Научная статья на тему 'СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ОБЛАСТИ, ТАРГЕТИРУЕМЫХ ТОПОНИМИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ-СТИМУЛАМИ, В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ'

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ОБЛАСТИ, ТАРГЕТИРУЕМЫХ ТОПОНИМИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ-СТИМУЛАМИ, В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ИМАЖИНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОНОМАСТИКА / ТОПОНИМИКА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каменева Вероника Александровна, Морозова Ирина Станиславовна, Коломиец Светлана Вячеславовна, Варакина Таисия Евгеньевна

Цель. Сопоставление образов области, актуализируемых топонимическими синонимами-стимулами Кузбасс и Кемеровская область в языковом сознании молодёжи.Процедура и методы. Материалом исследования послужили 723 ассоциации, полученные в ходе проведения направленного цепочечного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 100 студентов Кемеровского государственного университета.Результаты. Выявлена унификация одного периферийного и нескольких ядерных тематических секторов ассоциативных полей, сформированных на основе реакций на топонимические синонимы-стимулы Кузбасс и Кемеровская область.Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие психолингвистических исследований, затрагивая вопросы вариативности стимулов. Теоретическая ценность обусловлена выявлением изменений ассоциаций, таргетируемых топонимами при изменении или объединении последних, как в случае с наименованием Кемеровской области, ставшей официально Кемеровской областью - Кузбассом 3 года назад.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF IMAGES OF THE REGION IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF STUDENTS, TARGETED BY TOPONYMIC SYNONYMS AS STIMULI

Aim. To compare the images of the region, actualized by toponymic stimulus synonyms “Kuzbass” and “Kemerovo region” in the language consciousness of young people.Methodology. The material of the study includes 723 associations obtained within the directed chain associative experiment, in which 100 students of Kemerovo State University participated.Results. The unification of one peripheral and several nuclear thematic sectors of associative fields based on reactions to toponymic stimulus synonyms “Kuzbass” and “Kemerovo region” was revealed.Research implications. The results of the study make a certain contribution to the development of psycholinguistic direction of research, touching upon the issues of stimulus variability. The theoretical value of the research stems from the identifying changes in the associations targeted by toponyms that were changed or merged, as in the case of Kemerovo region that was re-named officially as Kemerovo Oblast - Kuzbass three years ago.

Текст научной работы на тему «СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ОБЛАСТИ, ТАРГЕТИРУЕМЫХ ТОПОНИМИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ-СТИМУЛАМИ, В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 811

Каменева В. А., Морозова И. С., Коломиец С. В., Варакина Т. Е.

Кемеровский государственный университет

650000, Кемеровская обл. - Кузбасс, г. Кемерово, ул. Красная, д. 6, Российская Федерация

СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ОБЛАСТИ, ТАРГЕТИРУЕМЫХ ТОПОНИМИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ-СТИМУЛАМИ, В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ

АННОТАЦИЯ

Цель. Сопоставление образов области, актуализируемых топонимическими синонимами-стимулами Кузбасс и Кемеровская область в языковом сознании молодёжи.

Процедура и методы. Материалом исследования послужили 723 ассоциации, полученные в ходе проведения направленного цепочечного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 100 студентов Кемеровского государственного университета.

Результаты. Выявлена унификация одного периферийного и нескольких ядерных тематических секторов ассоциативных полей, сформированных на основе реакций на топонимические синонимы-стимулы Кузбасс и Кемеровская область. Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие психолингвистических исследований, затрагивая вопросы вариативности стимулов. Теоретическая ценность обусловлена выявлением изменений ассоциаций, тар-гетируемых топонимами при изменении или объединении последних, как в случае с наименованием Кемеровской области, ставшей официально Кемеровской областью - Кузбассом 3 года назад.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

I

ассоциативный эксперимент, имажинальная география, ономастика, топонимика, языковое сознание

СТРУКТУРА

Введение

Методы и материалы

Ассоциативное поле на слово-стимул Кузбасс Ассоциативное поле на слово-стимул Кемеровская область Заключение

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

V. Kameneva, I. Morozova, S. Kolomiets, T. Varakina

Kemerovo State University

ul. Krasnaya 6, Kemerovo 650000, Kemerovo region - Kuzbass, Russian Federation

COMPARATIVE ANALYSIS OF IMAGES OF THE REGION IN THE LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF STUDENTS, TARGETED BY TOPONYMIC SYNONYMS AS STIMULI

ABSTRACT

Aim. To compare the images of the region, actualized by toponymic stimulus synonyms "Kuzbass" and "Kemerovo region" in the language consciousness of young people. Methodology. The material of the study includes 723 associations obtained within the directed chain associative experiment, in which 100 students of Kemerovo State University participated.

Results. The unification of one peripheral and several nuclear thematic sectors of associative fields based on reactions to toponymic stimulus synonyms "Kuzbass" and "Kemerovo region" was revealed.

Research implications. The results of the study make a certain contribution to the development of psycholinguistic direction of research, touching upon the issues of stimulus variability. The theoretical value of the research stems from the identifying changes in the associations targeted by toponyms that were changed or merged, as in the case of Kemerovo region that was re-named officially as Kemerovo Oblast - Kuzbass three years ago.

KEYWORDS

I

associative experiment, image geography, onomastics, toponymy, linguistic consciousness

ВВЕДЕНИЕ

С расцветом имажинальной географии стали актуальными междисциплинарные исследования имиджа городов, областей, регионов и стран [1; 9-11; 13-15; 17; 19]. Многочисленные работы посвящены анализу роли СМИ в формировании определённого образа территорий [3; 16; 18]. Ряд исследований нацелен на выявление оценочной составляющей в имидже определённой территории, например [11]. Исследователи обращаются к различным составляющим имиджа территорий и их восприятию различными категориями людей. Кемеровская область не стала исключением. Например, И. В. Савельева рассматривает образ Кемеровской области, который сложился у туристов [12], а Н. В. Мельник и Ю. А. Макрушина - у школьников [7]. О. Н. Кондратьева и |= Т. И. Фролова анализируют имидж Кузбасса, сложившийся в обыденном языковом сознании жителей области [6]. Д. М. Герасимчук и Н. В. Мельник сопоставляют образы Кузбасса в восприятии жителей Кемеровской области и других регионов страны [2]. Значимы и работы по выявлению образа Кузбасса у пред-

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

ставителей малых коренных народов России. Так, Н. В. Мельник и Е. Е. Язева обращаются к сочинениям школьников-телеутов о родном крае [8].

Выбор стимулов Кузбасс и Кемеровская область не случаен. Кузбасс (Кузнецкий угольный бассейн) - название одного из самых крупных в стране месторождений каменного угля, расположенного в пределах Кемеровской области. Тем не менее топоним Кузбасс наряду с топонимом Кемеровская область на протяжении длительного времени использовался жителями для номинирования именно административно-территориальной единицы Российской Федерации. Как пишет Я. А. Дударева, «первичным топонимом является Кузбасс, появление которого относится к середине XIX века, топоним Кемеровская область представляет собой вторичное наименование, относящееся примерно к середине XX века» [4, с. 181]. Указ Президента Российской Федерации от 27 марта 2019 г. об утверждении нового наименования области «Кемеровская область - Кузбасс» объединил оба топонима. По утверждению исследователей, «закрепление в Конституции РФ и Уставе Кемеровской области слова "Кузбасс'; как второго названия региона, не вызвало никаких противоречий, и, собственно, представляло собой законодательное оформление существующей практики использования слова Кузбасс в качестве синонима Кемеровской области» [5, с. 69]. Новое название Кемеровской области используется уже 3 года. Предполагается, что за данный период ассоциации, вызываемые топонимами Кузбасс и Кемеровская область, должны были унифицироваться. Актуальным вопросом стало сравнение образов области, вызываемых топонимами Кузбасс и Кемеровская область, в языковом сознании студентов.

МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ Исследование проведено с привлечением понятийно-терминологического аппарата и методов психолингвистики, а также таких общенаучных методов, как синтез, анализ и сравнение.

Алгоритм исследования включал: формирование репрезентативной выборки фактологического материала методом направленного психолингвистического цепочечного эксперимента; составление ассоциативных полей, актуализированных стимулами Кузбасс и Кемеровская область, представляющими собой топонимические синонимы; обработку полученных данных.

В эксперименте приняли участие 200 студентов Кемеровского государственного университета. Было получено 723 реакции на выбранные стимулы: на слово-стимул Кузбасс - 381 реакция, на словосочетание-стимул Кемеровская область - 342 реакции. Все полученные реакции были проанализированы по классификации Д. М. Герасимчук и Н. В. Мельник, предлагающих выделять в ассоциативных полях, получаемых на стимулы-топонимы, следующие тематические блоки: личное отношение; экономика; географические особенности; политика + властные структуры; образование + культура + наука; здравоохранение + спорт; население [2].

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ НА СЛОВО-СТИМУЛ КУЗБАСС

Личное отношение (118 реакций). Основу образа Кузбасса в сознании участников эксперимента представляет эмоционально-ценностное отношение к слову-стимулу Кузбасс. В состав данного сектора ассоциативного поля на слово-стимул Кузбасс вошли следующие реакции: Родина (26), дом (15), сила (10), семья (7), красота (6), жизнь (4), грязь (3), единство (3), мощь (3), будущее (2), гордость (2), дружба (2), любовь (2), родной (2), счастье (2), безразличие (1), большая Родина (1), великий (1), величие (1), вместе (1), добро (1), дружная Родина (1), друзья (1), красивая Родина (1), лицемерие (1), лучший (1), любимый (1), малая Родина (1), могущество (1), мой город (1), молодость (1), моя Родина (1), радость (1), родной край (1), сердце России (1), сибирский дух (1), сила Сибири (1), слава (1), современный (1), соседи (1), уют (1), хорошие дороги (1), чёрный (1), щедрость (1).

Полученные ответы свидетельствуют о положительном отношении к Кузбассу со стороны респондентов, выражаемом лексемами Родина (26) / малая Родина (1) / моя Родина (1) / большая Родина (1) / дружная Родина (1) / красивая Родина (1), дом (15). Положительное отношение демонстрируется посредством прилагательных родной, любимый, великий, современный, лучший. Лексемы любовь, дружба, красота, счастье, гордость, слава, молодость, сила позволяют говорить о доминировании положительного отношения к Кузбассу. Тем не менее были зафиксированы три реакции, свидетельствующие о негативном отношении: безразличие (1), лицемерие (1), чёрный (1).

Экономика (107 реакций). Вторым по значимости для респондентов выступает фактор экономики, что связано с Кузбассом как в первую очередь центром угледобычи в России. Реакции: уголь (55), шахты (18), заводы (3), карьер (3), разрез (3), добыча (2), развитие (2), угольная промышленность (2), беднота (1), благосостояние (1), богатство (1), газ (1), грузоперевозки (1), катастрофы (1), котловина (1), металлургия (1), низкие доходы населения (1), полезные ископаемые (1), прогресс (1), промышленность (1), профессия (1), сельское хозяйство (1), стабильность (1), труд (1), угольно-металлургический бассейн (1), угольный бассейн (1), угольный разрез (1).

Преобладают реакции, связанные с угледобывающей промышленностью: уголь (55), шахты (18), разрез (1), угольный бассейн (1), угольная промышленность (1). Респонденты выказали и положительную, и отрицательную оценки экономической составляющей Кузбасса: беднота (1), катастрофы (1), низкие доходы населения (1) / развитие (2), благосостояние (1), прогресс (1), стабильность (1).

Географические особенности (87 реакций). Данный сектор замыкает тройку ядерных (представленных многочисленными ассоциатами) секторов ассоциативного поля на слово-стимул Кузбасс, включая реакции: Сибирь (15),

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

природа (14), лес (11), тайга (8), мир (5), р. Томь (5), горы (4), угольный край (3), берёзы (2), зима (2), кедр (2), Томская писаница (2), холод (2), бор (1), животные (1), Земля (1), Йети (1), Красное озеро (1), медведь (1), парк (1), просторы (1), река (1), снег (1), сосновый бор (1), шишки (1).

Респонденты напрямую ассоциируют образ Кузбасса с территориями, где преобладают суровые климатические условия: Сибирь (15), холод (2), снег (1). Участники эксперимента воспринимают Кузбасс как регион с определёнными ландшафтными особенностями, со своей флорой и фауной: природа (14), лес (11), тайга (8), горы (4), берёза (2), кедр (2), медведь (1), сосновый бор (1), шишка (1).

Политика + властные структуры (37 реакций): Кемерово (9), Россия (4), город (3), регион (3), Шерегеш (3), страна (2), бульвар (1), власть (1), вокзал (1), Волков (1), защита (1), Кемеровская область (1), мост (1), область (1), Сибирская сказка (1), столица (1), Тулеев (1), часть (1), Z (1), 300лет (1). Как видно из полученных реакций, в данном тематическом блоке доминируют топонимы и лексемы, обозначающие специфику административно-территориального деления, характерную для нашей страны.

Население (17 реакций): шахтёры (10), народ (3), добрые люди (1), люди (1), население (1), сибиряки (1). Согласно представлениям респондентов население Кузбасса состоит из шахтёров (10), что также свидетельствует об ассоциациях, связанных преимущественно с угольной промышленностью.

Здравоохранение + спорт (10 реакций): тяжёлый воздух (1), ледовый дворец (1), спорт (1), загрязнение (1), экология (1), болезнь (1), атмосфера (1), здоровье (1), чистота (1), загазованность (1). Данные ассоциации также составляют минимальную долю в ассоциативном поле, сформированном на основе реакций на слово-стимул Кузбасс. Было зафиксировано лишь 10 вербальных реакций, 4 из которых отражают отрицательное отношение со стороны респондентов: болезнь (1), загазованность (1), загрязнение (1), тяжёлый воздух (1).

Образование + культура + наука (5 реакций). Образ Кузбасса не вызывает у респондентов ассоциаций с образованием, наукой или культурой, в данной категории были зафиксированы лишь 5 ассоциатов: песня (1), кадетский корпус (1), культура (1), обучение (1), зачёты (1).

Ядерными составляющими образа Кузбасс выступают: личное отношение; экономика; географические особенности. К наименее представленным секторам ассоциативного поля относятся: политика + властные структуры; здравоохранение + спорт; население и инфраструктура; образование + культура + наука. Для визуализации полученных результатов данные представлены в виде секторной диаграммы (рис. 1).

ШЬ

■<1

Рис. 1 / Fig. 1. Ассоциативное поле на слово-стимул Кузбасс, % / Associative field on the word-stimulus Kuzbass, %

АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ НА СЛОВО-СТИМУЛ КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

Политика + властные структуры (89 реакций): Кемерово (15), Кузбасс (11), Шерегеш (7), дороги (6), город (4), Тулеев (4), регион (3), губернатор (2), Зимняя вишня (2), край (2), угольная столица (2), Цивилёв (2), аэропорт (1), Белово (1), вместе мы сила (1), Волков (1), Волынов (1), г. Ленинск-Кузнецкий (1), Гурьевск (1), деревня (1), Калтан (1), Кемеровская область (1), Леонов (1), область (1), область с богатой и насыщенной историей (1), площадки (1), площадь Ленина (1), посёлок (1), прекрасный край (1), Россия (1), Салаир (1), сёла (1), столица (1), столица шахтёров (1), субъект РФ (1), территория (1), трагедия на шахте (1), ужасные дороги (1), улицы (1), хорошие дороги (1), центр (1), шахтёрские города (1), С. Ф. Щербаков (1), яма (1), 1 (1).

В первую очередь Кемеровская область ассоциируется у респондентов с Кемерово - столицей данной административно-территориальной единицы (15 реакций). Зафиксированы ассоциации, говорящие о том, что Кемеровская область воспринимается и как угольная столица (2), столица шахтёров (1). Отмечена ассоциативная связь между синонимичными топонимами Кемеровская область и Кузбасс (11). Ряд ассоциатов представляет собой названия городов и посёлков Кемеровской области. Респондентами были предложены и несколько антропонимов (9), именующих выдающихся деятелей и граждан Кемеровской области, которые внесли значительный вклад в развитие региона и (или) в его популяризацию. Вербальные реакции, представленные в категории политика, власть, инфраструктура, включают как положительную, так и отрицательную характеристики Кемеровской об-

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

ласти: область с богатой и насыщенной историей (1), прекрасный край (1), хорошие дороги (1) / ужасные дороги (1), яма (1).

Географические особенности (77 реакций): Сибирь (14), природа (8), леса (7), р. Томь (6), холод (4), шахтёрский край (4), лес (3), поля (3), речки (3), тайга (2), белая берёза (1), горный ландшафт (1), горы (1), жара (1), животные (1), заповедники (1), Земля (1), зима (1), Йети (1), красивые горы (1), место, где ты живешь (1), многообразие природы (1), медведь (1), мороз (1), область в виде сердца (1), Притомье (1), простор (1), сердце угля (1), Томская писаница (1), цветы (1), часть Сибири (1), широта (1), шишка (1).

К географическим особенностям Кемеровской области, как и Кузбасса, респонденты относят расположение в Сибири (14) на р. Томь (6). Респондентами отмечаются красота и уникальность природы Кемеровской области, перечисляются представители флоры и фауны области: лес (3), тайга (2), горный ландшафт (1), заповедники (1), красивые горы (1), медведь (1), многообразие природы (1), простор (1), шишка (1).

Личное отношение (70 реакций): Родина (13), дом (12), семья (4), красота (3), малая Родина (3), жизнь (2), любовь (2), родной край (2), безнадёга (1), беспорядок (1), большая (1), вечность (1), гордость (1), грязь (1), дружная (1), жизнерадостная (1), загрязнённая (1), катастрофы (1), красивая (1), мама (1), мы (1), неповторимость (1), прошлое (1), родной и любимый край (1), объединение (1), ответственность (1), позитивная (1), родные (1), родственники (1), светлое будущее (1), сила (1), спокойствие (1), справедливая (1), тихая гавань (1), уныние (1), усталость (1), чёрный (1).

Личное отношение респондентов к Кемеровской области разделено на крайне позитивное и крайне отрицательное: любовь (2), вечность (1), гордость (1), дружная (1), жизнерадостная (1), красивая (1), позитивная (1), родной и любимый край (1), светлое будущее (1), сила (1), спокойствие (1), справедливая (1), тихая гавань (1) / безнадега (1), беспорядок (1), грязь (1), загрязнённая (1), катастрофы (1), прошлое (1), уныние (1), усталость (1), чёрный (1).

Экономика (64 реакции). Рассматриваемый сектор замыкает ряд ядерных (представленных многочисленными ассоциатами) секторов ассоциативного поля на словосочетание-стимул Кемеровская область и включает следующие ассоци-аты: уголь (29), шахта (9), добыча угля (2), заводы (2), металлургия (2), низкие доходы населения (2), промышленность (2), разрез (2), безработица (1), бесплатный уголь (1), благоустройство (1), достояние (1), Евраз (1), лучшая должность (1), металл (1), много угля (1), полезные ископаемые (1), природные ископаемые (1), стабильность (1), строительство (1), Тинькофф (1), шикарные туманы (1).

В языковом сознании респондентов Кемеровская область репрезентирована как промышленный край с угольной и металлургической промыш-ленностями. Как следует из полученных реакций, отношение к состоянию экономики региона двоякое: у одних респондентов экономика Кемеровской области ассоциируется с чем-то стабильным, надёжным, развивающимся, у других - с бедностью и безработицей.

ШЬ

ЕЪ

Образование + культура+наука (17 реакций). Кемеровская область не вызывает у респондентов ассоциаций с образованием, наукой или культурой, в данной категории были зафиксированы немногочисленные ассоци-аты: образование (2), парк чудес (2), губернаторская женская гимназия (1), достопримечательность (1), институт (1), история (1), кадетский корпус (1), КемГУ (1), культура (1), наука (1), обучение (1), парк Ангелов (1), раскопки (1), фонтан (1), цирк (1).

Здравоохранение + спорт (14 реакций). Ассоциации, относящиеся к здравоохранению и спорту, также составляют минимальную долю в ассоциативном поле, сформированном на основе реакций на словосочетание-стимул Кемеровская область. Реакции: здоровье (2), карта (2), экология (2), грязный воздух (1), ледовый дворец (1), медицина (1), отдых (1), развитая медицина (1), плохая экология (1), сноуборд (1), хорошая медицина (1).

Население (11 реакций). Согласно представлениям респондентов население Кемеровской области преимущественно состоит из шахтёров. Это ещё раз подтверждает предположение, что данный регион напрямую ассоциируется с угледобывающей промышленностью. Ассоциаты: шахтёры (5), кемеровчане (1), люди (3), миграция (1), рождение (1), сильные люди (1).

Ключевыми составляющими образа Кемеровская область выступают: политика, властные структуры и инфраструктура; географические особенности; личное отношение и экономика. К наименее представленным секторам ассоциативного поля, сформированного на основе реакций, относятся: образование + культура + наука; здравоохранение + спорт и население. Для визуализации полученных результатов данные были представлены в виде секторной диаграммы (рис. 2).

Рис. 2 / Fig. 2. Ассоциативное поле на словосочетание-стимул Кемеровская область, % / Associative field for the phrase-stimulus Kemerovo region, %

ШЬ

«СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

■ъ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слово-стимул Кузбасс в первую очередь выступает эмоциональным триггером, актуализируя оценочные реакции у молодёжи. Кузбасс воспринимается как нечто личное, значимое, связанное с их жизнью. Словосочетание-стимул Кемеровская область также вызывает эмоционально-оценочные реакции респондентов, но личное отношение уступает место таким тематическим блокам, как политика, властные структуры и инфраструктура, географические особенности.

Закрепление ассоциаций Кузбасса с чем-то личным, а Кемеровской области с чем-то официальным подтверждается и тем, что тематический блок политика, властные структуры и инфраструктура не входит в ядро ассоциативного поля со стимулом Кузбасс, а в ассоциативном поле со стимулом Кемеровская область этот тематический блок не только находится в его ядре, но и лидирует по сравнению с другими тематическими секторами.

Доминирование тематических блоков экономика и географические особенности в ассоциативных полях, сформированных на основе реакций на топонимические синонимы-стимулы Кузбасс и Кемеровская область, говорит о совпадении и унификации ядра исследуемых ассоциативных полей у респондентов. Совпадение и унификация периферии изучаемых ассоциативных полей отмечается в таком тематическом блоке, как население.

Перспективным считаем исследование различий в восприятии образа Кемеровской области представителями различных профессий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бутакова Д. А., Сидорова Н. В. Образ Сибирского города в представлении его жителей (на примере социологического исследования в г. Иркутске) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4. С. 221-224.

2. Герасимчук Д. М., Мельник Н. В. Образ Кемеровской области в обыденном языковом сознании жителей страны как результат политического позиционирования региона // Филология и человек. 2019. № 2. С. 111 — 123.

3. Гуськова С. В. Формирование имиджа региона средствами массовой информации: опыт социологического исследования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11. С. 176—182. DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-176-182

4. Дударева Я. А. Кузбасс и Кемеровская область как топонимические синонимы // Культура и текст. 2019. № 2. С. 178—188.

5. Кичигин С. В. Проблемы использования двойных наименований субъектов Российской Федерации на примере Кемеровской области // Oeconomia et Jus. 2020. № 2. С. 68—75. DOI: 10.24412/cl-18644678

6. Кондратьева О. Н., Фролова Т. И. Образ региона в обыденном языковом сознании его жителей (на примере образа Кузбасса) // Психолшгвктика: Науково-теоретичний збiрник. 2018. № 24-2. С. 78—97.

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

10.

11

12.

13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14.

15.

16.

17.

Мельник Н. В., Макрушина Ю. А. Образ Кузбасса в обыденном языковом сознании школьника // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. С. 451-455.

Мельник Н. В., Язева Е. Е. Образ Кузбасса в представлении телеутов -малочисленного коренного народа Кемеровской области (на материале сочинений школьников села Беково) // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы III Международной научной конференции, Донецк, 25 октября 2018 г. / под ред. С. В. Беспаловой. Т. 5. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2018. С. 16-19.

Морозова Т. А. Имидж города как основа его продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 1. С. 73-77.

Подойницына И. И. Опыт имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия) и Республике Вьетнам // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 2. С. 159-164. Рассадина Т. А. Имидж региона: аспекты формирования и оценки населения (на примере Ульяновской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 4. С. 163-178.

Савельева И. В. Лингвоперсонологические модели восприятия территории (на примере Кемеровской области) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 11. C. 369-373. DOI: 10.30853/ filnauki.2019.11.77

Сафина А. Э. Имидж города Казани // Science Time. 2016. № 6. С. 298-304. Сидорова Н. В., Струк Е. Н., Зимина Е. В. Современные бренды как образы города в представлении общественности: анализ исследований на примере города Иркутска // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. № 2. С. 198-206. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).198-206

Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное моделирование как перспективный метод исследования регионального имиджа (на примере имиджа Омской области) // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 233237.

Федорова Р. А. Формирование имиджа Республики Саха (Якутия) // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 4. № 1. URL: www.online.communicology.us (дата обращения: 20.08.2022). Чевтаева Н. Г., Ручкин А. В., Сергеева Т. А. Анализ восприятия имиджа региона в общественном сознании (на примере Свердловской области) // Вопросы управления. 2017. № 2. С. 138-143. Чепкасов А. В. Моделирование имиджа Кузбасса по данным СМИ // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 36-40. DOI: 10.24411/1811-1629-201812036

Шипицин А. И., Марченко А. Ю. Актуальный имидж Волгограда глазами студенческой молодежи // Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 2. С. 109-118. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.10

шь

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

REFERENCES

1. Butakova D. A., Sidorova N. V. [Image of Siberian city in its residents impressions (by example of sociological survey conducted in Irkutsk)]. In: Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Proceedings of Irkutsk State Technical University], 2015, no. 4, pp. 221-224.

2. Gerasimchuk D. M., Melnik N. V. [The image of "Kemerovo Region" in everyday language consciousness of the country residents as a result of the region political positioning]. In: Filologiya i chelovek [Philology & Human], 2019, no. 2, pp. 111-123.

3. Guskova S. V. [Forming the image of s region with the help of mass media: experience of a sociological study]. In: Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki [Regional Problems of Transforming the Economy], 2018, no. 11, pp. 176-182. DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11176-182

4. Dudareva Ya. A. [Kuzbass and Kemerovo oblast as toponymic synonyms]. In: Kul'tura i tekst [Culture and text], 2019, no. 2, pp. 178-188.

5. Kichigin S. V. [Problems of using double names of subjects of the Russian Federation on the example of Kemerovo oblast]. In: Oeconomia et Jus, 2020, no. 2, pp. 68-75. DOI: 10.24412/cl-18644678

6. Kondratyeva O. N., Frolova T. I. [The image of region in ordinary language consciousness of its residents (on an example of an image of Kuzbass)]. In: Psikholingvistika: Naukovo-teoretichnii zbirnik [Psycholinguistics], 2018, no. 24-2, pp. 78-97.

7. Melnik N. V., Makrushina Yu. A. [The Figure of Kuzbass in the Ordinary Linguistic Consciousness of a Student]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], 2018, no. 5, pp. 451-455.

8. Melnik N. V., Yazeva E. E. [The image of Kuzbass in the view of the Teleuts - a small indigenous people of the Kemerovo region (based on the writings of schoolchildren in the village of Bekovo)]. In: Bespalova S. V., ed. Donetskie chteniya 2018: obrazovanie, nauka, innovatsii, kul'tura i vyzovy sovremennosti: materialy III Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Donetsk, 25 oktyabrya 2018g. T. 5 [Donetsk readings 2018: education, science, innovations, culture and challenges of our time: materials of the III International scientific conference, Donetsk, 25 October, 2018. Vol. 5]. Donetsk, Izdatelstvo DonNU Publ., 2018, pp. 16-19.

9. Morozova T. A. [The image of the city as the basis for its promotion]. In: Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2: Filologiya i iskusstvovedenie [The Bulletin of the Adyghe State University, the series "Philology and the Arts"], 2010, no. 1, pp. 73-77.

10. Podoinitsiyna I. I. [Comparative analysis in image-modeling processes in the Republic of Sakha (Yakutia) and the Republic of Vietnam]. In: Vestnik Severo-Vostochnogo federal'nogo universiteta im. M. K. Ammosova [Vestnik of North-Eastern Federal University], 2013, vol. 10, no. 2, pp. 159-164.

11. Rassadina T. A. [Regional Image: Formation aspects and population's attitude (by the example of the Ulyanovsk region)]. In: Izvestiya vysshikh

ШЬ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

шь

uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences], 2015, no. 4, pp. 163-178.

12. Savel'eva I. V. [Linguo-personological models of territory perception (by the example of Kemerovo region)]. In: Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philology. Theory & Practice], 2019, vol. 12, no. 11, pp. 369-373. DOI: 10.30853/filnauki.2019.11.77

13. Safina A. E. [The image of the city of Kazan]. In: Science Time, 2016, no. 6, pp. 298-304.

14. Sidorova N. V., Struk E. N., Zimina E. V. [Modern brands as images of the city in the public opinion: an analysis of the research on the example of the city of Irkutsk]. In: Izvestiya Baikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Baikal state university], 2019, vol. 29, no. 2, pp. 198-206. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).198-206

15. Sushnenkova I. A. [Linguistic and cognitive modeling as a promising method for studying the regional image (on the example of the image of the Omsk region)]. In: Vestnik Omskogo universiteta [Bulletin of the Omsk University], 2011, no. 4, pp. 233-237.

16. Fedorova R. A. [The formation of the image of the Republic of Sakha (Yakutia)]. In: Kommunikologiya: electronnyi nauchnyi zhurnal? [Communicology: scientific e-journal], 2019, vol. 4, no. 1. Available at: www. online.communicology.us (accessed: 20.08.2022).

17. Chevtaeva N. G., Ruchkin A. V., Sergeeva T. A. [Analysis of the perception of image of the region in public consciousness (on the example of Sverdlovsk region)]. In: Voprosy upravleniya [Management Issues], 2017, no. 2, pp. 138143.

18. Chepkasov A. V. [Modelling of the image of the Kuznetsk basin according to the media]. In: Mir russkogo slova [The World of Russian Word Journal], 2018, no. 2, pp. 36-40. DOI: 10.24411/1811-1629-2018-12036

19. Shipitsyn A. I., Marchenko A. Yu. [Current image of Volgograd as seen by the students' youth]. In: Logos et Praxis, 2019, vol. 18, no. 2, pp. 109-118. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.10

ДАТА ПУБЛИКАЦИИ

Статья поступила в редакцию: 22.08.2022 Статья размещена на сайте: 17.11.2022

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Каменева Вероника Александровна - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры романо-германской филологии Кемеровского государственного университета; e-mail: russia_science@mail.ru

■ъ

■<1

Морозова Ирина Станиславовна - доктор психологических наук, профессор, директор Института образования Кемеровского государственного университета; e-mail: ishmorozova@yandex.ru

Коломиец Светлана Вячеславовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Кемеровского государственного университета; e-mail: kolomsvetlana@yandex.ru

Варакина Таисия Евгеньевна - ассистент кафедры акмеологии и психологии развития Кемеровского государственного университета, зам. директора по СВР; e-mail: varakinataisia@yandex.ru

Veronika A. Kameneva - Dr. Sci. (Philology), Prof., Department of Romano-Germanic Philology, Kemerovo State University; e-mail: russia_science@mail.ru

Irina S. Morozova - Dr. Sci. (Psychology), Prof., Director, Institute of Education, Kemerovo State University; e-mail: ishmorozova@yandex.ru

Svetlana V. Kolomiets- Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof., Department of Romano-Germanic Philology, Kemerovo State University; e-mail: kolomsvetlana@yandex.ru

Taisiya E. Varakina - Assistant, Department of Acmeology and Developmental Psychology, Kemerovo State University, Deputy Director for SVR; e-mail: varakinataisia@yandex.ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ / FOR CITATION

Сопоставительный анализ образов области, таргетируемых топонимическими синонимами-стимулами, в языковом сознании студентов / В. А. Каменева, И. С. Морозова, С. В. Коломиец, Т. Е. Варакина // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru

Kameneva V. A., Morozova I. S., Kolomiets S. V., Varakina T. E. Comparative analysis of images of the region in the language consciousness of students, targeted by toponymic synonyms as stimuli. In: Bulletin of Moscow Region State University (e-journal), 2022, no. 4. Available at: www.evestnik-mgou.ru

■ъ

К СОДЕРЖАНИЮ НОМЕРА

К)

К НАЧАЛУ СТАТЬИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.