Научная статья на тему 'Соответствие Российской системы страхования вкладов международным «Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов»'

Соответствие Российской системы страхования вкладов международным «Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подмаркова А. С.

В данной статье проанализировано насколько российская система страхования вкладов отвечает «Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов» (далее также «Основополагающие принципы») [1], выработанных Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соответствие Российской системы страхования вкладов международным «Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов»»

СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ СТРАХОВАНИЯ ВКЛАДОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ «ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМ ПРИНЦИПАМ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СИСТЕМ СТРАХОВАНИЯ ДЕПОЗИТОВ»

© Подмаркова A.C.*

Государственный университет - Высшая школа экономики, г. Москва

В данной статье проанализировано насколько российская система страхования вкладов отвечает «Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов» (далее также «Основополагающие принципы») [1], выработанных Базельским комитетом по банковскому надзору и Международной ассоциацией страховщиков депозитов.

Работа над «Основополагающими принципами для эффективных систем страхования депозитов» была начата в июле 2008 г., когда Базельский комитет по банковскому надзору и Международная ассоциация страховщиков депозитов приняли решение о сотрудничестве в области их разработки. Пресс-релиз «Основополагающих принципов» для публичного обсуждения и замечаний состоялся 12 марта 2009 г, 18 июня 2009 г. состоялось их утверждение. В итоге «Основополагающие принципы» включили в себя 18 принципов, сгруппированных по блокам, которые требуют более детального рассмотрения и анализа.

Итак, первым принципом «Основополагающих принципов» провозглашена необходимость при создании или реорганизации системы страхования вкладов определения целей ее создания или функционирования. Как правило, основными целями, преследуемыми системами страхования депозитов, являются защита вкладчиков от риска потери их сбережений, а также поддержание стабильности финансовой системы государства. Помимо вышеуказанных целей создание системы страхования вкладов обычно косвенно преследует ряд иных целей, например, цели сокращения государственных расходов на проведение мероприятий по реструктуризации или ликвидации проблемных банков, повышения уровня конкуренции между государственными и частными банками, крупными и мелкими банками и т.д. Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ (далее также ФЗ «О страховании вкладов физических лиц», Закон) в первую очередь в п. 1 ст. 1 определены цели создания системы страхования вкладов: защита прав

* Аспирант кафедры Предпринимательского права.

и законных интересов вкладчиков банков Российской Федерации, укрепление доверия к банковской системе Российской Федерации и стимулирование привлечения сбережений населения в банковскую систему Российской Федерации. Таким образом, целью создания и функционирования российской системы страхования вкладов является поддержание стабильности такого важного сектора финансовой системы государства как банковский сектор.

Вторым принципом, провозглашенным в анализируемом документе, является минимизация «морального вреда» (moral hazard). Данный термин может быть переведен как «психология недобросовестности» или «психология авантюрного риска» [2, с. 39]. Проблема морального вреда состоит в том, что в случае включения банка в систему страхования вкладов у менеджеров банков и его акционеров возникает соблазн увеличивать рисковую составляющую операций банка. Она также проявляется в том, что слабые банки начинают использовать привлекаемые средства для покрытия своих убытков. Такое поведение банкиров становится возможным постольку, поскольку вкладчики, зная о гарантиях возврата их сбережений со стороны системы страхования вкладов, будут пренебрегать тщательным анализом финансового состояния их банка и отдадут предпочтение менее надежному банку, предлагающему более высокий по сравнению с остальными процент по вкладам. Фактически при такой ситуации происходит перекладывание рисков с менеджмента банка на систему страхования вкладов. Для решения проблемы морального вреда существует много способов. Что касается российской системы страхования вкладов и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», то он предусматривает ряд мер, направленных на снижение морального вреда: во-первых, устанавливается предельный размер возмещения депозитов. Согласно п. 2 ст. 11 Закона такой предел в редакции Закона от 13 октября 2008 г. составляет 700 тыс. рублей. При этом пунктами 3 и 4 статьи 11 Закона предусмотрен механизм, способствующий более равномерному распределению денежных средств населения по всей банковской системе: в случае их помещения в качестве вклада в один банк, возмещение по всем вкладам будет произведено пропорционально в пределах 700 тыс. рублей, в то время как, их размещение по разным банкам влечет защиту вклада в пределах этой же суммы, но уже в каждом банке. Наличие этих законодательно установленных механизмов на практике привело к тому, что и физические, и юридические лица - владельцы вкладов и счетов, чуть ранее узнавшие о проблемном состоянии своего банка в срочном порядке «дробят» свои «вклады», превышающие 700 тыс. рублей, путем заключения договоров дарения с родственниками - клиентами этого банка, займа со своими работниками - клиентами этого же банка, путем увеличения сумм дивидендов или заработных плат сотрудников, имеющих счета в этом банке, до установленного лимита. «Поскольку операции внутри одного банка

не требуют проведения денежных средств через корреспондентский счет, то даже отсутствие денег на корреспондентском счете банка не является техническим препятствием для выполнения платежного поручения по переводу денежных средств на счет подставного вкладчика, открытый в этом же банке. Конечно, все эти операции невозможно осуществить без «содействия» работников банка»[3].

Близко к механизму лимита ответственности системы страхования вкладов находится и механизм выплаты возмещения в определенной пропорции от величины депозита. Следует отметить, что в первоначальной редакции п. 2 ст. 11 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» предусматривалось страховое возмещение в размере 100 % от суммы вклада, такой же процент возмещения предусматривается и сейчас по страховым случаям, наступившим в отношении банков - участников системы страхования вкладов после 1 октября 2008 г. Переход к гарантированному возврату всех 100 % вклада экономически обоснован во времена финансовых кризисов, когда необходимо предотвратить отток депозитов на -селения из банковской системы и не допустить «паники вкладчиков», которые в результате могут привести к массовой несостоятельности кредитных организаций - участников системы страхования вкладов. В 2006 и 2007 гг. в России было установлено 100 % покрытие суммы вкладов до 100 тыс. руб., и 90 % покрытие суммы вклада, в части превышающей 100 тыс. рублей. Такая двухуровневая шкала страхования, во-первых, обеспечивает защищенность вкладчиков с незначительными по размерам суммами вкладов, позволяя им тем самым не тратить время на мониторинг финансового состояния их банка и заставляя при этом вкладчиков с большими суммами вкладов проявлять большую осмотрительность при анализе эффективности операций банка и его рисков, а во-вторых, стимулирует вкладчиков помещать свои средства в качестве вкладов в более крупных и надежных банках, повышая тем самым конкуренцию между банками.

Еще одним механизмом, способствующим снятию проблемы морального вреда, является исключение отдельных категорий депозитов из числа страхуемых. Так согласно п. 2 ст. 5 Закона «О страховании вкладов физических лиц» не подлежат страхованию денежные средства: 1) размещенные на банковских счетах (во вкладах) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности; 2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предьявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной

книжкой на предъявителя; 3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление; 4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации. Исключение данных денежных средств из числа страхуемых заставляет вкладчиков внимательно следить за финансовым состоянием банка и тем самым снижает проблему морального вреда.

Дифференциация взносов, уплачиваемых банками-участниками системы страхования вкладов, в зависимости от степени риска, связываемого с деятельностью каждого конкретного банка, также является механизмом, способствующим снятию проблемы морального вреда. Следует отметить, что в мировой практике считается, что «дифференцированные взносы являются более справедливыми, поскольку кросс-субсидирование одними институтами других уменьшается». «Важным преимуществом систем взносов, корректируемых с учетом риска, является то, что они могут побуждать членов советов директоров институтов-участников оказывать прессинг на менеджмент с тем, чтобы последний лучше занимался вопросами управления рисками в случае, если ставка взносов увеличивается» [4, с. 17]. Что касается российской системы страхования вкладов, то банки - ее участники - в настоящий момент отчисляют в фонд 0,1 % ежеквартально от размещенных вкладов граждан (ставка установлена решением Совета директоров Агентства от 23.09.2008 г. Протокол № 3, раздел I). В соответствии с разрабатываемой стратегией развития Агентства по страхованию вкладов на среднесрочную перспективу (до 2014 года) предполагается привязать ставку отчисления в фонд страхования вкладов каждого банка к его рискам [5, с. 10]. Однако как поясняет руководство Агентства вопрос о дифференциации отчислений банков может быть решен положительно при совпадении ряда факторов: удовлетворительном качестве отчетности банков, достаточности средств фонда, завершении кризиса и так далее.

В качестве меры, способствующей снижению морального вреда, действует и гарантирование только суммы самого вклада без учета начисленных процентов. У нас же в соответствии с пп. 2 ст. 2 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» под вкладом понимаются «денежные средства..., включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада», тем самым гарантируется возмещение и начисленных процентов.

Период времени, в течение которого должна быть выплачена компенсация, также влияет на снижение уровня морального вреда. Чем дольше период времени, отпущенный на выплату страхового возмещения, тем больше вкладчик теряет из-за невозможности воспользоваться данными денежными средствами и из-за того, что они уже не приносят дохода. Согласно п. 4 ст. 12 ФЗ «О страховании вкладов» выплаты вкладчикам страхового возмещения производятся не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

Выплата возмещения в той или иной валюте в зависимости от валюты вклада также сглаживает проблему морального вреда. Так согласно пп. 2 ст. 2 Закона вкладом признаются денежные средства как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте. Однако согласно п. 13 ст. 12 Закона выплата возмещения по вкладам производится в валюте Российской Федерации. Поскольку согласно п. 6 ст. 11 «в случае, если обязательство банка, в отношении которого наступил страховой случай, перед вкладчиком выражено в иностранной валюте, сумма возмещения по вкладам рассчитывается в валюте Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на день наступления страхового случая», а выплаты согласно п. 4 ст. 12 Закона производятся не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая, то у вкладчика существует риск «недополучения» своих сбережений из-за курсовой разницы на день наступления страхового случая и день фактического получения денежных средств - возмещения по вкладу.

Подводя итог, хочется отметить, что данный принцип назван в качестве второго принципа для эффективных систем страхования депозитов, поскольку распространение подобного поведения менеджеров банков повышает опасность снижения устойчивости всей банковской системы страны.

Третий принцип в анализируемом документе звучит как мандат организации - страховщика депозитов, то есть необходимость четкого определения основных направлений деятельности такой организации, которые потом будут наполняться уже конкретными полномочиями, определенность которых выдвинута в качестве четвертого принципа для эффективных систем страхования депозитов. Существующие страховщики депозитов имеют мандаты, варьирующиеся от узкого - так называемых систем типа «платежная касса» - до широкого, когда страховщик имеет расширенные полномочия и обязанности, например, такие как способность контролировать прием и исключение банков из системы страхования вкладов, способность проводить проверки банков или требовать проведения таких проверок и по инициативе уполномоченного на их проведение органа принимать в них участие, способность предоставлять проблемным банком финансовую помощь. Что касается российской системы страхования вкладов и Агентства по страхованию вкладов как организации, обеспечивающей ее функционирование, то первоначально в Законе «О страховании вкладов» при определении объема полномочий Агентства был заложен узкий подход, согласно которому Агентство должно было осуществлять аккумулирование денежных средств фонда страхования и управление им, а также организацию выплат страхового возмещения. Однако с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Агентство также стало выполнять функции корпоративного конкурсного управ-

ляющего при банкротстве (несостоятельности) кредитных организаций. Это позволяет сделать вывод о том, что в российской системе страхования вкладов постепенно начал проявляться принцип многофункциональности. Тенденция расширения полномочий Агентства также проявилась во внесении поправок и закреплении в Законе «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. №395-1 его полномочий по участию в ликвидации кредитных организаций. Теперь Агентство по страхованию вкладов после принятия 27 октября 2008 г. Федерального закона № 175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» наделено еще и функциями по применению мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) банков.

Таким образом, теперь все полномочия Агентства по страхованию вкладов, необходимые для выполнения его мандата, закреплены в ряде федеральных законов и условно, на мой взгляд, могут быть разделены на две группы: 1) полномочия по непосредственному обеспечению функционирования системы страхования вкладов, которые как раз и заключаются в формировании и управлении фондом обязательного страхования вкладов, организации выплат вкладчикам при наступлении страхового случая, ведении реестра банков - участников системы и т.д.; 2) по косвенному обеспечению функционирования системы страхования вкладов, то есть участие служащих Агентства во временных администрациях, осуществление Агентством функций конкурсного управляющего при принудительной ликвидации или банкротстве кредитной организации, осуществление мер по предупреждению несостоятельности кредитных организаций.

Пятым принципом для эффективных систем страхования депозитов Международной ассоциацией страховщиков и Базельским комитетом по банковскому надзору названа эффективность корпоративного управления, то есть операционная независимость страховщика депозитов, прозрачность его деятельности, его подотчетность, а также его защищенность от необоснованного влияния со стороны ведомства, от которого страховщик получил свой мандат. Согласно п. 3 ст. 3 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц» прозрачность деятельности системы страхования вкладов провозглашена одним из основных принципов системы страхования вкладов. Данный принцип, в том числе, реализуется в нормах статьи 24 Закона, регулирующей составление и представление Агентством отчетности (так АСВ предоставляет годовую отчетность Правительству РФ и Банку России, состав отчетности регламентируется п. 5 ст. 24 Закона), а также в статье 42 Закона, раскрывающей систему контроля за функционированием системы страхования вкладов (например, в соответствии с п. 3 ст. 42 Закона на Агентство по страхованию вкладов распространяется контроль Счетной палаты РФ). В довершение хотелось бы отметить, что в соответствии сп. 1 ст. 27 Закона «федеральные органы государственной власти,

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления ... не имеют права вмешиваться в деятельность Агентства по реализации законодательно закрепленных за ним функций и полномочий». Таким образом, данный принцип в некоторой мере реализован в российской системе страхования вкладов.

Шестой и седьмой принципы эффективных систем страхования депозитов касаются взаимоотношений страховщика депозитов и иных участников системы финансовой безопасности государства и вопросов сотрудничества организаций - страховщиков депозитов в различных странах. В отношении российской системы страхования вкладов первый принцип реализуется как вопрос о взаимоотношениях Агентства по страхованию вкладов и Центрального Банка Российской Федерации, поскольку последний обладает не только функциями по осуществлению мер денежно-кредитной политики, но и функциями по обеспечению надзора и контроля над деятельностью кредитных организаций. Именно Центральный Банк помимо самих банков является первичным источником информации для Агентства по страхованию вкладов: с помощью информации от Банка России Агентство может своевременно и точно оценить финансовое положение отдельного банка. Основы их информационного и иного взаимодействия в рамках системы страхования вкладов определены в ст. 27 ФЗ «О страховании вкладов». Помимо взаимного информирования Агентство по страхованию вкладов, например, имеет право обращаться в Банк России с предложением о применении к банкам за нарушение требований ФЗ «О страховании вкладов» мер ответственности, предусмотренных ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации» и нормативными актами Банка России, а также с предложением о проведении проверки банка Банком России. Принятие ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года» обеспечило еще большее взаимодействие Центрального Банка Российской Федерации и Агентства по страхованию вкладов: так, например, они вместе участвуют в оценке финансового положения проблемного банка. Таким образом, данный принцип реализован в полной мере. Что касается седьмого принципа - вопросов трансграничного сотрудничества, то Агентство по страхованию вкладов активно сотрудничает с организациями - страховщиками депозитов в разных странах, о чем в частности свидетельствует наличие двусторонних соглашений о взаимопонимании и сотрудничестве. Так Агентством по страхованию вкладов такие соглашения были подписаны с Фондом гарантирования возмещения вкладов Республики Армения, с Польским фондом банковского гарантирования и Фондом страхования депозитов Болгарии. В данных соглашениях стороны подтверждают намерение развивать двустороннее сотрудничество и взаимодействовать в вопросах совершенствования систем страхования вкладов своих стран на

основе обмена опытом и информацией о процессах, происходящих в их банковских системах. Эти соглашения предусматривают возможность создания совместных рабочих групп, проведение семинаров и консультаций по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Следующим принципом для эффективных систем страхования депозитов названо обязательное членство в системе страхования вкладов. Обязательное участие банков в системе страхования вкладов в отличие от добровольного участия позволяет избежать тенденции «неправильного отбора», когда в систему страхования вкладов стремятся войти банки с наиболее высоким уровнем рисков. В подавляющем большинстве стран, в том числе под влиянием Директивы ЕС «О схемах защиты вкладов в кредитных организациях» от 30 мая 1994 г. (94/19/ЕС), принято обязательное страхование вкладов. Российская Федерация не является исключением. Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц» одним из четырех основных принципов российской системы страхования вкладов является обязательность участия банков в ней. Обязательность участия банков в системе страхования вкладов также предусмотрена п. 1 ст. 6 Закона «О страховании вкладов». Согласно п. 2 ст. 6 Закона банк считается участником системы страхования вкладов со дня его постановки на учет в системе страхования вкладов и до дня снятия его с учета. Постановка банка на учет в системе страхования вкладов осуществляется Агентством путем внесения его в реестр банков на основании уведомления Банка России о выдаче банку разрешения Банка России (лицензии на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц). Порядок постановки банка на учет и снятия его с учета в системе страхования вкладов установлен в ст. 28 ФЗ «О страхования вкладов».

Следующий принцип, обозначенный Международной ассоциацией страховщиков и Базельским комитетом по банковскому надзору, касается страхового покрытия. Его значение состоит, во-первых, в том, что следует признавать страхуемым депозитом, и, во-вторых, в определении размера страхового возмещения. Первый аспект данного принципа, в частности, касается вопроса о том, вклады каких лиц должны подлежать страхованию (только физических или также юридических лиц), вопроса о включении в страховое покрытие начисленных по вкладу процентов, вопроса о валюте вклада, подлежащего защите. Согласно п. 2 ст. 2 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц» вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами или в их пользу в банке на территории Российской Федерации на основании договора банковского вклада или договора банковского счета, включая капитализированные (причисленные) проценты на сумму вклада. При этом, как уже указывалось выше, в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона не подлежат

страхованию денежные средства: 1) размещенные на банковских счетах (во вкладах) физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом предпринимательской деятельности, а также размещенные на банковских счетах (во вкладах) адвокатов, нотариусов и иных лиц, если такие счета (вклады) открыты для осуществления предусмотренной федеральным законом профессиональной деятельности; 2) размещенные физическими лицами в банковские вклады на предъявителя, в том числе удостоверенные сберегательным сертификатом и (или) сберегательной книжкой на предъявителя;

3) переданные физическими лицами банкам в доверительное управление;

4) размещенные во вклады в находящихся за пределами территории Российской Федерации филиалах банков Российской Федерации. Также в соответствии с п.2 ст. 9 ФЗ «О страховании вкладов» права на страховое возмещение по вкладу (вкладам) не имеет лицо, которое приобрело у вкладчика право требования по вкладу (вкладам) после наступления страхового случая. Интересно отметить, что Советом Государственной думы Федерального собрания РФ было принято решение направить в Комитет по финансовому рынку Государственной Думы для подготовки предложений и замечаний Проект № 134752-5 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», согласно которому предлагается распространить выплаты страхового возмещения на средства, размещенные на банковских счетах физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Размер страхового возмещения предполагает установление конкретного лимита суммы страхового возмещения, который может пересматриваться и корректироваться с учетом различных факторов, например, такого как инфляция. Согласно Докладу Совету по финансовой стабильности, сделанному в сентябре 2009 года на основе Справки работников Международной ассоциации страховщиков депозитов и Международного валютного фонда о прекращении действия временных мер в области страхования депозитов «в качестве реакции на нынешний глобальный кризис 46 стран приняли политические решения, направленные на усиление защиты вкладчиков» [6, с. 1] и «большинство государств сделали выбор в пользу увеличения уровня страхового покрытия системой страхований депозитов ...» [6, с. 2]. Согласно докладу в 28 странах увеличен лимит страхового покрытия, степень увеличения значительно различается от страны к стра-не и составляет от 75 % до 400 %, при этом 21 страна увеличила лимит страхового возмещения на постоянной основе (Албания, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Эстония, Финляндия, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Испания, Швеция) и всего семь стран произвели временное увели-

чение этого лимита (например, Греция, Украина, Швейцария, США). Что касается России, то с 1 октября 2008 года лимит страхового возмещения в нашей стране также увеличен с 400 000 до 700 000 рублей. В Европейском союзе 11 марта 2009 г. была утверждена Директива 2009/14/ЕС Европейского Парламента и Совета о лимите страхового покрытия по депозитам, согласно которой предполагается увеличить лимит страхового покрытия во всех государствах - членах ЕС до 100 000 евро на одного вкладчика, если результаты оценки потенциального влияния данных норм Европейской Комиссией не будут свидетельствовать о нецелесообразности такого увеличения.

Десятый принцип основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов заключается в переходе от неограниченной гарантии к системе с ограниченным размером страхового покрытия. Неограниченная гарантия представляет собой декларацию властей о дополнительном (по отношению к гарантии с ограниченным размером компенсации) страховании определенных видов депозитов или других финансовых инструментов и вводится в период серьезных финансовых проблем для поддержания доверия к банковской системе на национальном и международном уровне. Согласно уже упомянутому Докладу Совету по финансовой стабильности полная гарантия по депозитам, предполагающая защиту всех депозитов или большинства депозитов банковской системы, была введена в 18 странах. В 28 странах, в число которых входит и Россия, как уже было отмечено выше, был увеличен лимит страхового покрытия гарантии с огра -ниченным размером компенсации: с 1 октября 2008 года лимит страхового покрытия у нас увеличен с 400 тысяч рублей до 700 тысяч рублей. Таким образом, в отношении российской системы страхования вкладов данный принцип не реализуется, поскольку неограниченная гарантия не предоставлялась.

Следующий принцип эффективных систем страхования депозитов касается финансирования системы страхования вкладов, которое реализовывается с помощью трех механизмов: 1) накопления и поддержания фонда страхования вкладов до наступления страхового случая (авансовое финансирование); 2) финансирования, образующегося из отчислений банков, поступающих после банкротства банка - участника системы страхования вкладов (финансирование постфактум); 3) смешанного финансирования, когда средства фонда страхования накапливаются до наступление страхового случая, но допускается возможность повышения страховых премий, взимания дополнительных средств и доходов после его наступления. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О страховании вкладов» в качестве основного принципа системы страхования вкладов закреплен накопительный характер формирования фонда обязательного страхования вкладов за счет регулярных страховых взносов банков - участников системы страхования вкладов. Таким образом, российская система страхования вкладов использует метод авансового финансирования. При этом в соответствии с п. 5 ст. 36

ФЗ «О страховании вкладов» в случаях, предусмотренных этим федеральным законом, например, в соответствии с п. 4 ст. 41 в целях восстановления фонда обязательного страхования вкладов, ставка страхового взноса может быть увеличена, что способствует недопущению дефицита фонда страхования вкладов.

Следующий, двенадцатый основополагающий принцип эффективных систем страхования депозитов звучит как информирование населения и является очень важным, поскольку напрямую отвечает за укрепление доверия населения к банкам и банковской системе в целом. Согласно данному принципу информирование населения, прежде всего, должно включать информирование об уровне и охвате страхового возмещения, а также о том каким образом следует предъявлять требования о выплате страхового возмещения. Согласно ФЗ «О страховании вкладов» банки - участники системы обязательного страхования вкладов обязаны предоставлять вкладчикам информацию о своем участии в системе страхования вкладов, порядке и размерах получения возмещения по вкладам (п. 2 ч. 3 ст. 6 Закона), а также размещать информацию о системе страхования вкладов в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (п. 3 ч. 3 ст. 6 Закона). В свою очередь, вкладчики имеют право получать от банка, в котором они размещают вклад, информацию об участии банка в системе страхования вкладов, порядке и размерах получения возмещения по вкладам (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона), а Агентство имеет право требовать от банков размещения вышеуказанной информации в доступных для вкладчиков помещениях банка, в которых осуществляется обслуживание вкладчиков (п. 6 ч.2 ст. 15 Закона). В настоящий момент решением Правления ГК АСВ приняты «Рекомендации о порядке информирования банками вкладчиков по вопросам страхования вкладов» от 30.06.2005 г. (Протокол №48). Таким образом, данный принцип в полной мере реализуется в отношении российской системы страхования вкладов.

Тринадцатый принцип, названный как правовая защита заключается в том, что «страховщик депозитов и лица, работающие на него, должны иметь защиту от судебного преследования за их решения и действия, принятые в ходе добросовестного выполнения возложенных на них функций и полномочий» [1, с. 24]. При этом такие лица не должны допускать несоблюдение правил в отношении конфликта интересов и правил кодекса поведения. Правовая защита согласно позиции анализируемого документа должна быть прописана в нормах законодательства и административных процедурах и не должна распространятся на сотрудников, действующих недобросовестно, например, совершающих мошеннические действия или злоупотребляющих своими правами. Однако предоставляемая правовая защита также не должна требовать от защищаемых лиц доказательства ими того, что их действия и решения (включая решение не предпринимать действий) были разумными или не были связаны с их халатностью. Таким образом, вопрос о необходи-

мости правовой защиты тесно связан с вопросом об ответственности страховщика депозитов и его служащих. Следует отметить, что реализация данного принципа в отношении российской системы страхования вкладов требует значительной доработки. В настоящий момент урегулирование ответственности Агентства и его служащих носит фрагментарный характер: например, в п. 3 ст. 31 ФЗ «О страховании вкладов» закреплена ответственность Агентства или его должностных лиц в случае разглашения информации, составляющей служебную, коммерческую или банковскую тайну в виде возмещения убытков лицам, права которых были нарушены таким разглашением. В «Концепции деятельности государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» есть раздел об ответственности Агентства при проведении процедур банкротства, согласно которому «в случае виновного причинения убытков ликвидируемой кредитной организации в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения Агентством возложенных на него обязанностей конкурсного управляющего Агентство возмещает убытки за счет собственного имущества» [7]. Само Агентство считает целесообразным укрепить статус своих сотрудников через разработку механизма их правовой защиты. Поэтому в соответствии с проектом стратегии развития АСВ на среднесрочную перспективу до 2014 г. планируется разработать и внедрить Кодекс корпоративного поведения, которым, в частности, будут установлены процедуры предотвращения конфликта интересов, определены этические нормы поведения работников Агентства [5, с. 13]. Таким образом, данный принцип реализован в отношении российской системы страхования вкладов в недостаточной мере.

Следующий принцип «Основополагающих принципов для эффективных систем страхования депозитов» связан с наличием у страховщика депозитов полномочии по юридическому преследованию лиц, причастных к разорению банка. Наличие таких полномочий у страховщика способствует увеличению степени возмещения его затрат на осуществление ликвидации кредитной организации или на признание ее несостоятельной (банкротом), а также удерживает собственников и высшее руководство кредитных организаций от совершения противоправных действий, угрожающих интересам вкладчиков и создающих угрозу разорения кредитной организации. Полномочия по юридическому преследованию лиц, причастных к разорению банка, появились у Агентства по страхованию вкладов с момента наделения его функциями конкурсного управляющего: в соответствии сп. 5 ст. 50.21 ФЗ от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» при наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам кредитной организации в связи с доведением ее до банкротства. Теперь Агентство при не-

достаточности средств ликвидируемой кредитной организации для удовлетворения требований кредиторов предъявляет к лицам, виновным в доведении кредитной организации до банкротства, иски о привлечении их к гражданско-правовой ответственности. Взысканные с них денежные средства зачисляются в состав конкурсной массы кредитной организации и используются для расчетов с ее кредиторами. В случае установления преднамеренного или фиктивного банкротства Агентство принимает меры для привлечения виновных лиц к субсидиарной имущественной ответственности, а также направляет материалы по этим фактам по подведомственности для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в отношении виновных лиц по статьям 196 или 197 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Следующий блок принципов связан с вопросами урегулирования страховщиком несостоятельности банков и состоит из двух принципов: принцип 15 - Раннее выявление проблем, своевременное вмешательство и урегулирование и принцип 16 - Эффективные процессы урегулирования. Согласно позиции Международной ассоциации страховщиков и Базельского комитета по банковскому надзору, выраженной в анализируемом документе, функции по урегулированию несостоятельности банков могут быть возложены не непосредственно на страховщика депозитов, а и на иных участников системы финансовой безопасности государства: главным при этом является раннее выявление проблемного банка и признание нахождения его в сложной ситуации на основании четко сформулированных критериев. Однако особо подчеркивается, что страховщик депозитов должен являться частью механизма функционирования системы финансовой безопасности государства и что процесс урегулирования несостоятельности может считаться эффективным тогда, когда способствует выполнению страховщиком его обязательств, включая осуществление выплат возмещения владельцам депозитов в сжатые сроки и в должном размере, минимизации затрат на урегулирование несостоятельности и ущерба, нанесенного рынку, максимизации выручки от реализации активов. На мой взгляд, наделение Агентства по страхованию вкладов полномочиями по участию в ликвидации банков, безусловно, способствует обеспечению финансовой устойчивости системы страхования вкладов, так как позволяет не только осуществлять своевременные выплаты вкладчикам при наступлении стра-хового случая, но и оперативно устранять из хозяйственного оборота неэффективные кредитные организации. Так, только совмещение функций страховщика и ликвидатора позволяет быстро пополнять использованную часть страхового фонда путем возврата из конкурсной массы ликвидируемой кредитной организации выплаченных вкладчикам средств страхового возмещения. Положительным итогом быстрого возврата выплаченных страховщиком средств является возникновение у Агентства реальной возможности существенно снизить ставки страховых взносов, уплачиваемых в страховой фонд кредитными организациями - участниками системы

страхования. В этой связи важно заметить, что при раздельном выполнении функций страховщика и ликвидатора последний не имеет действенных стимулов для возврата страховщику причитающихся ему средств. В результате израсходованный страховой фонд должен будет практически всегда пополняться в основном за счет новых страховых взносов страхователей, которые, как правило, устанавливаются страховщиком в максимально возможном размере. Совмещая полномочия страховщика и конкурсного управляющего, Агентство имеет достоверные и полные сведения о состоянии активов ликвидируемых кредитных организаций, стоимости и сроках их продажи. Наличие таких сведений позволяет Агентству прогнозировать сроки и полноту возврата из конкурсной массы кредитной организации в фонд обязательного страхования вкладов сумм страхового возмещения, выплаченных вкладчикам. Совмещение полномочий страховщика и конкурсного управляющего расширяет возможности Агентства как конкурсного управляющего в обеспечении расчетов с вкладчиками. Такие расчеты с согласия вкладчиков могут производиться банками-агентами, через которых Агентством осуществлялись выплаты страхового возмещения. Реализация принципа «единого расчетного окна» может способствовать ускорению и упрощению расчетов с вкладчиками [8, с. 44].

Последний блок принципов состоит из двух тесно связанных принципов: принципа 17 - Выплата возмещения по депозитам и принципа 18 -Возмещение затрат. В соответствии с первым из принципов система страхования вкладов должна обеспечивать получение вкладчиками быстрого доступа к их застрахованным средствам. Эффективная реализация данного принципа напрямую связана с реализацией принципа информированности населения, а также принципа 15 - Ранее выявление проблем, своевременное вмешательство и урегулирование, благодаря которому страховщик депозитов может заблаговременно узнать о ситуациях, когда может потребоваться организация выплат возмещения, и заблаговременно до закрытия банка получить доступ к информационной базе по вкладчикам, что снижает риск манипуляций с документами и учетными данными. В соответствии сп. 4 ст. 12 ФЗ «О страховании вкладов» выплата страхового возмещения вкладчику производится в течение трех рабочих дней со дня представления вкладчиком в Агентство предусмотренных законом документов, но не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

Выплата возмещения по депозитам ставит остро вопрос о возмещении затрат фонда страхования вкладов. Согласно анализируемому документу суть данного принципа состоит в том, что страховщик депозитов должен иметь долю в выручке от реализации активов, входящих в конкурсную массу несостоятельного банка. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О страховании вкладов» к Агентству, выплатившему возмещение по вкладам, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое вкладчик имел к банку, в отношении которого наступил страховой случай. В ходе банкрот-

ства (ликвидации) банка, в отношении которого наступил страховой случай, требования, перешедшие к Агентству в результате выплаты им возмещения по вкладам, удовлетворяются в первой очереди кредиторов. Таким образом, данный принцип в отношении российской системы страхования вкладов реализован в полной мере.

Итак, проанализировав российскую систему страхования вкладов можно прийти к выводу, что в целом она соответствует «Основополагающим принципам для эффективных систем страхования депозитов», выработанным Международной ассоциацией страховщиков и Базельским комитетом по банковскому надзору, однако в ряде направлений требуется ее усовершенствование.

Список литературы:

1. Базельский комитет по банковскому надзору. Международная ассоциация страховщиков депозитов «Основополагающие принципы для эффективных систем страхования депозитов», июнь 2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asv.org.ru/insurance/experience/files/04.doc.

2. Савко П. Гарантирование вкладов как один из инструментов защиты от внешних шоков // Банковский вестник. - 2009. - январь.

3. Шестаков Д. Злоупотребление дроблением [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asv.org.ru/pr/publication/show/?id=134872&sphrase_id

=16628.

4. Финансирование систем страхования депозитов. Руководство / Подготовлено Комитетом по исследованиям и руководствам Международной ассоциации страховщиков депозитов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asv.org.ru/insurance/experience/iadi/docs/02.doc.

5. Пояснительная записка к заседанию Экспертно-аналитического совета «О стратегии развития Агентства по страхованию вкладов на среднесрочную перспективу» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asv. org.ru/ agency/sovet/meetings/091214.doc.

6. Доклад Совету по финансовой стабильности Справка работников Международной ассоциации страховщиков депозитов и Международного валютного фонда о Прекращении действия временных мер в области страхования депозитов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.asv. org.ru/insurance/experience/files/05.doc.

7. Концепция деятельности Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» по реализации положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Принята решением Правления ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 25.11.2004, одобрена решением Совета директоров «Агентство по страхованию вкладов» от 09.12.2004.

8. Мирошников В.А. Агентство по страхованию вкладов: страховщик и конкурсный управляющий // Банковское право. - 2005. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.