Научная статья на тему 'Составляющие элитизирующей образовательно-воспитательной среды вуза'

Составляющие элитизирующей образовательно-воспитательной среды вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТИЗИРУЮЩАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ПОТЕНЦИАЛ / POTENTIAL / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TRAINING AND EDUCATIONAL ACTIVITY / ELITILIZING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабущенко Наталья Борисовна, Пилишвили Татьяна Сергеевна, Чхиквадзе Тинатин Владимировна

В работе обосновывается необходимость создания элитизирующей образовательной среды, анализируются такие равнозначные составляющие элитизирующей среды, как психодидактическая, воспитательная, пространственно-предметная, социальная, психофизиологическая, культурно-эстетическая, деятельностно-творческая, мировоззренческая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Components of Elitizing Educational and Pedagogical Environment of Higher School

The need of creating an elitilizing educational and pedagogical environment of the university is substantiated in the paper. There are analyzed such equal ranking components as psycho-didactic, educational, spatially-material, social, psycho-physiological, cultural-aesthetic, creative activity-based, worldview components.

Текст научной работы на тему «Составляющие элитизирующей образовательно-воспитательной среды вуза»

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЭЛИТИЗИРУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА*

Н.Б. Карабущенко, Т.С. Пилишвили, Т.В. Чхиквадзе

Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В работе обосновывается необходимость создания элитизирующей образовательной среды, анализируются такие равнозначные составляющие элитизирующей среды, как психодидактическая, воспитательная, пространственно-предметная, социальная, психофизиологическая, культурно-эстетическая, деятельностно-творческая, мировоззренческая.

Ключевые слова: элитизирующая среда, профессиональная деятельность, потенциал, учебно-воспитательная деятельность.

Возросшее значение науки и подготовки профессиональных кадров в социально-экономическом и политическом развитии превратило интеллектуальный труд в важнейший ресурс и фактор устойчивого развития и безопасности любого государства. Поэтому на современном этапе перед системой российского образования стоит серьезная проблема — обеспечить качество и высокую продуктивность учебно-воспитательной деятельности на всех этапах формирования личности и еe эли-тологической культуры. Элитологическая культура — это интегральное качество (образование) личности, включающее культуру элито-ориентированного мышления, культуру чувств, коммуникативную и поведенческую культуру, ценностно-смысловую культуру, основанную на ответственности, личностной автономии, потребности в самореализации, самоактуализации, самосовершенствовании, обеспечивающую готовность к выполнению элито-ориентированной деятельности и решению проблем, возникающих в системе «человек — общество — природа» [2. С 14].

Следовательно, в вузах должна быть создана элитизирующая среда, которая представляет собой поле, в окружении которого находятся субъекты образовательного процесса. Таким образом, в центр создаваемой среды мы помещаем личность, ориентированную на определенный тип профессиональной деятельности, обладающую способностями и потенциалом развития, стремящуюся достичь вершин профессионального и личностного роста, нацеленную на самообучение и самовоспитание.

Равнозначными составляющими элитизирующей среды являются следующие.

1. Психодидактическая. Высокотехнологичный современный мир предъявляет к знаниям и умениям молодых специалистов высочайшие требования. Следовательно, в содержание учебного процесса должны быть включены новые формы,

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, грант № 12-06-00488а.

способы и технологии освоения знаний и применения их на практике. Различные формы обучения являются подспорьем для современных студентов. Прямая трансляция знаний (лекции) должна обеспечивать в концентрированном виде передачу современных знаний в профессиональной деятельности студента, но при этом не носить сугубо информационный характер, а стимулировать поисково-познавательную активность обучающегося. Лектор может по ходу лекции задавать вопросы и задачи, не давая окончательных ответов. Практические занятия призваны помочь студенту использовать полученные знания на практике. Факультативы-тренинги способствуют оптимизации взаимодействия в группе, стимулируют создание профессиональных команд и проектных бюро, создают атмосферу развития способностей и раскрытия потенциала личности. Интерактивные формы создают атмосферу соперничества и поиска истины (дискуссии, круглые столы, деловые игры и пр.). Дистанционные формы обучения позволяют студенту ориентироваться в непрерывном потоке информации, так как на основе новых информационных технологий можно выстроить несколько взаимосвязанных векторов изучения какого-либо явления при помощи разносторонней и противоречивой информации и дать студенту возможность самому сделать выводы относительно сути явления.

2. Воспитательная. Современные условия предъявляют к воспитанию новые требования. Оно не должно быть директивным, но обязано сохранить нравственно-формирующую основу. Следуя общечеловеческим гуманистическим ценностям, студенты их присваивают и действуют в соответствии с нормами и правилами нравственного поведения и отношения к окружающим людям. Важнейшая задача элитизирующей среды — стимулировать процесс самовоспитания у всех субъектов образовательного процесса. Потребность в самоорганизации позволяет строить отношения студентов в быту (совместное проживание), рационально использовать время жизни, совмещать интеллектуальный и физический труд, стимулирует творческую активность во всех видах жизнедеятельности, чтобы не возникало ощущение рутинности, единообразия и скуки. Хорошим воспитательным стимулом может стать совместная коллективная работа. Студенческие сообщества, кружки по интересам сплачивают молодых людей, направляют их активность в конструктивное русло, способствуют накоплению ими знаний в какой-либо жизненно значимой сфере (бытовой, кулинарной, музыкальной, конструкторской и пр.). Проведение мероприятий совместно с преподавателями и тьюторами, посещение театров, выставок, музеев и т.д. сплачивают субъектов воспитательного процесса. При этом представители профессорско-преподавательского состава вуза должны сохранять те эталоны поведения, на которые хотели бы ориентироваться их подопечные.

3. Пространственно-предметная, отражающая особенности инфраструктуры учебного заведения. Элитизирующая среда, построенная по принципу многофункционального, локального пространства (студенческие городки), где все находится в пределах досягаемости субъектов учебно-воспитательного процесса — от учебно-административных корпусов и общежитий до спортивно-оздоровительных комплексов и зон отдыха и творчества. Библиотечные фонды должны быть доступны через общеуниверситетскую сеть. Немалое внимание следует уделять эстетике

и дизайну как внутри корпусов, так в ландшафтном оформлении пространства. Особое внимание должна обращать на себя символика университета, свидетельствующая о многолетних традициях учебного заведения, выраженная не только в предметах материального мира, но и в культурно-языковой традиции всех субъектов образовательно-воспитательной среды.

4. Социальная. Является неким частным отражением многополярного мира, в котором представлено все многообразие социальных отношений: согласие и сотрудничество, соперничество и конфликт, толерантность и интолерантность, приспособление и лидирование, социальная вертикаль и горизонталь и др. Многонациональная, разнокультурная, полиэтническая среда современного элитного вуза задает свои требования к системе социальных взаимоотношений. На первых курсах обучения среда должна обеспечить студенту безболезненную интеграцию в образовательно-воспитательное пространство учебного заведения, т.е. помочь эффективно адаптироваться к новым условиям. Система социальных отношений «студент — группа — преподаватель» нацелена на стимулирование поисково-познавательной активности обучающегося. На старших курсах такие социальные явления, как сосогласие, сотрудничество, толерантность, коммуникативная компетентность, позволяют преобразовать студенческие группы в профессиональные команды, направленные на решение коллективных задач. Такая команда становится коллективным субъектом, в ней ценится профессиональная авторитетность, уважительное отношение друг к другу, конструктивное соперничество, взаимопомощь и поддержка.

Все звенья единой образовательной системы: высший управленческий орган («студент — деканат — ректорат») — учебно-научная организация («студент — кафедра») — учебная аудитория («студент — преподаватель») — культурно-массовые мероприятия («студент — тьютор») — бытовые взаимоотношения («студент — студент») — должны быть взаимосвязаны и работать на ключевую идею — элитизацию личности студента, тем самым создавая основу для его дальнейшего профессионального и личностного роста.

5. Психофизиологическая. Особое внимание следует уделять состоянию здоровья студентов, причем не только физического, но и психического. Последствиями психических затруднений могут стать хронические заболевания, неврозы и пр. Медицинская и психологическая профилактика состояния студентов — одна из базовых задач, которую должно поставить перед собой высшее учебное заведение, воспитывающее будущую элиту общества. Психическое и физическое здоровье необходимо систематически поддерживать. В учебных планах всех направлений профессиональной подготовки значатся (как базовая составляющая) занятия физической культурой, однако отсутствуют занятия, посвященные сохранению психического здоровья обучающихся. В рамках факультативных занятий вполне приемлемо внедрять тренинги самоорганизации и саморазвития, коммуникативной компетентности, поведения в стрессовых ситуациях, использования копинг-стратегий, толерантности и сотворчества, раскрытия личностного потенциала и др. В зависи-

мости от тех трудностей, которые испытывает студент, он самостоятельно или с помощью психолога-консультанта выбирает путь саморазвития.

В рамках элитизирущей среды должны действовать общеуниверситетские программы «За здоровый образ жизни», «Против наркотиков», «Интеграция умственного и физического труда — залог успеха», «Экология среды: Я и „Окружающий мир"» и др., объединяющие студентов в сообщества активных приверженцев этих идей с целью их внедрения в коллективное сознание субъектов образовательно-воспитательного процесса. Грамотное использование данных программ будет способствовать формированию у студенческой молодежи гуманистических ценностей, тем самым запуская процесс элитизации личности.

6. Культурно-эстетическая. Данный компонент должен быть рассмотрен через призму личности. Следовательно, первичными являются эмоционально-волевые проявления и когнитивные процессы:

— культура мышления личности строится на адекватном анализе окружающего мира, оценке своих способностей и потенциала, на умении грамотно и логично излагать свои мыли, осуществлять стратегическое и тактическое планирование, интеллектуально совершенствоваться и творчески развиваться, активизировать поисково-познавательную деятельность не только в профессиональной, но и иных сферах жизнедеятельности;

— культура чувств отражается в уровне эмоционального интеллекта, спектре контролируемых и бесконтрольных эмоций, в разнообразии проявления оттенков различных чувств. Контроль над агрессией, гневом и страхом свидетельствует о развитости волевой сферы личности. Эмоциональная устойчивость, дружелюбие, оптимизм оказывают положительное воздействие не только на их обладателя, но и на окружающих людей.

В деятельности и общении уровень культуры человека приобретает прикладную направленность:

— поведенческая культура выражена в уважении к другому человеку, к его психологическим особенностям и поступкам. Она может быть выражена в малом: заботе о ближнем, учтивом отношении к представителю старшего поколения, охранительном отношении к природе и памятникам человеческой культуры;

— коммуникативная культура строится на умении конструктивно выстраивать взаимоотношения с другими людьми, толерантно относиться к их «инако-вости», предотвращать или урегулировать конфликты, быть более конгруэнтным и эмпатийным, способным налаживать контакты с людьми, разных профессий и интересов и др. — все это получило емкое название «социальный интеллект».

Интеграция названных выше составляющих выводит личность на более высокий уровень ценностно-смысловой культуры, раскрывающей совокупность нравственно-этических, духовных, общечеловеческих, экологических ценностей, и их отражение в общении и деятельности личности, формирующих ее мировоззрение и устойчивое поведение.

«Гармоничное развитие личности предполагает высокий уровень актуализации, взаимодействия и переплетения в процессе жизнедеятельности всех компонентов духовности» [1. С. 52]

7. Деятельностно-творческая составляющая в содержательном аспекте характеризуется следующими особенностями:

— направленность личности на взаимодействие, умение конструктивно влиять на других людей и окружающий мир с целью созидания и преобразования. Субъекты, находящиеся в элитизирующей среде, попадают в поле взаимовлияний, в котором все виды деятельности, объединенные единым образовательно-воспитательным смыслом, определяют вектор развития элитной личности. Как отмечают в своей статье Н.Б. Карабущенко и Т.С. Пилишвили, «Психолого-педагогическая программа формирования профессиональных элит... предполагает профессионализацию, нацеленную на совершенствование личности в профессиональной сфере, на непрерывное самообразование, умение применять теоретические знания на практике, открытость новому в своей профессии, мотивированность на профессиональный рост; интеграцию гуманитарных, естественнонаучных и экономических знаний, способствующую формированию высокообразованных специалистов, способных творчески самореализоваться в процессе научной деятельности, включаясь в активную жизнь общества» [3. С. 207];

— интеграционная деятельность направлена на объединение обучающихся в студенческие сообщества, имеющие общие цели, интересы и потенциал развития. Профессиональные, творческие, спортивно-оздоровительные, проектные, культурно-массовые коллективы в условиях элитизирующей среды не оторваны друг от друга в мотивационно-целевом компоненте деятельности, а объединены в единое целое, определяемое как интеграционная деятельность;

— совместная деятельность включает коллективного субъекта, порождает управленческую активность личности, увеличивает уровень ответственности каждого человека, включенного в деятельность, обеспечивает усиление саморегуляции личности и ее заинтересованное участие в решении поставленных задач;

— в результате продуктивно-творческой деятельности создаются новые материальные и духовные ценности, интеллектуальные продукты, стимулирующие развитие науки и техники. Профессионально и творчески настроенная студенческая молодежь способна к генерированию новых, продуктивных идей и проектов, созданию новой продукции, предназначенной для применения и использования в различных сферах жизнедеятельности человека. Тем самым элитизирующая среда вуза создает благоприятные условия для самореализации и самоактуализации будущего специалиста;

— специально организованная деятельность осуществляется не стихийно, а в процессе профессионального становления личности, через усвоение общеобразовательных и профессиональных компетенций и практической реализации полученных знаний; воспитательной работы, направленной на расширение культурно-исторического, социально-политического, экономического, национально-религиозного, экологического кругозора.

8. Мировоззренческая. Отражает необходимость формирования у студентов элито-ориентированного мировоззрения личности, становление которого невоз-

можно без вышеописанных составляющих элитизирующей среды. Следовательно, слаженное взаимодействие всех составляющих является залогом успешного развития данного типа мировоззрения, раскрываемого через ряд составляющих:

— когнитивную, отражающую способы познания современных общественных отношений и природного мира, закономерностей развития науки и техники, понимание сущности глобализирующегося мира и информационного пространства;

— эмоционально-волевую, отражающую уровень развитости эмоционального интеллекта и волевых усилий личности при принятии решений, возложении на себя ответственности, внедрении инициатив, а также раскрывающая степень саморегуляции человека особенно в экстремальных условиях;

— ценностную, раскрывающую сущность самоценности как отдельно взятого человека или общества, так и окружающей нас природы или планеты в целом. Элита должна нести персональную ответственность за разумное сохранение всего живого на земле, за сохранение духовных и культурных ценностей, за сохранение традиций и исторического наследия наших предков;

— мотивационную, побуждающую человека к созидательно-преобразовательной и охранно-сберегающей деятельности, а также активно стимулирующую процессы самообразования, саморазвития, самовоспитания и, наконец, самоактуализации личности;

— поведенческую, отражающую степень осознанности личностью ответственности за свою профессиональную и общественную деятельность, за последствия принимаемых решений, за людей, находящихся в подчинении, за политический выбор и социальную активность и пр.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Иващенко А.В., Чхиквадзе Т.В. Специфика проявления духовности у студентов с различной профессиональной направленностью // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 1. — С. 50—57. [Ivashchenko A.V., Chkhikvadze T.V. Spetsifika proyavleniya dukhovnosti u studentov s razlichnoy professional'noy naprav-lennost'yu // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2012. — № 1. — S. 50—57.]

[2] Карабущенко Н.Б. Элитологическая культура личности: психологические основания // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2012. — № 3. — С. 12—15. [Karabushchenko N.B. Elitologicheskaya kul'tura lichnosti: psikhologicheskiye osnovaniya // Vestnik RUDN. Seriya «Psikhologiya i pedagogika». — 2012. — № 3. — S. 12—15.]

[3] Карабущенко Н.Б., Пилишвили Т.С. Специфика активности преподавателей и студентов РУДН в контексте элитологического формирования личности // Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2013. — № 1. — С. 202—208. [Karabushchenko N.B., Pilishvili T. S. Spetsifika aktivnosti prepodavateley i studentov RUDN v kontekste elito-logicheskogo formirovaniya lichnosti // Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kul'tura. — 2013. — № 1. — S. 202—208.]

COMPONENTS OF ELITIZING EDUCATIONAL AND PEDAGOGICAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL

N.B. Karabuschenko, T.S. Pilishvili, T.V. Chkhikvadze

Department of Psychology and Pedagogics Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The need of creating an elitilizing educational and pedagogical environment of the university is substantiated in the paper. There are analyzed such equal ranking components as psycho-didactic, educational, spatially-material, social, psycho-physiological, cultural-aesthetic, creative activity-based, worldview components.

Key words: elitilizing environment, professional activity, potential, training and educational activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.