Научная статья на тему 'Состав коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова и Томском областном художественном музее'

Состав коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова и Томском областном художественном музее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ / БЫТОВОЕ СТЕКЛО / ТРАДИЦИИ СТЕКЛОДЕЛИЯ / ЗАРУБЕЖНОЕ СТЕКЛО / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ХУДОЖНИКИ / УНИКАЛЬНЫЕ ИЗДЕЛИЯ / ТРАВЛЕНИЕ / MUSEUM COLLECTIONS / HOUSEHOLD GLASS / TRADITIONS OF GLASS-MAKING / FOREIGN GLASS / NATIVE ARTISTS / UNIQUE WORK PIECES / ETCHING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилецкая Людмила Васильевна

Статья посвящена изучению состава коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова и Томском областном художественном музее. Прослежены основные периоды развития и становления отечественных и зарубежных традиций в стеклоделии. Подробно рассмотрен типологический, географический и хронологический состав коллекций. В коллекциях музеев выявлены высокохудожественные, особенно ценные в исследовательском плане изделия, являющиеся ценным источником по истории стеклоделия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of glass collections in Tomsk State museum of history of region named after Shatilov and Tomsk State museum of arts

The main keepers of glass collections in Tomsk are Tomsk State Museum of Arts (TSMA) and Tomsk State Museum of History of Region named after Shatilov (TSMHR). There are 783 objects made of glass in TSMHR, which is accounted for 0,43 % of the collection, and in TSMA 513 (5,4 %). Not all the progress in history of glass making is impacted in collections of Tomsk's museums, but, anyway, it is possible to trace the development of native and world glass-making according to it's materials. Funds of region history museum cover the period of production from XVII-XIX centuries. Basically it is household glass from the end of XIX's century 1st half of XX and sample products of local industry. Typological structure of the collection includes pieces of glass, lamp-glass, pharmaceutical jars, package and laboratory ware, vine bottles, Christmas-tree decorations, tableware, perfume, dressing-table sets and sets for writing, and also vases, plates and authors compositions and other. Geographical composition of the collection in TSMHR is various and contains Russia, Western Europe, America. The glass from Western Europe is represented by artworks from the end of XIX's century -1 st half of XX. These items are produced in Czech Republic, France, Austria, and Germany. Russian manufacturers are represented by products released since XVIII till 1917. The collection of glass in TSMA contains items of native and European industry from middle of XIX-XXI centuries. The main part of museum objects produced in XX-XXI centuries, the less part -between XIX-XX centuries. The major part of the collection in TSMA composes modern authors decorative plastic compositions and installations made of achromatic and colored glass and mass-production work pieces of local industry. Typological structure of the collection: stamps, tableware, decorative vases, author's monoand multifigure pieces of art. Geography of objects includes western-European and Russian factories. Artistic foundation of the collection is represented by artworks of Russian artists. The main part of glass collection in funds of TSMA was made on Luchanov's glass-work fabric. It includes 90 mass-production items and 194 author's items made by artists K.G. Glazova and F. Sh. Yahin. Serial products reflex assortment of manufacture of the fabric for the period since1970 till 1990. Collections of glass in Tomsk's museums fence out the main periods of development of native and foreign traditions in glass-making. Among the museum objects there are highly-artistic items, especially valuable in the field of research. It lets to get an full idea about the development of the traditions and which are valuable sources in history of glass-making.

Текст научной работы на тему «Состав коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М. Б. Шатилова и Томском областном художественном музее»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 2 (14)

УДК 069.51:745/749(571.16)

Л.В. Пилецкая

СОСТАВ КОЛЛЕКЦИЙ СТЕКЛА В ТОМСКОМ ОБЛАСТНОМ КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ им. М.Б. ШАТИЛОВА И ТОМСКОМ ОБЛАСТНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ

Статья посвящена изучению состава коллекций стекла в Томском областном краеведческом музее им. М.Б. Шатилова и Томском областном художественном музее. Прослежены основные периоды развития и становления отечественных и зарубежных традиций в стеклоделии. Подробно рассмотрен типологический, географический и хронологический состав коллекций. В коллекциях музеев выявлены высокохудожественные, особенно ценные в исследовательском плане изделия, являющиеся ценным источником по истории стеклоделия.

Ключевые слова: музейные собрания, бытовое стекло, традиции стеклоделия, зарубежное стекло, отечественные художники, уникальные изделия, травление.

Музеи различного профиля, наряду с архивами и библиотеками, являются важнейшими хранилищами памятников истории материальной и духовной культуры. Изучение музейных памятников и тематически связанных с ними источников других типов, хранящихся в музеях, может способствовать решению ряда актуальных задач исторического знания, в частности по истории стеклоделия. Главными хранителями изделий из стекла в г. Томске являются Томский областной художественный музей (ТОХМ) и Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова (ТОКМ). В ТОКМ в наличии 783 [1] предмета из стекла, что составляет 0,43 % от всей коллекции, а в ТОХМ - 513 [2] (5,4 %). Не все достижения в истории стеклоделия нашли отражение в коллекциях томских музеев, тем не менее на основе коллекций можно проследить развитие традиций в мировом и отечественном стеклоделии.

Фонды краеведческого музея охватывают период производства с XVIII по XXI в. В основном это бытовое стекло конца XIX - первой половины XX в. и образцы продукции местной промышленности. Типологический состав коллекции включает куски стекла, ламповое стекло, аптекарские сосуды, лабораторно-химическую и столовую посуду, винные бутылки, елочные игрушки, парфюмерные, туалетные и письменные приборы, чернильницы, а также декоративные вазы и блюда, авторские композиции и др. Географический состав коллекции ТОКМ разнообразен и вобрал в себя Россию, Западную Европу, США.

Стекло Западной Европы представлено 21 изделием конца XIX - начала XX в. Это предметы, изготовленные в Чехии, Франции, Австрии, Германии. Наиболее ценный среди них - рюмка «ремер» (ТОКМ. 12792), сделанная в конце XIX - начале XX в. в Германии. Остальные предметы представляют типичную химико-лабораторную, аптечную и тарную посуду. Российские производители, выпускавшие продукцию с XVIII в. вплоть до 1917 г., представлены 86 изделиями. Среди них три хрустальных предмета, датируемые

XIX - XX вв., изготовлены на Императорском стекольном заводе (подробнее о них будет рассказано ниже). Продукцию стекольных заводов Москвы, Санкт-Петербурга и Томской губернии в фондах ТОКМ представляют 7 предметов тарной продукции. Поштучно представлены московские производители Товарищества Шустова (ТОКМ. 6205), Товарищества А.И. Абрикосова (ТОКМ. 8735).

Большая часть предметов музейных собраний изготовлена в конце XIX -первой половине XX в. и только 12 изделий в XVIII - начале XIX в., они представляют историческую и художественную ценность. Охарактеризуем некоторые из них. К наиболее старинным относится сулея (бочонок) XVIII в., поступившая из Государственного музея керамики в 1929 г. Она изготовлена в России, из зеленого стекла, с круглым горлом, декорирована лепными обручами (ТОКМ. 2505). Банка для варенья, сделанная в конце XIX в. в Москве, имеет тулово в форме полусферы, цилиндрическое горло с отогнутым венчиком, по центру боковой стенки тулова размещена рельефная надпись «Товарищество А.И. Абрикосова» и изображен герб Российской империи (ТОКМ. 8735). В конце XIX в. в России была изготовлена плоская дорожная фляга из прозрачного бесцветного стекла с высоким узким горлом (ТОКМ. 13516). Художественную ценность представляют предметы, произведенные на Императорском стекольном заводе: кувшин начала XIX в. (ТОКМ. 2502) и две напольные вазы 1914 г., выполненные в стиле модерн (ТОКМ. 2501/1,2).

В музейной коллекции ТОКМ имеется большое количество изделий из стекла, изготовленных в СССР с 1922 по 1991 г., - 425 предметов. В их числе типичные заводские изделия и авторское стекло. Ленинградский завод художественного стекла, бывший Императорский, представляют 5 авторских произведений художников Е.А. Иванова (ТОКМ. 3077, 3078/1,2), А.А. Астваца-турьян (ТОКМ. 1995, 1996), Х.М. Пыльд (ТОКМ. 1974). В фондах ТОКМ разнообразно представлена продукция Лучановского завода стеклоизделий -78 образцов [3], в том числе 26 авторских работ томских художников по стеклу Ф.Ш. Яхина (1941-1990) и К.Г. Глазовой [4], работавших на заводе в 1970-1980-е гг. Кроме них, хранятся 39 предметов серийной столовой посуды, 7 полуфабрикатов, 4 образца в виде дротов и 2 бесформенных куска-образца стекла. В коллекцию ТОКМ входит 51 предмет, выпущенный на Томском электроламповом заводе в 1974-2001 гг. По одному предмету презентуют российские стеклозаводы: Дятьковский хрустальный, Камышинский стеклотарный и Томские предприятия облместпрома.

Коллекция стекла в ТОХМ содержит 513 предметов отечественного и зарубежного производства. Хронологические рамки коллекции охватывают середину XIX-XXI в. Основная часть музейных предметов изготовлена в XX-XXI вв., и лишь девять изделий созданы на рубеже XIX-XX вв. Надо отметить, что большинство предметов в коллекции ТОХМ составляют современные авторские декоративные пластические композиции и инсталляции из бесцветного и цветного стекла и тиражные изделия местного производства. Все декоративные пластики имеют авторскую принадлежность, и только у 14 предметов автор неизвестен. Типологический состав коллекции: печати, декоративные вазы, столовая посуда, авторские моно-и многофигурные произведения.

Художественную основу коллекции составляют произведения отечественных художников, и лишь шесть изделий презентуют зарубежное стекло. Среди них изготовленные из хрусталя в начале XX в. на западноевропейских заводах ваза для фруктов (ТОХМ. 1324) и корзиночка (ТОХМ. 1325), декорированные гравированным узором. Особую ценность представляют произведения начала XX в., эпохи модерн, из Франции, «Мастерской Эмиля Галле». Уникальными изделиями являются авторские вазы французского художника Э. Галле (1846-1904) из г. Нанси [5], они выполнены из двух- и трехслойного цветного стекла, в гутной технике с последующим травлением (ТОХМ. 456, 457, 458, 459).

Самой ранней, согласно установленной дате создания, является декоративная ваза [6] из стекла (ТОХМ. 972), созданная в 1850 г. в Санкт-Петербурге на Императорском стекольном заводе. Сочный медно-рубиновый окрас и бесцветный нацвет, ручное выдувание, а также гранение, шлифовка, роспись и цировка по золоту сделали ее жемчужиной коллекции по стеклу в ТОХМ.

Значительная часть коллекции стекла в фондах ТОХМ изготовлена на Лучановском заводе стеклоизделий - 284 музейных предмета. В их числе 90 изделий серийного производства и 194 авторских предмета художников К.Г. Глазовой и Ф.Ш. Яхина. Серийная продукция отражает ассортимент производства завода за период с 1970 по 1990 г.: вазы для цветов и сервировки стола, питейная посуда, наборы для сока и кофе, столовая посуда, наборы для сыпучих продуктов, кувшины, блюда, пепельницы. Из числа авторских работ особенно хороши декоративные композиции Ф.Ш. Яхина: «Двое» (ТОХМ. 1618, 1619) из двух блюд, выполненная из бесцветного стекла, с поэтичным пескоструйным изображением, и драматичная по своему содержанию трехпредметная «Фиеста» (ТОХМ. 392-394), выполненная из цветного стекла выдуванием в форму, расписанная по матированной поверхности.

Художественные произведения стекольных заводов Москвы, Санкт-Петербурга, Гусь-Хрусталь ного, Твери, с. Дятьково (Брянская обл.), Киева, Калинина, Саранска, Мытищ, Куйбышева, Вышнего Волочка, Пензы, Люб-ны, Кировской области, пос. Большая Вишера (Новгородская обл.) и Томска презентуют 43 художника. Их искусство раскрывает широкий спектр технических идей и эстетические возможности материала. Всего в фондах хранится 211 авторских предметов как практического применения, так и декоративных. Численно наиболее репрезентативны стекольные заводы Москвы -31 композиция 10 художников по стеклу и Санкт-Петербурга - 14 композиций 12 художников. Стекло Твери и Гусь-Хрустального презентует 8 художников, Дятьково - 5, единичными авторскими работами представлены заводы Киева, Саранска, Любны и др.

Наиболее маститыми среди московских художников являются народные художники РСФСР Л.И. Савельева, Шушкановы Д.Н и Л.Н., заслуженные художники РСФСР Г.А. Антонова, С.М. Бескинская, Б.А. Смирнов, А.Я. Степанова, В.Я. Шевченко. Наиболее ценной в художественном плане считается композиция «Осенний день» (ТОХМ. 148-151), авторская работа из четырех ваз Д.Н и Л.Н. Шушкановых выполнена гутной техникой из цветного стекла, отделана сложной живописной техникой.

Среди санкт-петербургских (ленинградских) художников выделяются заслуженные художники РСФСР А.А. Аствацатурьян, А.А. Иванов, педагог, разноплановый художник Б.А. Смирнов, академик Ю.М. Манелис, дизайнер и художника по стеклу Н.Б. Южакова. Работы А.А. Аствацатурьян нельзя спутать ни с какими другими. Художник постоянно в поиске, отсюда авторская неповторимость и оригинальность его произведений. Его ваза «Москва» (ТОХМ. 9З6) выполнена из хрусталя в технике «плакетки» (плакетка - крупная плоская подвеска с фигурным краем и фасетом, используемая в убранстве люстр), декорирована пескоструйным и гравировальным орнаментом. Оригинально и неожиданно художницей Н.Б. Южаковой выполнен декоративный пласт «Бабочка» (ТОХМ. 1013), гутной техникой, из цветного и бесцветного стекла. Сервиз «Храпуновский» (ТОХМ. 267-277) создан Б.А. Смирновым, состоит из одиннадцати предметов. В состав сервиза входят молочник, ваза, лампа, чайник, сахарница, розетка и блюдце, он выполнен из цветного стекла с включениями.

Особо выделяются работы художника Гусь-Хрустального стекольного завода В.В. Корнеева, народного художника России, лауреата Государственной премии им. И.Е. Репина. Пять ваз в его композиции «Космические дали» (ТОХМ. 313—319), из цветного хрусталя и матированные, демонстрируют разнообразные художественные и технические особенности материала.

Коллекции стекла томских музеев отражают основные периоды развития и становления отечественных и зарубежных традиций в стеклоделии. Среди музейных предметов есть высокохудожественные, особенно ценные в исследовательском плане, они позволяют составить достаточно полное представление о развитии традиций, являются ценным источником по истории стеклоделия.

Источники

1. Инвентарная книга ТОКМ.

2. Инвентарная книга ТОХМ.

3. Архив ТОКМ. Оп. З. Д. SSS. Л. 12G—122. Протокол № 9 от 0З.12.200З заседания Экспертной фондово-закупочной комиссии ОГУК ТОКМ.

4. ТОКМ. Протокол № 9 от 0З.12.200З заседания Экспертной фондово-закупочной комиссии ОГУК ТОКМ.

З. Протокол закупочной комиссии ТОХМ № 22 от 10.07.19S7, акт № 276.

6. Протокол фондово-закупочной комиссии № 2 от 06.04.1994, акт № 602.

Piletskaya Lydmila V. Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: plv04@mail.ru

STRUCTURE OF GLASS COLLECTIONS IN TOMSK STATE MUSEUM OF HISTORY OF REGION NAMED AFTER SHATILOV AND TOMSK STATE MUSEUM OF ARTS

Key words: museum collections; household glass; traditions of glass-making; foreign glass; native artists; unique work pieces; etching.

The main keepers of glass collections in Tomsk are Tomsk State Museum of Arts (TSMA) and Tomsk State Museum of History of Region named after Shatilov (TSMHR). There are 783 objects made of glass in TSMHR, which is accounted for 0,43 % of the collection, and in TSMA — З13 (З,4 %). Not all the progress in history of glass making is impacted in collections of Tomsk’s museums, but, anyway, it is possible to trace the development of native and world glass-making according to it’s materials.

Funds of region history museum cover the period of production from XVII-XIX centuries. Basically it is household glass from the end of XlX’s century - 1st half of XX and sample products of local industry. Typological structure of the collection includes pieces of glass, lamp-glass, pharmaceutical jars, package and laboratory ware, vine bottles, Christmas-tree decorations, tableware, perfume, dressing-table sets and sets for writing, and also vases, plates and authors compositions and other. Geographical composition of the collection in TSMHR is various and contains Russia, Western Europe, America.

The glass from Western Europe is represented by artworks from the end of XIX’s century -1st half of XX. These items are produced in Czech Republic, France, Austria, and Germany. Russian manufacturers are represented by products released since XVIII till 1917.

The collection of glass in TSMA contains items of native and European industry from middle of XIX-XXI centuries. The main part of museum objects produced in XX-XXI centuries, the less part -between XIX-XX centuries. The major part of the collection in TSMA composes modern authors decorative plastic compositions and installations made of achromatic and colored glass and mass-production work pieces of local industry. Typological structure of the collection: stamps, tableware, decorative vases, author’s mono- and multifigure pieces of art.

Geography of objects includes western-European and Russian factories. Artistic foundation of the collection is represented by artworks of Russian artists.

The main part of glass collection in funds of TSMA was made on Luchanov’s glass-work fabric. It includes 90 mass-production items and 194 author’s items made by artists K.G. Glazova and F. Sh. Yahin. Serial products reflex assortment of manufacture of the fabric for the period since1970 till 1990.

Collections of glass in Tomsk’s museums fence out the main periods of development of native and foreign traditions in glass-making. Among the museum objects there are highly-artistic items, especially valuable in the field of research. It lets to get an full idea about the development of the traditions and which are valuable sources in history of glass-making.

References

1. Inventarnaya kniga TOKM.

2. Inventarnaya kniga TOKHM.

3. Arkhiv TOKM. Op. 5. D. 888. L. 120-122. Protokol N° 9 ot 05.12.2005 zasedaniya Ekspertnoy fondovo-zakupochnoy komissii OGUK TOKM.

4. TOKM. Protokol N 9 ot 05.12.2005 zasedaniya Ekspertnoy fondovo-zakupochnoy komissii OGUK TOKM.

5. Protokol zakupochnoy komissii TOKHM N 22 ot 10.07.1987, akt N 276.

6. Protokol fondovo-zakupochnoy komissii N 2 ot 06.04.1994, akt N 602.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.