Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что представленная форма проведения научно - практических конференций с одной стороны побуждает студентов заниматься самостоятельными исследованиями экономических вопросов, связанных с их специальностью с другой стороны, позволяет как выпускникам, так и учебным заведениям решить проблему трудоустройства. Следовательно, опыт проведения подобных конференций может быть оценен как положительный, имеющий большое практическое значение как для выпускников
учебных заведений, так и для самих учебных заведений в свете вышеописанных проблем.
Список использованных источников:
1. Министерство труда и занятости Иркутской области. б.д. ±йр:/Л^ап.т/ (дата обращения: 14 Октябрь 2018 г.).
Информация об авторе Найденова Лилиана Валерьевна - кандидат экономических наук, старший преподаватель Иркутского филиала ВГИК., 664040 г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 170. Е-mail: o-liliana@yandex.ru
СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Пономарева Екатерина Владимировна
Аспирант МГПУ, г.Москва
АННОТАЦИЯ.
В статье рассмотрено понятие «педагогическое сопровождение» с разных авторских позиций, раскрыты формы педагогической деятельности сопровождающего взрослого, представлена классификация видов педагогического сопровождения.
Ключевые слова: сопровождение, педагогическое сопровождение, образовательный процесс, педагогическая проблема.
Давно известно, что основной акцент в современной системе образования делается на создание условий для развития и самореализации каждого ребенка. Перед любым педагогом встает вопрос о том, какие формы, методы, средства нужны для полноценного образования и развития детей. Данный вопрос может быть успешно решен ничем иным, как правильно организованным психолого-педагогическом сопровождением.
Под термином «психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» сегодня принято понимать целостный процесс, отличающийся своей непрерывностью изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех субъектов данного процесса [6]. Изучение осуществляется в целях оптимизации всего процесса обучения и воспитания, укрепления здоровья и активности детей и сотрудников для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния.
Проблему сопровождения детей в своих трудах исследовали такие ученые как: Г.Л. Бардиер, И. Ромазан, Е.И. Казакова, В.В. Степанова, С.В. Силь-ченкова, Е.А. Соколова, Ф.М. Фрумина, В.А. Сла-стенин и др.
Понятие «сопровождение», по мнению С.В. Сильченковой берет свое начало на рубеже IX-X веков и проходит несколько исторических периодов развития [7]. Тогда сопровождение включало в себя оказание материальной помощи нуждающимся детям для их выживания. С течением времени общество стало менять свои взгляды на образованность детей, стремясь к ее повышению, что стало отправной точкой для увеличения значимости периода детства и постановки вопроса о необходимости педагогического сопровождения.
Рассматривая сопровождение как «помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора», Е.И. Казакова, на наш взгляд, говорит о помощи в принятии каких-то решений, повышении качества образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей детей, ориентации на их потребности и возможности [4]. С мнением предыдущего автора совпадает мнение Л.М. Щипицыной, которая видит сопровождение как «метод получения субъектом защиты в процессе решения жизненных трудностей и проблем».
Согласно суждению С.А. Усковой сопровождение направленно на оказание помощи ребенку в проявлении своих индивидуальных способностей, в саморазвитии, что позволяет выбрать индивидуальную траекторию развития. Сопровождение, являясь базовой категорией современной педагогики, вмещает в себя базовые компоненты педагогического процесса - стратегию, методику, технологию воспитания и обучения [9].
По мнению, Е.А. Соколовой сопровождение включает в себя заранее спланированную деятельность, направленную на необходимость предотвращения трудностей. ^провождение должны осуществлять специально обученные люди - педагоги - тьюторы, которые обладают определенными специфическими знаниями, умениями и навыками, обучены идеям педагогики поддержки, позволяющими так организовать помощь воспитанникам, чтобы дети смогли самостоятельно выбрать средства для ознакомления с содержанием деятельности [5].
По определению В.П. Слободчиковой и М.Ф. Фруминой сопровождение является помощью ребенку в процессе его личностного роста, установкой на открытое общение дошкольника. М.Р. Битя-нова относит сопровождение к профессиональной
деятельности сообщества педагогов, которая ориентирована на создание социально-психологических условий, которые должны способствовать успешному обучению и развитию в ситуациях совместной деятельности [3].
Объясняя суть педагогического сопровождения И.А. Колесникова и В.А. Сластенин, определяют его как - процесс наблюдения, разъяснения, личного участия, поощрения самостоятельности ребенка в проблемной ситуации при минимальном участии педагога [8].
Педагогическое сопровождение как технологию взаимодействия между участниками образовательного процесса, опирающуюся на сильные стороны способностей и развития ребенка, его самостоятельность и личностный потенциал, имеющую цель положительной динамики прогресса детей, позволяющую сформировать у ребенка способности к саморегуляции и саморазвитию рассматривает И.А. Исаева.
Таблица 3_
Методологическими основами педагогического сопровождения можно представить:
- гуманистическую психологию А. Маслоу, К. Роджерса (поиск путей для оказания помощи людям в реализации внутреннего потенциала);
- теорию педагогической поддержки О.С. Газмана (помощь детям в решении индивидуальных проблем, связанных с их общим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении);
- личностно-ориентированный подход Ш.А. Амонашвили, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская (помощь в определении индивидуального образовательного пути, ориентация на развитие личности).
В отечественной педагогике определены формы педагогической деятельности сопровождающего взрослого, различающиеся по степени участия взрослого в жизни ребенка, которые мы рассмотрим в таблице 3.
Формы педагогической деятельности сопровождающего взрослого (Л.В. Трубайчук, С.Д. Кириенко, С.В. Проняева)
Форма Содержание деятельности взрослого
Защита Деятельность взрослого включает в себя: - ограничение доступа детей к потенциально опасным вещам; - педагогическую экспертизу. То есть, деятельность направлена на устранение негативного влияния социума с целью обеспечения жизненно важных детских потребностей.
Забота Деятельность взрослого включает в себя: - эмоциональный отклик (я понимаю и сопереживаю тебе); - проявление внимания (мне важно, что ты говоришь, я тебя слышу и случаю) - материальную сторону (я принес тебе...) То есть, деятельность характеризуется участием взрослого, который на основе позитивных чувств нацелен системно удовлетворять потребности ребенка в освоении окружающего мира и социальных отношений.
Поддержка Деятельность взрослого может включать: - совместную деятельность взрослого и ребенка; - отношения между взрослым и ребенком. То есть, поддержка реализуется как содействие взрослого в создании позитивной направленности ребенка в социальном познании, социального опыта.
Подкрепление Деятельность взрослого включает: - стимуляцию достижений (ты все сможешь!) - одобрение - неодобрение Целью подкрепления является быстрое реагирование взрослого на определенное поведение ребенка с целью закрепления положительного опыта.
Сопровождение, как нам уже известно, движение разноплановое, в этой связи при изменении фокуса данного понятия можно выделить несколько его видов, обусловленных разными показателями. Классификация видов педагогического сопровождения по Е.В.Коротаевой представлена в таблице 4.
Таблица 4
Классификация видов педагогического сопровождения по Е.В. Коротаевой
Виды педагогического сопровождения Показатели
Добровольное и вынужденное сопровождение Мотивированность субъекта образовательного процесса к контакту
Долговременное и кратковременное сопровождение Длительность контакта, сопровождаемого и сопровождающего
Запланированное и импровизированное сопровождение Протекание процесса сопровождения
Очное и заочное сопровождение Характер включенности субъектов сопровождения
Продуктивное сопровождение, результативное и не соответствующее ожиданиям сторон Достижение намеченной цели педагогического сопровождения
Система педагогического сопровождения, предложенная Е.А. Александровой, состоит из трех блоков [1]:
1 блок включает «опека», «заботу», «защиту»;
2 блок направлен на «наставничество»;
3 блок представляет «помощь и «поддержку».
Изучив научную литературу, раскрывающую
содержание педагогического сопровождения можно подытожить, что авторы по-разному трактуют педагогическое сопровождение, которое одни ассимилируют с понятиями поддержка, помощь, содействие, содружество, наставничество, защита, а другие разграничивают эти понятия.
Исходя из психолого-педагогических исследований Е. П. Арнаутовой, А.И. Захаровой, Т.Н. До-роновой, Т. Далининой, Л.В. Байбородовой, А.Н. Демидовой, В.Я. Титаренко и др., а так же практического опыта работы, мы можем сказать, что многие родители, ориентированные на активное участие в воспитании собственных детей, испытывают нехватку знаний в области психологии и педагогики, имеют низкую педагогическую культуру, поэтому важным моментом в системе психолого-педагогического сопровождения является работа с родителями.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что, так как семья выступает ближайшим окружением ребенка и в некотором смысле гарантом его всестороннего развития, необходимо, чтобы педагогическое сопровождение сегодня являлось не просто отдельными, разнообразными методами коррекционно-развивающей работы с детьми, но и выступало как комплексная технология, которая обеспечит поддержку и помощь семье и ребенку в решении задач развития и образования, что в свою очередь может оказать влияние на повышение качества образовательного процесса в целом.
Список литературы:
1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www. isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 20.03.2019)
2. Бардиер, Г. И. Ромазан Т.Я. Чередникова Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей [Текст] / Г.Бардиер
— СПб.: Дорваль. -1993. — 96с.
3. Битянова, M.P.Психологическое сопровождение детей [Текст] / Л.Битянова // Школьный психолог.— 2000.— № 10.
4. Казакова Е. И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества. -СПб, 1995. - 186 с.
5. Кодермятов, Р. Э. Н.А.Тумакова А.Э.Сен-цов Е.В.Павловская К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса [Текст] / Р.Э.Кодермятов // Молодой ученый.
— 2015. — №11. — С. 1738-1740.
6. Ростова Е. С., Тумакова Н. А. Психологические и психолингвистические особенности устной речи (диалогическая форма) [Текст] / Е.С.Ростова // Молодой ученый. — 2015. — № 10. — С. 1278-1280.
7. Сильченкова, С.В. Информационно-педагогическое сопровождение использования статистических методов в педагогических исследованиях [Текст] : диссертация ... кандидата педагогических наук / С.В. Сильченкова. — Смоленск.: гос. ун-т, 2014. - 212 с.
8. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
9. Ускова, С.А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики: теоретическое обоснование [Электронный ресурс]. - URL: http ://obrazovanie21.narod.ru/Files/2013-2_084-088.pdf (дата обращения: 18.03.2019)