Научная статья на тему 'Основные различия соревнования и конкуренции'

Основные различия соревнования и конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2389
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тикин B. C.

В статье анализируется соотношение между категориями конкуренции и соревнования, очень популярными в разные времена развития экономики. Но как представляется автору, обе категории лишь выражение единого и вечного процесса соперничества, и следовательно, между ними имеются как общие черты, так и различия. В статье подвергнуты анализу обе категории и выделяются как сущности, обеспечивающие единство конкуренции и соревнования, так и основные характеристики, позволяющие провести между анализируемыми категориями четкие разграничительные линии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные различия соревнования и конкуренции»

4 (160) -2008

ВОПРОСЫ экономики

ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ СОРЕВНОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИИ

B.C. ТИКИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Марийский государственный университет

В недалеком прошлом в советской экономике обязательной и «всеохватывающей» категорией являлось «социалистическое соревнование». В нем находилось все: от творческой инициативы трудящихся до их морального облика. А потому трудно ожидать, что после развала советского государства и исчезновения питательной почвы и постоянной подпитки «социалистического соревнования» со стороны партийных, государственных, профсоюзных органов, обслуживавшего его практику, в стране установятся общие демократические преобразования и в сфере производства, к которой относилось «социалистическое» соревнование. Причина очень проста, так как десятилетиями утверждалось, что «... вызывают возражение встречающиеся иногда утверждения, что социалистическое соревнование охватывает не только фазу производства, но и весь воспроизводственный цикл, и в частности сферу обращения товаров, которая служит базой глубоко ошибочной концепции «социалистической конкуренции» 1.

Однако в современных условиях часто появляются и противоположные точки зрения. «В действительности дело обстоит таким образом, что конкуренция как процесс межличностного и межорганизационного взаимодействия есть сотрудничество; сотрудничество же, как неравномерно дифференцированный по различным хозяйствующим субъектам общий экономический результат (общественный продукт), есть конкуренция» 2.

Каждый на своем рабочем месте хочет по-

1 Торкановский, Е.П. Управление соревнованием. — М., 1985.С. 15.

2 Ведин, Н.В. Философия экономических ценностей / Н. В. Ведин, Н. Ф. Газизуллин, А. Ш Хасанова // Проблемы современной экономики. — 2003. — №3. — С. 73 — 84.

казать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором «труд становится абсолютной самоцелью». Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания» 3.

Негативная оценка конкуренции зачастую связывается с тем, что движущим мотивом в поведении предприятий является их стремление к личной пользе, наживе, к получению наивысшей прибыли. Еще со времен И. Бентама существовали три главных упрека к началу пользы и препятствия его всеобщего признания — это упрек в эгоистичности, упрек в материализме и упрек в опасности начала пользы4.

Подобная точка зрения достаточно распространена. Так, в переизданном учебнике Г. Ф. Шершеневича «Курс торгового права указывается: «... если бы человек совершенно отрекся бы от личного расчета и проникся алыруистскими мотивами... конкуренция была бы немыслима» 5.

Объединение разных категорий, отражающих различные явления, позволяет и одновременно

3 Гага В. А. Сравнимость результатов труда в системе социалистического соревнования и заработной платы. / В.А. Гага. - Томск.: Изд-во Том. ун-та, 1980. - 198. С. 82.

4 Бентам И. Введения в основании нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные началауголовного кодекса. — С-Петербург, 1867. — С. 39-40.

5 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. — М.: Фирма СПАРК, 1994. - С. 109._

требует искать в них как общие черты, так и различия. Следовательно, важно разделять процессы соперничества в разных сферах общественного воспроизводства по некоторым отличительным признакам, обеспечивающим различение указанных категорий.

Если последовать за К. Марксом как за провозглашенным в СССР одним из основателей учения о соревновании, то можно обнаружить следующее: чтобы провести разграничение между данными категориями, К. Маркс постоянно вынужден указывать и строго разграничивать понятия конкуренции и промышленного соревнования. Для обеспечения такого различия К. Марксу приходилось уточнять и конкретизировать категорию промышленного соревнования, отличающегося от конкуренции. В результате в его работах имеется достаточное количество высказываний о различиях соревнования и конкуренции.

Очевидно, следует привести некоторые цитаты: «Конкуренция есть соревнование ради прибыли, непосредственным предметом промышленного соревнования будет продукт, а не прибыль», «Конкуренция есть торговое, а не промышленное соревнование. В наше время промышленное соревнование существует лишь ради торговых целей»; «Конкуренция, которая старается избежать необходимости промышленного соревнования» 6; «Конкуренция старается избежать необходимости промышленного соревнования» 7.

Но даже у К. Маркса невозможно найти обоснование различий между соревнованием и конкуренцией через отношения собственности на средства производства, то есть того, чем обосновывались указанные различия в советской литературе.

В качестве продолжения можно дополнить К. Маркса высказыванием В. И. Ленина: «Конкуренция является особой формой соревнования, свойственного капиталистическому обществу и состоящей в борьбе отдельных производителей за кусок хлеба и за влияние, за место на рынке» 8.

В соответствии с выдвигаемыми положениями правильно сказать — особой формой соперничества. Приведенное высказывание связано с конкуренцией между людьми в структурах бюрократии, когда идет борьба отдельных лиц за вышестоящие должности. Очевидно, на основании приведенной фразы и строилась теория соревнования как специфического социалистического явления.

6 Маркс К., Нищета философии. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. -Т.4.- С. 65 - 185.-С.161.

7 Маркс К. Капитал. Т. 1.// К. Маркс, Ф. Энгельс Собр. Соч., 2-е изд. - Т. 23. - С. 5-786, 326.

8 Ленин В. ^.Первоначальный вариант статьи «Очередные

задачи Советской власти». // — Полн. собр. соч., Т. 36. с. 127-

164, 150.

«Вторая разновидность состязательных отношений — отношения непосредственного трудового соревнования — прежде всего, имеется в рамках крупного производства, где подобные отношения совсем не опосредуются товарно-денежными связями» 9.

Подобные высказывания позволяют признать существенные различия между категориями соревнования и конкуренции. Из сказанного можно сделать вывод о том, что конкуренция — это соперничество между субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Но в качестве цели может выступать лишь некий ресурс, доступ к которому ограничен.

В современных условиях В. В. Радаев также пытается уточнить категорию конкуренции. «Все перечисленные элементы — ограниченность ресурса, его привлекательность и достижимость для нескольких участников рынка являются обязательными для появления конкуренции. Если ресурс не ограничен или непривлекателен, проблема конкуренции не возникает. Она предполагает усилия сторон, действие преодоления. Если на ресурс претендует только один агент, поле для состязательности отсутствует» 10.

Предпосылками конкуренции являются лишь достаточная степень свободы для творческой самоорганизации участников конкурентного процесса и скудость ресурсов, а овладение ими и их реализация — цель конкуренции. Поэтому для изучения причин возникновения конкуренции важно отделить несущественные факторы от существенных. Кроме того, при анализе как соревнования, так и при конкуренции затруднена возможность реализации принципа «при прочих равных условиях» для оценки значимости конкретных факторов в различных рыночных ситуациях. Для проведения и чистоты логического анализа необходимо абстрагироваться от всех побочных факторов, влияющих на процесс, и прежде всего роли государства во влиянии на конкуренцию, воспринимать все в «чистом виде». Подобный принцип является лишь теоретическим постулатом и способен помочь после создания теоретической модели.

Представители западных научных школ также стараются оценивать конкуренцию более углубленно и аргументированно. Так, например, с точки зрения П. Хейне «конкуренция есть следствие редкости», что, прежде всего, должно относиться к материальным ценностям, и «конкуренция — это

9 Кашин В. Состязательность в социалистических производственных отношениях // Экономические науки. — 1988. -№5.-С. 3-12, 11.

10 Радаев В. В. Российский бизнес: на пути к легализации?// Вопросы экономики. — 2002. — №1. — С. 68-87, 71

просто-напросто то, что происходит, когда люди стараются соответствовать применяемому критерию. Многое зависит от того, какой критерий используется» п.

Следовательно, необходимо найти критерий, который соответствует понятию конкуренции и который, возможно, позволит провести разграничение конкуренции и соревнования.

Однако так называемое коммерческое соревнование, т. е. деятельность по получению максимальной прибыли, не принадлежит к области изначальных древних, священных действий. Оно появляется, когда торговля начинает создавать зоны активности, внутри которых одни стараются одержать верх над другими и вывести их из игры. Поэтому теоретическое обоснование различий соревнования и конкуренции является достаточно актуальным.

Проблеме различия соревнования и конкуренции посвящена исследовательская работа М. В. Дмитриевой «Роль конкуренции в макроэкономических процессах переходного периода», в которой отмечаются следующие различия соревнования от конкуренции:

1. При соревновании существует стремление к унификации, способствующей распространению шаблонного стиля и методов работы, которые не учитывают происходящих в экономике процессов. Одним из главных свойств конкуренции является стремление предприятий к дифференциации, как выпускаемой продукции, так и методов работы. Отсюда присутствие коммерческой тайны.

2. Основными правилами соцсоревнования были гласность, сравнимость результатов работы, практическое повторение лучшего опыта. Лидер, как правило, должен был оказывать помощь отстающим. Это в свою очередь снижало стимулы к эффективному труду. В конкуренции тоже существует сравнимость результатов работы, но принципиально иного свойства: здесь оценку дают потребители, а не чиновники, как в условиях соревнования. Поэтому в качестве основного недостатка системы организации соревнования следует назвать ее громоздкость и бюрократизм.

3. Целью соревнования является ускоренный рост производительности труда, но сравнивались преимущественно количественные, а не качественные показатели труда. Конкуренция же ставит целью нематериальную оценку труда.

4. Соревнование должно быть организовано большей частью как добровольное, конкуренция же носит принудительный характер, и в борьбу вовлечены все предприятия рынка.

11 Хейне П. Экономический образ мышления. / П. Хейне. — Пер. с англ. Издание второе, стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1992. — 704 с. С. 108.

5. Целью соцсоревнования было стремление к выполнению и перевыполнению плана, целью же конкуренции является получение прибыли.

6. Различие конкуренции от соревнования — в стремлении не достичь максимальных результатов, а получению максимального вознаграждения за минимальный трудовой вклад с ориентацией не на нужды потребителей, а на собственные интересы.

Из перечисленных различий, вероятно, следует согласится с п. 5. Все остальные вызывают некоторые возражения.

Выход при разделении исследуемых категорий на один уровень означает, что у нас не осталось способов различать элементы внутри исследуемых понятий, т. е. исчерпан набор признаков, порождающих новые разбиения. А если так, то все признаки, отличающие элементы множества исследуемых категорий друг от друга, в этом случае становятся признаками существенных различий.

Выделение характерных признаков конкуренции и социалистического соревнования сделано по данным Большой Советской энциклопедии и Экономической энциклопедии (Политической экономии), в которых собран полный, на взгляд автора, набор знания социалистического периода развития экономической науки.

Отличительные признаки соревнования:

1) общественное отношение при социализме. Любое общественное отношение лишь слепок, аналог отношения, существующего на уровне отдельного человека или коллектива. Если соревнование — процесс, то отношения между людьми в процессе труда же не являются соревнованием, даже общественным;

2) возникающее и развивающееся на базе социалистической собственности. Имеется масса литературы, где приводятся примеры возникновения соревнования в условиях частной собственности;

3) объективная экономическая и социальная закономерность, выражающая социалистический характер труда, свободного от эксплуатации и нового отношения к труду;

4) одновременно все, в чем проявляется творческая инициатива трудящихся в борьбе за выполнение народно-хозяйственных планов, улучшения качества продукции, повышение темпов научно-технического прогресса и эффективности производства, за соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистического строя», относится и к достижениям «капиталистических рабочих»;

5) основано на отношениях товарищеского сотрудничества, взаимной помощи и социалистического коллективизма. Немногие смогут указать, что такое «социалистический коллективизм» и чем

он отличается от капиталистического. Дружеские отношения возможны в любом коллективе, но они имеют свою национальную специфику в каждой стране;

6) социалистическое соревнование — одна из сил, движущих социалистического бщество. Одновременно необходимо признать, что соревнование является движущей силой любого общества; массовое движение трудящихся за наивысшие достижения во всех сферах деятельности, в производстве материальных и духовных благ, за наивысшую производительность труда как решающего условия победы коммунизма;

7) привлечение масс к управлению производством. Управление производством явно не относится к социалистическому соревнованию;

8) в основе социалистического соревнования общность экономических интересов общества в целом, коллективов трудящихся и отдельных работников;

9) объединение целей всего народа, демократизм.

Следовательно, соревнование — это когда существуют:

— уже имеющие, достаточные, доступные и свободные для производства ресурсы;

— ясно понимаемая и конкретная цель;

— полностью известные участникам соревнования правила взаимодействия и достижения результатов;

— равные и независимые пути достижения цели;

— полный контроль за достижением цели со стороны наблюдающих и контролирующих, обеспечивающих прозрачность соревнования.

Кроме того, практически не рассматривается право любого человека быть личностью, индивидуальностью. Именно в личных качествах проявляется состязательность — демонстративность, умение показать себя и желание это делать.

В отличие от экономической войны, простое экономическое соперничество (соревнование — добросовестная конкуренция в качестве теоретического лозунга не ставит перед собой главной целью ослабление экономики противника; его цель — усилить собственную экономику, сделав ее более конкурентоспособной.

Отличительные признаки конкуренции:

1) конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, заставляющая частных товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, увеличивать накопление ит. п.;

2) она ведет к вытеснению мелких товаропроизводителей, подавляющее большинство ко-

торых разоряется, превращается в пролетариев и полупролетариев, а незначительное меньшинство обогащается, становится капиталистами;

3) конкуренция является объективной закономерностью капиталистического товарного производства, ибо каждое предприятие экономически обособлено в силу господства частной собственности на средства производства;

4) конкурентная борьба отражает противоположность экономических интересов пролетариата и буржуазии, а также противостоящих друг другу частных предпринимателей и различных групп капиталистов;

5) каждый мелкий предприниматель стремится в процессе конкуренции создать для себя наиболее выгодные условия (производства) и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена;

6) конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала, усилением могущества крупного и крупнейшего капитала как результат;

7) в наиболее «чистом» виде проявляются две основные формы конкурентной борьбы — внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Уже имеется акт классификации конкуренции;

8) не случайно в эпоху домонополистического капитализма буржуазная экономическая теория отстаивала принцип свободной конкуренции, видя в ней законченный идеал «вечных» общечеловеческих отношений;

9) свободная конкуренция ведет к образованию монополий;

10) конкуренция ускоряет темп научно-технического прогресса, организационных и структурных изменений;

И) вся тяжесть экономического соперничества между капиталистами ложится, в конечном счете, на пролетариат и другие слои трудящихся, а также на мелкую и среднюю буржуазию города и деревни;

12) ареной конкуренции становится все мировое капиталистическое хозяйство;

13) ожесточенная борьба (соперничество) за рынки сбыта и источники сырья, за сферы приложения капитала:

а) свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьбя между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров;

б) борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли.

Между соревнованием и конкуренцией можно найти сходства (общие черты) и различия. Как утверждает Л. А. Бейлин: «Конкуренция — эта

форма соревнования, но соревнование не форма конкуренции, и нельзя считать соревнование при социализме, как об этом иногда пишут некоторые экономисты, «здоровой конкуренцией», «социалистической конкуренцией», а также конкуренцией, не отягощенной «пороками ее капиталистической формы»» 12.

А в продолжение фразы — «конкуренция схожа с социалистическим соревнованием только генетически, обе эти категории являются экономическими» 13.

Следовательно, конкуренция и соревнование — это взаимосвязанные, но относительно независимые понятия, которые содержат:

— проблему различных схем урегулирования взаимоотношений категорий;

— относительную независимость категорий и независимость методов использования процессов, которые отражаются выделенными категориями;

— проблему не столько особенностей категорий, сколько отношений между ними.

Кроме того, если рядом с конкуренцией, иногда превращаясь в нее, существует и соревнование, то разумным обязано являться и соревнование. Необходимо лишь выяснить следующее: способно ли обладать соревнование неразумными характеристиками. Для возможного выделения у соревнования и конкуренции некоторых общих черт следует отметить общие черты различных форм соперничества в сферах общественного производства: обмене и производстве.

Во-первых, главное, что объединяет конкуренцию и соревнование, — объективность их существования. Под объективностью в экономической науке понимается независимость существования тех или иных процессов от воли и желания отдельного человека или группы людей и, следовательно, обладание способностью возникать независимо от конкретного человека. Именно такими характеристиками обладают и соревнование, и конкуренция. Следовательно, объективность соревнования, как и в конкуренции, заключается в том, что они возникают независимо от желания в них людей.

Во-вторых, общее между конкуренцией и соревнованием — и то, и другое — процессы, протекающие во времени.

В-третьих, в соревновании и конкуренции постоянно присутствует стремление обеспечить коммерческую тайну, не позволяющую распространять новые знания на другие предприятия и фирмы, кроме тех, которые принадлежат одному собственнику, особенно в современных условиях, тогда как

12 Бейлин Л. А. Социалистическое соревнование как экономическая категория. — М., 1970. С. 90.

13Тамже, с. 91.

во времена социалистического строительства коммерческая тайна уже полностью отменялась.

В-четвертых, психологическое стремление участников оказаться первым, являться победителем.

Но уже в экономической области между соревнованием и конкуренцией стремительно нарастают различия, среди которых можно выделить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. По различию субъектов — выделяемый, анализируемый процесс соперничества: конкуренция — между субъектами рынка, соревнование внутри предприятия, производства, между членами отдельного коллектива. Однако соревнование на уровне рабочих и служащих при определенных условиях, лучше сказать, при слабом менеджменте — управлении персоналом, может перерастать в конкуренцию.

2. По наличию противопоставляемого явления — наиболее часто в социалистической литературе соревнование противопоставлялось конкуренции;

3. По уровню проявления — соревнование на уровне рабочих и служащих, а конкуренция — как на уровне предприятий, так и на уровне отдельных работников. Отсюда виды и классификация конкуренции.

4. По личному интересу. Конкуренция в любых условиях управляется личным корыстным интересом.

Подобная точка зрения достаточно давно распространена, об этом можно привести фразу Шершеневича Г. Ф.«... если бы человек совершенно отрекся бы от личного расчета и проникся алыруистскими мотивами... конкуренция была бы немыслима» 14.

5. По общественным интересам. — для соревнующихся главное — получение общественного признания и одобрения своих результатов у членов коллектива, слава победителей в труде, моральное вознаграждение, для конкурирующих — передел возможного пирога в свою пользу. При соревновании главное для участников — моральная оценка, в качестве вознаграждения победителей выступает народная, причем очень положительная, слава, в конкуренции главный критерий — материальный успех, который часто связан с негативной известностью. Поэтому негативная оценка конкуренции зачастую связывается с тем, что движущим мотивом в поведении предприятий и отдельных людей является их стремление к личной пользе и выгоде непосредственно, наживе, к получению наивысшего денежного вознаграждения, прибыли.

Конечно, в СССР результатом для победившего в соревновании были не только почет и слава, но и материальные блага. То есть победители в условиях развитого социализма получали не только почет

14 Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права. — М.:, Фирма СПАРК., 1994. С. 109.

и уважение, но и стимулировались материально. Но очень важно учитывать, что размеры денежного вознаграждения победителя на производстве, «героя» фирмы, несопоставимы с материальными результатами преуспевающего в конкуренции на рынке. Но, внедряя денежные, материальные стимулы для участников соревнования, тем самым увеличиваем элементы конкуренции между ними.

6. По достигаемой цели — это превзойти трудовые результаты соперников, для экономики — рост производительности труда. В конкуренции для участников главное — это получение наибольшей, максимальной прибыли (экономической выгоды), но здесь не существует и невозможно достижение предела. Но хотелось бы отметить, что соперничество между капиталистическими предпринимателями ведется ради единственной цели. Провозглашаемая цель конкуренции — отбор наиболее эффективных (прибыльных) фирм за счет разорения и банкротства мелких и средних предприятий. Но давно существуют исследования, утверждающие, что часто победителями в естественном экономическом отборе оказываются неэффективные предприятия.

Следовательно, прежде всего, цель конкуренции — захватить экономическую власть, власть над рынком, чтобы диктовать свою волю, влияя на уровень цен. Но даже безличная конкуренция неизбежно несет на себе печать борьбы личностей, независимо от того, знакомы ли отдельные люди между собой. Следовательно, можно указать направленность соревнования и конкуренции: соревнование направлено на созидание, т. е. вперед и вверх, а конкуренция — к перераспределению уже имеющегося, т. е. по горизонтали.

7. По показателям — для соревнования достижение высоких конечных результатов, имеющих вещественные (натуральные) трудовые показатели, а для конкуренции — денежные результаты, цены, размер полученной прибыли, обеспечивающие, наравне с качественными показателями изготовленной продукции, сравнение и сопоставление достигнутых успехов фирмы или предприятия.

Из-за коммерческой тайны наличие информации о достигнутых результатах в трудовом соперничестве (соревновании) чаще всего — внутренне дело предприятия или фирмы. Следовательно, показатели трудовых результатов не являются инструментом борьбы, а в конкуренции — цены как показатель результатов, наоборот, инструмент борьбы.

8. По используемым средствам — для достижения монопольного положения на рынке за счет устранения фирм, выпускающих аналогичную продукцию. В соревновании главное средство —

личные трудовые достижения. Как известно, проявление разнообразия личных достижений в той или иной области является важным показателем развития людей, а трудовое соревнование часто провоцировалось соперничеством, которое основано на блестящем индивидуальном исполнении заданного процесса.

Для конкуренции индивидуальное мастерство проявляется в привлечении посторонних сил для обеспечения собственной победы, т. е. характерны внерыночные формы борьбы. В трудовом соревновании подобное невозможно, так как привлечение посторонних сил для победы (либо работников, либо руководителей) неизбежно вызовет сбои в производстве, чего руководство фирмы (контролер соревнования) никогда не допустит. Скорее, наоборот, руководство фирмы будет способствовать созданию условий для соперничества в форме соревнования.

9. По полученным результатам процесса, которые тесно связаны с целями соперничества. В соревновании победитель, сумевший превзойти результатов соперников, обычно получает славу и одобрение непосредственных участников, т.е. положительную оценку признания заслуг. В условиях конкуренции борьба обычно заканчивается полным крахом проигравшего, у которого практически не остается возможностей вновь начинать соперничество. В отличие от конкуренции соперники, проигравшие в соревновании, вновь готовы показывать высокие результаты. Проигравший в экономической борьбе не имеет таких условий. Следовательно, конечными результатами, достигаемыми в соревновании и в конкуренции, являются: в соревновании обеспечивается создание дополнительных продуктов, в конкуренции — выделение наиболее эффективных предприятий.

Одновременно конкуренция неизбежно приводит к концентрации и монополизации отраслей производства, а соревнование — лишь к повышению результатов труда.

10. Поусловиям возникновения — одно из главных различий соревнования и конкуренции по условиям возникновения. В соревнованиях участие всегда добровольное, участие в конкуренции — вынужденное, часто против воли участников. Любое начало соревнования предваряется гласным или негласным договором между участниками. Следовательно, вовлечение в соревнование (его организация) — всегда осознанный процесс и для возникновения и существования соревнования требуется лишь организаторская работа менеджеров предприятия. Но, если вступают в соревнование добровольно, то в конкуренцию помимо своей воли, и часто наперекор и вопреки ей, вовлечение

в конкуренцию осуществляется без всякой осознанной организации. В отличие от конкуренции, победить в соревновании, уклоняясь от борьбы, невозможно.

И. По количеству победителей. В соревновании возможно одновременное существование нескольких победителей, а в конкуренции победителем, в конечном итоге, становится лишь один участник борьбы за экономическую власть, который, в конечном итоге, превращается в монополиста.

12. По характеристикам: конкуренция — высшее проявление частной собственности на факторы (а не только средства) производства, в том числе между работниками, как собственников ресурса рабочей силы, называемого в современных условиях трудом, соревнование есть высшее проявление личных способностей работающих людей в процессе труда. Конкуренция является объективной закономерностью товарного производства, так как каждое предприятие экономически обособленно и самостоятельно в своем поведении. Следовательно, конкуренция — это состояние конфликта между участниками процесса, в котором учитываются усилия участников, направленные не на игру и соревнование, а на войну. Другими словами, конкуренция — состояние войны, а не состязания. Но, как и у любого конфликта, у конкуренции возможны различные стадии и состояния.

13. По участию в процессе — конкуренция является удивительным экономическим состязанием, вернейшим способом победить в котором остается уклонение от борьбы. И от способности российских фирм овладеть им зависит будущее страны. В отличие от конкуренции, победить в соревновании, уклоняясь от борьбы, невозможно.

14. По используемым методам (характеристикам течения процесса) — методы борьбы за первенство существенно различаются: успех в соревновании определяется непосредственно участником, а в конкуренции для победы очень часто привлекаются силы, внешние по отношению к участникам такого соперничества. В условиях конкуренции никогда не помогают окружающим, не подтягивают их, они, прежде всего, враги. В соответствии с понятиями для конкурентов следует создавать условия для дальнейшего отставания. Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренты обязательно мешают друг другу, так как перехватывают друг у друга рыночные ниши. То есть устранение конкурентов — вознаграждение собственной деятельности.

15. По интересам наблюдателей — спортивное соревнование всегда соперничество приблизи-

тельно равных по силе и мощи участников. Следовательно, соревнование всегда проигрывают в равной борьбе, Для экономики аналогичная ситуация практически невозможна, так как на рынке не существует равных по экономической мощи экономических субъектов.

16. По регулированию процесса соперничества — конкуренция не требует особой организации, хотя процесс реализации продукции требует обеспечения гласности и сравнимости результатов деятельности фирм и предприятий через механизм цен, которое отчасти регулируется государством. Но промышленное соревнование способно просто заглохнуть без достаточной организации и стимулирования победителей внутри предприятия.

Кроме того, вовлечение в соревнование (его организация) — всегда осознанный процесс, в то время как вовлечение в конкуренцию осуществляется без всякой осознанной организации. Одно из главных различий соревнования и конкуренции — добровольность и полное осознание участия в процессе. В соревновании участие всегда добровольное, участие в конкуренции — вынужденное, часто против воли участников. Любое начало соревнования предваряется гласным или негласным договором между участниками.

17. По виду движения — конкуренция — это столкновение, соревнование — независимое, параллельное движение к единой цели.

18. По наличию модификаций — у конкуренции имеется множество видов или модификаций: межотраслевая, внутриотраслевая, совершенная, несовершенная, а у соревнования в «социалистические» времена имелись различные виды починов, среди инженерно-технических работников, по внедрению передовых методов работы, по подтягиванию отстающих ит. д..

В то же время любая сфера деятельности хозяйствующих субъектов является высококонкурентной, если решения экономическими субъектами принимаются за довольно короткое время.

По предлагаемым оценкам, легко провести разграничение между конкуренцией и соревнованием. Всюду, где имеются промышленные достижения, которые считаются экономическими, обнаруживается спортивная сторона и царит погоня за трудовыми рекордами. Вот тогда все и носит характер соревнования — кто быстрее цели достигнет. То есть соревнование есть достижение.

В качестве дополнения следует отметить, что если средством для победы в конкуренции является использование передовых технологий, то соревнования — использование резервов при организации индивидуального и группового труда.

Если состязательность между людьми направлена на завоевание всеобщей признательности и уважения и осуществляется под пристальными взглядами и взорами большинства как участников, так и наблюдателей, то перед нами, конечно, соревнование.

Но соревнование для своего существования требует организаторской работы менеджеров предприятия, умеющих различать мотивы соперничества, способных поощрять соревнование и гасить конкуренцию, для существования рыночной конкуренции требуется организаторская работа органов власти, регулирующих отношения на рынке.

Если разбор существующих недостатков конкуренции и соревнования окажется последовательным, то недостатки конкуренции останутся общеизвестными. У трудового соревнования недостатки с точки зрения экономики отсутствуют. В качестве небольшого недостатка для соревнования следует выделять не всегда достижимый уровень результатов, которого собираются достичь с помощью соревнования. Дело в том, что не совпадали критерии оценки его результатов: на Западе — это всегда лучшая рентабельность, прибыльность или лучшее соотношение «выручка/издержки», в советской экономике — валовые показатели, «кто больше».

При соревновании главное для участников — моральная оценка, в качестве вознаграждения победителей выступает народная, причем очень положительная с позиций существующей морали, слава, в конкуренции главный критерий — материальный успех, который часто связан с негативной известностью.

Конкуренция — это состояние конфликта между участниками процесса, в том числе сотрудниками одной фирмы, в котором учитываются усилия участников, направленные не на игру и соревнование, а на войну. Конкурентная ситуация, постоянно возникающая на рынке, — продукт эволюции хозяйственных институтов. Она состоит в извлечении прибыли, получении экономической, материальной выгоды, либо конкуренции.

Конкуренция есть ситуация конфликта между участниками. Поэтому конкуренция была и остается формой взаимного соперничества — с победителями и побежденными — субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими слова-

ми, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие.

Конкуренты обязательно мешают друг другу, так как перехватывают друг у друга рыночные ниши, но мешать проводить экономическую политику можно соблюдая правила, а можно вести себя совсем без правил. Такими правилами выступают сложившиеся в обществе правовые и моральные нормы. Особенность ситуации в том, что моральные нормы настолько неосязаемы и подвержены сиюминутным факторам, что учитывать подобные факторы не представляется возможным.

Достижение целей может впоследствии привести и к экономическому успеху, но на него непосредственно эти действия не направлены. В свою очередь экономически ориентированная конкуренция преследует откровенно экономические цели (повышение прибыли, снижение издержек, завоевание и расширение рыночной ниши), но может осуществляться неэкономическими методами, не основанными на превосходстве в эффективности.

Для более четкого различия соревнования и конкуренции в поведенческой составляющей людей и фирм следует обратиться к оценке (критериям) любого поведения. Конкурентная ситуация обусловлена конкретными экономическими, политическими и культурными факторами. Все участники ведут себя рационально. Предполагается существование эффективных институциональных форм. Более рациональные и эффективные участники выигрывают, выживают наиболее эффективные институциональные формы. Могут имитироваться и распространяться не самые эффективные институциональные формы.

Если состязательность между людьми направлена на завоевание всеобщей признательности и уважения и осуществляется под пристальными взглядами и взорами большинства участников и наблюдателей, то перед нами, конечно, соревнование. Как известно, в экономике никогда не существует борьбы равных соперников, так как никогда невозможно сформировать одинаковые условия, которые неизбежно будут меняться с каждым моментом времени и с каждым изменением рынка. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы.

Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.

В результате предлагаемой формализации категорий можно прийти к выводу, что сфера действия соревнования в современных условиях существует только внутри отдельного предприятия или фирмы, а, следовательно, категория соревнования является категорией производства. А категорию «конкуренция» необходимо перенести за пределы предприятия, в сферу действия рынка. Такое восприятие рассматриваемых категорий облегчит подход к вопросам, возникающим в соревновании

на отдельном предприятии, и будет способствовать лучшей его организации для достижения наивысших результатов на предприятиях любых форм собственности. Тогда категорию «экономическое соревнование между предприятиями» следует заменить на категорию «конкуренция». Предлагаемая формализация категорий соревнования должна, на взгляд автора, способствовать устранению путаницы в категориях между политэкономией и экономической теорией Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.