Литература:
1. Люди роста. Эдвард Холл: основы межкультурной коммуникаций, URL: https://iudirosta.ru/post/ edvard-khoil-osnovy-mezhkulturnoy-komm unikatsü „1794 (дата обращения 23.07.2022).
2. Гао Юнчэнь. Исследование текущей ситуации и мер противодействия межкультурной коммуникативной компетентности студентов // Преподавание и исследования иностранных языков. -2006.-№11,- С. 26-28.
3. Ху В-мьчжун. Об эмпирическом исследовании меж культурной коммуникации // Преподавание и исследования иностранных языков (выходит раз в два месяца на иностранных языках). - 2005. -N-5. - С. 323-327.
4. Ху Чао. Отчет об исследовании мёжкультурной осведомленности и мёжкультурной коммуникативной компетентности студентов колледжей // Китайские иностранные языки. - 2005, - №!3, - С 60-64.
5. Гурулева Татьяна Леонидовна. Подходы к обучению китайскому языку е аспекте формирования межкультурной образовательной парадигмы // Язык И культура, - 2021. - №54. -С. 113-130.
6. Корнеееа л. и. Межкультурная коммуникация в обучении китайскому языку как иностранному / Л. 14. Корнеееа, Жунюй Ма // Известия Уральского федерального университета. - Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры, - 2017. - Т. 23, № 1 (159).-С. 164-170.
7. Чжао Чжунцзянь. Историческая траектория развития глобального образования: рекомендации Международной конференции по образованию на 60 лет. - Пекин: Education Science Press, 1999.-С. 498-507.
8. Чен Цзюньсен, Фань Вэйвэй, Чжун Хуа. Меж культурная коммуникация и обучение иностранным языкам // Huazhong University of Science and Technology Press. - 2006. - С. 21-31,
9. Хуан Чжичэн. Кросс культурное образование: тенденция развития образования будущего // Новости образования Китая. - 2009. - С. 1-3,
10. От политики мультикультурализма к межкультурному образованию? ЮНЕСКО призывает к диалогу и пониманию. Учительская газета \ UG.RU Учительская газета, №49 от9 декабря 2014. https://ug.ru/ ot-politiki-multikuituralizrna-k-mezhkulturnorriu-obrazovaniyu yunesko-prizyvaet-k diaiogu-i-ponimaniyu/ (дата обращения 23,07.2022).
CONNECTED IMPROVEMENT OF COORDINATING ABILITIES AND STRENGTH ENDURANCE OF SHOOTERS AND THEIR TECHNICAL MASTERY
Pogodin Vitaly Aleksandrovlch, Lecturer, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Vologda
The purpose of the study is to substantiate the use of means of conjugated increase in technical readiness and improvement of coordination abilities and strength endurance in shooting. Scientific novelty lies in the fact that for the first time technical readiness in the process of firepower training of cadets is considered associated with the improvement of such motor qualities as coordination abilities and strength endurance, the relationship between the use of means aimed at the conjugate improvement of coordination abilities and technical readiness has been revealed. As a result, the relevance is theoretically substantiated and the effectiveness of the conjugate improvement of the coordination abilities and technical preparedness of cadets in the process of firing training of cadets is experimentally verified.
Keywords: shooting training; motor qualities; strength endurance; coordination abilities. DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.50
УДК 799.315.2 ВАК РФ 5.8.7
> Погодин В.А., 2022
ПОГОДИН Виталий Александрович, преподаватель кафедры Боевой и тактико-специальной подготовки, Вологодский институт права и экономики ФСИН России, Вологда
СОПРЯЖЕННОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ СТРЕЛКОВ И ИХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
Цель исследования - обосновать применение средств сопряженного повышения технической подготовленности и совершенствования координационных способностей и силовой выносливости в стрельбе. Научная новизна заключается в том, что впервые техническая подготовленность в процессе огневой подготовки курсантов рассматривается сопряжёно с совершенствованием таких двигательных качеств, как координационные способности и силовая выносливость, Выявлена взаимосвязь между применением средств, направленных на сопряжённое совершенствование координационных способностей и технической подготовленности. В результате теоретически обоснована актуальность и экспериментально проверена эффективность сопряжённого совершенствования координационных способностей и технической подготовленности курсантов в процессе огневой подготовки курсантов. Ключевые слова; огневая подготовка; двигательные качества; силовая выносливость; координационные способности.
Введение
Деятельность стрелка 8 большинстве случаев представляет собой статическое удержание тела в пространстве по отношению к мишени и удержанием оружия за счет собственных мышечных усилий в зоне прицеливания. Оружие совершает колебания, которые возникают как в результате внешних факторов (ветер, взрыв капсюля патрона и пороха и др.), так и внутренних факторов (дыхание, кровообращение, мышечное напряжение и др.). Чтобы минимизировать колебательные движения оружия, стрелок должен иметь развитые координационные способности для управления двигательными действиями и их регуляции, а также развитую силовую выносливость для длительного и многократного удержания оружия в изготовке на мишень с наименьшим утомлением.
В этой связи актуальность данного иссле-дования заключается в поиске равновесия в развитии двигательных качеств и технической подготовленности стрелков, средствами, направленными на сопряженное их совершенствование.
Цель исследования структурировала следующие задачи. 1) теоретически обосновать актуальность сопряжённого совершенствования координационных и силовых способностей и технической подготовленности курсантов; 2) выявить особенности служебной деятельности сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) и боевой подготовки курсантов федеральной службы исполнения наказания (далее - ФСИН) России; 3) разработать комплекс упражнений сопряженного совершенствования координационных и силовых способностей и технической подготовленности стрелков; 4) экспериментально проверить и обосновать эффективность применения средств в процессе огневой подготовки курсантов ФСИН.
В ходе исследования были применены следующие методы исследования, анализ и обобщение данных научно-методической литературы; изучение нормативных правовых документов; методы оценки уровня координационных способностей (хронометрия, динамометрия, гониометрия); метод тестирования физической подготовленности (вис на перекладине); педагогический эксперимент; метод математической статистики (непараметрический критерий Манна-Уитни),
Теоретической базой исследования послужили публикации по: теории и методике физической культуры и спорта (Ю.Ф. Курамшин, ЯЛ. Матвеев, Ж.К. Холодов); теории и методике пулевой стрельбы (М.А. Иткис, И.Б. Золота-
рёв, И.Я. Корх, Б. Пуллем); сопряжённому развитию двигательных способностей (Е.В. Андреева, Ф.И. Собянин, Н.В. Марьина).
Практическая значимость состоит в разработке и внедрении в процесс огневой подготовки сотрудников и курсантов ФСИН России упражнений, направленных на сопряжённое совершенствование координационных и силовых способностей и технической подготовленности, способствующих росту показателей в стрельбе. Результаты исследования могут быть использованы в образовательных организациях ФСИН России.
Основная часть
Техническая подготовленность стрелка зависит от освоенности техники движения: стабильности спортивного результата в стандартных условиях, устойчивости результата в неблагоприятных условиях его выполнения, автоматизированности выполнения стрелкового действия. При этом в стрельбе предметом соревновательной борьбы является именно техника производства выстрела, а двигательные качества выступают основой, на которой она базируется [6].
Чтобы осуществить контроль показателя технической подготовленности стрелка преимущественно используют визуальный метод и инструментальный. Визуальный метод осуществляется в процессе наблюдения экспертами за действиями стрелка во время производства выстрела. Инструментальный метод позволяет достоверно измерить пространственные характеристики техники.
Практическое содержание дисциплины "огневая подготовка" курсантов 8ИПЭ ФСИН России состоит из выполнения подготовительных упражнений и упражнений учебных стрельб из 9-мм пистолета Макарова действующего Курса стрельб [1]. Выполнение данных упражнений хоть и является само посебе хорошей тренировкой техники, однако её не достаточно для роста результатов стрельбы у курсантов.
Изучая научно-методическую литературу, мы встретили ряд исследований сопряженного развития двигательных качеств и совершенствования технической подготовленности спортсменов [2; 8; 13; 9].
Процесс сопряженного совершенствования должен быть направлен на;
- повышение анаэробных возможностей организма, когда производство выстрела происходит при задержке дыхания;
- развитие способности контролировать нахождение тела в пространстве по отношении к мишени и воспроизводить его;
- развитие способности управлять мышечным напряжением, когда стрелку нужно, сохраняя статическую устойчивость всего тела, изолированно выполнить нажим указательным пальцем на спусковой крючок.
Особенности служебной деятельности сотрудника УИС и боевой подготовки курсантов предполагают наличие у курсантов некоторых качеств:
1) обладать достаточной работоспособностью, чтобы успешно преодолевать значительные статические нагрузки;
2) уметь дифференцировать работу разных мышечных групп, включать в работу те мышцы, которые необходимы для удержания оружия, расслабляя остальные;
3) иметь хорошо развитые анализаторы органов чувств для тонкой двигательной и зри-
^ тельно-двигательной реакцией; ^ 4) обладать психологической стабильнос-
I_ тью в обстоятельствах эмоционального воз-
О буждения [4].
Исходя из этих требований, мы можем кон-с^ статировать, что общая и специальная физи-ЬУ ческая подготовленность курсанта являются определяющими в его служебной подготовке, с"3 где на первый план выходят силовая выносливость и координационные способности.
Развитие обоих видов двигательных качеств в стрелковой подготовке сопровождается монотонностью и однообразием, поэтому необходимо добавлять в занятие эмоциональность и разнообразие. Это достигается посредством применения интересных упражнений с элементом новизны.
Прибегнув к использованию метода тестирования, мы определили первоначальный уровень развития двигательных качеств.
На основе полученных данных разработали комплекс упражнений, который должен быть доступен и понятен. В начале учебного года с целью развития силовой выносливости, следует давать упражнения без отягощения, т.е. с фактическим весом оружия (масса пистолета Макарова (далее - ПМ) с магазином без патрона 730 г., пистолета с 8-ю патронами 810 г.}. По мере усвоения материала, следует включать в комплексы упражнения с варьированием веса оружия посредством использования грузов. Время, отводимое на тренировку силовой выносливости, вначале должно составлять не более 30 минут и постепенно продолжительность может быть увеличена до полутора часов. В зависимости от поставленных в план стрельб задач число повторений каждого упражнения может меняться.
Совершенствование координационных способностей достигается посредством включения в тренировку упражнений, изменяющих временные характеристики всего стрелкового упражнения, а так же отдельных фаз выстрела; упражнений, направленных на точное воспроизведение положения тела стрелка в пространстве; упражнений, способствующих дифференцированию мышечного напряжения разных частей опорно-двигательного аппарата стрелка.
Ввиду специфики использования боевого оружия, которое удерживается за счет мышечных усилий, основным фактором, влияющим на результаты стрельбы, становится избыточнее мышечное напряжение, которое часто сопровождается тремором мышц. Статические нагрузки и длительное воздействие на анализаторы чувств приводят к скорому изматыванию организма. Умение расслаблять мышцы во время пауз отдыха и контролировать их напряжение во время стрельбы отличает новичка от опытного стрелка.
Рассматривая вопрос сопряженного развития двигательных качеств с позиции подготовки спортсменов, то значение средств общей физической подготовки неуклонно растет. Использование в тренировки различных сочетаний стрелковых средств и средств физической культуры присутствует и в тренировках сборных команд стран мира и сборной команды Российской Федерации.
Зачастую руководитель стрельбы при работе в тире исключает все остальные виды подготовки, за исключением технической (производство выстрела). Тем не менее, еще в 80-х годах М.А. Иткис обращал внимание на то, что сочетание тренировки вхолостую и применение общеразвивающих упражнений, кроме экономии оружия и патронов, позволяют вовремя выявить ошибки в технике выстрела и развивают не только двигательные качества, но и психологические качества спортсмена, что в совокупности становится определяющим фактором в росте результатов в контрольной стрельбе.
Выбор средств общей и специальной физической подготовки происходит таким образом, чтобы выполняемые движения учитывали специфику двигательных действий выполняемыми стрелками. Это позволяет тренировать группы мышц, которые непосредственно включены в работу стрелка и подвержены наибольшему утомлению. Также следует отметить, что чем двигательное действие ближе по структуре к эталону техники движения, тем лучше
происходит перенос тренируемых двигательных навыков [5,671.
С целью тренировки координационных способностей упражнения следует выполнять в медленном темпе. Во время принятия положения, нужно производить мониторинг положения тела и амплитуду отдельных его частей. Контролировать величину прилагаемых мышечных усилий.
Помимо того, что применяемые средства совершенствуют двигательные способности и техническую подготовленность, они могут решать и дополнительные задачи, например:
- уменьшать нервно-мышечное напряжение и концентрировать внимание на предстоящей стрельбе посредством использования разминки в подготовительной части занятия;
- восстанавливать функциональное состояние стрелка после тренировки посредством использования заминки в заключительной части занятия [11, 35].
Таким образом, необходимо соотнести выявленные особенности совершенствования двигательных качеств и технической подготовленности с возрастными физическими особенностями курсантов. Правильно составленный план занятий с использованием средств, направленных на сопряженное совершенствование двигательных способностей и технической подготовленности, позволит повысить результативность стрельбы из ПМ.
На базе ВИПЭ ФСИН России нами был проведен педагогический эксперимент в период с февраля 2022 по май 2022 года в рамках учебных занятий по огневой подготовке с курсантами 1 курса. Возраст участников эксперимента составил 17-19 лет. По результатам анкетирования было выявлено, что ранее обучающиеся стрелковыми видами спорта не занимались, спортивных разрядов не имели. Курсанты были распределены на контрольную группу и экспериментальную группу.
В начале педагогического эксперимента мы провели первичное измерение уровня развития координационных способностей и силовой выносливости. После этого на основе полученных данных мы образовали две группы методом вероятностного отбора. Всего в исследовании приняло участие 10 человек.
Контрольная группа занималась в соответствии с рекомендациями Курса стрельб для сотрудников УИС по огневой подготовке [1],
Для экспериментальной группы были подобраны средства сопряженного совершенствования координационных способностей и
силовои выносливости и технической подготовленности курсантов.
В начале эксперимента мы оценили уровень развития двигательных качеств. Для оценки уровня развития координационныхспособностей мы применили ряд методов:
1) метод динамометрии. Данный метод часто применяется для измерения силы сокращения различных мышечных групп. В качестве измерительного инструмента использовался механический (пружинный) динамометр. Курсантам было предложено выполнить под контролем зрения 3 раза нажать на динамометр с заданным усилием ведущей руки. После чего они должны были воспроизвести это усилие без контроля зрения. Между попытками курсантам предоставлялся отдых в течение 30 с. По результату попытки нами фиксировалась полученная величина усилия, величина ее ошибки [12,42];
2) метод гониометрии. Данный инструментальный метод позволяет зафиксировать величину изменения при движении суставов конечностей. С этой целью нами применялся гониометр. Курсантам нужно было с закрытыми глазами выполнить плавный подъем руки в сторону без резких движений на угол 90°. После этого мы с помощью гониометра измеряли полученное значение угла отведения[10, 118];
3) метод хронометрии. Данный метод используется для определения времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. В качестве измерительного прибора мы использовали секундомер. Курсантам было предложено определить интервалы времени в 30 с, 60 с и 120 с, не считая в уме и не смотря на часы. Секундомером мы фиксировали отклонение от заданного промежутка времени [3,216];
4) метод тестирования физической подготовленности. Для оценки уровня развития силовой выносливости мы выбрали вис на перекладине. Фиксировалось фактическое время виса [7,56].
В таблице представлены результаты сравнений экспериментальной и контрольной групп после эксперимента. В задании на исследование мышечно-суставного чувства, методом динамометрии мы выявили статистически значимые различия {1^=2 < ^=4, при р<0,05). Таким образом, по окончании педагогического эксперимента курсанты из экспериментальной группы лучше выполнили задание на определение усилия нажима на
Г\1 ГУ
о см л
о.
\о т ж
о <
о 21
Ё
289
кистевой динамометр, чем участники контрольной группы.
Таблица - Значения критерия Манна-Уитни
В задании 2 на исследование чувства пространства методом гониометрии мы так же выявили статистически значимые различия (и =1,5 < 1)^=4, при р<0,05}. Курсанты экспериментальной группы выполнили отведение руки в сторону с наименьшим угловым отклонением от заданного значения.
Задание 3 состояло из трёх попыток. При сравнении групп по первым двум попыткам нами были выявлены различия. По 1 попытке, гдеспортсменамтребовалось определить временной промежуток в 30 секунд, мы получили и?=7 >11=4, при р<0,05, следовательно, статистически значимых результатов выявлено не было.
По 2 попытке, где спортсменам требовалось определить временной промежуток в 60 секунд, мы получили значение 1^=4, что совпадаете 1)^=4, при р<0,05, следовательно, различия являются статистически значимыми на 5%-м уровне значимости.
В 3 попытке, где спортсменам требовалось определить временной промежуток в 90 секунд, статистически значимых результатов так же выявлено не было: и =5 > Ук=4, при р<0,05.
Мы предполагаем, что экспериментальная группа за счет использования упражнений направленных на выполнение имитации выстрела, начиная от вскидывания оружия в изготовку и заканчивая опусканием оружия на опору после выстрела. В то же время, про контрольную группу можно сказать, что использование в их тренировке стандартных стрелковых упражнений с помощью целостно-конструктивного и повторного методов, позволило имтак же точно определить промежутки времени в 30 и 90 секунд.
В задании 4 и =6 > 1)=4, при р<0,05, следовательно, различия являются статистически не значимыми. Участники экспериментальной и контрольной группы имеют незначительные изменения в развитии двигательного качества силовая выносливость,
В результате проведенного педагогического эксперимента, математический анализ данных контрольной и экспериментальной группы, позволил подтвердить обоснованность применения средств сопряженного совершенствования координационных способностей и технической подготовленности, Прирост результатов в экспериментальной группе по показателям развития координационных способностей является статистически достоверным, в то время как результат по измерению силовой выносливости является статистически не достоверным. Это указывает на положительное влияние упражнений, направленных на сопряженное совершенствование координационных способностей и технической подготовленности курсантов.
Заключение
Таким образом, по результатам исследования сформулированы следующие выводы.
1. Теоретически обоснована актуальность сопряжённого совершенствования координационных и силовых способностей и технической подготовленности курсантов.
2. Выявлены особенности служебной деятельности сотрудника УИС и боевой подготовки курсантов ФСИН России.
3. Разработан комплекс упражнений сопряжённого совершенствования координационных и силовых способностей и технической подготовленности.
4. Экспериментально проверена и обоснована эффективность применения средств сопряженного совершенствования координационных и силовых способностей и технической подготовленности в процессе огневой подготовки курсантов ФСИН России.
Литература:
1. Об утверждении Курса сгрельб из стрелкового оружия для сотрудников уголовно-исполнительной системы: приказ министерства юстиции Российской Федерации от 26.02.2006 №24. - Тверь: ФГУ НИИИиПГ ФСИН России, 2006. - 82 с.
_Динамометрия
Задание 1
Значение 2
критерия _
_Гониометрия
_Задание 2
Значение . _
критерия__'
Хронометрия
Задание 3
Попытка 1 Попытка 2 Попытка 3
Значение 7 4 5
критерия
Тестирование физической подготовленности
Задание 4
Значение 6
критерия
и критическое=1, при р£0,01 и и критическое=4, при р£0,05
2. Андреева Е.В. Сопряжённое развитие гибкости и скорости о-с иловых качеств на этапе базовой подготовки в художественной гимнастике / Е.В. Андреева // Ученые записки. - 2010. - 2. - С. 19-23.
3. Волков Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С Волков, Н.В. Волкова. -М.: КноРус, 2014.-344 С.
4. Золотарёв И.Б. Пулевая стрельба: учебно-мето-дическое пособие / И.Б. Золотарёв. - Стрелковый Союз России, 2011,-313с.
5. Иткис М.А. Специальная подготовка стрелка' спортсмена/М.А. Иткис.-M.: ДОСААФ, 1982.- 128 с.
6. Корх А.Я. Совершенствование в пулевой стрельбе / А. Я. Корх. - Москва: ДОСААФ, 1985. - 70 с.
7. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности / Б.Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2006. -208 с.
8. Марьина Н.В, Сопряженное развитие скорост ных способностей и технических характеристик бега у девочек среднего школьного возраста различных типологических групп: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Н.В. Марьина. - М„ 2013.-23 с.
9. Погодин В.А. Сопряженное совершенствование координационных способностей спортсменов-стрелков и их технического мастерства / В.А. Погодин, Г.Н. Пономарёв Н Теория и практика физической культуры. - 2017. - N^4. - С. 75-77.
10. Поле щук Н.К. Основы гониометрической прак тики У Н.К. Поле щук. - Петрозаводск: КГПУ, 2004, -192 с.
11. Пуллэм Б. Спортивная стрельба из винтовки У Б. Пуллэм, Ф.Т. Хейненкарт. - Москва: 1991. - 272 с.
12. Руненко С.Д. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / С.Д. Руненко, Е,А. Таламбум, Е.Е. Ачкасов. - М.: Профиль - 2С, 2010.-72 с.
13. Собянин ф.И. Сопряженное развитие физических способностей и формирование двигательных умений у юных спортсменов 13-14 лет в процессе занятий туристским многоборьем / Ф.И, Собянин, И.И, Махов, В.И. Махов //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: детский Тренер: журнал в журнале, - 2008. - N 4. - С. 36-38.
CV f\J
о rv л
Cl
\о ÍÜ V
о <
о 21
FORMATION OF SOCIAL ACTIVITY OF STUDENTS OF CHILDREN'S ART SCHOOLS; A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH
Pom a lei ко Anastasia Leonidovna, Head, Department of Culture and An of the Aldan Region, Aldan, Republic of Sakha (Yakutia)
The purpose of the study is to identify the features of the formation of social activity of students in children's art schools through student-centered teaming. The anide discusses the pedagogical potential of children's an schools, which actualizes the social activity of students through the initiation of a system of material and spiritual conditions for the life of an individual, which justifies the intensive integration of educational technologies, along with other socio-cultural technologies, in addressing issues of cultural education. Scientific novelty is characterized by the substantiation of the effectiveness of the arts, educational and socio-cultural technologies used by children's schools, which contribute to the formation of social activity of the personality of students, through project socio-cultural activities, the need for students to realize their creative potential, the continuity of historical and cultural experience among past generations, the acquisition of an individual style of creating creative product. As a result, the features of the formation of social activity of students of children's art schools were revealed, through modern technologies of socio cultural activities, naturally conditioned by external and internal factors of the modem educational strategy for the socio-cultural development of the individual and a multi-level educational complex for the implementation of the continuity of traditional pedagogical programs.
Keywords: children's art school; person-centered approach; social activity; pedagogical technologies; socio-cultural activities; students.
DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.51
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УДК 378
УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ: ЛИЧНОСТНО ВАК РФ 5.8.1 ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
Цель исследования - выявить особенности формирования социальной ак тивности учащихся детских школ искусств (далее ДШИ) посредством личноет-но ориентированного обучения. В статье рассматривается педагогический потенциал ДШИ, актуализирующий социальную активнос ть учащихся через инициацию системы материальных и духовных условий жизнедеятельности личности, что обосновывает интенсивную интеграцию образовательных технологий, наравне с другими социально-культурными технологиями, в решение вопросов культурного воспитания. Научная новизна характеризуется обоснованием эффективности применяемых ДШИ, образовательных и социально-культурных технологий, способствующих формированию социальной активности личности учащихся, посредством проектной социокультурной деятельности, потребности учащихся в реализации творческого потенциала,
Ф Помалежо АЛ, 2022
S
291