YAK 373.2 ББК 74.100.544.3
A.T. ФЕРЗАЛИЕВА, C.M. ЗЫРЯНОВА
A.T. FERZALIEVA, S.M. ZYRYANOVA
ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ПРИЗНАКАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
THE FEATURES OF PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH SIGNS OF MUSICAL GIFTEDNESS IN TERMS OF ADDITIONAL EDUCATION
Статья посвящена проблеме педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности в условиях дополнительного образования; представлены авторские позиции и взгляды на организацию процесса педагогического сопровождения; уточнено содержание понятия «педагогическое сопровождение детей с признаками музыкальной одаренности» в соответствии со спецификой ступени дошкольного образования.
The article is devoted to the problem of pedagogical support of children of preschool age with signs of musical giftedness in terms of additional education; the author's positions and views on the organization of the process of pedagogical support are presented; the contents of the concept of "pedagogical support of children with signs of musical talent" in accordance with the specific stage of preschool education is clarified.
Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, детская музыкальная одаренность, педагогическое сопровождение, педагогическая поддержка, дополнительное образование.
Key words: giftedness, gifted children, children's musical giftedness, pedagogical guidance, pedagogical support, additional education.
В настоящее время в системе российского образования уделяется особое внимание проблеме развития детской одаренности. Еще несколько десятилетий назад об одаренности говорили как о статической характеристике, не рассматривая возможные перспективы ее развития в детском возрасте. На современном этапе, в связи с появлением исследований в данном направлении (И.Е. Емельяновой, Л.В. Трубайчук и др.) об одаренности стали говорить как о динамической характеристике, присущей каждому человеку от рождения.
Актуальность приобрели исследования, посвященные проблеме создания условий, поиска средств для развития одаренности (Н.А. Вершининой, Н.И. Гердт, Ю.А. Моксаевой, Э.А. Сухачевой и др.). Параллельно возникает необходимость в исследованиях в области педагогического сопровождения развития одаренности в детском возрасте (В.В. Казарина, В.А. Лазарев, С.В. Маркова, Л.В. Хамидуллина и др.).
Обоснование актуальности проблемы педагогического сопровождения детей с признаками одаренности мы находим и в нормативно-правовой базе.
Приказом Президента РФ от 03.04.2012 года была утверждена «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», в которой определяются основные принципы построения и задачи общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, а также основные направления ее функционирования. Согласно данной Концепции каждый человек талантлив, но, появится ли у человека возможность добиться успеха, зависит от того, будет ли выявлен его талант и представится ли возможность использовать свою одаренность [5]. В целях реализации данной Концепции Департаментом образования и молодежной политики ХМАО - Югры издан Приказ «Об утверждении Комплекса мер по реализации
Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» № 1537 от 21.12.12 г. [10].
О необходимости своевременного выявления и поддержки одаренных детей говорится в Постановлении Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
В «Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» от 19.02.2010 № 9-рп в качестве одной из задач выделена задача по формированию системы выявления одаренности в раннем возрасте [9].
Таким образом, представленные документы созданы с целью своевременного выявления и сопровождения одаренных детей.
Организация целенаправленного процесса педагогического сопровождения одаренных детей в условиях дошкольной образовательной организации является одной из форм реализации принципа индивидуализации образования, который является одним из приоритетных в работе с одаренными детьми.
Одаренность в детском возрасте может носить скрытый характер, что усложняет возможность ее раннего выявления и развития. Музыкальная одарённость, в отличие от других видов одаренности, проявляется относительно рано (по мнению Н.С. Лейтеса, между 3-5 годами) [7]. Исходя из этого, возникает необходимость своевременного оказания помощи ребенку в развитии его внутреннего потенциала. Данную проблему возможно решить через организацию целенаправленного процесса педагогического сопровождения. В связи с выше изложенным возникает необходимость уточнить содержание понятия «педагогическое сопровождение» в соответствии со спецификой ступени дошкольного образования, выявить содержание и формы педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности.
Идеи взаимодействия личности и общества зародились еще в эпоху Античности, когда глубоко изучались проблемы зависимости человека от социальных факторов. Попытки сопровождения детей в их развитии характерны для многих этапов развития человечества. Проблема педагогического сопровождения рассматривается в трудах Э.М. Александровой, М.Р. Битяно-вой, А.Д. Гонеева, Е.Н. Борисенко, В.А. Лазарева, С.В. Марковой, В.И. Щеголь, и др.
На сегодняшний день существует множество трактовок понятия «педагогическое сопровождение». Проанализировав различные подходы, мы выявили суть данного процесса, которая заключается в оказании помощи индивидууму с целью его успешной социализации и сохранении при этом его индивидуальности.
Понятие «педагогическое сопровождение» является одним из новых понятий для современной педагогики и, по мнению многих ученых, тесно связано с понятием «педагогическая поддержка». Метод педагогической поддержки, являясь частью образовательного процесса, также реализуется в сфере образования. Проблема педагогической поддержки одаренных детей раскрывается в исследованиях М.А. Акиньевой, Т.В. Анохиной, О.С. Газмана, И.А. Колесниковой, С.А. Федорова и др. На сегодняшний день не существует единого мнения о соотношении этих понятий. Одни ученые рассматривают их как синонимичные, другие же говорят об их различии. Педагогическая поддержка в словарях определяется как «деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, деловой и межличностной коммуникацией, с успешным продвижением в обучении, личным и профессиональным самоопределением» [8].
Однако следует учитывать, что, несмотря на частое синонимичное употребление понятий педагогическое сопровождение и поддержка, педагогическое сопровождение выступает как самостоятельный вид педагогического инструмента. Понятие педагогическое сопровождение имеет более широкое значение и указывает на следующий этап развития педагогической поддержки. В.А. Сластенин в своих исследованиях подробно раскрывает метод педагогической деятельности. И.А. Колесникова и В.А. Сластенин считают педагогическое сопровождение следующей стадией педагогической поддержки [12]. Таким образом, педагогическая поддержка предназначена для ребенка, а педагогическое сопровождение для детей старшего школьного возраста, студентов и т.д.
Е.А. Александрова, высказывая мнение об отличиях процессов сопровождении и поддержки, уточняет, что отличие выражается не уменьшением степени вмешательства взрослого в процесс обучения, а формированием у воспитанника умений решать свои учебные и личностные проблемы, в связи с чем вмешательство взрослого минимизируется. Автор рассматривает педагогическое сопровождение как умение педагога сопровождать ученика в индивидуальном освоении получаемых знаний, умение находиться вместе с учениками. Таким образом, педагогическое сопровождение рассматривается не просто как действие, а сложный процесс взаимодействия субъектов педагогического процесса, результатом которого должен стать прогресс развития обучающегося [1].
По мнению М.А. Иваненко, педагогическое сопровождение включает в себя диагностирование, консультирование, программирование и дальнейшее планирование деятельности, коррекцию и системный анализ проблемных ситуаций. Автор выделяет несколько принципов организации процесса педагогического сопровождения: приоритет интересов ребенка, непрерывность сопровождения и поддержка в стремлении к автономизации [3].
С целью уточнения понятия «педагогическое сопровождение» в соответствии со спецификой ступени дошкольного образования, представим сравнительную характеристику данного понятия в таблице 1.
Таблица 1
Трактовка понятия «педагогическое сопровождение» в психолого-педагогических исследованиях
Автор Трактовка понятия
И.А. Липский социальное взаимодействие, направленное на развитие личности сопровождаемого, осуществляемое посредством специальных педагогических систем [8]
Т.Н. Сапожникова, М.В. Шакурова педагогический процесс, несущий особый педагогический смысл, но принципиально отличающийся от обучения, образования и воспитания [14]
В.А. Лазарев процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания способностей и нейтрализация негативно влияющих факторов [6]
Е.А. Казакова метод, обеспечивающий создание условий для принятия ребенком оптимальных решений в различных ситуациях [4]
И.А. Колесникова, В.А. Сластенин процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрение максимальной самостоятельности учащегося в проблемной ситуации при минимальном участии педагога [12]
С.В. Сильченкова форма педагогической деятельности, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации воспитанников [11]
Н.О. Яковлева педагогический феномен, предполагающий конкретные действия педагога, которые проектируются в зависимости от результатов диагностики и могут включать в себя помощь и поддержку [15]
Обобщив определения, представленные в таблице 1, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста и специфику музыкальной деятельности, педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности мы будем рассматривать как процесс, носящий характер творческого наставничества, который будет способствовать постепенному развитию музыкальных способностей и раскрытию творческого потенциала как компонентов музыкальной одаренности.
Таким образом, опираясь на трактовку понятия педагогическое сопровождение в психолого-педагогической литературе и уточненное нами определение, мы можем сделать вывод, что целью педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности является создание благоприятных условий для развития у сопровождаемого музыкальной одаренности.
Психологические и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности определяют особенности организации процесса педагогического сопровождения с данной категорией детей. Н.С. Лейтес подчеркивает некоторые особенности детей с признаками одаренности, такие как:
- способность быстро схватывать материал;
- потребность сосредотачиваться и разбираться в интересующей проблеме;
- способность рассуждать, подмечать и объяснять;
- тревожность в связи с непохожестью на других [7].
При организации педагогического сопровождения детей дошкольного возраста необходимо учитывать данные особенности. Мы поддерживаем также утверждение В.А. Лазарева, который процесс педагогического сопровождения определяет как процесс создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания способностей, имеющихся у одаренного ребенка и нейтрализации, либо коррекции факторов, негативно влияющих на реализацию этих способностей [6].
Далее рассмотрим формы педагогического сопровождения.
Под формой в педагогике понимается способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. А.С. Белкиным выделены пять стадий педагогического сопровождения в зависимости от возраста сопровождаемых: дошкольный период -опека; младший школьный период - наставничество; младший подростковый период - партнерство; младший и старший подростковый период - сотрудничество; период старшего детства - содружество.
Определяя опеку, в качестве первой стадии педагогического сопровождения, А.С. Белкин руководствуется возрастными особенностями детей дошкольного возраста, характеризующимися низким уровнем осознания целей и в содержании выделяет максимальную роль взрослых в определении целей деятельности ребенка и помощи ему. Степень участия взрослого должна зависеть от индивидуальных особенностей ребенка, его готовности к самостоятельным действиям и решению проблемных ситуаций [2].
Исходя из этого, в качестве основных форм педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с признаками музыкальной одаренности мы выделили совместную деятельность ребенка со взрослыми и другими детьми и самостоятельную деятельность. Но в условиях реализации основной образовательной программы дошкольного образования фактически не представляется возможным учитывать индивидуальные запросы каждого ребенка. Данная проблема может быть решена в условиях дополнительного образования, которое на сегодняшний день активно внедряется в общеобразовательные организации.
Наиболее эффективной формой педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности в условиях дополнительного образования, на наш взгляд, является разработка и реализация групповых и ин-
дивидуальных маршрутов сопровождения. Необходимость разработки индивидуальных маршрутов связана с необходимостью учета способностей, возможностей и индивидуальных образовательных потребностей ребенка с признаками музыкальной одаренности. Особую значимость приобретает возможность адаптировать содержание, формы и методы обучения под индивидуальные возможности и интересы ребенка с признаками музыкальной одаренности. Интерес ребенка может проявляться в предпочтении одного вида музыкальной деятельности другим. Так, у ребенка признаки музыкальной одаренности наиболее ярко могут проявляться в игре на детских музыкальных инструментах или в музыкально-ритмической деятельности. Соответственно, ребенок охотнее занимается тем видом деятельности, в котором он наиболее успешен. В этом случае задача педагога - спроектировать индивидуальный образовательный маршрут таким образом, чтобы обеспечить развитие всех компонентов музыкальной одаренности через предпочитаемый вид деятельности. Также индивидуальный образовательный маршрут может быть спроектирован с учетом имеющихся трудностей и направлен на их преодоление.
При проектировании индивидуального образовательного маршрута задача педагога заключается в интеграции форм и методов взаимодействия с ребенком: сопровождение индивидуальных видов деятельности; подготовка ребенка к участию в конкурсах и соревнованиях по интересам; педагогическая поддержка реализации возможностей и способностей детей в кружках, в которых они участвуют; совместно с детьми и их родителями - проектирование и наполнение личного портфолио самореализации ребенка; составление психолого-педагогической характеристики ребенка, поскольку маршрут его индивидуальной образовательной траектории разработан с учетом зоны ближайшего развития личности, индивидуальных характеристик, интересов и способностей.
Структура индивидуального образовательного маршрута может включать следующие компоненты: информационный (сведения о ребенке); целевой (определение задач индивидуальной поддержки); содержательный (выбор содержания программного материала); технологический (определение используемых педагогических технологий с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы индивидуальной диагностической поддержки); результативный (формулирование ожидаемых результатов).
Групповые маршруты сопровождения представляют собой маршрут взаимодействия с группой детей, направленный на развития компонентов музыкальной одаренности. Групповые маршруты сопровождения проектировались на основе разработанной нами дополнительной общеразвивающей программы «Радуга талантов», направленной на развитие музыкальной одаренности. Каждый раздел программы направлен на развитие одного из компонентов музыкальной одаренности (I раздел - Развитие музыкальных способностей, II раздел - Развитие интереса и инициативности в музыкальной деятельности, III раздел - Развитие творческих проявлений в музыкальной деятельности). Особенностью программы является возможность варьирования ее содержания в зависимости от образовательных потребностей и уровня развития музыкальных способностей детей. Кроме того, она содержит методику обучения, направленную на развитие способности к эмоционально-выразительному, осмысленному восприятию музыки. Программа реализуется через групповые занятия в различных формах (музыкальные гостиные, концерты, музыкальные викторины и т.д.), которые связаны с использованием информационно-коммуникативных технологий. Групповые музыкальные занятия в рамках реализации дополнительной программы имеют ряд преимуществ для развития музыкальной одаренности у детей старшего дошкольного возраста, так как позволяют учитывать уровень развития музыкальных и творческих способностей, интересы, склонности и индивидуальные потреб-
ности детей в выборе музыкального репертуара. Отсутствие ограничений по времени на предпочитаемые виды музыкальной деятельности позволяет поддерживать познавательный интерес у детей, углублять и расширять знания в интересующей области. Развитию творческих проявлений в музыкальной деятельности способствует имеющаяся возможность больше времени уделять творческим заданиям и музыкальным импровизациям.
Таким образом, анализируя особенности педагогического сопровождения детей с признаками музыкальной одаренности в условиях дополнительного образования, мы приходим к выводу, что данный процесс:
- обеспечивает создание оптимальных условий развития и проявления музыкальной одаренности детей дошкольного возраста;
- эффективен при использовании вариативных форм организации обучения;
- предполагает активное взаимодействие педагога и воспитанника;
- требует знание педагогом уровня развития музыкальных способностей ребенка, его личностных предпочтений и направленность интересов;
- реализуется посредством проектирования индивидуальных и групповых маршрутов сопровождения.
Литература
1. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / Е.А. Александрова // Режим доступа :http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (дата обращения: 3.09.2018).
2. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / А.С. Белкин. - М. : Изд. центр «Академия», 2000. - 192 с.
3. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социально-личностного развития ребенка в период детства [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.07 / М.В. Иваненко. - Екатеринбург, 2005. - 208 с.
4. Казакова, Т.Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов [Текст] / Т.Г. Казакова // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 4. - С. 10-13.
5. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов : утверждена Приказом Президента Российской Федерации 3 апреля 2012 г. № Пр-82 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131119 (дата обращения: 8.09.2018).
6. Лазарев, В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников [Текст] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.01 / В.А. Лазарев. - Ярославль, 2005. - 329 с.
7. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия [Текст] / Н.С. Лейтес. - М. ; Воронеж, 1997. - 322 с.
8. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; редкол. М.М. Безруких [и др.]. - М. : Большая российская энциклопедия, 2003. - 528 с.
9. Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71251462 (дата обращения: 6.09.2018).
10. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.12.2012 № 1537 «Об утверждении комплекса мер по реализации Концепции российской национальной системы выявления и развития молодых талантов в системе образования ХМАО-ЮГРЫ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://doinhmao.ru/ prikazy-doimp (дата обращения: 3.09.2018).
11. Сильченкова, С.В. Формы и направления педагогического сопровождения [Электронный ресурс] / С.В. Сильченкова // Современные научные исследования и инновации. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/ issues/2013/10/27827.
12. Сластенин, В.А. Педагогическая поддержка ребенка в образовании [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. уч. заведений / В.А. Сластенин, И.А. Колесникова. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.
13. Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года» от 19.02.2010 №9-рп [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429024917 (дата обращения: 5.09.2018).
14. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.
15. Яковлева, Н.О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования [Текст] : монография / Н.О. Яковлева. - М. : Информационно-издательский Центр АТиСО, 2002. - 239 с.
References
1. Alexandrov E.A. Vida of pedagogical support and maintenance of individual education. Available at: http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (accessed: 3.09.2018).
2. Belkin A.S. Fundamentals of age pedagogics. Studies.a grant for student. высш. пед. studies, institutions. M.: Prod. Akademiya center, 2000, 192 p.
3. Ivanenko M.A. Pedagogical maintenance of social and personal development of the child in the period of the childhood. Extended abstract of Ph.D. (Education) thesis. Yekaterinburg, 2005, 208 p.
4. Kazakova T.G. Children's creativity - the world of bright, surprising images, Preschool education, 1993, N 4, рp. 10-13 (in Russian).
5. Concept of national system of identification and development of young talents: it is approved by the Order the President of the Russian Federation on April 3, 2012 No. Pr-82. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_131119 (accessed: 8.09.2018).
6. Lazarev VA. Pedagogical maintenance gifted seniors. Extended abstract of Doctor's of Psihology thesis. Yaroslavl, 2005. 329 p.
7. Leytes N.S. Age endowments and individual distinctions. Moscow ; Voronezh, 1997, 322 p.
8. Pedagogical encyclopedic dictionary / ed. B.M. Bim-Bud; M.M. Bezruky [etc.]. Moscow: Big Russian encyclopedia, 2003. 528 p.
9. The resolution of the Government of the Russian Federation of November 17, 2015 N 1239 "About the approval of Rules of identification of the children who showed outstanding abilities, maintenances and monitoring of their further development". Available at: http://base.garant.ru/71251462 (accessed: 6.09.2018).
10. The order of Department of Education and youth policy of Khanty-Mansi Autonomous Okrug of 21.12.2012 N 1537 "About the statement of a package of measures for implementation of the Concept of the Russian national system of identification and development of young talents in an education system of KhMAO-YUGRA. Available at: http://doinhmao.ru/prikazy-doimp (accessed: 3.09.2018).
11. Silchenkova S.V. Forms and directions of pedagogical maintenance. Available at: http : //web. snauka. ru/is sues/2013/10/27827.
12. Slastenin VA., Kolesnikova I.A. Pedagogical support of the child in education. Moscow: publ. center "Akademiya", 2006, 240 p.
13. Strategies of development of formation of Khanty-Mansi Autonomous Okrug till 2020" of 19.02.2010 No. 9-rp. Available at http://docs.cntd.ru/docu-ment/429024917 (accessed: 5.09.2018).
14. Shakurova M.V Metodika and technology of work of the social teacher. Institutions. Moscow: publ. center "Akademiya", 2007. 272 p.
15. Yakovleva N.O. Teoretiko-metodologichesky bases of pedagogical design: monograph. Moscow: Information and publishing Center "АТиСО", 2002, 239 p.