Сопоставление архитектуры деревянных церквей Скандинавии и северо-западных областей России
А.Б.Бодэ
В странах Северной Европы, так же как и в России, деревянное строительство в Средневековье имело самое широкое распространение. Сейчас деревянных построек осталось уже немного по сравнению с тем, сколько их было раньше. В Норвегии, например, сохранилось около тридцати деревянных церквей. Изучение развития деревянного зодчества Норвегии позволяет составить некоторое представление об архитектуре деревянных раннесредневековых построек других стран Европы, которые уже практически полностью утрачены. В России такое же значение имеет деревянное зодчество северных окраин, свидетельствующее о былом размахе деревянного строительства во всей стране.
Новгород во времена Киевской Руси и в период своей самостоятельности имел тесные торговые связи со странами Балтики, которые, несомненно, сопровождались и культурными взаимовлияниями. Действительно, в развитии монументального зодчества древнего Новгорода выявлено немало западноевропейских влияний. В архитектуре и фресковой живописи шведского острова Готланд обнаруживаются особенности, присущие русской культуре.
Актуальность изучения взаимосвязей деревянного культового зодчества Скандинавских стран и России очевидна, однако в отечественной историко-архитектурной науке в этом направлении никаких исследований не проводилось.
Статья представляет собой попытку провести сопоставление архитектурных решений деревянных церквей северной Европы и северо-западных областей России с целью выявления в них принципиального сходства и основных различий.
Период расцвета в строительстве норвежских деревянных церквей приходится наХП-ХШ века. Многие из ныне сохранившихся памятников восходят к тому времени. Разумеется, они неоднократно перестраивались и ремонтировались. Наряду с первоначальными формами в их архитектуре присутствуют и позднейшие, появившиеся в XVI—XVII веках. По конструкции скандинавские деревянные церкви были каркасными, поэтому они получили название «мачтовых».
Основу большинства скандинавских деревянных церквей составлял прямоугольный объем с двухскатным покрытием. Один из простейших вариантов подобных построек представляет собой церковь в Хальдалене второй половины XII века, которая состоит из главного прямоугольного объема и примыкающей к нему такой же по форме алтарной части. Близкие решения имеют церкви в Рёдвене XII-XIII веков, в Квернессе XIV, XVII веков, в Ундредале 1722 года, повторяющие формы предшествующей постройки второй половины
XII века? и другие. Они отличаются от церкви в Хальдалене большей величиной, наличием трех нефов, входными пристройками и возвышающимся над двухскатной кровлей постаментом со шпилем.
Кроме прямоугольных построек есть церкви, имеющие в плане форму креста. Среди них сравнительно небольшиехрамы в Hype и Увдале второй половины XII века, перестраивавшиеся в XVI—XVIII веках, церковь в РуллагеХП (?),XV (?) веков. Основу их составляет близкий к симметричному крещатый объем. В центре над крещатым прямоскатным покрытием возвышается небольшой квадратный или восьмигранный объем.
Итак, перед нами две принципиально различающиеся структуры - прямоугольная с продольной осью симметрии (линейная) и крещатая с продольной и поперечной осями (близкая к центрической). Надо сказать, что в своей «типологической чистоте» эти структуры представлены весьма небольшим количеством примеров, в основном мы наблюдаем различные варианты их соединения. Существенным дополнением, обогащавшим плановое и объемное решение скандинавских церквей, являются галереи, в ряде случаев огибающие здание со всех сторон.
Высотность североевропейских церквей достигается за счет ярусного построения. При этом также можно выделить два основных приема: членение объема на ярусы только в поперечном направлении и ярусное сужение, как в поперечном, так и в продольном направлениях. Иными словами, в объеме образуются линейные и близкие к центрическим структуры. Последние в свою очередь подразделяются на сужающиеся к центру и перекрещивающиеся с развитыми ветвями.
Поперечно-ярусные прямоугольные в плане постройки повторяют структуру базилик, примером служит церковь в Хёре XII века, 1820 год. Ее основу составляет прямоугольный вытянутый объем с поперечно-ярусным покрытием, завершенный небольшим четвериком со шпилем. Церковь в КаупангереХН, XVII веков отличается от предшествующего храма только тем, что членение на два яруса распространяется и на торцевые стены (восточную и западную). На основе этой несложной структуры строятся наиболее развитые архитектурные решения: количество ярусов увеличивается, в композицию основания включаются боковые пристройки (церковь в ЛумеХП,XVI—XVIII веков). Церковь в БоргундеХП,ХУ1-ХУП веков, так же как и церковь в Хеддале XIII, XVII-XVIII веков, отличается наиболее сложной структурой верха, состоящей из прямоугольных в плане небольших ярусов с различными формами покрытий. В архитектурных решениях мачтовых
церквей преобладают двухскатные и сомкнутые четырехскатные покрытия. Крещатые покрытия по сравнению с ними встречаются реже.
Пример крещатой развитой в высоту постройки представляет церковь в Рингебю XIII,XVII веков, где прием поперечно-ярусного сужения использован на крещатом в плане объеме. Имеются также примеры сочетаний продольных объемов с поперечными сдвинутыми к востоку пристройками, образующими трансепт (церковь в Ваге XII, XVII - XVIII веков).
Скандинавские церкви, имея каркасную конструктивную систему, в целом отличаются расчлененностью объемов. Особенно хорошо это заметно на примерах высоких ярусных построек,таких как церкви вХеддале, Боргунде,Хопперстаде. Изрезанность очертаний плана здесь органично сочетается со сложным многоярусным объемным решением.
Сохранившиеся русские деревянные церкви относятся преимущественно к КУП-ХУШ векам. Редкие объекты восходят к XVI веку и более раннему времени. Основой для всех русских деревянных церквей является сруб, что, так же как и каркас в Скандинавии, налагало особый отпечаток на
архитектурное формообразование. В срубных постройках отчетливее выделяется основной объем, по внешнему облику яснее прочитывается внутренняя структура. В целом архитектурные решения русских церквей, по сравнению с североевропейскими постройками, более разнообразны. Для сопоставления русских церквей со скандинавскими мы сосредоточим внимание на северо-западных, принадлежащих бассейну Балтики землях России.
Если рассматривать архитектуру русских церквей по тому же принципу, что мы рассматривали скандинавские постройки, то по форме плана основного сруба выделяется ряд типов: прямоугольные, восьмигранные, крещатые. Объемные решения, развивавшиеся на основе перечисленных форм планов, чрезвычайно разнообразны, но перечисление их не входит в задачи настоящей статьи. Отметим сразу, что восьмигранные в плане церкви характерны для северовосточных территорий (бассейн Северной Двины), поэтому сейчас мы рассматривать их не будем. Крещатые постройки в русском зодчестве широкого распространения не имели, но в северо-западных областях зафиксированы две подобные
Церковь в Боргунде XII, Х\/1-Х\/11 веков. Фото Л. К.Масиэль Санчеса Церковь в Богородицком. Рисунок из альбома Мейерберга, XVII век
церкви. Объемные решения прямоугольных (квадратных) в плане храмов подразделяются на линейные, развивавшиеся по продольной оси, и симметричные относительно центра, развивавшиеся по вертикали1.
Для сопоставления со скандинавскими постройками нас интересуют главным образом церкви с ярусными завершениями. Наиболее ш и рокое расп ространение они получ ают с XVIII века, однако есть при меры, восходящие и к более раннему времени. Выделяется ряд объектов, основной объем которых состоитиз нескольких убывающих кверху четвериков, что напоминает решения, использовавшиеся в скандинавском зодчестве.
Самый ранний из них-храм Нилово-Столбенской пустыни на озере Селигер конца XVI века, известный по иконописному изображению2. Три его прямоугольных яруса имеют одинаковые крещатые прямоскатные покрытия и завершаются тремя главами. Примерно такова же была церковь в Торжке, изображенная на рисунке Н.Витсена 1664 года3, и Пятницкая
1 Подобная дифференциация основных направлений развития архитектурных решений русских деревянных церквей впервые была предложена В.П.Орфинским в связи с разработкой новой типологической системы деревянного культового зодчества. См.: Орфинский В. П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии // Архитектурное наследство. Вып. 31. И.,198В. С. 17-27; Орфинский В.П., Гришина И.Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004.
2 Максимов П.Н., Воронин H.H. Деревянное зодчество XIII-XVI вв. // История русского искусства. Т. III. М., 1955. С. 280.
церковь Борисоглебского монастыря вСольвычегодскеконца XVI- начала XVII века, известная также по старинному рисунку4. Единственная сохранившаяся до наш их дней постройка, обладающая подобным архитектурным решением, - церковь Иоанна Предтечи Ширкова погоста 1694 года. Типологически близка к представленному ряду объектов и Покровская церковь 1729 года в деревне Турны5. Сходные по структуре постройки, но имеющие меньшее количество ярусов - Богоявленская церковь 1733 года в селе Палтога и Вознесенская церковь 1717 года в селе Сер макса6.
Все перечисленные церкви, различаясь количеством ярусов и формами их покрытий, обладают единой структурой основного храмового столпа: симметричное относительно вертикальной оси построение объемов и одинаковое для всех четырех фасадов решение. Распространение рассмотренных церквей укладывается в пределы бывш их владений Новгорода, хотя датировки объектов относятся ко времени,
3 Кирпичников А. Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николаса Витсена. СПб., 1995. Вклейка. Рис. 6.
4Брайцева О.И. Сольвычегодск концаXVII в.//Архитектурноенаследство. Вып. 24. И., 1975. С. 76-82.
5 Красноречьев Л.Е.Дынта рева Л.Я. Как мера и красота скажут. Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области. Л., 1971. С. 64-65; ШургинИ.Н. Исчезающее наследие. М., 2006. Рис. 8.5.
6 Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 52. Пг., 1914. С. 76.
Церковь в HypeXII века. ФотоЛЯ.Масиэль Санчеса
когда Новгородская земля уже давно стала частью единого Русского государства.
Кроме центрических ярусных завершений, состоящих из четвериков, в русском деревянном зодчестве есть примеры и поперечно-ярусных решений. Одной из разновидностей покрытий клетских церквей являются так называемые каскадные покрытия. На большинстве построек эта особенность выглядит как декоративный прием, выражающийся в делении каждого ската на две или три ступени (высотой обычно 2-3 бревна). Подобных объектов известно немало (Георгиевская церковь 1495 года в селе Юксовичи, Рождества Богородицы 1599 года в деревне Ли ственка и другие). Среди них выделяется Никольская церковь XVII-XVIII веков из деревни Тухоль (в музее «Витославлицы»). Высота стены между скатами составляет семь венцов, отчего завершение церкви выглядит поперечно-ярусным. Еще один пример поперечно-ярусного завершения, но более развитого, состоящего из трех ярусов, представляет церковь в Крестцах по изображению в альбоме Мейерберга XVII века7.
Распространение храмов с каскадными и поперечно-ярусными завершениями охватывает северо-западные об-
7 А, Мейерберг. Виды и бытовые картины России XVII в. СПб,, 1903. Л. 9, Рис. 27.
ласти - территории, составлявшие центральную часть древней Новгородской земли. Первоначально высказывавшееся предположение В.П.Орфинского3 и дальнейшие авторские исследования9убеждают, что каскадные покрытия являются преобразованием поперечно-ярусных завершений, которые, судя по датировкам объектов, должны были существовать в период самостоятельности Новгорода.
Кроме строго симметричных и поперечно-ярусных завершений известны и иные варианты ярусных решений. Подобные постройки мы можем увидеть среди изображений XVII века в альбоме Мейерберга. Например, церковь в Богородицком состоит из прямоугольного покрытого на два ската основного сруба и возвышающегося над ним такого же объема, но меньшей величины10. Церковь в Медном отличалась более сложной структурой, состоящей из двух нижних четвериковыхярусов с двухскатными покрытиями и верхнего восьмерика,покрытого шатром11. Весьма необычный пример
6 Орфинский В.П. Народное деревянное культовое зодчество Русского
Севера: истоки развития // Народное зодчество. Сб. науч. трудов. Петро-
заводск, 1992. С. 44.
9 Бодэ А.Б. Деревянные церкви с каскадными покрытиями. Архитектурные решения, ареалы, аналогии//Архитектурное наследство. Вып. 52. М., 2009. С. 98-114.
10 А. Мейерберг. М<аз. соч. Л. 14. Рис. 43.
11 А. Мейерберг. М<аз. соч. Л. 13. Рис. 41.
Завершение церкви вХопперстаде XII вена. ФотоЛ.К.Масиэль Санчеса
ярусного завершения представляет Никольская церковьXVII века из деревни Мякишево (в музее «Витославлицы»), где ступенчато понижающаяся структура основного сруба, покрытого на дваската, развивается по продольной оси здания. Непривычно для русского зодчества устройство боковых прирубов, сдвинутых к во стоку так, что по плану Никольская церковь напоминает норвежские постройки с вытянутым в длину объемом, трансептом и полукруглой апсидой.
При сравнении русских и скандинавских построек первым обращает на себя внимание внешнее сходство церквей с каскадными покрытиями и базилик. Действительно,структура покрытия тех и других аналогична,однако мы видим и немало различий. Большинство русских церквей с каскадными покрытиями по пропорциям напоминают башни, их основной объем в плане близок к квадрату. Базилики, напротив, вытянуты в длину. К тому же отдельные русские примеры, имеющие трехступенчатое завершение, свидетельствуют о том, что перед нами разные типы зданий.
Ярусные четвериковые завершения деревянных церквей, распространенные в русских северо-западных областях, вполне могут нести отголоски скандинавских влияний. Однако прямых повторений форм североевропейских построек мы здесь не видим. Дошедшие до нас рассмотренные примеры,
если и несут влияния скандинавского зодчества,то в сильно переработанном виде.
Строго симметричное построение основного храмового объема, как видим, свойствен но русским деревянным постройкам. Оди наковому решени ю всех четырех фасадов мы находим аналогию в древнерусском каменном зодчестве. Подобие образу небольшого каменного крестовокупольного храма особенно ярко выражено в архитектуре деревянных четвериковых храмов с крещатыми прямоскатными покрытиями.
Крещатые в плане церкви, будучи относительно редким типом, зафиксированы в различных частях России: на территории нынешней Вологодской области, в Поонежье, в Поморье. Самая ранняя из них в Новгородской области -Успенская церковь из села Передки первой трети XVI века (в музее «Витославлицы»). Другая аналогичная постройка Новгородской области - Пятницкая церковь 1784-1787 годов в селе Пол ищи,хотя эта датировка вызывает сомнение12.
12 Известия... Вып. 34. СПб., 1910. С. 21-22. Все известные деревянные крещатые церкви в России датируются XVI-XVII веками и,очевидно, представляют собой достаточно древний тип храма. Церковь в Полищах - единственная постройка, датируемая концом XVIII века, имеет почти вековой отрыв от аналогичных церквей. Скорее всего, указанная дата фиксирует реконструкцию более ранней постройки.
Никольская церковь XVII-XVIIIвеков из деревни Тухоль в музее «Витославлицы». Фото А.В.Пономорево
Обе церкви имеют прямоскатные крещатые покрытия, над которыми в центре возвышается восьмерик, завершенный шатром.
Сходным архитектурным решением основания обладают представленные выше норвежские церкви вХёре и Увдале. Обратившись к каменному культовому зодчеству стран Балтики, мы видим преобладание линейных решений (базилик и развитых на их основе более сложных композиций). Характерным примером каменного средневекового скандинавского храма является собор в Лунде конца XII века, состоя щи й и з удл и нен но го тр ехнеф но го объема, примы ка ющего к трансепту с полукруглой апсидой13. Правда, встречаются каменные храмы с планом, развитым на основе креста, например церковь в Калунборге1170 года14, но они отличаются значительно более сложной структурой, несопоставимой с простейшими деревянными крещатыми церквями. Среди построек острова Готланд наиболее близка русским храмам церковь Св. Ларса второй четверти XIII века, имеющая ос-
новной объем квадратный в плане с четырьмя внутренними столбами, к которому с четырех сторон примыкают соподчиненные объемы15.
Таким образом, основываясь на аналогиях с каменным зодчеством, можно предполагать, что крещатые в плане постройки и крещатые покрытия в деревянном зодчестве Скандинавии отражают русские влияния.
Предположения о взаимовлияниях в деревянном зодчестве Скандинавии и северо-запада России строить чрезвычайно сложно, поскольку время, когда могли происходить эти явления, ушло в далекое прошлое. Число объектов, сохранившихся или известных по историческим источникам, очень невелико по сравнению с тем количеством, что было построено за истекшее время и оказалось утраченным. Кроме того, очень велик разброс в датировках скандинавских и русских деревянных церквей.
Похоже, что рассмотренные особенности церквей северо-запада России несут отголоски влияний скандинав-
12Архитектура Западной Европы, Средние века// Всеобщая история архитектуры. Т. 4. Л.-М., 1966. С. 595. 14 Там же. С. 583.
15 Там же. С, 597-598; Кудрявцев И. Н. Воздействие русской и византийской культур на искусство и архитектуру Готланда в эпоху Средневековья // Проблемы исследования,реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Меж вуз. сб. Петрозаводск, 1989. С. 111-118.
Никольская церковь из деревин Мякишево середины - второй половиныXVIIвека в музее «Витославлицы». Фото П.8,Степанова
ского зодчества. Нам ориентировочно известны постройки, которые оказывали это влияние, и время, когда оно могло происходить, - период самостоятельности Новгорода. Существенным пробелом являются наши представления об архитектуре древнерусских деревянных церквей, непосредственно воспринимавших североевропейские влияния. Объектов,относящихся ктому времени, в России практически не сохранилось. Судя по деревянным церквям, построенным в основном более двух веков спустя, скандинавские влияния выражались в устройстве ярусных прямоугольных в плане завершений. Причем, как мы рассмотрели, композиции, состоящие из четвериков, могли быть самыми разными.
Задумываясь о возможности русских влияний на скандинавское зодчество, мы сталкиваемся с еще большей проблемой - отсутствием самих построек, распространявших влияния. Нам приходится экстраполировать архитектурные решения, известные по постройкам XVI—XVII веков, на несколько столетий назад. Свои предположения мы строим на основе ареалов рассматриваемых приемов и форм, полагаясь на консервативность и преемственность в развитии русского деревянного зодчества. В поисках дополнительных «точек опор» мы ищем признаки общие и для деревянного, и для каменного русского зодчества. Таким признаком оказывается строго симметричное построение основного объема, отчего
Церковь Иоанна Предтечи 1694 года в деревне Ширково. Фото автора
завершения всех четырех фасадов приобретают одинаковые очертания. Крещатые прямоскатные покрытия (на восемь скатов) составляют одну из особенностей каменной и деревянной архитектуры северо-запада России. Аналогов построек с правильными крестообразными планами и соответствующими покрытиями в каменном зодчестве Скандинавии мы не
Георгиевская церковь 1495 года в селе Юксовичи. Фото П. В. Степанова
Успенская церковь, построенная до 1639 года, из села Перёд к и в музее «Витославлицы». Фото А.В.Пономарева
находим. Отсюда предполагаем, что правильные крещатые формы планов и крещатые покрытия в деревянном зодчестве Скандинавии могли появиться в результате русских влияний.
Изложенные предположения могут послужить рабочими гипотезами для дальнейших исследований. Недостаточность знаний по деревянной архитектуре Скандинавии и России в определенной мере может быть восполнена углубленны ми сопоставлениями известных решений в дереве с особенностями каменного зодчества с целью выявления общих тенденций формообразования. Учитывая характер средневекового мышления и архитектурного творчества, невозможно представить, что в дереве и камне развивались принципиально различные композиции, приемы и формы.
Литература
1. Архитектура Западной Европы. Средние века // Всеобщая история архитектуры. Т. 4. Л.-М., 1966. С. 595.
2. Бодэ А.Б. Деревянные церкви с каскадными покрытиями. Архитектурные решения, ареалы, аналогии // Архитектурное наследство. Вып. 52. М., 2010. С. 98-114.
3. Брайцева О.И. СольвычегодскконцаXVIIв.//Архитектурное наследство. Вып. 24. М., 1975. С. 76-82.
4. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 34. СПб., 1910.
5. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 52. Пг., 1914. С. 76.
6. Кирпичников А.Н. Россия XVII века в рисунках и описаниях голландского путешественника Николаса Витсена. СПб., 1995. Вклейка. Рис. 6.
7. Красноречьев Л.Е., Тынтарева Л.Я. Как мера и красота скажут. Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области. Л., 1971. С. 64-65.
8. Орфинский В.П. Особенности деревянного культового зодчества Карелии // Архитектурное наследство. Вып. 31. М., 1983. С. 17-27.
9. Орфинский В.П., Гришина И.Е. Типология деревянного культового зодчества Русского Севера. Петрозаводск, 2004.
10. Максимов П.Н., Воронин Н.Н. Деревянное зодчество XIII—XVI вв. // История русского искусства. Т. III. М., 1955. С. 280.
11. Шургин И.Н. Исчезающее наследие. М., 2006. Рис. 8.5.
12. Орфинский В.П. Народное деревянное культовое зодчество Русского Севера: истоки развития // Народное зодчество. Сб. науч. трудов. Петрозаводск, 1992. С. 44.
13. Кудрявцев И.Н. Воздействие русской и византийской культур на искусство и архитектуру Готланда в эпоху Средневековья // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1989. С. 111-118.
Literatura
1. Arhitektura zapadnoj Evropy. Srednie veka// Vseobshaja istorija arhitektury. T. 4. L.-M., 1966. S. 595.
2. Bode А.В. Derevjannye cerkvi s kaskadnymi pokrytijami. Arhitekturnye reshenija, arealy, analogii // Arhitekturnoe nasiedstvo. Vyp. 52. M., 2010. S. 98-114.
3. Brajceva O.I. Solvychegodsk koncaXVII v.//Arhitekturnoe nasiedstvo. Vyp. 24. M., 1975. S. 76-82.
4. Izvestija Imperatorskoj arheologicheskoj komissii. Vyp. 34. SPb.,1910.
5. Izvestija Imperatorskoj arheologicheskoj komissii. Vyp. 52. Pg., 1914. S. 76.
6. KirpichnikovA.N. RossijaXVII veka vrisunkahi opisanijah gollandskogo puteshestvennika Nikolasa Vitsena. SPb., 1995. VkLejka. Ris. 6.
7. Krasnorechev L.E., Tyntareva LJa. Как mera i krasota skazhut. Pamjatniki drevnego derevjannogo zodchestva Novgorodskoj oblasti. L., 1971. S. 64-65.
8. Orfinskij V.P. Osobennosti derevjannogo kultovogo zodchestva Karelii // Arhitekturnoe nasiedstvo. Vyp. 31. M., 1983. S. 17-27.
9. Orfinskij V.P., Grishina I.E. Tipologija derevjannogo kultovogo zodchestva Russkogo Severa. Petrozavodsk, 2004.
10. Maksimov P.N., Voronin N.N. Derevjannoe zodchestvo XIII—XVI vv. // Istorija russkogo iskusstva. Т. III. M., 1955. S. 280.
11. Shurgin I.N. Ischezajushee nasledie. M., 2006. Ris. 8.5.
12. Orfinskij V.P. Narodnoe derevjannoe kultovoe zodchestvo Russkogo Severa: istoki razvitija // Narodnoe zodchestvo. Sb. nauch. trudov. Petrozavodsk, 1992. S. 44.
13. KudrjavcevI.N. Vozdejstvie russkoj i vizantijskoj kultur na iskusstvo i arhitekturu Gotlanda v jepohu Srednevekovja // Problemy issledovanija, restavracii i ispolzovanija arhitekturnogo nasledija Russkogo Severa. Mezhvuzovskii sbornik. Petrozavodsk, 1989. S. 111-118.
Comparison of Wooden Church Architecture of Scandinavia and the North-West Region of Russia. By A. B. Bode
The article is dedicated to the comparison within North European wooden architecture. Similarities and differences are analyzed in the architecture of Scandinavian and Russian wooden churches. Square plan stepped tops and cascading roofs look similar in the churches of North Europe. Symmetrically crossing main volumes of Norwegian churches resemble the decisions realized in Russian churches. Although the conclusions given in the article are purely theoretical, they are based on the study of forms and their comparative-typological analysis.
Ключееыеслова: русское деревянное зодчество, деревянные церкви Скандинавии, взаимовлияния, местные традиции.
Key words: Russian wooden architecture, wooden churches of Scandinavia, interaction, local traditions.