Научная статья на тему 'Составляющие педагогической культуры преподавателей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний'

Составляющие педагогической культуры преподавателей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная деятельность / преподаватели / педагогическая культура / педагогические умения / образовательные организации ФСИН России / уголовноисполнительная система / professional activity / teachers / pedagogical culture / pedagogical skills / educational organizations of the Federal Penitentiary Service / penal system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Васильевна Кириллова

Введение: статья посвящена проблеме повышения профессионально-педагогической культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научного осмысления сущности, содержания и структуры данного феномена в контексте деятельности ведомственных образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, трудностями, испытываемыми преподавателями при самоанализе и планировании своего профессионального развития. Цель: провести анализ научных представлений о содержании понятий «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура» и «педагогическое мастерство», выявить структурные составляющие профессионально-педагогической культуры преподавателя ведомственного вуза. Методы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация психологопедагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта). Результаты: структура педагогической культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России представлена через выявленные этапы педагогической деятельности и умения, необходимые на каждом выделенном этапе. Первый этап связан с решением психолого-педагогических задач по изучению и диагностике обучающихся, их потребностей и запросов, их интересов, определением комплекса воспитательных и образовательных целей, педагогическим целеполаганием, второй – с планированием, третий – практическим осуществлением намеченных планов, четвертый – анализом педагогических задач, критической оценкой проделанной педагогической работы, преподавательской деятельности. Выводы: предложенная структура педагогической культуры преподавателя образовательной организации ФСИН России, определяемая через выявление этапов педагогической деятельности и педагогических умений, необходимых на каждом выделенном этапе, может оказать практическую помощь преподавателям при организации саморазвития, самообразования, самоанализа, самовоспитания, определении уровня своей педагогической зрелости, педагогического мастерства и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Васильевна Кириллова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of Pedagogical Culture of Teachers at Educational Organizations of the Federal Penitentiary Service

Introduction: the article considers a problem of improving professional-pedagogical culture of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service. The research is relevant, since there is a lack of scientific understanding of the essence, content and structure of this phenomenon in the context of activities of departmental educational institutions and teachers have certain difficulties in introspection and planning their professional development. Purpose: to analyze scientific ideas about the content of concepts of pedagogical culture, professional-pedagogical culture and pedagogical proficiency, to identify structural components of professional-pedagogical culture of a teacher at a departmental university. Methods: theoretical (analysis, comparison, generalization, systematization of psychological and pedagogical literature) and empirical (observation, survey, generalization of pedagogical experience) research methods. Results: the author proposes a structure of pedagogical culture of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service, presented through the identified stages of pedagogical activity and pedagogical proficiency necessary at each selected stage. The first stage is associated with the solution of psychological and pedagogical tasks for the study and diagnosis of students, their needs and requests, their interests, the definition of a set of educational and educational goals, pedagogical goal-setting. The second stage is related to planning, the third one includes practical implementation of the plans, the fourth one is the analysis of pedagogical tasks and critical assessment of the pedagogical work done. Conclusion: the proposed structure of professional pedagogical skills, a list of pedagogical skills and their generalized qualitative characteristics can provide practical assistance to teachers in organizing self-development, self-education, introspection, self-education, to determine the level of their pedagogical maturity, pedagogical skills and pedagogical culture.

Текст научной работы на тему «Составляющие педагогической культуры преподавателей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378.1

doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.013

Составляющие педагогической культуры преподавателей образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний

■ ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА

Научно-исследовательский институт ФСИН России, Москва, Россия Академия ФСИН России, Рязань, Россия

tatiana-kirillova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8394-897X

Реферат

Введение: статья посвящена проблеме повышения профессионально-педагогической культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России. Актуальность исследования обусловлена недостаточностью научного осмысления сущности, содержания и структуры данного феномена в контексте деятельности ведомственных образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы, трудностями, испытываемыми преподавателями при самоанализе и планировании своего профессионального развития. Цель: провести анализ научных представлений о содержании понятий «педагогическая культура», «профессионально-педагогическая культура» и «педагогическое мастерство», выявить структурные составляющие профессионально-педагогической культуры преподавателя ведомственного вуза. Методы: теоретические (анализ, сравнение, обобщение, систематизация психолого-педагогической литературы) и эмпирические (наблюдение, опрос, обобщение педагогического опыта). Результаты: структура педагогической культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России представлена через выявленные этапы педагогической деятельности и умения, необходимые на каждом выделенном этапе. Первый этап связан с решением психолого-педагогических задач по изучению и диагностике обучающихся, их потребностей и запросов, их интересов, определением комплекса воспитательных и образовательных целей, педагогическим целеполаганием, второй - с планированием, третий - практическим осуществлением намеченных планов, четвертый - анализом педагогических задач, критической оценкой проделанной педагогической работы, преподавательской деятельности. Выводы: предложенная структура педагогической культуры преподавателя образовательной организации ФСИН России, определяемая через выявление этапов педагогической деятельности и педагогических умений, необходимых на каждом выделенном этапе, может оказать практическую помощь преподавателям при организации саморазвития, самообразования, самоанализа, самовоспитания, определении уровня своей педагогической зрелости, педагогического мастерства и культуры.

Ключевые слова: профессиональная деятельность; преподаватели; педагогическая культура; педагогические умения; образовательные организации ФСИН России; уголовно-исполнительная система.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования.

Для цитирования: Кириллова Т. В. Составляющие педагогической культуры преподавателей Федеральной службы исполнения наказаний // Пенитенциарная наука. 2024. Т. 18, № 2 (66). С. 219-228. Ссн 10.46741/2686-9764.2024.66.2.013.

© Кириллова Т. В., 2024

Original article

Components of Pedagogical Culture of Teachers at Educational Organizations of the Federal Penitentiary Service

■ TAT'YANA V. KIRILLOVA

Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of

Russia, Moscow, Russia,

Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia,

tatiana-kirillova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8394-897X

Abstract

Introduction: the article considers a problem of improving professional-pedagogical culture of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service. The research is relevant, since there is a lack of scientific understanding of the essence, content and structure of this phenomenon in the context of activities of departmental educational institutions and teachers have certain difficulties in introspection and planning their professional development. Purpose: to analyze scientific ideas about the content of concepts of pedagogical culture, professional-pedagogical culture and pedagogical proficiency, to identify structural components of professional-pedagogical culture of a teacher at a departmental university. Methods: theoretical (analysis, comparison, generalization, systematization of psychological and pedagogical literature) and empirical (observation, survey, generalization of pedagogical experience) research methods. Results: the author proposes a structure of pedagogical culture of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service, presented through the identified stages of pedagogical activity and pedagogical proficiency necessary at each selected stage. The first stage is associated with the solution of psychological and pedagogical tasks for the study and diagnosis of students, their needs and requests, their interests, the definition of a set of educational and educational goals, pedagogical goal-setting. The second stage is related to planning, the third one includes practical implementation of the plans, the fourth one is the analysis of pedagogical tasks and critical assessment of the pedagogical work done. Conclusion: the proposed structure of professional pedagogical skills, a list of pedagogical skills and their generalized qualitative characteristics can provide practical assistance to teachers in organizing self-development, self-education, introspection, self-education, to determine the level of their pedagogical maturity, pedagogical skills and pedagogical culture.

Key words: professional activity, teachers; pedagogical culture; pedagogical skills; educational organizations of the Federal Penitentiary Service; penal system.

5.8.1. General pedagogy, history of pedagogy and education.

For citation: Kirillova T.V. Components of pedagogical culture of teachers at educational organizations of the Federal Penitentiary Service. Penitentiary Science, 2024, vol. 18, no. 2 (66), pp. 219-228. doi 10.46741/2686-9764.2024.66.2.013.

Введение

В современных условиях, когда будущее труднопрогнозируемо на уровне как индивида, так и общества в целом, когда процессы непрерывной транзитивности и изменяемой социальной реальности приводят к нерефлексируемым и неконтролируемым стрессовым состояниям, существуют понятия в системе образования, остающиеся неизменно важными и значимыми. Это процессы формирования педагогической культуры преподавателей, от наличия или отсутствия которой зависит весь результат педагогической деятельности.

Упоминания о значении педагогической культуры мы находим в трудах В. А. Сухомлинского, который писал: «Если учитель вдумчиво анализирует свою работу, у него не может не возникнуть интереса к теоретическому осмыслению своего опыта, стремления объяснить причинно-следственные связи между зна-

ниями учеников и своей педагогической культурой... педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. необходимо выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке. распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства» [1, с. 102].

Однако изменения в обществе накладывают отпечаток на процесс подготовки курсантов в образовательных организациях ФСИН России, ставят перед исследователями задачи анализа и осмысления феномена «педагогическая культура» в новых условиях, выявления его содержания и структуры.

Понятие «педагогическая культура» включено в практику педагогической деятельности, изучаются

нравственно-эстетический, коммуникативный, технологический, духовный аспекты личности преподавателя. Педагогическая культура понимается как часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности [2].

Различным аспектам формирования педагогической культуры и педагогического мастерства посвящено немало научных работ.

Вопросы системного подхода к организации непрерывного профессионального образования преподавателей высшей школы в России и за рубежом отражены в работах Л. В. Кузнецовой [3], Г. У. Мату-шанского [4], Л. И. Соломко [5], Ю. В. Сорокопуд [6; 7].

В. А. Акиндинов [7], С. П. Желтобрюх [8], Е. А. Нагорный [9] анализировали учебный процесс в военном вузе. Е. В. Рябуха, В. Н. Калягин рассматривали понятие, структуру и пути совершенствования педагогической культуры преподавателя военного института [10].

A. А. Караванов и И. Ю. Устинов исследовали феномен профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза в историческом контексте [11].

B. Х. Ахмедов сделал акцент на развитии профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов в ходе переподготовки и повышения квалификации [12], А. К. Быков изучал теорию и практику развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы [13].

В контексте деятельности образовательных организаций МВД России проблему рассматривали А. Н. Лазукин [14], С. Ф. Сердюк [15].

Однако изучению вопросов формирования педагогического мастерства и педагогической культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России и их значению в повышении эффективности и результативности подготовки курсантов уделено недостаточно внимания. Анализ научной литературы дает основание утверждать, что данный феномен рассматривался только в работах Л. В. Ша-тохиной, Д. В. Сочивко и М. М. Калашниковой и связывался с проблемами прогностического развития [16], а также в работах автора [17-21] применительно к феномену педагогического мастерства. Осмысление содержания понятия «педагогическое мастерство» привело нас к пониманию того, что в ситуации низкого уровня или полного отсутствия педагогической культуры у преподавателя не может идти речи о педагогическом мастерстве. В наших работах мы представляли следующее определение: «профессиональная культура преподавателя образовательной организации ФСИН России - это сущностная характеристика целостной личности педагога, представляющая собой совокупность следующих системных составляющих: системы профессиональных знаний (психолого-педагогических, предметных, культурно-исторических и т. д.); системы ценностных ори-ентаций (личностных и профессиональных); профессионального поведения, профессиональной этики, профессиональной деятельности. Професси-

ональная культура преподавателя есть результат его компетентности, профессионализма и личностного саморазвития» [22, с. 7]. Поэтому считаем необходимым рассмотреть эти вопросы более подробно, хотя и не во всей их полноте, так как системное раскрытие этой проблемы требует монографического исследования.

Основнаячасть

Рассмотрим содержание и структуру понятия «педагогическая культура».

Н. В. Ходякова считает культуру личностным феноменом, относительно целостной подсистемой профессиональной и общей культуры человека, связанной с ним едиными категориями (культура мышления, поведения, общения и деятельности). Она предлагает следующую структуру культуры педагогической деятельности: аксиологический (принятие личностного уровня гуманистической ценности педагогической деятельности); коммуникативно-этический (культура общения и сотрудничества в области профессионально-педагогического контакта, эффективное использование различных способов коммуникации для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере отношений); познавательно-интеллектуальный (компетентность и свободная ориентировка в сфере технологий, гибкость и адаптивность мышления, его логический и рефлексивный характер, самостоятельность и открытость новому); прогностический (предвидение возможных последствий педагогической деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно изменяющихся условиях); прикладной (использование технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач, освобождение специалиста от выполнения рутинных операций) компоненты» [23].

Ряд ученых обращался к изучению понятия «педагогическая культура» в контексте военной педагогики. Весьма примечательным является взгляд на проблему педагогической культуры А. В. Барабан-щикова и С. С. Муцынова, которые трактуют ее как синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя к своему делу и самому себе. Выделяют следующие личностные и профессионально-педагогические качества: 1) военно-патриотическая направленность, высокая психолого-педагогическая эрудиция, интеллигентность, гармония интеллектуальных и нравственных качеств, педагогический оптимизм; 2) высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научные данные и передовой опыт в обучении и воспитании, чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе, педагогически действенные общение и поведение, активная устремленность к самосовершенствованию [24].

Мы поддерживаем позицию Л. Д. Столяренко, которая рассматривает педагогическую культуру как динамическую систему ценностей, способов деятельности и профессионального поведения

учителя и выделяет следующие компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция учителя; профессионально-личностные качества учителя, отражающие направленность его личности, профессионально-нравственный облик, отношение к педагогическому труду, его интересы и духовные потребности; профессиональные знания; профессиональные умения; культура педагогического мышления, саморегуляция личности и культура профессионального поведения [25].

Т. В. Иванова закономерно предлагает рассматривать педагогическую культуру как неотъемлемую часть общей культуры личности, считая ее интегра-тивным качеством личности. По ее мнению, структура педагогической культуры включает в себя определенную направленность (высокая методологическая и методическая культура педагога, наличие морально-этических ценностей, готовность осуществлять творческую деятельность); культуротворческий опыт (наличие знаний о культуре, способность к общению с культурой и в культуре, к ее воспроизводству); новое педагогическое мышление (способность к культурно обусловленному суждению, к познанию и переживанию культуры, к самоопределению культуры) [26].

З. Н. Калеева и Т. Е. Исаева предлагают использовать педагогическую культуру и профессиональную компетентность преподавателя высшей школы в качестве показателей качества образовательного процесса [27; 28]

Наряду с термином «педагогическая культура» в научных исследованиях фигурирует понятие «профессионально-педагогическая культура». Так, П. И. Кос-тенок в своих работах рассматривает сущность, структуру и содержание понятия «профессионально-педагогическая культура». Он выделяет особенности и ключевые условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза: профессионально-педагогическое саморазвитие (самосовершенствование) личности педагога и развитие профессионально-педагогического пространства вуза [29].

Важными, на наш взгляд, являются размышления исследователя о необходимости разграничения понятий «профессионально-педагогическая компетентность» и «профессионально-педагогическое мастерство». Он отмечает, что педагогическую культуру личности правомерно понимать как интегративное качество личности, предопределяющее высокую результативность педагогической деятельности; условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности; обобщенный показатель компетентности педагога; цель профессионального самосовершенствования. При этом утверждает, что понимаемая как интегративное качество личности профессионально-педагогическая культура может рассматриваться в виде совокупности профессионально-педагогической компетентности, развитой до уровня педагогического мастерства, и общей культуры личности.

И. Ф. Исаевым в структуре профессионально-педагогической культуры выделяются аксиологический (ценностный), технологический и личностно-

творческий компоненты [30]. Также отметим работы В. Л. Бенина, рассмотревшего проблему в философ-ско-социологическом аспекте [31], Н. Н. Костиной, изучавшей зарубежный опыт профессионально-педагогической подготовки преподавателей высшей школы [32], Е. Н. Золотухиной и А. А. Червовой, определивших сущность и выделивших основные компоненты педагогической культуры преподавателя высшей школы [33].

Результаты

Далее представим свой взгляд на структуру педагогической культуры. Изучение многочисленных научных статей вывело нас на идею представить структуру педагогической культуры преподавателя образовательной организации ФСИН России через выявление этапов педагогической деятельности преподавателя и педагогических умений, необходимых на каждом этапе. При этом мы целенаправленно избегаем терминов «компетенция» и «компетентность», ограничивая свои рассуждения понятием «педагогические умения».

Педагогические умения преподавателя образовательной организации ФСИН России как субъективный человеческий фактор отражают его воспитанность, мировоззрение и черты характера, являются составляющими компонентами профессиональной педагогической культуры. Нельзя преуменьшать значение субъективного фактора, умений преподавателя принимать правильные педагогические решения и педагогически правильно действовать. На качество решения влияют эмоционально субъективные факторы и оценка информации. Умение работать с информацией, компетентно ее оценивать и умело использовать способствует повышению качества решения. Квалифицированно это делается преподавателем образовательной организации ФСИН России только в том случае, когда он хорошо понимает психологическую структуру педагогической деятельности, ее функциональные особенности, систему показателей, позволяющих оценивать воспитательные решения и действия как умение, имеет высокую профессионально-педагогическую культуру.

Определим основные педагогические умения, необходимые для совершения преподавателем ведомственного учебного заведения педагогических действий.

В педагогической деятельности бесконечно велико число конкретных эвристических решений и действий. Поэтому для разработки модели педагогических умений преподавателя, обладающего высоким педагогическим мастерством и профессионально-педагогической культурой, необходимо выделить и обосновать комплекс самых существенных педагогических действий. Таким образом мы создадим концептуальную модель педагогической культуры.

На основе обобщения теоретического материала и анализа передового педагогического опыта мы попытались выделить перечень типичных умений и отразить его в ограниченных структурно-функциональных моделях этапов педагогической деятельности преподавателя.

Вслед за известными педагогами выделим следующие этапы деятельности преподавателя образовательной организации ФСИН России. Первый этап, на наш взгляд, связан с решением психолого-педагогических задач по изучению и диагностике обучающихся, их потребностей и запросов, их интересов. На основе этого определяется комплекс воспитательных и образовательных целей. Таким образом осуществляется педагогическое целеполагание. Второй этап связан с планированием предстоящих занятий, третий - с практическим осуществлением намеченных планов, четвертый - с анализом стоящих перед преподавателем педагогических задач, оценкой успехов и недостатков в преподавательской деятельности. На последнем этапе определяется, в какой мере достигнута цель, сравниваются исходные и образовавшейся у обучающихся новые знания, интересы, состояния, фиксируются произошедшие изменения. Анализируются причины удачного и неудачного, не принесшего желаемого результата педагогического воздействия, эффективность использованных воспитательных средств, методов и форм преподавательской деятельности.

На первом этапе необходимо, чтобы преподаватель образовательной организации ФСИН России обладал следующим комплексом эвристических действий:

1. Умение наблюдать - выделение из множества реальных психолого-педагогических факторов самых существенных, последовательное выполнение планов и программ, накопление фактов в процессе преподавательской деятельности, обобщение фактов в соответствующих диагностических выводах и заключениях.

2. Умение беседовать - целесообразность, точная постановка проблемных вопросов в тактичной форме; оперативное выявление главных вопросов, интересующих преподавателя и обучающихся; располагающее приглашение обучающихся к разговору; психолого-педагогический учет особенностей в индивидуальных и групповых беседах; быстрый подбор и использование убеждающих аргументов, достижение атмосферы доверия, откровенности; правильные и обобщающие заключения из установленных, приведенных в разговоре фактов.

3. Умение использовать интервью - составление разных типов программ опросов; способность во время беседы экономно и точно фиксировать факты с выделением самых значимых признаков; способность делать достоверные выводы на основе собранного материала.

4. Умение использовать творческие работы обучающихся - анализ творческих работ обучающихся, фиксирование той информации, которая может быть использована на последующих занятиях.

5. Умение использовать психолого-педагогические знания для оценки психического состояния обучающихся - соотнесение психолого-педагогических знаний с наблюдаемыми состояниями обучающихся; системное описание, объяснение фактов, характеризующих настроение, установки, потребности

слушателей; в соответствии с логикой решений воспитательных задач; творческое оперирование выводами, полученными в результате анализа ситуации, знаниями для целей педагогической диагностики обучающихся, оперативное обдумывание предстоящих решений воспитательных задач.

6. Умение использовать знания для определения комплекса конкретных воспитательных задач - соотнесение знания общих цели и содержания воспитания с реальными знаниями слушателей; применение прогностических заданий для правильных формулировок комплекса образовательных, воспитательных целей занятия; учет при определении цели занятий реальных познавательных возможностей обучающихся и условий практической работы.

7. Умение сопоставлять факты для осуществления диагностики целеполагания - использование приемов сравнения, соотнесение фактов с установлением их сходства и различия, фиксированием степеней большей или меньшей выраженности тех или иных признаков или состояния педагогических объектов.

На втором этапе работы, как правило, имеют значение следующие типичные успешные педагогические действия:

1. Умение обнаруживать систему педагогических задач, выделять главную при разработке плана занятия - выявление совокупности и комплекса задач, различных по содержанию, способам, средствам их решения; выявление зависимости между задачами и выяснение того, что решение одних связано с результатами решения других.

2. Умение определить основные условия решения задач - прогнозирование необходимых и достаточных, объективных и субъективных условий, реализация которых обеспечивает эффективное решение воспитательных задач в процессе обучения.

3. Умение прогнозировать, предсказывать степень профессионального, культурного и нравственного развития обучающихся - построение модели возможных вариантов обогащения обучающихся профессиональной и другой информацией в ходе занятий; формирование гипотетических представлений о том, какие новые знания могут образоваться, какие стремления, настроения и потребности могут возникнуть у обучающихся в результате планируемых занятий.

4. Умение осуществлять методические отбор, разработку информации для предстоящих занятий -подбор, группировка, аннотирование необходимой и достаточной информации из разных источников для воспитательных или обучающих целей, для работы на предстоящих занятиях, ее целесообразная переработка и упорядочивание, планирование, конспектирование, дозирование и т. д.

5. Умение планировать активные формы, методы и приемы изложения материала на занятиях - прогнозирование различных видов доказательств, комплексов демонстрации,практических заданий,активизирующих познавательную деятельность обучающихся; моделирование возможной проблемной ситуации вероятных путей их решения.

6. Умение планировать работу отдельных обучающихся - прогнозирование возможностей решения разных типов заданий отдельными обучающимися с учетом их способностей, интересов, перспектив развития, а также специфики и трудности поставленных перед ними задач.

7. Умение мысленно ставить себя на место обучающегося - установление на основе теоретических психолого-педагогических знаний конкретных суждений об отдельных обучающихся, суждений о наиболее вероятных их психических состояниях.

8. Умение правильно представлять, планировать взаимоотношения с обучающимися - прогнозирование отношений с обучающимся, учет собранной педагогической информации, произведение оценки при планировании процесса обучения.

9. Умение планирования подачи учебного материала, составления планов занятий - оформление логической последовательности основных положений содержания, прогностическая информация, предварительный анализ, отбор информации в соответствии с целями занятия.

10. Умение оценивать деятельность других преподавателей и использовать их опыт для планирования и совершенствования своей работы - установление достоинств, недостатков решения педагогических задач другими преподавателями, творческое использование передового педагогического опыта для планирования своей преподавательской деятельности.

На третьем этапе работы преподавателя образовательной организации ФСИН России имеют существенное значение следующие типичные педагогические действия:

1. Умение сообщать информацию - изложение информации научно и достоверно, ясно, четко, логично, кратко, эмоционально выразительно, оперативно, своевременно и быстро.

2. Умение убеждать и доказывать - приведение доказательства аргументированно; создание эмоционально располагающей к себе атмосферы, соблюдение педагогического такта, правильная постановка вопросов, обеспечение согласия с точкой зрения преподавателя, оперативное исправление ошибочных рассуждений обучающихся, если они обнаруживаются в ходе занятия в форме реплик или корректных вопросов.

3. Умение целесообразно использовать содержание занятия для воспитания обучающихся - использование комплексного подхода к содержанию воспитания в ходе занятий; учет цели воспитания при оперативном выборе подачи научно-методического содержания информации; реализация такого содержания, которое возможно полнее соответствует стоящим перед преподавателем задачам воспитательной работы.

4. Умение использовать разнообразные педагогические средства, в том числе и технические, информационные, применение на практике таких комплексов педагогических средств, которые соответствуют условиям решения образовательных и

воспитательных задач; осуществление целесообразной педагогической инструментовки; эффективное использование комплекса технических и информационно-технических средств обучения.

5. Умение показывать личный пример - демонстрация, четкое объяснение и показ способов, приемов выполнения работы; использование разнообразных возможностей для нравственного воздействия на слушателей своей преподавательской деятельностью и внешним видом.

6. Умение стимулировать самообразование обучающихся и оказывать им методическую помощь - оказание практической помощи путем соответствующих советов, разъяснений, демонстраций; использование убеждений и показ интересных заданий с целью активизации работы слушателей по самообразованию.

7. Умение строить и поддерживать в ходе занятия контакт со слушателями, педагогическое общение -проявление гуманизма, патриотизма, интернационализма, требовательности и справедливости во время учебных занятий.

8. Умение осуществлять оперативный и постоперативный контроль за восприятием материала обучающимися - оценка количества и качества усвоенной информации с использованием различных методик и форм обратной связи, тактичные советы о том, что надо делать, чтобы лучше запоминать основные положения изучаемого материала.

На заключительном, четвертом, этапе проявляются следующие педагогические умения:

1. Умение определять степень достижения цели на основе сравнения, установления состояния удовлетворенности или неудовлетворенности обучающихся, усвоение материала по их вопросам, предложениям, пожеланиям и отзывам. Оценка разнообразных фактов свидетельствует об отношении обучающихся к изложенному материалу, использованным педагогическим приемам, доказательствам, педагогическим умениям и личностным качествам преподавателя и др.

2. Умение устанавливать причины недостатков своих педагогических действий или деятельности - самокритичность, анализ своей работы, установление зависимости между выполненной педагогической деятельностью и ее педагогическими результатами.

3. Умение соотносить свой опыт с теорией педагогики и методическими рекомендациями - анализ соответствия своей педагогической деятельности требованиям педагогической теории, методическим рекомендациям; оперативное самокритичное фиксирование в своих заключениях степени творческих достижений и методических ошибок при решении педагогических задач.

4. Умение использовать результаты анализа для планирования следующего этапа преподавательской деятельности - обобщение результатов анализа преподавательской деятельности и отбор практически значимых выводов для использования их при постановке последующих педагогических задач.

Все этапы педагогической деятельности преподавателя образовательной организации ФСИН России опосредуются системой ценностных ориентаций. Преподаватель, опираясь на общественные ценности и задачи развития уголовно-исполнительной системы, определяет, что ему нужно делать для совершенствования своей преподавательской деятельности, для того, чтобы каждое учебное занятие активно стимулировало и преподавателей, и обучающихся к личностному и духовному росту.

Выводы

Каждый преподаватель образовательной организации ФСИН России, обозревая возможные варианты своих педагогических решений и действий, делает выбор в пользу одних и отвергает другие. При этом на эффективность его профессиональной деятельности в решающей мере влияют его педагогическая культура и собственно черты характера. В умелых действиях преподавателя всегда проявляются его деловые, моральные и личностные качества, педагогическая культура и мастерство. От степени зрелости, мировоззрения и нравственной направленности личности преподавателя, от его профессионально-педагогической культуры зависят обстоятельная работа с новой научной, общественно и политически значимой информацией, ее оценка под разными углами зрения при подготовке к занятиям.

Требовательность преподавателя к себе, с точки зрения реализации принципа проблемности представления учебного материала, также выявляет направленность и культуру личности преподавателя, оказывает определенное влияние на эффективность воспитательных воздействий на обучающихся. Интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера педагога так или иначе проявляются в системе отношений преподавателя с обучающимися, в особенностях его общения со слушателями. Поэтому каждому преподавателю необходимо последовательно работать над своей профессионально-педагогической культурой, воспитанием профессионально значимых черт характера, таких как самообладание, эмоциональная устойчивость, самокритичность, терпимость к мнению других людей, педагогический такт и др.

Также следует отметить, что образовательный процесс в ведомственных организациях отличает-

ся рядом особенностей. Это нормативно-правовая и организационно-управленческая регламентация жизни и деятельности; практико-ориентированное обучение и воспитание с учетом специфики будущей профессиональной деятельности, характеризующейся особыми условиями несения службы; субординационные, дисциплинарные отношения в служебной деятельности, режим секретности, ограниченность контактов с родственниками, повышенные требования к физической подготовке. Эти и иные особенности также оказывают влияние на образовательный процесс в целом и на формирование педагогической культуры командно-преподавательского состава. Отличительными показателями профессиональной культуры преподавателя образовательной организации ФСИН России являются умение организовать педагогический процесс в условиях жесткой субординации и совмещения обучения с исполнением курсантами служебных обязанностей, а также творческий подход к преподаваемым дисциплинам и самому педагогическому процессу. Преподаватель создает индивидуальную образовательную среду. Преподавателю с высоким уровнем культуры присущи высокая духовная культура, высокоразвитая личностная сфера, самобытность, высокий уровень коммуникативной культуры и креативность, научно-исследовательский потенциал. Также к компонентам профессиональной культуры преподавателя образовательной организации ФСИН России мы можем отнести и особенности проявления профессионального поведения, профессиональной этики и профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональная культура преподавателя образовательной организации ФСИН России выступает одним из социально значимых показателей образованности человека, отражающей совокупность его духовных и материальных ценностей, степень творческой самореализации и актуализации. Ее развитию в современной социокультурной среде способствуют как общественно-государственные условия, вызывающие потребность в непрерывном образовании и самообразовании, так и психологическая направленность индивидуальных черт и качеств преподавателя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Сухомлинский В. А. Избранные произведения : в 5 т. Киев, 1980. Т. 5. 678 с.

2. Терещенко Г. Ф. Особенности педагогической культуры преподавателя вуза // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы : сб. тр. конф. Тамбов, 2016. 496 с.

3. Кузнецова Л. В. Педагогические основы подготовки преподавателя вуза в современной системе высшего образования Великобритании, Шотландии и России : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д., 2001. 23 с.

4. Матушанский Г. У. Система непрерывного профессионального образования преподавателя высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калуга, 2003. 44 с.

5. Соломко Л. И. Педагогические условия непрерывного образования преподавателей высшей школы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1998. 18 с.

6. Сорокопуд Ю. В. Развитие системы подготовки преподавателей высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 40 с.

7. Акиндинов В. А. Повышение эффективности педагогической деятельности профессорско-преподавательского состава высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2005. 47 с.

8. Желтобрюх С. П. Развитие педагогического профессионализма преподавателя военного учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2002. 38 с.

9. Нагорный Е. А. Педагогическая культура и профессионализм преподавателя высшей военной школы, пути их совершенствования и развития // Актуальные исследования. 2020. № 21 (24). С. 119-124.

10. Рябуха Е. В., Калягин В. Н. Педагогическая культура преподавателя военного института: понятие, структура и пути совершенствования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 280-283.

11. Караванов А. А., Устинов И. Ю. Исследование феномена профессионально-педагогической культуры преподавателя военного вуза: история и современность // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 4. С. 62-79.

12. Ахмедов В. Х. Развитие профессиональных умений и навыков у преподавателей военных вузов в ходе переподготовки и повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2010. 24 с.

13. Быков А. К. Теория и практика развития педагогического мастерства преподавателей высшей военной школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000. 54 с.

14. Лазукин А. Д. Развитие теории и практики профессионально-педагогической подготовки преподавателей образовательных учреждений МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 59 с.

15. Сердюк С. Ф. Теоретико-прикладные основы совершенствования профессионального мастерства преподавателей вузов МВД России : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Воронеж, 2002. 45 с.

16. Шатохина Л. В., Калашникова М. М., Сочивко Д. В. Проблема прогностического развития педагогической культуры преподавателей в системе образовательных организаций // Человек: преступление и наказание. 2018. Т. 26 (1-4), № 4. С. 495-499.

17. Кириллова Т. В. Воспитательное пространство образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2018. № 4. С. 130-134.

18. Кузнецов М. И., Кириллова Т. В. О мерах по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров для научных и образовательных организаций ФСИН России // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. № 4. С. 22-24.

19. Кириллова Т. В. Системно-личностный подход к повышению профессионального мастерства преподавателей образовательных организаций высшего образования ФСИН России // VII Педагогические чтения, посвященные памяти профессора С. И. Злобина : сб. материалов : в 3 т. / сост. А. И. Согрина. Пермь, 2021. Т. 3. С. 59-64.

20. Кириллова Т. В. Коммуникативная компетентность преподавателей как фактор повышения качества профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф. / сост. В. А. Ов-ченков. Пермь, 2020. Т. II. 305 с.

21. Кириллова Т. В., Кузнецов М. И. О совершенствовании деятельности образовательных организаций ФСИН России // Перспективы науки. 2019. № 4 (115). С. 207-209.

22. Кириллова Т. В. К вопросу о содержании понятия профессиональной культуры преподавателей образовательных организаций ФСИН России // Вопросы педагогики. 2021. № 1-1. С. 106-109.

23. Ходякова Н. В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 17 с.

24. Барабанщиков А. В., Муцынов С. С. Проблемы педагогической культуры: о педагогической культуре преподавателя высшего военного учебного заведения. М., 1980. 208 с.

25. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие. М., 2012. 458 с.

26. Иванова Т. В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе (на материале дисциплин педагогического цикла) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1991. 19 с.

27. Калеева З. Н. Профессиональная компетентность и педагогическая культура преподавателя высшей школы как показатель качества образовательного процесса // Военный научно-практический вестник. 2015. № 1 (2). С. 90-92.

28. Исаева Т. Е. Педагогическая культура учителя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2003. 17 с.

29. Костенок П. И., Панасенко Ю. А. Профессионально-педагогическая культура преподавателя военного ВУЗа: сущность, структура, содержание, особенности и условия развития // Вестник Таджикского национального университета. 2018. № 1. С. 208-214.

30. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2004. 176 с.

31. Бенин В. Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа, 1997. 178 с.

32. Костина Н. Н. Профессионально-педагогическая подготовка преподавателя высшей школы США : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 17 с.

33. Золотухина Е. Н., Червова А. А. Сущность и основные компоненты педагогической культуры преподавателя высшей школы // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2009. № 4. С. 56-58.

Щ REFERENCES

1. Sukhomlinskii V.A. Izbrannye proizvedeniya: v51. T. 5 [Selected works: in 5 vols. Volume 5]. Kiev, 1980. 678 p. (In Russ.).

2. Tereshchenko G.F. Features of pedagogical culture of a university teacher. In: Professional'no-lichnostnoe razvitie prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy: sb. tr. konf. [Professional and personal development of a teacher and a student: traditions, problems, prospects: conference proceedings]. 2016. P. 126-133. (In Russ.).

3. Kuznetsova L.V. Pedagogicheskie osnovy podgotovki prepodavatelya vuza v sovremennoi sisteme vysshego obrazovaniya Velikobritanii, Shotlandii i Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical foundations of university teacher training in the modern system of higher education in Great Britain, Scotland and Russia: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Rostov-on-Don, 2001. 23 p.

4. Matushanskii G.U. Sistema nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya prepodavatelya vyssheishkoly: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [System of lifelong professional education of a higher school teacher: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Kaluga, 2003. 44 p.

5. Solomko L.I. Pedagogicheskie usloviya nepreryvnogo obrazovaniya prepodavatelei vysshei shkoly: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical conditions of lifelong education of teachers of higher education: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Kazan, 1998. 18 p.

6. Sorokopud Yu.V. Razvitie sistemy podgotovki prepodavatelei vysshei shkoly: avtoref.dis.... d-ra ped. nauk [Development of the higher school teacher training system: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Moscow, 2012. 40 p.

7. Akindinov V.A. Povyshenie effektivnosti pedagogicheskoi deyatel'nosti professorsko-prepodavatel'skogo sostava vysshikh voenno-uchebnykhzavedeniiMinisterstva oborony RossiiskoiFederatsii: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Improving effectiveness of pedagogical activity of the teaching staff of higher military educational institutions of the Ministry of Defense of the Russian Federation: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Moscow, 2005. 47 p.

8. Zheltobryukh S.P. Razvitie pedagogicheskogo professionalizma prepodavatelya voennogo uchebnogo zavedeniya: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Development of pedagogical professionalism of a teacher of a military educational institution: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Yaroslavl, 2002. 38 p.

9. Nagornyi E.A. Pedagogical culture and professionalism of the teacher of the higher military school, ways of their improvement and development. Aktual'nye issledovaniya = Current Research, 2020, no. 21 (24), pp. 119-124. (In Russ.).

10. Ryabukha E.V., Kalyagin V.N. Pedagogical culture of a teacher of a military institute: concept, structure and ways of improvement. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya = Problems of Modern Pedagogical Education, 2018, no. 60-3, pp. 280-283. (In Russ.).

11. Karavanov A.A., Ustinov I.Yu. A study of the phenomenon of professional-pedagogical culture teacher of military university: history and modernity. Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki = Scientific Review. Pedagogical Science,

2017, no. 4, pp. 62-79. (In Russ.).

12. Akhmedov V. Kh. Razvitie professional'nykh umenii i navykov u prepodavatelei voennykh vuzov vkhode perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Development of professional skills among teachers of military universities during retraining and advanced training: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Moscow, 2010. 24 p.

13. Bykov A.K. Teoriya i praktika razvitiya pedagogicheskogo masterstva prepodavatelei vysshei voennoi shkoly: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and practice of the development of pedagogical skills of teachers of the higher military school: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Moscow, 2000. 54 p.

14. Lazukin A.D. Razvitie teorii i praktiki professional'no-pedagogicheskoi podgotovki prepodavatelei obrazovatel'nykh uchrezhdenii MVD Rossii: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk [The development of theory and practice of professional and pedagogical training of teachers of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Moscow, 2001. 59 p.

15. Serdyuk S.F. Teoretiko-prikladnye osnovy sovershenstvovaniya professional'nogo masterstva prepodavatelei vuzov MVD Rossii: avtoref. dis.... d-ra ped. nauk [Theoretical and applied foundations of improving professional skills of university teachers of the Ministry of Internal Affairs of Russia: Doctor of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Voronezh, 2002. 45 p.

16. Shatokhina L.V., Kalashnikova M.M., Sochivko D.V. The problem of prognostic development of pedagogical culture of teachers in the system of educational organizations. Chelovek: prestuplenie i nakazanie = Man: Crime and Punishment,

2018, vol. 26 (1-4), no. 4, pp. 495-499. (In Russ.).

17. Kirillova T.V. Educational space of the educational organizations of the Federal Penitentiary Service. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii = International Journal of Applied and Fundamental Research, 2018, no. 4, pp. 130-134. (In Russ.).

18. Kuznetsov M.I., Kirillova T.V. On the means of improvement of training of academic personnel for scientific and educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema: pravo, ekonomika, upravlenie = Penal System: Law, Economics, Management, 2022, no. 4, pp. 22-24. (In Russ.).

19. Kirillova T.V. A systematic and personal approach to improving the professional skills of teachers of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia. In: VII Pedagogicheskie chteniya, posvyashchennye pamyatiprofessora S.I. Zlobina: sb. materialov: v3 t. [VII Pedagogical readings dedicated to the memory of Professor S.I. Zlobin: proceedings: in 3 volumes]. Perm, 2021. Pp. 59-64. (In Russ.).

20. Kirillova T.V. Communicative competence of teachers as a factor in improving the quality of professional training of cadets of educational institutions of higher education of the Federal Penitentiary Service of Russia. In: Penitentsiarnaya sistema i obshchestvo: opyt vzaimodeistviya: sb. materialov VII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. T. II [Penitentiary system and society: experience of interaction: proceedings of the VII International scientific and practical conference. Volume II]. 2020. Pp. 168-171. (In Russ.).

21. Kirillova T.V., Kuznetsov M.I. Improvement of educational organizations of Federal Penitentiary Service of Russia. Perspektivy nauki = Science Prospects, 2019, no. 4 (115), pp. 207-209. (In Russ.).

22. Kirillova T.V. On the issue of the content of the concept of professional culture of teachers of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. Voprosy pedagogiki = Issues of Pedagogy, 2021, no. 1-1, pp. 106-109. (In Russ.).

23. Khodyakova N.V. Lichnostnyipodkhodk formirovaniyuinformatsionnoikul'tury vypusknikovvuza: avtoref. dis.... kand. ped. nauk [Personal approach to the formation of information culture of university graduates: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Volgograd, 1996. 17 p.

24. Barabanshchikov A.V., Mutsynov S.S. Problemy pedagogicheskoi kul'tury: o pedagogicheskoi kul'ture prepodavatelya vysshego voennogo uchebnogo zavedeniya [Problems of pedagogical culture: on the pedagogical culture of a teacher of a higher military educational institution]. Moscow, 1980. 208 p.

25. Stolyarenko L.D. Osnovypsikhologii: ucheb. posobie [Fundamentals of psychology: textbook]. Moscow, 2012. 458 p.

26. Ivanova T.V. Formirovanie pedagogicheskoi kul'tury budushchego uchitelya v uchebnom protsesse (na materiale distsiplin pedagogicheskogo tsikla): avtoref. dis... kand. ped. nauk [Formation of pedagogical culture of the future teacher in the educational process (based on the material of the disciplines of the pedagogical cycle): Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Volgograd, 1991. 19 p.

27. Kaleeva Z.N. Professional competence and pedagogical culture of a higher school instructor as an indicator of the educational process quality. Voennyi nauchno-prakticheskii vestnik = Military Scientifically-Practical Herald, 2015, no. 1 (2), pp. 90-92. (In Russ.).

28. Isaeva T. E. Pedagogicheskaya kul'tura uchitelya kak uslovie i pokazatel' kachestva obrazovatel'nogo protsessa v vyssheishkole: avtoref. dis... kand. ped. nauk [Teacher's pedagogical culture as a condition and indicator of the quality of the educational process in higher education: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Volgograd, 2003. 17 p.

29. Kostenok P.I., Panasenko Yu.A. Professional-pedagogical culture of the instructor f military VUZ (institute of higher education): essence, structure, the content, special features and the conditions. Vestnik Tadzhikskogo natsional'nogo universiteta = Bulletin of the Tomsk National University, 2018, no. 1, pp. 208-214.

30. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Professional and pedagogical culture of a teacher: textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, 2004. 176 p.

31. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'tura: filosofsko-sotsiologicheskii analiz [Pedagogical culture: philosophical and sociological analysis]. Ufa, 1997. 178 p.

32. Kostina N.N. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka prepodavatelya vysshei shkoly SShA: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Professional and pedagogical training of a teacher of a higher school in the USA: Candidate of Sciences (Pedagogy) dissertation abstract]. Volgograd, 2000. 17 p.

33. Zolotukhina E.N., Chervova A. A. The essence and main components of the pedagogical culture of a higher school teacher. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsiokinetika = Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2009, no. 4, pp. 56-58. (In Russ.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ТАТЬЯНА ВАСИЛЬЕВНА КИРИЛЛОВА - доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы центра исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы Научно-исследовательского института ФСИН России, Москва, Россия, профессор кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, Рязань, Россия, tatiana-kirillova@rambler.ru, огд/0000-0001-8394-897Х

TAT'YANA V. KIRILLOVA - Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chief Researcher at the Department for Psychological Support of Professional Activity of Employees of the Penal System of the Center for Research on the Execution of Criminal Penalties and Psychological Support of Professional Activity of Penal System Employees of the Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Moscow, Russia, professor at the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, tatiana-kirillova@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0001-8394-897X

Статья поступила 05.04.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.