Научная статья на тему 'Составление квалиметрических материалов оценивания уровня сформированности компетенции'

Составление квалиметрических материалов оценивания уровня сформированности компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СПЕЦИАЛИТЕТ / ЭЛЕКТРОНИКА / СХЕМОТЕХНИКА / ASSESSMENT OF COMPETENCE FORMATION / EDUCATIONAL STANDARD / SPECIALTY / ELECTRONICS / CIRCUITRY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еськов Александр Васильевич, Кирюшин Иван Иванович

В статье рассмотрены вопросы составления и оценки уровня освоения компетенции ОПК-1 по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, формируемой дисциплинами «Физика», «Математика», «Прикладная математика», преподаваемыми в вузах системы МВД России. В частности, показан принцип выбора тем изучаемой дисциплины, основанных на уровне освоения предшествующих дисциплин. Используя описанный в работе подход к составлению вопросов теста, можно повысить эффективность и достоверность оценивания уровня сформированности компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еськов Александр Васильевич, Кирюшин Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Composition of qualimetric materials assessment of the level of formation of competence

The article addresses the issues of compilation and assessment of the level of development of the competence of the OPK-1 specialty 10.05.05 Security of information technologies in law enforcement, formed by the disciplines Physics, Mathematics, Applied Mathematics taught in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In particular, the principle of the choice of topics of the studied discipline, based on the level of development of previous disciplines, is shown. Using the approach to the compilation of test questions described in the work, it is possible to increase the efficiency and reliability of the assessment of the level of formation of competencies.

Текст научной работы на тему «Составление квалиметрических материалов оценивания уровня сформированности компетенции»

УДК 378.147

© Еськов А. В., Кирюшин И. И., 2018

СОСТАВЛЕНИЕ КВАЛИМЕТРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОЦЕНИВАНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ

КОМПЕТЕНЦИИ

В статье рассмотрены вопросы составления и оценки уровня освоения компетенции ОПК-1 по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, формируемой дисциплинами «Физика», «Математика», «Прикладная математика», преподаваемыми в вузах системы МВД России. В частности, показан принцип выбора тем изучаемой дисциплины, основанных на уровне освоения предшествующих дисциплин. Используя описанный в работе подход к составлению вопросов теста, можно повысить эффективность и достоверность оценивания уровня сформированности компетенций.

Ключевые слова: оценка сформированности компетенций; образовательный стандарт; специалитет; электроника; схемотехника.

© Eskov A. V, Kiryushin I. I, 2018

COMPOSITION OF QUALIMETRIC MATERIALS ASSESSMENT OF THE LEVEL OF FORMATION OF COMPETENCE

The article addresses the issues of compilation and assessment of the level of development of the competence of the OPK-1 specialty 10.05.05 Security of information technologies in law enforcement, formed by the disciplines Physics, Mathematics, A p-plied Mathematics taught in universities of the Ministry of Internal Affairs of Rus sia. In particular, the principle of the choice of topics of the studied discipline, based on the level of development of previous disciplines, is shown. Using the approach to the compilation of test questions described in the work, it is possible to increase the efficiency and reliability of the assessment of the level offormation of competencies.

Keywords: assessment of competence formation; educational standard; specialty; electronics; circuitry.

Министр внутренних дел РФ генерал полиции В. А. Колокольцев на расширенном заседании коллегии МВД России 28 февраля 2018 г. отме-

тил: «На низком уровне находится раскрываемость преступлений против собственности, совершаемых

с использованием компьютерных и

телекоммуникационных технологий. Это именно те противоправные деяния, от которых в наибольшей степени сегодня страдают граждане» [11]. Очевидно, что раскрываемость преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, определяется профессионализмом сотрудников ОВД: наличием специальных познаний в 1Т-сфере, понимания принципов работы коммуникационных устройств, опыта раскрытия преступлений с использованием ОРМ «Получение компьютерной информации».

Одной из востребованных на сегодняшний день специальностей выпускников вузов МВД России, является специальность 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере. С утверждением и вступлением в законную силу федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 10.05.05 [7] в 2016 г., повысился акцент на обладание выпускниками различных компетенций, с одновременным уходом от освоения учебных дисциплин. В VI главе в таблице приводится структура программы специалитета, состоящая из трех блоков: дисциплины, практики и государственной итоговой аттестации с указанием объема программы в зачетных единицах. В отличие от предыдущего ФГОС по специальности 090915.65 Безопасность информационных технологий в правоохранитель-

ной сфере [6], в данном стандарте по специальности 10.05.05 такие дисциплины, как «Физика», «Математика» не указаны, не указаны и проектируемые результаты их освоения. Набор дисциплин из базовой части программы специалитета организация высшего образования определяет самостоятельно в установленном ФГОС объеме. Таким образом, упоминание дисциплины «Физика» в ныне действующем стандарте содержится в описании общепрофессиональных компетенций, а именно — в ОПК-1 «способность выявлять естественнонаучную су щ-ность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности и использовать общенаучные методы, законы физики, математический аппарат, методы моделирования и прогнозирования развития процессов и явлений при решении профессиональных задач» [7]. В предыдущем ФГОС имелась компетенция с точно такой же формулировкой, но она относилась к общекультурным компетенциям ОК-14 [6]: компетенция ОК-14 из общекультурной перешла в общепрофессиональную ОПК-1.

В настоящее время в специальной литературе можно найти несколько определений понятия общекультурной компетенции [3; 5; 12]. В результате их анализа видно, что понятие общекультурной компетенции многогранно и состоит из нескольких компонентов, начиная от способности обучаемого ориентироваться в

большом числе первоисточников культуры до способности объяснять явления окружающей действительности, как природных, так и социальных и общественно-политических [5].

Определение понятия профессиональной компетенции весьма разнообразно [2]. Наиболее полно отражается профессиональная компетенция как способность применять знания, умения для успешной деятельности: способность работать самостоятельно, способность брать на себя ответственность, готовность замечать проблемы и искать пути их решения, умение анализировать новые ситуации и применять знания для такого анализа [1].

Понятие общепрофессиональной компетенции тесно связано с понятием профессиональных компетенций и характерно для всех видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специали-тета. Из способности ориентироваться, объяснять компетенция перешла в способность применять, работать самостоятельно, брать на себя ответственность.

Такой подход к образовательному процессу приводит к разработке вузами системы диагностики освоения обучаемыми соответствующих компетенций [4; 8]. Освоение компетенций в результате освоения программы спе-циалитета должно происходить по мере освоения курсантом соответствующей компетенции учебной дисциплины.

Для освоения учебной дисциплины, идущей в рабочем учебном плане по времени обучения за уже освоенными дисциплинами, и в результате обладания обучаемыми некоторыми компонентами изучаемой компетенции в вузе проводится оценка сфор-мированности компетенции по квали-метрическим материалам, например, по тестам. При оценке сформирован-ности компетенции из учебной программы дисциплины необходимо выбрать те темы, для успешного изучения которых нужно освоение предшествующих дисциплин. Например, для освоения дисциплины «Электроника и схемотехника» (ПК-1, ПК-26) обучающийся должен освоить дисциплины: «Физика» и «Математика» (ОПК-1), пример взаимосвязи учебного материала, необходимого для изучения дисциплины «Электроника и схемотехника» приведен в таблице 1.

Физика важна для изучения физических основ функционирования механизмов образования технических каналов утечки информации и в то же время для понимания принципа работы устройств блокировки каналов утечки информации. На последующих курсах на основе полученных знаний по физике и математике обучаемые изучают следующие дисциплины: «Электроника и схемотехника», «Основы электро-, радиоизмерений», «Инженерно-техническая защита информации», «Специальная техника органов внутренних дел», «Системы

связи», «Теория электрической связи». К задачам дисциплины «Физика» можно отнести изучение основных физических явлений и законов физики, методов физического исследования; выработку приемов и навыков решения конкретных задач из разных областей физики, помогающие в дальнейшем решать инженерно-технические задачи в сфере получения, хранения и защиты информации; ознакомление с современной научной аппаратурой для выработки навыков проведения экспериментальных науч-

В соответствии с учебной программой на дисциплину «Физика» отводится 170 часов аудиторных занятий, 118 часов отведено на самостоятельную работу. Практически каждая тема традиционно начинается с лекции, затем следуют практические занятия, по некоторым темам преду-

ных исследований различных физических явлений с оценкой погрешностей измерений, связанных с разнообразными каналами утечки информации. Также можно добавить стремление сформировать у обучаемых научное мышление и мировоззрение, в части, касающейся правильного понимания границ применимости различных физических понятий, законов, теорий, и умение оценивать степень достоверности результатов, полученных с помощью экспериментальных или математических методов исследования.

смотрен лабораторный практикум, состоящий в настоящее время из 17 работ в учебной лаборатории физики. На некоторых практических занятиях в классах с ЭВМ используется виртуальная образовательная лаборатория «Физикон» [9]. Кроме того, имеется ряд лабораторных комплектов по

Таблица

Учебный материал, необходимый для изучения дисциплины «Электроника и схемотехника».

Электроника и схемо- Физика Математика

техника

Параметры переменного тока Период, частота, фаза, амплитуда, напряжение, электрический ток Понятие, представление, график функции

Действующее значение Закон Джоуля-Ленца Тригонометрические фор-

силы тока мулы, интегрирование

Линейные элементы Закон Ома, сдвиг фаз, График функции, ком-

электрических цепей сопротивление, времен- плексные числа, диффе-

ные диаграммы ренцирование

физике производства ООО «Химлабо» (г. Москва) [1 0], среди которых лабораторные комплекты по механике, квантовым явлениям, электродинамике и по оптике. Также имеются лабораторные наборы производства ООО «Светоч» (г. Самара), в частности, по механике, и некоторые электроизмерительные приборы.

Важная роль в педагогическом процессе отводится виртуальному учебно-методическому кабинету физики. К настоящему моменту во многих вузах разработаны и с успехом применяются подобные образовательные ресурсы: Томский политехнический университет, Новосибирский государственный технический университет, МГТУ им. Баумана, МГУ, МФТИ и др. Имеющиеся в открытом для обучающихся доступе ресурсы содержат теоретическую часть, примеры решения задач и оформления лабораторных работ.

Оценка уровня освоения обучающимися соответствующих компетенций осуществляется методом тестирования в два этапа: после изучения соответствующей дисциплины (итого-

Литература

1. Гайнеев, Э. Р. Компонентностный подход в реализации ФГОС // Методист. — 2013. — № 8. — С. 44.

2. Захарова, Е. В. Понятие профессиональных компетенций и условия их формирования на уроках учебной практики (на примере реализации профессии 260807.01 «Повар, кондитер» на базе политехнического центра № 5» с. Горнозаводска) // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и

вый тест) и спустя год после изучения дисциплины (тест остаточных знаний), а также тест после изучения компетенции после изучения всех дисциплин, реализующих компетенцию. Уровень освоения дисциплины обучаемый может проверить тестированием до прохождения итоговой аттестации. Предусмотрено три уровня освоения: высокий, средний и низкий.

В настоящей работе описан опыт составления и оценки уровня освоения компетенции ОПК-1 по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере, формируемой дисциплинами «Физика», «Математика», «Прикладная математика», преподаваемыми в вузах системы МВД России. В частности, показан принцип выбора тем изучаемой дисциплины, основанных на уровне освоения предшествующих дисциплин. Используя описанный в работе подход к составлению вопросов теста, можно повысить эффективность и достоверность оценивания уровня сформированности компетенций.

психологии : сб. ст. по матер. ШУ междунар. науч.-практ. конф. № 7(53). — Новосибирск: СибАК, 2015.

3. Лебедев, О. Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы // Педагогика. — 2008. — № 2.

4. Литвинов, В. А. К вопросу об автоматизации измерения умений по дисциплинам практической направленности / Литвинов В. А., Баумтрог В. Э. // Современное образование. — 2017. — № 1. — С. 144-152.

5. Нигматзянова, Г. Х. Структура и содержание общекультурных компетенций студента // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 2 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://human.snauka.ru/2014/02/5851 (дата обращения: 02.10.2018).

6. Приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 № 132 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 090915.65 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moeobrazovanie.ru/data/dir_specs_files/1883/dir_specs_1883.pdf (дата обращения: 02.10.2018).

7. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 № 1612 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 10.05.05 Безопасность информационных технологий в правоохранительной сфере (уровень специалитета)» [Электронный ресурс] Режим доступа: Ы^://минобрнауки.рф/документы/9583/файл/8272/ Приказ %20№ %201612 %20от %2019.12.2016.pdf 2019.12.2016.pdf (дата обращения: 02.10.2018).

8. Родыгина, Т. А. Квалиметрические основы диагностики общепрофессиональных компетенций / Родыгина Т. А., Белова Г. М. // Теория и практика общественного развития. — 2014. — № 7. — С. 92-96.

9. Сайт компании «Физикон» — разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов [Электронный ресурс] Режим доступа: http://physicon.ru (дата обращения: 02.10.2018).

10. Сайт ООО «Химлабо» разработка и производство учебного оборудования для школ [Электронный ресурс] Режим доступа: www.himlabo.ru (дата обращения: 02.10.2018).

11. Сайт электронной газеты Вольские новости [Электронный ресурс] Режим доступа: http://volsk-news.ru/index.php/component/k2/tag/Путин?start=10 (дата обращения: 02.10.2018).

12. Троянская, С. Л. Общекультурная компетентность: опыт определения и структурирования // Культурно-историческая психология. — 2008. — № 2. — С. 19-23.

Сведения об авторах

Еськов Александр Васильевич: Краснодарский университет МВД России (г. Краснодар, Российская Федерация), доктор технических наук, доцент, профессор кафедры информационной безопасности. E-mail: alesc72@mail.ru

Кирюшин Иван Иванович: Барнаульский юридический институт МВД России (г. Барнаул, Российская Федерация), преподаватель кафедры информатики и специальной техники. E-mail: kii22@rambler.ru

Information about authors

Eskov Aleksandr Vasilyevich: Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnodar, Russia), professor of Information Security Chair, doctor of technical sciences, assistant professor. E-mail: alesc72@mail.ru Kiryushin Ivan Ivanovich: Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul, Russia), lecturer of Chair of Informatics and Special Technology. E-mail: kii22@rambler.ru

УДК 343.825

© Ивашко Н. Н., 2018

КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА КАК ФОРМА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСУЖДЕННЫХ

В статье проанализированы особенности организации культурно-массовой работы с осужденными. В комплексе воспитательной работы с осужденными важное значение отводится культурно-массовой работе.

В содержание культурно-массовой работы с осужденными входят различные мероприятия, направленные на формирование у них общепринятых норм морали, разумных потребностей и интересов, повышение культурного уровня, выработку умения вести себя правильно на производстве и в быту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.