СОСТАВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО ПАРКА СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ
Огрызков В.Е.,
Омский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Денисов Д.П.,
Омский промышленно-экономический колледж.
Ключевые термины, компьютер, образование, конфигурация, модель.
Образовательная аудитория непрерывно обновляет парк технических средств, модифицирует среду виртуального общения, в которой типы, виды и модели компьютеров занимают определенные «ниши». В настоящее время наиболее распространенны и обеспечивают решение учебных задач стационарные компьютеры(desktop) «удачным примером практической реализации является следующий комплект оборудования: процессор AMD kabini; материнская плата Asrock AM1H-ITX; корпус FOXS101» [4].
Тем не менее, в условиях прогресса технологий, портативные модели, как специализированные средства, лучше и эффективнее удовлетворяют индивидуальные потребности учащихся - в расчетах, проектировании, коммуникациях и более гармонично вписываются в задачи коллективного труда. Переносные устройства поддерживают беспроводные технологии, видеосвязь, используются как информационно-справочные средства, библиотеки изображений, или хранилища данных.Современные пользователи, имеющие в своем распоряжении одновременно несколько типов устройств, располагают, соответственно, опытом их применения, а также знакомы с рекомендациями в Интернет - среде.
Каким типам и конфигурациям компьютеров будут отдавать предпочтение учащиеся - в недалеком будущем: стационарные модели, находящиеся на вооружении классов, уже не так популярны, как следовало ожидать?!
Отметим, что в Интернет - сети типы, виды компьютерной техники классифицируются весьма условно: в частности, ноутбуки и субноутбуки (нетбуки) отличают размерами экрана и весом. Тем не менее, концепция не лишена смысла - пропорционально размерам устройств, как правило, нарастает мощность и энергопотребление.
При габаритах50х279х215 мм, и экране от 11,3'' до 17''вес ноутбука колеблется от 2,2 до 4,5 кг; субноутбука, соответственно38х254х190 мм,6,4'' ^11,3"; и 0,9 ^ 2,7 кг.
Планшетом именуют модель с сенсорным экраном; трансформер - поддерживающий клавиатуру планшет. Наиболее невесомый тип устройства, имеющий процессор, накопитель, оперативную память, монитор, операционную систему и прикладное обеспечение- палмтоп (palmtop-"ладонный").Палмтоп весит менее 450 г и совмещает функции мобильного телефона и персонального компьютера.
Для выявления тенденций развития компьютерного парка мы проводим анкетирование учащихся на предмет значимости и удобства - с их точки зрения, персональных устройств постоянного пользования. Анкета содержит примерный список типов компьютерных средств, полезных в рамках образовательной и познавательной деятельности (аудиторные занятия, самоподготовка^-или on-line обучение, чтение-редакция текстов, просмотр изображений, видеозаписей по тематике, калькуляция), включая интерактивный сервис(Smart TV - "умное теле-видение").Внимательно изучив список, тестируемые должен указать типы устройств, необходимые для успешной реализации поставленных задач.
Опрос проводится в разных учебных заведениях, по итогам исследования в 2013 г (1 семестр) обработано 123 анкеты, 2014 г. (1 и 2 семестры)- соответственно, 100 + 100анкет (два разных потока).
В таблице 1, рис.1 отражена динамика структуры компьютерного парка студенческой аудитории за 2013 -2014 год согласно полученным результатам.
Таблица 1
Структура компьютерного парка по типам устройств, 2013 - 2014
Типыи виды уст- Количество/доля (% ) данного типа или вида Итого Доля, %
ройств
2013 (2) 2014(1) 2014 (2)
Смартфоны и 49/17,8 64/23,5 83/24,6 196 22,2
промптопы
Планшеты и 27/9,8 35/12,9 47/13,9 109 12,3
трансформеры
Нетбуки 17/6,2 23/8,5 20/ 5,9 60 6,8
Ноутбуки 73/26,5 68/25,0 73/ 21,7 214 24,2
Стационарные 98/35,6 65/23,9 79/ 23,4 242 27,4
Smart TV 11/4,0 17/6,3 35/10,4 63 7,1
Итого: 275/100,0 272/100,0 337/100,0 884 100,0
Данные таблицы показывают, что в сумме наибольший удельный вес (в сумме) занимают портативные модели (Рис. 1), доля стационарных устройств в общей массе устойчиво снижается.
Помимо отсутствия мобильности, существенным недостатком стационарных моделей с позиции учащегося, по - видимому, является шум.
Кроме этого, современные ноутбуки и даже планшеты - которыми располагают студенты, по своей вычислительной мощности и функциональности часто превосходят desktop в классах. Данные показывают, что доля студентов, игнорирующих стационарные модели, считая их неудобными в учебе, возрастает.
В частности, если в 2013 г.20,3% опрошенных студентов (123 - 98 = 25) проигнорировали стационарные модели, не считая их удобными в учебе, в 2014, 1 семестр -35% (100 - 65 =35); 2 семестр, соответственно, 21%.
Не исключено, что для улучшения эргономики классов в этой связи перспективны моноблоки -модельdesktop,в которой монитор, системный блок, микрофон, звуковые колонки, web-камера конструктивно объединены в одно устройство, а также малогабаритные компьютеры. Моноблоки и миникомпьютеры качественной сборки практически беззвучны, и могут эксплуатироваться в режиме постоянного включения в условиях классов и быту.
Анализ структуры распределения пользователей по количеству типов применяемых устройств (Рис. 2) показывает, что большинство пользователей не ограничиваются одним типом компьютера.
Среднее число типов устройств на одного учащегося составило в 2013 г.- 2,3; 2014 г. - 2, 7 и3,4 типа соответственно. Поскольку в анкете указывалось 6 типов устройств, следует предположить: процесс насыщения аудитории компьютерными средствами находится в активной фазе.
4%
6%
10%
ЕЭ Карманные
□ Портативные
□ Стационарные
□ Прочие
а) б) в)
Рис.1. Структура компьютерного парка по основным типам устройств: а - 2013 г., б и в - 2014 год, соответственно, 1 и 2 семестр.
Рис.2 Распределение пользователей по количеству применяемых устройств.
Главный недостаток ноутбуков- проблемы профессионального обслуживания (чистка) и высокая стоимость батарей. При эксплуатации в компьютерных классах ноутбуки имеют проблемы замены клавиатуры.
Ниже приведена более подробная характеристикаdesktop, которые могут быть рекомендованы студентам для индивидуального пользования (Табл. 2).
Поскольку учащиеся часто ограничены в финансовых возможностях, условиях быта, в описании указаны наиболее производительная, оптимальная и экономичная модели, удовлетворяющие образовательным целям.
К аудиторным условиям среде неплохо адаптированы еще более компактные устройства - нетбуки и планшеты, в принципе, способные решать образовательные проблемы.
Таблица 2
Модели, характеристики и архитектура и стационарных персональных компьютеров(desktop), рекомендуемые для решения учебных задач
№ Наименование Maximum Optimum Economic
Стационарные модели (desktop )
1 Форм фактор и сокет материнской платы SSI CEB Standard-ATX Socket AM3+ Mini-ITX Micro-ATX Socket FM2 Extended-ATX Socket H2 (LGA 1155)
2 Процессор AMD FX-8350, Intel Core i7, AMD A10,Intel Core i5^pa: 4 AMD A6, Intel Core i3^pa: 2
3 Системная память DDR3, 32 Gb DDR3, 8 Gb DDR3, -2 Gb
4 Жесткий диск 1-2 Tb 1-0,5Tb 0,5Tb
5 Адаптеры Wi-Fi USB3.0 USB3.0 USB3.0
7 Сетевая карта 10Gb 1Gb 100Mb
8 Экран: рх 2560x1440 1920x1200 1920x1080
Так как ноутбук в целом повторяет возможности стационарных устройств, остановимся на общих параметрах моделей (Табл.3).
Таблица 3
Основные характеристики и параметры ноутбуков
№
Наименование
Maximum
Optimum
Economic
1 Марка материнской платы [Extreme] [Home] [Travel]
2 Количество ядер 4- 6 2 - 4 2
3 Частота ЦП, ГГц 2,7 - 3,4 2,2 - 2,6 1,6 -2,0
4 Системная память, Gb 8 -16 2-4 2
5 Монитор, дюймов 15,3 - 17,0 15,3 15,3
Общая стоимость, тыс.р. 35 - 50 15 - 20 8- 12
Существует два типа нетбуков: Travel иМш (Табл.4). Энергосберегающие процессоры, прекрасная адаптация с мультимедиа, возможность подключения внешнего экрана любого разрешения, а также ТУпосредством ЫБМ1,современное коммутационное оборудование (WiFi, Bluetooth) последних релизов делает нетбуки безусловными лидерами в классе портативных моделей. Поддержка виртуальной машины "HiperV" заметно расширяет спектр аудиторных задач.
Таблица 4
Наиболее значимые параметры двух ядерных нетбуков
№ Наименование Maximum Optimum Economic
1 Mother board (марка) [Travel] [Travel] [Mini]
2 CPU (альтернативный вариант) AMD C Series С70 (Intel Core i5) AMD C Series C60 (Intel Atom N2800) AMD C Series С60 (Intel Atom N2600)
3 System memory 8 Gb, DDR3 4 Gb, DDR3 2 Gb, DDR3
4 HDD SSD, 128 Gb HDD, 500Gb HDD, 320Gb
5 Поддержка HDMI + + -
5 Порт USB 3.0 3.0 2.0
8 Экран:диагональ, разрешение (px) 11.6"-10"; 1366x768 11.6"-10"; 1366x768 10", 1024x600
9 Стоимость, тыс. руб. 12 - 15 9 - 10 7 - 8
В итоге следует констатировать, что компьютерный парк студенческой аудитории находится в стадии активного насыщения.
Мобильность и коммуникационная совместимость моделей (в сочетании с эргономикой) во многом определяют основные направления совершенствования технической базы для оказания образовательных услуг. Задача преподавателя состоит в том, чтобы учитывать эти тенденции, по возможности, активно участвовать в комплектации классов более совершенной техникой, а также раскрывать слушателям, не имеющим достаточный опыт эксплуатации моделей в образовании, те детали и тонкости технических устройств, которые наиболее важны для совместного труда [1].
Литература
1. Денисов Д.П. Эргономические аспекты использования двух и более мониторов для АРМ / Д.П. Денисов// Наука и общество: проблемы современных исследований: сб. научных статей: в 2 ч. - Ч.2. / под ред. А.Э. Еремеева. - Омск: Изд-во НОУ ВПО "ОмГА",20П. - С. 97 - 101.
2. Галимянов А.Ф., Повышение математической компетентности студентов гуманитарных специальностей средствами информационных технологий и квалиметрия математической культуры /Галимянов А.Ф., Нуриев Н.К., Исмагилова К.К.//Образовательные технологии и общество. 2011 г., №4. С. 425-448.
3. Огрызков В.Е. Основные проблемы научно-технического прогресса в информационном обществе/ В.Е. Огрызков // «Устойчивое развитие региона: прошлое, настоящее, будущее»: Материалы международной научно-практической конференции. - Омск: Издатель ИП Скорнякова Е.В. -2012, - С.28-33.
4. Огрызков В.Е. Обоснование ПК преподавателя и студента: малогабаритный, экономичный процессорный комплект AMD - революционный продукт 2014 г. : Материалы международной научно-практической конференции - Омск: Издатель типография «Компаньон» - 2015, - С.185-187.
5. Peake J. B. Relationships between Student Achievement and Levels ofTechnology Integration by Texas AgriScience Teachers/ Peake J. B., Briers G., Murphy T.// Journal of Southern Agricultural Education Research, Vol. 55, №1, 2005.- P.19-32