iLOVING( любящая) I САШ^(заботливая) iLOVE( любовь) I МОМ(мама) ■ ГАТНЕЩотец) NUTURING(Bocnm-arne) БЕАК(медведь) RELIGION(религия)
Рис. 3. Структура английского ассоциативного поля MOTHER
близкий человек на свете' 5; шынчы 'верная', чуртталгам 'жизнь моя', монге назын 'вечная жизнь', чырык хун 'яркое солнце', аа сут 'первое молоко', паштаныкчы 'кухарка'.
Ассоциативное поле слова-стимула МАТЬ: любимая 39, любовь 39, добрая 15, красивая 3, заботливая 3, забота 3, умная 3, спасибо, чебурек, молодец, платок, сказки, руки, мягкосердечная, родной дом, горжусь.
Ассоциативное поле слова-стимула MOTHER: loving 'любящая', caring 'забота', love 'любовь', mother 'мама', strong 'сильная', warm 'теплая', kind 'добрая', woman 'женщина', bear 'медведь', religion 'религия', happy 'счастливая', lady 'леди', to advice 'советовать'.
Для сопоставительного анализа структуры приведенных АП в трех языках рассмотрим данные соответствующих диаграмм.
Анализ содержания и соотношения данных, приведенных в диаграммах, позволяет прийти к выводу о наличии общей когнитивной линии позитивной концептуализации образа матери
Библиографический список
в трех лингвокультурах. Частотными в трех АП являются реакции, связанные с любовью, заботой и добротой. Специфика ассоциативных стратегий связана с наличием оппозитивной стратегии 'mother- father' и упоминание религии (возможно, в коннотации с такой реакцией как nurturing 'воспитание' только в английском АП). Интеллектуальная позитивная оценка представлена только в русском АП - умная. Особенность тувинской линии ассоциирования связана с преобладанием частотных сенсорных оценочных реакций для характеристики матери: чымчак 'мягкая', чылыг 'теплая', а также интенсификаторов оценки в форме дополнительной усилительной лексемы эн-не чоок кижи 'самый близкий человек на свете' и реакций метафор чырык хун ('яркое солнце'), чуртталгам 'жизнь моя'. Продолжение исследования связано с задачами по пополнению банка тувинских и русских ассоциативных данных и проведению кон-трастивного изучения АП других слов-стимулов из семантической группы СЕМЬЯ.
1. Боргоякова Т.Г., Покоякова К.А. Антонимические отношения в ассоциативно-вербальной репрезентации носителей хакасского, русского и английского языков. Вопросы психолингвистики. 2016; Выпуск 28: 72 - 87.
2. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. Москва: Российский государственный гуманитарный университет, 2007.
3. Уфимцева Н. В. Языковое сознание: динамика и вариативность. Москва: Калуга, 2011.
4. Боргоякова Т.Г. Человек и его социальное пространство в хакасском языковом сознании. Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017; 3: 50 - 57.
5. Газизова Ю.С. Репрезентация образа матери в российской ментальности. Диссертация кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2015.
6. Nelson D.L., McEvoy C.L., & Schreiber T.A. (1998). The University of South Florida word association, rhyme, and word fragment norms. Available at: http://www.usf.edu/FreeAssociation/
7. Толковый словарь русского языка. Москва, 1999.
8. Webster's new world dictionary. Oxford & IBH publishing CO. 1975 New Delhi P. 490.
9. Русско-тувинский словарь. Москва, 1988.
10. Новый Большой англо-русский словарь. Москва, 1999.
11. Тувинско-русский словарь. Available at: http://www.classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-16175.htm
References
1. Borgoyakova T.G., Pokoyakova K.A. Antonimicheskie otnosheniya v associativno-verbal'noj reprezentacii nositelej hakasskogo, russkogo i anglijskogo yazykov. Voprosy psiholingvistiki. 2016; Vypusk 28: 72 - 87.
2. Zalevskaya A.A. Vvedenie vpsiholingvistiku. Moskva: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 2007.
3. Ufimceva N. V. Yazykovoe soznanie: dinamika i variativnost'. Moskva: Kaluga, 2011.
4. Borgoyakova T.G. Chelovek i ego social'noe prostranstvo v hakasskom yazykovom soznanii. Tomskij zhurnal lingvisticheskih i antropologicheskih issledovanij. 2017; 3: 50 - 57.
5. Gazizova Yu.S. Reprezentaciya obraza materi v rossijskoj mental'nosti. Dissertaciya kandidata filologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2015.
6. Nelson D.L., McEvoy C.L., & Schreiber T.A. (1998). The University of South Florida word association, rhyme, and word fragment norms. Available at: http://www.usf.edu/FreeAssociation/
7. Tolkovyjslovar'russkogo yazyka. Moskva, 1999.
8. Webster's new world dictionary. Oxford & IBH publishing CO. 1975 New Delhi P. 490.
9. Russko-tuvinskijslovar'. Moskva, 1988.
10. Novyj Bol'shoj anglo-russkijslovar'. Moskva, 1999.
11. Tuvinsko-russkijslovar'. Available at: http://www.classes.ru/all-tuva/dictionary-tuva-russian-term-16175.htm
Статья поступила в редакцию 20.09.18
УДК 81'42
Melnik N.V., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Makrushina Yu.A., MA student, Kemerovo State University (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]_
THE FIGURE OF KUZBASS IN THE ORDINARY LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF A STUDENT. The work is supported by grant № 18-412-420003 р_а "Kuzbass: Complex Cognitive-discursive Study of the Regional Image" from the Russian Foundation for Basic Research and the government of Kemerovo region, Russian Federation. The article reveals a problem of thematic contents of the Kuzbass figure in the ordinary language consciousness of students on the material of the students compositions in Kemerovo
District. With the help of a discourse analysis, five thematic blocks are identified in works of the experiment participants: natural conditions, 7 wonders of Kuzbass, population, economy, historical facts and events. The presented material allows making a conclusion that the figure of Kuzbass, reconstructed on the material of the works of the students' compositions, is a result of information impact of the social institution like school and the result of the work of teachers, parents and students themselves. The purpose is to consolidate the "positive" image of Kuzbass in the regional picture of the world as a result of patriotic education of the younger generation.
Key words: common linguistic sense, metalanguage sense, figure of region, image.
Н.В. Мельник, д-р филол. наук, проф. Кемеровский государственный университет, г. Кемерово,
Е-mail: [email protected]
Ю.А. Макрушина, магистрант, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово, Е-mail: [email protected]
ОБРАЗ КУЗБАССА В ОБЫДЕННОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКА
Работа выполнена при финансовой поддержке фонда РФФИ и Кемеровской области, проект № 18-412-420003 р_а «Кузбасс: Комплексное когнитивно-дискурсивное исследование образа региона».
В статье раскрывается проблема тематического наполнения образа Кузбасса в обыденном языковом сознании школьника на материале сочинений учащихся школ Кемеровского района. С помощью проведённого дискурс-анализа в работах участников эксперимента было выявлено пять тематических блоков: природные условия, 7 чудес Кузбасса, население, экономика, исторические факты и события. Представленный материал позволяет сделать вывод, что образ Кузбасса, реконструированный на материале сочинений школьников, - результат информационного воздействия социального института - школы, результат работы учителей, родителей и самих учащихся. Цель - закрепление в региональной картине мира «положительного» образа Кузбасса как результата патриотического воспитания подрастающего поколения.
Ключевые слова: обыденное языковое сознание, метаязыковое сознание, образ региона, имидж.
Изучение позиционирования, представления регионов России в настоящее время всё чаще становится объектом исследования разнообразных научных направлений от экономики и связей с общественностью до лингвистики и психологии. Рассмотрение репрезентации образов регионов Сибири в данном направлении занимает особое место. Множество устаревших стереотипов, в том числе и сложившихся за рубежом, об одном из крупнейших регионов не позволяют объективно воспринимать современное место и роль Сибири в формировании образа России в целом.
Образ Сибирского региона собирательно складывается из образов входящих в него субъектов, поэтому сегодня внимание исследователей направлено на изучение вопросов имиджа и политики позиционирования (Е.В. Беликова (2011); М.В. Терских, Е.Д. Маленова (2015); Е.А. Никитина (2011, 2013); И.А. Суш-ненкова (2010); В.С. Морозова (2010); И.А. Василенко (2011); И.А. Люлько). В связи с этим в лингвистической науке предпринята попытка разграничить понятия «образ» и «имидж». В работе Е.С. Кубряковой отмечается, что «имидж - это то, кем или чем хочет выглядеть (казаться) объект в глазах окружающих, это специально и даже нередко искусственно создаваемый образ, необходимый его носителю по тем или иным причинам и отвечающий стереотипным или прототипическим представлениям о том, кем или чем должен являться этот объект на деле» [1, с. 10]. Таким образом, имидж - это нечто искусственное, специально созданное для каких-либо целей представление об объекте. Формирование внутреннего и внешнего имиджа региона - важная в теоретическом и прикладном планах задача для субъектов Российской Федерации. Лингвистов же в первую очередь интересуют языковые механизмы формирования имиджа, а также собственно лингвистические методики реконструкции уже сложившегося образа региона.
Доминирующим материалом для изучения регионального образа является его рассмотрение посредством СМИ различного уровня [2; 3], авторами материалов в которых выступают экономические аналитики, профессиональные журналисты, являющие собой пример так называемой профессиональной языковой личности. Однако важным, на наш взгляд, остается представление региона в обыденном языковом сознании. Для того чтобы создавать имидж территории, необходимо сначала изучить существующее «положение дел», понять сильные и слабые стороны сложившегося в региональной картине мира представления о территориальном объекте. Это даст возможность нейтрализовать отрицательные стороны образа и усилить его положительные черты.
Под обыденным языковым сознанием, вслед за Н.Д. Голевым, мы понимаем совокупность в разной степени осознанных представлений рядовых носителей языка о самом языке в его разных проявлениях [4]. Н.Д. Голев указывает, что нередко (а точнее - регулярно) метаязыковое сознание выходит на поверхность в форме осознанной рефлективной деятельности ря-
довых носителей языка, объектом которой выступает сам язык, речь, языковое сознание и языковая личность. По Н.Д. Голеву, метаязыковое сознание включает гносеологический аспект (сознательные размышления личности о языке, осознанная рефлективная деятельность) и онтологический аспект (реальные автоматизированные навыки по использованию языка) [4]. А потому оно является фундаментальной категорией, влияющей на разные сферы человеческой жизни: и на повседневное общение, и на сферу образования, и собственно на саму науку лингвистику. «Все это позволяет говорить о метаязыковом сознании как крупном самостоятельном объекте лингвистического (и не только) изучения и, возможно, о самостоятельной лингвистической дисциплине - разделе лингвистической гносеологии» [4]. В свою очередь все это делает возможным обращение к данным языкового и метаязыкового сознания как к лингвистическому источнику, обладающему мощным гносеологическим потенциалом.
В своей работе А.Н. Ростова определяет метаязыковое сознание как «совокупность знаний, представлений, суждений о языке, элементах его структуры, их формальной и смысловой соотносительности, функционировании, развитии, о собственных речевых тактиках и т. д.» [5, с. 47].
«Отраженное в метаязыковой рефлексии обыденное сознание демонстрирует понимание человеком мира, его систему ценностей, социальных, культурных, коммуникативных предпочтений, речеязыковых норм. Рефлексия выявляет объем и глубину знаний о мире, о культуре, о языке, которые неодинаковы для разных индивидов и разных общностей людей (языковых, социальных, профессиональных)» [6, с. 4]. При этом сама метая-зыковая рефлексия может носить как чувственно-интуитивный, так и рационально-логический характер, а её результаты могут типизироваться на лингвоперсонологических основаниях.
Актуальность изучения образа Кузбасса посредством анализа материалов сочинений учащихся с 3 по 11 класс поможет сформировать представление о регионе, существующее в обыденном языковом сознании, которое выявляется в использовании ими определенного набора ключевых слов, смысловых тематических единств. Активное появление в последнее время лингвистических работ, трактующих значение национально-географических концептов, имиджа определенных территорий подтверждает актуальность темы нашего исследования.
Для получения материалов исследования был проведен эксперимент, в рамках которого учащимся школ Кемеровского муниципального района с 3 по 11 класс, всего 32 человека, было предложено написать сочинение на тему: «Кузбасс -край, в котором я живу». Участникам заранее было известно, что они не ограничены во времени и выбор более узкой темы также не ограничивался: от описания природы родного края до создания словестного портрета человека, который собой мог бы олицетворять Кузбасс. Пользоваться какими-либо справочными материалами во время написания работ школьникам было запрещено.
В результате проведенного эксперимента было получено 32 сочинения, для объективности анализа материала, а также с целью выявления возможных трансформаций наполнения выделяемых тематических блоков, работы были разделены на три группы в зависимости от возраста автора: 1. 3-4 классы; 2. 5-8 классы; 3. 9-11 классы.
Стоит отметить, что понятие «образ» в настоящей статье понимается как совокупность средств репрезентации (описание значений, функций, словесной формы подачи) объекта восприятия - Кузбасса. Для реконструкции названного образа в исследовании применялся метод дискурс-анализа, в рамках которого проводится выявление в текстах актуальных антонимических противопоставлений [7]. Важным для нас представляется выбор автором темы для своего сочинения. Образ региона в работах собирательный, в процессе анализа нами было выявлено 5 тематических блоков: природные условия, 7 чудес Кузбасса, население, экономика, исторические факты и события. Каждый из названных блоков имеет свою структуру и наполняется конкретными данными (примерами), имеющими отражение в текстах сочинений.
Первый блок - «природные условия», в котором мы выделили следующую структуру:
а) природа (общие высказывания о природе Кузбасса): «В любое время года природа Кузбасса радует сердце» (1). Здесь и далее номер в скобках означает возрастную группу автора иллюстрационного материала); «(Сколько здесь лесов, рек, полей!» (2); «Мой край богат лугами, лесами, рощами, горами и реками: всё это не на шутку завораживает своим великолепием» (3).
б) флора (описание деревьев, трав, «лесных даров»): «Есть такое дерево... Это русская берёза!» (1); «(Очень много берёзовых лесов. И ещё у нас есть такие деревья как сосна, пихта, ель, лиственница, кедр, осина. Из растений: Пион уклоняющийся» (2); «А как шикарны наши леса, как они богаты разнообразием грибов, шишек и ягод, а ароматом леса невозможно надышаться» (3).
в) фауна (описание животных Кузбасса): «Водятся в чистой воде окуни и щуки, пескари и язи, ерши и даже налимы» (1); «А также довольно много видов животных, таких как лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук и другие». (2); «Пёстрые спины/Животные таёжных/ Вдыхают в леса незаметную жизнь... Здесь воронов грай/Услаждает нам ухо» (3).
г) гидросфера (авторы сочинений обращаются не только к описанию красот и долин рек области - Томи, Чулыма, Чумы-ша, Яи, Кии, но и представляют функциональное использование водных артерий региона): «Моя самая любимая река в нашей области - Кия» (1); «Томь утоляет жажду городов и посёлков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, она транспортный путь и источник электроэнергии. Она - основа рыбного хозяйства» (2); «(Прекрасные водопады, озёра, чистейшие ручьи и реки» (3).
д) географические условия, ландшафт (описание местности, в которой расположен Кузбасс): «На берегах Кии возвышаются живописные скалы, множество пещер и водопадов. Река протекает через горные, равнинные местности, через тем-нохвойную тайгу» (1); «Верхнее течение реки бурное, а нижнее - спокойное и идеально подходит для катания на лодках и рыбной ловли» (2); «Есть небольшая гора, а на самом верху её растут разные деревья» (3).
е) природные ресурсы (описание природных богатств региона. Тематическое единство актуально во второй группе сочинений): «.несметные богатства недр - каменный и бурый уголь, железные, марганцевые, алюминиевые, медные и другие руды, золото, мрамор и другие строительные материалы...» (2).
Таким образом, наполнение блока «природные условия» во всех возрастных группах идентично. Природные ресурсы, которыми богата область, красоты рек, озер, ландшафта для школьников являются репрезентирующими элементами образа Кузбасса.
Второй блок - «7 чудес Кузбасса». Стоит сказать, что в 2012 году в преддверии празднования 70-летия области проводился областной конкурс «Семь чудес Кузбасса», по итогам которого были выделены семь наиболее значимых культурно и исторически объектов, расположенных на территории области. Набор «чудес» в работах школьников преимущественно не отличается от того, что был выделен по итогам конкурса.
а) обобщённые знания о чудесах Кузбасса (авторы перечисляют «чудеса», но не описывают их. Актуально во второй и третьей возрастной группе): «(В Кузбассе есть более 40 известных достопримечательностей: Томская писаница, красная горка, Парк Йети, памятник реке Томь, музей Боевой славы и т.д.» (2); «Множество исторических мест так же есть в моём крае, такие как: «Кузнецкая крепость» - памятник истории, военно-инженерного искусства и архитектуры, памятник природы - «Азасская пещера», монумент «Память шахтёрам Кузбасса» является символом героического труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса» (3).
б) Кузнецкий Алатау («Поднебесные Зубья», описание горного массива Кузнецкого Алатау): «Последний пункт оказался самым прекрасным местом в мире - Поднебесные Зубья». (1); «Поднебесные Зубья - одно из живописнейших горных районов Кузнецкого Алатау». (2); «Говорят, что, побывав в горах Кузнецкого Алатау, влюбляешься в эти места на всю жизнь...» (3).
в) Томская Писаница: «... второе чудо - Томская Писаница, находящаяся в Яшкинском районе...» (1); «На удивительной территории Томской писаницы можно не только узнать много нового и интересного, но и увлекательно провести время». (2); «По моему мнению, Томская писаница - самое лучшее место для детей, потому что здесь можно узнать, а самое главное, увидеть, как жили наши предки» (3).
г) Азасская пещера: «Следующий лепесток нас отправляет в Таштагольский район посмотреть четвёртое чудо -Азасская пещера». (1); «Памятник природы «(Азасская пещера» расположен в дремучей тайге, в 18 км от посёлка Усть-Кабы-рза...» (2); «(Самое загадочное место для меня - это Азасская пещера» (3).
д) Кузнецкая крепость: «Четвёртое чудо Кузбасса является символом Новокузнецка - Кузнецкая крепость» (1); «Кузнецкая крепость - памятник истории военно-инженерного искусства и архитектуры федерального значения» (2); «Седьмое чудо Кузбасса - это ещё один музей-заповедник «Кузнецкая крепость» (3).
е) Скульптура «Золотая Шория»: «... полюбоваться пятым чудом Кузбасса - это Скульптура «(Золотая Шория» (1); «Скульптура «Золотая Шория» воздвигнута на высоком холме по берегу реки Кондома в городе Таштагол» (2); «Мне понравилась скульптура «(Золотая Шория» (3).
ж) г. Мариинск: «Под ними на этот раз сиял разноцветными огнями Мариинск - старейший городок...» (1); «(Мариинск -старейший и уникальный город, которому уже 300 лет» (2); «Пятым чудом Кузбасса можно по праву назвать город Мари-инск» (3).
з) Монумент «Память шахтёрам Кузбасса»: «...монумент шахтёра, держащего в руках пылающий уголёк-сердце» (1); «Монумент «Память шахтёрам Кузбасса» установлен в городе Кемерово...» (2); «Я хочу выделить монумент «Шахтер Кузбасса» (3).
и) отдельные случаи: автор отдельного сочинения выделяет 8 чудо Кузбасса («... ещё одно, самое важное, по моему мнению, восьмое чудо Кузбасса. Это люди, проживающие в данном регионе». (3), а также выделяет посёлок Шерегеш в отдельное «чудо»: «Посёлок Шерегеш, расположенный в Таштаголь-ском районе Кемеровской области» (3). В некоторых сочинениях отмечается выделение местных достопримечательностей: «Есть лесная дорожка, которая называется Пирожкова. А дорога, ведущая в поля, называется Каменская. Есть красивое место Орелка. У нас даже есть свои «Карпаты»». (2); «Хаскилэнд - это место, где можно вдоволь наиграться с собаками и другой живностью» (3).
Проанализировав наполнение тематического блока «7 чудес Кузбасса», можно сделать вывод, что в своих сочинениях авторы опирались на имеющиеся у них обобщённые знания о «семи чудесах» региона. Дополнить или уменьшить этот список решились только два-три автора, что свидетельствует о возможном отсутствии лингвокреативной способности, неумении проводить аналогии. Таким образом, Кузбасс позиционируется как регион с богатой историей, имеющий ресурсы для обеспечения отдыха не только для жителей области, но и для гостей из других регионов.
Выделение тематического блока «население» возможно в работах второй и третьей возрастной групп.
а) известные личности, имена которых связаны с историей Кемеровской области (Школьники назвали в своих сочинениях имена людей, живших в разные исторические эпохи: от Михай-ло Волкова и императрицы Марии Александровны до Алексея
Леонова и Евгения Гришковца): «Известный скульптор Эрнст Неизвестный создал памятник погибшим шахтёрам Кузбасса» (2); «Кто не знает имён поэтов: Василия Фёдорова, чьё имя носит областная библиотека, Г. Е. Юрова, написавшего гимн Кузбассу, И.М. Киселёву, члена Союза писателей СССР с 1970 г.... М. Небогатов, Е.С. Буравлёв и А.М. Береснев, и писатель Волошин А.Н. Кто не знает членов Союза художников А.П. Тарнавскую, П.А. Чернова, знаменитых народных художников России, а также Бориса Штоколова, А К. Боброва» (3).
б) люди - гордость Кузбасса: «А ещё самой настоящей гордостью нашего края являются самые обыкновенные люди, пенсионеры, отдавшие все силы на благо родного края, страны и ветераны Великой Отечественной войны, рисковавшие своей жизнью ради нас, живущих в мире» (2); «Шахтёр, весь в поту/ И весь в угольной пыли, /Сердца огнём в топках пламя зажег... КУЗБАСС - моя родина,/Родина сильных - /Не терпит ни трусов, ни жадных душой» (3).
в) отдельные случаи. В ходе анализа работ второй группы были выделены некоторые высказывания, тематика которых не в полной мере соответствует уже выделенным тематическим единствам внутри блока:
- «дела людей» (описание действий местных жителей по отношению к своей земле, к своему селу): «Люди тоже вносят свой вклад в процветание родины. Они заботятся о своей земле. <...> Люди охраняют исторические памятники и памятники природы» (2);
- численность населения (прямое указание численности населения в селе): «Сейчас здесь проживает около четырёх тысяч человек» (2);
- национальности (перечисление национальностей, которые живут в родном селе): «Село многонациональное. Русские, белорусы, татары, украинцы, немцы, таджики, чуваши...» (2); «...проживает более 100 народов и народностей. ... памятники коренных народов Кузбасса (шорцы, телеуты, калмыки)...» (2);
- политики (оценка губернатора как личности и как политика одновременно): «Я разделяю мнение нашего мудрого губернатора...» (2).
Таким образом, анализ блока «население» показывает, что осмысление данной категории происходит только в более осознанном возрасте. Упоминания известных личностей, чья судьба связана с Кузбассом и тех, кто каким-либо образом повлиял на развитие региона, а также воспевание шахтёрского труда, высказывание восхищения о чертах характера жителей позволяет сформировать «человеческий» облик области.
Блок «экономика» имеет следующую структуру:
- значение Кузбасса в экономике (информация о добычи полезных ископаемых, общее состояние экономики региона): «Сегодня Кемеровская область - это центр угольной промышленности» (2); «На сегодняшний день в Кузбассе обогащают 153 миллиона тонн угля. В Кемеровской области добывают самую лучшую, ценную породу угля <...>» (2); «И по сей день Кузбасс является одним из наиболее значимых в экономическим отношении регионов России» (3).
- инфраструктура (описание развитие Кузбасса в отношении его социальной привлекательности): «Имеется много магазинов, аптека, кафе, ателье, два садика. клуб, большая школа. Совсем недавно открыли парк «Победы». (2); «В нашем уникальном краю очень много здравниц. Всегда есть возможность приятно отдохнуть, не покидая пределов Кузбасса» (2).
Итак, выделение блока «экономика» свидетельствует о том, что авторы сочинений считают важным рассмотрение региона в его экономической привлекательности. Кемеровская область в работах школьников рассматривается как центр угледобывающей, металлургической и химической промышленности, что обусловлено общими знаниями об экономике Кузбасса. Наполнение компонента об инфраструктуре региона является косвенным указателем на благополучие развития области.
Следующий блок, который мы выделили по итогам анализа сочинений - «исторические факты и события»:
а) отражение событий с прямым указанием даты (временные рамки дат колеблются от IV-III тысячелетия до нашей эры до
Библиографический список
истории современного Кузбасса. Даты, как правило, связаны с трагедиями на угольных предприятиях области, либо с историей развития региона вообще): «Один из примеров этому авария в шахте «Ульяновская» в 2007 году где погибли все, кто находился под землёй. Кузнецкая крепость была построена на Вознесенкой горе в 1800-1820 годах по распоряжению Павла I как часть Сибирской линии для защиты Южной Сибири от агрессивных планов Цинского Китая, а в 1991 году на территории Кузнецкой крепости был открыт музей-заповедник «Кузнецкая крепость» (2).
б) факты истории (описание исторических событий без указания даты): «Колчаковские войска проходили через село, сожгли церковь, убили батюшку. Потом коллективизация, строительство социализма, Великая Отечественная война. Двести человек погибли на полях сражений» (2); «Своё название область получила в годы войны... 332 тысячи наших земляков бились с фашистами, и каждый третий из них пропал без вести или погиб... Металлурги Кузбасса за годы войны поставили несколько непревзойдённых мировых рекордов» (3).
Данный блок играет ведущую роль в формировании мнения об области как региона с историческими традициями.
Стоит сказать и об отдельных случаях, которые сложно выделить в определенные тематические блоки:
- Актуализация личностного начала. Во всех проанализированных работах явно выражено личностное начало (использование форм глаголов в форме 1-го лица единственного числа, местоимения «я» и т.д.), которое выражается по отношению к любому предмету речи, например, к природе: «Моя самая любимая река в нашей области - Кия» (1); «Я счастлива, что родилась там, где я родилась. Моя родная природа подарила мне веру в лучшее, умение видеть настоящую красоту... » (2). Авторы высказываются о своей гордости и любви к региону: «Я горжусь её (родины) достопримечательностями, людьми. <...> Я горжусь своей родиной и желаю, чтобы она была, жила и процветала». «Я предпочитаю говорить Кузбасс, потому что в этом названии кроется уникальность нашего региона» (2). Призывают к сохранению богатств области: «А для этого, прежде всего нам, нужно заботиться о своём крае, относиться к нему так, как мы относимся к своему собственному дому» (1); «Жители великой страны, с огромными и богатыми просторами, давайте сохраним нашу родную землю! Давайте беречь её от нас самих, от наших поступков, которые приводят к гибели красоты, созданной для нашего же наслаждения!» (2).
- Авторы сочинений рассматривают в работах и альтернативные обозначения Кузбасса: «Край шахтеров», «край металлургов», «край химиков» называют наш родной Кузбасс» (1); «Кузница ресурсов и кузница важных и нужных людей» (2); «...определение для нашего края, как Всесоюзная кочегарка... испытательный полигон России. Речь идёт о том, что это край лагерный, куда ссылают преступников со всей страны» (3).
- Стоит отметить и попытки объяснить происхождение топонимов: «Кузнецкий угольный бассейн - один из крупных угольных месторождений в мире, отсюда и гордое название -Кузбасс» (3). «Кузбасс - Кузнецкий угольный бассейн» (3). «Насколько мне известно, название этой деревне дали такое, потому что в окрестностях растут осины» (3).
Представленную тематическую структуру образа Кузбасса нельзя назвать полной и закрытой, поскольку, по нашему мнению, в зависимости от участников эксперимента (возрастные различия, социальный статус респондентов) количество блоков, а также их наполнение будет различно.
Образ Кузбасса, реконструированный на материале сочинений школьников, - результат информационного воздействия социального института - школы, результат работы учителей, родителей и самих учащихся. Цель - закрепление в региональной картине мира «положительного» образа Кузбасса как результата патриотического воспитания подрастающего поколения. В перспективе предполагается провести исследование, позволяющее сравнить полученные результаты с представлениями о регионе других социальных групп.
1. Кубрякова Е.С. К определению понятия имиджа. Вопросы когнитивной лингвистики. 2008; Выпуск 1: 5 - 11.
2. Медиаобраз сибирского региона: лингвокогнитивное моделирование. М.В. Терских, Е.Д. Малёнова. Омск: ЛИТЕРА, 2015.
3. Малышева Е.Г. Формирование медиаобраза региона в федеральных телевизионных СМИ (на материале текстов об Омске). Научный диалог. 2016; Выпуск 12: 134 - 144.
4. Голев Н.Д. Обыденное метаязыковое сознание: онтологические и гносеологические аспекты. Available at: http://rudocs.exdat.com/ docs/index-391405.html
5. Ростова А.Н. Обыденное метаязыковое сознание: статус и аспекты изучения. Межвузовский сборник научных статей. Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2008: 45 - 51.
6. Трикоз Э.Л. Обыденная метаязыковая рефлексия носителя русского языка второй половины XIX века: Диссертация ... кандидата филологических наук. Вологда, 2010.
7. Дейк ван Т.А., Кинч В. Стратегии понимания связного текста. Новое в зарубежной лингвистике. 1988; Выпуск 23: 25 - 41.
References
1. Kubryakova E.S. K opredeleniyu ponyatiya imidzha. Voprosy kognitivnojlingvistiki. 2008; Vypusk 1: 5 - 11.
2. Mediaobraz sibirskogo regiona: lingvokognitivnoe modelirovanie. M.V. Terskih, E.D. Malenova. Omsk: LITERA, 2015.
3. Malysheva E.G. Formirovanie mediaobraza regiona v federal'nyh televizionnyh SMI (na materiale tekstov ob Omske). Nauchnyjdialog. 2016; Vypusk 12: 134 - 144.
4. Golev N.D. Obydennoe metayazykovoe soznanie: ontologicheskie i gnoseologicheskie aspekty. Available at: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-391405.html
5. Rostova A.N. Obydennoe metayazykovoe soznanie: status i aspekty izucheniya. Mezhvuzovskijsborniknauchnyhstatej. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2008: 45 - 51.
6. Trikoz 'E.L. Obydennaya metayazykovaya refleksiya nositelya russkogo yazyka vtoroj poloviny XIX veka: Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Vologda, 2010.
7. Dejk van T.A., Kinch V. Strategii ponimaniya svyaznogo teksta. Novoe vzarubezhnoj lingvistike. 1988; Vypusk 23: 25 - 41.
Статья поступила в редакцию 06.08.18
УДК 81
Glukhikh N.V., Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Senior Lecturer, Head, Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
Mironova A.A., Doctor of Sciences (Philology), Academic Title of Senior Lecturer, Head, Department of Russian Language and Methods of Russian Language Teaching, South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), E-mail: [email protected]
SPECIFICITY OF IMPLEMENTATION OF THE CATEGORY OF TOLERANCE IN THE ADDRESS COMMUNICATION OF THE XVIII-XIX CENTURY. The article presents elements of the realization of a category of tolerance in Russian historical texts of business and journalistic style. The work indicates the influence of etiquette on the development of tolerance. The personal beginning in business communication is limited not only by the framework of the formulary, but also by the norms of the business document; in the emerging journalistic style, it manifests itself on a lexical and grammatical level. Anthropocentrism, heterogeneity of communicative characteristics, hierarchy, normativity, respectfulness, tolerance are common positions of written business and written public communication. The article is written on a real historical material, the authors use transliterated and adapted the archival documents of the Chelyabinsk and Kurgan state archives.
Key words: tolerance, anthropocentricity, etiquette, business letter, journalistic style, addressee, politeness.
Н.В. Глухих, д-р филол. наук, доц., Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
А.А. Миронова, д-р филол. наук, доц. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КАТЕГОРИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДРЕСНОЙ КОММУНИКАЦИИ XVIII - XIX ВВ.
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» № 1/308 по теме «Активные и интерактивные приемы обучения русскому языку как средство формирования профессиональных компетенций студентов педвуза в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога».
В статье представлены элементы реализации категории толерантности в русских исторических текстах делового и публицистического стиля. Выявляется воздействие этикетности на развитие толерантности. Личностное начало в деловом общении ограничено не только рамками формуляра, но и нормами делового документа; в формирующемся публицистическом стиле оно проявляется на лексическом и грамматическом уровне. Общими позициями письменного делового и письменного публичного общения являются антропоцентричность, неоднородность характеристик коммуникантов, иерархичность, нормативность, почтительность, толерантность. Статья написана на подлинно историческом материале, использованы архивные документы Челябинского и Курганского государственных архивов, транслитерированные и адаптированные авторами.
Ключевые слова: толерантность, антропоцентричность, этикетность, деловое письмо, публицистический стиль, адресат, вежливость.
Проблема толерантности изучается в различных областях науки: социологии, культурологии, обществознании, философии, лингвистике и др.
Одним из составляющих элементов толерантности является этикетность, ярко проявляющаяся в эпистолярном языке (деловом письме), публицистических жанрах (статье, письме, обращении, мнении специалиста, объявлении и др.).
Данные виды дискурса характеризуются сильным личностным началом, отражением особенностей конкретной языковой личности автора текста, целевой направленностью на конкретного адресата. Этикетность выявляется в структурных и формаль-
ных характеристиках как делового, так и публицистического текста XVIII - XIX вв., таких, как формулы обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения, предложения помощи.
Языковая вежливость - одна из центральных категорий лингвистической прагматики, это уровень отношений между участниками процесса письменного общения [1]. Пути достижения большей степени вежливости зависят от ситуативных и социальных параметров, этнокультуры, по-разному проявляющихся в эпистолярном деловом письме, деловом документе и рекламном тексте.