Научная статья на тему 'Художественные изделия Лучановского стекольного завода в коллекциях Томского областного краеведческого музея и Томского областного художественного музея'

Художественные изделия Лучановского стекольного завода в коллекциях Томского областного краеведческого музея и Томского областного художественного музея Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
606
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ СТЕКЛОИЗДЕЛИЙ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА / АВТОРСКОЕ СТЕКЛО / СЕРИЙНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / WARE COLLECTIONS / ART TREATMENT / AUTHOR WARE / SERIAL PRODUCTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пилецкая Людмила Васильевна

Статья посвящена изучению коллекций из стекла в Томском областном краеведческом музее и Томском областном художественном музее, раскрывающих историю производства художественного стекла на территории современной Томской области в 1908-2002 гг. Подробно рассмотрено зарождение художественного стеклоделия на Лучановском стекольном заводе. Показано использование разнообразных техник изготовления, методов и способов декорирования стекла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Art ware of Luchanovsk glass factory in the collections of Tomsk regional local history museum and Tomsk regional art museum

The paper is dedicated to research of ware collections in Tomsk regional local history museum and Tomsk regional art museum. It studies the history of art ware production in Tomsk region in 1908 2002. The start art ware production in Luchanovsk glass factory is revealed. The application of different technics, methods and ways of ware decoration has been researched.

Текст научной работы на тему «Художественные изделия Лучановского стекольного завода в коллекциях Томского областного краеведческого музея и Томского областного художественного музея»

2012 Культурология и искусствоведение № 4(8)

УДК 748:069.5 (517.16)

Л.В. Пилецкая

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ЛУЧАНОВСКОГО СТЕКОЛЬНОГО ЗАВОДА В КОЛЛЕКЦИЯХ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ И ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ

Статья посвящена изучению коллекций из стекла в Томском областном краеведческом музее и Томском областном художественном музее, раскрывающих историю производства художественного стекла на территории современной Томской области в 1908-2002 гг. Подробно рассмотрено зарождение художественного стеклоделия на Лучановском стекольном заводе. Показано использование разнообразных техник изготовления, методов и способов декорирования стекла.

Ключевые слова: коллекция стеклоизделий, художественная обработка, авторское стекло, серийное производство.

Стеклянные изделия - украшения и особенно посуда и оконное стекло -и в древности, и в Средневековье являлись дорогой продукцией, часто имитировавшей цветной камень. Не случайно в письменных источниках стекло обычно присутствовало в числе драгоценных подарков и оценивалось наравне с самоцветами [1. С. 152]. Производство стекла - сложный и наукоемкий процесс, предполагающий значительные капиталовложения и покровительство властьимущих. Первый русский стекольный завод был казенным и располагался в Измайлове под Москвой [2. С. 100].

В Томской губернии стекольные заводы, выпускавшие в основном оконное стекло и тарную посуду для винокурения, появились в первой половине XIX в. Первым производителем художественного стекла на территории современной Томской области стал Лучановский завод стеклоизделий, который располагался недалеко от Томска. Завод был построен Д.Ф. Розенталем в 1908-1909 гг., оборудован с применением новейших для того времени технических приспособлений, на которых работали опытные специалисты [3]. Основные и вспомогательные цеха были расположены в кирпичных зданиях. Из местных огнеупорных глин изготавливали кирпич для стекловаренных печей. Для стекловарения использовалось местное сырьё - песок, полевой шпат. На заводе выделывали столовую, тарную и аптекарскую посуду, ламповое стекло из белого и цветного стекла и изделия из хрусталя [4].

В 1920-1940-е гг. завод работал неритмично, стал убыточным. Основным ассортиментом в довоенные годы являлась разнообразная посуда, ламповое и оконное стекло и пр. Выпускаемая продукция обеспечивала потребности населения и применялась при строительстве жилья [5. С. 84]. В годы Великой Отечественной войны завод принадлежал наркомату здравоохранения и назывался промысловая артель «Верный путь». Он перешел на выпуск продукции для нужд обороны. Основными видами изделий стали ампулы, аптекар-

ская посуда емкостью от 15 мл до 200 мл [6. С. 149]. После войны завод перестроился на выпуск лампового стекла, подцветочников, крынок, графинов, кувшинов, прессованных стаканов и т.д. Все изделия изготавливались в гут-ной технике, предполагавшей нанесение декора в виде жгутов и налепов непосредственно возле печи [7]. В 1960 г. артель «Верный путь» стала называться заводом «Керамик» [8. С. 32]. В 1964 г. завод «Керамик» становится участком № 5 завода стройматериалов [9]. С 1969 г. на основании решения Томского облисполкома участок № 5 преобразуется в Лучановский завод стеклоизделий [10]. В 1971 г. принято решение о реконструкции завода с переходом на выпуск сортовой посуды ручного выдувания [11].

Прямых сведений о художественной обработке стекла на заводе до 1980 г. не имеется. Можно лишь предположить, что при производстве столовой посуды существовала ее декоративная отделка. Отделка могла быть в виде рельефного орнамента, нанесенного ручным и механическим способом, т.е. гравировкой и методом прессования. В качестве одного из видов декорирования возможно применение цветного стекла в гутной технике. В этот период на заводе изготавливали продукцию не только из стекла, но и из дерева: дверные и оконные блоки, половую рейку и пр. [12].

Член Союза художников России Ф.Ш. Яхин - главный художник по стеклу и керамике Лучановского стекольного завода

Важное событие, связанное с изменением качества и художественного уровня продукции Лучановского завода стеклоизделий, произошло в 1977 г. На завод пришел Ф.Ш. Яхин - выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной. Это первый вуз в стране, который начал в 1950-х гг. готовить профессиональных художников по стеклу [13. С. 7]. Ф.Ш. Яхин работал вначале художником, а затем главным художником по стеклу и керамике Лучановского завода. Здесь он основал новый центр российского художественного стеклоделия, в 1983 г. стал членом Союза художников России.

К.Г. Глазова - главный художник Лучановского завода стеклоизделий, член Союза художников России

В 1981 г. на завод пришла К.Г. Глазова, выпускница Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское). С этого периода на заводе постоянно шло обновление ассортимента, освоение новых видов выработки стекла и методов его декорирования [14]. В 1987 г. решился вопрос о поставке сортовой посуды Лучановского завода стеклоизде-лий на экспорт [15].

В конце 1980-х гг. в стране произошли события, оказавшие значительное влияние на деятельность Лучановского завода стеклоизделий. С 1986 г. завод, как и все предприятия страны, перешел на новую систему хозяйствования [16]. В 1990 г. умер Ф.Ш. Яхин, и главным художником Лучановского завода стала К.Г. Глазова - тоже член Союза художников России [17].

В 1993 г. началась государственная программа приватизации предприятий и преобразования их в акционерные общества. На заводе участились, а затем вошли в норму простои из-за отсутствия работы. Решением общего собрания работников завода его деятельность временно приостановили. В сентябре 1995 г. была предпринята попытка запуска Лучановского завода стеклоизделий, но безрезультатно. Произошло резкое сокращение числа работников. Из процветающего, с развитой сферой соцкультбыта предприятие

становилось нерентабельным, а в 2002 г. Лучановский завод стеклоизделий был ликвидирован [18].

Так закончилась деятельность Лучановского завода стеклоизделий, одного из старейших предприятий Томской области, который выстоял в 1920-е гг., работал и выпускал продукцию в военные и послевоенные годы, в 1980-е гг. продавал свою продукцию на экспорт. Из бытовой повседневности томичей и жителей области постепенно исчезают предметы из стекла местных производителей. Сегодня молодому поколению более знакомы изделия, привезенные из Центральной России, Богемии, Англии. Изделия Лучановского завода стеклоизделий превращаются в музейные раритеты.

В коллекции Томского областного художественного музея (ТОХМ) хранятся 513 предметов из стекла, в том числе 284 предмета Лучановского завода стеклоизделий. Среди них 194 авторских произведения и 90 предметов серийной продукции. Таким образом, предметы местного стеклозавода составляют больше половины коллекции ТОХМ по стеклу, а две трети из них являются произведениями местных художников.

Авторское стекло в ТОХМ представляют произведения Ф.Ш. Яхина и К.Г. Глазовой. Композитное стекло Ф.Ш. Яхина в ТОХМ включает 159 предмета, а К.Г. Глазовой - 35.

«Музыка» - ранняя работа Ф.Ш. Яхина

Наиболее широко представлены авторские работы Ф.Ш. Яхина, первого профессионального художника Лучановского завода. Его произведения разнообразны по технике изготовления и методам нанесения декора. В коллекции музея хранятся художественные изделия Ф.Ш. Яхина, изготовленные гутной техникой, свободным выдуванием и центробежным литьем из бесцветного и цветного стекла. В декорировании произведений из стекла Ф.Ш. Яхин чаще всего использовал матирование, пескоструйную обработку, разновидности гравирования, алмазную и матовую, метод насыпа, шелкогра-фию, деколь, кистевую роспись золотом, эмалевыми и масляными красками, сочетая одновременно несколько техник в одном произведении. В своих творческих произведениях, не предназначенных для тиражирования, художник выражает свое мироощущение, свои радости и переживания. Творчество Ф.Ш. Яхина отличается тематическим и сюжетным многообразием, о чем

говорят сами названия произведений из стекла: «Осенние размышления», «Утро туманное», «Степь», «Сад камней» и т. д.

В ТОХМ хранятся две его ранние работы «Музыка» (рис. 3) и «Иней». Первая, композиция из трех блюд «Музыка», создана в 1978 г. выдуванием из дымчатого стекла и декорирована алмазной гранью (ТОХМ. 1584-1586) (в круглых скобках указаны инвентарные номера музейных предметов, хранящихся в Томском областном художественном и Томском областном краеведческом музеях).

Четыре вазы композиции «Иней» изготовлены в 1979 г. выдуванием из дымчатого стекла, отделаны матированием и пескоструйной обработкой (ТОХМ. 124-127).

«Под мирным небом» - композиция Ф.Ш. Яхина

Оригинальная композиция «Танки», состоящая из 5 ваз, создана в 1985 г. выдуванием из цветного стекла, отделана пескоструйной обработкой, декорирована двусторонней росписью (ТОХМ. 380-384). Композиция из двух ваз «Под мирным небом» также создана в 1985 г. выдуванием из желтого стекла

и декорирована гравированным узором (ТОХМ. 389, 390). Композиция экспонировалась в 1985 г. на VII республиканской выставке «Советская Россия» в Москве и на VI зональной выставке «Сибирь социалистическая» в Кемерове. Особой изысканной простотой отличается чаша «Посвящение заводу», выполненная в 1985 г. выдуванием из дымчатого стекла (ТОХМ. 1583). Сюжетная композиция, изображающая виды завода и с. Лучаново, выполнена в технике гравирование и матирование.

В стильной авторской работе «Сигма», созданной в 1986 г., Ф.Ш. Яхин использует минимум декоративных средств (ТОХМ. 391). Ваза выполнена выдуванием из дымчатого стекла. Горловина вазы чисто шлифована. Лаконичная и цельная композиция «Зимнее утро» из 5 предметов изготовлена выдуванием из бесцветного стекла (ТОХМ. 1567-1571). Для декора Ф.Ш. Яхин использует пескоструйную обработку, гранение и редкую старинную технику кракле. Впервые два материала в одной композиции - стекло и бересту - художник применяет в наборе для сыпучих продуктов «Елена». Набор изготовлен выдуванием из желтого стекла (ТОХМ. 1485). Надписи «Чай», «Крупа», «Кофе» выполнены на стеклянных емкостях красно-белой росписью в технике шелкография. Берестяные крышки отделаны тиснением и накладной резьбой на красной подложке. В каком бы материале не воплощалось творчество художника, он умел видеть и выражать красоту мира в своих произведениях.

Почерком и авторской индивидуальностью отличается творчество и художницы Лучановского завода стеклоизделий К.Г. Глазовой. В ее произведениях ощущается поиск образного решения через декоративность, форму, цвет, графику и пластику пятна. Художница с удовольствием работает с цветным стеклом, но предпочтение отдает хрусталю за его прозрачность, мягкость и изысканность гравированного узора. На Лучановском заводе она внедряла в основном изделия центробежного производства, занималась изготовлением форм, созданием рисунков для росписи шелкографией и пескоструя. Работы К.Г. Глазовой становились средоточием ее творческой энергии.

Редкую красоту и оригинальность материала сочетает созданная ею композиция из 4 ваз «Воздух ночи», изготовленных гутной техникой из сульфидно-цинкового стекла в сочетании с хрусталем (ТОХМ. 852-855). Необычные методы декорирования она применяет в композициях «Простоволосая шумит трава» и в наборе «Торжество». В первой композиции, выполненной в гутной технике, автор использует двухцветное стекло, белое и зеленое (ТОХМ. 847-851). В наборе из 7 предметов «Торжество», созданном в гутной технике из дымчатого стекла, К.Г. Глазова использует пескоструйную обработку в сочетании с двусторонней росписью золотом и люстром (ТОХМ. 1550-1556).

«Мы каждый по-своему искали образное решение своих композиций. Через форму, цвет, графику и пластику пятна. В работах Фидаиля, особенно в последние годы, было больше философского осмысления бытия, мне же особенно хотелось через пластику, декоративность, создать образ того, что меня волнует», - вспоминает К.Г. Глазова о периоде совместной работы с Ф. Яхи-ным [19].

Серийное стекло Лучановского завода стеклоизделий в коллекции ТОХМ включает 90 предметов: ваза для цветов, кружка для пива, кувшин с крышкой, набор для сока, ваза для сервировки стола, стакан для сока и многие др. Среди них 10 предметов (вазочка для сервировки стола, креманка и др.), выполненных центробежным формованием (ТОХМ. 1488-1497). Простые, незамысловатые формы изделий в виде полусферы с росписью деколями использовались в быту и были востребованы среди населения.

Коллекция из стекла в Томском областном краеведческом музее (ТОКМ) состоит из 783 предметов. Среди них 78 предметов Лучановского завода стеклоизделий. В их числе 39 предметов серийного производства и 26 авторских произведений из стекла.

Серийное производство Лучановского завода представлено двумя видами массовой продукции: столовой посудой и посудой для питья. Музейные предметы изготовлены преимущественно в 1970-е гг. (ТОКМ. 5115/1-16 и ТОКМ. 9489/1-19). Столовая продукция - ваза для сервировки стола, ваза для цветов, кувшин с крышкой - изготовлена методом выдувания из цветного и прозрачного стекла, украшена ручной росписью. Посуда для питья - рюмки, бокалы, стакан для сока - сделана из дымчатого, желтого и прозрачного стекла. Посуда изготовлена выдуванием, украшена многоцветной росписью в технике шелкография и деколь. Четыре фужера изготовлены в 1990-е гг. в гутной технике (ТОКМ. 11051/7-10), два из них выполнены из бесцветного стекла (ТОКМ.11051/7,8). Среди последних один фужер бездекорный (ТОКМ. 11051/7), а второй декорирован геометрическим орнаментом в технике гравирования (ТОКМ.11051/8).

В ТОКМ хранится 26 авторских произведений из стекла, приобретенных у художников Лучановского завода стеклоизделий. Из них 15 произведений Ф. Ш. Яхина и 11 произведений К. Г. Глазовой.

Все авторские работы Ф.Ш. Яхина, хранящиеся в ТОКМ, отличаются оригинальностью, художественной выразительностью и разнообразием используемых технических приемов. Особенно хороши два набора - «Маки» и «Утро, день, вечер, ночь». Декоративный набор из 4 ваз «Маки» изготовлен выдуванием из цветного стекла, декорирован пескоструйной обработкой и кистевой росписью силикатными красками с золотом в виде кругов и прямоугольников с последующей лакировкой. Набор экспонировался в 1981 г. на XXI художественной выставке в Томске (ТОКМ. 7556/1-4). Декоративный кофейный набор из 4 ваз «Утро, день, вечер, ночь» изготовлен в гутной технике из дымчатого, синего, голубого и красного стекла, декорирован наплывами и каплевидными налепами. Набор экспонировался в 1983 г. на выставке «Томская земля - край преображенный» в Москве (ТОКМ. 7157/1-4).

Работы К.Г. Глазовой, хранящиеся в ТОКМ, привлекают своей изысканностью и новизной используемых материалов. Среди них необычный по форме декоративный набор из 5 предметов «Глоксинии», изготовленный гут-ной техникой из сульфидно-цинкового стекла (ТОКМ. 7155/1-5). Оригинальны по отделке три декоративные вазы «Юрмала», созданные художницей в 1980-е гг. Вазы изготовлены в гутной технике из желтого стекла выдуванием,

декорированы каплевидными потеками и налепами в виде пуговиц (ТОКМ. 7160/1-3).

Отдельными предметами в коллекции ТОКМ представлены цветные образцы стекла в виде четырех дротов и двух бесформенных кусков стекла. В музее также хранятся 7 полуфабрикатов, сделанных гутной техникой на Лучановском заводе стеклоизделий. Среди них ваза (ТОКМ. 11051/1), два фужера (11051/2, 6,) и рюмка (ТОКМ. 11051/11), изготовленные из бесцветного стекла. Один фужер выполнен из двухцветного стекла, оранжевого и синего (ТОКМ. 11051/12), другой - из цветного стекла (ТОКМ. 11051/3), стакан - из оранжевого стекла (ТОКМ. 11051/13). Образцы стекла и полуфабрикаты дают представление о процессе производства стекла.

Таким образом, изделия Лучановского завода стеклоизделий, старейшего производителя художественных изделий из стекла в Томской области, хранятся в ТОХМ и ТОКМ. В фондах ТОХМ особенно широко представлены произведения Ф.Ш. Яхина и К.Г. Глазовой, главных художников Лучанов-ского завода стеклоизделий. В своих авторских работах художники использовали разнообразные техники изготовления, методы и способы декорирования стекла.

Литература и источники

1. Кунина Н.З. Стекло и цветной камень в античности // Вестник древней истории. 2001. № 2. С. 152-164.

2. Поляшова О. Стекло // Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М., 2006. С. 99-122.

3. Сибирская жизнь. 1908. 29 окт.

4. Сибирская жизнь. 1908. 25 дек.

5. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Новосибирск: Наука, 1996. Т. 3, кн. 2 (Н-Р). 367 с.

6. Экономический справочник Томской губернии за 1920-1921. Томск, 1921. 254 с.

7. ЦДНИ ТО. Ф. 1383. Оп. 1. Д. 2. Л. 1, 2, 3, 18, 63. Протоколы партсобраний и планы работы Богашевского стеклозавода от 28.01.1948 по 29.12.1948 г.

8. Коротченко А.Р. Страницы истории села Богашево: историко-краеведческие материалы. Томск: ООО «НИП», 2005. 255 с.

9. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 10. Л. 1-8.

10. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 17. Л. 1.

11. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 38. Л. 1-6.

12. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 65. Л. 1.

13. Поэзия стекла: Творчество Фидаиля Яхина: альбом. Томск: Кн. изд-во, 1991. 120 с.

14. Архив Томского района. Ф.135. Оп.1. Д.113. Приказы производственной деятельности 1977 г. Л.108.

15. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 239. Л. 1-2.

16. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 292. Л. 1.

17. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 305. Л. 1, 4, 15, 18, 65.

18. Архив Томского района. Ф. 135. Оп. 1. Д. 354. Л. 1-2; Ф. 135. Оп. 1. Д. 366. Л. 1-1 об.;

Ф. 135. Оп. 1. Д. 375. Л. 1; Ф. 135. Оп. 1. Д. 385. Л. 1; Ф. 135. Оп. 1. Д. 391. Л. 5; Ф. 135. Оп. 1.

Д. 326. Л. 1-9.

19. Интервью Л.В. Пилецкой с К.Г. Глазовой 12 мая 2011 г. Личный архив автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.