Научная статья на тему 'ИМИДЖ КУЗБАССА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА'

ИМИДЖ КУЗБАССА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / КУЗБАСС / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИМИДЖ РЕГИОНА / ФОКУС-ГРУППА / IMAGE OF THE REGION / KUZBASS / STUDENTS / EDUCATIONAL WORK / FOCUS GROUP

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Яницкий Л.С.

Введение. В статье исследуется имидж Кузбасса в восприятии студентов региона. Указывается, что имидж региона обладает ключевым значением для его развития. Подчеркивается, что в настоящее время имидж Кузбасса нуждается в дополнительном изучении и продвижении. Методология. В работе использовался метод фокус-группы, всего было проведено четыре фокусгруппы со студентами разных направлений подготовки Кемеровского государственного университета. Результаты. В настоящее время ведется активная работа по продвижению имиджа Кузбасса. Кемеровский государственный университет осуществляет ряд проектов, направленных на формирование своего имиджа и имиджа региона. В ходе фокусгрупп студенты Кемеровского государственного университета обращали особое внимание на важнейшие с их точки зрения проблемы, стоящие перед Кузбассом: экология, СПИД, а также положительные аспекты имиджа региона, такие как природа, спорт, туризм; обсуждали положение молодежи в регионе, образ будущего региона. На основании результатов фокус-групп автор предлагает рекомендации по воспитательной работе для формирования у студенческой молодежи позитивного имиджа Кузбасса, патриотизма и гордости за регион. Заключение. Имидж Кузбасса нуждается в дополнительном развитии и продвижении с учетом приоритетов студенческой молодежи и используемых ею каналов коммуникации. Кемеровский государственный университет может играть важную роль в формировании имиджа Кузбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF KUZBASS IN THE PERCEPTION OF STUDENT YOUTH OF THE REGION

Introduction. The article explores the image of Kuzbass in the perception of students in the region. It is indicated that the image of the region is of key importance for its development. It is emphasized that at present the image of Kuzbass needs additional study and promotion. Methodology. In the work, the author uses the focus group method; in total, four focus groups were conducted with students from different areas of training at Kemerovo State University. Results. Active work is underway to promote the image of Kuzbass. Kemerovo State University is implementing a number of projects aimed at building its image and the image of the region. During the focus groups, students of the Kemerovo University paid special attention to the most important problems facing the Kuzbass from their point of view: ecology, AIDS, as well as positive aspects of the image of the region, such as nature, sports, tourism, discussed the situation of young people in the region, the image of the future region. Based on the results of focus groups, the author offers recommendations on educational work with students to form a positive image of Kuzbass, patriotism and pride for the region among students. Conclusions. The image of Kuzbass needs additional development and promotion, taking into account the priorities of students and the channels of communication used by them. Kemerovo State University can play an important role in shaping the image of Kuzbass.

Текст научной работы на тему «ИМИДЖ КУЗБАССА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА»

ментов всей финансовой системы предприятия. Для студентов же это всего лишь «бумажки».

Заключение

По результатам проведенного исследования можно констатировать отсутствие у опрошенных студентов логически выстроенной системы профессионально-нравственных ценностей. Устойчивость иерархии профессиональных ценностей зависит от полноты представления человека о профессии. Поэтому более глубоко включение профессиональных ценностей в личностную систему ценностей произойдет при переходе индивида непосредственно к профессиональной деятельности. При полном погружении в нее для человека все очевиднее становятся ценность и значимость отдельных профессиональных категорий. И в этом случае он, руководствуясь уже собственным профессиональным опытом, имеет возможность проявить избирательность по отношению к ценностям профессионального сообщества и детерминировать их по значимости. Таким образом, профессиональные ценности становятся личностно значимыми для отдельного индивида.

Образование, являясь одним из инструментов выстраивания индивидуальной системы ценностей и способов взаимодействия с ними, формирует смысловые ориентиры жизни личности. Поэтому наша задача на этапе профессиональной подготовки буду-

щих специалистов - сформировать задатки системы профессионально-нравственных ценностей.

Литература

1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс]. М., 2002. 480 с. URL: http://pedlib.ru/ Books/4/0160/4_0160-21.shtml.

2. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.

3. Широкова М. С., Днепров С. А. Сформированность профессионально-нравственных ценностей будущих бакалавров по профилю «финансовый менеджмент» // Сибирский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 86-96.

4. Широкова М. С., Днепров С. А. Профессиональные ценности - основа для формирования компетенций бакалавра менеджмента // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2018. № 59-4. С. 378-388.

References

1. Malenkova L. I. Teoriya i metodika vospitaniya [Theories and principles of education]. Moscow, 2002, 480 p. Available at: http://pedlib.rU/Books/4/0160/4_0160-21.shtml. (In Russian).

2. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [Man's Search for Meaning]. Moscow, 1990, 368 p. (In Russian).

3. Shirokova M. S., Dneprov S. A. Sformirovannost' professional'no-nravstvennyh cennostejbudushchih bakalavrov pro profilyu «finansovyj menedzhment» [The formedness of professionally-moral values of the future bachelor of financial management]. Siberian Pedagogical Journal, 2018, no 6, pp. 86-96. (In Russian).

4. Shirokova M.S., Dneprov S. A. Professional'nye cennosti - osnova dlya formirovaniya kompetencij bakalavra menedzhmenta [The vocational values - foundation for formation of bachelor of management competencies]. Problems of Modern Pedagogical Education. Series: Pedagogy and Psychology, 2018, no. 59-4, pp. 378-388. (In Russian).

УДК/UDC 316.35(571.17)

Л. С. Яницкий L. Yanitskiy

ИМИДЖ КУЗБАССА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА IMAGE OF KUZBASS IN THE PERCEPTION OF STUDENT YOUTH OF THE REGION

Введение. В статье исследуется имидж Кузбасса в восприятии студентов региона. Указывается, что имидж региона обладает ключевым значением для его развития. Подчеркивается, что в настоящее время имидж Кузбасса нуждается в дополнительном изучении и продвижении.

Методология. В работе использовался метод фокус-группы, всего было проведено четыре фокус-группы со студентами разных направлений подготовки Кемеровского государственного университета.

Результаты. В настоящее время ведется активная работа по продвижению имиджа Кузбасса. Кемеровский государственный университет осуществляет ряд проектов, направленных на формирование своего имиджа и имиджа региона. В ходе фокус-групп студенты Кемеровского государственного университета обращали особое внимание на важнейшие с их точки зрения проблемы, стоящие перед Кузбассом: экология, СПИД, а также положительные аспекты имиджа региона, такие как природа, спорт,

туризм; обсуждали положение молодежи в регионе, образ будущего региона. На основании результатов фокус-групп автор предлагает рекомендации по воспитательной работе для формирования у студенческой молодежи позитивного имиджа Кузбасса, патриотизма и гордости за регион.

Заключение. Имидж Кузбасса нуждается в дополнительном развитии и продвижении с учетом приоритетов студенческой молодежи и используемых ею каналов коммуникации. Кемеровский государственный университет может играть важную роль в формировании имиджа Кузбасса.

Introduction. The article explores the image of Kuzbass in the perception of students in the region. It is indicated that the image of the region is of key importance for its development. It is emphasized that at present the image of Kuzbass needs additional study and promotion.

Methodology. In the work, the author uses the focus group method; in total, four focus groups were conducted with students from different areas of training at Kemerovo State University.

Results. Active work is underway to promote the image of Kuzbass. Kemerovo State University is implementing a number of projects aimed at building its image and the image of the region. During the focus groups, students of the Kemerovo University paid special attention to the most important problems facing the Kuzbass from their point of view: ecology, AIDS, as well as positive aspects of the image of the region, such as nature, sports, tourism, discussed the situation of young people in the region, the image of the future region. Based on the results of focus groups, the author offers recommendations on educational work with students to form a positive image of Kuzbass, patriotism and pride for the region among students.

Conclusions. The image of Kuzbass needs additional development and promotion, taking into account the priorities of students and the channels of communication used by them. Kemerovo State University can play an important role in shaping the image of Kuzbass.

Ключевые слова: студенческая молодежь, Кузбасс, воспитательная работа, имидж региона, фокус-группа.

Keywords: image of the region, Kuzbass, students, educational work, focus group.

Введение

В современном мире имидж имеет важнейшее значение для успешного функционирования территории. От имиджа зависит и доверие к власти (эту проблему не решить без формирования позитивного

имиджа власти и региона), и миграционная привлекательность региона, и привлекательность региона для молодежи, и инвестиционная привлекательность, и развитие туризма, и эффективность социальных коммуникаций, и решение социальных, демографических, экологических проблем.

Работа по продвижению имиджа Кузбасса становится особенно актуальной в ходе подготовки к трехсотлетию Кузнецкого угольного бассейна в 2021 г. Празднование данного юбилея стало стратегической задачей для руководства области и привлекает к региону особое внимание со стороны жителей не только Кузбасса, но и всей России, как и средств массовой информации.

Пришедшее в 2018 г. руководство региона также ставит актуальные задачи по созданию позитивного образа нового руководителя администрации области и его команды. Масштабные задачи и проекты, которые планируются руководителями региона, нуждаются в целенаправленном информационном сопровождении, стратегической целью которого должно стать формирование продуманно сконструированного имиджа региона и его руководителя.

В научной литературе предлагается большое разнообразие видов имиджа. Мы в нашей работе будем опираться на адаптированную теоретическую модель Ф. Дженкинза. Предложенная исследователем структура имиджа выглядит следующим образом:

1) зеркальный (mirror image) - имидж как представление людей о самих себе;

2) текущий (current image) - имидж как взгляд на них со стороны;

3) желаемый - имидж, к которому люди стремятся;

4) корпоративный - имидж организации в целом, он сформирован из множества составляющих, таких как история компании, ее финансовые успехи и стабильность, качество продукции, успешность экспорта, репутация как работодателя, социальная ответственность и научные достижения;

5) множественный - имидж, возникающий при наличии ряда независимых объектов вместо единой организации [1].

На основе модели Ф. Дженкинза мы предлагаем несколько адаптированную теоретическую модель, как нам кажется, удачно подходящую для анализа имиджа территории и включающую в себя три вида имиджа:

1) реальный имидж - это совокупность впечатлений, имеющихся у целевой аудитории о территории;

2) зеркальный имидж - это определенный набор характеристик, образ территории, существующий

в сознании руководства территории. Зеркальный имидж необходимо изучать, потому что это помогает работать над продвижением желаемого имиджа;

3) желаемый или искомый имидж - это продуманный, сконструированный образ территории, разрабатываемый профессионально и целенаправленно.

В группе «Пиарщики и маркетологи России» в социальной сети Facebook в 2019 г. был проведен опрос участников группы на тему «Позиционирование российских городов», который, по сути, представлял собой исследование ассоциаций, связанных с различными российскими городами и регионами [5]. В опросе было 499 комментариев, например:

Тула - пряники, оружие, самовары, гармонь, в Питере пить, Тобольск - духовная столица Сибири, Ермак, Кубань - пшеница, Воронежская область - чернозем, Тамбов - волки, Тверь - вагонзавод, Плес -Левитан, красивые пейзажи, Иваново - текстильная столица России, Великий Устюг - родина деда Мороза, Кологрив - гусиная столица РФ (4 мая там будет очередной День гуся, в этот день там сядут десятки тысяч птиц, летящих из Европы в Арктику, Челябинск - воздух, который видно, Нижний Новгород - карман России), Иваново - невесты, Шуя - лучший ситец в мире, Мурманск - форпост России в Арктике, Урал -опорный край державы, Ямал - газовая кладовая, ворота Арктики.

Как указывают участники опроса:

в Питере больше всех пьют шампанского, в Томске больше всего болот, в Новосибирске чаще пользуются зонтиками, в Кемеровской области больше всего больных СПИДом, Кузбасс - шахтерский край, Новокузнецк - кузница Победы!

Кемерово не фигурировал в результатах опроса. Как видно по результатам данного мини-исследования, проведенного среди специалистов в области связи с общественностью, во-первых, Кузбасс относится к числу тех регионов, у которых существует определенный имидж, а у многих регионов такой имидж вообще отсутствует. С другой стороны, в целом с Кемеровской областью связаны три устойчивые ассоциации: шахтеры, СПИД и «кузница Победы», что, на наш взгляд, недостаточно для эффективного позиционирования региона.

Методология

С целью исследования имиджа Кузбасса в восприятии студенческой молодежи мы провели четыре фокус-группы, участники - студенты различных направлений подготовки Кемеровского государственного университета. Фокус-группы проводились

в КемГУ на протяжении 2019 г. Работа фокус-групп была направлена на изучение реального и желаемого имиджа региона с точки зрения молодого поколения. Представители молодежи были выбраны в качестве участников исследования, поскольку для формирования имиджа территории точка зрения молодого поколения имеет особое значение, именно молодежи предстоит принимать самое активное участие в формировании имиджа Кузбасса и особенно образа будущего региона. Исследование образа будущего прежде всего должно принимать во внимание представления молодых людей, так как будущее региона в первую очередь принадлежит именно им. Всего в фокус-группах приняли участие сорок респондентов. Активная работа фокус-групп дает возможность получить достаточно полное и всестороннее представление о системе взглядов ее участников относительно имиджа Кемеровской области. Гайд фокус-группы был составлен таким образом, чтобы включить в себя два блока вопросов: о существующем и желаемом имидже региона. Работа в фокус-группах строилась как групповое интервью с открытыми вопросами при участии модератора. На основе полученных данных мы разработали предложения по формированию позитивного имиджа Кузбасса у студенческой молодежи как важного направления воспитательной работы со студентами.

Результаты

В настоящее время ведется активная работа по формированию имиджа Кузбасса. С этой целью используются различные технологии. Создание символов и логотипа территории - это важнейшая технология управления ее имиджем. Так, например, туристическим символом Кузбасса стал Йети - забавный снежный человек. В ходе работы по продвижению этого символа была разработана легенда о Йети, живущем в горах на юге области, организованы пресс-туры на его «поиски», в которых принимал участие такой знаменитый спортсмен и политик, как Н. Валуев, а также журналисты региональных и федеральных СМИ, проведены флешмобы, в том числе с участием студентов Кемеровского государственного университета, и созданы другие информационные поводы.

Образ Йети был специально сконструирован, но «легенда о Снежном человеке пошла в народ, и со временем Йети стал настоящим символом Кузбасса. С изображением неизвестного существа выпускают различные сувениры и возводят ему памятники. Так, на городской площади развлечений Ташта-гола установили деревянную скульптуру. А если зае-

хать на автозаправочную станцию по дороге в Шере-геш, можно увидеть огромную фигуру Йети-сноубор-диста с женой и новорожденным... Некоторые куз-бассовцы настолько гордятся новым символом Кузбасса, что увековечивают его в региональных традициях. Например, создают профиль Снежного человека из угля и соревнуются в мастерстве по рукоделию (в одном из конкурсов приняли участие 50 человек)» [2].

Еще один символ региона связан с формой его границ на географической карте. Сами очертания карты Кемеровской области ассоциируются с сердцем, это было подтверждено нами и в ходе проведенных фокус-групп. Образ сердца используется в коммерческой и сувенирной рекламе, например рекламе конфет «Кузбасские», на которых размещен следующий слоган: «Кузбасс, ты маленькое сердце // На карте Родины большой. // Ты край добытчиков, умельцев // С сибирской щедрою душой!»

Необходимо отметить, что ассоциации очертаний Кемеровской области с сердцем представляются удачным вариантом позиционирования региона. Сам по себе образ сердца, то есть жизненно важного и в то же время провинциального, срединного региона, позволяет отойти от чрезмерно централизованного имиджа России с жесткой дихотомией «Москва -провинция». Такой образ позволяет наметить некую ризоматичность имиджа России с различными значимыми центрами как возможный вариант ее позиционирования и уйти от сверхцентрализации имиджевых смыслов о столице России.

Говоря о символах региона, И. П. Рещикова указывает, что для Кузбасса характерны «сакрализация и центрирование пространства («шахтерские» памятники, монументы, ключевые лозунги в ландшафте являются способом «локализации» идеологии; сегодня возводятся часовни, храмы, устанавливаются мемориальные доски и т. п.) <...> В Кемерово на Красной Горке возведен памятник шахтеру -«Горящее сердце», памятник св. Варваре, покровительнице шахтеров; памятник шахтовой лошади» [3].

Характерно, что металлургические символы в гербе представлены наравне с шахтерскими, в то время как гимн Кемеровской области демонстрирует иную расстановку акцентов. Трехкуплетный текст последовательно повествует сначала о шахте и горняках, затем о металле и кузнеце и, наконец, о природе края. Квинтэссенцией сути региона является «рабочая мелодия Кузбасса», о которой говорится, что «ее добыли в шахте горняки» (то есть деми-ургические функции делегированы именно шахтерам),

затем уточняется, что «мелодию надежно закалили натруженные руки кузнеца», и в итоге сообщается, что звуки природы - «таежный шум и птичьи голоса» -«различимы» лишь как звучащие «в тон музыке могучей». Трижды повторяемый припев недвусмысленно определяет Кузнецкую землю как край копей и шахт: «Земля открыла людям свой талант, и свой талант земле открыли люди» [4].

Кемеровский государственный университет обладает необходимым потенциалом для выполнения сложных и многоплановых задач по формированию и продвижению имиджа. Опорный региональный университет, во-первых, сам по себе выполняет важную задачу позиционирования региона как уделяющего приоритетное внимание науке, образованию и инновациям, имидж вуза является значимой частью имиджа региона; во-вторых, университет обладает необходимым интеллектуальным и кадровым потенциалом для решения задач управления имиджем.

В качестве примера проектов университета, реализуемых в настоящее время и направленных на продвижение имиджа региона, а также являющихся частью воспитательной работы со студентами, можно привести проект по созданию вкусового образа Кузбасса: «Весной 2019 г. по итогам конкурса проектов, проводимого в рамках реализации Программы развития КемГУ, команда Технологического института пищевой промышленности выиграла грант на продвижение бренда «Кузбасская кухня» для формирования кулинарных традиций и гастрономического облика региона. Лето текущего года студенты под руководством наставников провели в гастрономических экспедициях по региону. Цель поездок по городам и районам Кузбасса -сбор информации о кулинарных традициях и уникальных блюдах. Экспедиционные исследования - один из этапов по созданию бренда «Кузбасская кухня» [6].

В КемГУ обучаются студенты из многих стран мира, что создает имидж вуза, пользующегося международной известностью. Иностранные студенты КемГУ также принимают участие в продвижении имиджа университета и региона. Так, в июне 2019 г., в день рождения А. С. Пушкина, студенты из Африки, Индии, Китая на русском языке читали стихи поэта возле памятника Пушкину в центре города Кемерово. Это специально организованное событие включило университет в широкий информационный контекст, связанный с отечественной культурой и ее ролью как мягкой силы, продвигающей позитивный образ России во всем мире.

Одним из ключевых вопросов, обсуждаемых в ходе группового интервью со студентами, стал

имидж руководителей Кузбасса. Отметим, что участники прекрасно понимали важность имиджа руководства региона для региона в целом:

- Тема нашего обсуждения зашла про имидж руководства области. Это тоже очень важно, потому что руководство вообще формирует имидж региона.

В имидже нового руководства области респонденты отмечали определенные положительные черты:

- Цивилев сейчас занимается городом, дороги очень хорошие у нас с новой властью, да, у нас школу полностью реконструируют, школу, в которой я училась, полностью сейчас реконструируют, она будет расширяться, она будет полностью модернизироваться, будет компьютеризироваться, все, абсолютно, там будут пристраиваться какие-то ангары, дороги также сделали, автомагистраль Ленинск-Кузнецк - Кемерово, на Новосибирск сейчас трассу ремонтируют, в сторону Новосибирска.

Отчетливое беспокойство респондентов проявлялось по поводу экологии. Как одна из участниц афористично определила имидж Кузбасса: «Черный уголь, черный снег, черная жизнь». Можно констатировать, что экологические проблемы становятся чрезвычайно значимыми для формирования имиджа территории, в том числе и ее руководителей. Респонденты выражали беспокойство по поводу строительства новых угольных разрезов и других промышленных объектов, которое может навредить экологии:

- Например, разбирательства по открытию разреза в Черте, вблизи моего города в деревне Менчереп, около водохранилища, которое является одним из источников электроэнергии моего города, плюс там развито рыболовное хозяйство, там сейчас ... открыть хотят новый разрез. Несмотря на то что люди протестуют, не хотят этого, уезжают оттуда, к мнению людей не прислушиваются. Это уже громкий такой скандал, и по нему также оценивают Кузбасс.

В ходе фокус-групп активно обсуждался сложившийся в настоящее время имидж Кузбасса. Центральное место в образе Кузбасса, по словам участников фокус-групп, занимает образ угля:

- В Кузбассе добывают уголь, потому что мы на угле живем, на угле зарабатываем и из-за этого, на этом, получается как бы бренде, строится собственно имидж.

Географическое положение Кузбасса как региона в центре России также неоднозначно воспринимается респондентами:

- С одной стороны, уголь - это наша брендирован-ная вещь, которую мы на каждом углу кричим. Вот, мы такой угольный край, угольное сердце России, у нас сувениры с углем, у нас одежда с рисунками угля. А с другой

- он же по сути-то никому не нужен. Вот мы такие находимся в середине России и куда нам везти? На Запад -четыре тысячи километров, на Восток - четыре тысячи километров? И там, и там есть ближе. Так что такая особенность Кузбасса, географическая, сыграла с нами злую шутку - экономическую.

Социальные проблемы региона, такие как безработица, эпидемия СПИДа, высокая преступность, низкие зарплаты, плохое качество медицинского обслуживания, особенно остро воспринимаются участниками групповых интервью:

- Мы ведь не только по ВИЧ вперед выходим: у нас был рейтинг преступности по регионам, и мы тоже находимся чуть ли не в первой тройке. По-моему, у нас самая высокая преступность, степень преступности за Уралом, получается, на порядок выше, на несколько голов. Да прям в городе, в черте города - тюрьма.

- У меня была подруга, которая живет в Хабаровском крае. И когда мы поступали в университет, я ее уговорила поступать со мной вместе в КемГУ. Она мне сказала потом, что ее мама не пустила, потому что Кемерово очень криминальный город.

- Кто болеет какими-нибудь заболеваниями, они едут в Красноярск лечиться, потому что в Красноярске технологии.

- По инфраструктуре, по медицине Кемерово очень отстает, вообще Кузбасс в целом отстает, по многим таким параметрам. Вот я когда сюда приехала, у меня была просто ассоциация - ну, уголь и все, и вот реально - все... Я вообще не понимала, что это за город.

Участники фокус-групп с тревогой отмечали отсутствие перспектив, работы для молодежи в Кузбассе:

- Нет никакой достойной работы сейчас для молодых специалистов, выпускающихся. Сейчас не найдешь себе нормальную работу, кроме как официантом и на кассе в «Макдональдсе» стоять.

Важный аспект имиджа Кузбасса, с точки зрения участников фокус-групп, заключается в том, что Кемеровская область является сибирским регионом со всеми соответствующими стереотипными атрибутами Сибири:

- Еще сказывается, конечно, что мы находимся в середине страны, в центре Сибири. Для людей тайга обычно ассоциируется с медведями. Я познакомилась с человеком из Иванова, и он у меня спросил: «А ты видела медведей?» - Я говорю: «В зоопарке - да».

При этом, по мнению респондентов, с жителями Сибири и Кузбасса связаны не только негативные стереотипы:

- Ну не просто же так говорят за пределами нашей страны, что мы нелюдимые, что у нас балалайки и мед-

веди ходят. При этом говорят, что у нас так холодно, но сибирские люди умеют любить сильнее всего. Вот такой стереотип. В Кузбассе люди умеют любить несмотря на то, что тут так черно от угля.

Спорт, спортивные соревнования, знаменитые спортсмены, связанные с Кузбассом, воспринимаются как очень позитивный аспект и важный способ продвижения имиджа региона:

- Я считаю, что постепенно к Кузбассу начинают относиться не только в негативном ключе. Например, такие акции, как «Кузбасс спортивный», поднимают уровень положительного отношения к региону. А сколько спортсменов мирового уровня вышло из Кузбасса?! Очень много.

Как один из важных положительных моментов воспринимается красивая природа региона:

- Здесь много красивых мест в плане отдыха, например, у нас есть Шерегеш, Кузнецкий Алатау, Танай -очень хороший комплекс, вот прям великолепный.

В ходе проведенных фокус-групп мы предприняли попытку выяснить у их участников, каким должен быть желаемый имидж Кузбасса. Следует отметить, что почти все респонденты фокус-групп, размышляя о будущем, неоднократно выражали намерение покинуть регион:

- Все мы родились в Кузбассе и все считаем Кузбасс своим домом. И я, как истинная кузбассовчанка, считаю, что мы все должны поднимать имидж нашего региона, потому что все мы чувствуем, что не хотим здесь оставаться ни за что на свете. Все мы пытались поступить в Новосибирск, в Томск, в Питер. Кто-то из нас более удачлив оказался. Но здесь собравшиеся люди, им выпала доля учиться в КемГУ, в Кузбассе. И было бы здорово, конечно, чтобы после выпуска мы здесь остались. Ну, по крайней мере для нашего региона, не для нас.

Неоднократно возникали негативные ассоциации города и региона с деревней:

- Это деревня, можно отсюда уехать - да, спасибо, до свидания.

В то же время участники фокус-групп подчеркивали, что есть возможности для позитивных изменений в Кузбассе:

- Я хочу уехать, но, как вариант, есть выход, и не все так плохо. Я вот к чему. И я начала с самого начала, что много талантливых людей, и не все они уехали в Москву. Они есть здесь и сейчас, поэтому я считаю, что можно все изменить.

Многие респонденты говорили, что будущее региона находится в руках молодежи:

- Развитие - да, я с этим согласна, что наш регион во многом отстает от других регионов и больших горо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дов, но опять же... Почему вот мы, наше поколение?! Ладно, грубо говоря, бабушки и дедушки (смеясь) сидят, у себя дома торчат. Вот их что-то не устраивает, и нет сил и возможностей что-то изменить, а вот мы! Все как раз в наших руках! Вот тебе не нравится парикмахерская - отстрой свою парикмахерскую, найми специалистов, и будут они стричь не хуже, чем в Москве. Кого не устраивают наши издания, там газета «Кузбасс», газета «Кемерово» - возьми, открой свое и развивай.

При этом в адрес молодежи звучали и критические оценки:

- Если молодежь будет отсюда массово сваливать, он еще более загнется, никто не будет ничего делать для этого. А так, мне кажется, молодежи абсолютно ничего не нужно, они не хотят ничего делать. Они просто хотят быть блогерами. Делать «ноготочки». Просто найти легкие деньги.

По поводу будущего региона высказывались различные мнения, были и однозначно негативные:

- Как, как сказать-то, господи. Кузбасс, он падает в яму.

Однако все-таки многие участники говорили о будущем со сдержанным оптимизмом:

- Ну, все поправимо... Сейчас как раз Цивилев пришел, у нас как раз развивается... Мне кажется, последние лет пять есть какая-то тенденция модернизации, по крайней мере города - точно. Я думаю, это распространяется на весь Кузбасс. Даже в плане заведений, каких-то мероприятий. Я не могу это объяснить, но если сравнить, что было в городе пять лет назад, то сейчас явно положительная тенденция в сторону развития. Думаю, через десять лет это будет развиваться. Я надеюсь.

Желаемый внешний вид и поведение жителей региона в будущем тоже описывались участниками:

- Я бы хотела, чтобы тут люди чаще улыбались, а не просто ходили с такими минами.

В качестве одного из направлений развития региона выделялась культурная составляющая:

- Культуру развивать как?! Я не знаю, как ее развивать. Не то что открывать какие-то музеи, галереи те же, картины, они многим сейчас интересны - современное искусство, как в Москве опять же. Москва, Москва! Ну, не знаю, как сказать, в общем... Какие-то площадки даже, опять же мы не знаем, возможно, в нашем регионе, не именно в Кемерово, а по всему региону, как мне кажется, талантливых художников или людей с каким-то нестандартным мышлением очень много. Почему бы для них не открыть какую-то площадку, вот пусть они реализуются там. Это можно сделать.

Экология воспринималась как серьезная угроза для региона и в будущем:

- Еще об экологии хотела сказать. Через десять лет все будет очень плохо, потому что эти шахты, эти черные снега. Сейчас весь мир переходит на экологичное производство.

Говорили и о возможных способах решить экологические проблемы:

- Я была даже на заводе «Скарабей», там перерабатывают макулатуру. Сказали, что так создается парк и там через некоторое время будут абсолютно все отходы перерабатываться: и твердые, и стекло -все будет там перерабатываться. Вот это хорошая тенденция, прекрасная. Дело в менталитете, если каждый задумается.

Необходимо отметить, что в сознании молодого поколения складывается желаемый образ Кузбасса как региона, ушедшего от моноориентации на добычу угля и перешедшего к современным технологиям:

- Потому что Кузбасс - это что-то такое ретроградное, где люди только добывают уголь. Сейчас, наоборот, стремятся к экологической чистоте, имидж какого-то Кузнецкого угольного бассейна вообще не нужен.

В образе будущего региона явственно прослеживаются футуристические черты, связанные с развитием высоких технологий:

- Сейчас же идет век такой, цифровой. И появляются разные роботы, создаются, совершенствуются... Вот и я вижу будущее Кузбасса таким, что, например, роботы тебе какие-то услуги выполняют, летают машины, как в «Пятом элементе», добавляются, там не знаю, новые профессии. То есть появляется такая работа, не знаю, связанная с Интернетом, связанная с 1Т-технологиями и так далее. Таким вот я вижу свой регион.

Все участники фокус-групп разделяют убеждение в необходимости модернизации имиджа Кузбасса:

- Мне кажется, сейчас мы должны избавляться от какого-то . такого прошлого. Ну то есть раньше у нас в регионе сложилось, что у нас такой отсталый регион, где до сих пор отдельно какие-то союзно-советские взгляды... То есть говорили даже «коммунизм в отдельно взятом регионе» - кто-то прям говорил. И в то время, когда у нас был другой губернатор . И сейчас начали выходить на какие-то передовые. Более своевременные . Я даже не знаю, что . Ну в общем избавляться от того, что мы какой-то . СССР-овский регион.

Развитие инфраструктуры видится как очень важное условие улучшения имиджа Кузбасса:

- Развитие инфраструктуры в плане торговых центров вообще, в принципе в медицине - чтоб не ездить в Красноярск. Просто, чтобы он превратился из деревни в город.

Высказывались мнения о том, как видят Кузбасс и его жителей жители других регионов:

- В старших классах я часто ездила за пределы региона и общалась с разными людьми из разных регионов России, когда я говорила, что я из Кемерова, они: «Откуда-откуда?», - говорю: «Ну, Кузбасс, рядом с Новосибирском», - потом удивлялись: «А вы там нормальные? Вы обычные адекватные люди, с которыми можно разговаривать?» Это я, конечно, утрирую, но складывается такое, видимо, мнение о нас, что мы из какой-то глубинки . Не могу сказать плохого, но кажется, что мы не знаем, что происходит в мире, что происходит вокруг. Такие сидим в своей тайге и не видим света белого. То есть я могу сказать, что у многих складывается такое мнение, и потом, когда встречаются с кузбассовцем: «Ой, да вы, кажется, обычные».

Убеждены участники фокус-групп в необходимости развивать туристическую отрасль и туристический имидж Кузбасса:

- Еще я думаю, что нужно дальше развивать туризм. Несколько лет назад была такая волна про Шерегеш, про Таштагол, когда Валуев планировал активно именно туризм в Шерегеше. Была вся эта волна с Йети -со Снежным человеком - поэтому нам нужно продолжать эту тему развивать.

Учитывая мнения респондентов, мы полагаем, что, по всей вероятности, именно туризм мог бы стать основой будущего имиджа Кузбасса и дополнить старый имидж угольного края.

С нашей точки зрения, с опорой на полученную нами в ходе работы фокус-групп информацию о сложившемся и желаемом имидже региона у студентов необходимо разработать программу воспитательной работы среди студенческой молодежи, целью которой являлось бы формирование позитивного имиджа Кузбасса, развитие кузбасского патриотизма и гордости за свой регион. Данную работу следует проводить в течение учебного года у студентов разных направлений подготовки как в ходе организации воспитательных мероприятий, так и через социальные сети, прежде всего популярные в студенческой среде «ВКонтакте» и «Инстаграм». Частью этой программы может являться организованная среди студентов дискуссия на тему «Роль молодежи в создании будущего Кузбасса». Необходимо использовать группы КемГУ и других вузов региона в социальных сетях для организации информационно-воспитательной кампании «Горжусь Кузбассом», сообщения которой будут посвящены знаменитым кузбассовцам и выпускникам КемГУ, достопримечательностям, истории реги-

она. Другие воспитательные мероприятия могут включать проведение праздника под названием «КемГУ - будущее Кузбасса!», создание с участием студентов достопримечательности, такой например, как скульптура «Кузбасс - сердце России», организацию флешмоба «300 лет - возраст расцвета Кузбасса» с участием студентов КемГУ в исторических и футуристических костюмах, конкурса в социальных сетях на лучший слоган для Кузбасса и Кемеровского государственного университета, конкурса селфи в социальных сетях на фоне различных значимых объектов Кузбасса и университета. Активное участие студентов в перечисленных мероприятиях позволит сформировать у них позитивную самоидентификацию с Кузбассом, осознание своей сопричастности судьбе и будущему региона.

Заключение

Таким образом, в сознании молодежи Кузбасса складывается определенный позитивный имидж будущего региона, несмотря на все проблемы, респонденты сохраняют надежду на будущее и отчетливо понимают роль молодого поколения в формировании этого будущего.

На основании проведенного исследования реального и желаемого имиджа Кузбасса мы приходим к выводу, что в настоящее время необходимо диверсифицировать образ региона и, сохраняя существующие ассоциации, связанные с углем как традиционным богатством области, делать дополнительный акцент на экологической и социальной составляющих имиджа, на развитии туризма, культуры, спорта, высоких технологий как на новых и перспективных аспектах будущего имиджа территории. Кемеровский государственный университет как сосредоточение талантливой молодежи, квалифицированного научно-преподавательского состава и передовых технологий может сыграть ключевую роль в коррекции сложившегося образа региона.

При коммуникации, направленной на управление имиджем территории, нужно опираться не только на традиционные каналы воздействия на аудиторию, но и активно использовать возможности, предоставляемые Интернетом и социальными сетями, а также

мессенджерами, поскольку именно эти новые средства коммуникации и новые медиа дают возможность ведения продуктивного диалога с молодежной аудиторией, которая видится нам ключевой в процессе формирования имиджа региона. Предлагаемые рекомендации по воспитательной работе со студентами позволят сформировать желаемый имидж Кузбасса у студенческой молодежи.

Литература

1. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз. М., 2003. С. 416.

2. Кузбасский йети: легенды о снежном человеке [Электронный ресурс] // Свободная энциклопедия края. URL: https://wiki-kuzbass.ru/articles/istoriya/kuzbasskii-ieti-legendy-o-snezhnom-cheloveke/ (дата обращения: 12.06.2020).

3. Рещикова И. П. Шахтерская территория как региональный бренд // Вестник КемГУ 2010. № 1 (41). С. 119-125.

4. Рещикова И. П. Шахтерская территория как региональный бренд // Вестник КемГУ 2010. № 1 (41). С. 120-121.

5. Группа «Пиарщики и маркетологи России» [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/groups/pressuha/ permalink/2650772944996682/ (дата обращения: 12.06.2020).

6. Бренд «Кузбасская кухня» - от выигранного гранта в рамках вуза до формирования гастрономического облика Кузбасса [Электронный ресурс]. URL: https://kemsu.ru/news/4343-ot-vyigrannogo-granta-v-ramkakh-programmy-razvitiya-kemgu-do-formirovaniya-gastronomicheskogo-oblika/ (дата обращения: 12.06.2020).

References

1. Jefkins F., Yadin D. Pablik rilejshnz [Public relations]. Moscow, 2003, pp. 416. (In Russian).

2. Kuzbasskiy yeti: legendy o snezhnom cheloveke [Kuzbass Yeti: Legends of the Bigfoot]. Free Encyclopedia of the Territory. Available at: https://wiki-kuzbass.ru/articles/istoriya/kuzbasskii-ieti-legendy-o-snezhnom-cheloveke/ (accessed 12.06.2020). (In Russian).

3. Reshchikova I. P. Shakhterskaya territoriya kak regional'nyy brend [Mining territory as a regional brand]. Bulletin of Kemerovo State University, 2010, no. 1 (41), pp. 119-125. (In Russian).

4. Reshchikova I. P. Shakhterskaya territoriya kak regional'nyy brend [Mining territory as a regional brand]. Bulletin of Kemerovo State University, 2010, no. 1 (41), pp. 120-121. (In Russian).

5. Gruppa «Piarshchiki i marketologi Rossii» [Group «PR people and marketers of Russia»]. Available at: https://www.facebook.com/ groups/pressuha/permalink/2650772944996682/ (accessed 12.06.2020). (In Russian).

6. Brend «Kuzbasskaya kuhnya» - ot vyigrannogo granta v ramkah vuza do formirovaniya gastronomicheskogo oblika Kuzbassa [Brand "Kuzbass Kitchen" - from the won grant within the university to the formation of the gastronomic image of Kuzbass]. Available at: https://kemsu.ru/news/4343-ot-vyigrannogo-granta-v-ramkakh-programmy-razvitiya-kemgu-do-formirovaniya-gastronomicheskogo-oblika/ (accessed 12.06.2020). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.