Научная статья на тему 'Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности'

Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социалистическое соревнование / конкуренция / субъекты деятельности / Socialist emulation / competition / subjects of activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Емельянова Людмила Андреевна, Казанцев Сергей Михайлович

Объект исследования. Соревнование и конкуренция Предмет исследования. Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности. Цель исследования. Выявление особенностей соревнования и конкуренции как форм взаимодействия субъектов профессиональной деятельности Основные положения статьи. В статье раскрываются особенности проявления социалистического соревнования и конкуренции в связи с общественным устройством государства, с системой существующих в нем общественных отношений, которые порождают их. В ней исследуются отличительные характеристики социалистического соревнования и конкуренции как двух социальных явлений и форм взаимодействия субъектов профессиональной деятельности. В работе показано большое значение социалистического соревнования в решении важных для государства задач, прежде всего, в интенсификации труда, достижении лучших результатов в производстве материальных и духовных благ, развитии социалистического общества в целом, реализации интересов общества и каждого его участника. В статье раскрыты особенности социалистического соревнования: его сущность, функции, формы, основные принципы и виды стимулирования его участников. В работе раскрыты социальные аспекты конкуренции, ее проявления в обществе и профессиональной деятельности в сравнении с социалистическим соревнованием. Представлены основные подходы к исследованию конкуренции как междисциплинарного феномена. Дано авторское понимание сущности конкуренции субъектов профессиональной деятельности как одного из видов социальной конкуренции. Представлены структура конкуренции коллективных субъектов профессиональной деятельности, ее положительные и негативные функции, характер протекания, основные подходы к управлению ею. В качестве основных различий между социалистическим соревнованием и конкуренцией субъектов профессиональной деятельности рассмотрены их различия в мотивации, поведении, используемых ими методах и средствах достижения победы. Конкуренция и соревнование являются управляемыми, как самим государством, так и самими субъектами деятельности. Особенности проявления социалистического соревнования и конкуренции связаны с системой существующих в государстве общественных отношений, которые порождают их. Конкуренция и соревнование являются важнейшими формами взаимодействия и взаимоотношений между субъектами профессиональной деятельности, но имеющие свои особенности проявления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Emulation and Competition as the Forms of Interaction of the Subjects of Professional Activity

The Object of the Study. Competition and Competition The Subject of the Study. Competition and competition as a form of interaction between subjects of professional activity The Purpose of the Study. Competition and competition as a form of interaction between subjects of professional activity The main Provisions of the Article. The authors reveal the features of manifestation of socialist emulation and competition in connection with the social structure of the state and the system of social relations existing in it and generating them. The distinctive characteristics of socialist emulation and competition as two social phenomena and forms of interaction between subjects of professional activity have been studied. The great importance of socialist emulation in solving important tasks for the state is shown, in the intensification of labour, the achievement of better results in the production of material and spiritual goods, the development of socialist society as a whole, the realization of the interests of society and each of its participants. In the particular the features of socialist emulation are revealed: its essence, functions, forms, basic principles and types of stimulating its participants. Besides the work reveals the social aspects of competition, its manifestations in society and professional activity in comparison with the socialist emulation. The main approaches to the study of competition as an interdisciplinary phenomenon are presented. The author's understanding of the essence of competition of subjects of professional activity as one of the types of social competition is given. The structure of competition of collective subjects of professional activity, its positive and negative functions, the nature of the course, the main approaches to its management are presented. As the main differences between socialist competition and competition of subjects of professional activity, their differences in motivation, behavior, methods used by them and means of achieving victory are examined. Competition and competition are manageable, both by the state itself, and by the subjects themselves. The features of the manifestation of socialist competition and competition are connected with the system of social relations existing in the state, which give rise to them. Competition and competition are the most important forms of interaction and relationships between the subjects of professional activity, but having their own manifestations.

Текст научной работы на тему «Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности»

Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности

Emulation and Competition as the Forms of Interaction of the Subjects of Professional Activity

Получено 11.10.2018 Одобрено 30.10.2018 Опубликовано 30.11.2018 УДК: 316.4 DOI: 10.24411/1999-9836-2018-10046

ЕМЕЛЬЯНОВА ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВНА

кандидат психологических наук, доцент, ученый секретарь Научно-образовательного Центра «Культура - основа качества образования и жизненных сил современного человека и общества» Email: ela99999@mail.ru

КАЗАНЦЕВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

председатель правления кооператива «Центр социальных услуг»

Аннотация

Объект исследования. Соревнование и конкуренция Предмет исследования. Соревнование и конкуренция как формы взаимодействия субъектов профессиональной деятельности. Цель исследования. Выявление особенностей соревнования и конкуренции как форм взаимодействия субъектов профессиональной деятельности

Основные положения статьи. В статье раскрываются особенности проявления социалистического соревнования и конкуренции в связи с общественным устройством государства, с системой существующих в нем общественных отношений, которые порождают их. В ней исследуются отличительные характеристики социалистического соревнования и конкуренции как двух социальных явлений и форм взаимодействия субъектов профессиональной деятельности. В работе показано большое значение социалистического соревнования в решении важных для государства задач, прежде всего, в интенсификации труда, достижении лучших результатов в производстве материальных и духовных благ, развитии социалистического общества в целом, реализации интересов общества и каждого его участника. В статье раскрыты особенности социалистического соревнования: его сущность, функции, формы, основные принципы и виды стимулирования его участников.

В работе раскрыты социальные аспекты конкуренции, ее проявления в обществе и профессиональной деятельности в сравнении с социалистическим соревнованием. Представлены основные подходы к исследованию конкуренции как междисциплинарного феномена. Дано авторское понимание сущности конкуренции субъектов профессиональной деятельности как одного из видов социальной конкуренции. Представлены структура конкуренции коллективных субъектов профессиональной деятельности, ее положительные и негативные функции, характер протекания, основные подходы к управлению ею. В качестве основных различий между социалистическим соревнованием и конкуренцией субъектов профессиональной деятельности рассмотрены их различия в мотивации, поведении, используемых ими методах и средствах достижения победы. Конкуренция и соревнование являются управляемыми, как самим государством, так и самими субъектами деятельности.

Особенности проявления социалистического соревнования и конкуренции связаны с системой существующих в государстве общественных отношений, которые порождают их. Конкуренция и соревнование являются важнейшими формами взаимодействия и взаимоотношений между субъектами профессиональной деятельности, но имеющие свои особенности проявления.

Ключевые слова: социалистическое соревнование; конкуренция; субъекты деятельности.

YEMEL'YANOVA, LA

PhD, assistant professor, Scientific Secretary of the Scientific and Educational Center "Culture - the basis of the quality of education and the vital forces of modern man and society" Email: ela99999@mail.ru

KAZANTSEV, SM

Chairman of the Board of the Cooperative Society «Centre for Social Services»

Abstract

The Object of the Study. Competition and Competition

The Subject of the Study. Competition and competition as a form

of interaction between subjects of professional activity

The Purpose of the Study. Competition and competition as a form

of interaction between subjects of professional activity

The main Provisions of the Article.

The authors reveal the features of manifestation of socialist emulation and competition in connection with the social structure of the state and the system of social relations existing in it and generating them. The distinctive characteristics of socialist emulation and competition as two social phenomena and forms of interaction between subjects of professional activity have been studied. The great importance of socialist emulation in solving important tasks for the state is shown, in the intensification of labour, the achievement of better results in the production of material and spiritual goods, the development of socialist society as a whole, the realization of the interests of society and each of its participants. In the particular the features of socialist emulation are revealed: its essence, functions, forms, basic principles and types of stimulating its participants.

Besides the work reveals the social aspects of competition, its manifestations in society and professional activity in comparison with the socialist emulation. The main approaches to the study of competition as an interdisciplinary phenomenon are presented. The author's understanding of the essence of competition of subjects of professional activity as one of the types of social competition is given. The structure of competition of collective subjects of professional activity, its positive and negative functions, the nature of the course, the main approaches to its management are presented. ^s the main differences between socialist competition and competition of subjects of professional activity, their differences in motivation, behavior, methods used by them and means of achieving victory are examined. Competition and competition are manageable, both by the state itself, and by the subjects themselves.

The features of the manifestation of socialist competition and competition are connected with the system of social relations existing in the state, which give rise to them. Competition and competition are the most important forms of interaction and relationships between the subjects of professional activity, but having their own manifestations.

Keywords: Socialist emulation; competition; subjects of activity.

В современных условиях Россия переходит от социалистического общественного строя к буржуазно-капиталистическому. В этом переходе изменяются социальные, общественно-политические процессы, появляются новые черты, институты, формы взаимодействия между людьми. Так, вместо существующего при социализме соревнования появилась новая форма взаимодействия субъектов - конкуренция. Поскольку исходными условиями перехода российского общества к капиталистической общественной системе была социалистическая система общественных отношений, постольку появившуюся новую форму - конкуренцию - важно рассматривать в сравнении с соревнованием. Обе эти формы имеют определенные черты и особенности. Рассмотрим кратко эти особенности.

В социалистическом обществе социалистическое соревнование проявлялось как состязание отдельных работников, малых групп, больших коллективов, организаций в целом за лучшие показатели в труде. Социалистическое соревнование организовывалось повсеместно: на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах страны, да и в отношениях с другими странами [Иванов Э. П., 1984, 8 с. 27].

Управление социалистическим соревнованием осуществлялось государством. Его организаторами выступали Центральные Комитеты КПСС и ВЛКСМ, Совет Министров СССР, профессиональные союзы. Правительство страны являлось инициатором таких форм социалистического соревнования, которые в большей степени соответствовали государственным задачам, поставленным на том или ином этапе общественно-экономического развития. Правительством государства в двадцатые годы прошлого столетия была поставлена задача развития промышленности за десять лет. Единственный способ ее решения состоял в строительстве предприятий и интенсификации труда. Для обеспечения интенсификации труда нужен был метод, в качестве которого выступало социалистическое соревнование.

В годы первой пятилетки (1929 - 34 гг.) соцсоревнование проходило в форме коммунистиче -ских субботников и ударного труда. В этот период была развернута индустриализация, которая дала возможность победить в Великой Отечественной войне. В годы Великой Отечественной войны возникли формы соцсоревнования по усилению помощи фронту за счет высокоскоростных методов производства и строительства. В послевоенные годы оно было ориентировано на восстановление и подъём народного хозяйства, проходило за

повышение показателей в труде, бережное расходование ресурсов, увеличение выпуска товаров. На любом этапе социально-экономического развития страны характерной особенностью социалистического соревнования была его направленность на мобилизацию трудящихся на повышение производительности труда, снижение трудовых производственных затрат, рациональное использование и экономию сырья, повышение качества продукции, внедрение в производство передовых методов труда.

Наиболее развитыми были следующие формы: соревнование по профессиям, за присвоение званий лауреатов заводской премии, лучшего молодого производственника, ветерана труда, почетного ветерана труда, заслуженного ветерана труда и т.п. Широко практиковалось проведение различных смотров-конкурсов на лучшее проведение заводской учебы, лучший творческий план, а также смотры по технике безопасности, по охране труда и др.

Другие социалистические государства на опыте соцсоревнования в СССР разворачивали своеобразные его формы в соответствии со своими историческими, общественными и экономическими особенностями развития. Социалистическое соревнование являлось не только инструментом подъема экономики, но и идеологическим инструментом, почином, носящим воспитательный характер. В целом социалистическое соревнование выступало в качестве механизма интенсификации труда. Вместе с тем оно являлось важнейшим социальным стимулом и мотивом достижения высоких показателей в труде работников, коллективов организаций в целом.

В результате социалистического соревнования выявлялся победитель, который показывал исключительно высокую производительность труда. На него равнялись все остальные. В социалистическом соревновании прославлялись сам труд, высокие показатели в нем и его победитель как образец для подражания, герой, идеал для других трудящихся.

В процессе социалистического соревнования сотрудники организации решали всеобщие для страны, для народа задачи, стремились, прежде всего, к первенству коллектива во имя общего блага, а не к личному первенству. В соревновании личные интересы были неразрывно связаны с коллективными и общественными. Такая связь общественных и индивидуальных интересов способствовала укреплению коллективизма в обществе, созданию благоприятного психологического климата в организации. В соревновании каждый его участник удовлетворял потребность профес-

сионального роста, стремления к мастерству и совершенству, самореализации и самоутверждению в жизнедеятельности.

Важное значение имела эмоциональная сторона участников социалистического соревнования. Социалистическое соревнование формировало чувство дружбы, солидарности, создавало радостное настроение, праздничность, торжественность, подъем душевных сил. Оно способствовало тому, что его участники осознавали ценность общественного труда, важность своего участия в нем. Социалистическое соревнование воспитывало возвышенное отношение к труду как к самому почетному и необходимому в жизни человека.

Важно подчеркнуть также то, что при социалистической системе отношений в коллективах были развиты взаимопомощь, обмен опытом, стремление сделать лучше условия и процесс труда. Победитель соцсоревнования, как правило, делился своим профессиональным опытом, передавал свои знания и навыки труда другим членам своего коллектива.

В социалистическом соревновании в трудовой деятельности были реализованы следующие основные принципы его организации и функционирования:

■ контроль над процессом соревнования на всех этапах и во всех структурных подразделениях организации, включающий разработку критериев оценки;

■ сравнимость результатов соревнования;

■ гласность соревнования, которая заключалась в широком обсуждении его результатов и т.д. Она способствовала знакомству сотрудников с передовым опытом. Социальное значение гласности соревнования заключалось в создании примера, образца для подражания, авторитетного и в то же время доступного для всех; добровольность, предполагающая добровольное участие работников в социалистическом соревновании, что способствовало совершенствованию социальных отношений в организации [Симаков А.Г., 1990, 14, с. 47-48].

В социалистическом соревновании реализо-вывались знания, умения, навыки работников, равенство их возможностей в участии, а также готовность более сильного работника обучить другого мастерству, которым он овладел. Было развито наставничество. Важным являлось то, что победитель социалистического соревнования характеризовался не только высокими показателями, но и высокими гражданскими достоинствами. Он показывал пример не только в профессиональной деятельности, но и в отношениях к своим сотрудникам, к решению задач, стоящих

перед организацией. Победитель социалистического соревнования обладал ценностными ориен-тациями, отвечающими общественно значимым целям.

Социалистическое соревнование выполняло следующие основные функции:

■ интенсификации трудовой деятельности;

■ выполнения общественно-хозяйственных планов;

■ повышения темпов научно-технического прогресса;

■ снижения материальных и трудовых затрат;

■ повышения качества создаваемого общественного продукта;

■ воспитательную. Оно формировало понимание у трудящихся того, что только трудом можно добиться лучших результатов в нем;

■ создания маяков общественно-полезной деятельности. В социалистическом соревновании победитель не обладал статусом исключительности. Это означает то, что и любой другой его товарищ по труду может стать победителем в следующем соревновании.

Победители социалистического соревнования имели материальное вознаграждение и моральное поощрение. Социалистическое соревнование способствовало росту благосостояния трудящихся. Победители социалистического соревнования получали дополнительное материальное вознаграждение к окладу в виде премий и других денежных выплат. Материальное вознаграждение работников увеличивалось в соответствии с повышением ими производительности труда. Кроме материального поощрения, в социалистическом соревновании было широко распространено и моральное стимулирование. Передовикам социалистического соревнования государство присваивало звания Героя Социалистического Труда, награждало их орденами и медалями, вручало им переходящее Красное знамя Центральных Комитетов Коммунистической партии и комсомола, профсоюзов, Совета Министров СССР. Для победителей социалистического соревнования правительство страны учредило единые общесоюзные знаки: «Победитель социалистического соревнования», «Ударник пятилетки». Портреты победителей соцсоревнования размещались на «Доске почета» и т.д. [Иванов Э.П., 1984, 8, с. 57-59].

Таким образом, социалистическое соревнование выступало одной из движущих сил развития социалистического общества. Социалистическое соревнование было важным социальным взаимодействием людей в процессе их профессиональной деятельности, в котором объективно реа-лизовывались интересы общества и каждого его

участника. Большое значение социалистического соревнования выражается в том, что оно способствовало повышению производительности труда, снижению производственных затрат, рациональному использованию сырья, подъему экономики страны. В соцсоревновании выражалось движение трудящихся масс за наивысшие достижения в производстве материальных и духовных благ, развития социалистического общества в целом.

При переходе к рыночной экономике важнейшей формой взаимодействия людей в процессе их деятельности, в том числе и профессиональных, производственных коллективов, вместо социалистического соревнования появилось такое социальное явление, как конкуренция. В условиях плановой экономики советского периода в России конкуренция рассматривалась как негативная характерологическая особенность капиталистического общественно-экономического устройства. В отличие от социалистического соревнования конкуренция рассматривается как объективная среда функционирования субъектов в условиях рыночной экономики. Принято считать теоретиками и практиками, что конкуренция является основой рыночной экономики.

Социальные аспекты конкуренции касаются важнейших сторон жизнедеятельности людей. Конкуренция может проявляться в любом виде деятельности (игровой, учебной, профессиональной), в которой имеется возможность сравнивать результаты деятельности субъектов по качеству и количеству. Конкуренция как социальный феномен происходит как борьба за достижение преимущества, господство, национальное богатство, поддержание необходимого уровня занятости и качества жизни, лучшие условия и оплаты труда. Конкуренция определяет социальный статус индивида, группы, этноса, государства, поскольку она связана с наличием разнообразных ресурсов, Богатства формировали и формируют престиж, положение стран в мире, преимущества перед другими странами, господство. Крайние формы конкуренции в целях их приобретения или увеличения порождают национальные войны, войны между странами. Конкурирующие субъекты прилагают усилия для расширения своих преимуществ, своего влияния.

Конкуренция исследуется в различных науках. Несмотря на значительное число работ по проблематике конкуренции в различных областях науки, отсутствует единое понимание этого феномена. В экономике конкуренция рассматривается как процесс борьбы хозяйствующих агентов и условия рыночной экономики [Азоев Г.Л., 1996, 1; Портер М., 1993, 12; Юданов А.Ю., 1998,

18; и др.]; в педагогике - как условия, среда, в которых находится личность учащегося и которая требует формирования ее конкурентоспособности [Андреев В.И., 1992, 2; Митина Л.М., 2002, 11; и др.); в биологии - как соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [Дарвин Ч., 1939, 5; Кропоткин П., 2006, 10; и др.].

Конкуренция как социальное явление рассматривается как поведенческая характеристика [Ве-бер М., 2002, 3; Григорьев С. И., 2001, 4; Зиммель Г., 2007, 7; Кастельс М., 2000, 9; Радаев В. В., 2003, 13; Сорокин П.А., 1920, 15; Тоффлер А., 2003, 16; Хайек Ф.А., 2000, 17; и др.]. По мнению М. Вебе-ра, конкуренция есть мирное состязание за возможность распоряжаться теми шансами, которые имеются также и у других действующих [М.Вебер, 2002, 3 с. 117]. По определению В.В. Радаева, «конкуренция - это действия двух и более участников рынка, нацеленные на получение одного и того же ограниченного ресурса, доступного при определенных усилиях с их сторон» [Радаев В.В., 2007, 13, с. 320]. По мнению А. Тоффлера, «конкуренция - это процесс, посредством которого люди получают и передают знания, она ведет к лучшему использованию знаний и способностей» [Тоффлер Э., 2003, 16, с. 62]. Австрийский социолог и экономист Ф. Хайек определял конкуренцию как механизм координации, распространения и освоения знания, процедуру открытия [Хайек Ф.А., 2001, 17, с. 189]. С.И. Григорьев рассматривал конкуренцию как «борьбу за прибыль, конкурентоспособность товаров и услуг, в которой конкуренты применяют легитимные и нелегитимные методы, способы и приемы» [Григорьев С.И., 2001, 4, с. 219]. Социологическая сущность конкуренции для Г. Зиммеля заключается, прежде всего, в том, что это опосредованная борьба, направленная на объективную цель. Конкуренция не предполагает нанесения непосредственного вреда противнику или его устранение. Скорее она вытекает из стремления обеих сторон к одной и той же цели. В отличие от других видов борьбы, конкуренция не проходит в виде наступлений или отступлений, потому что объект конфликта не находится в руках кого-либо из противников. Конкуренция относится к тем видам борьбы, в которых устранение противника само по себе не является победой [Зиммель Г., 2007, 7, с. 212]. М. Ка-стельс пишет, что «конкуренция организуется на основании факторов, специфических для новой информационной экономики, внутри глобальной системы, представляющей сеть, построенную на информационных технологиях. Конкурентоспособность субъектов глобальной экономики зави-

сит, в первую очередь, от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию, основанную на знаниях» [Кастельс М., 2007, 9, с. 114].

На основе рассмотренных концепций конкуренции, приведенных в социологической литературе, автор делает следующие выводы: конкуренция как социальное явление рассматривается как поведенческая характеристика субъектов и характеристика структуры рынка, в ее основе лежат знания, представляющие основную ценность и способствующие развитию самих субъектов.

В данной статье рассматривается конкуренция коллективных субъектов профессиональной деятельности как одного из видов социальной конкуренции. Выделяются индивидуальный, групповой, коллективный субъекты профессиональной деятельности. В основе конкуренции субъектов профессиональной деятельности лежат знания, профессионализм, которые формируют их конкурентные преимущества.

Конкуренцию субъектов профессиональной деятельности автор определяет как систему взаимодействия индивидуальных, групповых и коллективных субъектов профессиональной деятельности, характеризующуюся достижением целей деятельности в условиях противоборства с добивающимися этих же целей другими субъектами [Емельянова Л.А., 2013, 6, с. 117]. Целью любых субъектов деятельности в условиях конкуренции является достижение наилучшего результата деятельности при минимальном количестве затраченного времени.

Содержание конкуренции субъектов профессиональной деятельности имеет определенную структуру, которая включает: наличие субъектов конкурентного взаимодействия; цель деятельности (без цели не может быть деятельности, соответственно и результата деятельности), мотивацию, наличие конкурентных мотивов (достижение успеха, лидерских позиций, преимуществ, высокого материального благополучия, престижности и других); процесс, направленный на достижение успеха в конкуренции и сопряженный с мобилизацией интеллектуальных и (или) физических ресурсов. В эту структуру входит результат, выявляющий позиции лидера (победителя) и побежденного (аутсайдера). Данная структура присуща всем субъектам, вступающим в конкурентное взаимодействие.

В процессе конкуренции каждый субъект удовлетворяет свою потребность в самореализации в деятельности. Высокий результат субъекта конкуренции предполагает высокое качество деятельности, ее высокую временную скорость

и обусловливает конкурентоспособность самого субъекта.

Результаты деятельности субъектов в конкуренции рассматриваются в сравнении и характеризуются количественными и качественными показателями. Конкурентное преимущество выявляется в сравнении полученных результатов субъектами профессиональной деятельности. Предпочтение отдается тому субъекту, у которого результат деятельности обладает наилучшими показателями в их количественном и качественном планах. Победитель в конкуренции обладает определенными преимуществами и всегда стремится их сохранить или увеличить.

В конкуренции имеют место следующие основные мотивы коллективных субъектов профессиональной деятельности: престижности организации в обществе; высокой значимости ее деятельности для общества; содействия развитию организации; достижения успеха в профессиональной деятельности и за счет этого высокой заработной платы и материального благополучия; соответствия высокому уровню профессиональной компетентности и другие.

Следует отметить важное отличие конкуренции от соревнования. Конкуренция субъектов профессиональной деятельности в новых условиях общественной жизни отличается от соревнования, прежде всего, мотивацией. В конкуренции может доминирующим являться мотив достижения первенства, лидерства, часто посредством уничтожения соперника. В условиях конкуренции у субъекта может наблюдаться ориентация на исключительность результата деятельности в сравнении с результатом деятельности конкурентов. Методам, средствам достижения высокого результата деятельности победитель (лидер) конкуренции не обучает своих конкурентов. Наоборот, эти методы и средства являются его конкурентным преимуществом. И чем более продолжительное время победитель будет сохранять конкурентное преимущество в тайне от своих соперников, тем больше возможности у него оставаться на лидирующих позициях. И в этом он заинтересован.

В процессе социалистического соревнования субъекты профессиональной деятельности имели мотивацию участия в нем и достижения успеха во имя общеколлективного блага.

В процессе конкуренции субъектами могут быть использованы различные средства. В зависимости от используемых средств конкуренция может носить конструктивный и деструктивный характер. В процессе конструктивной конкуренции субъектами профессиональной деятельности

реализуются в полной мере их профессионализм, нравственные ценности (честность, порядочность, справедливость) и соблюдаются принятые нормы, правила конкурентного взаимодействия. Деструктивная конкуренция характеризуется тем, что ее субъекты используют методы и средства, связанные с нарушением принятых норм морали и правил взаимодействия, чтобы выйти «победителем», когда для достижения цели все средства хороши.

В зависимости от характера протекания конкуренция проявляет себя как партнерская и кон-фронтационная. При партнерской конкуренции присутствует ненапряженное общение между субъектами, сохраняется доброжелательность друг к другу, не нарушаются деятельность и взаимоотношения, субъекты воспринимаются как партнеры. Конфронтационная конкуренция происходит в напряженных условиях, когда появляются коммуникативные барьеры, нарушаются взаимоотношения субъектов и их деятельность, субъекты в определенных случаях воспринимаются как враги в отношении друг к другу.

Конкуренция так же, как и соревнование, выполняет определенные функции. Можно выделить положительные и отрицательные функции конкуренции. К положительным функциям отнесены: формирование мотивации достижения успеха и высоких результатов в профессиональной деятельности субъектов, стимулирование личностного роста, развития, повышения профессиональной компетентности субъектов деятельности; удовлетворение своих потребностей субъектов деятельности за счет ее продуктивности. К негативным функциям относятся следующие. Конкуренция предполагает статусы победителя и побежденного, при этом вызывает переживание негативных эмоций у последнего. Она может вызвать конфликтное взаимодействие и желание удовлетворить в первую очередь собственные интересы в ущерб интересам других. Конкуренция у субъектов деятельности усиливает неуверенность, страх не соответствовать ее условиям, проиграть, снижает самооценку субъектов, портит доверительные отношения, допускает

использование любых методов и средств для достижения победы в ней, может привести к нарушению взаимоотношений и деятельности.

При раскрытии содержания социальной конкуренции важно учитывать и такие ее стороны, как стили поведения конкурирующих субъектов. Поведение субъектов деятельности в условиях конкуренции может носить как активный, так и пассивный характер. Стили поведения субъекта в конкуренции зависят от того, насколько он хочет достичь собственных целей, будучи либо активным, либо пассивным.

Конкуренция выдвигает требования к субъекту деятельности быть конкурентоспособным, обладать определенными конкурентными преимуществами в профессиональной деятельности.

Конкуренция между коллективными субъектами профессиональной деятельности является регулируемым процессом. В современном обществе к регулированию процессом конкуренции могут быть применены следующие основные подходы: системный, инновационный, маркетинговый, процессный и др. В процессе регулирования конкуренцией субъектов профессиональной деятельности может использоваться подход управления их интеллектуальным потенциалом.

Непродуктивна антагонистическая конкурентная борьба в обществе «на уничтожение». Большую роль в регулировании конкуренции играет государство. Конкуренция законодательно закреплена в России Законом РСФСР от 2006 года N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», определяющим организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Социальные аспекты конкуренции регулируются также на уровне поиска и нахождения компромисса самими субъектами взаимодействия. При этом ключевыми выступают не только экономические мотивы, выраженные в повышении уровня собственного благополучия, но и мотивы нравственно-этического характера, проявляющиеся в духовных ценностях, творческой самореализации субъектов и т.д.

Список литературы

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.

2. Андреев В.И. Саморазвитие творческой конкурентоспособной личности менеджера. Казань: СКАМ, 1992.

3. Вебер М. Основные социологические понятия // Теоретическая социология: Антология/ Сост. и ред. С.П. Бань-

References

1. Azoev G.L. Копкигепауа: апаНг, strategiya 1 ргакИка - М Сеп1г еЬкопош1к1 1 marketinga, 1996.

2. Andreev VI. БашогагуШе tvorcheskoj konkurentosposobnoj lichnosti menedzhera. Кагап': БКАМ, 1992.

3. Veber M. Osnovnye sociologicheskie ponyatiya // Teoreticheskaya sociologiya: antologiya у 2-х chastyax. / Sost.

ковская. М.: Книжный дом «Университет», 2002.

4. Григорьев С.И. Виталистская социология: парадигма настоящего и будущего. Барнаул, 2001.

5. Дарвин Ч. Происхождение видов. М.: Изд-во АН СССР, 1939.

6. Емельянова Л.А. Концепция конкуренции и конкурентоспособности коллективных субъектов деятельности. (Монография). М. Издательство РЭУим. Г.В.Плеханова, 2013.

7. Зиммель Г. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования. М.: Директ-Ме-диа, 2007.

8. Иванов Э.П. Соревнование в системе социально-экономических отношений. М.: Мысль, 1984.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М, 2000.

10. Кропоткин П.А. Взаимопомощь среди животных и людей. Минск: Белорусская энциклопедия, 2006.

11. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. Воронеж:НПО« МОДЭК», 2002.

12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993.

13. Радаев В.В. Современные экономико-социологические концепции рынка // Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В.В. Радаев, М. С. Добря-кова. М.: ГУ-ВШЭ, 2007. C. 21-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Симаков А.Г. Социализм: соревнование и конкуренция. М.: Знание, 1990.

15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

16. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге 21 века (пер. с англ.). М.: ACT, 2003.

17. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок (1949). М.: Изограф, 2000.

18. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: «Гном-пресс», 1998.

i red. S.P. Bankovskaya. M.: knizhnyj dom «Universitet», 2002. ch. 1.

4. Grigor'ev S.I. Vitalistskaya sociologiya: paradigma nastoyashchego i budushchego. Barnaul, 2001.

5. Darvin C.H. Proiskhozhdenie vidov. M.: Izd-vo AN SSSR. 1939.

6. Emelyanova L.A. Koncepciya konkurencii i konkurentosposobnosti kollektivnyh sub"ektov deyatel'nosti. (Monografiya). M. - Izdatel'stvo REHUim. G.V.Plekhanova, 2013.

7. Zimmel' G. Social'naya differenciaciya. Sociologicheskie i psihologicheskie issledovaniya. M.:Direkt-Media, 2007.

8. Ivanov EH.P. Sorevnovanie v sisteme social'no-ehkonomicheskih otnoshenij. - M.: Mysl', 1984.

9. Kastel's M. Informacionnaya ehpoha: ehkonomika, obshchestvo i kul'tura. M, 2000.

10. Kropotkin P.A. Vzaimopomoshch' sredi zhivotnyh i lyudej. Minsk: Belorusskaya ehnciklopediya, 2006.

11. Mitina L.M. Psihologiya razvitiya konkurentosposobnoj lichnosti. Voronezh:NPO« MODEHK », 2002.

12. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurenciya. Per. s angl. / Pod red. V.D.Shchetinina. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993.

13. Radaev V.V. Sovremennye ehkonomiko-sociologicheskie koncepcii rynka // Analiz rynkov v sovremennoj ehkonomicheskoj sociologii / Otv. red. V.V. Radaev, M. S. Dobryakova. M.: GU-VSHEH, 2007. C. 21-60.

14. Simakov A.G. Socializm: sorevnovanie i konkurenciya. -M.: Znanie, 1990

15. Sorokin P.A. Chelovek. Civilizaciya. Obshchestvo. M.: Politizdat, 1992.

16. Toffler E.H. Metamorfozy vlasti: znanie, bogatstvo i sila na poroge 21 veka. M . ACT, 2003.

17. Hajek F.A. Individualizm i ehkonomicheskij poryadok. M., Izograf, 2001.

18. Yudanov A.YU. Konkurenciya: teoriya i praktika. - M.: «Gnom-press», 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.