Научная статья на тему 'Состав и значение утреннего и вечернего богослужений в христианской литургической традиции IV века'

Состав и значение утреннего и вечернего богослужений в христианской литургической традиции IV века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
690
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УТРЕНЯ / ВЕЧЕРНЯ / БОГОСЛУЖЕНИЕ / ХРИСТИАНСТВО / ЧИН / АГАПЫ / МОЛИТВЫ / СУТОЧНЫЙ КРУГ / ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ / ОБРЯД / MORNING / EVENING / WORSHIP / CHRISTIANITY / RANK / AGAPE / PRAYER / THE DAILY ROUND / TIME / RITE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Стржалковская А. Д., Пенской В. В., Липич В. В., Шилов В. Н.

Авторы отмечают, что по имеющимся в нашем распоряжении источникам следует, что утреня и вечерня, в суточном богослужебном круге, занимают одно из основных мест. Это общественные богослужения. Уже во II веке утреня и вечерня, благодаря исчезновению агап, становятся важной составляющей суточного богослужебного круга и начинают считаться самостоятельными богослужениями. Появились они еще во II веке в виде собраний ночью и перед рассветом, связано это было с гонениями на христиан. При рассмотрении суточных богослужений в IV веке мы опираемся на источники: «Апостольские постановления»,«Путешествие по святым местам» Сильвии Аквитанской, и древнейший иноческий устав. К IV веку у них складывается собственный, достаточно развёрнутый, чин. Утреня и вечерня были одинакового строя вплоть до VI века и отличались только содержанием молитв, подобранных под определенный момент дня. По сравнению с утренней и вечерней молитвами в III веке, в IV веке они отличаются большей стройностью, упорядоченностью и последовательностью, при этом надо заметить, что это приближает их к современным утренним и вечерним службам. Эти богослужения начинают иметь большое значение для христиан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Morning Prayer and vespers, in the daily liturgical circle, take one of the main places. These are public service. Already in the 2-th century AD, matins and evening service, thanks to the disappearance of Agap become an important part of the daily liturgical circle and begin to be considered as independent services. It has appeared in the 2-th century in the form of meetings at night and before dawn, it was associated with the persecution of Christians. When we consider the daily worship in the 4 century we based on sources «Apostolic Constitutions»,«Journey to the holy places Sylvia of Aquitaine», and the oldest monastic charter. By the 4-th century it formed their own, enough unwrapped, rank. Morning Prayer and vespers were of the same order until the 6-th century and differed only by the content of prayers, chosen at some point of the day. Compared to the third century’s morning and evening prayers, in the 4-th century, it was more harmony, orderliness and consistency, while it should be noted that this brings them together with the modern morning and evening services. These services are beginning to be of great importance to Christians.

Текст научной работы на тему «Состав и значение утреннего и вечернего богослужений в христианской литургической традиции IV века»

УДК 94(495).01

СОСТАВ И ЗНАЧЕНИЕ УТРЕННЕГО И ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРИСТИАНСКОЙ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ IV ВЕКА

THE COMPOSITION AND VALUE OF THE MORNING AND THE EVENING WORSHIP IN THE CHRISTIAN LITURGICAL TRADITION OF THE FOURTH CENTURY

А.Д. Стржалковская, В.В. Пенской, В.В. Липич, В.Н. Шилов A.D. Strzhalkovskaya, V.V. Penskoy, V.V. Lipich, V.N. Shilov

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия, 308015 г. Белгород, ул. Победы, 85,

Belgorod National Research University,

85, Pobeda st., Belgorod, 308015, Russia

E-mail: [email protected]

Аннотация. Авторы отмечают, что по имеющимся в нашем распоряжении источникам следует, что утреня и вечерня, в суточном богослужебном круге, занимают одно из основных мест. Это общественные богослужения. Уже во II веке утреня и вечерня, благодаря исчезновению агап, становятся важной составляющей суточного богослужебного круга и начинают считаться самостоятельными богослужениями. Появились они еще во II веке в виде собраний ночью и перед рассветом, связано это было с гонениями на христиан. При рассмотрении суточных богослужений в IV веке мы опираемся на источники: «Апостольские постановления», «Путешествие по святым местам» Сильвии Аквитанской, и древнейший иноческий устав. К IV веку у них складывается собственный, достаточно развёрнутый, чин. Утреня и вечерня были одинакового строя вплоть до VI века и отличались только содержанием молитв, подобранных под определенный момент дня. По сравнению с утренней и вечерней молитвами в III веке, в IV веке они отличаются большей стройностью, упорядоченностью и последовательностью, при этом надо заметить, что это приближает их к современным утренним и вечерним службам. Эти богослужения начинают иметь большое значение для христиан.

Resume. Morning Prayer and vespers, in the daily liturgical circle, take one of the main places. These are public service . Already in the 2-th century AD, matins and evening service, thanks to the disappearance of Agap become an important part of the daily liturgical circle and begin to be considered as independent services. It has appeared in the 2-th century in the form of meetings at night and before dawn, it was associated with the persecution of Christians. When we consider the daily worship in the 4 century we based on sources «Apostolic Constitutions», «Journey to the holy places Sylvia of Aquitaine», and the oldest monastic charter. By the 4-th century it formed their own, enough unwrapped, rank. Morning Prayer and vespers were of the same order until the 6-th century and differed only by the content of prayers, chosen at some point of the day. Compared to the third century's morning and evening prayers, in the 4-th century, it was more harmony, orderliness and consistency, while it should be noted that this brings them together with the modern morning and evening services. These services are beginning to be of great importance to Christians.

Ключевые слова: утреня, вечерня, богослужение, христианство, чин, агапы, молитвы, суточный круг, время проведения, обряд.

Keywords: morning, evening, worship, Christianity, rank, agape, the prayer, the daily round, the time, rite.

Утреня и вечерня - это богослужебные обряды, занимающие одно из основных мест в суточном богослужебном круге. Говоря о датировке данных обрядов, можно сказать, что еще в III веке в христианской церкви сложился довольно сложный чин отправления богослужения, но уже в IV-V вв. он видоизменился, расширился и дополнился1.

В IV веке, в связи с исчезновением агапы, происходит видоизменение утрени и вечерни, они расширяются, дополняются, занимают более важное место в суточном богослужебном круге.

Переходя к рассмотрению утрени, обратим внимание на то, что утренним богослужением в христианстве называют общественное богослужение, вторую часть всенощного бдения, по-другому -утреннее церковное богослужение. Если говорить о древнем утреннем богослужении во II веке, по этому вопросу мы находим информацию у Плиния Младшего в известной переписке с императором Тра-яном. Первое собрание, описываемое им, представляет из себя древнейший тип утреннего богослуже-

1 Скабаланович М. Толковый типикон. М., 2004. С. 131.

ния, утрени. Собрание начинается еще ночью, но, очевидно, незадолго до рассвета1. Возможно, ночные собрания были первоначально вынужденными из-за гонений. Но М. Скабаланович считает, что у христиан были и другие мотивы для ночной молитвы. Ночь своей таинственностью вообще располагала к молитве и избиралась для богослужения, как язычеством, так и иудейством. На основании некоторых евангельских изречений христиане могли ожидать Второго Пришествия Христова в полночь, - мотив очень сильный для ночных собраний, если иметь в виду тогдашнее напряженное ожидание этого Пришествия. Об этом мотиве прямо говорит Лактанций (IV в.): «Мы совершаем ночью бдения в виду (propter) пришествия Царя и Бога нашего». Но, кажется, наиболее сильным мотивом для ночного богослужения было то обстоятельство, что воскресение Христово совершилось ночью, до рассвета, было обнаружено глубоким утром, «еще сущей тьме». Всякая утреня вообще рассматривалась древними, о чем свидетельствуют другие памятники II-III вв., как служба в честь воскресения Христова; особенно такой смысл должна была иметь утреня воскресная2. Из этого можно сделать вывод, что во II-III вв. за сутки христиане собирались два раза в день на утреннюю молитву перед рассветом - утреню, а вечером проходила вечерня и агапа. Даже, если агапа как основной христианский обряд, проводимый вечером, со временем исчез, но вечерняя молитва не могла исчезнуть полностью, и подтверждает это то, что в IV веке вечером христиане продолжают отправлять богослужения - вечерню.

При рассмотрении суточных богослужений в IV веке мы опираемся на источники, в которых есть такие описания - «Апостольские постановления», «Путешествие по святым местам» Сильвии Аквитанской и древнейший иноческий уставз.

Перейдем теперь к составу утреннего и вечернего богослужений. Утреня и вечерня были одинакового строя вплоть до VI века. В «Апостольских постановлениях» описывается, что утреня и вечерня имеют одинаковый строй и отличаются только содержанием молитв, подобранных под определенный момент дня. По сравнению с утренней и вечерней молитвами в III веке, в IV столетии они отличаются большей стройностью, упорядоченностью и последовательностью, при этом надо заметить, что это их приближает к современным утренним и вечерним службам. Но самый главный момент при сравнении с III веком, это то, что вечерня получает равноправное место с утреней в ряду суточных служб. Это стало следствием окончательного уничтожения агап и перенесения литургии на утро.

Из «Путешествия по святым местам» Сильвии Аквитанской можно понять, что помимо будничных утренних и вечерних богослужений были еще воскресные и праздничные, которые отличались только местом совершения, а не составом. Будничная утреня, описываемая Сильвией Аквитанской, состояла из двух частей. Первая, менее торжественная ее часть, начиналась ночью еще до рассвета. На нее собирались обычно монашествующие, девственницы и самые усердно молящиеся миряне; эта часть состояла из гимнов, псалмов и антифонов, часто эти молитвы соответствовали вечерним молитвам, произносимым на вечерне. Вторая часть утреннего богослужения начиналась на рассвете, когда прибывало все духовенство во главе с епископом, и теперь звучали уже утренние молитвы и песни»4.

В.А. Алымов касательно состава приводит по пунктам последовательность молитв: «Утреня и вечерня отличались только содержанием молитв. Утреня состояла из следующих фаз:

1. утренний псалом - 62-й;

2. другие псалмы или антифоны;

3. вход епископа;

4. великая ектиния;

5. утренняя молитва епископа;

6. молитва главопреклонения;

7. благословение и отпуст»5.

Вероятно, В.А. Алымов приводит последование уже установившегося утреннего чина богослужения, но, тем не менее, можно это принять во внимание и применительно к рассматриваемому нами времени.

Утреннее богослужение в обычные дни могло отличаться от воскресного меньшей торжественностью, о чем М. Скабаланович пишет так: «Воскресная утреня отличалась от будничной тем, что епископ являлся до рассвета и проводил службу с начала, а по будням он лишь продолжал ее. Храм на воскресной утрене более обильно освещался, и читалось Евангелие, что не делалось по будням. В палестинских и месопотамских монастырях в воскресные дни братии давалось некоторое послабление в честь Воскресения Господня»6.

Что же касается вечернего богослужения, упомянем некоторое сравнение, приведенное К. Керном: «Обычай ветхозаветного закона требовал вкушения вечери стоя (Исх. 12:11), но во время Спасителя уже установилась традиция возлежать. Когда стемнело, Спаситель через Елеон пришел

1 Там же. С. 49.

2 Там же. С. 50.

3 Анализ см.: там же. С. 150.

4 Скабаланович М. Толковый типикон. М., 2004. С. 150.

5 .Алымов В.А Лекции по исторической литургике. СПб., 2005. С. 125.

6 Скабаланович М. Толковый типикон. С. 150.

в Иерусалим с 12-ю апостолами»1. Так как возлежание скорее всего заимствовалось из язычества, то, следовательно, вечерня у христиан не полностью повторяла иудейскую ветхозаветную вечерю, а представляла собой синтез ветхозаветной, языческой и новозаветной традиций.

Обращаясь к свидетельствам источников, находим, что вечерня у Сильвии Аквитанской отличалась лишь большей торжественностью в некоторых моментах. Сильвия описывает вседневную Вечерю в Анастасисе (храме Воскресения Христова). В десятом часу в храм Воскресения собиралось большое количество людей. Зажигались все лампады и свечи, храм ярко освещался.

Таким образом, вечерня в IV веке сохраняет идейную связь с древнехристианским обрядом светильничного благодеяния. Некоторое время поются вечерние псалмы и антифоны. Епископ садится на возвышении, садятся также на свои места все пресвитеры для слушания ветхозаветных чтений. И снова поются псалмы и антифоны. Затем диакон возглашает, чтобы каждый оглашенный, где бы он ни стоял, преклонил свою голову, после чего епископ произносил благословение над оглашенными (оглашенные уже допускались на утреню и вечерню). После благословения верных и отпуста происходило очень интересное последование, епископ при чтении гимнов в сопровождении народа направлялся из храма Воскресения к Кресту, где повторялись молитвы епископа и благословение. Именно это шествие ко святому месту возле храма отразилось в современном чи-нопоследовании - это исхождение в притвор. В притворе обычно помещали баптистерий, который в данном случае символизировал Голгофу. В «Апостольских постановлениях» данное описание схоже с описанием Сильвии, но оглашенных здесь еще не допускают, следовательно, они более раннего происхождения2.

H.Д. Успенский в своем исследовании вечерни также ссылается на «Апостольские постановления», говоря, что с конца IV века сохранилось два описания вечернего богослужения. Первое из них, сделанное в плане литургической записи, находится в VIII книге «Постановлений апостольских» и относится к 380-м годам3.

В.А. Алымов в своих лекциях, сравнивая оба описания вечерни, реконструирует следующую структуру вечерни в IV веке:

I. светильничный псалом 140-й (позднее 103-й);

2. другие псалмы и антифоны;

3. вход епископа;

4. чтение Ветхого Завета;

5. Великая ектиния;

6. вечерняя молитва епископа;

7. молитва главопреклонения;

8. благословение и отпуст4.

Отметим, что в отличие от утрени, вечерня совершалась по воскресеньям, как и обычно.

В IV веке появляется такое явление, что некоторые верующие перестают причащаться на каждой литургии, ссылаясь на свою недостойность; это приводит к возвышению вечернего и утреннего богослужения до высоты литургии, и на них стали смотреть, как на столь же необходимые и обязательные службы5.

Библиография

Алымов В.А. Лекции по исторической литургике. СПб.: Нева, 2005. Керн К. Евхаристия. Киев: Изд-во им. свт. Льва, 2005.

Скабаланович М. Толковый типикон. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2004.

Успенский Н.Д. Православная вечерня (историко-литургический очерк). Вечернее богослужение в IV в. Л.: Изд-во московской патриархии, i960. - С. 10-11.

Referenses

Alymov V.A. Lekcii po istoricheskoj liturgike. SPb.: Neva, 2005. Kern K. Evharistiya. Kiev: Izd-vo im. svt. L'va, 2005.

Skabalanovich M. Tolkovyj tipikon. M.: Izd. Sretenskogo monastyrya, 2004.

Uspenskij N.D. Pravoslavnaya vechernya (istoriko-liturgicheskij ocherk). Vechernee bogosluzhenie v IV v. L.: Publishing house of the Moscow Patriarchate, 1960.

1 Керн К. Евхаристия. Киев, 2005. С. 11.

2 Алымов В.А. Лекции по исторической литургике. СПб., 2005. С. 125.

3 Успенский Н.Д. Православная вечерня (историко-литургический очерк). Вечернее богослужение в IV в. Л., 1950.

4 Алымов В.А. Лекции по исторической литургике. СПб., 2005. С. 125.

5 Скабаланович М. Толковый типикон. М., 2004. С. 151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.