Научная статья на тему 'Соревновательная деятельность спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках как средство социальной интеграции и самореализации'

Соревновательная деятельность спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках как средство социальной интеграции и самореализации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
185
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
адаптивный спорт / спортсмены с поражениями опорнодвигательного аппарата / регби на колясках / adaptive sport / athletes with musculoskeletal system lesions / wheelchair Rugby.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Шишкина Татьяна Иосифовна, Смирнова Марина Анатольевна

В статье дано обоснование необходимости привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом для формирования условий социальной интеграции, воспитания спортивной культуры, приобщения к общественно-историческому опыту в области спорта, формирования системы спортивных ценностей, достижения личностно и общественно значимых спортивных результатов. Авторами определены наиболее весомые факторы, определяющие качество и результативность соревновательной деятельности спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Елена Львовна, Шишкина Татьяна Иосифовна, Смирнова Марина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATHLETES’ COMPETITIVE ACTIVITY WITH LESIONS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM IN RUGBY WHEELCHAIR AS A MEANS OF SOCIAL INTEGRATION AND SELF-REALIZATION

The article substantiates the need to attract people with disabilities to regular sports activities to form the conditions of social integration, sports culture education, introduction to the socio-historical experience in the field of sports, formation of sports values system, the achievement of personal and socially significant sports results. The authors identified the most significant factors that determine the quality and effectiveness of athletes; competitive activity with lesions of the musculoskeletal system in Rugby in wheelchairs.

Текст научной работы на тему «Соревновательная деятельность спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках как средство социальной интеграции и самореализации»

УДК 796

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ С ПОРАЖЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В РЕГБИ НА

КОЛЯСКАХ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ И

САМОРЕАЛИЗАЦИИ

Сорокина Елена Львовна.

Российская Федерация, г. Новосибирск, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», доцент кафедры «Физическое воспитание и спорт», [email protected].

Шишкина Татьяна Иосифовна.

Российская Федерация, г. Новокузнецк, Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет», ст. преподаватель кафедры теории и методики спортивных дисциплин, tish. ffk@gmail. com.

Смирнова Марина Анатольевна.

Российская Федерация, г. Москва, Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Спортивная школа олимпийского резерва «Московская школа гольфа» Департамента спорта города Москвы, заместитель директора по спортивной подготовке, [email protected].

Аннотация. В статье дано обоснование необходимости привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом для формирования условий социальной интеграции, воспитания спортивной культуры, приобщения к общественно-историческому опыту в области спорта, формирования системы спортивных ценностей, достижения личностно и общественно значимых спортивных результатов.

Авторами определены наиболее весомые факторы, определяющие качество и результативность соревновательной деятельности спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках.

Ключевые слова: адаптивный спорт, спортсмены с поражениями опорно-двигательного аппарата, регби на колясках.

ATHLETES' COMPETITIVE ACTIVITY WITH LESIONS OF THE MUSCULOSKELETAL SYSTEM IN RUGBY WHEELCHAIR AS A MEANS OF SOCIAL INTEGRATION AND SELF-REALIZATION

Sorokina Elena Lvovna.

Russian Federation, Novosibirsk, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Siberian State Transport University", Associate Professor of "Physical Education and Sport" Department, [email protected].

Shishkina Tatyana Iosifovna.

Russian Federation, Novokuznetsk, Novokuznetsk Institute (branch) of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kemerovo State University", senior lecturer of Theory and Methodology of Sports Disciplines Department, [email protected].

Smirnova Marina Anatolyevna.

Russian Federation, Moscow, State Budgetary Institution of the Moscow City "Sports School of the Olympic Reserve" Moscow school of Golf " of the Moscow City's Sports Department, the Deputy Director on sports preparation, [email protected].

Abstract. The article substantiates the need to attract people with disabilities to regular sports activities to form the conditions of social integration, sports culture education, introduction to the socio-historical experience in the field of sports, formation of sports values system, the achievement of personal and socially significant sports results.

The authors identified the most significant factors that determine the quality and effectiveness of athletes; competitive activity with lesions of the musculoskeletal system in Rugby in wheelchairs.

Key words: adaptive sport, athletes with musculoskeletal system lesions, wheelchair Rugby.

Всеобщее распространение имеет точка зрения, согласно которой забота общества о своих согражданах-инвалидах является мерилом его культурного и социального развития.

Сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, около 15% населения в мире имеет какие-либо формы инвалидности (распространенность инвалидности в мире превышает предыдущие оценки ВОЗ, сделанные в 1970-х годах, примерно 10%) [1].

В первом за всю историю «Всемирном докладе об инвалидности» ВОЗ/Всемирного банка представлены данные о положении инвалидов в мире, отражены проблемы и препятствия сохранения здоровья; реабилитации; помощи и поддержки; окружающей среды; образования; и трудоустройства, а также, даны конкретные рекомендации, которые могут привести к реальным улучшениям жизни инвалидов [1].

Профессор Стивен У. Хокинг в данном докладе подчеркнул «...необходимость устранить барьеры на пути к участию инвалидов в жизни общества и инвестировать достаточный объем средств, знаний и опыта, чтобы раскрыть огромный потенциал людей с инвалидностью» [1].

Цель «Конвенции о правах инвалидов», принятой Организацией Объединенных Наций в 2006 году, которая состоит «в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека.», отражая основной сдвиг в глобальном понимании проблемы инвалидности и мер реагирования на нее, указывает, что общество, в целом, готово решать проблемы, вызванные инвалидностью комплексно и системно. В

этом аспекте необходимо рассматривать и возможности успешной спортивной самореализации инвалидов.

Можно констатировать, что в настоящее время большинство экономически развитых стран имеют разнообразные программы и системы социального обеспечения инвалидов, куда входят и занятия спортом.

Так как инвалиды лишены возможности свободного передвижения, у них часто наблюдаются нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, связанные с низкой двигательной активностью, физкультурно-спортивная деятельность необходима, прежде всего, для приобретения должного уровня физической подготовленности, который бы обеспечивал качество пользования коляской, протезом или ортезом.

Но, на наш взгляд, основная цель привлечения инвалидов к регулярным занятиям спортом может быть значительно расширена и состоять в формировании условий для социальной интеграции, воспитания спортивной культуры, приобщения к общественно-историческому опыту в области спорта, формирования системы спортивных ценностей, а самое главное, достижения личностно и общественно значимых спортивных результатов.

B.C. Дмитриев отмечает, что спортивная наука долгое время определяла в качестве приоритетного предмета своих исследований физическое совершенствование здорового человека, оставляя заботу о людях с устойчивыми отклонениями в здоровье, в физическом и интеллектуальном развитии прерогативой медицины, коррекционной педагогики и социального обеспечения

[3].

Во Всемирной программе действий в отношении инвалидов [2] отмечена необходимость стимулирования всех видов спортивной деятельности инвалидов, в частности, путем предоставления надлежащих средств и правильной организации этой деятельности, но в силу многих причин, инвалиды испытывают значительные сложности в достижении максимально возможных спортивных достижений.

Основными причинами слабого развития спорта среди инвалидов, на наш взгляд, являются: отсутствие специализированных спортивных сооружений, недостаток оборудования и инвентаря, неразвитость сети физкультурно-спортивных клубов, детско-юношеских спортивных школ и отделений для инвалидов; нехватка профессиональных кадров. Одной из значимых причин можно обозначить недостаточную разработанность теории адаптивного спорта.

Специалистами в области адаптивного спорта выделяются следующие виды подготовки: техническая, тактическая, физическая, психологическая, теоретическая (в зависимости от преимущественного влияния на те или иные компоненты готовности спортсмена); общая и специальная (по характеру взаимосвязи со спортивной специализацией), а также интегральная (по степени соединения различных сторон подготовленности, качеств и способностей занимающихся).

Процесс технической подготовки направлен на овладение разнообразными двигательными действиями и навыками, необходимыми в спортивной

деятельности (общая техническая подготовка), техникой движений в избранном виде спорта или спортивной дисциплины (специальная).

Для видов состязаний, осуществляемых с помощью технических средств, крайне важны умения и навыки по управлению этим средством.

Главная проблема технической подготовки спортсменов-инвалидов в адаптивном спорте состоит в определении оптимального способа выполнения действия, с учетом влияния имеющегося у спортсмена дефекта. Так, например, ампутация конечности приводит к изменению симметрии тела, что требует соответствующей корректировки подготовительных, основных и завершающих действий, основного звена техники. К сожалению, творческий поиск спортсмена и тренера путем проб и ошибок является в настоящее время, пожалуй, единственным реальным способом определения оптимальной для конкретного спортсмена техники.

Спортсмены-инвалиды в каждом спортивном классе могут представлять широкий спектр поражений. Некоторые ограничения активности порой перекрывают друг друга в связи с разнообразием поражений внутри одного класса. Например, спортсмен с асимметричной функцией может показать некоторую деятельность более высокого класса в одной кисти. Однако в целом его деятельность не будет относиться к высокому классу. Другое перекрытие активности может быть вызвано развитием навыков, профессиональной подготовкой, талантом спортсмена. Например, двигательные возможности спортсмена мирового уровня в спортивном классе 0.5 могут превышать возможности многих квалифицированных спортсменов спортивного класса 1.0 и в некоторых случаях - новичков или неопытных спортсменов класса 1.5.

Качественный результат в соревновательных поединках спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках возможен только благодаря формированию оптимального состава и полной реализации технико-тактического потенциала каждого игрока, а также эффективно выстроенному в пространстве и времени их взаимодействию.

Верный выбор совокупности технико-тактических действий в конкретных ситуациях противоборства, четкая их организация и правильное распределение коллективных усилий в ходе игрового поединка, в конечном счёте, дают возможность сделать успешной и результативной каждую атаку, а значит значительно повысить качество игры и удовлетворённость каждого спортсмена-инвалида.

Для анализа технико-тактической подготовленности спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках и подбора оптимального состава команды нами разработана матрица оценки технико-тактической подготовленности (таблицы 1,2).

Таблица 1

Матрица оценки технико-тактической подготовленности спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках _(спортивный класс 0,5-2)_

Технико- Спортивный класс (0,5-2)

тактические действия 0,5 1 1,5 2

передвижения на небольшие - разнонаправлен- - разнонаправлен- быстрые

расстояния ный старт ный старт остановки,

- остановка - остановка старты,

- поворот - поворот повороты

- задний ход задний ход коляски

коляски

уп# зление - использует - толкает коляску - эффективно - эффективный

коляской предплечья для трицепсами отталкивается с толчок коляски

поворота и - беспрепятствен- ограниченным

остановки ный толчок взрывным стартом

коляски; бицепсами с

-сгибает длительным

туловище контактом с

вперед и колесом

использует - длительный

предплечья для контакт, активно

давления вниз приводящий в

на колеса для движение колесо

замедления/ коляски,

остановки - способность

коляски обратного давления

- использует на заднюю часть

заднюю колеса

четверть

колеса для

остановки,

старта и

поворота

передачи - в виде - возврат мяча без - передача мяча от - высокая

волейбольного обработки груди выполняется дальность

паса - слабая передача не полностью в броска

мяча от груди или горизонтальной - непостоянност

от предплечья плоскости, с некоторой дугой; - выполнение последовательной передачи мяча от груди на расстояние; - передачи мяча от груди - дисбаланс запястья, который ь передачи мяча одной рукой, - передача мяча одной кистью эффективна только в том случае, когда на спортсмена не нападают - ограничения в удержании мяча

Технико- Спортивный класс (0,5-2)

тактические 0,5 1 1,5 2

действия

вызывает - может твердо

ограниченную удержать мяч

безопасность мяча. ладонями с

использованием

сгибания кисти

- эффективная

передача мяча от

груди с

контролем и

последовательно

стью в

горизонтальной

плоскости, если

расстояние

максимальное

- контроль и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дальность

броска мяча над

головой

ограничены

прием мяча - приём прием мяча прием мяча - захватывает

прямой предплечьем или предплечьем или мяч ногами при

передачи на кулаком/запястьем кулаком/запястьем его ловле

колени

ведение нет нет нет - ведение мяча

открытой рукой

с плоской

кистью и

двухсторонним

проталкиванием

мяча

игра над нет нет нет нет

головой /

удержание мяча

игровая Защитник / блокировщик отличный разыгрывающий

функция блокировщик / игрок

разыгрывающий (повышение

игрок роли)

Таблица 2

Матрица оценки технико-тактической подготовленности спортсменов с поражениями опорно-двигательного аппарата в регби на колясках

(спортивный класс 0,5-2)

Технико-тактические действия Спортивный класс (2,5-3,5)

2,5 3 3,5

передвижения быстрые остановки, старты, повороты - быстрые остановки, старты, повороты - возможность захвата обода колеса - контроль толчка коляски и ее скорости, особенно при стартах, поворотах и остановке - быстрые остановки, старты, повороты - возможность захвата обода колеса - контроль толчка коляски и ее скорости, особенно при стартах, поворотах и остановке

управление коляской - стабильность в коляске; - хорошая скорость толчка на игровом поле - возможность захвата и высвобождения обода колеса независимо от позиции запястья Использует туловище для усиления толчка и изменения направления и ускорения движения коляски в комбинации с использованием пальцев на ободе или колесе с обеих сторон - без использования кистей спортсмен использует туловище для управления коляской, сохраняя равновесие и выполняя движения коляски во всех направлениях; - совершает скачки на коляске для выхода из блока; - совершение скачков определяется как выход из блока или ловушки в позиции защиты, используя туловище и ноги, чтобы приподнять таз и коляску для прыжка; - двигая или «раскачивая» коляску вперед и назад или боковое поднятие коляски на одну сторону с минимальным приподниманием таза и коляски над полом или без него не рассматривается как скачок; - сохраняет равновесие

Технико-тактические действия Спортивный класс (2,5-3,5)

2,5 3 3,5

в прямом положении сидя без использования кистей в коляске

передачи - передача одной рукой над головой, требуется некоторое время, чтобы настроиться - ограничена точность и дальность броска - быстро прицеливается для передачи мяча одной рукой - непрямая передача одной рукой - способен владеть мячом во всех плоскостях, делает передачу одной рукой уверенно во всех направлениях как минимум с одной стороны

прием мяча - надежный прием мяча двумя руками при передаче, захватывает мяч ногами. - ловля мяча одной рукой и удержать его коленями или прижать к груди - надежный прием мяча двумя руками при передаче, захватывает мяч ногами. ловля мяча одной рукой и удержать его коленями или прижать к груди - достает до наружнего конуса коляски при ловле, дриблинге и подборе мяча с пола с обеих сторон, без поддержки руками

ведение - благополучно ведет мяч, но супинирует предплечье, захватывая мяч коленями; разнообразный дриблинг мяча с контролем разнообразный дриблинг мяча с контролем

игра над головой / удержание мяча Возможна игра над головой надежная защита мяча во всех положениях, в том числе над головой как одной рукой, так и обеими руками - стойкий контроль над движениями одной руки во всех плоскостях в ситуациях борьбы за мяч с обеих сторон обеими руками - поочередно - Защищает мяч двумя руками над головой, в то же время контролирует коляску туловищем и бедрами - удерживает мяч над головой двумя руками в течение 5-10 секунд с частичным контролем положения туловища защищает мяч над головой двумя руками с (частичным) контролем положения туловища, но без контроля над коляской

игровая функция разыгрывающий игрок / быстрый плеймейкер хороший разыгрывающий и скоростной игрок основной разыгрывающий игрок и плеймейкер

Как правило, в регби на колясках участвуют спортсмены с тетраплегией, вызванной повреждением спинного мозга и нейромышечными нарушениями, такими как полиомиелит, а также спортсмены с мышечной дистрофией и различными типами поражения центральных и периферийных участков нервной системы.

При анализе результативности и эффективности технико-тактических действий в соревновательной деятельности особый интерес вызывает сравнительная характеристика данных показателей игроков различных игровых амплуа. Подобные исследования позволяют выявить наиболее весомые факторы, определяющие победу одной команды над другой, также, это необходимо для определения приоритетов в тренировочном процессе.

Анализ рассмотренных в матрице функций игроков в регби на колясках позволяют тренеру сформировать наиболее рациональный состав команды с учётом требований, установленных правилами. Имея данный материал, тренерский состав сможет моделировать подробную карту игры, как команды, так и игрока в частности.

Как показывает многолетний практический опыт, инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, занимающиеся спортом, гораздо лучше справляются со своими телесными недугами, быстрее осваивают протезно-ортопедические и другие вспомогательные средства, интегрируются в обществе, а самое главное, при успешных выступлениях - находят возможности самореализации.

Библиографический список:

1. Всемирный доклад об инвалидности // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]. - URL: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/accessible_ru.pdf?ua=1 (дата обращения: 15.10.2018).

2. Всемирная программа действий в отношении инвалидов // Организация Объединённых Наций [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. un. org/ru/documents/decl_conv/conventions/prog3. shtml (дата обращения: 15.10.2018).

3. Дмитриев B.C. Адаптивная физическая реабилитация: структура и содержание. Текст. : дисс. докт. пед. наук. - М.: Изд-во ВНИИФК, 2003.- 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.