УДК 340.141
СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ СОВЕТСКОГО ПРАВОСУДИЯ И РЕПРЕССИВНОЙ ПОЛИТИКИ В ЧЕЧЕНО-ИНГУШСКОЙ
АССР: ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА ХХ ВЕКА
Сайдумов Д.Х., старший научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук, канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Чеченского государственного университета E-mail: [email protected]
В статье: проведена систематизация сведений, отображающих государственно-правовое развитие Чечено-Ингушской АССР в период с 1920 по 1940 гг. Раскрывается содержание статей Конституции ЧИАССР, регламентировавших принципы её государственно-правового устройства и развития, основ советского правосудия, отдельных нормативно-правовых актов союзного и республиканского законодательства. Выполнена хронологическая реконструкция последствий репрессивной политики сталинизма в республике. Сформулирован вывод об общественно-политической ситуации, складывавшейся в республике в рассматриваемый период.
Ключевые слова: конституция, закон, суд, судебная система, приговор, репрессия, наказание.
RATIO OF LEGISLATIVE OF THE BASIC PRINCIPLES OF SOVIET JUSTICE AND THE REPRESSIVE POLICIES THE CHECHEN-INGUSH AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC: THE FIRST HALF OF THE TWENTIETH CENTURY
Saydumov D.H., senior research fellow at the Complex scientific research institute after H.I. Ibragimova of the Russian Academy of Sciences, PhD, associate professor of Civil Law and Procedure Law department of the Chechen State University
The article carries systematization of information reflecting the state-law development of the Chechen-Ingush Autonomous Soviet Socialist Republic from 1920 till 1940. The content of articles of the CHIASSR Constitution regulating the principles of its public-law structure and development, the foundations of Soviet justice some normative-legal acts of the Union and Republican legislation. Chronological reconstruction of consequences of repressive policies in the country is given. A conclusion about the socio-political situation is in the country during the period is formulated.
Key words: constitution, law, court, judicial system, verdict, repression, punishment.
С середины 30-х гг. ХХ в. Советское государство вступило в новый этап политико-правового развития, отразившегося в полной мере как на союзных республиках, так и автономиях в составе РСФСР. В стране был завершен процесс перехода от капитализма к социализму, т.е. построены основы социализма. По мнению американского исследователя Г. Дерлугьяна, «социализм оказался глубоко привлекательным для чеченского сознания и даже совместился с ценностями ислама...» [1]. Представленное мнение имеет определенную степень объективности, поскольку в советской власти горцы Северного Кавказа (чеченцы, в част-
ности) видели возможность строительства государственности в составе РСФСР. Политика новой власти в первые годы её утверждения носила сбалансированный характер, учитывающий национальные особенности и историческое прошлое народов Северного Кавказа. Это обстоятельство не могло не восприниматься народами как благо. Проявление чувства уважительного отношения к традициям и нравам самобытных народов Северного Кавказа активно декламировалось со стороны новой власти вплоть до конца 20 гг. ХХ века. Постепенный переход к формированию единой советской нации внес в указанные выше процессы
серьезные коррективы, тем не менее, народы Северного Кавказа не были лишены возможности строительства своих государственных образований в составе единого государства.
Конституция СССР 1936 г. утвердила преобразование ряда автономных республик в союзные, а автономных областей - в автономные республики. В числе автономных областей, преобразованных в автономную республику, была и Чечено-Ингушская автономная область.
Официальной датой возникновения первого национального государства в истории чеченцев и ингушей принято считать 5 декабря 1936 г., в этот день с принятием Конституции СССР было юридически закреплено преобразование ЧеченоИнгушской автономной области в Чечено-Ингушскую АССР.
Чечено-Ингушская АССР как государство
- это качественно новый этап советского национально-государственного строительства в Чечено-Ингушетии, прежде всего обусловленный политической логикой социалистического строительства [2, с. 61].
Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика, Чечено-Ингушетия, в составе РСФСР образована как автономная область 15 января 1934 г.; преобразована в АССР 5 декабря 1936 г. Расположена на северном склоне Б. Кавказа (в его восточной части) и на примыкающих к нему Чеченской равнине и Терско-Кум-ской низменности. Площадь - 19,3 тыс. км2. Население - 1159 тыс. чел. (на 1 января 1977 г.). В Чечено-Ингушетии 14 районов, 5 городов и 4 поселка городского типа. Столица - г. Грозный [3, с.506].
16 апреля 1937 г. в республиканской печати был опубликован проект первой Конституции Чечено-Ингушской АССР В тот же день он был одобрен на заседании Политбюро ЦК ВКП (б) [2, с.56].
Конституция ЧИАССР была принята 22 июня 1937 г. Чрезвычайным 3-м съездом Советов ЧИАССР. Высшие органы государственной власти
- однопалатный Верхний Совет ЧИАССР, избираемый населением на 5 лет по норме 1 депутат от 6 тыс. жителей, и его Президиум. Верховный Совет образует правительство республики - Совет министров. ЧИАССР представлена в Совете Национальностей Верховного Совета СССР 11-ю депутатами. Местные органы государственной власти - городские, районные, поселковые и сельские Советы народных депутатов - избираются населением на 2,5 года. Верховный Совет ЧИАССР избирает сроком на 5 лет Верховный суд республики в составе двух судебных коллегий (по уголовным
и по гражданским делам) и Президиума Верховного суда. Прокурор ЧИАССР назначался Генеральным прокурором СССР на 5 лет [3, с. 506].
Конституция в статье 1 определяла, что Чечено-Ингушская Автономная Советская Социалистическая Республика является социалистическим государством рабочих и крестьян. В статье 13 говорилось, что ЧИАССР входит в состав РСФСР на правах автономной республики. Она имеет свою территорию, которая не может быть изменена без ее согласия (ст. 15). Политическую основу автономной республики составляли Советы депутатов трудящихся (ст. 2).
Конституция четко определяла систему государственных органов власти республики. Высшим законодательным органом власти являлся Верховный Совет ЧИАССР, избиравший из своего состава Президиум Верховного Совета. Верховный Совет формировал Правительство ЧИАССР (Совет народных комиссаров).
Высшим судебным органом Чечено-Ингушской АССР являлся Верховный Суд ЧИАССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов республики [4, с. 142].
В ведении Чечено-Ингушской АССР в лице ее высших органов власти и органов государственного управления находились: установление Конституции ЧИАССР, внесение ее на утверждение Верховного Совета РСФСР и контроль за ее исполнением; установление районного деления, границ районов, городов и внесение на утверждение Верховного Совета РСФСР; утверждение народно-хозяйственного плана и бюджета ЧеченоИнгушской АССР; установление в соответствии с законодательством СССР и РСФСР государственных и местных налогов, сборов и неналоговых сборов; организация судебных органов ЧИАССР (ст. 18) и др. [4, с. 142-143].
Законодательную деятельность, а также организацию государственного управления ЧИАССР осуществляла через свой Верховный Совет, Президиум Верховного Совета и Совет министров. ЧИАССР обладала широким внутренним государственным самоуправлением, большими правами в решении тех вопросов хозяйственного, культурного и политического строительства республики, которые непосредственно связаны с национальным бытом, культурой, интересами и особенностями национальной жизни.
Все это свидетельствует о широком круге полномочий республики в области ее социальнокультурного и государственного строительства,
законодательно закрепленного и гарантированного конституциями СССР, РСФСР и ЧИАССР.
Среди приоритетов преобразования Чечено-Ингушской автономной области в ЧеченоИнгушскую АССР следует отметить также качественно новый характер государственно-правовых отношений между РСФСР и ЧИАССР, они стали классифицироваться как федеративные.
Чечено-Ингушская АССР была той формой национальной государственной организации чеченского и ингушского народов, которая обеспечивала их более полное и самостоятельное государственное самоуправление, а также формой установления взаимоотношений с другими народами РСФСР, самоопределившимися в различных формах советской социалистической
государственности.
Перечисленные преобразования в государственном устройстве коснулись и судебной системы ЧИАССР, которая стала руководствоваться при отправлении правосудия единым для всей страны законодательством. В основе деятельности судов Чечено-Ингушской АССР лежали советские принципы правосудия. Чтобы понять структуру и специфику этих принципов, необходимо обратиться к основным нормативно-правовым актам того периода, чтобы представить общую ситуацию в работе судов ЧИАССР.
Советские принципы организации и деятельности советского суда получили дальнейшее развитие в Конституции СССР 1936 г. (гл. 9, посвященная суду и прокуратуре). В ней закреплялась судебная система СССР, отраженная с некоторыми изменениями в Конституции СССР 1977 г.
Законодательство в области судоустройства было отнесено Конституцией 1936 г. к ведению Союза ССР в лице его высших органов власти. Согласно конституционным положениям был разработан и 16 августа 1938 г. принят Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик. Этот общесоюзный закон заменил ранее действующие общесоюзные Основы и республиканские положения о судоустройстве.
Закон о судоустройстве 1938 г.:
а) закрепил и развил принципы социалистического демократизма советского судоустройства, сформулированные в Конституции СССР;
б) определил цели и задачи социалистического правосудия, формы и способы судебной деятельности;
в) ввел единую систему судов, основное звено которой составлял народный суд, действующий в пределах участка; подразделил все суды страны на общесоюзные (Верховный Суд СССР и
специальные суды) и республиканские (все остальные);
г) сосредоточил функции судебного надзора только в Верховном Суде СССР и Верховных Судах союзных республик, изъяв эти функции из областных и соответствующих судов; в связи с этим в областных и соответствующих судах были упразднены президиумы и пленумы;
д) ликвидировал коллегии по специальным делам в областных и вышестоящих судах, передав их дела на рассмотрение общих судебных инстанций указанных судов.
В Законе о судоустройстве определялись требования к кандидатам в судьи и народные заседатели, порядок досрочного освобождения судей от должности и привлечения их в соответствующих случаях к уголовной ответственности, подробно регламентировался порядок избрания и структура всех судебных органов, и решались другие вопросы судоустройства [5, с. 39-40].
Высшим судебным органом на территории ЧИАССР являлся Верховный Суд ЧИАССР, его работа осуществлялась в соответствии с дополнением к «Положению о судоустройстве РСФСР», принятым ВЦИК 5 сентября 1923 г. Члены его и Председатель утверждались Президиумом ВЦИК. Верховный Суд ЧИАССР действовал в составе Пленума, Президиума, кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам, военной и военно-транспортной коллегии, а также дисциплинарной коллегии.
Верховный Суд осуществлял судебный надзор за всеми судами, рассматривал дела по первой и второй инстанциям, решал вопросы судебного управления и занимался толкованием законодательства по вопросам судебной практики.
Верховный Суд ЧИАССР явился органом судебного надзора и кассационной инстанцией по делам, рассмотренным народными судами и судом первой инстанции, по делам, превышающим подсудность народного суда. Не лишним будет отметить факт того, что Чечено-Ингушская АССР будучи в составе РСФСР полностью подчинялась всероссийскому законодательству, следовательно, все изменения в обустройстве судов СССР находили свое отражение и на республиканском уровне.
Наряду с совершенствованием общей судебной системы улучшились организация и система военных трибуналов. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 августа 1926 г. было утверждено Положение о военных трибуналах и военной прокуратуре. Оно предусматривало трибуналы военных округов, флотов, фронтов, армий, корпусов и
дивизий. Вышестоящий трибунал, например округа, осуществлял руководство нижестоящими трибуналами - корпусов и дивизии [6, с. 219-220].
Судебный надзор за нижестоящими судами Верховный Суд осуществлял в своеобразных формах: он имел право опротестовывать перед Президиумом ЦИК СССР судебные акты верховных судов союзных республик в случаях, если они противоречили общесоюзному законодательству или затрагивали интересы других союзных республик. Этим подчеркивалась суверенность союзных республик и самостоятельность их высших судебных органов.
Председатель, его заместители и члены Верховного Суда СССР назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд состоял из Пленума, куда по должности входили председатели Верховных Судов союзных республик, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военнотранспортной коллегий [7, с. 219].
Советское законодательство в области судоустройства закрепило важнейшие принципы судопроизводства: выборность судей, коллегиальность рассмотрения дела, ведение судопроизводства на национальных языках, обеспечение обвиняемому права на защиту; право на обжалование решение суда.
Наряду с этим, как и по всей стране, на Северном Кавказе начинаются репрессии, которые под видом борьбы с «врагами народа» приводят к многочисленным арестам и осуждению граждан.
Репрессивная политика в ЧИАССР в конце 20-х гг. ХХ в. постепенно набирает обороты, переходя от единичных случаев к более массовым.
Были арестованы многие члены крайисполкома во главе с его председателем Пивоваро-вым. Их обвинили в подрыве колхозного строя и организации буржуазно-националистического контрреволюционного центра Северного Кавказа (Дагестан, Осетия, Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Адыгея, Черкесия) для подготовки провозглашения "Северо-Кавказской Федеративной республики" под протекторатом Турции и Англии [9, с. 82].
В республике, как и в целом и по всей стране, с середины 30-х годов начались массовые репрессии, превратившиеся в произвол со стороны правоохранительных органов. Т. Эльдарханов, пытавшийся остановить разгул ОГПУ на территории Чечни, 27 сентября 1925 г. был смещен с поста руководителя Чеченской АО [8, с. 117].
Следственные органы обвиняли арестованных в контрреволюционно-повстанческой, тер-рористически-шпионской, антисоветско-вреди-
тельской деятельности. Аресты проводились без санкции прокурора и с другими процессуальными нарушениями советского законодательства.
Обвинения носили надуманный характер, в частности, «о существовании подпольной буржуазно-националистической организации, созданной в 1926 г. бывшим секретарем Чеченского обкома Эшбойкоторый », обвинялся в попытке отторжения от СССР Чечни и Ингушетии, создания Северо-Кавказской Федерации под протекторатом иностранного государства, и проведении вредительской деятельности во всех отраслях народного хозяйства [9, с. 83].
В апреле 1937 г. начались массовые аресты в Чечено-Ингушетии. К июню 1937 г. в народном хозяйстве республики был арестованы 151 член партии как "враги народа", в основном работники нефтяной промышленности. 8-10 октября 1937 г. состоялся Второй расширенный пленум ЧеченоИнгушского обкома партии. В его работе принял активное участие приглашенный кандидат в члены Политбюро, председатель партколлегии КПК и заместитель Ежова М.Ф. Шкирятов, огласивший решение ЦК ВКП (б) о снятии с работы руководящих партийных, государственных и хозяйственных работников республики [9, с. 82-83].
Летом 1937 г. в Чечено-Ингушетии было арестовано около 14 тыс. человек [10, с. 47]. Существуют данные, согласно которым «только с середины 1936 г. и до конца 1938 г. было арестовано до 80 000 человек в Чечено-Ингушетии» [11].
Второй расширенный пленум от 8-10 октября 1937 г. явился катализатором трагических событий для тысяч граждан республики. Как отмечает исследователь Г.А. Ерещенко, «к 10 мая 1938 г. только под следствием находилось 7572 человека» [9, с.83].
За 1937-1939 гг. подверглись репрессиям 30 из 76 членов и кандидатов в члены областного комитета ВКП(б), 20 из 28 - секретарей райкома партии, 17 парторгов обкома, 77 членов райкома, 192 - руководящих работника сельских
районов [12].
«Враги народа» были обнаружены в музеях, архивах и других учреждениях и организациях. В 1937 г. был репрессирован директор республиканского музея З.Д. Шерипов [13, с. 180].
Следственные органы республики, разделившись на три группы, разрабатывали: советско-партийных работников, культурно-идеологическое руководство и террористическую группу. По первой группе с 21 по 28 ноября 1939 г. проходило 12 человек. Широко применялись пытки, от которых 18 ноября скончался Х.М. Мамаев. Военный три-
бунал Северо-Кавказского военного округа приговорил А. Ручаева, А. Саламова, А. Горчханова к высшей мере наказания, других - к тюремному заключению от 7 до 25 лет. Позже это решение было пересмотрено. Расстрел был заменен 10 годами исправительно-трудовых лагерей, а другим заключенным был сокращен срок заключения. Подследственные других групп из-за отсутствия состава преступления были освобождены [9, с. 83].
Репрессивная политика негативно отражалась на демографическом состоянии в республике. В результате репрессий с 1929 по 1937 гг. население Чечни, с учетом не родившихся, сократилось на 205,8 тысяч человек [8, с. 118].
Во второй половине 1940 г. было осуждено 156 директоров предприятий, 25 главных инженеров, 18 начальников ОТК и т.д. (всего 391 человек). Арестованные делились на 2 категории: первая категория, чьи дела рассматривались на «тройках» и подлежали расстрелу, ко второй категории относились те, кто приговаривался к 8-10 годам заключения в лагерях. Состав «тройки» в Чечено-Ингушетии состоял из Дементьева (председатель), Петрова и Вахаева (члены) [4, с. 121]. «Тройка» вела протокол заседаний, куда записывались вынесенные ими приговоры в отношении осужденных, далее они направлялись начальнику оперативной группы с целью приведения приговора в исполнение.
В ноябре 1937 г. были арестованы второй секретарь Чечено-Ингушского обкома ВКП(б) Х. Вахаев, Председатель Совнаркома республики А.И. Горчханов. Подверглись репрессиям в период с 1937-1940 гг. и те, кто долгие годы чинил беспредел и преступления, в их числе были высокопоставленные руководители правоохранительных органов: глава НКВД ЧИАССР - Крафт, наркомы внутренних дел ЧИАССР Раев и Иванов [4, с. 121-122].
Председателем Верховного Суда ЧИАССР был назначен в 1937 г. Ушаев Мазлак — советский генерал, сталинский чекист [14].
О масштабах необоснованных репрессий свидетельствует тот факт, что только в 1989-1990 годах в процессе пересмотра уголовных дел, сфабрикованных в 1937-1939 годах, посмертно реабилитировано 6 тысяч человек. И это - только вершина айсберга [15, с. 160]. Не выяснена судьба остальных из общего числа - 80 тыс. человек, арестованных в рассматриваемый период.
Проведенная систематизация и реконструкция событий периода с 1926 по 1940 г. позволяет сделать вывод о том, что общественно-политическая ситуация в республике была в целом
схожа с аналогичными политико-правовыми процессами, шедшими в стране в рассматриваемый период. Конституционно-правовое развитие ЧИАССР начавшееся с 1936 г., было осложнено начавшимися массовыми репрессиями, в результате которых были расстреляны, а также приговорены к длительным срокам тюремного заключения представители партийной элиты, интеллигенции и рабочие предприятий ЧИАССР. Формулировка «враг народа» в подавляющем большинстве случаев была надуманной, уголовные дела строились в основном на доносах и домыслах следственных органов, тем не менее, это не мешало судам применять самые жесткие виды наказаний. Следствие проводилось ускоренно и в упрощенном порядке, в материалах уголовных дел находились: агентурноучетный материал, анкета арестованного, протокол допроса и обвинительное заключение в сжатом виде.
Исследованные события были предтечей масштабной трагедии в истории чеченцев и ингушей — 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию, а ЧИАССР была ликвидирована [16, с. 139-154].
Без всякого суда и следствия, вопреки всем законам сталинско-бериевская репрессивная машина осуществила в ЧИАССР в 1944 г. триаду действий в отношении своих же граждан — репрессии, депортацию и геноцид. Последнее из перечисленного проявилось 27 февраля 1944 г. в высокогорном селении Хайбах, в связи с отставанием от графика операции по депортации, труднодос-тупности населенных пунктов, сложности транспортировки «были расстреляны и сожжены заживо до 700 человек из нескольких селений и хуторов Галанчожского района. В Чеберлоевском районе людей топили в озере Кезеной-Ам, в селе Урус-Мартан больных людей закопали во дворе районной больницы. В Итум-Калинском районе дома с больными людьми забрасывали гранатами и бутылками с зажигательной смесью» [17, с. 55].
В заключение считаем важным отметить, что действия органов государственной власти в отношении чеченцев и ингушей и их автономии в период осуществления самой депортации не имели, в т.ч., правовых оснований, так как Указ Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории» был подписан 7 марта 1944 г. Закон же об упразднении ЧеченоИнгушской АССР и преобразовании Крымской АССР в Крымскую область [16, с. 154-157, 163, 164], был принят еще позже - 25 июля 1946. Примечательно заключительное положение данного
закона, согласно которому «внесение соответствующих изменений и дополнений в статью 14 Конституции РСФСР» [16, с. 164] свидетельствует о том, что ЧИАССР до 1946 г. де-юре находилась в составе РСФСР.
Противоправные действия в отношении тысяч граждан в целом по всей стране способствовали формированию у властной элиты чувства вседозволенности, когда без суда и следствия наказывались не отдельно взятые граждане, а целые народы. «К моменту выселения в 1944 г. численность чеченцев составляла 478479 человек (в том числе 37,1 тыс. чеченцев-аккинцев), ингушей -91250 человек» [18, с. 88].
Литература
1. Дерлугьян Г. Чеченская Республика и Чеченская история // Чечня и Россия: общества и государства: сборник статей. М.: “Полинформ-Талбури”, 1999. 432 с. URL: Ьйр://оМ.sakharov-center.ru/chr/chrus 10 1 Ь1т.
2. Бугаев А.М. Советская автономия Чечни - Чечено-Ингушетии: очерки истории становления и развития. Грозный, 2012.
3. Большая советская энциклопедия. М., 1978. Т. 29.
4. Ибрагимов М.М., Ибрагимов И.М. Национально-государственное и конституционное развитие чеченского народа и вклад А.А. Кадырова в этот процесс // От беззакония и хаоса - к порядку и закону (об исторической роли Ахмат-Хаджи Кадырова в новейшей истории Чеченской Республики): материалы региональной научнопрактической конференции. Грозный, 2010.
5. Смыкалин А. Советская судебная система в послевоенные годы // Российская юстиция. 2002. № 12.
6. Филимонов В.Г. Образование и развитие РСФСР. М., 1963.
7. Семенов В.М. Суд и правосудие в СССР. М., 1984.
8. Дендиев К.Г., Осмаев А.Д. К вопросу о репрессивной политике в Чечено-Ингушетии в 1920-1930-х гг. // История науки и техники. 2012. №7.
9. Ерещенко Г. А. Политические процессы в Чечено-Ингушской АССР в 1937-1939 гг. // К 50-летию образования Дагестанского научного центра Российской академии наук: тезисы докладов региональной научной конференции молодых ученых, посвященной гуманитарным исследованиям. Махачкала, 1995.
10. Авторханов А.Г. Убийство чечено-ингушского народа: народоубийство в СССР. М., 1991.
11. Геноцид длиною в столетия // Справедливость. 1994. № 4.
12. Республика. 1992. 4 апреля.
13. Эльбуздукаева Т.У. Культура Чечни: ХХ век. Грозный, 2012.
14. Зелев А. Знаменитые чеченцы и ингуши // Энциклопедия Т-Я. URL: http://www.proza.ru/2009/02/15/185.(дата обращения: 23.05.2009 г.).
15. Гакаев Ж.Ж. «Божья кара». Геноцид большевистского режима против вайнахов // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 1994. №1.
16. Нухажиев Н., Умхаев Х. Депортация народов: ностальгия по тоталитаризму. Грозный, 2009.
17. Манкиев А.А. Об уроках и причинах чеченской трагедии 1944 г. // Восстановление Чечено-Ингушской АССР — решающий фактор реабилитации чеченского народа: материалы республиканской научно-практической конференции. Грозный, 2007.
18. Махмудова К.З. Реабилитация чеченцев и ингушей: этнополитические аспекты // Восстановление Чечено-Ингушской АССР — решающий фактор реабилитации чеченского народа: материалы республиканской научно-практической конференции. Грозный, 2007.
Поступила в редакцию 15 февраля 2013 г.