7. Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма: Инфра-М, 1997. - 816 с.
8. Избранные конституции зарубежных стран: учебное пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 852 с.
9. Белинков, А.В. Модернизация права в России (теоретический анализ): дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Белинков. — М., 1999. — 169 с.
10. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. — М.: Центрполиграф, 2005. — 816 с.
11. Дудко, А.И. Рецепция в конституционном праве России: дис. ... канд. юрид. наук / А.И. Дудко. — Челябинск, 2010. — 202 с.
12. Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. — М.: Инфра-М, 1999. — 1110 с.
13. Томсинов, В.А. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права» // Вестник Моск. гос. ун-та. Серия 11: Право. — 1998. — № 4. — С. 3—17.
14. Летяев, В.А. Рецепция римского права в России XlX—начала ХХ в.: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В.А. Летяев. — Саратов, 2001. — 44 с.
15. Ткаченко, С.В. Рецепция римского права: вопросы теории и истории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.В. Ткаченко. — М., 2006. — 24 с.
§ Д.С. Хижняк, D.S. Khizhnyak,
доктор юридических наук, доцент Doctor of Law,
SJ кафедры криминалистики Саратовской Associate Professor of the Department § государственной юридической академии of Criminalistics of the Saratov State HjJ Law Academy
X
g Соотношение законодательных актов,
g государственных концепций и стратегий в
I осуществлении правовой политики:
с российский и зарубежный опыт
Щ Аннотация: актуальность статьи обусловлена развитием политико-правового стратегического
cq планирования современными государствами. Цель статьи — показать соотношение стратегических 5 документов с законодательными актами и концептуальными документами, формирующими единую С систему политико-правовых и правовых документов. Обращение к зарубежному опыту обусловлено выделением в системе стратегических документов государства ежегодно возобновляемых стра-on тегий, направленных не только на планирование деятельности государства в определенной сфере, но и на осуществление контроля по выполнению стратегических целей и задач.
Ключевые слова: концепция, стратегия, стратегическое планирование, возобновляемые стратегии.
£ Correlation of legislative acts, state concepts and
^ strategies in the implementation of legal policy:
^ Russian and foreign experience
Abstract: the topical character of the article is due to the development of political and legal strategic planning by modern states. The aim of the article is to show the correlation between strategic documents, legislative acts and conceptual documents forming a unified system of political legal and legal documents. The appeal to foreign experience is due to the allocation in the system of strategic documents of the state
annually renewable strategies aimed not only at planning the activities of the state in a certain area, but also at monitoring the implementation of strategic goals and objectives. Keywords: concept, strategy, strategic planning, renewable strategies.
Категория правовой политики в последние десятилетия занимает значительное место в исследованиях, поскольку именно она обусловлива- 0 ет процессы «оптимизации права, пути правового развития общества, способы § полноценного выстраивания его правовой системы и т.д.» [1, с. 7]. А.В. Малько § и А.Н. Костюков отмечают, что правовую политику следует понимать «как си- о ^ стемную научно обоснованную последовательную деятельность органов государства и институтов гражданского общества по оптимизации правового регулирования и пра- £ и вовой системы в целом. При таком подходе перед исследователем становятся зада- « § чи выявления целей, средств, методов, пределов правового регулирования» [2, с. 143]. | | Концепцию определяют как систему «связанных между собой и вытекаю- | 5| щих один из другого взглядов на то или иное явление» [3], а стратегию — как О ^ «искусство планирования какой-либо деятельности (экономической, научной § | и т.п.) на длительную перспективу» [4]. С этой точки зрения формирование § 3 целеполагания и основных направлений правового регулирования в конкретных §< § сферах правового регулирования принадлежит доктринальной форме право- § ® вой политики, которая реализуется в форме государственных концепций и стратегий, хотя их роль в формулировании основных направлений правового | 3 регулирования различна. Это хорошо заметно при анализе концептуальных и ^ стратегических документов. Так, в Стратегии развития таможенной службы * ^ Российской Федерации до 2020 г. [5] отмечается, что реализация Концепции | | развития таможенных органов Российской Федерации [6] сформировала основу % ^ «обеспечения интересов государства в таможенной сфере, противодействия !< | угрозам экономической безопасности и создания благоприятных условий для И « внешней торговли. Дальнейшее совершенствование обеспечивается через фор- | мирование универсальных инструментов и установление показателей эффек- ^ тивности деятельности в зависимости от динамично изменяющейся внешней | * среды и внутренней политики государства», а Стратегия «определяет ключевые -3 условия и приоритеты совершенствования таможенной службы на долгосроч- о Я ную перспективу во взаимосвязи с долгосрочными целями и задачами» [5]. ~ Следовательно, два доктринальных типа документов находятся в отношениях соподчинения. Концепция первична и предопределяет развитие сферы правового 31
регулирования на основе уточняющих положений стратегии. Однако следует -
отметить, что формирование такого соотношения концепций и стратегий для
одной и той же сферы правового регулирования не является системным. Ряд ^
стратегических документов напрямую не связан с конкретной концепцией. ц
Временное ограничение существующих концепций и стратегий не явля- |
ется их дифференциальным признаком, как это можно было бы понять из % приведенных словарных дефиниций двух терминов, хотя данный факт не всегда отмечается в названиях или содержании концептуальных и стратегических документов [5—7]. Различие обусловлено тем, что концепция — это общий «взгляд» на проблему, а стратегия — долгосрочный план реализации определенных мер, соответствующий общей идее, заложенной в концепции.
Термин «стратегия» в настоящее время широко используется в отраслевых юридических науках. Совершенствование и планирование законодательства, правоприменительной и правоохранительной практики — важнейшая задача государства. Общегосударственные стратегии, разработанные в стратегических документах, должны реализовываться на разных уровнях. Например, стратегические цели и задачи государства по противодействию преступности осуществляются органами государства на международном и внутригосударственном уровнях, органами федеральной, региональной и муниципальной власти, органами законодательной, судебной и исполнительной власти, включая следственные органы — МВД РФ и ФСБ РФ, а также органы, не относящиеся ни к одной ветви власти (органы прокуратуры, Следственный комитет РФ).
В этом плане показательно различение выбранных и текущих стратегий (стратегий в плане осуществления). Выбранная стратегия — доктринальный документ, положения которого в конечном итоге могут не реализоваться, а текущая стратегия — «это фактически сформированное, реально реализуемое направление долгосрочного развития» [8, с. 62].
Выделение выбранных и текущих стратегий является важным, поскольку .о позволяет более четко определять временные рамки осуществления стратегий. с? В ходе реализации стратегии с четко определенным периодом легче анализировать то, что было в действительности сделано, а что выполнить не удалось. J* В практике стратегического планирования имеется опыт принятия воз-g обновляемых стратегий, например Стратегии национальной безопасности и Российской Федерации 2009 и 2015 гг. [9, 10].
[Ъ Примером возобновляемых ежегодных стратегий могут служить х Национальные стратегии контроля над наркотиками (National Drug Control § Strategies), которые ежегодно принимались в США с 2010 г. с обязательством g правительства сократить масштабы потребления наркотиков, их рынка и нар-§ комании. Последняя такая стратегия была принята в 2016 г. [11]. Все указанные § стратегии согласованы с положениями ст. 201 «Ежегодная подготовка и предел ставление стратегии контроля над наркотиками» Акта Управления национально ного контроля над наркотиками закона 2006 г. [12], предусматривавшей, что ® не позднее 1 февраля каждого года Президент обязан представлять Конгрессу [Ъ Стратегию национального контроля над наркотиками, в которой должен быть изложен годовой план сокращения масштабов незаконного употребления 32 наркотиков, содержащий: 1) основанное на исследованиях обоснование долго— срочного, поддающегося количественной оценке сокращения масштабов незаконного употребления наркотиков и последствия их незаконного употребления в США; 2) ежегодные количественные и измеримые цели для достижения ® долгосрочных результатов; 3) пятилетний прогноз в отношении программы и ^ бюджета; 4) обзор деятельности международных, государственных, местных органов, а также частного сектора по контролю над наркотиками в целях обеспечения скоординированного и эффективного контроля над наркотиками на всех уровнях власти; 5) оценку нынешнего потребления запрещенных наркотиков и последствия незаконного употребления наркотиков, а также доступности лечения от наркозависимости; 6) оценку текущего потребления запрещенных наркотиков, последствия незаконного их употребления и доступности лечения
от наркозависимости; 7) оценку сокращения последствий незаконного употребления наркотиков и их доступности; 8) указание на доступность наркологической помощи в Соединенных Штатах; 9) обзор исследовательской повестки дня Центра оценки технологий по борьбе с наркобизнесом; 10) обзор усилий по координации действия с частным сектором для проведения исследований и
разработки лекарств для лечения наркозависимости; 11) оценку эффективно- ^
сти работы федеральных агентств по осуществлению национальной стратегии §§
контроля над наркотиками за предыдущий год, включая причины успехов §
или неудач предыдущего года; 12) обзор состояния и тенденций в деятель- § §
ности частного сектора и общинных организаций, в том числе религиозных, о §
для определения их эффективности и степени сотрудничества, координации и И
взаимной поддержки между такими органами и организациями, федеральными, о §
государственными, местными и племенными агентствами; 13) дополнительные § §
статистические данные и информацию, которые необходимы для демонстра- § £
ции и оценки тенденций, касающихся незаконного употребления наркотиков, 0 ^
последствий их незаконного употребления (включая воздействие на детей ток- 3! |
сикоманов), сокращения предложения, спроса и др.; 14) дополнение с обзором § 3
деятельности каждого Национального агентства по контролю над наркотиками §, §
в течение предыдущего года в отношении Стратегии контроля над наркотиками. § й
Некоторые из указанных пунктов конкретизированы. Например, п. 5 требует 0 3
оценки: 1) распространенности и частоты употребления наркотиков, измеряемых % з|
на национальном уровне, на уровне государств и местными обследованиями * о
незаконного употребления наркотиков, а также другими специальными ис- о §
следованиями незаконного потребления наркотиков; 2) незаконного употре- § |
бления наркотиков на рабочем месте и производительности труда, утраченной й
в результате такого использования; 3) незаконного употребления наркотиков |< §
арестованными, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными. И §
Обращаясь к п. 12 рассмотренного Акта, Национальная стратегия контроля Ц ]Э
над наркотиками 2016 г., обобщая усилия, предпринятые в этом направлении § й
с 2010 г., в Главе 5 отметила, что для решения проблем, связанных с незакон- | о
ным оборотом и производством наркотиков в стране, был предпринят ряд мер £ -3
3
для повышения общественной безопасности при одновременном сокращении о § дублирования между учреждениями и ведомствами. К ним относятся усиление £ £ координации и сотрудничества. Межведомственные целевые группы, реализующие задачи объединения ресурсов и обмена информацией, стали основой 33
правоохранительных органов в борьбе с наркобизнесом. Сотрудники правоо- -
хранительных органов действовали сообща. Усилия были также направлены
на укрепление безопасности границ для пресечения наземного, воздушного и ^
морского путей подхода к Соединенным Штатам и контроля за незаконным по- ц
током наркотиков и оружием в стране. Наконец, работа по обнаружению новых |
тенденций в области наркотиков и незаконной контрабанды способствовала % пресечению внутреннего оборота наркотиков и их производства. Выявление и устранение новых угроз стало возможным благодаря слаженным усилиям, профессиональной подготовке сотрудников федеральных ведомств и своевременному обмену информацией [11, р. 37].
Таким образом, законодательные акты, концепции и стратегии образуют определенную систему документов, направленных на всестороннее и эффективное регулирование определенной сферы жизни общества. Стратегические документы находятся в соподчиненном положении с законами и концепциями. Их отличительной особенностью является способность более оперативно реагировать на изменения в жизни общества, что заметно при формировании возобновляемых стратегий, призванных не только наметить план деятельности государственных и общественных органов разных уровней на определенный период, но и в ряде случаев подводить итог выполнения конкретных задач за предыдущий период.
Список литературы:
1. Малько, А.В. Аграрно-правовая политика в современной России: проблемы и пути их преодоления // Государственная аграрно-правовая политика в современной России: материалы круглого стола. — Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2017. — С. 7—9.
2. Малько, А.В. Правовая политика в современной России: актуальные проблемы теории и практики (обзор материалов круглого стола) / А.В. Малько, А.Н. Костюков // Правоприменение. — 2018. — Т. 2. — № 3. — С. 142-152.
3. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Евгеньевой. — 3-е изд. — М., i 1987. — Т. 3. — 702 с.
§ 4. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. — URL:
^ http://www.gramota.ru/slovari/info/bts (дата обращения: 02.02.2019).
^ 5. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 г. //
оа Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2013. — № 2, ст. 109.
па 6. Концепция и развития таможенных органов Российской Федерации // Собр.
| законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 2, ст. 260.
j. 7. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до
_ 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября g 2007 г. № 1351 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 42, ст. 5009. ^ 8. Меланчик, Л.Ю. Оценка инновационности текущей стратегии предприятия
Б // Вестник Ивановского государственного университета. Сер. «Экономика». — 2011. С —№1. — C. 62-66.
^ 9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года:
g Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.) // Российская § газета. — 2009. — № 88.
10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2016. — № 1, ч. 2, ст. 212.
34 11. National Drug Control Strategy. — Washington: The White House, 2016. — 91 р.
12. Office of National Drug Control Policy Reauthorization Act of 2006. — URL: ^ https://www.govinfo.gov/content/pkg/PLAW-109publ469/pdf/PLAW-109publ469.pdf (дата £ обращения: 02.02.2019).