SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
СОСТАВ ЦВЕТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И.А.БУНИНА
Р. Шайхисламова
Студентка Чирчикского государственного педагогического университета
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена исследованию лексики, обозначающей цвет, являющейся частью идиостиля поэта, дает возможность изучить «цветовую эволюцию» его творчества, которая отражает особенности поэтического мироощущения и мировосприятия
Ключевые понятия: Исследование, цвет, явление, категория, вопрос, многообразие, изучение, позиция
Исследуя жизнь и творчество И.А. Бунина, тонкого мастера русского художественного слова, с восторгом погружаешься в необыкновенный мир произведений, созданный его неподражаемым талантом, который открывает самые сокровенные душевные тайны, выражает неподдельные искренние переживания человека. Особенностью языка художественного произведения является индивидуально-авторский слог И.А. Бунина, для которого свойственны определенные принципы выявления и введения в текст языковых единиц, характеризуемые особенностями мировоззрения и художественно-образного мировосприятия автора. В поэтических текстах И.А. Бунина в особенности акцентируется внимание на группе индивидуально-авторских новообразований. Сформированные поэтом окказионализмы отличаются разнообразной структурой, неоднозначным смыслом, осуществляют эстетическую функцию. Характерной особенностью авторских цветообозначений является то, что в них соединяются в одну лексическую единицу два независимых слова. Составные имена прилагательные в поэзии автора представляются красочными сложными эпитетами, которые создают необычайно-красивые образы, индивидуальный стиль.
Именно для описания природной красоты поэт создает свои краски. Он умело соединяет уже известные оттенки, запахи, тем самым привнося в свои поэтические произведения наиболее точные определения.
«Туманный серп, неясный полумрак,
Свинцово-тусклый блеск железной крыши»
Так, в стихотворении «Храм солнца» перед читателем предстает следующая картина:
«Шесть золотистых мраморных колонн...», Uzbekistan www.scientificprogress.uz Page 244
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257
«Там глыбы желто-пепельных камней...»,
«Патриархально-царственные ткани.»
С помощью данных авторских колоративов строки приобретают отличительную необычайную яркость, ведь природа вокруг храма солнца будто сверкает. Несомненно, он выглядит грандиозно: золотые мраморные колонны, глыбы желто-пепельных камней - данный подбор цветописи выбран не зря. Образ золотых мраморных колонн говорит о вечности, красоте храма, а желто-пепельный выгоревший тон стен свидетельствует о его старине.
Таким образом, исследования языкового материала дает возможность сделать следующие выводы. И.А. Бунин создал большую группу индивидуально -авторских новообразований, ярко отражающих его творческие увлечения и устремления. Словотворчество писателя выражается преимущественно в создании сложных прилагательных-эпитетов. Все это характеризует единый авторский почерк и дает возможность глубже проникнуть в поэтическую картинку мира поэта.
Лексико-семантическое поле «Цвет» в языке поэзии И.А. Бунина является важным фрагментом его языковой картины мира. Поэтическая палитра стихотворений поэта очень красочна и разнообразна.
В ходе изучения специальной литературы по изучению лексико-семантического поля «Цвет» у И.А. Бунина, были выявлены цветовые доминанты его поэзии. В состав цветовой лексики вошли как хроматические, так и ахроматические гаммы цветов. Согласно результатам проведенного исследования можно увидеть, что хроматические и архоматические названия цветов употребляются автором, практически, в равном количестве, но частотность цветов ахроматической палитры в расчете на один главный цвет, значительно обильнее.
Среди хроматических цветообозначений наиболее часто употребляется колорема черный. Исследования контекстов с этой лексемой дает возможность отметить, что наименование черного цвета - одно из главных в лирике И.А. Бунина. Основная отличительная черта бунинского восприятия данного цвета в том, что он связан с надеждой, чистотой, добром и другим близким к ним понятиям. Из числа хроматических названий цветов наиболее часть применяется колорема красный.
Из параграфа «Индивидуально-авторские цветообозначения» была выявлена тенденция к использованию новых цветообозначений, которые выражают наиболее тонкие оттенки цветов и нюансы, которые зависят об внешних обстоятельств (освещение, контраст света и др.). Проанализировав использования авторских цветообозначений в поэтических текстах И.А. Бунина
SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 3 I ISSUE 6 I 2022 _ISSN: 2181-1601
Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7
сделали вывод, что поэт использует цвет для передачи выразительности, красоты природного многокрасочного мира.
Таким образом, в данной статье в результате исследования полно и подробно проанализировано лексико-семантическое поле «Цвет» в языке поэзии И.А. Бунина.
Изучение названий цветообозначений сегодня представляется актуальным и перспективным, так как дает возможность заметить то, что спрятано в цветовом символе: человек вносит в цвет что-то большее, нежели просто определение тона. Соответственно, языковой символ приближает нас к осмыслению действий сознания, а, кроме того, к осмыслению их взаимодействия и соответствия. С уверенностью можно утверждать, что в лингвистической поэтике одним из более результативных считается полевый метод. Подробное исследование поэтических текстов И.А. Бунина в аспекте цветовой лексики содействует более глубокому осознанию поэтической картины мира и в целом его мировоззрения. В данной работе проведен комплексный анализ цветообозначений подгруппы ахроматических цветов (микрополей белого, черного, серого цвета) и хроматических цветов (микрополей красного, синего цветов), также 48 осуществлена выборка индивидуально-авторский цветообозначений.
Подводя итог, можно утверждать, что колоративы в поэтических текстах И.А. Бунина действительно выполняют особую роль: отражают мировоззрение автора. Процесс наполнения лексико-семантического поля «Цвет» в поэзии определен не только индивидуальными особенностями авторского письма, но и общекультурными ценностями и национальнокультурной особенностью языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Климкова Л.А. Ассоциативное значение в художественном тексте [Текст]/ Л.А. Климкова // Филологические науки. - 1991. - № 1. — С. 45-54.
2. Кожин А.Н. Образное слово А. Блока: [Сб. статей] / А.Н. Кожин// АН СССР, Ин-т рус. яз. - М.: Наука, 1980. - 216 с.
3. Комарова З.И. Лингвоцветовая картина мира: ахроматический фрагмент: монография [Текст]/ З.И. Комарова, М.Б. Талапина// - Екатеринбург: Изд-во Уральского федерального университета, 2011. - 220 с.
4. Корсуновская Т.Г., О системе цветообозначений в русском, английском и немецком языках [Текст]/ Х.Х. Фридман, М.П. Черемисина //Ученые записки Горьковского гос.пед. ин-та ин. языков, 1963. - С.97-103.
5. Кочнова К.А. Вопросы изучения языковой картины мира писателя [Текст] / К.А. Корчнова// Гуманит. науч. исслед. 2014. - № 11 - С. 39.