УДК 376
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
© 2020 Л. А. Тишина1, А. А. Агаркова2
1канд. пед. наук, доцент,
заведующий кафедрой «Специальное дефектологическое образование»
e-mail: tishinala@mgppu.ru 2магистрант 1 курса, направление подготовки 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование, магистерская программа «Организация коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речевого развития» e-mail: annaagarkova97@ mail. ru
Московский государственный психолого-педагогический университет
В последнее время в нашей стране возрастает количество детей, испытывающих трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития или общим недоразвитием речи. В нашем исследовании представлен сопоставительный анализ специфических проявлений в развитии лексико-семантической стороны речи у детей при первичном речевом и познавательном развитии, а также рассматриваются характерные особенности формирования словарного запаса у младших школьников с системным недоразвитием речи. Значительное внимание уделяется обработке результатов, полученных после проведения ассоциативного эксперимента с учащимися младших классов. Основное содержание исследования составляет анализ слов-реакций младших школьников. Анализ полученных результатов позволил выявить вариативные нарушения в формировании смысловых ассоциаций у детей младшего школьного возраста с системным недоразвитием речи.
Ключевые слова: словарный запас, младшие школьники, задержка психического развития, общее недоразвитие речи, ассоциативный эксперимент, когнитивные нарушения, речевые нарушения.
Важную роль в психическом развитии человека играет речь. Широко известно, что чем богаче и правильнее речь, тем легче выражать свои мысли и чувства, тем шире возможности в познании окружающей действительности, тем активнее осуществляется психическое развитие ребенка.
Словарь - важный компонент речевого развития. Важным условием умственного развития является овладение словарем, так как это во многом обеспечивает систему накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития мышления. У детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наблюдаются трудности формирования лексико-семантической системы родного языка. В связи с этим у обучающихся отмечаются коммуникативные, познавательные, интеллектуальные нарушения развития, что оказывает негативное влияние на возможности и способности к обучению ребенка.
С каждым годом школьное образование модернизируется, учебный материал усложняется, специфичней становится его подача и способы изложения. Среди всех компонентов речевой системы важную роль играют объем и качество словарного запаса. В процессе учебной деятельности учащиеся с ОВЗ сталкиваются с трудностями в освоении учебных предметов, учебных понятий, терминологической лексики,
трудностями в освоении новых форм речи - повествования и рассуждения, поэтому своевременное расширение и активизация словарного запаса младших школьников с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР или ОНР, обеспечивают успешность обучения детей в школе.
Изучением проблемы формирования словарного запаса у учащихся с системным недоразвитием речи занимались Ж.В. Антипова, Г.В Бабина, Н.Ю. Борякова, В.П. Глухов, С.В. Зорина, Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, Л.Ф. Спирова, Л.А. Тишина, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.
Актуальность исследования обусловлена поиском методов и приёмов коррекционно-развивающего обучения, обеспечивающих эффективность усвоения представлений о значении слова младшими школьниками с ОВЗ, поскольку контекстность использования слова напрямую зависит от особенностей мышления и неразрывно связана с процессами восприятия и памяти.
С целью изучения особенностей формирования словарного запаса у младших школьников на базе трех образовательных школ города Москвы был проведен констатирующий эксперимент. В нем приняли участие 30 детей восьми-девяти лет, из них 10 детей с ЗПР, которые составили ЭГ-1; 10 детей с ОНР (III уровень речевого развития) составили ЭГ-2; 10 детей с нормотипичным речевым и психическим развитием, составившие группу сопоставительного анализа (ГСА).
Для оценки качества формирования словарного запаса был предложен «свободный» ассоциативный эксперимент, что подразумевает отсутствие возможных ограничений на словесные реакции. Анализ результатов обрабатывался в количественном и качественном отношении.
Первый этап количественного анализа показал разницу между объемом предъявленных слов-стимулов и объемом полученных слов-реакций. Самое минимальное количество слов-реакций было зафиксировано в протоколах группы детей с ОНР. На следующем этапе проводился количественный анализ, который включал подсчет синтагматических и парадигматических ассоциаций в каждой из групп школьников (см. табл. 1).
Таблица 1
Сравнительная характеристика синтагматических и парадигматических _ассоциаций в группах младших школьников (в %)_
Группы детей Синтагмы Парадигмы
ЭГ-1 (ЗПР) 32,4 67,6
ЭГ-2 (ОНР) 30,8 69,2
ГСА 13,6 86,4
У детей каждой из групп преобладают парадигматические ассоциации. Однако у младших школьников с ЗПР и ОНР в словаре наблюдается значительное количество синтагматических видов ассоциативных связей. Это подразумевает, что смысловые связи преобладают у учащихся ГСА, а у их сверстников в ЭГ-1 и ЭГ-2 такие связи ограничены.
Далее был произведен качественный анализ смысловых видов ассоциаций (см. табл. 2).
Тишина Л. А., Агаркова А. А. Сопоставительный анализ особенностей формирования словарного запаса у младших школьников с системным недоразвитием речи
Таблица 2
Сравнительная характеристика частоты подбора разных видов ассоциаций _к словам-стимулам_
Группы Вид ассоциаций ЭГ-1 (ЗПР) ЭГ-2 (ОНР) ГСА (Норма)
Количество % Количество % Количество %
Синонимы 10 10,6 11 9,1 22 11,8
Антонимы 38 40,4 49 40,8 99 53,5
Часть - целое 6 6,3 9 7,6 4 2,3
Перенос значения 40 42,7 51 42,5 60 32,4
Всего 94 100 120 100 185 100
Важнейшим из этапов анализа полученных результатов и дальнейшей их интерпретации является построение схем семантических полей (рис.).
Схемы семантических полей ЭГ-1(ЗПР), ЭГ-2 (ОНР), ГСА
Наличие незначительного ядра на семантическом поле, которое наблюдается в ЭГ-1, говорит о том, что у обучающихся с ЗПР словарь синонимов на уровне разных частей речи практически не соответствует даже низкой возрастной норме. Парадигматические ассоциации, которые определяют смысловое поле значений (ядро и первая периферия), развиты слабо. У детей с ЗПР преобладает синтагматический тип ассоциаций, который лежит в основе второй периферии, представлен в большей мере случайными и ситуативными ассоциациями. На основе анализа данных, представленных на схеме семантического поля, можно сделать вывод о том, что у младших школьников с ЗПР в силу низкой познавательной активности, трудностей
актуализации словарного запаса, выходящего за рамки бытовой ситуации, словарный запас оказывается практически не сформирован.
В структуре семантического поля обучающихся с ОНР качественно выделяется ядро, что свидетельствует о становлении процессов понимания семантической принадлежности слова, обработки вербальной информации, её контекстной интерпретации, понимании причинно-следственных связей и о сложных логико-грамматических конструкциях. Малый объем второй периферии свидетельствует в большей степени о логическом способе выбора слова, чем о рассматривании его в рамках случайных связей. Интерпретация данных, представленных на схеме семантического поля обучающихся с ОНР, наглядно доказывает специфичность и характерологические особенности формирования словарного запаса у детей с первичной речевой патологией в отличие от учащихся с доминирующими нарушениями познавательного развития.
Однако, ориентируясь на результаты в ГСА, мы утвердительно можем констатировать тот факт, что, обучаясь по одним и тем же программам, ни младшие школьники с ОНР (ЭГ-2), ни учащиеся с ЗПР (ЭГ-1) не достигают уровня возрастной нормы, что сказывается не только на развитии вербализованной речевой деятельности, но и на усвоении учебного материала, требующего от ребенка именно высокого качественного уровня словарного запаса.
Анализ полученных результатов позволил сформулировать следующие выводы.
• Во-первых, у детей с ЗПР и обучающихся с ОНР в количественном отношении в рамках формирования смысловых отношений словарный запас не соответствует соответствующим показателям сверстников с нормальным речевым развитием.
• Во-вторых, у учащихся с ЗПР недостаточно развит словарь синонимов и антонимов на уровне разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие), что существенно тормозит процесс усвоения не только базовых научных, но и социально-бытовых понятий.
В заключение необходимо отметить, что специфичность процесса поиска, актуализации и верификации лексических дефиниций требует разработки персонифицированных подходов к формированию словарного запаса учащихся с ЗПР и ОНР, особенно в условиях инклюзивного образования, что в значительной мере позволит обеспечить эффективность усвоения предметного материала.
Библиографический список
Борякова Н.Ю., Матросова Т.А. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития. М.: Изд. В. Секачев, 2010. 51 с.
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. М.: ACT: Астрель, 2005. 351 с.
Тишина Л.А. Овладение учебной лексикой школьниками с нарушениями речи в процессе работы с текстом (на уроках природоведения): дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2005. 196 с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. М.: Дрофа, 2010. 189 с.