Научная статья на тему 'СОПРЯЖЕНИЕ ЕАЭС И АСЕАН: РОЛЬ КИТАЯ КАК СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА'

СОПРЯЖЕНИЕ ЕАЭС И АСЕАН: РОЛЬ КИТАЯ КАК СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
243
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕАЭС / АСЕАН / РФ / КНР / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОНКУРЕНЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чжан Хунюань

Исторически реализация национальных интересов КНР в Азиатско-Тихоокеанский регион осуществляется посредством двухсторонних межгосударственных связей и публичной дипломатии. Этот инструментарий включает в себя как традиционные политические и экономические решения, так и контакты в военно-технической сфере. Например, КНР установил стратегическое партнерство как с отдельными государствами Юго-Восточной Азии, так и с АСЕАН в целом. Являясь практически монопольным центром экономического притяжения в регионе, Китай логично заинтересован в развитии интеграции в Юго-Восточной Азии. Основной внешнеполитический вектор в данном случае просматривается в усилении влияния КНР в странах АСЕАН и максимально возможном нивелировании негативных эффектов от антикитайской внешнеполитической практики Японии, ряда стран Западной Европы и США. Если рассматривать ситуацию в историческом контексте, то становится очевидно, что с течением столетий большинство азиатских государств в той или иной степени заимствовали многие культурные и политические черты Китая, поэтому социокультурное поле для воздействия «мягкой силы» в отношении стран АСЕАН представляется весьма благодатным. Для ЕАЭС КНР - ключевой торгово-экономический партнер. Сотрудничество между Евразийским союзом и Китайской Народной Республикой может создать новые возможности для реализации огромных и важных транснациональных проектов через в том числе евразийскую реинтеграцию и ее сопряжение с инициативой «Один пояс, один путь». Кроме того, благодаря двустороннему сотрудничеству уже между КНР и РФ, существуют серьезные перспективы в обмене умными технологиями, и развитии цифровых технологиях, упрощениях регуляторики взаимной торговли, цифровизации, дистанционной технологии предоставления услуг и развитии региональной инфраструктуры. В рамках исследования автор использовал методологию экономической, политической и исторической наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Чжан Хунюань

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF THE EAEU AND ASEAN: CHINA'S ROLE AS A LINK

Historically, the implementation of the national interests of the People's Republic of China in the Asia-Pacific region is carried out through bilateral interstate relations and public diplomacy. This toolkit includes both traditional political and economic decisions, as well as contacts in the military-technical sphere. For example, the PRC has established a strategic partnership with both individual states of Southeast Asia and with ASEAN. As a near-monopoly center of economic attraction in the region, China is logically interested in developing integration in Southeast Asia. The main foreign policy vector in this case is seen in the strengthening of the PRC's influence in the ASEAN countries and the maximum possible leveling of the negative effects of the anti-Chinese foreign policy practices of Japan, some Western European countries and the United States. Looking at the situation in the historical context, it becomes obvious that over the centuries, most Asian states have to some extent borrowed many of the cultural and political features of China, so the socio-cultural field for the impact of "soft power" in relation to the ASEAN countries seems very fertile. For the EAEU, China is a key trade and economic partner. Cooperation between the Eurasian Union and the People's Republic of China can create new opportunities for the implementation of huge and important transnational projects, including Eurasian reintegration and its integration with the "One Belt, One Road" initiative. In addition, thanks to the bilateral cooperation already between the PRC and the Russian Federation, there are serious prospects for the exchange of smart technologies, and the development of digital technologies, simplifying the regulation of mutual trade, digitalization, remote technology for providing services and the development of regional infrastructure. Within the framework of the study, the author used the methodology of economic, political and historical sciences.

Текст научной работы на тему «СОПРЯЖЕНИЕ ЕАЭС И АСЕАН: РОЛЬ КИТАЯ КАК СВЯЗУЮЩЕГО ЗВЕНА»

Научная статья / Research article

Сопряжение ЕАЭС и АСЕАН: роль Китая как связующего звена

Чжан Хунюань

Пекинский университет иностранных языков, Пекин, КНР 1032205451@rudn.ru

Аннотация. Исторически реализация национальных интересов КНР в Азиатско-Тихоокеанский регион осуществляется посредством двухсторонних межгосударственных связей и публичной дипломатии. Этот инструментарий включает в себя как традиционные политические и экономические решения, так и контакты в военно-технической сфере. Например, КНР установил стратегическое партнерство как с отдельными государствами Юго-Восточной Азии, так и с АСЕАН в целом. Являясь практически монопольным центром экономического притяжения в регионе, Китай логично заинтересован в развитии интеграции в Юго-Восточной Азии. Основной внешнеполитический вектор в данном случае просматривается в усилении влияния КНР в странах АСЕАН и максимально возможном нивелировании негативных эффектов от антикитайской внешнеполитической практики Японии, ряда стран Западной Европы и США. Если рассматривать ситуацию в историческом контексте, то становится очевидно, что с течением столетий большинство азиатских государств в той или иной степени заимствовали многие культурные и политические черты Китая, поэтому социокультурное поле для воздействия «мягкой силы» в отношении стран АСЕАН представляется весьма благодатным. Для ЕАЭС КНР - ключевой торгово-экономический партнер. Сотрудничество между Евразийским союзом и Китайской Народной Республикой может создать новые возможности для реализации огромных и важных транснациональных проектов через в том числе евразийскую реинтеграцию и ее сопряжение с инициативой «Один пояс, один путь». Кроме того, благодаря двустороннему сотрудничеству уже между КНР и РФ, существуют серьезные перспективы в обмене умными технологиями, и развитии цифровых технологиях, упрощениях регуляторики взаимной торговли, цифровизации, дистанционной технологии предоставления услуг и развитии региональной инфраструктуры. В рамках исследования автор использовал методологию экономической, политической и исторической наук.

Ключевые слова: ЕАЭС, АСЕАН, РФ, КНР, сотрудничество, конкуренция, экономика, политика.

Для цитирования: Чжан Хунюань. Сопряжение ЕАЭС и АСЕАН: роль Китая как связующего звена. Постсоветские исследования. 2021;4(4):308-317.

Integration of the EAEU and ASEAN: China's role as a link

Zhang Hongyuan

Beijing University of Foreign Languages, Beijing, China 1032205451@rudn.ru

Abstract. Historically, the implementation of the national interests of the People's Republic of China in the Asia-Pacific region is carried out through bilateral interstate relations and public diplomacy. This toolkit includes both traditional political and economic decisions, as well as contacts in the military-technical sphere. For example, the PRC has established a strategic partnership with both individual states of Southeast Asia and with ASEAN. As a near-monopoly center of economic attraction in the region, China is logically interested in developing integration in Southeast Asia. The main foreign policy vector in this case is seen in the strengthening of the PRC's influence in the ASEAN countries and the maximum possible leveling of the negative effects of the anti-Chinese foreign policy practices of Japan, some Western European countries and the United States. Looking at the situation in the historical context, it becomes obvious that over the centuries, most Asian

states have to some extent borrowed many of the cultural and political features of China, so the socio-cultural field for the impact of "soft power" in relation to the ASEAN countries seems very fertile. For the EAEU, China is a key trade and economic partner. Cooperation between the Eurasian Union and the People's Republic of China can create new opportunities for the implementation of huge and important transnational projects, including Eurasian reintegration and its integration with the "One Belt, One Road" initiative. In addition, thanks to the bilateral cooperation already between the PRC and the Russian Federation, there are serious prospects for the exchange of smart technologies, and the development of digital technologies, simplifying the regulation of mutual trade, digi-talization, remote technology for providing services and the development of regional infrastructure. Within the framework of the study, the author used the methodology of economic, political and historical sciences.

Keywords: EEU, ASEAN, Russia, China, cooperation, competition, economy, politics.

For citation: Zhang Hongyuan. Integration of the EAEU and ASEAN: China's role as a link. Postsovetskie issledovaniya = Post-Soviet Studies. 2021;4(4):308-317. (In Russ.)

Перед лицом давления Запада Россия ускорила реализацию стратегии «поворота на Восток» и предложила Великое евразийское партнерство, намереваясь распространить свои геополитические преимущества на регионы Тихого и Индийского океанов. Среди них АСЕАН стала стратегической точкой опоры Большого евразийского партнерства в Юго-Восточной Азии. Укрепление политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности с АСЕАН является для России важной отправной точкой для расширения своего геополитического влияния, построения нового евразийского порядка и противодействия стратегическому сдерживанию США. В настоящее время у России есть большой спрос на развитие экономического сотрудничества со странами АСЕАН и содействие построению зоны свободной торговли между ЕАЭС и АСЕАН в рамках Большого евразийского партнерства. Что касается стран АСЕАН, развитие отношений сотрудничества с Россией способствует сбалансированности их основных держав и сохраняет их центральную роль в делах Юго-Восточной Азии. Тем не менее, по сравнению с постоянным нагнетанием политического сотрудничества и сотрудничества в сфере безопасности между двумя сторонами, низкая экономическая взаимозависимость и слабая основа сотрудничества по-прежнему являются основными факторами, ограничивающими дальнейшее развитие отношений между Россией и странами АСЕАН, а также ЕАЭС и АСЕАН. Кроме того, из-за глобализации интересов АСЕАН и роста мощи России многие факторы, вли-

яющие на двустороннее сотрудничество, фактически выходят за рамки двусторонних отношений. Игра между крупными державами и ситуация в Южно-Китайском море добавили сложности и неопределенности двусторонним сотрудничеством. Китай может действовать как мост и связующее звено между ЕАЭС и АСЕАН, реализовывать взаимосвязь между ЕАЭС и АСЕАН и формировать международный логистический канал ЕАЭС-Китай-АСЕАН, который играет ведущую роль в сопряжении между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН; ЕАЭС может также использовать условия содействия торговле с Китаем для интеграции в экономической интеграции в Юго-Восточной Азии, для содействия двустороннему консенсусу с результатами многостороннего сотрудничества и углубления сопряжения и сотрудничества с АСЕАН.

Факторы, влияющие на возможность сопряжения ЕАЭС и АСЕАН. Среди благоприятных факторов стоит отметить следующие.

а) Взаимные стратегические потребности России и АСЕАН

Внешняя политика России в отношении АСЕАН проистекает из ее суждений о текущей международной ситуации и национальных интересах, а также из ее собственной оценки своего статуса как региональной и глобальной державы. «Россия все еще рисует картину своей современной политики в воображаемой многополярной (полицен-тричной) структуре»1. Развитие более глубо-

1 Bobo Lo. Russia and the New World Disorder. London:

кого и всеобъемлющего стратегического партнерства с АСЕАН стало важной частью ее дипломатической стратегии. С международной точки зрения происходит реконструкция международного порядка. В условиях ухудшения отношений с Западом и «упадок Востока и подъем Запада» международного баланса сил Россия пытается воспользоваться исторической возможностью, чтобы расширить свои геополитические преимущества на регионы Тихого и Индийского океанов за пределами региона СНГ. Юго-Восточная Азия расположена на стыке Индийского океана и Тихого океана, и ее стратегическое положение очень важно. Это также делает АСЕАН одной из точек входа для России в интеграцию в азиатско-тихоокеанскую интеграционную систему, построение нового евразийского порядка. и против США. С национальной точки зрения укрепление сотрудничества с АСЕАН является реальной потребностью для России в защите своих национальных интересов в новой ситуации. С момента начала украинского кризиса в 2014 г. США и ЕС непрерывно сжимали стратегическое пространство России и вводили последовательные раунды экономических санкций против России. Наряду с резким падением мировых цен на нефть и обесцениванием рубля внутреннее экономическое и социальное развитие России столкнулось с колоссальными трудностями, вынуждающими Россию не форсировать «поворот на восток» и искать новое стратегическое пространство. АСЕАН - интегрированная организация, имеющая важное политическое и экономическое влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Развитие партнерства с АСЕАН, естественно, стало важным звеном в интеграционном процессе России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. С географической точки зрения, Большое евразийское партнерство сосредоточено на сопряжение ЭПШП и ЕАЭС,1 распространилось на Тихий и Индийский

Chatham House. - 2015. - C. 43. URL : https://www.jstor.Org/stable/10.7864/j.ctt6wpccc

1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. http://www.kremlin.ru/supplement/4971

(08.05.2015)

океаны, и её конечная цель - создать «континентальную систему общего развития, сотрудничества и безопасности от Джакарты до Лиссабона» [Канаев, Королев 2019: 2943]. На основе углубления традиционного сотрудничества сотрудничество между странами продвигается через стратегическое сопряжение региональных организаций, то есть в рамках Большого евразийского партнерства содействие сопряжения ЕАЭС и АСЕАН является положительным ответом России на изменения стратегического признания в этот период. Это поможет России участвовать в формулировании правил в АТР, получить стратегическую инициативу и расширить географическое влияние; это также поможет России и ЕАЭС для интеграции в процесс интеграции Азиатско-Тихоокеанского региона и поиска новых точек экономического роста.

В то же время Россия и ЕАЭС являются для АСЕАН важной силой, позволяющей уравновесить экстерриториальные полномочия. Важное стратегическое положение АСЕАН делает его одной из целей конкуренции между крупными державами: инициатива Китая «Один пояс, один путь», проблема Южно-Китайского моря, Индо-Тихоокеанская стратегия США, вмешательство Индии и Японии в региональную ситуацию и т. д. С одной стороны, эти соревнования уменьшили доминирование стран АСЕАН в решении региональных дел и ослабили их влияние в регионе; с другой стороны, АСЕАН часто сталкивается с дилеммой выбора стороны между Соединенными Штатами и Китаем. В этих обстоятельствах сотрудничество с Россией способствует поддержанию баланса АСЕАН между крупными державами и сохраняет свою центральную роль в делах Юго-Восточной Азии.

б) Достижения на раннем этапе сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН

С точки зрения политики, с постоянным восстановлением своего статуса крупной державы, Россия постепенно увеличивала свое стратегическое присутствие в Юго-Восточной Азии. На саммите Россия-АСЕАН в 2018 году обе стороны повысили уровень двусторонних отношений с диалогового партнерства до стратегического парт-

нерства. Стратегическое взаимное доверие между Россией и АСЕАН обеспечивает хорошую основу для сопряжения и сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН. С точки зрения государств-членов АСЕАН Вьетнам, Индонезия и Сингапур являются странами АСЕАН с наиболее тесными отношениями сотрудничества с Россией. Вьетнам является крупнейшим политическим, экономическим и военным партнером России в Юго-Восточной Азии. Россия и Вьетнам имеют прочную основу для сотрудничества в области политики и безопасности и имеют давние традиции исторического обмена. В 2001 году Россия и Вьетнам установили стратегическое партнерство, которое в 2012 году было преобразовано во всеобъемлющее стратегическое партнерство. Отношения между двумя сторонами продолжали углубляться. Обмены на высоком уровне, углубленные контакты и стратегическое взаимное доверие - основные характеристики российско-вьетнамского сотрудничества. На данном этапе для России Вьетнам как один из основных членов АСЕАН является важным мостом для России и ЕАЭС в углублении отношений с АСЕАН.

Что касается экономики, Евразийский экономический союз подписал соглашения о создании зон свободной торговли с Вьетнамом и Сингапуром, а также подписал меморандумы о сотрудничестве с Индонезией, добившись положительного прогресса в реализации либерализации и упрощения процедур торговли. Эти соглашения станут моделью для поощрения большего числа стран-членов АСЕАН к ведению переговоров и подписанию соглашений о свободной торговле с ЕАЭС, а также для лучшего содействия сопряжению и сотрудничеству между ЕАЭС и АСЕАН.

В то же время Россия и АСЕАН имеют хорошую основу для сотрудничества в области военных технологий и энергетики. АСЕАН - один из важных рынков сбыта оружия в России. Вьетнам, Малайзия и Индонезия - традиционные партнеры России в области военных технологий. После распада Советского Союза Россия была крупнейшим поставщиком оружия и оборудования Вьетнаму, занимая абсолютное доминирующее положение на вьетнамском рынке вооруже-

ний. По сравнению с США Россия не предъявляет политических условий и ценностных требований при продаже оружия и не вмешивается во внутренние дела стран АСЕАН, что приветствовалось некоторыми государствами-членами АСЕАН. Например, Филиппины. Как одно из государств-членов АСЕАН, которые имеют наименьшее торговое сотрудничество с Россией, Филиппины и Россия постепенно расширяют свое сотрудничество в области военных технологий, а продажа оружия и сотрудничество в области военных технологий становятся одним из ключевых направлений сотрудничества между двумя сторонами. Россия также играет важную роль в энергетической безопасности АСЕАН. Россия завершила совместную разработку ряда морских нефтяных проектов с Вьетнамом, подписала соглашение о совместном нефтепереработке с Индонезией и активно стремится к сотрудничеству с Мьянмой и Брунеем. В то же время Россия также активно продвигает технологии ядерной энергетики и расширяет рынок ядерной энергии АСЕАН, успешно подписав соглашения о сотрудничестве в области ядерной энергетики с Вьетнамом, Мьянмой и Индонезией. Прочная основа и динамика экономического сотрудничества между Россией и странами АСЕАН заложили хорошую основу для сопряжения и сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН.

Есть и факторы, которые не благоприятствуют возможности сопряжения ЕАЭС и АСЕАН:

а) Евразийский экономический союз имеет ограниченную глубину внешнеэкономического сотрудничества

Развитие сотрудничества России с АСЕАН в рамках Большого евразийского партнерства в большей степени направлено на ослабление давления западных санкций и необходимость разработки собственной стратегической схемы. Политическая цель больше, чем экономическая, а стратегическое значение больше, чем практическое значение. Таким образом, Евразийский экономический союз твердо настроен на внешнеэкономическое сотрудничество, но его подход консервативен.

Внешнеэкономическое сотрудничество Евразийского экономического союза сосре-

доточено на либерализации и упрощении процедур торговли, а достигнутые соглашения о свободной торговле являются низкими по уровню и небольшими масштабами. В качестве примера возьмем четыре соглашения о свободной торговле, подписанные Евразийским экономическим союзом: основное содержание соглашения о свободной торговле, подписанного Евразийским экономическим союзом и Вьетнамом, это снижение тарифов на торговлю товарами. Согласно соглашению, согласованное двумя сторонами содержание касается только торговли товарами, а не торговли услугами и инвестиций. В предварительном соглашении о создании зоны свободной торговли, подписанном Евразийским экономическим союзом и Ираном, говорится, что основная цель создания зоны свободной торговли заключается в снижении или отмене импортных тарифов на некоторые товары в торговле между двумя сторонами. Соглашение между Евразийским экономическим союзом и Сингапуром предусматривает, что обе стороны отменят или снизят тарифы, в том числе Сингапур освобождает от тарифов все товары, происходящие из стран-членов Союза. В то же время соглашение также включает такие области, как торговля услугами и инвестиции. Соглашение о свободной торговле между союзом и Сербией предусматривает, что товары в рамках тарифных квот двух сторон освобождаются от тарифов. Видно, что Евразийский экономический союз выбрал небольшие экономические страны с географическими преимуществами и символическим значением в качестве целей подписания соглашения о свободной торговле. Масштабы торговли между этими странами и союзом невелики, объем товаров, охватываемых соглашениями о свободной торговле, невелик, и лишь немногие товары пользуются тарифными уступками и льготами.

В то же время не существует режим свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его основными экономическими партнерами ЕС и Китаем. Сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и Китаем сосредоточено на упрощении процедур торговли, и намерение дальнейшего сотрудничества также находится в области торговли услугами, а не за-

ключения соглашения о свободной торговле. Кроме того, внешнеэкономическое сотрудничество Евразийского экономического союза осуществляется в основном в форме подписания меморандума. Это необязательные экономические отношения, выполнение которых не может быть гарантировано.

Поэтому Евразийский экономический союз придает большее значение торговле услугами и упрощению процедур торговли, чем торговле товарами и либерализации торговли. Другими словами, для крупных стран с экономической мощью, чтобы защитить интересы самого союза, союз придает придает большое значение торговле услугами и облегчению товарами; для стран с небольшим объемом торговли со союзом, союз будет заниматься вопросами торговли товарами и либерализации торговли. Это значительно снизит качество и эффективность стыковочного взаимодействия.

б) Слабая экономическая взаимодополняемость между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН.

В течение долгого времени преимущества экономического и торгового сотрудничества России и АСЕАН не были очевидны, а доля взаимных торговых инвестиций в их общих внешнеторговых инвестициях была очень низкой, и рост был медленным. По сравнению с предыдущей моделью сотрудничества Россия-АСЕАН, хотя строительство зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН более привлекательно для стран АСЕАН, но основным условием сопряжения двух интегрированных организаций является высокоуровневое функционирование их внутренней экономики [Ли Юнхуэй 2017: 38-44]. В настоящее время, только исходя из практики экономической интеграции с момента создания Евразийского экономического союза, роль России как экономического лидера в Евразийском экономическом союзе невелика. Отсутствие жизнеспособности экономического развития в рамках союза и несовершенная системная конструкция привели к нестабильности экономического развития Евразийского экономического союза и недостаточной привлекательности для развития экономического сотрудничества между союзом и странами АСЕАН. В то же вре-

мя статистические данные Евразийской экономической комиссии и Конференции ООН по торговле и развитию показывают, что торговое сотрудничество между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН имеет большую асимметрию. Это отражается не только на доле взаимной торговли в их соответствующем общем объеме торговли, но и на дисбалансе структуры торговли. Этот дисбаланс приводит к плохой экономической взаимодополняемости между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН. Основная трудность в создании зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и АСЕАН заключается в единой экономической структуре России и других государств-членов Евразийского экономического союза. Особенно с точки зрения региональной производственной сети основных интересов и зоны свободной торговли, которые АСЕАН стремится продвигать, России и ЕАЭС сложно сделать вклад [Фу Цзинцзюнь 2012: 48-53].

в) Вмешательство крупных стран за пределами региона

Азиатско-Тихоокеанский регион - это регион с наибольшей жизнеспособностью и потенциалом роста в мировой экономике. Как региональная интеграционная организация с важным политическим и экономическим влиянием, АСЕАН стала важным инструментом для крупных стран в борьбе за стратегические возможности в Азиатско-Тихоокеанском регионе. «Индо-

Тихоокеанская стратегия» под руководством США окажет большое влияние на сотрудничество между Россией и АСЕАН. С одной стороны, «Индо-Тихоокеанская стратегия» может привести к маргинализации роли систему безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, например Региональный форум АСЕАН и Совещание министров обороны АСЕАН, что «самым неблагоприятным образом повлияет на политику России в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [Канаев, Королев 2019: 26-43]. С другой стороны, перед лицом давления со стороны США и их союзников государства-члены АСЕАН неизбежно столкнутся с проблемой «выбора стороны». Это расширит различия внутри АСЕАН, усложнит процесс интеграции АСЕАН и окажет очень негативное вли-

яние на развитие отношений сотрудничества между Россией и Евразийским экономическим союзом и АСЕАН.

Китай одновременно является конкурентом российского политического и экономического сотрудничества в регионе АСЕАН. Будь то экономическая мощь Китая, Зона свободной торговли Китай-АСЕАН или «Соглашение о всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве» — все это показывает, что Китай и страны АСЕАН имеют зрелое экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество, а Россия и Евразийский экономический союз не могут конкурировать с этим. В то же время Россия также стоит перед дилеммой: с одной стороны, АСЕАН надеется, что Россия сможет сдерживать и уравновешивать Китай в Юго-Восточной Азии; с другой стороны, Россия и Китай представляют собой отношение всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, и это делает Россию неизбежно скованной китайско-российскими отношениями при ведении отношений со странами АСЕАН. Следовательно, России необходимо найти хороший компромисс между Китаем и АСЕАН.

Кроме того, стратегия японского правительства и политика индийского правительства в Индо-Тихоокеанском регионе усложнили ситуацию в Южно-Китайском море. Эти страны также сформировали широкую конкуренцию с Россией в Юго-Восточной Азии, подрывая стабильность сотрудничества между ЕАЭС и АСЕАН.

Международный логистический канал Евразийский экономический союз-Китай-АСЕАН. Транспорт — это звено, которое эффективно реорганизует географические и природные ресурсы различных мест. Качество и эффективность транспортных услуг могут формировать производственную цепочку и цепочку создания стоимости, а также стимулировать развитие смежных отраслей. Транспортное сотрудничество может значительно повысить эффективность логистики и стимулировать экономическое развитие. Целью международного транспортного сотрудничества является улучшение региональных связей, упрощение процедур и укрепление кадровых и товарных обменов, чтобы помочь экономическому и социаль-

ному развитию стран региона, особенно процветанию и стабильности внутренней территории регионов.

В рамках инициативы «Один пояс, один путь», продвигая либерализацию двусторонней торговли, Китай и страны АСЕАН также активно продвигают взаимосвязь транспортной инфраструктуры между Китаем и странами АСЕАН. В 2004 г. на 3-м совещании министров транспорта Китая и АСЕАН Китай, и АСЕАН предложили каждому государству-члену провести серию сотрудничества в строительстве транспортной инфраструктуры и упрощении перевозок. В 2016 г. на 15-м совещании министров транспорта Китая и стран АСЕАН было решено, что Китай и страны АСЕАН совместно построят «четыре вертикальных и три горизонтальных» региональных транспортных коридора под руководством стратегического планирования. В общем объеме двусторонней торговли Китая и АСЕАН импорт и экспорт товаров наземным транспортом составили более 80%. Сухопутный маршрут между Китаем и странами АСЕАН начинается из Наньнина, Гуанси и Куньмина, Юньнань, и заканчивается в Сингапуре, и проходит через 7 стран, включая Вьетнам, Лаос, Таиланд, Камбоджу, Мьянму, Малайзию и Сингапур на полуострове Индокитай. Это основной канал торговли землей Китая и стран АСЕАН. Этот канал использует автомобильные и железные дороги в качестве перевозчика и включает три перехода: восточный маршрут, средний маршрут и западный маршрут. Во-первых, восточный маршрут с севера на юг соединяет Китай, Вьетнам, Камбоджу, Таиланд, Малайзию и Сингапур; во-вторых, средний маршрут с севера на юг соединяет Китай, Лаос, Таиланд, Малайзию и Сингапур; в-третьих, западный маршрут с севера на юг соединяет Китай, Мьянму, Таиланд, Малайзию и Сингапур. Поскольку наземная инфраструктура стран АСЕАН является относительно отсталой, несовместимой со стандартами международных транспортных средств, низкой скоростью транспортировки и слабой транспортной мощностью, можно ожидать, что соединение транспортных средств Китая и АСЕАН значительно увеличит возможности наземных перевозок между Китаем и Страны АСЕАН,

сокращают время наземной перевозки и значительно сокращают торговые издержки.

Создание единого транспортного пространства также является одним из приоритетных направлений развития Евразийского экономического союза. Еще в рамках Евразийского экономического сообщества государства-члены сотрудничали в области унификации затрат на железнодорожные перевозки, усиления упрощения наземной перевозок и развития потенциала транспортных коридоров. Они подписали международные соглашения о автомобильных перевозках и разработали концепцию единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества, и достигли консенсуса по унификации технических стандартов для инфраструктуры, разработке дорожных карт региональных транспортных коридоров, обмену информацией, системи координации транзита и созданию совместных транспортных предприятий. Евразийский экономический союз унаследовал результаты сотрудничества Евразийского экономического сообщества. В 2017 г. он установил единую карту маршрутов воздушных перевозок, налоги на полеты и аэропортовые услуги союза, а также определил развитие пяти основных международных транспортных коридоров, в том числе 4 железнодорожных и 1 дорога: Международный Север-Юг Транспортный коридор, Транссибирская магистраль, железная дорога, соединяющая Россию и Среднюю Азию, железная дорога из Китая в Европу через Среднюю Азию и Россию, а также Западная Европа-Западный Китай Шоссе.

«Новый западный канал сухопутной и морской торговли» является новым магистральным каналом для внутренних районов западного Китая и основным каналом международной торговли и логистики, соединяющим АСЕАН, Центральную Азию и Южную Азию, реализуя «Экономический пояс Шелкового пути», «Морской Шелковый путь XXI века» и «Экономический пояс реки Янцзы» - это всеобъемлющий международный торговый канал, объединяющий региональную производственную цепочку и цепочку поставок, агломерацию суши и моря и эффективность таможенного оформления. Это национальная стратегия развития Китая.

Содействие качественному развитию «Нового западного канала сухопутной и морской торговли» будет способствовать дальнейшему укреплению основы межсетевого взаимодействия Китай-АСЕАН, поддержанию безопасности цепочки поставок и стабильности производственной цепочки Китай-АСЕАН, будет способствовать развитию регионального экономического сотрудничества между Китаем и АСЕАН на более высоком уровне и обеспечивать бесперебойную работу международной логистической цепочки поставок. Чтобы добиться качественного развития «Нового западного канала сухопутной и морской торговли», должны ускорить строительство новой транспортной сети и максимально использовать преимущества недорогих водных перевозок, крупнотоннажных железнодорожных перевозок, гибких автомобильных перевозок, а также быстрых воздушных перевозок, чтобы сформировать систему, в которой вся индустрия логистики управляет торговлей и продвигаться большое количество нового торговли.

В настоящее время развитие международных перевозок демонстрирует фазовые характеристики: от двусторонней торговой транспортировки как основной услуги до многостороннего сотрудничества и строительства транспортных коридоров. Различные виды транспорта меняются от независимого развития и взаимной конкуренции к координированным развитию и всесторонней эффективности [Лю Сяомин 2018: 1114]. В контексте сопряжения и сотрудничества между Экономическим поясом Шелкового пути и Евразийского экономического союза, а также растущего спроса на соединение инфраструктуры между Китаем и АСЕАН, «Новый западный канал сухопутной и морской торговли» и Китай может служить мостом и связующим звеном, чтобы сформировать крупный международный логистический канал между Евразийским экономическим союзом-Китаем-АСЕАН, реализовать связь Евразийский экономический союз и АСЕАН, задействовать в полной мере транзитный потенциал различных регионов, обеспечить бесперебойную работу и повышение эффективности регионов вдоль маршрута, и обеспечивать стабильность и

безопасность цепочки поставок и производственной цепочки Евразийского экономического союза-Китая-АСЕАН.

В частности, необходимо на основе существующих каналов ускорить объединение региональных транспортных линий, обеспечить унификацию правил перевозки и обмена информацией и достигнуть расширения сетей и мощей транспортных услуг; необходимо способствовать построению разнообразных транспортных сетей и использовать стандартные грузовые инструменты и оборудования для быстрой перевалки и перегрузки для повышения эффективности логистики и транспортировки; необходимо принять передовые международные стандарты, ускорить межтаможенное сотрудничество и достичь полного охвата таможенного оформления; необходимо способствовать строительству интеллектуальных портов вдоль канала, продвигать строительство интеллектуального штыка, улучшить цифровые операции и сократить расходы на таможенное оформление. Кроме того, необходимо улучшить возможности предотвращения и контроля рисков на маршруте, улучшить надзор за операциями и механизм распределения рисков вдоль маршрута, создать механизм быстрого реагирования и гибкий механизм и поддерживать стабильность транспортировки. Необходимо на основе межсетевого взаимодействия создать кластеры логистической отрасли в регионе, улучшить логистические возможности распределения и способствовать развитию международной торговли товарами.

Строительство международного логистического коридора Евразийский экономический союз-Китай-АСЕАН — это региональный ведущий проект. Ощутимые результаты, которые он приносит, могут усилить чувство идентичности сотрудничества, что поможет всем сторонам продолжать углублять сопряжение и дополнять преимущества друг друга и снизить региональные или межрегиональные операционные издержки по товарам, логистике и т.д., и стимулировать рост торговли; поможет ускорить формирование крупного логистического и транспортного канала и сетевой системы для всего евразийского континента, оптимизировать производственную цепочку,

цепочку создания стоимости , и цепочку поставок вдоль маршрута, а также повысить эффективность распределения ресурсов в странах вдоль маршрута.

Содействие двустороннему сопряжению за счет многосторонней интеграции. С тех пор, как Китай стал партнером АСЕАН по всестороннему диалогу в июле 1996 года, экономические и торговые отношения между Китаем и АСЕАН вышли на новый этап повышения качества и обновления после периода быстрого развития, постепенно формируя новую модель взаимной выгоды. В 2010 году Зона свободной торговли Китай-АСЕАН была полностью завершена. В 2019 году Протокол о совершенствовании режима свободной торговли Китай - АСЕАН вступит в полную силу для всех участников соглашения. В 2020 году АСЕАН впервые станет крупнейшим торговым партнером Китая.

Масштабы торговли и инвестиций в Зоне свободной торговли Китай-АСЕАН быстро увеличивались, и эффект торговли и инвестиций становились все более очевидными. С развитием строительства «Один пояс, один путь» разделение труда в промышленности между Китаем и АСЕАН станет более тесным, а двусторонняя торговля и инвестиция будет двигаться в направлении производственной цепочки с более высокой добавленной стоимостью и будет создавать более глубокое и широкое слияние производственной цепочки и цепочки создания стоимостии и сообщество интересов. В будущем экономическое сотрудничество Китая и АСЕАН будет двигаться в сторону большего числа областей и более высоких уровней, включая укрепление сотрудничества двух сторон в таких областях «новой инфраструктуры», как 50, Интернет вещей, искусственный интеллект и промышленный Интернет, а также продвижение развития трансграничной электронной торговли между двумя сторонами. В постэпидемическую эпоху Китай и страны АСЕАН будут глубоко вовлечены в оптимизацию и изменение производственной цепочки и цепочки создания стоимости. 15 ноября 2020 года Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и десять стран АСЕАН подписали «Соглашение о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве», образуя

крупнейшую в мире зону свободной торговли. С подписанием «Соглашения о Всеобъемлющем региональном экономическом партнерстве» потенциал сотрудничества между Китаем и АСЕАН в производственной цепочке, цепочке поставок, технологических инновациях и в других областях будет еще больше раскрыт.

Создание Евразийского экономического союза в основном направлено на защиту региональных интересов. Экспортные товары союза - это в основном сырьевые товары, а импортируемые товары - в основном промышленные товары. Такая структура торговли приводит к тому, что фактический эффект от соглашения о свободной торговле союза может заключаться в том, что торговые убытки превышают торговые выгоды, поэтому подписание соглашения о свободной торговле продвигается медленно. Однако с усилением стратегической игры крупных держав и усилением протекционизма в международной торговле развитые страны ускоряют «реиндустриализацию», глобальные инвестиционные и торговые правила и международное промышленное разделение труда сталкиваются с серьезными изменениями, а глобальные производственные цепочки и цепочки поставок ускоряют корректировку. Евразийский экономический союз, имеющий относительно слабую экономическую мощь, должен активно участвовать в других механизмах экономического сотрудничества в регионе и в максимальной степени поддерживать собственную экономическую стабильность за счет экономического и торгового сотрудничества и распределения рисков, и ускорить оптимизацию и модернизацию собственной производственной структуры.

Китай может служить связующим звеном. Будь то с АСЕАН или Шанхайской организацией сотрудничества, Китай является твердым сторонником регионального экономического сотрудничества и реализации либерализации и упрощения торговых процедур. Евразийский экономический союз может использовать стратегическое сопряжение и упрощение процедур торговли с Китаем, чтобы стать одним из строителей зоны свободной торговли Китай-АСЕАН, тем самым интегрировавшись в глобальную це-

почку создания стоимости и участвуя в тор- также способствует продвижению открыто-говле цепочки создания стоимости, характе- сти Евразийского экономического союза и ризующейся промежуточными продуктами, политики АСЕАН в более многосторонней и постепенно формируя региональную эко- структуре, с тем чтобы способствовать дву-номическую интеграцию. стороннему консенсусу с многосторонними

Это не только способствует достижению результатами и продвигать связь между дву-стабильности и модернизации экономики мя сторонами. Евразийского экономического союза, но

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Канаев Е.А., Королев А.С. Индо-Тихоокеанский регион и отношения России с АСЕАН. // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. М., 2019. № 1. С. 2643.

(02):38-44. (Ли Юнхуэй. Отношения между Россией и АСЕАН в рамках Большого евразийского партнерства: соискание сотрудничества в региональной интеграции // Исследования России. - 2017. - № 02. - С. 38-44.).

-2012(02):48-

53. (Фу Цзинцзюнь. Сотрудничество России и Восточной Азии: стимулы, ограничения и перспективы. // Исследования России, Восточной Европы и Центральной Азии. - 2012. -№ 02. - С. 48-53.).

2018(01): 11-14. (Лю Сяомин. Постепенное формирование «китайской модели» облегчения перевозок // Дорожная перевозка Китая. - 2018. - № 01. - С. 11-14.).

REFERENCES

Kanaev E.A., Korolev A.S. Indo-Tihookeanskij région i otnosheniya Rossii s ASEAN. // Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo. M., 2019. № 1. S. 26-43.

(02):38-44. (Li YUnhuej. Otnosheniya mezhdu Rossiej i ASEAN v ramkah Bol'shogo ev-razijskogo partnerstva: soiskanie sotrudnichestva v regional'noj integracii // Issledovaniya Rossii. - 2017. - № 02. - S. 38-44.).

т^М.Ш^Ш^ШШ-2012(02):48-

53. (Fu Czinczyun'. Sotrudnichestvo Rossii i Vostochnoj Azii: stimuly, ogranicheniya i perspek-tivy. // Issledovaniya Rossii, Vostochnoj Evropy i Central'noj Azii. - 2012. - № 02. - S. 48-53.).

2018(01): 11-14. (Lyu Syaomin. Po-stepennoe formirovanie «kitajskoj modeli» oblegcheniya perevozok // Dorozhnaya perevozka Kitaya. - 2018. - № 01. - S. 11-14.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Чжан Хунюань, Пекинский универси- Zhang Hongyuan, Beijing University of

тет иностранных языков, Пекин, КНР. Foreign Languages, Beijing, China.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.