Научная статья на тему 'Особенности интеллектуальной культуры студентов'

Особенности интеллектуальной культуры студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1249
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ / CULTURE / PERSONALITY CULTURE / INTELLECTUAL CULTURE / STRUCTURE OF INTELLECTUAL CULTURE OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанов Дмитрий Викторович

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности будущего специалиста является основной целью современного обучения в учебном заведении. Система образования ориентирована на общественно-экономические нужды и обусловливается общественными потребности в специалистах, обладающих определенными компетенциями, навыками и умениями, которые постоянно пополняют и совершенствуют свои знания, интеллектуальные способности, культуру. Дано определение и рассмотрены основные подходы к пониманию понятия «интеллектуальная культура». Интеллектуальная культура личности указывает на уровень развития будущего специалиста и представляет собой четко организованный симбиоз образованности, умения самостоятельно мыслить, способности выделять приоритетные направления своей деятельности, а также умения и желания учиться и приобретать новые знания, оценивать и систематизировать их, подходить творчески к любому заданию и целенаправленно достигать поставленных целей в зависимости от сложившейся обстановки. Произведен анализ содержательного аспекта интеллектуальной культуры студентов. В ней рассмотрены основные подходы к определению сущности понятия «интеллектуальная культура», состоящие в выделении двух оснований для ее формирования и функционирования аксиологического и деятельностного. Выделены и охарактеризованы основные взаимосвязанные структурные компоненты интеллектуальной культуры студентов: потребностно-мотивационный, когнитивный, организационно-деятельност-ный и эргономический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF STUDENTS’ INTELLECTUAL CULTURE

The formation of integrated and harmonically developed personality of the future specialist is the basic aim of modern education in educational institution. The system of education is oriented on social-economic needs and is conditioned by social need in specialists obtaining some definite competences, skills and abilities which constantly add and improve their knowledge, intellectual abilities, culture. The definition is given and basic approaches to the understanding of notion “intellectual culture” are considered. The intellectual culture of personality points at the level of the future specialist development and is organized symbiosis of education, the ability to think independently, the ability to mark prevailing directions of their activity and also the skills and wish to study and get new knowledge, estimate and systematize them, to have creative approach to every task and reach the aims depending on the situation. The analysis of content aspect of intellectual culture of students is carried out. The basic approaches to “intellectual culture” notion definition are considered, they are the marking of two bases for its formation and functioning axiological and pragmatist. The basic connected structural components of intellectual culture of students are marked and characterized: need-motivational, cognitive, organizational-active and ergonomic.

Текст научной работы на тему «Особенности интеллектуальной культуры студентов»

УДК 37.03

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

© Дмитрий Викторович МИТРОФАНОВ

научный сотрудник научно-исследовательского центра Военно-воздушная академия им. профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина 394064, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54 «А» E-mail: mitrofanovd@mail.ru

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности будущего специалиста является основной целью современного обучения в учебном заведении. Система образования ориентирована на общественно-экономические нужды и обусловливается общественными потребности в специалистах, обладающих определенными компетенциями, навыками и умениями, которые постоянно пополняют и совершенствуют свои знания, интеллектуальные способности, культуру. Дано определение и рассмотрены основные подходы к пониманию понятия «интеллектуальная культура». Интеллектуальная культура личности указывает на уровень развития будущего специалиста и представляет собой четко организованный симбиоз образованности, умения самостоятельно мыслить, способности выделять приоритетные направления своей деятельности, а также умения и желания учиться и приобретать новые знания, оценивать и систематизировать их, подходить творчески к любому заданию и целенаправленно достигать поставленных целей в зависимости от сложившейся обстановки. Произведен анализ содержательного аспекта интеллектуальной культуры студентов. В ней рассмотрены основные подходы к определению сущности понятия «интеллектуальная культура», состоящие в выделении двух оснований для ее формирования и функционирования - аксиологического и деятельностного. Выделены и охарактеризованы основные взаимосвязанные структурные компоненты интеллектуальной культуры студентов: потребностно-мотивационный, когнитивный, организационно-деятельност-ный и эргономический.

Ключевые слова: культура; культура личности; интеллект; интеллектуальная культура; структура интеллектуальной культуры студентов

DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19

Развитие интеллектуальной культуры будущего специалиста представляет собой проблему как научно-теоретического, так и практического плана, что обусловлено высокой потребностью производства и других сфер жизнедеятельности человечества в интеллектуально компетентных работниках. Современное общество нуждается в образованных людях с высоким интеллектуально-творческим потенциалом, способных самостоятельно и ответственно принимать решения в нестандартных ситуациях, испытывающих потребность в непрерывном повышении своей квалификации, то есть активных и предприимчивых гражданах, готовых к саморазвитию и постоянно преодолевающих границы средних возможностей. Это требует целенаправленной работы по качественному развитию интеллекта, проявляющемуся в феномене интеллектуальной культуры.

Социальным механизмом, формирующим интеллектуальный потенциал общества и обеспечивающим развитие науки, техники и технологии, является образование.

Организация работы высшей школы в этой связи должна строиться не только на передаче интеллектуального и практического опыта, но и на целенаправленном развитии личности будущего профессионала, для которого были бы характерны черты социальной зрелости: сформированная психологическая культура, устойчивая гуманистическая позиция, развитые интеллектуальные качества.

В решении этой задачи есть определенные сложности, состоящие в разрыве между уровнем развития науки и технологий и уровнем интеллектуального развития выпускников образовательных учреждений, что сегодня активно обсуждается рядом авторов [1-3]. С одной стороны, интеллектуальные инструменты позволяют получать высокие достижения, а с другой - «наступает эпоха, когда назревает дефицит интеллекта» [4, с. 13], что ведет к падению уровня интеллектуального ресурса общества. М.А. Холодная также пишет, что при всей очевидной значимости интеллекта для прогрессивного общественного развития в современных условиях ши-

роко распространен «феномен «функциональной глупости», обнаруживающий себя в увеличении в общей массе населения числа лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей» [5, с. 10]. По ее мнению, данный феномен имеет временный характер и обусловлен неблагоприятными факторами жизни человека, среди которых уничтожение науки как социального института и снижение качества образования.

Таким образом, насущной потребностью является подготовка специалиста с развитыми интеллектуальными свойствами, поэтому проблема развития интеллектуальной культуры студентов чрезвычайно актуальна. Она требует проведения анализа данного феномена, для чего необходимо рассмотреть понятия «культура», «культура личности», «интеллектуальная культура» и установить взаимосвязь между ними.

Приступая к исследованию, мы исходили из того, что интеллектуальную культуру необходимо рассматривать как часть духовной культуры, которая проявляется как определенная, характерная для данного времени культура познания в искусстве, науке, литературе и производственной сфере, которая, в свою очередь, не может быть отделена от образования, являющегося составной частью культуры. Взаимодействие названных сфер состоит в том, что в сфере образования происходит развитие, сохранение, наследование, распространение и приобщение к культурным ценностям, формирование человека как субъекта культуры, а проявление и совершенствование интеллектуальных особенностей обеспечивает возможность овладения ценностями культуры, к которым В.М. Ме-жуев, Н.З. Чавчавадзе и другие авторы относят и творчество.

Понятие «культура» многозначно и разрабатывается рядом общественных наук, каждая из которых определяет культуру, исходя из предмета исследования. Работы К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Арноль-дова, В.С. Библера, Э. Гидденса, М.С. Кагана, А. Кребера, Н.Б. Крыловой, М.К. Мамар-дашвили, Н. Смелзера и других посвящены анализу различных аспектов феномена культуры, рассмотрению ее содержательных и функциональных особенностей, изучению видов и форм.

Для отечественной науки характерно доминирование двух исследовательских направлений, определяющих методологические основания изучения выделенных понятий. С середины 1960-х гг. представители аксиологического подхода рассматривали культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, которые создал человек. В связи с этим содержанием человеческой жизни, по мнению И.А. Громова, В.А. Малахова, Н.З. Чавчавадзе и других, стало постижение общечеловеческих ценностей, их познание и интериоризация.

В 1990-е гг. наметилась тенденция выведения понятия культуры из творческой деятельности, что определяет культуру как общий способ человеческой жизнедеятельности, объективированный в различных предметах и средствах (орудия труда, особенности коммуникации, обычаи и т. п.). Так, М.С. Каган определяет культуру как «внеге-нетический способ передачи социальной информации», как особый, присущий только человеку способ деятельности, состоящий в преобразовании действительности на основе усвоенного опыта и потребности в творческой самореализации [6, с. 8].

Между выделенными подходами очевидна взаимосвязь, состоящая в интегратив-ной и дифференцирующей функции культуры, поскольку, с одной стороны, именно она обеспечивает включенность личности в общество, делая человека его членом; с другой -благодаря культуре человек может проявить свою индивидуальность, обогатить имеющийся общественный культурный опыт, включиться в общественную жизнь на основе равноправного диалога.

Поэтому в рассмотрении понятия «культура личности» нам близка точка зрения Н.Б. Крыловой, которая определяет данный феномен через продуктивный процесс усвоения, воспроизведения и создания социальных ценностей, через процесс и результат, состоящий в «накоплении знаний, опыта и качественной реализации их в деятельности и поведении», объединяя два вышеназванных подхода [7, с. 35]. Мы считаем, что культура личности есть разносторонняя творческая активность индивида по усвоению и реализации общечеловеческих культурных ценностей в специфических формах и содержании,

определяющих смыслы и качество жизни конкретного человека.

Анализ исследований проблемы формирования культуры личности убеждает в том, что, будучи открытой и динамичной системой знаний, она, с одной стороны, требует от человека постоянного пополнения информации о природных и общественных явлениях, анализа отношенческих позиций других людей к данной действительности, выраженных в ценностных и эмоционально-волевых характеристиках; с другой стороны, это дает основание для сознательного определения целевых установок самим человеком, для выбора мотивов деятельности и направленности личности, находя свое выражение во всех сферах человеческой жизнедеятельности и, прежде всего, в интеллектуальной.

Психолого-педагогический и социально-философский анализ исследований интеллектуальной культуры свидетельствует о том, что единое представление о сущности данного понятия отсутствует. Чаще всего исследователи ограничиваются изучением и описанием отдельных компонентов интеллектуальной деятельности. Например, Д.Б. Богоявленская исследовала интеллектуальную инициативу, И.Н. Семенов и С.Ю. Степанов - интеллектуальную рефлексию, Я.А. Пономарев - интеллектуальную активность, или «поисковую доминанту», Т.В. Корнилова - процесс выработки и принятия интеллектуальных решений. Работы Н.С. Ефимовой посвящены интеллектуальной вариативности и стабильности, А.Н. Поддьякова - исследовательской инициативе, Л.М. Митиной - интеллектуальной гибкости.

Исследования эмоционального и социального интеллекта Э. Торндайка, Г. Олпор-та, Г. Гарднера, Р. Стернберга, М. Салливана, Ю.Н. Емельянова, H.A. Кудрявцевой, Е.С. Михайловой, А.Л. Южаниновой и другие освещают интеллектуальное развитие с позиций личностной составляющей, что, на наш взгляд, принципиально важно, поскольку в зарубежной и отечественной психологии сложилась традиция отдельного рассмотрения интеллекта от других характеристик личности. Так, одни авторы склонны рассматривать интеллект и личность во взаимосвязи (Д. Робинсон, Р. Кеттел, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), в то время как другие (К. Спирмен, Д. Костура, С.И. Ду-

дин, B.M. Русалов) такой взаимосвязи не признают. На основе современного понимания системного подхода нам представляется возможным «осуществлять интеграцию всех изолированных систем», таких как личность, деятельность, психика, природа и социум, и «представлять их взаимодействие и те продукты взаимодействия, которые определяют дальнейшее развитие всей интегративной целостной системы» [8, с. 45].

Следовательно, взаимодействие интеллекта и личности необходимо рассматривать не как механическое взаимовлияние, а как такое, при котором возникают особые системные качества, «когда разнокачественные объекты «наряду со своими качествами» приобретают еще и «системные», которые и «становятся определяющими факторами развития системы» [9, с. 13]. Это дает нам основание рассматривать качества, возникающие из взаимодействия личности и интеллекта, как личностно-интеллектуальные и системные, что принципиально важно в анализе понятия «интеллектуальная культура» и ее структуры.

Об этом в свое время говорил С.Л. Рубинштейн: «превращаясь в свойства характера, интеллектуальные качества начинают определять не один лишь интеллект как таковой, а личность в целом» [10, с. 629]. Интеллект и личность в феномене «интеллектуальная культура» представлены как в единстве и взаимосвязи, так и в развитии, поскольку интеллектуальная культура есть культура личности, которая формируется на протяжении длительного времени.

Анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует о том, что в содержательном плане понятие «интеллектуальная культура» окончательно не оформлено, но в смысловом предполагает такой уровень развития интеллекта, при котором высоко развиты методологическая, интеллектуальная, учебная, профессиональная и рефлексивная виды деятельности (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Л.Н. Коган, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, И.Я. Лернер, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, A.M. Матюшкин, М.И. Махму-тов, H.A. Менчинская, Л.М. Митина, Е.И. Рогов, Г.П. Щедровицкий, И.С. Якиманская и др.).

Данный вид культуры отражает содержательные аспекты работы интеллекта, ре-

зультат которых имеет качественное выражение в особенностях личности, связанных с познавательной активностью и направленностью человека. Нам представляется, что такое рассмотрение исследуемого понятия позволяет избежать оценки развития интеллекта с исключительно инструментальных позиций и преодолеть психометрическую парадигму его оценивания.

Интеллектуальная культура студента указывает на уровень развития будущего специалиста и представляет собой четко организованный симбиоз образованности, умения самостоятельно мыслить, способности выделять приоритетные направления своей деятельности, а также умения и желания учиться и приобретать новые знания, оценивать и систематизировать их, подходить творчески к любому заданию и целенаправленно достигать поставленных целей в зависимости от сложившейся обстановки.

В исследовании интеллектуальной культуры студента мы, прежде всего, сталкиваемся с проблемой отсутствия четкой ее связи с общей концепцией личности и возрастными особенностями и детерминантами развития в юношеском возрасте, однозначного толкования которых нет. Поэтому в разработке содержания интеллектуальной культуры студентов и ее структурных компонентов мы опирались на идеи личностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов), идеи субъектности и активности человека во взаимодействии со средой (К.А. Абульханова, Б.С. Братусь, И.В. Дубровина, С.М. Годник, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.А. Петровский, Д.И. Фельд-штейн, В.Э. Чудновский и др.), отдельные идеи концепций, трактующих интеллектуальную культуру человека как направленность личности на достижение сущностных сил и реализацию возможностей человека (А.Г. Асмолов, Е.И. Исаев, В.И. Слободчи-ков, А. Маслоу, Ф. Перлз, Э. Шостром и др.), будущее и профессиональную самореализацию (Е.А. Климов, Л.М. Митина, Н.С. Пряж-ников, В.Д. Шадриков и др.), творческое воплощение способностей (Л.И. Божович, С.П. Иванов, Я.А. Пономарев и др.).

На основе проведенного анализа в структуре интеллектуальной культуры студента мы выделили следующие взаимосвязанные компоненты:

1) потребностно-мотивационный компонент определяет направленность личности студента, сферу ее интересов и познавательных доминант, систему ценностей, основывается на развитии эмоционально-волевой сферы личности, позволяющей реализовы-вать интеллектуальные побуждения с разной степенью интенсивности и результативности;

2) когнитивный компонент определяет качество интеллектуальных способностей студента и сформированность отдельных сторон культуры мышления: развитость познавательных процессов, наличие умений анализа и синтеза, категоризации и абстрагирования, обобщения и классификации, то есть способность ориентироваться в потоке информации и индивидуальные особенности ее переработки;

3) организационно-деятельностный компонент определяет владение способами организации исследовательской и творческой деятельности, умение фиксировать и оформлять ее результаты, качество речи и способность излагать сущность интеллектуальных достижений, аргументировать собственную позицию, владение навыками самоконтроля и самооценки интеллектуальной деятельности, готовность к самообразованию;

4) эргономический компонент определяет наличие у студентов знаний и умений рациональной организации интеллектуальной деятельности, способности распределять силы и предупреждать переутомление, эргономические требования к организации интеллектуального труда и получении максимальных результатов при минимальных затратах, может быть выражен и в эстетической стороне умственной деятельности.

Таким образом, в структуре интеллектуальной культуры студента нами выделено 4 взаимосвязанных компонента, от качества развития которых зависит результативность процесса обучения и подготовки будущего специалиста в высшей школе. Очевидно, что формирование интеллектуальной культуры студента в этой связи требует организации продуманной и целенаправленной работы в вузе, где разнообразие возможностей различных дисциплин, индивидуальность и увлеченность своими курсами и научно-исследовательской работой преподавателей при единстве требований к уровню и качеству интеллектуальной деятельности студентов

должны обеспечить тот высокий уровень развития интеллектуальной культуры выпускаемых специалистов, в котором чрезвычайно нуждаются сегодня все сферы российской экономики.

Список литературы

1. Вербицкий A.A. Противоречия образования и культуры // Психология образования: Проблемы и перспективы. М., 2004. С. 17-22.

2. Шилова О.В. Интеллектуальный потенциал человека современного российского общества: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2012.

3. Макарова Л.Н., Шаршов И.А., Голушко Т.К., Немкова И.Н. Профессионализм преподавателя и студента: теории и технологии. Москва; Тамбов, 2005.

4. Зиновьев А. Высшее образование и логика интеллекта // Alma mater. 2004. № 5. С. 11-13.

5. Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. СПб., 2002.

6. Каган М.С. Общее представление о культуре // Введение в культурологию / под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003. С. 6-14.

7. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М., 1990.

8. Межуев В.М. Культура как деятельность: из истории отечественной культурологии // Личность. Культура. Общество. 2006. Т. 8. Вып. 1 (29). С. 37-59.

9. Иванова В.П. Развитие интеллекта как основание личностно-профессионального становления студента: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2013.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

References

1. Verbiytskiy A.A. Protivorechiya obrazovaniya i kul'tury [Conflicts of education and culture]. Psi-hologiya obrazovaniya: Problemy i perspektivy [Psychology of education: Problems and prospects]. Moscow, 2004, pp. 17-22. (In Russian).

2. Shilova O.V. Intellektual'nyy potentsial cheloveka sovremennogo rossiyskogo ob-shchestva [Intellectual potention of a human of modern Russian society]. Avtoreferat dissertatsii ... kandidata filosofskih nauk. Stavropol, 2012. (In Russian).

3. Makarova L.N., Sharshov I.A., Golushko T.K., Nemkova I.N. Professionalizm prepodavatelya i studenta: teorii i tekhnologii [Professionality of teacher and student: theory and technologies]. Moscow, Tambov, 2005. (In Russian).

4. Zinovev A. Vysshee obrazovanie i logika in-tellekta [Higher education and the logic of intelligence]. Alma mater - Alma mater, 2004, no. 5, pp. 11-13. (In Russian).

5. Holodnaya M.A. Psihologiya intellekta: Para-doksy issledovaniya [Psychology of brain: paradoxes of investigation]. St. Petersburg, 2002. (In Russian).

6. Kagan M.S. Obshhee predstavlenie o kul'ture [General thinking on culture]. Vvedenie v kul'turologiyu [Introduction to culturology], eds. Yu.N. Solonin, E.G. Sokolov. St. Petersburg, 2003, pp. 6-14. (In Russian).

7. Krylova N.B. Formirovanie kul'tury budushhego spetsialist [Formation of culture of future specialist]. Moscow, 1990. (In Russian).

8. Mezhuev V.M. Kul'tura kak deyatel'nost': iz isto-rii otechestvennoy kul'turologii [Culture as activity: from history of national culturology]. Lich-nost'. Kul'tura. Obshhestvo - Personality. Culture. Society, 2006, vol. 8, no. 1 (29), pp. 37-59. (In Russian).

9. Ivanova V.P. Razvitie intellekta kak osnovanie lichnostno-professional'nogo stanovleniya stu-denta [Brain development as a basis of individual and professional formation of a student]. Avtoreferat dissertatsii ... doktora psihologicheskih nauk. Moscow, 2013. (In Russian).

10. Rubinshteyn S.L. Osnovy obshhey psikhologii [Basic principles of general psychology]. St. Petersburg, 1999. (In Russian).

Поступила в редакцию 21.04.2016 г. Received 21 April 2016

UDC 37.03

SPECIAL ASPECTS OF STUDENTS' INTELLECTUAL CULTURE Dmitriy Viktorovich MITROFANOV Research Worker of Scientific-Research Center

Air Force Academy named after Professor N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin 54A Starykh Bolshevikov St., Voronezh, Russian Federation, 394064 E-mail: mitrofanovd@mail.ru

The formation of integrated and harmonically developed personality of the future specialist is the basic aim of modern education in educational institution. The system of education is oriented on social-economic needs and is conditioned by social need in specialists obtaining some definite competences, skills and abilities which constantly add and improve their knowledge, intellectual abilities, culture. The definition is given and basic approaches to the understanding of notion "intellectual culture" are considered. The intellectual culture of personality points at the level of the future specialist development and is organized symbiosis of education, the ability to think independently, the ability to mark prevailing directions of their activity and also the skills and wish to study and get new knowledge, estimate and systematize them, to have creative approach to every task and reach the aims depending on the situation. The analysis of content aspect of intellectual culture of students is carried out. The basic approaches to "intellectual culture" notion definition are considered, they are the marking of two bases for its formation and functioning - axiological and pragmatist. The basic connected structural components of intellectual culture of students are marked and characterized: need-motivational, cognitive, organizational-active and ergonomic. Key words: culture; personality culture; intellectual culture; structure of intellectual culture of students DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19

Информация для цитирования:

Митрофанов Д.В. Особенности интеллектуальной культуры студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Вып. 10 (162). С. 14-19. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19.

Mitrofanov D.V. Osobennosti intellektual'noy kul'tury studentov [Special aspects of students' intellectual culture]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2016, vol. 21, no. 10 (162), pp. 14-19. DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-10(162)-14-19. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.