Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ РЕЦЕПЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ'

ПОНЯТИЕ РЕЦЕПЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИИ / РЕЦЕПЦИЯ ПРАВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАКОН / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / CONSTITUTIONAL COURT OF RUSSIA / RECEPTION OF THE RIGHT / CONSTITUTIONAL RIGHT / LEGISLATION / LAW / LEGAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесников Е.В., Сайбулаева С.А.

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы рецепции в праве и в конституционном праве. Показано, что правовые культуры многих государств подвержены влиянию процедур и юридических конструкций извне. Отмечается, что суть рецепции - привнесение в национальную правовую систему прогрессивных (рациональных) юридических норм, первоначально принадлежащих праву другого государства. Рассматривается неоднозначное явление в современном российском государстве: рецепция европейского права в ряде отраслей и институтов российского права с конца ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF RECEPTION OF CONSTITUTIONAL RIGHT

In article debatable questions of reception in the right and in constitutional right are considered. It is shown that the legal cultures of many states are subject to influence of procedures and legal designs from the outside. It is noted that a reception essence - introduction into the national legal system of the progressive (rational) legal norms which are originally belonging to the right of other state. The ambiguous phenomenon in the modern Russian state is considered: reception of the European law in a number of the industries and institutes of Russian law since the end of the XX century.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ РЕЦЕПЦИИ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ»

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 218-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 30, ст. 4553.

6. Стенограмма рабочей встречи Путина с президентом Российской академии наук (РАН). — URL: http://prezident.org/tekst/stenogramma-rabochei-vstrechi-putma-s-prezidentom-rossiiskoi-akademii-nauk-ran-09-01-2019.htmЦцата обращения: 18.03.2019).

f о;

2

0 щ

1

I

о; §

о щ

s

24

о

cv

cv

Е.В. Колесников,

доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Саратовской государственной юридической академии С.А. Сайбулаева, кандидат юридических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом Дагестанского государственного университета, докторант Саратовской государственной юридической академии

E.V. Kolesnikov,

Doctor of Jurisprudence,

Professor of Department Constitutional

Right Saratov State Legal Academy

k_kmp@ssla.ru

S.A. Saybulayeva,

Candidate of Law, Associate Professor

Labor Economics and Human Resource

Management of Dagestan State University,

Doctoral Candidate of the Saratov State

Legal Academy

saysa@bk.ru

Понятие рецепции в конституционном праве

Аннотация: в статье рассматриваются дискуссионные вопросы рецепции в праве и в конституционном праве. Показано, что правовые культуры многих государств подвержены влиянию процедур и юридических конструкций извне. Отмечается, что суть рецепции — привнесение в национальную правовую систему прогрессивных (рациональных) юридических норм, первоначально принадлежащих праву другого государства. Рассматривается неоднозначное явление в современном Российском государстве: рецепция европейского права в ряде отраслей и институтов российского права с конца ХХ в.

Ключевые слова: Конституция РФ, Конституционный Суд России, рецепция права, конституционное право, законодательство, закон, правовая система.

concept of reception of constitutional right

Abstract: in article debatable questions of reception in the right and in constitutional right are considered. It is shown that the legal cultures of many states are subject to influence of procedures and legal designs from the outside. It is noted that a reception essence — introduction into the national legal system of the progressive (rational) legal norms which are originally belonging to the right of other state. The ambiguous phenomenon in the modern Russian state is considered: reception of the European law in a number of the industries and institutes of Russian law since the end of the XX century.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, Constitutional Court of Russia, reception of the right, constitutional right, legislation, law, legal system.

В современном мире особую актуальность приобретает вопрос заимствования моделей конституционного и политического устройства одних государств у других, несмотря на различие исторических, культурных, социальных и гражданских традиций. Правовая культура многих государств подвержена влиянию процедур и правовых конструкций извне. Государства и их правовые системы не существуют изолированно, более того, происхо-

дит непрерывный процесс взаимодействия и взаимовлияния. Генезис когда-либо существовавших правовых систем, как правило, начинается с заимствования (афинское, римское, западное право и др.).

Глобализация во всех отраслях общественного развития предполагает наличие непрерывного взаимовлияния правовых культур, что предоставляет возможность развивать и совершенствовать отдельные элементы права. Значительная часть государств мира в процессе правового развития так или иначе прибегает к использованию конституционной рецепции как способа развития и обогащения правовой культуры. Результатом постоянного обновления, основанного на совокупности неустойчивых равновесий между системообразующими и системоизменяющими элементами внутри самой системы, является стабильность государственного и политического устройства.

В настоящее время значительное развитие в научном мире получают сравнительные правовые исследования, цель которых — выяснить закономерности генезиса правовых систем современности и усовершенствовать национальное законодательство. Среди процессов заимствования выделяют такие виды, как:

— правовая аккультурация — глобальная, предельно широкая трансформа- э ция, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой, данный ° процесс предполагает использование различных по природе и силе воздей- 3 ствия средств принуждения [1, с. 18]. Как правило, подобная деятельность ™ проявляется в заимствовании и привитии элементов правовой цивилизации й традиционным обществам или обществам, уступающим в социально-правовом ]Э развитии [2, с. 13]. Правовая аккультурация — это усвоение и использование | правовых ценностей, норм, институтов, процедур, решений, форм и видов 10 деятельности других правовых культур, правовых систем, правовых семей. В о то же время взаимодействие правовых культур может быть выражено и по- 3 средством такого явления, как декультурация. Декультуризация — одна из ^ проблем взаимодействия правовых культур, т.е. разрушение правовой культуры § при заимствовании иных правовых ценностей, норм, институтов; О

— унификация в праве — деятельность компетентных органов государства 1 или нескольких государств, направленная на выработку правовых норм, единообразно регулирующих определенные виды общественных отношений [3—5]; й

— глобализация ведет к углублению взаимозависимости государств, т.к. ни одно государство не может развиваться без взаимодействия с другими. Учитывая, 25

что XXI век — век глобализации, не только изоляция, но и недостаточный -

уровень развития самых разнообразных внешних связей государства — экономических, торговых, научно-технических, культурных, социальных — наносит £ ^

ш §

ущерб не только праву (законодательству), но и благополучию граждан, престижу государства в целом. Глобализация, будучи объективным и по последствиям неоднозначным процессом, в значительной мере определяет развитие социально- ^ ° экономических и правовых явлений. События, происходящие в одной части | § мира, могут немедленно повлиять на общество, регионы, находящиеся в другой и части всемирной системы. Современный миропорядок, начиная с середины ХХ в., стал более мобильным, динамично развивающимся. Глобальные процессы способствуют объединению национальных политических образований

в единую мировую политико-правовую систему. Примечательно, что в преамбуле российской Конституции 1993 г. впервые в политической истории был отражен факт осознания России и Российского государства как части мирового сообщества [6]. В преамбуле Конституции Испании 1978 г. зафиксировано, что испанская нация стремится содействовать делу укрепления мирных отношений и эффективного сотрудничества между всеми народами Земли [7, с. 371]. В конституционном акте Польской Республики 1997 г. сказано, что государство и нация сознают «потребность сотрудничества со всеми странами на благо Человеческой Семьи» [8, с. 338];

— модернизация права — сложный социальный проект, обусловленный осознанием юридического, политического, социального, экономического и технологического отставания того или иного общества от более развитых государств. Это выражается в качественном изменении существующей правовой системы в целях преодоления такого отставания с использованием опыта правовых систем западного типа. Одновременно сохраняется преемственность в развитии собственной системы права, при этом не разрушая ее органического единства. Модернизация общества и его правовой системы имеет сложный «двухаспектный характер». Во-.0 первых, это процесс усвоения и интерпретации западных ценностей и попытки с? формирования или усвоения в ходе этого процесса новых ценностей. Во-вторых, это еще и явление, феномен современного политического мира, направленное на J* его все большую унификацию и стандартизацию [9, с. 4—10]. g Вместе с тем, несмотря на наличие множества вариантов заимствования и и преемственности правовой системы, наиболее масштабным, по нашему мнению, [Ъ является рецепция. Определение ее содержания — актуальная задача. Рецепция х конституционного права, как правило, рассматривалась юридической наукой в § историческом аспекте. Несомненно, что полноценное ее исследование в консти-g туционном праве предполагает общетеоретическое осмысление накопленного § исторического материала на широком социально-политическом фоне. Однако § подлинный смысл и назначение рецепции могут быть выявлены лишь на основе J* изучения ее многочисленных проявлений в различных структурных элементах ® правовой системы. Раскрыть понятие конституционной рецепции без глубокого ® аксиологического анализа невозможно. Заметим, что конституционная аксио-[Ъ логия в нашей стране еще не сформировалась как самостоятельное научное

направление, в этой сфере почти нет системных исследований. 6 В научной литературе существует несколько подходов к классификации рецепции в праве вообще и в конституционном праве в частности. Мы исходим из традиционного понимания рецепции (от лат. reception — принятие, прием) как заимствования и приспособления данным обществом социологических, ® правовых и культурных форм, возникших в другой стране или в другую эпоху ^ [10, с. 584]. В юриспруденции данное понятие означает прежде всего восприятие правовой системы и принципов другого государства как основы национального права. Можно рассматривать рецепцию и как «процесс заимствования правовой системой (получателем) элементов иной правовой системы (донора)» [11].

Заимствование римского права в Западной Европе происходило начиная с XII в. и особенно в XV—XVI вв. Связано это было главным образом с тем, что римское право было наиболее совершенной формой права, основанной на

частной собственности [12, с. 865]. Проблематика римского права в Европе и России достаточно полно исследована в отечественном правоведении [13—15].

Рецепция — это осознанный, целенаправленный, пользующийся государственной поддержкой процесс привнесения в национальную правовую систему юридических норм, первоначально принадлежащих праву других государств (государства-донора).

При определении специфики и уникальности понятия рецепции в конституционном праве необходимо прояснить, что в каждом конкретном случае привносится в правовую систему. Во многих случаях государства в зависимости от обстоятельств адаптируют отдельные нормы права и правовые институты, элементы юридической техники и правоприменительной практики. Что касается конституционной рецепции, заимствование носит более глобальный характер, в правовую систему извне внедряются не только отдельные структурные части, но и новая идея права, представляющая собой систему правовых взглядов, основу построения государственной системы, и принципы правового, политического, социального и общественного порядка. Акты государств-доноров применяются как образцы, достойные для творческого использования.

Рецепция в конституционном праве представляет собой разумный и э оправданный процесс переноса, гармонизации, совершенствования и при- ° способления данным обществом правовых, политических, социологиче- 3 ских, общественных и культурных форм и моделей конституционного и ™ политического устройства, возникших в другой стране или в другую эпоху, с

П>

образующих связующее звено между правовыми системами. В этом случае ^ правовая система — реципиент заимствует и воспринимает элементы иной |

нормативной системы — донора как основу национального права, конкре- 01 тизирует и адаптирует их к особенностям государственного строя, правовой о

и политической системы страны-реципиента. 3

Несмотря на многочисленные положительные последствия рецепции в ^

праве, следует учитывать, что практическая реализация указанных заим- § ствований без теоретического обоснования и подкрепления не может быть О

успешной, так же, как и теория, не учитывающая ранее существовавшие со- 0 циальные и правовые факторы, ущербна и неприемлема. Все формы рецепции

в конституционном праве, направленные на модернизацию существующего а права, должны носить системный характер, осуществляться на основе преемственности и с учетом специфики правовой, политической, социальной и 27

общественной жизни реципиента. Перенос элементов правовой системы на -

неподготовленную почву может привести к деформациям, системной неполноценности механизмов обеспечения верховенства права, внутренним противо- £ ^ речиям в законодательстве, правовому нигилизму, абсолютизации власти и ^ ^ иным негативным последствиям, формирующим искаженные представления § о демократических институтах. Данные последствия дестабилизируют право- ^ ° вую, политическую систему и ценностно-системное понимание социаль- | § ных ориентиров общественного развития, вызывают у граждан неприятие и и разочарование в государственной власти и проводимых радикальных реформах. Отторжение заимствованных моделей наступает и в результате игнорирования правовых, культурных и исторических традиций воспринимающей

системы, отсутствия последовательности в проведении реформ, приводит к деформациям в функционировании государственных институтов.

Не вызывает также сомнения тот факт, что необходимость рецепции в конституционном праве возникает в случае «нежизнеспособности» правовой системы государства-реципиента. Причины, спровоцировавшие подобную ситуацию, могут быть самыми различными: несоответствие правовой системы уровню развития общества, смена политического, государственного, общественного и социального строя, кризис власти, стремление государственного руководства продемонстрировать дружественное отношение к другой стране, адаптация правовой системы государства-реципиента для вступления в международное сообщество или межгосударственный союз и др.

В современном мире большинство государств обладают суверенитетом и относительно стабильной системой права. В то же время национальные правовые системы подвержены изменениям. Государственная правовая система консервативна и вместе с тем изменчива, ее формирование и развитие происходят посредством постоянных контактов с основными правовыми культурами мира. Важной формой, результатом и необходимым инструмен-.о том развития таких взаимодействий является рецепция. Конституционные с? заимствования в процессе государственного строительства неизбежны и позволяют как стабилизировать правовую систему, так и интегрировать государство в мировое сообщество. Все больший объем нарастания взаимо-ВД действия между правовыми системами требует от каждой правовой культуры и устойчивости по отношению к другим правовым культурам и способности ^ к усвоению инноваций лишь в пределах собственных интересов и потреб-х ностей, адекватно отражающих развитие общества в данных условиях. § Основными формами рецепции в конституционном праве являются: ¡5 1) изучение правовых систем и практики их применения как достояния

§ культуры на предмет возможного заимствования;

§ 2) исследование, анализ и комментирование авторитетных зарубежных 55 источников;

® 3) восприятие, пропаганда и использование передовых иностранных ® основополагающих политико-правовых идей, принципов и категорий с целью [Ъ их последующего применения;

4) подготовка, принятие и введение в действие новых правовых решений 28 (актов) на основе анализа прогрессивного законодательного и правоприме-— нительного опыта.

В восточноевропейских и постсоветских странах важным инструментом модернизации и внедрения новых правовых ценностей, идей, понятий стали ор-® ганы конституционной юстиции. В Российской Федерации Конституционный су Суд был создан в конце 1991 г. Ему принадлежат важные полномочия по защите установленного конституционного строя, законности, правопорядка (ст. 125 Конституции РФ) — прежде всего он проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование законодательных и основных (учредительных) норм [6].

Главное в конституционной рецепции — заимствование рациональных с точки зрения правящих классов (слоев) институтов публичной власти. Это ка-

сается формы государства, статуса формальных и реальных полномочий главы государства, правительства, парламента. Базовый, системообразующий принцип государственного строительства — разделения властей — был воспринят в Российской Федерации, других государствах СНГ и закреплен конституционно.

Существенное значение (политическое, экономическое, социальное) имеют и новые подходы к регулированию видов и форм собственности. Так, в конце ХХ в. для восточноевропейских и постсоветских государств актуальной была проблема конституционно-правового закрепления негосударственных видов собственности (частной, муниципальной, акционерной) на основе принципа равной защиты. Обеспечить трансформацию социалистического общественного строя без создания условий для появления и развития частной собственности невозможно. Реальное равноправие форм собственности, как показывает зарубежный опыт, способствует формированию социально ориентированной рыночной экономики.

Государственные органы должны освобождать право от устаревших норм, устранять пробелы, коллизии и противоречия, включать в национальную правовую систему новые прогрессивные нормативные предписания, зарекомендовавшие себя за рубежом. э

С рецепцией в конституционном праве связаны: построение правового ° государства, выход из правового и политического кризиса, обретение госу- g дарственного могущества и обоснование достойного положения в мировом g сообществе. Рецепция в этой отрасли права как форма функционирования й правовой системы необходима и закономерна, несмотря на то, что приводит ]Э к ликвидации некоторых архаичных структурных элементов. Между тем | подлинный смысл и назначение данной рецепции предполагает как обще- 01 теоретическое осмысление накопленного исторического материала, полно- g ценное исследование и тщательный анализ современных правовых систем, g так и практическую реализацию отдельных институтов, составных элементов. ^ Только в случае выполнения этих требований могут быть осуществлены § важные стратегические задачи модернизации, реформирование обществен- g

Г, и О

ных отношений. В результате заимствований правовая система становится g

более открытой, внутренне слаженной и в конечном счете — результативной. g

ш оо

Список литературы: ">

1. Рулан, Н. Юридическая антропология / Н. Рулан; пер. с франц. — М.: Норма, 1999. — 304 с. 29

2. Саидов, А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы совре- -

менности): учебник / А.Х. Саидов; под ред. В.А. Туманова. — М.: Юристъ, 2000. — 445 с.

3. Большая Советская энциклопедия / гл. ред. А.М. Прохоров. — URL: https:// Q ^ dic.academic.ru/contents.nsf/bse/ (дата обращения: 24.01.2019). ^ ^

4. Сенякин, И.Н. Специализация и унификация российского законодательства / И.Н. и § Сенякин ; под ред. М.И. Байтина. — Саратов: Изд-во Саратов. гос. ун-та, 1993. — 243 с. R

5. Сенякин, И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства й I / И.Н. Сенякин. — Саратов: Изд-во Саратов. гос. академии права, 2007. — 502 с. Ш |

6. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, принятых Законами РФ): официальная публикация // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31, ст. 4398.

7. Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. Л.А. Окунькова. — М.: Норма: Инфра-М, 1997. — 816 с.

8. Избранные конституции зарубежных стран: учебное пособие / отв. ред. Б.А. Страшун. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Юрайт, 2014. — 852 с.

9. Белинков, А.В. Модернизация права в России (теоретический анализ): дис. ... канд. юрид. наук / А.В. Белинков. — М., 1999. — 169 с.

10. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. — М.: Центрполиграф, 2005. — 816 с.

11. Дудко, А.И. Рецепция в конституционном праве России: дис. ... канд. юрид. наук / А.И. Дудко. — Челябинск, 2010. — 202 с.

12. Российская юридическая энциклопедия / гл. ред. А.Я. Сухарев. — М.: Инфра-М, 1999. — 1110 с.

13. Томсинов, В.А. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права» // Вестник Моск. гос. ун-та. Серия 11: Право. — 1998. — № 4. — С. 3—17.

14. Летяев, В.А. Рецепция римского права в России Х1Х—начала ХХ в.: историко-правовой аспект: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / В.А. Летяев. — Саратов, 2001. — 44 с.

15. Ткаченко, С.В. Рецепция римского права: вопросы теории и истории: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С.В. Ткаченко. — М., 2006. — 24 с.

§ Д.С. Хижняк, D.S. Khizhnyak,

доктор юридических наук, доцент Doctor of Law,

SJ кафедры криминалистики Саратовской Associate Professor of the Department § государственной юридической академии of Criminalistics of the Saratov State HjJ Law Academy

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

C; denis_khizhnyak@mail.ru

X

g Соотношение законодательных актов,

g государственных концепций и стратегий в

I осуществлении правовой политики:

с российский и зарубежный опыт

Щ Аннотация: актуальность статьи обусловлена развитием политико-правового стратегического

cq планирования современными государствами. Цель статьи — показать соотношение стратегических 5 документов с законодательными актами и концептуальными документами, формирующими единую С систему политико-правовых и правовых документов. Обращение к зарубежному опыту обусловлено выделением в системе стратегических документов государства ежегодно возобновляемых стра-пп тегий, направленных не только на планирование деятельности государства в определенной сфере, но и на осуществление контроля по выполнению стратегических целей и задач.

Ключевые слова: концепция, стратегия, стратегическое планирование, возобновляемые стратегии.

£ Correlation of legislative acts, state concepts and

^ strategies in the implementation of legal policy:

^ Russian and foreign experience

Abstract: the topical character of the article is due to the development of political and legal strategic planning by modern states. The aim of the article is to show the correlation between strategic documents, legislative acts and conceptual documents forming a unified system of political legal and legal documents. The appeal to foreign experience is due to the allocation in the system of strategic documents of the state

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.