. Ущербная логика индепендентистов подсказывала такой вариант: коль мы провозгласили своей конечной целью независимость Каталонии, нам не нужен парламент страны, из которой мы хотим уйти. Но, очевидно, тогдашний глава правительства Артур Мае не рискнул пойти на противостояние, понимая антиконституционность таких действий и непредсказуемость поведения граждан, которые голосовали против отделения Каталонии от Испании.

Бесспорно, результаты выборов в Каталонский парламент стали барометром предвыборных настроений в стране. Большинство испанцев отдали предпочтение Народной партии, всегда бескомпромиссно действовавшей против намерений националистов разрушить единство страны. И, напротив, этим же императивом объясняется неудача социалистов и близких ей по духу партий и движений. Их стратегическая ошибка в том, что они не всегда прямо заявляли о своей позиции по проблеме независимости Каталонии, а предлагали расплывчатые виртуальные варианты или же резко меняли свои подходы в зависимости от конъюнктуры складывавшихся предвыборных альянсов. Было ясно, что в самой Каталонии социалисты обречены на провал, Единые левые тоже, потому что их прямой конкурент - каталонские левые в союзе с "зелёными" и вместе с националистами выступали за независимость региона.

Анализируя причины неудач двух традиционных политических партий страны, нельзя не сказать о том, что предвыборные кампании они свели к взаимным обвинениям и грызне между собой. В программных документах и в теледебатах лидеры не смогли убедить в своей правоте критическую массу недовольных не только экономической ситуацией в стране, но и политической нестабильностью системы, давно требующей модернизации и реформирования на принципах федерализации. Можно согласиться с испанскими политологами, которые отмечали опасный интеллектуальный застой в руководстве обеих партий, не отреагировавших на очевидный раскол политических элит и смену настроений избирателей по всей Испании [El Pais.2015. Existe el nacionalismo... 10.03]. В этом и заключается первый не выученный ими к конкретной дате выборов "каталонский урок", оставлявший пространство для новых опасных сюжетов и в других регионах Испании.

Ждать пришлось недолго. Вскоре после выборов в Каталонии эхом из Бильбао раздалось требование Националистической партии басков о "новом статусе региона", которого надо добиваться через референдум. "Вопрос о суверенитете нации

должен решать наш народ, совеем необязательно уходить со скандалом, нужно договариваться с Мадридом. Можно остаться и жить вместе, следуя модели Квебека или Шотландии, которые провели свои референдумы. А можно и в одностороннем порядке добиваться признания независимости" [El Pais.2016. Podemos defiende en Euscadi... 27.03], - такие настроения не новы для этого региона, пережившего многолетний террор ЭТА, в котором разговоры о независимости в последние годы вообще не звучали. К удивлению многих наблюдателей, "Подемос" поддержала требование референдума, наступив на "каталонские грабли". Они и гадают, то ли это апелляция к баскским избирателям на возможных досрочных выборах, то ли принципиальная позиция, но в обоих случаях доверие к партии в стране это подорвёт [El Mundo.2016.Las listas y la campana. 16.02].

Но был и второй, куда более давний невыученный урок, если можно так сказать, коррозийного действия, разъедавший изнутри сами партии и доверие к ним избирателей. Два правительства ИСРП поплатились властью из-за коррупционных скандалов, в которых были уличены не только высокие партийные бонзы (министры и госсекретари), но и функционеры среднего (регионального) и муниципального уровня. Правительство НП во главе с Х.М. Аснаром на протяжении нескольких лет безуспешно отбивалось от аналогичных обвинений, хотя проиграло выборы по другой, но не менее грязной причине - попытке обмана общественного мнения после теракта на вокзале Аточа. Однако не будем дальше углубляться в историю -все эти факты хорошо известны, взяточники и воры получили длительные сроки заключения и навсегда ушли из публичной политики.

Задолго до выборов стало ясно, что правительство М. Рахоя, на каждом шагу попрекавшее социалистов давними грехами, тоже не имеет прививки от тяжёлой болезни: сначала всплыли документы о двойной бухгалтерии в структуре самой партии, из которых можно было заключить, что не только члены руководства, но и он сам получали солидные надбавки к своей зарплате, дорогие подарки и даже костюмы фирмы "Кавалли". Откуда брались деньги, уже в течение нескольких лет выясняет следствие по уголовному делу против бывшего казначея НП и большой группы предпринимателей по всей Испании. Лидер партии, конечно, всё отрицает -даже официальные бухгалтерские документы НП и свидетельства своих соратников и подчинённых.

Примерно в то же время, в 2013-2015 гг., в сложных коррупционных схемах при заключении многомиллионных контрактов на общественные работы уличили почти всё руководство столичного правительства. Затем аналогичное обвинение предъявили многим советникам и министрам правительства провинции Мадрид. В обоих случаях заведены уголовные дела, но расследование, как и "бухгалтерского детектива" [El Pais. 2016. Primero yo, despues...03.02], искусственно затягивалось, чтобы судебный процесс не начался до выборов.

И тут грянул гром, который нельзя было заглушить и не услышать. В самый разгар парламентских выборов в отставку с шумом было отправлено в полном составе автономное правительство Валенсии. Левые партии и блоки, прошедшие в региональный парламент на майских выборах, принялись расчищать авгиевы конюшни народников в муниципалитетах и в экономическом блоке правительства. Подняли и проанализировали все заключённые ранее контракты за несколько лет. И пришли в ужас: сплошное воровство, "откаты", коррупционные схемы.

Как и положено, за дело опять взялось следствие. А М. Рахой, не дожидаясь его результатов, объявил об исключении из партии всех причастных к этой истории. И даже покаялся с телеэкрана: партия очищается от недостойных без малейшего со-

жаления, она объявила крестовый иоход против коррупции во власти. Но было поздно: левая оппозиция ликовала, требуя ухода из полигики самого М. Рахоя и всей его команды. Участие НП в формировании правительства стало нонсенсом для всех, а её лидеру был объявлен бойкот, о чём, не вдаваясь в детали, мы говорили в самом начале.

Картина испанских политических будней окажется неполной, если не упомянуть судебный процесс в Каталонии над бывшим многолетним главой женералите-та - правительства автономии Ж. Пужолем, его сыном и крупными промышленниками и бизнесменами. Обвинения всё те же, но ещё и нелегальный вывод незаконно полученных от коррупционных сделок сотен миллионов евро в банки Андорры [El Pais.2016. El fiscal pide el ... 12.02]. По этому же делу свидетелем ("пока", говорят судьи) проходит лидер почившей националистической CiU А. Мае и несколько бывших членов его кабинета. В Испании, кстати, в моде конспирологическая версия о том, что он так обреченно добивается независимости Каталонии, чтобы избежать уголовного наказания по этому делу.

Поистине ничто не ново под луной...

До конца апреля, вероятно, будет продолжаться поствыборная неопределённость в попытке сформировать коалиционное правительство социалистов. В случае же неудачи велик шанс, чтоу Педро Санчеса возникнут серьёзные проблемы в собственной партии, где давно уже оспаривается его лидерство. Как они уже вовсю проявились в "Подемос", умеренное крыло которой отвергает "форму и манеру диалога Пабло Иглесиаса с социалистами в отчаянной попытке убедить избирателя, что ИСРП уже не является авангардом левых сил в Испании" [El Pais.2016. Los "errejonistas" reprueban las formas...26.03; El Mundo.2016. Pedro, sabes. 16.02].

В случае если договориться не удастся, страну ждут новые выборы. Возможно, с новыми лидерами ведущих партий, хотя "смена коней на переправе" вряд ли изменит в целом расстановку политических сил в стране. Патовая ситуация может

повториться, и это станет настоящей драмой для страны.

* * *

Переговоры руководства ИСРП с возможными партнёрами по правительственной коалиции из «Подемос» стали напоминать гонку за потерянным временем. Обе партии готовы были пойти на уступки, чтобы избежать роспуска парламента и новых выборов, но его-то и не хватило для достижения компромисса по кардинально противостоящим позициям в экономической программе и по вопросу государственного устройства. Неуступчивость проявила и партия «Сьюдаданос», с самого начала отвергавшая своё участие в одной коалиции с партией Иглесиаса.

Лимит отведённого законом срока на формирование правительства был исчерпан 2 мая, и у короля Фелипе VI не оставалось иного выхода, как впервые в новой истории страны распустить просуществовавший всего несколько месяцев парламент и назначить новые выборы на 26 июня. По предварительным расчётам, они обойдутся бюджету в 170 миллионов евро - на 40 миллионов больше, чем предыдущие. И это притом что с декабря прошлого года страна жила без правительства, дрейфуя в море нерешённых проблем, порождённых экономическим кризисом.

К сожалению, развитие событий подтвердило наш предварительный прогноз о вероятности такого финала из-за отсутствия в Испании культуры политического компромисса, присущей европейским странам с более зрелой демократической системой и опытом создания коалиционных правительств. Но, как известно, отрица-

тельный результат - тоже результат, который многому учиг. Ближайшие несколько месяцев покажут, усвоен ли этот урок политической элитой Испании, потому что социологические службы страны предсказывают, что и на ближайших выборах ни одна партия не получит абсолютного большинства, и расклад сил в парламенте сохранится с очень незначительной коррекцией в пользу левых. Это означает, что вновь придётся договариваться. Договорятся ли?

Список литературы

Верников В.Л. (2015) Каталония в поисках независимости //Современная Европа №2. С. 61-71.

Хенкин С.М. (2012) Испания в полосе турбулентности// Мировая экономика и международные отношения №4. С. 72-81.

Узнародов И.М. (2015) Новый национализм в современной Европе// Современная Европа №5. С. 80-88.

References

Vernikov V.L. (2015) Katalonia v poiskaj nezavisimosti llSovremennaya Evropa№2. S. 61-71.

Jenkin S.M. (2012) Ispania v polose turbulentnostill Mirovaja yeconomika I mezhdunarodniye otnosheniya №4. S. 72-81.

Uznarodov I.M. (2015) Noviy nacionalizm v sovremennoy Evrope//Sovremennaya Evropa №5. S. 80-88.

Известия. 2015.23 декабря.

El Pais.2015.10 marzo; 23 marzo; 01 deciembre.

El Pais.2016. 07 enero; 03 febrero; 12 febrero; 16 febrero; 10 marzo; 26 marzo; 27 marzo.

El Mundo. 2016. 16 febrero

ABC, La Razon, Periodico de Cataluna. 2016. Enero-abril

LIGA [Электронный ресурс] URL:http:llnews.liga.netlvideolworldl7096847

REGNUM [Электронный ресурс] URL: http:llregnum.rulnewslpolitl2009068.html

Won the election - Lost Power Surprises of "the Spanish party"

Author. Vernikov V.L Head of the Center for Iberian Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya st., Moscow, Russia, 125009.

Abstract. The article analyzes the situation in Spain after the parliamentary elections in December 2015, in which no political party got an absolute majority and the right to form and lead the government. This was followed by futile attempts to form a coalition Government. The author focused attention on the causes of the defeat in the elections of the two traditional competitors the People's Party and the Spanish Socialist Workers' party and on the success of the two newcomers to the lower house of parliament - parties "Syudadanos" ("Citizens") and "Podemos" ("We can"). The main problem in the formation of the coalition government was not only the fragmentation of the parliament, but also the ideological incompatibility of the four parties. The author offers his view on further events in Spain.

Key words: parliamentary elections, fragmented parliament, "the Catalan lesson", regional elections, party "Citizens" and "We can", Caudillo syndrome, coalition government.

DOI: http://dxdoi.org/10.15211/soveurope320163241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.