Научная статья на тему 'Составные компоненты технологии формирования культуры интеллектуального труда'

Составные компоненты технологии формирования культуры интеллектуального труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТАВ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТРУДА / COMPOSITION OF THE TECHNOLOGY OF FORMATION OF CULTURE OF INTELLECTUAL WORK / СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ / STRUCTURE / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА / STRUCTURE OF PERSONALITY OF A FUTURE SPECIALIST / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Адилова Валентина Хамитовна

Интеллектуальный потенциал нации как устойчивый человеческий капитал обеспечивает процветание человеческого общества за счет культуры высокоинтеллектуального труда специалиста. Главной стратегической задачей высшего профессионального образования становится потребность добывать, творчески реализовывать и создавать новые знания интеллектуальный продукт. Это предполагает формирование готовности и привычки к интеллектуальному труду. В этой связи огромное значение приобретает перспективная линия культуры, сердцевиной которой служит интеллектуальный труд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Составные компоненты технологии формирования культуры интеллектуального труда»

расширению когнитивного поля студентов в области русского языка как иностранного и межкультурной коммуникации, выработке практических умений ведения диалога, расширению кругозора в области искусства, культуры страны изучаемого языка.

В процессе обучения русскому языку азербайджанских студентов необходимо искать новые методические решения, которые позволят органично соединить традиции и современные технологии. Мультикультурное образование - это образование, создающее равные для всех этносов возможности реализации своих культурных потребностей, приобщающее молодёжь к культурным и нравственным ценностям других стран и народов. Именно в мультикультурном образовании реализуется в полной мере принцип диалога и взаимодействия культур. Только в этом случае преподаватель русского языка как иностранного исполнит роль наставника, умеющего работать в поле диалога, вводящего нового человека и новое поколение в мир современного общества и культуры.

Литература

1. Абдуллаев К. Мультикультурализм Азербайджана является примером для всего мира. [Электронный ресурс]. Режим доступа: minval.az/news/123538592.

2. Андреева И., Гасанова П. Круг чтения учащихся-билингвов // Русский язык в национальной школе, 2015. № 2. С. 22-26.

3. Ариарский М. А. Педагогическая культурология: методология и методика постижения культуры // Педагогика, 2014. № 5. С. 26-33.

4. Есенин С. А. Собрание сочинений: В 2 т. М.: Современник, 1990. 480 с.

5. Кузнецов А. М. Поле. Лингвистический энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // lingvisticheskiy-slovar.

6. Лапшина А. В. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств // Молодой учёный, 2011. № 12. Т. 2, С. 108-110.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1991.

8. Тагисой Низами. Неиссякаемый источник. Сергей Есенин и Азербайджан неразделимы // Каспий, 6.11.2015. С. 11-12.

9. Ханджанбекова Ф. Баку соединил Магомаева и Есенина // Бакинский рабочий, 2010. 4 с.

10. Черкезова М. В. Культуроведческий аспект литературного образования // Русская словесность, 1998. № 3. С. 32-36.

11. Шипулина Г. И. Словарь языка Есенина. Имя существительное. Б., 2013. 588 с.

Components technology of formation of culture of intellectual work

Adilova V. (Republic of Kazakhstan) Составные компоненты технологии формирования культуры интеллектуального труда Адилова В. Х. (Республика Казахстан)

Адилова ВалентинаХамитовна /Adilova Valentina - кандидат педагогических наук, доцент, Павлодарский государственный педагогический институт, г. Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация: интеллектуальный потенциал нации как устойчивый человеческий капитал обеспечивает процветание человеческого общества за счет культуры высокоинтеллектуального труда специалиста. Главной стратегической задачей высшего профессионального образования становится потребность добывать, творчески реализовывать и создавать новые знания -интеллектуальный продукт. Это предполагает формирование готовности и привычки к интеллектуальному труду. В этой связи огромное значение приобретает перспективная линия культуры, сердцевиной которой служит интеллектуальный труд.

Abstract: intellectual potential of the nation, as a stable human capital, ensures the prosperity of Kazakhstan through highly intellectual labor culture of a specialist. The main strategic task of higher education becomes the need to get creative to implement and create new knowledge is an intellectual product. This implies the formation of readiness and habits for intellectual work. In this regard, great importance promising line of culture, the core of which is intellectual work.

Ключевые слова: состав технологии формирования культуры интеллектуального труда, структура технологии, структура личности будущего специалиста.

Keywords: composition of the technology of formation of culture of intellectual work, structure, technology, structure ofpersonality of a future specialist.

Технология формирования культуры интеллектуального труда, как смысловой термин, может определяться логической последовательностью процесса. Применительно к техническим системам, она жестко лимитирует последовательность технологических операций. Технология формирования культуры интеллектуального труда может предполагать вероятностные формы, так как любое явление связано с многофакторностью систем:

- многоуровневой психологической структурой объекта и субъекта действия;

- определенным сложившимися характером их взаимоотношений;

- стилем и условиями протекания деятельности. Ключевые ориентиры использования технологии связаны с такими диалектическими категориями, как «системность», «конкретность», «мера». Технологию формирования культуры интеллектуального труда можно представить в такой последовательности:

- ведущая идея - формирование интеллектуальной культуры у будущего специалиста, которая соответствует профессиональному стандарту педагога;

- ведущая идея обслуживается психолого-педагогическими теориями: деятельности, системности, личности, воспитания, обучения, развития, компетентности;

- ведущая идея и обслуживающие её теории вытекают из ряда закономерностей, которые представлены как принципы, лежащие в основе функционирования технологии;

- состав и структура технологии:

a) студент - преподаватель;

b) цель, условия;

c) содержание, педагогические процессы;

d) потребности, мотивы;

e) методы, организационные формы, средства;

1} последовательность выполнения этапов, действий и операций;

§) создание условий и подбор средств реализации технологии [1].

Запуск механизма технологии обеспечивает достижение функций диагностирования, социального прогнозирования, проектирования, конструирования, мобилизации, организации, контроля, анализа и оценки реализованного процесса. На рисунке 1 представлена структура личности будущего специалиста:

Рис. 1. Структура личности будущего специалиста

Посредством технологии формирования культуры интеллектуального труда реализуется ее теоретическая предпосылка, стратегия управления этим процессом и процедура управления, регулирующие операциональную деятельность, её структуру и развитие (рисунок 2).

Технологизация процесса развития профессиональной личности будущего специалиста обеспечивает перенос в практику теории путем проектирования и реализации операциональной стороны процесса и механизмов её внедрения.

Рис. 2. Технология формирования культуры интеллектуального труда

Технология - это не дидактика, не теория воспитания, это не частная методика и не методика воспитательной работы, как дидакто-воспитательно-развивающая система она приложима к любому предмету, она конкретна [2].

Технология формирования культуры интеллектуального труда имеет две подсистемы задач и уровней решения:

- технологическую карту развития личности будущего специалиста;

- программу действий и рабочее адаптированное исполнение её с учетом реальных условий организации педагогического процесса. Но она не может быть одной единственной парадигмой или одним алгоритмом для решения всех дидактических, воспитательных, развивающих задач. Технология существует в зависимости от базовой концепции, и от целевой установки.

Резюмируя вышесказанное о технологии формирования культуры интеллектуального труда будущих специалистов, можно утверждать, что она должна быть инструментом, позволяющим реализовать на нескольких уровнях достижение всех тех наук, которые имеют непосредственное отношение к психолого-педагогическим системам. Согласно структурно-номинативной модели технология должна принадлежать модельно-репрезентативной подсистеме психоого-педагогической теории. Эта подсистема содержит модели объектов (и связанные с ними конструкции) из предметной области теории и является мостом между теорией и психолого-педагогическим производством [3].

Литература

1. Хузиахметов А. Н., Габдулхаков Ф. В. Педагогические технологии. Учебно-методическое пособие. Казань: Магариф, 2005. 255 с.

2. Шаймарданов Р. Х. Технология интенсивного развития личности учителя высшей квалификации. Казань: КГПУ, 2007. 176 с.

3. Adilova V. Kh., Erzhanov E. T., Shaimardanov R. Kh. On the formation of the culture of intellectual of the future specialist on the basis of activity approach // International Education Studies. Vol. 8. № 10, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.