Научная статья на тему 'Общее и особенное в категориях соревнования и конкуренции'

Общее и особенное в категориях соревнования и конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1554
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИИ СОРЕВНОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тикин Валерий Сергеевич

В статье анализируется соотношение между категориями конкуренции и соревнования, очень популярными в разные времена развития экономики. Но как представляется автору, обе категории лишь выражение единого и вечного процесса соперничества, и, следовательно, между ними имеются как общие черты, так и черты различия. В статье подвергнуты анализу обе категории и выделяются как единство категорий конкуренции и соревнования, так и возможные различительные характеристики между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Общее и особенное в категориях соревнования и конкуренции»

ЭКОНОМИКА

УДК 330.11

В. С. Тикин

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В КАТЕГОРИЯХ СОРЕВНОВАНИЯ И КОНКУРЕНЦИИ

В статье анализируется соотношение между категориями конкуренции и соревнования, очень популярными в разные времена развития экономики. Но как представляется автору, обе категории лишь выражение единого и вечного процесса соперничества, и, следовательно, между ними имеются как общие черты, так и черты различия. В статье подвергнуты анализу обе категории и выделяются как единство категорий конкуренции и соревнования, так и возможные различительные характеристики между ними.

Экономическую науку, прежде всего, интересуют экономические результаты человеческой деятельности. Чувство соперничества в различных сферах общественной жизни (в экономике - производство, распределение, обмен и потребление) порождает свои модификации, модернизируется, приобретает свою специфику в зависимости от сферы проявления.

В недалеком прошлом в советской экономике обязательной и «всеохватывающей» категорией являлось «социалистическое соревнование». В нем находилось все: от творческой инициативы трудящихся до их морального облика. А потому трудно ожидать, что после развала советского государства и исчезновения питательной почвы и постоянной подпитки «социалистического соревнования» со стороны партийных, государственных, профсоюзных органов, обслуживавших его практику, в стране установятся общие демократические преобразования и в сфере производства, к которой «социалистическое» соревнование и относилось. Подобные процессы возможны, т.к. десятилетиями утверждалось, что «...вызывают возражение встречающиеся иногда утверждения, что социалистическое соревнование охватывает не только фазу производства, но и весь воспроизводственный цикл и, в частности, сферу обращения товаров, которая служит базой глубоко ошибочной концепции «социалистической конкуренции» [1].

Однако в современных условиях часто появляются и противоположные точки зрения. «В действительности дело обстоит таким образом, что конкуренция как процесс межличностного и межорганизационного взаимодействия есть сотрудничество; сотрудничество же, как неравномерно дифференцированный по различным хозяйствующим субъектам общий экономический результат (общественный продукт), есть конкуренция» [2].

Каждый на своем рабочем месте хочет показать, на что он способен. Он хочет доказать свои способности и свою значимость. Он не хочет, чтобы в тех вопросах, в которых компетентен именно он, решения принимались без его участия. Макс Вебер определял призвание как такой строй мышления, при котором «труд становится абсолютной самоцелью». Такое отношение к труду не является, однако, свойством человеческой природы. Не может оно

возникнуть и как непосредственный результат высокой или низкой оплаты труда; подобная направленность может сложиться лишь в результате длительного процесса воспитания» [3].

Негативная оценка конкуренции зачастую связывается с тем, что движущим мотивом в поведении предприятий является их стремление к личной пользе, наживе, к получению наивысшей прибыли. Еще со времен И. Бентама существовали три главных упрека к началу пользы и препятствия его всеобщего признания - это упрек в эгоистичности, упрек в материализме и упрек в опасности начала пользы [4].

Подобная точка зрения достаточно распространена. Так, в переизданном учебнике Г. Ф. Шершеневича «Курс торгового права» указывается: «. если бы человек совершенно отрекся бы от личного расчета и проникся альтруистскими мотивами. конкуренция была бы немыслима» [5].

Объединение разных категорий, отражающих различные явления, позволяет и одновременно требует искать в них как общие черты, так и черты различия. Следовательно, важно разделять процессы соперничества в разных сферах общественного воспроизводства по некоторым отличительным признакам, обеспечивающим различение указанных категорий.

Если последовать за К. Марксом как за провозглашенным в СССР одним из основателей учения о соревновании, то можно обнаружить следующее: чтобы провести разграничение между указанными категориями, Карл Маркс вынужден постоянно указывать и строго разграничивать понятия конкуренции и промышленного соревнования. Для обеспечения такого различия К. Марксу приходилось уточнять и конкретизировать категорию промышленного соревнования, отличающегося от конкуренции. В результате в его работах имеется достаточное количество высказываний о различиях соревнования и конкуренции.

Очевидно, следует привести некоторые цитаты: «Конкуренция есть соревнование ради прибыли, непосредственным предметом промышленного соревнования будет продукт, а не прибыль», «Конкуренция есть торговое, а не промышленное соревнование. В наше время промышленное соревнование существует лишь ради торговых целей», «Конкуренция. старается избежать необходимости промышленного соревнования» [6, с. 161], «Конкуренция старается избежать необходимости промышленного соревнования» [7, с. 326].

Но даже у К. Маркса невозможно найти обоснование различий между соревнованием и конкуренцией через отношения собственности на средства производства, т.е. чем обосновывались указанные различия в советской литературе.

В качестве продолжения можно дополнить К. Маркса высказыванием В. И. Ленина: «Конкуренция является особой формой соревнования, свойственной капиталистическому обществу и состоящей в борьбе отдельных производителей за кусок хлеба и за влияние, за место на рынке» [8, с. 150].

В соответствии с выдвигаемыми положениями правильно сказать -особой формой соперничества. Приведенное высказывание связано с конкуренцией между людьми в структурах бюрократии, когда идет борьба отдельных лиц за вышестоящие должности. Очевидно, на основании приведенной фразы и строилась теория соревнования как специфического социалистического явления.

«Вторая разновидность состязательных отношений - отношения непосредственного трудового соревнования - прежде всего, имеется в рамках крупного производства, где подобные отношения совсем не опосредуются товарно-денежными связями» [9].

Но и до К. Маркса высказывались идеи о различии конкуренции и соревнования. Достаточно убедительной фразой может служить высказывание К. Маркса. По крайней мере, постоянно уже приводился очень характерный признак: «Конкуренция предполагает общую цель» [6, с. 163]. Характерное высказывание аналогичной идеи Прудоном приводится у Рошера [10].

Подобные высказывания позволяют признать существенные различия между категориями соревнования и конкуренции. Из сказанного можно сделать вывод о том, что конкуренция - это соперничество между субъектами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Но в качестве цели может выступать лишь некий ресурс, доступ к которому ограничен.

В современных условиях В. В. Радаев также пытается уточнить категорию конкуренции. «Все перечисленные элементы - ограниченность ресурса, его привлекательность и достижимость для нескольких участников рынка -являются обязательными для появления конкуренции. Если ресурс не ограничен или не привлекателен, проблема конкуренции не возникает. Она предполагает усилия сторон, действие преодоления. Если на ресурс претендует только один агент, поле для состязательности отсутствует» [11].

Предпосылками конкуренции являются лишь достаточная степень свободы для творческой самоорганизации участников конкурентного процесса и скудость ресурсов, а овладение ими и их реализация - цель конкуренции. Поэтому для изучения причин возникновения конкуренции важно отделить несущественные факторы от существенных. Кроме того, при соревновании, как и при конкуренции, затруднена возможность реализации принципа «при прочих равных условиях» для оценки значимости конкретных факторов в различных рыночных ситуациях. Прежде всего, для проведения и чистоты логического анализа необходимо абстрагироваться от всех побочных факторов, влияющих на процесс, и, прежде всего, роли государства во влиянии на конкуренцию, воспринимать все в «чистом виде». Подобный принцип является лишь теоретическим постулатом и способен помочь после создания теоретической модели.

Представители западных научных школ также стараются оценивать конкуренцию более углубленно и аргументированно. Так, например, с точки зрения П. Хейне, «конкуренция есть следствие редкости», что, прежде всего, должно относиться к материальным ценностям, и «конкуренция - это просто-напросто то, что происходит, когда люди стараются соответствовать применяемому критерию. Многое зависит от того, какой критерий используется» [12].

Следовательно, необходимо найти критерий, который соответствует понятию конкуренции и который, возможно, позволит провести разграничение конкуренции и соревнования.

Однако так называемое коммерческое соревнование, т.е. деятельность по получению максимальной прибыли, не принадлежит к области изначальных древних, священных действий. Оно появляется, когда торговля начинает создавать зоны активности, внутри которых одни стараются одержать верх

над другими и вывести их из игры. Поэтому теоретическое обоснование различий соревнования и конкуренции является достаточно актуальным.

Проблеме различия соревнования и конкуренции посвящена исследовательская работа М. В. Дмитриевой «Роль конкуренции в макроэкономических процессах переходного периода», в которой отмечаются следующие отличия соревнования от конкуренции:

1. При соревновании существует стремление к унификации, способствующей распространению шаблонного стиля и методов работы, которые не учитывают происходящих в экономике процессов. Одно из главных свойств конкуренции - стремление предприятий к дифференциации как выпускаемой продукции, так и методов работы. Отсюда - присутствие коммерческой тайны.

2. Основным правилом соцсоревнования была гласность, сравнимость результатов работы, практическое повторение лучшего опыта. Лидер, как правило, должен был оказывать помощь отстающим. Это, в свою очередь, снижало стимулы к эффективному труду. В конкуренции тоже существует сравнимость результатов работы, но принципиально иного свойства: здесь оценку дают потребители, а не чиновники, как в условиях соревнования. Поэтому в качестве основного недостатка системы организации соревнования следует назвать ее громоздкость и бюрократизм.

3. Целью соревнования является ускоренный рост производительности труда, но сравнивались преимущественно количественные, а не качественные показатели труда. Конкуренция же ставит необходимость нематериальной оценки труда.

4. Соревнование должно быть организовано большей частью на добровольной основе. Конкуренция же носит принудительный характер, где в борьбу с необходимостью вовлечены все предприятия рынка.

5. Целью соцсоревнования было стремление к выполнению и перевыполнению плана, целью конкуренции является получение прибыли.

6. Отличие соревнования от конкуренции - в стремлении не к максимуму результатов, а к получению максимального вознаграждения за минимальный трудовой вклад в ориентации не на нужды потребителей, а на собственные интересы.

Из перечисленных отличий, вероятно, следует согласится с пунктом 5. Все остальные вызывают некоторые возражения.

Выход при разделении исследуемых категорий на один уровень означает, что у нас не осталось способов различать элементы внутри исследуемых понятий, т.е. исчерпан набор признаков, порождающих новые разбиения. А если так, то все признаки, отличающие элементы множества исследуемых категорий друг от друга, в этом случае становятся признаками существенных различий.

Обобщающим трудом, собравшим накопленные знания в сфере экономики, для советских (российских) ученых являлась Экономическая энциклопедия (Политическая экономия) в четырех томах, а также материалы, опубликованные в Большой советской энциклопедии. Следовательно, первичный анализ даваемых в них категорий позволит понять смысл «социалистического соревнования» и его отличия от того, что понималось под конкуренцией в годы «реального и развитого» социализма, найти первые различия между указанными категориями.

Выделение характерных признаков конкуренции и социалистического соревнования сделано по Большой советской энциклопедии и Экономической энциклопедии (Политической экономии), в которой собран полный, на наш взгляд, набор знания социалистического периода развития экономической науки.

Отличительные признаки соревнования:

1) любое общественное отношение - лишь слепок, аналог отношений, существующее на уровне отдельного человека или коллектива. Если соревнование - процесс, то отношения между людьми в процессе труда не являются соревнованием, даже общественным;

2) соревнование традиционно возникает и развивается на базе социалистической собственности, но имеется масса литературы, где приводятся примеры возникновения соревнования в условиях частной собственности;

3) соревнование - объективная экономическая и социальная закономерность, выражающая социалистический характер труда, свободного от эксплуатации и нового отношения к труду. Но совершенно ничего нового по отношению к прежнему труду в социалистическом труде реально не существует;

4) соревнование традиционно рассматривается как все, в чем «проявляется творческая инициатива трудящихся в борьбе за выполнение народно-хозяйственных планов, улучшение качества продукции, повышение темпов научно-технического прогресса и эффективности производства, за соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистического строя», относится и к достижениям «капиталистических рабочих»;

5) соревнование «основано на отношениях товарищеского сотрудничества, взаимной помощи и социалистического коллективизма». Немногие смогут указать, что такое «социалистический коллективизм» и чем он отличается от капиталистического. Дружеские отношения возможны в любом коллективе, но они имеют свою национальную специфику в каждой стране;

6) соревнование - одна из движущих сил социалистического общества. Одновременно необходимо признать, что соревнование является движущей силой любого общества; массовое движение трудящихся за наивысшие достижения во всех сферах деятельности, в производстве материальных и духовных благ, за наивысшую производительность труда как решающего условия победы коммунизма. Как условие победы коммунизма, соревнование уже не должно рассматриваться. Но как деятельность работников за достижение наивысшей производительности труда, соревнование обязано заинтересовать всех, кто связан с производством материальных и нематериальных благ. Трудно согласиться с утверждением, что соревнование проникает во все сферы деятельности. «Осознание трудящимися того, что они работают не на эксплуататоров, а на себя, на свое общество, порождает трудовой энтузиазм, новаторство, творческую инициативу, массовое социалистическое соревнование», - заявлено в Программе КПСС 1977 г., а также в Конституции СССР 1977 г. Из Конституции РФ 1993 г. подобные положения уже убраны;

7) соревнование это - привлечение масс к управлению производством. Управление производством явно не относится к социалистическому соревнованию;

8) в основе социалистического соревнования лежит общность экономических интересов общества в целом, коллективов трудящихся и отдельных работников (невозможно представить труппу артистов какого-либо театра, которые соревнуются между собой);

9) соревнование прежде всего основано на объединении целей всего народа, демократизме.

Следовательно, соревнование - это когда существуют:

- уже имеющиеся, достаточные, доступные и свободные для производства ресурсы;

- ясно понимаемая и конкретная цель;

- полностью известные участникам соревнования правила взаимодействия и достижения результатов;

- равные и независимые пути достижения цели;

- полный контроль достижения цели со стороны наблюдающих за соревнованием и контролирующих его, что обеспечивает прозрачность соревнования.

Кроме того, практически не рассматривается право любого человека быть личностью, индивидуальностью. Именно в личных качествах проявляется состязательность - демонстративность, умение показать себя и желание это делать.

В отличие от экономической войны, простое экономическое соперничество (соревнование) (добросовестная конкуренция) в качестве теоретического лозунга не ставит перед собой в качестве главной цели ослабление экономики противника; его цель - усилить собственную экономику, сделав ее более конкурентоспособной.

Поэтому «не могло не случиться, что понятие рекорд, возникшее в спорте, завоевало себе место и в деловой жизни. Рекорд в его нынешнем, обиходном значении первоначально означал отметку, которую пришедший первым конькобежец - если не выходить из голландских понятий - оставлял на балке в трактире. Сравнительная статистика торговли и производства сделала этот элемент спорта достоянием экономической и технической жизни. Всюду, где промышленные достижения обнаруживают свою спортивную сторону, царит погоня за рекордами: наибольшее водоизмещение почтового судна, голубая лента за самый короткий по времени трансатлантический рейс» [13].

Как указывалось ранее, «основное противоречие конкурентного вида производственного соревнования состоит в противопоставлении каждым отдельным тружеником, занятым общественным трудом, своих интересов (стремление увеличить лишь долю материальных благ за счет других тружеников) интересам других тружеников (стремящихся к тому же)» [14].

Оно, по определению, касается всех работников государства, а между всеми, как уже показано, соревнование существовать не может.

Отличительные признаки конкуренции:

1) конкуренция выступает как внешняя принудительная сила, заставляющая частных товаропроизводителей повышать производительность труда на своих предприятиях, расширять производство, увеличивать накопление и т.п.;

2) она ведет к вытеснению мелких товаропроизводителей, подавляющее большинство которых разоряется, превращается в пролетариев и полупролетариев, а незначительное меньшинство обогащается, становится капиталистами;

3) конкуренция является объективной закономерностью капиталистического товарного производства, ибо каждое предприятие экономически обособленно в силу господства частной собственности на средства производства;

4) конкурентная борьба отражает противоположность экономических интересов пролетариата и буржуазии, а также противостоящих друг другу частных предпринимателей и различных групп капиталистов;

5) каждый мелкий предприниматель стремится в процессе конкуренции создать для себя наиболее выгодные условия (производства) и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена;

6) конкуренция сопровождается концентрацией и централизацией производства и капитала, усилением могущества крупного и крупнейшего капитала как результат;

7) в наиболее «чистом» виде проявляется две основные формы конкурентной борьбы - внутриотраслевая и межотраслевая. Уже имеется акт классификации конкуренции;

8) неслучайно в эпоху домонополистического капитализма буржуазная экономическая теория отстаивала принцип свободной конкуренции, видя в ней законченный идеал «вечных» общечеловеческих отношений (курсив автора - Т. В.);

9) свободная конкуренция ведет к образованию монополий;

10) конкуренция ускоряет темп научно-технического прогресса, организационных и структурных изменений;

11) вся тяжесть экономического соперничества между капиталистами ложится, в конечном счете, на пролетариат и другие слои трудящихся, а также на мелкую и среднюю буржуазию города и деревни;

12) ареной конкуренции становится все мировое капиталистическое хозяйство;

13) ожесточенная борьба (соперничество) за рынки сбыта и источники сырья, за сферы приложения капитала:

а) свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистической борьбе между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров;

б) борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли.

Кроме того, на основе анализа существующих высказываний В. И. Ленина можно выделить следующие признаки конкуренции, которая означает:

- антагонистическую борьбу предпринимателей;

- подавление инициативы, почина масс;

- безудержное обогащение кучки эксплуататоров на основе эксплуатации и разорения большинства населения;

- всевозрастающее углубление социальной разобщенности и социального неравенства;

- обострение противоречий между народами и странами.

Как можно отметить, между соревнованием и конкуренцией можно найти сходства (общие черты) и различия. Но между соревнованием и конкуренцией, на наш взгляд, важны другие, более существенные общие черты и различия. Как утверждается Л. А. Бейлиным, «конкуренция - это форма соревнования, но соревнование - не форма конкуренции, и нельзя считать соревнование при социализме, как об этом иногда пишут некоторые экономисты, «здоровой конкуренцией», «социалистической конкуренцией», а также конкуренцией, не отягощенной «пороками ее капиталистической формы» [15, с. 90].

В продолжение фразы - «конкуренция схожа с социалистическим соревнованием только генетически, обе эти категории являются экономическими» [15, с. 91].

Следовательно, конкуренция и соревнование - это взаимосвязанные, но относительно независимые понятия:

- проблема содержит различные схемы урегулирования взаимоотношений категорий;

- относительная независимость категорий предполагает относительную независимость методов использования процессов, которые отражаются выделенными категориями;

- наконец, главное - проблема порождается не столько составляющими особенностями категорий, сколько отношениями между ними.

Кроме того, если рядом с конкуренцией, иногда превращаясь в нее, существует и соревнование, то разумным обязано являться и соревнование. Необходимо лишь выяснить следующее: способно ли обладать соревнование неразумными характеристиками. Для возможного выделения у соревнования и конкуренции некоторых общих черт следует отметить общие черты различных форм соперничества в различных сферах общественного производства: обмене и производстве.

Во-первых, главное, что объединяет конкуренцию и соревнование, -объективность их существования. Под объективностью в экономической науке понимается независимость существования тех или иных процессов от воли и желания отдельного человека или группы людей и, следовательно, обладание способностью возникать независимо от конкретного человека. Именно такими характеристиками обладают и соревнование, и конкуренция. Следовательно, объективность соревнования, как и конкуренции, заключается в том, что они возникают независимо от желания людей.

Во-вторых, общее между конкуренцией и соревнованием то, что это -процессы, протекающие во времени.

В-третьих, в соревновании и конкуренции постоянно присутствует стремление обеспечить коммерческую тайну, не позволяющую распространять новые знания на другие предприятия и фирмы, кроме тех, которые принадлежат одному собственнику, особенно в современных условиях, тогда как во времена социалистического строительства коммерческая тайна уже полностью отменялась.

В-четвертых, психологическое стремление участников оказаться первым, являться победителем.

Но уже в экономической области между соревнованием и конкуренцией существуют отличия:

- по различию субъектов, между которыми протекает выделяемый, анализируемый процесс соперничества.

При конкуренции - процесс соперничества между субъектами рынка; при соревновании - внутри предприятия, производства, между членами отдельного коллектива. Однако соревнование на уровне рабочих и служащих при определенных условиях, лучше сказать, при слабом менеджменте -управлении персоналом, может перерастать в конкуренцию;

- по наличию противопоставляемого явления.

Наиболее часто в социалистической литературе соревнование противопоставлялось конкуренции. Но в соответствии с нормами русского языка и

формированием экономических понятий конкуренции как структуре рынка следует противопоставлять монополию, а соревнование - либо приспособленчеству, которое характерно для людей, занятых карьеризмом, либо уходу от активной позиции на производстве. Конкуренцией на рынке стремятся подавлять монополию, соревнованием на производстве подавляется апатия и безразличие;

- по уровню проявления.

Соревнование возникает на уровне рабочих и служащих, а конкуренция -как на уровне предприятий, так и на уровне отдельных работников. Отсюда -виды и классификация конкуренции;

- по личному интересу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкуренция в любых условиях управляется личным корыстным интересом. Как отмечал А. Смит в своем «Богатстве наций», люди движимы корыстными побуждениями: «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов. Мы обращаемся не к их гуманности, а к их эгоизму и говорим им вовсе не о наших нуждах, а об их выгодах» [16]. Подобная точка зрения достаточно распространена. Так, в переизданном учебнике Г. Ф. Шер-шеневича «Курс торгового права» указывается: «.если бы человек совершенно отрекся бы от личного расчета и проникся альтруистскими мотивами... конкуренция была бы немыслима» [17];

- по общественным интересам.

Для соревнующихся главное - получение общественного признания и одобрения своих результатов у членов коллектива, слава победителей в труде, моральное вознаграждение; для конкурирующих - передел возможного пирога в свою пользу. При соревновании главное для участников - моральная оценка, в качестве вознаграждения победителей выступает народная, причем очень положительная, слава; в конкуренции главный критерий - материальный успех, который часто связан с негативной известностью. Поэтому негативная оценка конкуренции зачастую связывается с тем, что движущим мотивом в поведении предприятий и отдельных людей является их стремление к личной пользе и выгоде непосредственно, наживе, к получению наивысшего денежного вознаграждения, прибыли.

Конечно, в СССР результатом для победившего в соревновании были не только почет и слава, но и материальные блага. То есть победители в условиях развитого социализма получали не только почет и уважение, но и стимулировались материально. Но очень важно учитывать, что размеры денежного вознаграждения победителя на производстве, «героя» фирмы несопоставимы с материальными результатами преуспевающего в конкуренции на рынке. Но, внедряя денежные, материальные стимулы для участников соревнования, увеличиваем элементы конкуренции между ними;

- по достигаемой цели.

В соревновании для участников цель - превзойти трудовые результаты соперников; для экономики - рост производительности труда. В конкуренции для участников главное - получение наибольшей, максимальной прибыли (экономической выгоды), но здесь не существует и невозможно достижение предела. Но хотелось бы отметить, что соперничество между капиталистическими предпринимателями ведется ради единственной цели. Провозглашаемая цель конкуренции - отбор наиболее эффективных (прибыльных) фирм за

счет разорения и банкротства мелких и средних предприятий. Но давно существуют исследования, утверждающие, что часто победителями в естественном экономическом отборе оказываются неэффективные предприятия.

Следовательно, прежде всего, цель конкуренции - захватить экономическую власть, власть над рынком, чтобы диктовать свою волю, влияя на уровень цен. Но даже безличная конкуренция неизбежно несет на себе печать борьбы личностей, независимо от того, знакомы ли отдельные люди между собой. Следовательно, можно указать направленность соревнования и конкуренции: соревнование направлено на созидание, т.е. направлено вперед и вверх, а конкуренция - к перераспределению уже имеющегося, т.е. направлена по горизонтали;

- по показателям.

Главная цель соревнования - достижение высоких конечных результатов, имеющих вещественные (натуральные) трудовые показатели, а конкуренции - денежные результаты, цены, размер полученной прибыли, обеспечивающие, наравне с качественными показателями изготовленной продукции, сравнение и сопоставление достигнутых успехов фирмы или предприятия.

Из-за наличия коммерческой тайны наличие информации о достигнутых результатах в трудовом соперничестве (соревновании), чаще всего, внутреннее дело предприятия или фирмы. Следовательно, показатели трудовых результатов не являются инструментом борьбы, а в конкуренции цены, как показатель результатов, - наоборот, инструмент борьбы;

- по используемым средствам.

Фирма достигает монопольного положения на рынке за счет устранения фирм, выпускающих аналогичную продукцию. В соревновании главное средство - личные трудовые достижения. Как известно, проявление разнообразия личных достижений в той или иной области является важным показателем развития людей, а трудовое соревнование часто провоцировалось соперничеством, которое основано на блестящем индивидуальном исполнении заданного процесса.

Для конкуренции индивидуальное мастерство проявляется в привлечении посторонних сил для обеспечения собственной победы, т.е. характерны внерыночные формы борьбы. В трудовом соревновании подобное невозможно, т.к. привлечение посторонних сил для победы (либо работников, либо руководителей) неизбежно вызовет сбои в производстве, а этого руководство фирмы (контролер соревнования) никогда не допустит. Скорее, наоборот, руководство фирмы будет способствовать созданию условий для соперничества в форме соревнования;

- по полученным результатам процесса, которые тесно связаны с целями соперничества.

В соревновании победитель, сумевший превзойти результаты соперников, обычно получает славу и одобрение непосредственных участников, т.е. положительную оценку признания заслуг. В условиях конкуренции борьба обычно заканчивается полным крахом проигравшего, у которого практически не остается возможностей вновь начинать свое соперничество. В отличие от конкуренции, соперники, проигравшие в соревновании, вновь готовы показывать высокие результаты. Проигравший в экономической борьбе не имеет таких условий. Следовательно, конечными результатами, достигаемыми в соревновании, являются обеспечение создания дополнительных продуктов, в конкуренции - выделение наиболее «эффективных» предприятий.

Одновременно конкуренция неизбежно приводит к концентрации и монополизации отраслей производства, а соревнование - лишь к повышению результатов труда;

- по условиям возникновения.

Одним из главных отличий соревнования от конкуренции является то, что участие в соревнованиях всегда добровольное, участие в конкуренции -вынужденное, часто против воли участников. Любое начало соревнования предваряется гласным или негласным договором между участниками. Следовательно, вовлечение в соревнование (его организация) - всегда осознанный процесс, и для его возникновения и существования требуется лишь организаторская работа менеджеров предприятия. Но если вступают в соревнование добровольно, то в конкуренцию - помимо своей воли и часто наперекор и вопреки ей, а вовлечение в конкуренцию осуществляется без всякой осознанной организации. В отличие от конкуренции, победить в соревновании, уклоняясь от борьбы, невозможно;

- по количеству победителей.

В соревновании возможно одновременное существование нескольких победителей, а в конкуренции победителем становится лишь один участник борьбы за экономическую власть, который, в конечном итоге, превращается в монополиста;

- по характеристикам.

Конкуренция - высшее проявление частной собственности на факторы (а не только на средства) производства, в том числе между работниками, как собственников ресурса рабочей силы, называемого в современных условиях трудом; соревнование есть высшее проявление личных способностей работающих людей в процессе труда. Конкуренция является объективной закономерностью товарного производства, т.к. каждое предприятие экономически обособленно и самостоятельно в своем поведении. Следовательно, конкуренция - это состояние конфликта между участниками процесса, в котором учитываются усилия участников, направленные не на игру и соревнование, а на войну. Другими словами, конкуренция - состояние войны, а не состязания. Но как и у любого конфликта, у конкуренции есть различные стадии и состояния;

- по участию в процессе.

Как указывалось, конкуренция является удивительным экономическим состязанием, вернейшим способом победить, в котором остается уклонение от борьбы. И от способности российских фирм овладеть им зависит будущее страны. В отличие от конкуренции, победить в соревновании, уклоняясь от борьбы, невозможно;

- по используемым методам (характеристикам течения процесса).

Методы борьбы за первенство существенно отличаются: успех в соревновании определяется непосредственно участником, а в конкуренции для победы очень часто привлекаются силы, внешние по отношению к участникам такого соперничества. В условиях конкуренции никогда никто не помогает окружающим, не подтягивает их, они - прежде всего, враги. В соответствии с понятиями для конкурентов следует создавать условия для дальнейшего отставания. Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренты обязательно мешают друг другу, т.к. перехватывают

друг у друга рыночные ниши, т.е. устранение конкурентов - вознаграждение собственной деятельности;

- по интересам наблюдателей.

Спортивное соревнование - всегда соперничество приблизительно равных по силе и мощи участников. Следовательно, соревнование всегда происходит в равной борьбе. Для экономики аналогичная ситуация практически невозможна, т.к. на рынке не существует равных по экономической мощи экономических субъектов. Как известно, в экономике никогда не существует борьбы равных соперников, т.к. никогда невозможно сформировать одинаковые условия для всех фирм, которые неизбежно будут меняться с каждым моментом времени и с каждым изменением рынка;

- по регулированию процесса соперничества.

Конкуренция не требует особой организации, хотя процесс реализации продукции требует обеспечения гласности и сравнимости результатов деятельности фирм и предприятий через механизм цен, которое отчасти регулируется государством. Но промышленное соревнование способно просто заглохнуть без достаточной организации и стимулирования победителей внутри предприятия.

Кроме того, вовлечение в соревнования (его организация) - всегда осознанный процесс, в то время как вовлечение в конкуренцию осуществляется без всякой осознанной организации. Одно из главных различий соревнования и конкуренции - добровольность и полное осознание участия в процессе. В соревнованиях участие всегда добровольное, участие в конкуренции - вынужденное, часто против воли участников. Любое начало соревнования предваряется гласным или негласным договором между участниками;

- по виду движения.

Конкуренция - это столкновение; соревнование - независимое, параллельное движение к единой цели;

- по наличию модификаций.

У конкуренции имеется множество видов или модификаций - межотраслевая, внутриотраслевая, совершенная, несовершенная, а у соревнования в «социалистические» времена имелись различные виды починов, в том числе среди инженерно-технических работников по внедрению передовых методов работы, по подтягиванию отстающих и т.д.

В то же время любая сфера деятельности является высококонкурентной, если решения экономическими субъектами принимаются за довольно короткое время.

Но по предлагаемым ранее оценкам легко провести разграничение между конкуренцией и соревнованием. Всюду, где имеются промышленные достижения, которые считаются экономическими, обнаруживается спортивная сторона и царит погоня за трудовыми рекордами. Вот тогда все и носит характер соревнования - кто быстрее цели достигнет. То есть соревнование есть достижение.

В качестве дополнения следует отметить, что если средством для победы в конкуренции является использование технологии работы, то в соревновании - использование резервов при организации индивидуального и группового труда.

Если состязательность между людьми направлена на завоевание всеобщей признательности и уважения и осуществляется под пристальными

взглядами и взорами большинства, как участников, так и наблюдателей, то перед нами, конечно, соревнование.

Но соревнование для своего существования требует организаторской работы менеджеров предприятия, умеющих различать мотивы соперничества, способных поощрять соревнование и гасить конкуренцию; для существования рыночной конкуренции требуется организаторская работа органов власти, регулирующих отношения на рынке.

Если разбор существующих недостатков конкуренции и соревнования окажется последовательным, то недостатки конкуренции останутся общеизвестными. У трудового соревнования (промышленной конкуренции) недостатки с точки зрения экономики отсутствуют. В качестве небольшого недостатка для соревнования следует выделять не всегда достижимый уровень результатов, который собираются достичь с его помощью. Дело в том, что критерии оценки его результатов не совпадали: на Западе - это всегда лучшая рентабельность, прибыльность или лучшее соотношение «выручка/издержки»; в советской экономике - валовые показатели, «кто больше». Результат известен.

При соревновании главное для участников - моральная оценка, в качестве вознаграждения победителей выступает народная, причем очень положительная с позиций существующей морали, слава; в конкуренции главный критерий - материальный успех, который часто связан с негативной известностью.

Конкуренция - это состояние конфликта между участниками процесса, в том числе между сотрудниками одной фирмы, где учитываются усилия участников, направленные не на игру и соревнование, а на войну. Другими словами, конкуренция - состояние войны, а не состязания, а конкурентная ситуация, постоянно возникающая на рынке, - продукт эволюции хозяйственных институтов. Она состоит в извлечении прибыли, получении экономической, материальной выгоды. Конкуренция - это борьба за максимальное обладание каким-либо объектом с перехватыванием доступа к нему другим.

Конкуренция есть ситуация конфликта между хозяйствующими субъектами. Поэтому «конкуренция была и остается формой взаимного соперничества - с победителями и побежденными - субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие» [18].

Конкуренты обязательно мешают друг другу, т.к. перехватывают друг у друга рыночные ниши, но мешать проводить экономическую политику можно, соблюдая правила, а можно вести себя совсем без правил. Такими правилами выступают сложившиеся в обществе правовые и моральные нормы. Особенность ситуации в том, что моральные нормы настолько неосязаемы и подвержены сиюминутным факторам, что учитывать подобные факторы не представляется возможным.

Достижение целей может впоследствии привести и к экономическому успеху, но на него непосредственно эти действия не направлены. В свою очередь, экономически ориентированная конкуренция преследует откровенно экономические цели (повышение прибыли, снижение издержек, завоевание и расширение рыночной ниши), но может осуществляться неэкономическими методами, не основанными на превосходстве в эффективности. Поэтому

«Господь заранее знает, кто будет избран, а кто проклят, но успех в своей профессии есть указание на то, что мы пребываем в числе избранных» [19].

Для более четкого различения соревнования и конкуренции в поведенческой составляющей людей и фирм следует обратиться к оценке (критериям) любого поведения. Конкурентная ситуация обусловлена конкретными экономическими, политическими и культурными факторами. Все участники ведут себя рационально. Предполагается существование эффективных институциональных форм. Более рациональные и эффективные участники выигрывают, выживают наиболее эффективные институциональные формы. Могут имитироваться и распространяться не самые эффективные институциональные формы.

Если состязательность между людьми направлена на завоевание всеобщей признательности и уважения и осуществляется под пристальными взглядами и взорами большинства, как участников, так и наблюдателей, то перед нами, конечно, соревнование. Как известно, в экономике никогда не существует борьбы равных соперников, т.к. никогда невозможно сформировать одинаковые условия, которые неизбежно будут меняться с каждым моментом времени и с каждым изменением рынка. В конкуренции могут участвовать крупные и мелкие фирмы.

Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей.

Конкуренция - это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (это могут быть деньги, власть, статус, любовь, признательность, другие ценности). Конкуренция -процесс, результирующий поведение экономических агентов рынка, под которыми понимаются отдельные предприниматели, потребители, руководители фирм политических структур. Конкуренция может быть обусловлена как природными факторами (например, нефть на небольших глубинах, содержание железа в руде и др.), так и географическими (например, издержки на транспортирование продукции и др.).

Как мы говорили, в СССР результатом для победившего в соревновании были не только почет и слава, но и материальные блага. Но очень важно учитывать, что размеры денежного вознаграждения несопоставимы с материальными результатами преуспевающего в конкуренции на рынке.

Очень хорошо пересекается (перекликается) с высказываем Д. Карнеги фраза А. Г. Симакова: «Напомним, что соревнование - это бескорыстное состязание в трудовом мастерстве между членами первичных коллективов, не отягощенное меркантильными соображениями, экономическими интересами. Следовательно, для активного соревнования надо, чтобы экономические интересы не давили на работника, чтобы сам труд был для него ценностью, а интересы производства были близки работнику» [20].

В результате предлагаемой формализации категорий мы должны прийти к выводу, что сфера действия соревнования в современных условиях может существовать только внутри отдельного предприятия или фирмы, а следовательно, категория соревнования является категорией производства. А категорию конкуренции необходимо перенести за пределы предприятия, в сфе-

ру действия рынка. Такое восприятие рассматриваемых категорий облегчит подход к вопросам, возникающим в соревновании на отдельном предприятии, и будет способствовать более лучшей его организации для достижения наивысших результатов на предприятиях любых форм собственности. Тогда категорию «экономическое соревнование между предприятиями» следует заменить на категорию «конкуренция». Предлагаемая формализация категорий соревнования должна, на наш взгляд, способствовать устранению путаницы в категориях между политэкономией и экономической теорией Запада.

Список литературы

1. Торкановский, Е. П. Управление соревнованием / Е. П. Торкановский. - М., 1985. - С. 15.

2. Ведин, Н. В. Философия экономических ценностей / Н. В. Ведин, Н. Ф. Газизуллин, А. Ш. Хасанова // Проблемы современной экономики. - 2003. - № 3. - С. 73-84.

3. Гага, В. А. Сравнимость результатов труда в системе социалистического соревнования и заработной платы / В. А. Гага. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1980. - С. 82.

4. Бентам, И. Введения в основание нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса / И. Бентам. - СПб., 1867. - С. 39-40.

5. Шершеневич, Г. Ф. Учебник торгового права / Г. Ф. Шершеневич. - М. : Фирма СПАРК, 1994. - С. 109.

6. Маркс, К. Нищета философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т. 4.

7. Маркс, К. Капитал. Т. 1 / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. сочинений. -2-е изд. - Т. 23.

8. Ленин, В. И. Первоначальный вариант статьи «Очередные задачи Советской власти» / В. И. Ленин // Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т. 36.

9. Кашин, В. Состязательность в социалистических производственных отношениях / В. Кашин // Экономические науки. - 1988. - № 5. - С. 3-12.

10. Рошер, В. Начала народного хозяйства. Руководство для учащихся и для деловых людей / В. Рошер. - М., 1860. - С. 215.

11. Радаев, В. В. Российский бизнес: на пути к легализации? / В. В. Радаев // Вопросы экономики. - 2002. - № 1. - С. 68-87.

12. Хейне, Пол. Экономический образ мышления / Пол Хейне ; пер. с англ. - Изд. второе, стереотипное. - М. : Дело ; Catallaxy, 1992. - С. 108, 169.

13. Хейзинга, И. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга ; пер. с ни-дерл. - М. : Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. - С. 225.

14. Муравьев, Г. А. Производственное соревнование / Г. А. Муравьев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1970. - С. 195.

15. Бейлин, Л. А. Социалистическое соревнование как экономическая категория / Л. А. Бейлин. - М., 1970. - С. 90.

16. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов / А. Смит. -М., 1993. - Кн. I-III. - С. 39.

17. Шершеневич, Г. Ф. Учебник торгового права / Г. Ф. Шершеневич. - М. : Фирма СПАРК, 1994. - С. 109.

18. Рыночная экономика : учебник : в 3 т. // Основы бизнеса. - М. : Соминтэк, 1992. -Т. 2. - Ч. 1. - С. 74.

19. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. Игры обмена / Ф. Бродель. - М. : Прогресс, 1988. - Т. 2. - С. 576.

20. Симаков, А. Г. Социализм: соревнование и конкуренция / А. Г. Симаков. - М. : Знание, 1990. - С. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.