Научная статья на тему 'Деревянные храмы с каскадными покрытиями как отголосок архитектурных традиций Новгородской земли'

Деревянные храмы с каскадными покрытиями как отголосок архитектурных традиций Новгородской земли Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
394
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
РУССКИЙ СЕВЕР / RUSSIAN NORTH / АРХИТЕКТУРА ДЕРЕВЯННЫХ ХРАМОВ / ARCHITECTURE OF THE WOODEN TEMPLES / КАСКАДНЫЕ ПОКРЫТИЯ / CASCADE ROOFING / АРЕАЛЫ / AREAS / ОТГОЛОСКИ НОВГОРОДСКИХ ТРАДИЦИЙ / REVERBERATIONS OF NOVGOROD TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бодэ А. Б.

В архитектуре деревянных храмов северо-запада России выявлены отголоски древних новгородских традиций. Проанализированы их ареалы, направления распространения, эволюция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The reverberation of Novgorod ancient traditions are discovered in the architecture of the wooden temples in Russian north-west regions. Their location, expansion and evolution are analyzed.

Текст научной работы на тему «Деревянные храмы с каскадными покрытиями как отголосок архитектурных традиций Новгородской земли»

ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ С КАСКАДНЫМИ ПОКРЫТИЯМИ КАК ОТГОЛОСОК АРХИТЕКТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НОВГОРОДСКОЙ ЗЕМЛИ

WOODEN TEMPLES WITH CASCADE ROOFING AS ECHO OF ARCHITECTURAL TRADITIONS OF NOVGORODSKAYA LAND

А.Б. Бодэ ГОУ ВПО МГСУ

В архитектуре деревянных храмов северо-запада России выявлены отголоски древних новгородских традиций. Проанализированы их ареалы, направления распространения, эволюция.

The reverberation of Novgorod ancient traditions are discovered in the architecture of the wooden temples in Russian north-west regions. Their location, expansion and evolution are analyzed.

Вопрос о возможности выявления в деревянном зодчестве Севера древних традиций, связанных с основными направлениями освоения и заселения региона, долгое время оставался вне сферы внимания исследователей. Ареальные исследования освоения Севера и распространения русской культуры проводились в рамках различных научных дисциплин. Применительно к деревянному культовому зодчеству выявление древних новгородских и пришедших им на смену московских традиций - тема новая, в последние годы затронутая лишь в нескольких отдельных публикациях.

Культура Русского Севера по своим истокам неоднородна, поскольку регион осваивался и заселялся выходцами из разных земель. Собственно два основных колонизационных потока - новгородский и ростовский (позднее московский) и определяют две основные составляющие, формировавшие культуру региона в период его освоения. Консерватизм народной культуры, многообразие и устойчивость местных архитектурных особенностей заставляют искать в деревянном зодчестве Севера отголоски древних новгородских и московских традиций.

В настоящей статье рассматривается одна из особенностей деревянных церквей северо-западных областей, как отголосок традиций древнего Новгорода. Это каскадные покрытия, состоящие из нескольких скатов, расположенных один над другим. Они использовались как на основных срубах церквей и часовен, так и на соподчиненных объемах - прирубах.

Георгиевская церковь в селе Юксовичи Ленинградской области датируется 1495 г. Самая яркая отличительная особенность храма - вытянутые вверх пропорции. Все три объёма имеют каскадные покрытия. На центральном срубе оно состоит из трех скатов, на прирубах - из двух. Георгиевская церковь, безусловно, самый яркий образец постройки с каскадными покрытиями, архитектурное решение которой демонстрирует весь диапазон применения исследуемой формы. Утраченная Георгиевская церковь в селе Шеменском 1522 г. и Никольская церковь Ребовского погоста Тихвинского уезда,

датируемая 1523 г., известны по старым фотографиям и чертежам, на основании которых, и при сопоставлении с аналогичными постройками, с большой долей вероятности можно предполагать, что и эти церкви имели ступенчатые покрытия.

Рис.1. Георгиевская церковь 1495 г. в селе Юксовичи Ленинградской области - самый древний известный деревянный храм с каскадными покрытиями. Фото П.В. Степанова

Рис.2. Церковь Рождества Богородицы 1599 г. в деревне Лиственка Ленинградской области - пример небольшой постройки с каскадными покрытиями. Фото П.В. Степанова

Церковь Рождества Богородицы в деревне Лиственка Ленинградской области была построена в 1599 г. [3, с. 237-238]. Основной сруб и алтарный прируб завершаются слабо выраженными повалами и каскадными покрытиями. В отличие от церкви в Юк-совичах здесь уклон кровли значительно более пологий. Так же контрастно соотношение верхнего и нижнего скатов. Церковь в Лиственке представляет собой пример использования каскадного покрытия на очень небольшой по масштабу постройке.

Никольская церковь в селе Ковда Мурманской области достоверно определённой датировки не имеет. Есть разные предположения о времени ее постройки: в конце XVI в., в конце XVII - начале XVIII вв. [2, с. 235, 260; 7, с. 18-20]. Каскадное покрытие на основном срубе очень своеобразно. Оба ската примерно равны по величине, и нижний скат чуть круче верхнего, что не отмечено ни на одном известном объекте.

Следы ступенчатого покрытия алтаря обнаружены на Варваринской церкви середины XVII в. в деревне Яндомозеро Республики Карелия [1, с. 81-94]. Самая необычная из рассматриваемых построек - Никольская церковь конца XVII в. из деревни Ту-холь Новгородской области, ныне перевезённая в музей под открытым небом «Вито-славлицы» близ Новгорода. Завершение центрального сруба напоминает каскадное, но с тем отличием, что промежуток стены между скатами составляет семь венцов. При такой высоте ступени и заметной разницей в уклоне скаты выглядят уже отдельными формами, а само завершение может претендовать на ярусную структуру.

Пример использования приёма поперечно-ярусного членения сруба представляет церковь Рождества Богородицы 1701 г. в селе Рышево Новгородской области [4, с. 43]. Основной четверик примерно на двух третях своей высоты сужался в поперечном

направлении, образуя ступень, покрытую пологими полицами. Завершением церкви служило высокое восьмискатное покрытие с пятиглавием. Таким образом, структура

основного храмового центрическое решения.

столпа Рышевской церкви сочетала ярусное линейное и

Рис.3. Никольская церковь XVI - XVIII вв. в селе Ковда Мурманской области наиболее удалена от Новгорода и обладает наиболее необычным архитектурным решением верха. Фото П.В. Степанова

Рис.4. Церковь в селе Крестцы. Подобные

трехъярусные поперечно-уступчатые завершения, , предшествовали каскадным покрытиям. По книге: Мейерберг А. Виды и бытовые картины России XVII в. СПб., 1903.

Несколько деревянных церквей с покрытиями, напоминающими каскадные, можно увидеть в альбоме А. Мейерберга (1661 г.). Например, церковь в Крестцах изображена с тремя каскадами, промежутки стен между скатами настолько велики, что завершение определённо выглядит ярусным поперечно-уступчатым. Ступенчатые покрытия нарисованы на церквях в Печорах в Дубровне и Понедельском монастыре [5, рис. 4, 12, 22, 27].

Кроме церквей с каскадными покрытиями известны четыре аналогичные часовни на территории Карелии. Это часовня Михаила Архангела второй половиной XVII в. из заонежской деревни Лёликозеро, перевезенная в музей «Кижи». К середине XVII в. относят Ильинскую часовню в деревне Суйсари. Среди них также часовни Зосимы и Савватия 1717 г. в деревне Загубье и Троицы и Дмитрия Солунского 1753 г. в деревне Селецкое.

Каскадные покрытия использовались также на соподчиненных объёмах церквей. Самая ранняя из подобных церквей - Успенская 1595 г. из села Курицко Новгородской области, перевезённая в музей «Витославлицы». Памятник неоднократно перестраивался, но опредёленно древнейшими и не изменившимися частями постройки являются основной четверик и алтарный прируб. Каскадное покрытие алтаря невысокое, нижние скаты короткие и более пологие.

Ильинская церковь в селе Самино Вологодской области датируется 1692 г. Это шатровый храм с основанием в виде восьмерика на четверике, отличающийся вытянутыми вверх пропорциями. Самый необычный пример использования каскадных покрытий представляет Покровская церковь 1731 г. из села Старые Ключищи Нижегородской области, перевезённая в нижегородский музей деревянного зодчества. Это ярусный храм, какие нередко строились в XVIII в. в центральных землях России. Каскадное покрытие устроено на трапезной.

Расположение практически всех известных построек с каскадными покрытиями тяготеет к северо-западу России. Нанесенные на географическую карту, они образуют несколько групп. Самая большая из них окружает Новгород. Другая охватывает По-свирье и земли, прилегающие к южной части Онежского озера. Третья группа расположена в Заонежье.

Рис.5. Никольская церковь конца XVII в. из деревни Тухоль Новгородской области в музее «Витославлицы».

Каскадное покрытие, напоминающим ярусное завершение. Фото П.В.

Степанова

Рис.6. Часовня Михаила Архангела XVII в. из заонежской деревни Лёликозеро, перевезённая в музей «Кижи», - самый ранний пример часовни с каскадным покрытием. Фото П.В. Степанова

Рис.7. Ильинская церковь 1692

- 1702 гг. в селе Самино Вологодской области - пример использования каскадного покрытия на алтарном прирубе. Фото П.В. Степанова

Общим для большинства рассматриваемых объектов является то, что они расположены в непосредственной близости от Новгорода или на территориях, в прошлом имевших с ним удобное и оживленное сообщение. Все эти объекты связаны единой системой - реками бассейна Балтийского моря. Их расположение в общих чертах соответствует направлению основного торгового пути, связывавшего в XII - XV вв. Новгород с его северными владениями. За волоками относительно Новгорода постройки с каскадными покрытиями почти не встречаются. Исходя из этого, можно предполагать, что каскадные покрытия, имея распространение на территориях, составляющих основную часть Новгородской земли, относятся к традициям, наиболее давно здесь укоренившимся.

Обратим внимание на различия в устройстве каскадных покрытий в зависимости от местоположения объектов относительно Новгорода. В целом преобладающее количество примеров из числа рассмотренных объектов представляют постройки с каскадным покрытием над молитвенным помещением. К ним относятся девять объектов, по сравнению с семью примерами использования каскадных покрытий на соподчинённых объёмах. Большинство рассмотренных церквей, сгруппированных вокруг Новгорода, отличаются каскадным покрытием на основном объёме, и лишь одна из них имеет каскадное покрытие прируба. В Посвирье и в Обонежье соотношение между использованием каскадных покрытий на основном или соподчинённом объёме меняется в

пользу последних. Отсюда видим, что композиционная роль каскадных покрытий в архитектурном решении построек, приближенных к бывшему центру Новгородской земли, значительнее по сравнению с объектами на более удалённых территориях.

Наиболее развитые - трехкаскадные решения известны только на двух объектах (церкви в Юксовичах и Крестцах). Эти постройки прилегают к основным путям, ведущим в Заволочье и среднерусские земли. Если рассматриваемые объекты сопоставить между собой по высоте между скатами покрытия, заметно, что храмы, где этот промежуток наиболее велик, приближены к Новгороду (церкви в Тухоле и Крестцах). То есть, здесь поперечно-ярусные решения, по-видимому, были наиболее распространены.

Относительно соотношений величин скатов и их уклонов, рассмотрев все известные объекты, можно сделать вывод, что для каскадных покрытий наиболее характерно преобладание по величине верхних скатов и их чуть более крутой уклон по сравнению с нижними. Также широко распространено параллельное расположение скатов. Исключение составляет церковь в Ковде, где верхние скаты наоборот более пологи. Отметим, что церковь в Ковде относится к одним из самых удалённых от Новгорода объектов, и ее нетипичное для каскадных покрытий решение логично отвечает предположению о распространении данной традиции из центральной части Новгородской земли.

Рассмотренный ряд объектов позволяет ориентировочно определить время распространения каскадных покрытий, но наиболее отчётливо - завершающий этап. Самое раннее свидетельство о существовании каскадных покрытий, как мы видим, относится к концу XV в. Другие примеры использования каскадных покрытий на основных срубах датируются XVI - XVII вв. К этому времени относятся и почти все известные постройки с каскадными покрытиями на соподчиненных объёмах. Конец XVII в. является рубежом, после которого возведение каскадных покрытий становится редкостью. Угасание традиций прослеживается на примерах сочетания продольно-ярусного членения основного сруба с иными типами завершений (церкви в Рышево 1700 г. ив Новоселках 1743 г.). Если в архитектуре первой постройки этот прием выражен ясно, то во втором случае он угадывается с трудом. Использование каскадных покрытий на основных объемах церквей после XVII в. не встречается вообще, а на соподчинённых объёмах представлено единственным, как уже отмечалось, весьма необычным примером (церковь в Старых Ключищах). Каскадные покрытия наиболее долго продолжали применяться в архитектурном решении заонежских часовен (в деревнях Загубье в Се-лецком). Особую устойчивость древних традиций в Заонежье разные исследователи связывают с этническим самовыражением русских, контактировавших с соседствующими народностями [6, с. 17-23]. Таким образом, объекты первой половины XVIII в. отчетливо иллюстрируют исчезновение каскадных покрытий.

Необходимо отметить, что для общего развития деревянного зодчества Севера исчезновение каких-либо форм на рубеже XVII - XVIII вв. не характерно. В XVIII в. здесь продолжают развиваться выработанные ранее традиционные для дерева архитектурные решения. Упадок традиций и радикальные архитектурные трансформации наступают позже - на рубеже XVIII - XIX вв. Поэтому, исчезновение каскадных покрытий в деревянном зодчестве не может быть сопоставлено с общим процессом исчезновения традиционных для дерева приёмов и форм и имеет иные причины. Время постройки церкви в Юксовичах (конец XV в.) близко к периоду новгородского владычества. Но была ли она одним из первых примеров использования каскадных покрытий, или данный приём к тому времени уже имел широкое распространение?

1/2011 ВЕСТНИК _У2011_МГСУ

Если вернуться к местоположению объектов, мы видим их очень сильный разброс. Например, между Лиственкой и Ковдой, если следовать древними водными путями около 1000 км, а расстояния между Печорами и Ковдой приближается к 1500 км. Причем, прямых водных сообщений между этими населенными пунктами нет. Очевидно, что для столь широкого распространения традиции должно было пройти не мало времени.

Для сравнения: возведение ярусных многоглавых церквей, начавшееся храмами Вытегорского и Кижского погостов, в течение XVIII в. распространилось на сравнительно небольшой территории южного и западного Обонежья, но так и не вышло за пределы единой акватории. Традиция строительства церквей с кубоватыми завершениями, известная по наиболее ранним поморским постройкам второй половины XVII в., в следующем столетии распространилась по всей Онеге вплоть до верховьев и несколько вышло за пределы бассейна Онеги. Но даже за полтора столетия ареал распространения кубоватых церквей не достиг величины ареала распространения каскадных покрытий.

Значительное рассредоточение объектов в сочетании с их малочисленностью само по себе наводит на мысль о древности рассматриваемой традиции. Широкое распространение каскадных покрытий в конце XVI в., примерами чего церкви в Курицко, Лиственке, Ковде, позволяет предполагать, что эти формы были хорошо известны и в предшествовавшем столетии, и церковь в Юксовичах не была единственной. Для распространения каскадных покрытий на столь дальнее расстояние, несомненно, нужны были влиятельные образцы, устойчиво существовавшие в течение длительного времени. Таковыми могли быть церкви Новгорода и центральной части Новгородской земли.

Литература

1. Вахрамеев Е.В. Новые исследования Варваринской церкви в д. Яндомозеро Карельской АССР // Проблемы исследования, реставрации и использования архитектурного наследия Русского Севера. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1988. С. 81-94

2. Вахрамеев Е.В. Концепция реставрации архитектурного комплекса в поморском селе Ковда // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1999. С. 249-264

3. Коляда М.И. Реставрация церкви Рождества Богородицы в деревне Лиственка // Народное зодчество. Межвузовский сборник. Петрозаводск, 1998. С. 235-247

4. Красноречьев Л.Е. Исследование и реставрация памятников деревянного зодчества. По опыту работ в Новгородской области. С.-Петербург, Дмитрий Буланин, 1999

5. Мейерберг А. Виды и бытовые картины России XVII в. СПб., 1903

6. Орфинский В.П. Отголоски храмостроительных традиций Древнего Новгорода на восточной периферии бывшей Новгородской земли (XVI - XIX вв.) // Православие в Карелии: материалы 2-й научной конференции. Петрозаводск, 2003. С. 17-23

7. Шургин И.Н. Исчезающее наследие. М., Совпадение, 2006

The literature

1. Vakhrameev E.V. New research Varvarinskaya church in village Yandomozero Karelian ASSR // Problems of investigation, restoration and usage architectural heritage of the Russian North. Collection of scientific works. Petrozavodsk, 1988. P. 81-94

2. Vakhrameev E.V. Conception of restoration architectural complex in settlement Kovda // Folk architecture. Collection of scientific works. Petrozavodsk, 1999. P. 249-264

3. Kolyada M.I. Restoration Rozchdestva Bogoroditsy church in village Listvenka // Folk architecture. Collection of scientific works. Petrozavodsk, 1998. P. 235-247

4. Krasnorechiev L.E. Investigation and restoration monuments of wooden architecture. Experience of works in Novgorod region. S.- Petersburg, Dmitry Bulanin, 1999

5. Meyerberg A. Views and living pictures of Russia XVII century. S.-Petersburg, 1903

6. Orfinskiy V.P. Reverberation of ancient Novgorod temple building traditions in the east periphery of former Novgorod Land (XVI - XIX c.) // Hhe Orthodoxy in Karelia: materials of 2-nd scientific conference. Petrozavodsk, 2003. P. 17-23

7. Shurgin I.N. Disappear heritage. M., 2006

Ключевые слова: Русский Север, архитектура деревянных храмов, каскадные покрытия, ареалы, отголоски новгородских традиций,

Keywords: Russian North, architecture of the wooden temples, cascade roofing, areas, reverberations of Novgorod traditions

Рецензент: B.H. Ткачев. доктор архитектуры, профессор, Международный славянский институт (МСИ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.