Научная статья на тему 'СОСТАВЛЕНИЕ АВАТАРА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПО АСПЕКТАМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ'

СОСТАВЛЕНИЕ АВАТАРА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПО АСПЕКТАМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
208
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аватар / невербальное общение / паралингвистика / кинесика / окулесика / профиль / avatar / non-verbal communication / paralinguistics / kinesics / oculesics / profile

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т.Н. Внучкова, Л.М. Комиссарова, К.А. Янчевская

Аватар представляет собой образ идеального клиента. Подходы к описанию аватара – актуальный вопрос для специалистов сферы рекламы и связей с общественностью. Статья основана на методике Крейдлина, базирующейся на описании десяти аспектов невербального общения, например: паралингвистика, кинесика, окулесика и другие. Авторами статьи разработаны инструкции и вопросники для изучения каждого из аспектов невербальной коммуникации. Инструкции были предложены студентам специальности «Реклама и связи с общественностью» для описания аватара представителя целевой аудитории. В соответствии с названными выше инструкциями были проведены исследования (в статье приведен пример одного исследования). Практика описания аватара по критериям невербальной коммуникации помогает студентам развивать навыки наблюдения и описания целевой аудитории, что положительно влияет на развитие коммуникативных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Т.Н. Внучкова, Л.М. Комиссарова, К.А. Янчевская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DRAWING AN AVATAR OF A TARGET AUDIENCE REPRESENTATIVE ON ASPECTS OF NON-VERBAL COMMUNICATION AS A METHOD OF INCREASING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPECIALIST IN ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS

An avatar is an image of an ideal client. Approaches to describing an avatar is a topical issue for specialists in the field of advertising and public relations. The article is based on Kreidlin’s methodology. The methodology is based on the description of ten aspects of non-verbal communication. For example, paralinguistics, kinesics, oculesics, other. The authors of the article have developed instructions and questionnaires to study each of the aspects of non-verbal communication. Instructions were offered to students of the specialty “Advertising and Public Relations”. Students conducted research based on this instruction and questionnaires. An example of one study is shown in the article. This practice helps students develop skills in observing and describing the target audience. The practice of describing the author has a positive effect on the development of communicative competencies.

Текст научной работы на тему «СОСТАВЛЕНИЕ АВАТАРА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПО АСПЕКТАМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

ними. В связи с тем, что в упражнениях были даны длинные слова, а на начальном этапе их трудно правильно читать, мы требовали от учащихся только определения места ударения в слове. После того, как они правильно определяли место ударения, мы читали им все слова, чтобы учащиеся на слух ощутили ритмические характеристики слов с этими морфемами-индикаторами. Часть 3. Акцентологические морфемы-индикаторы Задание 1. Прочитайте следующие слова. Обратите внимание на место ударения:

большой, знание, высказать, учитель; химический, китаянка, волчонок, отказывать; выступить, механизм, аудитория, слоговой [10, с. 21 - 27]. Задание 2. Определите место ударения следующих слов. Попробуйте их прочитать:

теоретический, выполнить, лингвокультурология, музыкальный; россиянин, фонетический, достопримечательность; социализм, психология, исследование, интернациональный; приспосабливаться, смысловой, орфографический, христианин; деепричастие, творительный, морфологический, библиография [10, с. 21 - 27]. В процессе обучения мы отметили, что учащимся трудно запомнить все правила за такое короткое время. Это означает, что в дальнейшем следует продолжить выполнение этих упражнений.

Настоящая работа представляет собой комплексное изучение ритмической структуры русского слова с целью определения лучших методов обучения иностранных учащихся русскому произношению. Мы представили классификацию русских гласных звуков, описали позиционные и комбинаторные изменения русских гласных. Таким образом, мы получили главные результаты: в русском слове слоги объединяются словесным ударением, которое является свободным и

разноместным, а по своей фонетической природе - длительным, динамическим. Ударный гласный - наиболее длительный и интенсивный, безударные гласные -менее длительные и менее интенсивные, в результате чего меняют количество и качество звучания. На произношение гласного звука оказывают влияние соседние согласные звуки.

Мы описали процесс обучения явлению подвижности русского словесного ударения, рассмотрели акцентологические схемы при изучении собственно подвижного ударения и акцентологические морфемы-индикаторы в словообразовательных моделях. Таким образом, мы сделали выводы, что при обучении ритмической структуре русского слова ритмические модели помогают учащимся в овладении произношением ударного слога и безударных слогов в слове. Акцентологические схемы и морфемы-индикаторы помогают учащимся запомнить место ударения.

Прежде всего мы проанализировали два учебника русского языка для иностранных учащихся уровня А1 с точки зрения представленности обучения ритмической структуре русского слова: 1) «Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень)»; 2) «Прогресс: учебник русского языка (элементарный уровень)». Также составили фонетические упражнения по обучению иностранных студентов ритмической структуре русского слова и провели экспериментальный урок с китайскими учащимися. Затем проанализировали проведенный урок. Главный вывод, который мы сделали после проведенного урока, - это необходимость и возможность обучения ритмической структуре русского слова иностранных учащихся (уровень А1).

В силу того, что китайским учащимся необходимы знания о ритмической структуре русского слова, данная работа имеет большое значение в практике обучения китайских учащихся русскому произношению. В будущем исследование может быть продолжено.

Приложение

Таблицы склонения существительных (с образцом)

Именительный падеж 1 Родительный падеж 2 Дательный падеж 3 Винительный падеж 4 Творительный падеж 5 Предложный падеж 6

ж рука руки руке руку рукой (о) руке

руки рук рукам руки руками (о) руках

Библиографический список

1. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Сафронова М.В., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка (элементарный уровень). 6-е издание. Санкт-Петербург: Златоуст; Москва: ЦМО МГУ, 2010.

2. Соболева Н.И., Волков С.У, Иванова А.С., Сучкова Г.А. Прогресс. Элементарный уровень: Прогресс: учебник русского языка. Издание 3-е, исправленное и дополненное. Москва: Издательство РУДН, 2006.

3. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В. Современный русский язык. Москва: Издательство «Юрайт», 2020.

4. Митина ГВ., Тимошенко Е.В. Методика изучения фонетики в начальном курсе русского языка на основе функционального подхода. Начальная школа. 2017; № 6: 32 - 37.

5. Митина Т.Г. Русские словообразовательные модели в пособии по языку специальности для иностранцев. Альманах современной науки и образования. 2013; № 12 (79):138 - 140.

6. Струкова Т.А. Методические рекомендации преподавателю РКИ по обучению графике и основам фонетики. Современные технологии обучения русскому языку как иностранному. Киров: ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС»». 2017: 229 - 235.

7. Сюй Л. О словесном ударении и речевом ударении. Преподаватель XXI век. 2014; № 4-2: 361 - 367.

8. Шутова М.Н. Методика обучения иностранных студентов русскому ударению как средству общения. Русский язык за рубежом. Серия: Упражнения: от знаний к учениям и навыкам. 2008; № 6: 18 - 23.

9. Шутова М.Н. Фонетические упражнения на уроках РКИ. Русский язык за рубежом. Серия: Упражнения: от знаний к учениям и навыкам. 2017. № 2: 15 - 17.

10. Шутова М.Н., Орехова И.А. Фонетический аспект в методике преподавания русского языка как иностранного. Русистика. 2018; № 3: 21 - 27.

References

1. Antonova V.E., Nahabina M.M., Safronova M.V., Tolstyh A.A. Doroga v Rossiyu: uchebnik russkogo yazyka ('elementarnyj uroven'). 6-e izdanie. Sankt-Peterburg: Zlatoust; Moskva: CMO MGU, 2010.

2. Soboleva N.I., Volkov S.U., Ivanova A.S., Suchkova G.A. Progress. 'Elementarnyj uroven': Progress: uchebnik russkogo yazyka. Izdanie 3-e, ispravlennoe i dopolnennoe. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2006.

3. Lekant P.A., Dibrova E.I., Kasatkin L.L., Klobukov E.V. Sovremennyjrusskijyazyk. Moskva: Izdatel'stvo «Yurajt», 2020.

4. Mitina G.V., Timoshenko E.V. Metodika izucheniya fonetiki v nachal'nom kurse russkogo yazyka na osnove funkcional'nogo podhoda. Nachal'naya shkola. 2017; № 6: 32 - 37.

5. Mitina T.G. Russkie slovoobrazovatel'nye modeli v posobii po yazyku special'nosti dlya inostrancev. Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2013; № 12 (79):138 - 140.

6. Strukova T.A. Metodicheskie rekomendacii prepodavatelyu RKI po obucheniyu grafike i osnovam fonetiki. Sovremennye tehnologiiobucheniya russkomuyazyku kakinostrannomu. Kirov: OOO «Izdatel'stvo «Raduga-PRESS»». 2017: 229 - 235.

7. Syuj L. O slovesnom udarenii i rechevom udarenii. Prepodavatel'XXI vek. 2014; № 4-2: 361 - 367.

8. Shutova M.N. Metodika obucheniya inostrannyh studentov russkomu udareniyu kak sredstvu obscheniya. Russkij yazykza rubezhom. Seriya: Uprazhneniya: ot znanij k ucheniyam i navykam. 2008; № 6: 18 - 23.

9. Shutova M.N. Foneticheskie uprazhneniya na urokah RKI. Russkij yazyk za rubezhom. Seriya: Uprazhneniya: ot znanij k ucheniyam i navykam. 2017. № 2: 15 - 17.

10. Shutova M.N., Orehova I.A. Foneticheskij aspekt v metodike prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo. Rusistika. 2018; № 3: 21 - 27.

Статья поступила в редакцию 31.03.21

УДК 378

Vnuchkova T.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Medical University (Barnaul, Russia), E-mail: t.vnuchkova@mail.ru Komissarova L.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: lkomissarova@yandex.ru Yanchevskaya K.A., Cand. of Sciences (philology), senior lecturer, Altai State University (Barnaul, Russia), E-mail: ksenia_yanshevskaya@mail.ru

DRAWING AN AVATAR OF A TARGET AUDIENCE REPRESENTATIVE ON ASPECTS OF NON-VERBAL COMMUNICATION AS A METHOD OF INCREASING THE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A SPECIALIST IN ADVERTISING AND PUBLIC RELATIONS. An avatar is an image of an ideal client. Approaches to describing an avatar is a topical issue for specialists in the field of advertising and public relations. The article is based on Kreidlin's methodology. The methodology

is based on the description of ten aspects of non-verbal communication. For example, paralinguistics, kinesics, oculesics, other. The authors of the article have developed instructions and questionnaires to study each of the aspects of non-verbal communication. Instructions were offered to students of the specialty "Advertising and Public Relations". Students conducted research based on this instruction and questionnaires. An example of one study is shown in the article. This practice helps students develop skills in observing and describing the target audience. The practice of describing the author has a positive effect on the development of communicative competencies.

Key words: avatar, non-verbal communication, paralinguistics, kinesics, oculesics, profile.

Т.Н. Внучкова, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул, E-mail:t.vnuchkova@mail.ru

Л.М. Комиссарова, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: lkomissarova@yandex.ru

К.А. Янчевская, канд. филол. наук, доц., Алтайский государственный университет, г. Барнаул, E-mail: ksenia_yanshevskaya@mail.ru

СОСТАВЛЕНИЕ АВАТАРА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ЦЕЛЕВОЙ АУДИТОРИИ ПО АСПЕКТАМ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО РЕКЛАМЕ И СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

Аватар представляет собой образ идеального клиента. Подходы к описанию аватара - актуальный вопрос для специалистов сферы рекламы и связей с общественностью. Статья основана на методике Крейдлина, базирующейся на описании десяти аспектов невербального общения, например: паралингвистика, кинесика, окулесика и другие. Авторами статьи разработаны инструкции и вопросники для изучения каждого из аспектов невербальной коммуникации. Инструкции были предложены студентам специальности «Реклама и связи с общественностью» для описания аватара представителя целевой аудитории. В соответствии с названными выше инструкциями были проведены исследования (в статье приведен пример одного исследования). Практика описания аватара по критериям невербальной коммуникации помогает студентам развивать навыки наблюдения и описания целевой аудитории, что положительно влияет на развитие коммуникативных компетенций.

Ключевые слова: аватар, невербальное общение, паралингвистика, кинесика, окулесика, профиль.

Описание аватара представителя целевой аудитории - актуальная методика, применяющаяся в продвижении, маркетинге, рекламе, в сферах активного взаимодействия корпоративного сектора с общественностью. Аватар - это образ идеального клиента, представителя целевой аудитории. Студенты - будущие специалисты, обучающиеся по перечисленным выше направлениям, должны обладать навыками описания и интерпретации представителей целевой аудитории. Для этого необходима «насмотренность», навыки наблюдения, описания, классификации, систематизации и интерпретации; в целом студенты должны развивать различные аспекты коммуникативной компетенции. Современные научно-популярные источники, особенно в лице маркетологов, представляют богатый материал, описывают те или иные аспекты невербальной коммуникации [1 - 4]. В то же время работ, предлагающих доступную методику работы с авата-ром по аспектам невербальной коммуникации, немного.

Методика, представленная в данной статье, основана на описании 10 аспектов невербальной коммуникации, охарактеризованных в работе Г.Е. Крейдлина «Невербальная семиотика» [5, с. 22]. Назовём данные аспекты:

1. Паралингвистика (наука о звуковых кодах невербальной коммуникации).

2. Кинесика (наука о жестах и жестовых движениях, жестовых процессах и жестовых системах).

3. Окулесика (наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения).

4. Аускультация (наука о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации).

5. Гаптика (наука о языке касаний и тактильной коммуникации).

6. Гастика (наука о знаковых и коммуникативных функциях пищи и напитков, о приеме пищи, о культурных и коммуникативных функциях снадобий и угощений).

7. Ольфакция (наука о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации).

8. Проксемика (наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях).

9. Хронемика (наука о времени коммуникации, о его структурных, семиотических и культурных функциях).

10. Системология (наука о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации).

В соответствии с названными выше аспектами для студентов была разработана инструкция по формированию профайла представителя целевой аудитории по каждому из аспектов. В качестве примера приведем инструкции и вопросы к составлению профайла трёх аспектов.

Инструкция по формированию профайла:

1. Выберите персону для наблюдения и описания.

2. Составьте банк аудиозаписей персоны (телефонные разговоры, декламационное чтение, обычный разговор). Составьте фото- и видеобанк персоны. Важно, чтобы материал для наблюдения включал говорение в различных коммуникативных ситуациях - официальных, дружеских, с различными по полу, статусу, возрасту и т.д. собеседниками.

3. Ответьте на вопросы к разделу профайла.

4. На основе наблюдения сделайте выводы о персональных особенностях по этому аспекту невербальной коммуникации.

Вопросы к составлению профайла по разделу «Паралингвистика» включали в себя, например, такие:

1. Какая высота голоса?

2. Каков диапазон голоса?

3. Каков тембр голоса? Описание дается через прилагательные, описывающие субъективные впечатления от голоса.

4. Насколько развит интонационный словарь? (Монотонная - ситуативно обусловлена - интонационно богатая).

5. Каков темп речи в обычном состоянии? (Медленный - нормальный -быстрый).

6. Какова сила голоса в обычном состоянии? (Тихий - нормальный - громкий).

7. Меняется ли интонация, скорость речи, высота и сила голоса в зависимости от социального статуса собеседника?

8. Есть ли особенности произношения, указывающие на место проживания?

9. Владеет ли описываемый интонацией, передающей иронию, сарказм, сложные оттенки смысла?

10. Владеет ли описываемый паузацией речи? Есть ли особенности пауза-ции? Чем они обусловлены?

11. Свойственна ли описываемому особая манера произнесения отдельных слов и высказываний, игра голосом?

12. Свойственно ли описываемому заполнять паузы различными звуками?

При описании данного аспекта невербальной коммуникации предлагалось

обращать внимание на различные параметры звучания, квалификаторы, дифференциаторы, альтернанты.

Далее предлагалось проделать аналогичную работу по аспекту «Кинеси-

ка».

Вопросы и задания к составлению профайла по разделу «Кинесика»:

1. Отметьте и опишите наиболее характерные жесты описываемой персоны. Какие они по типу - эмблемы, иллюстраторы или регуляторы?

2. Насколько конгруэнтна мимика, жесты и позы вербальной коммуникации? Оцените по шкале: в основном конгруэнтна - иногда наблюдается неко-груэнтность в ситуациях.... (описать ситуации) - некогруэнтность наблюдается относительно часто (укажите, по каким причинам, на ваш взгляд, это происходит).

3. Насколько богат кинетический словарь описываемой личности? Богат: используются все типы жестов, в мимике задействованы все зоны лица, позы способны выражать разнообразные состояния персоны. Беден: используются стандартные жесты, работает одна мимическая зона (первая треть, вторая или третья), тело скованно, не отображает внутреннее состояние персоны.

4. Имеются ли у описываемой персоны индивидуальные (не повторяющиеся у других людей, нестандартные) жесты, мимические выражения, позы? Какие именно? Какие значение они передают, на ваш взгляд?

5. Насколько владеет описываемая персона иконическими жестами? Являются ли они частью повседневного жестового поведения?

6. Как часто описываемая персона использует адапторы? Что это за адаптеры? На что указывает данная черта невербального поведения?

7. Как часто описываемая персона использует молчание как коммуникативный знак, что-либо обозначающий? Если да, то что оно обозначает?

8. Есть ли в жестовом, мимическом и позовом поведении описываемой персоны культурно и национально инородные жесты, мимика и позы? Из какой культуры они заимствованы?

9. Свойственны ли описываемой персоне детские жесты и мимика? Какие именно? На какие личностные характеристики они указывают?

10. Встречаются ли в невербальном поведении описываемой персоны жесты, мимика и позы, которые в бОльшей степени свойственны противоположному полу? По каким причинам и с какой целью они используются?

11. Насколько владеет описываемая персона этикетными жестами? Являются ли они частью повседневного жестового поведения?

12. Какие позы наиболее часто принимает избранная персона? Опишите или схематично нарисуйте их.

13. Насколько персона владеет этикетом на уровне позового поведения? Встречаются ли в невербальном поведении «неприличные», запрещенные этикетом жесты и позы?

14. Опишите в 10 прилагательных походку избранной персоны.

15. Свойственно ли избранной персоне притворство, неумеренное поведение, неловкость?

16. Какие из семи эмоций наиболее часто выражает мимика персоны? Проставьте баллы от одного до семи в порядке убывания частоты от наиболее частой (7) до наименее частой (1). (1) радость/счастье; (2) удивление/изумление; (3) страх; (4) отвращение/презрение; (5) печаль; (6) гнев/ярость; кроме того, он причислил к эмоциям и (7) интерес/любопытство.

17. Опишите в 5 прилагательных улыбку избранной персоны.

Вопросы и задания к составлению профайла по разделу «Окулесика»:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Охарактеризуйте поведение персоны с точки зрения окулесики в целом? Является ли взгляд активным средством коммуникации? Свойственно ли персоне смотреть в глаза собеседнику или же он избегает прямых взглядов? С чем это связано?

2. Какая из функций и соответствующих им смыслов глазного поведения преобладает у персоны: когнитивная, эмоциональная, контролирующая или регулятивная? Почему? Какими чертами личности это можно объяснить?

3. Владеет ли персона этикетом глазного поведения, то есть использует ли знание о культурных запретах и функциях взгляда в коммуникативном невербальном поведении?

4. Свойственно ли избранной персоне заменять слова взглядом? В каких ситуациях это происходит и почему?

5. Опишите 10 прилагательными характерный взгляд избранной персоны.

6. Наблюдается ли у персоны игровое глазное поведение? Какого рода это игра - гендерная (флирт), культурная, социальная? Опишите игровое глазное поведение избранной персоны.

7. Использует ли персона очки? С какой целью - коррекции зрения или имиджевой? В случае использования очков с целью создания образа какого эффекта ждет персона? Производит ли ношение очков желаемый эффект?

8. Пронаблюдайте, в какую сторону - правую или левую - отводит взгляд персона, когда ей задают вопрос, ответ на который требует раздумья. Сделайте вывод о доминировании полушария головного мозга.

9. Подберите образное сравнение, метафору к форме глаз и взгляду персоны.

10. Верит ли избранная персона в дурной глаз, в сглаз? Как это проявляется в глазном поведении?

Вопросы и задания к составлению профайла по разделу «Гаптика»:

1. Опишите особенности тактильного поведения наблюдаемой персоны: как она проявляет и учитывает в коммуникации возраст, пол, статус, религиозную принадлежность, национальную культуру, географию и среду обитания партнера? Использует ли какие-либо ритуалы приветствия и прощания? Если да, то опишите их и сформулируйте гипотезы о функции этих ритуалов.

2. Пользуется ли персона социальным правом на касание нижестоящего по социальному положению партнера по коммуникации?

3. Свойственно ли ему нарушать этическое предписание не касаться вышестоящего по рангу/статусу партнера?

4. В отношениях равных по статусу партнеров - дружбы, любви, близости - проявляет ли наблюдаемая персона тактильную инициативу или ей свойственна пассивная роль?

5. Владеет ли персона этическими тактильными нормами, к примеру, извиняется ли за случайное столкновение, касание?

6. Свойственно ли персоне тактильное любопытство? Любит ли она трогать, щупать незнакомые объекты?

7. Каков болевой порог у наблюдаемой персоны? Высокий - персона легко переносит физическую боль, низкий - высокая чувствительность к боли, даже к незначительной.

8. Приведите примеры из кино (жизни), где использовались бы нетрадиционные жесты и ритуалы приветствия и прощания.

9. Опишите стиль тактильного поведения наблюдаемой персоны.

Используя шкалу частотности (очень часто/относительно часто/относительно нечасто/нечасто/редко/очень редко), охарактеризуйте жесты приветствия -прощания по следующим шкалам: регламентированные - нерегламентирован-ные; традиционные - нетрадиционные (инновации); исконные - заимствованные; экспрессивные - неэкспрессивные; долгие - краткие; по форме - полные и редуцированные. С какими личностными особенностями это связано?

10. Опишите в пяти прилагательных рукопожатие наблюдаемой персоны.

Рассмотрим, как реализуется применение данной методики на примере

одной студенческой работы: «Невербальные аспекты коммуникации на примере профайла Слава Прохоров». Для проведения анализа студентка собрала портфолио фотографий, банк визуальных и аудионаблюдений. Банк материалов анализировался по описанной выше инструкции с помощью ключевых вопросов. Далее приведен пример анализа.

По аспекту «Кинесика» отмечается наличие характерных жестов-эмблем; мимика, жесты и позы вербальной коммуникации наиболее конгруэнтны при общении в неофициальной обстановке; неконгруэнтность наблюдается в основном при официальных ответах.

Кинетический словарь достаточно богат, используются все типы жестов, в мимике задействованы все зоны лица. Позы способны выражать разнообразные состояния. Отмечается, что у аватара нет индивидуальных (не повторяющихся у других людей, нестандартных) жестов, мимических выражений, поз. Отмечается, что аватар владеет иконическими жестами, использует их в повседневной жизни достаточно редко. Адапторы тела присутствуют чаще в сарказме, шутках.

Аватар использует молчание, в основном, когда не согласен или не заинтересован. Редко использует жесты из другой культуры, чаще применяют их в шуточной форме. Аватар использует этикетные жесты - они являются частью его повседневного жестового поведения.

Составителем аватара приводится такое описание характерной позы: «Использует часто следующие позы: сидя, ноги широко расставлены». Отмечается, что аватар этикетом на уровне позового поведения владеет достаточно хорошо, но иногда могут встречаться запрещенные жесты и позы.

Походка Аватара в 10 прилагательных: бойкая, верная, гибкая, торопливая, стремительная, расслабленная, упругая, размеренная, спешная, твердая.

Улыбка Автара в 5 прилагательных: лучезарная, глуповатая, задорная, насмешливая.

Аватару не свойственно притворство, все его поведение искренне. По субъективной 10-ти бальной системе оценивания различные эмоции шкалированы следующим образом: радость/счастье (7), удивление/изумление (5), страх (1), отвращение/презрение (2), печаль (3), гнев/ярость (4), интерес/любопытство (6).

По аспекту «Окулесика» исследователь сделал следующие наблюдения. Аватар достаточно часто использует взгляд как средство коммуникации. При разговоре он часто смотрит прямо в глаза, предположительно это связано с уверенностью. Чаще он использует когнитивную функцию глазного поведения; было замечено, что на сказанную ему информацию может отреагировать продолжительным зрительным контактом. За наблюдаемой персоной не было замечено владения этикетом глазного поведения. Аватару свойственно заменять слова взглядом, что может быть результатом негативной реакции на услышанную информацию.

Взгляд в 10 прилагательных: спокойный, апатичный, беззаботный, веселый, задорный, болезненный, вдумчивый, безразличный, встречный, грубый. Чаще всего при ответе на вопрос смотрит вверх. Глаза довольно большие и круглые, по форме напоминают щенячьи.

Данные по аспекту «Гаптика» выглядят следующим образом. Особенностей тактильного поведения замечено не было. Аватару не свойственно нарушать этическое предписание не касаться вышестоящего по рангу/статусу партнера. В тактильном поведении чаще пассивен, но иногда тактильную инициативу берет на себя. Если человек незнаком, аватар придерживается этических тактильных норм; если аватар хорошо знает человека, то ситуацию со столкновением он может превратить в шутку. Тактильного любопытства нет. Тактильное поведение наблюдаемой персоны спокойное.

По аспекту «Паралингвистика» был представлен следующий материал. Высота голоса - тенор. Диапазон в разговоре в пределах октавы. Субъективные впечатления от голоса: приятный, шелковый, яркие обертона в средних частотах, отсутствие сиббилянтов. Интонационный словарь ситуативно обусловлен, эмоциональная окраска подчеркивает содержимое произносимого.

Громкость голоса одинаково обычная. При разговоре с собеседником более высокого социального статуса интонация меняется, скорость речи, сила голова и высота остается прежней. Характерно произношение слов, условно относящихся к сибирскому диалекту, например, таких как «че» «ну».

Не были замечены изменения интонации, которые могут передавать иронию, сарказм. Паузация в речи преобладает во время обдумывания или ожидания подсказки, реакции. Особая манера произнесения отдельных слов и высказываний, а также игра голос наблюдаемой персоне не свойственна. Свойственно заполнять паузы звуками, такими как «ну», «э»».

Таким образом, деятельность по составлению аватара представителя целевой аудитории по аспектам невербальной коммуникации (с помощью предложенной авторами методики) может быть рассмотрена с двух сторон. Во-первых, можно отметить эффективность применения данной методики для развития профессиональных компетенций будущих специалистов сферы PR: повышенное внимание к коммуникативным проявлениям личности - потенциального представителя целевой аудитории, навыки сбора и интерпре-

Библиографический список

тации коммуникативного материала, фокусировка на деталях, комплексное использование анализа и синтеза, насмотренность. Во-вторых, в результате использования методики, представленной в статье, можно получить качественный, детально описанный, глубокий аватар представителя целевой аудитории, что, несомненно, ценно, когда речь идёт о коммуникативно ориентированных направлениях коммерческой и общественной деятельности.

1. Акишина А.А., Кано Х., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи. Лингвострановедческий словарь. Москва: Русский язык, 1991.

2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. Санкт-Петербург: «Питер», 1997.

3. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. Москва: «Наука», 1980.

4. Марцева Т.Г Коммерческий профайлинг как технология управления. Available at: https://cyberleninka.ru/article7n/kommercheskiy-profayling-kak-tehnologiya-upravleniya/ viewer

5. Крейдлин ГЕ. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. Москва: Новое литературное обозрение, 2002. References

1. Akishina A.A., Kano H., Akishina T.E. Zhesty imimika vrusskojrechi. Lingvostranovedcheskij slovar'. Moskva: Russkij yazyk, 1991.

2. Birkenbil V. Yazyk intonacii, mimiki, zhestov. Sankt-Peterburg: «Piter», 1997.

3. Gorelov I.N. Neverbal'nye komponenty kommunikacii. Moskva: «Nauka», 1980.

4. Marceva T.G. Kommercheskijprofajling kak tehnologiya upravleniya. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/kommercheskiy-profayling-kak-tehnologiya-upravleniya/viewer

5. Krejdlin G.E. Neverbal'naya semiotika: Yazyk tela i estestvennyj yazyk. Moskva: Novoe literaturnoe obozrenie, 2002.

Статья поступила в редакцию 15.04.21

УДК 378

Li Siyu, Cand. of Sciences (Philology), Fudan University (Shanghai, China), E-mail: wuliyanalisiyu@mail.ru

Wang Dengdeng, MA student, Volgograd State Social and Pedagogical University (Volgograd, Russia), E-mail: 79177297081wdd@gmail.com

THE PLACE OF ARTISTIC TEXT IN THE SYSTEM OF CONNECTED SPEECH TRAINING OF FOREIGN STUDENTS ON THE MATERIAL OF THE STORY "BEZHIN MEADOW" BY I.S. TURGENEV. The organization of the educational process in educational institutions in a multicultural environment has a number of features. Teaching the Russian language in a multilingual one is a complex, multifaceted process that combines fundamentally different approaches: functional (the formation of practical skills in Russian in all types of speech activity) and the actual subject (obtaining scientific knowledge about the Russian language system). The work theoretically substantiates, experimentally tests the system of studying the story of I.S. Turgenev "Bezhin Meadow" in the system of teaching Russian as a foreign language. The research is confirmed by the theoretical validity of the starting points and ways of research, the purposeful use of data from psychology, pedagogy, didactics, literary theory, methods of teaching RFL, the study and generalization of existing experience.

Key words: literary text, teaching oral speech, foreign students, story "Bezhin Meadow" by I.S. Turgenev.

Ли Сыюй, канд. филол. наук, Университет Фудань, г. Шанхай, E-mail: wuliyanalisiyu@mail.ru

Ван Дэндэн, магистрант, Волгоградский государственный социально-педагогический университет, г. Волгоград,

E-mail: 79177297081wdd@gmail.com

МЕСТО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ УСТНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ-ИНОСТРАНЦЕВ НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА И.С. ТУРГЕНЕВА «БЕЖИН ЛУГ»

Организация учебного процесса в образовательных учреждениях в условиях поликультурной среды имеет ряд особенностей. Обучение русскому языку в многоязычной среде - сложный, многоаспектный процесс, в котором сочетаются принципиально разные подходы: функциональный (формирование практических навыков владения русским языком во всех видах речевой деятельности) и собственно предметный (получение научных знаний о системе русского языка). Авторами теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена система изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» в системе обучения русскому языку как иностранному. Представлен процесс изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» в системе обучения русскому языку как иностранному. Результаты исследования подтверждаются теоретической обоснованностью исходных положений и путей исследования, целенаправленным использованием данных психологии, педагогики, дидактики, теории литературы, методики преподавания РКИ, изучением и обобщением имеющегося опыта.

Ключевые слова: художественный текст, обучение устной речи, студенты-иностранцы, рассказ «Бежин луг», И.С. Тургенев.

Язык - это средство выражения мыслей и желаний людей, средство общения. [1, с. 7]. Начало XXI века связано с усилением интереса к русскому языку во всем мире. Русский язык - национальный язык русского народа [2, с. 3]. Его изучают не только за границей, но и в самой России.

Для успешного усвоения языкового и учебного материала в системе обучения РКИ на занятиях используются художественные тексты. На материале рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» составлена система уроков по литературе в группе китайских студентов в поликультурной образовательной среде.

Методика преподавания русского языка стоит в ряду педагогических наук. Её можно назвать прикладной наукой, поскольку она, опираясь на теорию, призвана решать практические задачи воспитания, обучения и развития обучающихся, повышать уровень владения русским языком, поэтому необходимо в учебном процессе совмещать методику преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного.

В аспекте целенаправленной работы наше внимание привлекла графика как метод обучения. Она относится к уникальным и признанным методам обучения, является самой интересной познавательной деятельностью. Ценность этого

метода заключается в том, что в графической деятельности образовательные, развивающие и воспитательные функции действуют в тесной взаимосвязи.

Графика как метод обучения организует, развивает обучающихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Через неё наиболее полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности студентов-иностранцев.

Этот вид деятельности облегчает обучение русскому языку, в нём студент черпает образцы для решения новых жизненных задач и, таким образом, ему обеспечивается эмоциональный и психологический комфорт, что имеет большое значение.

Так как спецификой изучения литературы в образовательных учреждениях является вынужденная необходимость знакомиться в сокращении или во фрагментах с большими по объёму произведениями, применение такого метода, как графика, на уроках литературы, на наш взгляд, является основным методом в развитии межкультурной коммуникации иностранных студентов.

Недостаточное владение русским языком определяет необходимость некоторого сокращения числа предлагаемых для изучения литературных произведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.