Научная статья на тему 'Соотношение волевой регуляции и психологических особенностей лени у подростков-спортсменов'

Соотношение волевой регуляции и психологических особенностей лени у подростков-спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
209
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕНЫ-ПОДРОСТКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕНИ / THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF LAZINESS / БЕЗВОЛИЕ / ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ / ADOLESCENT ATHLETES / LACK OF WILL / WILLPOWER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бородина И.И.

Рассматривается психологическое содержание понятия лени в физической культуре и спорте, раскрывается его психологическая суть как безволия и мотивационного конфликта в саморегуляции у спортсменов-подростков. Описываются представления о лени у носителей спортивной культуры, определяются соотношения экспертной оценки лени тренером, саморегуляция ее состояния с активирующим и дезактивирующим волевым усилием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бородина И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION WILLED REGULATION AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LAZINESS TEENAGERS-ATHLETES

We consider the psychological content of the concept of laziness in physical culture and sport, revealed his psychological essence as lack of will and self-motivational conflict in adolescent athletes. It describes the idea of laziness in carriers of sports culture, relationship expert assessment coach laziness, self-regulation of its status in relation to the activated and deactivated by an effort. It was shown that the content of the concepts of «will and laziness» is defined semantic characteristic of strong-willed regulation process of motivation in sport. This semantic content has its own specifics in mass physical culture: the lazy not motivated, in some cases weak-willed in the pedagogical understanding of this phenomenon. When systematic sports activities at professional level semantic content to be lazy, too lazy to acquire biomedical value deactivating volitional regulation for the purpose of self-preservation, relaxation, recovery, while maintaining high motivation and motivational conflict resolution «avoidance-avoidance». In adolescents, athletes actively develops the ability to mobilize willpower associated with an active interiorization of social control. The ability to demobilization means of strong-willed regulation is not developed. Its development is connected with the realization importance of the activity limitations in the recovery after loads and in coherence of command interaction. Awareness of such sports standards will allow through their regulate own-subjective relationship of teens, finding the energy potential for the resolution of the motivational conflict and «taking» power of motivation in sports activities for its inhibition.

Текст научной работы на тему «Соотношение волевой регуляции и психологических особенностей лени у подростков-спортсменов»

ПСИХОЛОГИЯ > ф

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 4. С. 141-151.

УДК 159.947159.96

СООТНОШЕНИЕ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЕНИ У ПОДРОСТКОВ-СПОРТСМЕНОВ

Бородина И. И.

Таврическая академия Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского, Симферополь, Республика Крыш, Российская Федерация

E-mail: Inna.polina@mail.ru

Рассматривается психологическое содержание понятия лени в физической культуре и спорте, раскрывается его психологическая суть как безволия и мотивационного конфликта в саморегуляции у спортсменов-подростков. Описываются представления о лени у носителей спортивной культуры, определяются соотношения экспертной оценки лени тренером, саморегуляция ее состояния с активирующим и дезактивирующим волевым усилием.

Ключевые слова: спортсмены-подростки, психологические особенности лени, безволие, волевое усилие.

ВВЕДЕНИЕ

Психологическое сопровождение развития детей в современном мире определяется тенденциями гуманизации учебно-воспитательного процесса с одной стороны, и усилением рациональности, эгоцентрированности в постиндустриальном конкурентно ориентированном обществе, с другой. Указанные тенденции порождают противоречие и взаимодействие ценностей свободы личности, проявлений ее индивидуальности и жесткой соревновательности в межличностных отношениях. Это, в свою очередь, трансформирует поведенческие модели, служащие морально-этическими эталонами для регуляции активности человека. Особенная сензитивность подростков к воздействиям в ролевых моделях социума неоднократно указывалась в исследованиях возрастной психологии и психологии развития [1, 3]. Так же хорошо описано развитие в этом возрасте волевой регуляции, а в последнее время уделяется внимание и проявлениям лени [13, 14]. Однако, сопоставление волевой регуляции и лени позволяет охарактеризовать феноменологию регуляторных процессов, перейти на индивидуально-типологический уровень анализа развития личности и его психологического сопровождения, то есть определить необходимость вмешательства в ленность подростка или только ее наблюдение.

141

Лень рассматривается в философских, педагогических, психологических и медико-физиологических исследованиях. Педагогическая мысль традиционно связывала ее с воспитанием трудолюбия и борьбой с тунеядством, этико-философские исследования рассматривали в контексте отыскивания путей к достойной жизни, а в медико-физиологических работах она упоминается в связи с циркадными биоритмами, релаксацией и восстановлением. В психологических исследованиях лень раскрывается в типологии внутриличностных конфликтов, отсутствии мотивации, патохарактерологическом безволии [13].

За последние сто лет в отечественной психологии сформировались несколько взаимодополняющих подходов к пониманию воли. Все они рассматривают волю как характеристику деятельности на уровне целостной личности (А. Н. Леонтьев), онтогенетически формирующейся при интериоризации отношений руководства -подчинения самоприказу (Л. С. Выготский), саморегуляции (В. И. Моросанова), самосубъектных отношений (В. К. Калин) и связывающейся с уровневой структурой ценностно-смысловой мотивации, определяющей силу мотива (Ф. Е. Василюк), «заем» этой силы при отсутствии мотивации (В. А. Иванников) для энергетического обеспечения регуляции активности (В. К. Калин) [4, 5, 7, 8, 11, 12]. В понимании лени, как безволия, можно говорить о снижении активности в деятельности из-за неспособности/затруднении осуществить саморегуляцию в реализации самосубъектных отношений при неотрефлексированности личностных смыслов и их связи с другими мотивационными структурами, нерешенности мотивационного конфликта. Смысловые структуры являются интериоризированными, принятыми и когнитивно переработанными как «значение для меня» ценностями той или иной культуры. Так, физическая культура направлена на соревновательность с собой, соперником, другой командой, в ней отражен динамизм активности: «Citius, altius, forties!» Личностный смысл соревновательного духа позволяет мобилизовать силу этой мотивации и через самосубъектные отношения в рефлексии, самоосознание проявлять активирующее волевое усилие в преодолении себя в спорте. Лень предполагает не только отсутствие мотивации занятий спортом, но может проявляться при самосохранении себя в нем для дальнейших достижений, связанных с высокой мотивацией этого вида деятельности при дезактивирующей волевой регуляции. С целью проверки данного теоретического конструкта было осуществлено эмпирическое исследование по выявлению специфики соотношения волевой регуляции и психологических особенностей лени у подростков из спортивной секции.

Поскольку психологическое понимание лени определяется социокультурным аспектом (ленивый - «хороший-плохой», «активный-пассивный», «сильный-слабый»), в воля - безволие/лень проявляется в деятельности, то как в теоретическом, так и в прикладном плане важно было определить специфику содержания понятия лени у спортсменов, особенности ее проявления и саморегуляции, соотношение со способностью к волевому усилию, что и явилось задачами данной работы.

Теоретико-методологические принципы системного и деятельностного подходов определили этапы и методы исследования. На первом этапе для

142

конкретизации социокультурного содержания понятий «воля и лень», их смысловых характеристик в межличностных и самосубъектных взаимодействиях как системообразующего фактора в регуляции, был проведен опрос среди 30 учителей физической культуры средних школ и 30 тренеров спортивных секций, школ и клубов по легкой атлетике, единоборствам, футболу, плаванью и шахматам об использовании ими характеристик «волевой/ленивый» по отношению к воспитанникам и содержанию этих понятий. На втором этапе работа проводилась с 30 подростками, поступившими восемь месяцев назад в секцию спортивных единоборств, и их тренером. На этом этапе спортивной деятельности по мнению тренеров «отсеиваются» дети с ситуативной неустойчивой мотивацией занятия спортом, а остаются с устойчивой мотивационной направленностью. Для решения задач анализа волевой регуляции и лени в спортивной деятельности применялись следующие методы и методики:

— тестирование подростков опросником для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и социальных взаимодействиях, разработанным Г. С. Никифоровым, В. К. Васильевым и С. В. Фирсовой;

— эксперимент на волевое усилие при выполнении упражнения на настойчивость, выдержку, целеустремленность [2];

— экспертная оценка лени подростков-спортсменов тренером по методике Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой;

— тестирование подростков методикой «Саморегуляция проявления лени» Д. А. Богдановой, С. Т. Посоховой [13].

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Интериоризация эталонов руководства/подчинения и перевод его на уровень саморуководства в волевой регуляции осуществляется в усвоении социокультурных значений и смыслов деятельности, поэтому на первом этапе исследования важным было определение среди носителей спортивной культуры значений понятий «воля, волевой» и «лень, ленивый». Выяснение сущности этих понятий помогает опредметить содержание жизненных и личностных смыслов регуляции в спортивной деятельности представителей данной культуры.

Учителя физической культуры средних школ отметили, что в профессиональном обсуждении с коллегами достижений учеников бывают случаи (у 60 % опрошенных) употребления понятий «ленивый/трудолюбивый, прилежный, старательный». Гораздо реже они употребляют характеристики «волевой ученик», «проявил волю в достижении результата» (у 20 % респондентов). Массовая общеобразовательная физическая культура не предъявляет к субъекту требований проявлять сверхусилие в реализации деятельности и преодолении затруднений, достаточно внутренней мотивации интереса, эмоциональной захваченности или внешнезаданного долженствования для достижения заданного уровня.

Для тренерского состава, работающего с подростками, не типично употребление понятий «лень, ленивый» для характеристики своих подопечных.

143

Наши вопросы, связанные с этими словами, вызывали у них задумчивость, удивление. Только 17 % тренеров указали, что на этапе набора детей в спортивную секцию, группу спортивной школы они могут выделить ленивых, которые, как правило, быстро «отсеиваются», покидают занятия. Коннатация лени в данной ситуации - это отсутствие устойчивой мотивации к занятиям спортом. Большинство респондентов этой группы (83 %) отметили, что они не характеризуют ленивыми спортсменов, особенно подростков. Для обозначения поведения спортсменов во время соревнований или тренировок со снижением физической активности используются характеристики «поберегся», «не доиграл, не вытянул, не доработал». В то же время, 43 % тренеров используют характеристики «волевой, волевое усилие», «саморегуляция» для описания спортивной деятельности наиболее настойчивых, инициативных, целеустремленных, решительных, мобилизующихся спортсменов. Такой тип регуляции поведения, на их взгляд, очень характерен для мотивированных, эмоционально вовлеченных в физическую активность подростков.

Соответственно, лексика описания лени не является типичной для инициативной, целенаправленной, профессиональной спортивной деятельности. Понятие «воля, волевой» входит в психосемантику спортсменов отражая количественные показатели частоты, интенсивности, силы и направленности совершаемых регуляторных актов преодоления, связанного с усилением активности, а не с ее торможением. А понятие «лень, ленивый» в спорте приобретает две коннатации. В ситуации начала спортивной карьеры - коннатацию недостатка мотивации без «заема» силы мотива у более сильных побудителей и, как следствие, уход из спорта. В ситуациях эпизодического снижения активности на тренировке или соревновании - медико-биологический контекст, связанный с восстановлением сил, релаксацией, самосохранением от травм, то есть тормозные инициативные волевые усилия при мотивационном конфликте «избегание -избегание» (по К. Левину) [10], избегания травм и избегания порицания тренера, команды при снижении активности, или самопорицания: «не выложился».

Таким образом, понятие «волевой» в профессиональной спортивной среде связано в мобилизующей, активирующей функцией воли, а понятие «ленивый» с тормозной, демобилизирующей. Данные значения порождают смысловые составляющие проявления волевого усилия в саморегуляции спортивной деятельности, рассмотренные на втором этапе исследования у подростков из секции спортивных единоборств.

Для подростков, начавших осваивать спортивные единоборства характерен средний уровень склонности к самоконтролю (у 53 % обследованных). У 30 % данная склонность развита высоко, позволяя говорить о готовности совершать волевое усилие в контроле своего поведения и общении. И только у 17 % данная способность сформирована еще не достаточно. Большинство обследованных подростков-спортсменов демонстрируют высокую (30 %) и среднюю (53 %) самооценку способности в социальном самоконтроле и только 17 % - низкую. Направленность на занятия спортивными единоборствами обследуемых подростков-спортсменов делает их, как они считают, более эмоционально уравновешенными. Способность контролировать свои эмоции высоко оценивают

144

47 %, средний уровень самооценки демонстрируют 37 %, и чувствуют, что не справляются с бурным проявлением эмоций 17 % опрошенных. Оценка данной группой обследуемых своей способности к самоконтролю в деятельности имеет более низкие значения. Высоко оценивают данную способность 37 %, на среднем уровне 33 % и на низком уровне - 30 % опрошенных. Способность к самоконтролю связана с развитием произвольной саморегуляции у детей. Контроль тренера в открытом контуре волевой регуляции снижает их самооценку данной склонности и, как показано далее, делает более адекватной в сопоставлении с принятыми в физической культуре эталонами. В аффективности и неуравновешенности подросткового возраста она не может реализовываться без волевого усилия. Для проверки адекватности самооценивания способности к саморегуляции подростков -спортсменов нами были рассчитаны ранговые корреляции (см. табл. 1) этих результатов с результатом измерения волевого усилия при выполнении спортивного упражнения на настойчивость и выносливость. Для этого было определено отношение времени выполнения упражнения с волевым усилием к времени обычного выполнения этого задания для правой и левой ноги [2]. Получены прямые взаимосвязи с уровнем статистической значимости р < 0,05 между общей склонностью к самоконтролю (гя 0,38 и 0,39), самоконтролем в деятельности (гя 0,41 и 0,43). Оценка подростками себя как способного контролировать эмоции и социальные взаимодействия не связана со способностью проявлять волевое усилие в физическом упражнении, здесь другие регуляторные эталоны.

Таблица 1

Соотношение параметров волевой регуляции и лени у подростков-спортсменов

Переменные общая склонность к самоконтролю самоконтроль в эмоц. сфере самоконтроль в деятельности социальный самоконтроль волевое усилие для правой ноги волевое усилие для левой ноги экспертная оценка лени саморегуляция проявлений лени

общая склонность к самоконтролю 1,0 0,88 0,93 0,96 0,38 0,39 -0,76 0,76

самоконтроль в эмоц. сфере 0,88 1,00 0,77 0,86 0,20 0,22 -0,65 0,60

самоконтроль в деятельности 0,93 0,77 1,00 0,83 0,41 0,43 -0,74 0,66

социальный самоконтроль 0,96 0,86 0,83 1,00 0,31 0,33 -0,70 0,76

волевое усилие в упражнении для правой ноги 0,38 0,20 0,41 0,31 1,00 0,77 -0,39 0,42

волевое усилие в упражнении для левой ноги 0,39 0,22 0,43 0,33 0,77 1,00 -0,28 0,32

145

экспертная оценка лени -0,76 -0,65 -0,74 -0,70 -0,39 -0,28 1,00 -0,69

саморегуляция проявлений лени 0,76 0,60 0,66 0,76 0,42 0,32 -0,69 1,00

Примечание: жирным курсивом обозначены статистически значимые связи при 5 % ошибке

Полученные корреляционные коэффициенты позволяют говорить о теоретической и экологической валидности применяемых в исследовании процедур как тестирования подростков, так и экспериментальных заданий. Подростки-спортсмены адекватно оценивали свою склонность к самоконтролю и ее реализацию в физической деятельности. Спортивные тренировки создают ситуации для развития инициативной, мобилизующей волевой регуляции с активацией побуждения в форме настойчивости, выносливости, целеустремленности подростка сначала посредством артикуляций тренером команд, а потом интериоризации и воспроизведения этих команд в открытом контуре регуляции самим подростком.

Отсутствие статистически значимых взаимосвязей между склонностью к самоконтролю эмоциональных состояний, социальных взаимодействий и волевым усилием в физических упражнениях определяется тем, что это разные сферы проявления психических свойств. Недостаточная развитость в общении с другими и собой произвольной регуляции является общепризнанной закономерностью их возрастного развития [14]. Способность к волевой регуляции выступает новообразованием более репрезентированном в сформированной деятельности (например, спортивной), нежели в активно формирующемся общении. В социальном взаимодействии подростков требуется не только инициативность и настойчивость, но и умение прислушаться к мнению, состоянию окружающих, проявляя тормозную регуляторную функцию воли, которая в проведенных упражнениях непосредственно не измерялась. В экспериментальном задании на проявление волевого усилия давалось задание вынести ногу на прямой удар в живот, зафиксировать ногу и держать ее как можно дольше. Когда подростки -спортсмены уставали и их нога начинала опускаться, тренер давал команду: «Выше! Держи еще как можно дольше». Сначала необходимо было вынести на удар правую ногу, затем левую. В группе обследуемых 93 % спортсменов с ведущей правой ногой.

В анализе рассчитывалось отношение времени выполнения задания с волевым усилием к времени до начала команды [2]. Была осуществлена проверка нормальности распределения полученных коэффициентов. На рис. 1 и табл. 2 представлены ее результаты для упражнения на правую ногу при статистическом уровне значимости (1 = -0,92 при р = 0,035). Такой же расчет с коэффициентами в упражнении на левую ногу показал высокую ошибку расчетов (р = 0,073).

146

Variable: коэффициент активации волевого усилия в упражнении на правой ноге, Distribution: Normal Chi-Square test = 10,32999, df = 4 (adjusted) , p = 0,03522 11 —,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,—

0,2111 0,6333 1,0556 1,4778 1,9000 2,3222 2,7444 3,1667 3,5889 4,0111 0,4222 0,8444 1,2667 1,6889 2,1111 2,5333 2,9556 3,3778 3,8000

Category (upper limits)

Рис. 1 Кривая проверки нормальности распределения показателей волевого усилия при выполнении упражнения на правую ногу в группе подростков-спортсменов.

На основе конфигурации кривой при проверке нормальности распределения (рис. 1 и табл. 2) можно говорить о том, что примененный диагностический прием позволяет дифференцировать подростков-спортсменов по степени развития волевого усилия. Выявлено 10 % выборки, продемонстрировавших недостаточность развития волевого усилия, когда время его проявления существенно ниже времени выполнения упражнения без преодоления трудности (усталости, монотонии, снижении интереса, утраты смысла выполнения задания). Данный процент респондентов образует первый квантиль шкалы и ограничивает низкий уровень тестовой нормы (0,2 - 1,06). Для 10 % результатов, превышающих значения 2,7 определен высокий уровень проявления волевого усилия. Эти результаты образуют четвертый квантиль шкалы в диапазоне значений коэффициента от 3 до 4,01. Соответственно, можно говорить о среднем уровне проявления волевого усилия спортсмена-подростка в выполнении упражнений на удержание статической позы с демонстрацией выносливости, настойчивости и целеустремленности при значениях коэффициента от 1,1 до 2,95 (второй и третий квантили в процентильной норамализации шкалы). Данная статистическая модель отражает уровень способности проявлять волевое усилие при активации по открытому контуру регуляции и косвенно при дезактивации. Говорить о дезактивирующей регуляции в направленности волевого усилия можно на основании корреляций между этим показателем и экспертной оценкой лени спортсмена-подростка тренером (табл. 1). Чем выше развито волевое усилие в активации действий при выполнении спортивных упражнений у подростка, тем менее ленивым его оценивает тренер (гя = -0,39). А лень в понимании тренера, работающего с «не отсеявшимся» в спорте подростком, - это способность ограничить свою активность, «затормозиться» при эмоциональной вовлеченности и высокой внутренней мотивации в

147

соревновательности спортсмена. Обратная корреляция свидетельствует о неспособности разрешить на данном этапе психического развития мотивационный конфликт «стремление-избегание» в пользу произвольной дезактивации волевого усилия в побуждении и произвольную демобилизацию воли в форме лени. Так, чем выше активирующее волевое усилие, тем выше самооценка подростком своей саморегуляции лени (гя 0,42) как нежелательного состояния. В этом проявляется общекультурная коннатация лени у подростка-спортсмена, связанная с нежеланием что-то делать, отсутствием мотивации, при том что наличная высокая внутренняя мотивация занятия спортом в этот момент не отрефлексирована. То есть дезактивирующая волевая регуляция подростка-спортсмена в этот момент лишена рефлексии как основы самосубъектных отношений. Значение лени как способности к самосохраниению при высоких спортивных нагрузках, релаксации после них, созданию условий восстановления после травм в спортивной культуре подростком не осознана, не осмыслена, не получила мотивационной силы.

Три подростка получили от тренера высокие оценки лени (10 % от численности выборки). Рассмотрим более детально соотношение их показателей воли и лени. Подросток П., (12,5 лет) характеризуется максимальной оценкой лени, демонстрируя при этом низкую адекватную самооценку склонности к самоконтролю, особенно в деятельности, низкие значения волевого усилия и низкую степень саморегуляции состояния лени при отсутствии внутренней конфликтности. Во взаимодействиях с тренером этот подросток через артикуляции тренера отрефлексировал недостаточность развития у себя активирующей и дезактивирующей волевой регуляции. Энергетического потенциала воли недостаточно, и при отсутствии мотивационного конфликта нет другого сильного оппозиционирующего мотива, у которого можно было бы «занять» этот энергетический потенциал, что делает прогноз пессимистичным. Такой подросток может быть отнесен к безвольным/ленивым. Особых достижений в спорте тренеру ожидать не стоит. Просоциальная направленность спортивной секции определяет желательность дальнейшего посещения этим подростком спортивной секции для профилактики его дезадаптации, а его умение не переутомляться будет смягчать твердое, властное руководство тренера, строгий режим занятий.

Подросток Ю. (12,5 лет) характеризуется повышенной ленивостью. Его самооценка склонности к саморегуляции заниженная, неадекватная во всех анализируемых сферах при высоком уровне волевого усилия и низкой степени осознанности саморегуляции состояния лени при отсутствии внутренней конфликтности. Рефлексия, необходимая для самосубъектных отношений в волевой регуляции не сформирована. Ее развитие может осуществляться посредством повышения самооценки в похвале за успешные мобилизующие волевые усилия в спорте и последовательным моделированием ситуаций мотивационного конфликта «достижение - достижение», «достижение - избегание», «избегание - избегание» в игровых спортивных упражнениях с распределением концентрации внимания. Прогноз спортивных достижений для этого подростка более высок.

Подросток Е. (13,8 лет) с повышенной ленивостью, средней адекватной самооценкой саморегуляции во всех сферах, средним уровнем волевого усилия и

148

низкой степенью саморегуляции состояния лени при отсутствии внутренней конфликтности. Рефлексия активирующей функции волевой регуляции данного респондента сформирована и проявляется в адекватности самооценки данной склонности в саморегуляции. Осознается им недостатчность произвольной активности в преодолении трудностей и препятствий в спорте (совпадение высокой оценки лени тренером и низкой самооценки степени саморегуляции состояний лени). Этот подросток не ушел из спортивной секции при появлении первых затруднений, но в то же время не наблюдается мотивационного конфликта. Его воля и лень не образовали единой смысловой системы. Благоприятный прогноз в развитии его волевой регуляции возможен при моделировании тренером ситуаций с созданием у подростка мотивационного конфликта через усиление мотивации достижения, осмысления им системы «я в спорте» «я и спорт».

Общей симптоматикой для трех рассмотренных случаев выступает низкий уровень саморегуляции лени при отсутствии внутренней конфликтности. На уровне группы выявлена тенденция взаимосвязи между оценкой ленности спортсмена тренером и уровнем саморегуляции состояний лени (гя = -0,69). Высокая способность к ее саморегуляции с осознанием необходимости выполнения деятельности и непосредственное ее выполнение выявлена у 70 % обследуемых. У таких подростков-спортсменов уже сформирована пусковая, активизирующая волевая регуляция, проявления которой в спорте дают основания тренеру оценивать их как не ленивых. Низкую степень саморегуляции состояний лени при отсутствии внутренней конфликтности показали 30 % подростков, у которых определенно можно говорить о не сформированной тормозной, дезактивирующей волевой регуляции. В эту группу входит только 1 человек (3 % выборки) с несформированной волевой регуляцией в целом.

Для выявления степени влияния склонности к саморегуляции и волевого усилия в саморегуляции проявлений лени у младших подростков был проведен регрессионный анализ, результаты которого представлены в табл. 2.

Таблица 2

Регрессионный анализ параметров воли и лени у подростков -спортсменов

Regression Summary саморегуляция проявлений лени Adjusted R?= 0,54348682 p<0,00000 Beta Std.Err. of Beta B Std.Err. of B t (30) p-level

Intercept 2,82 0,472 5,98 0,000

самоконтроль в эмоц. сфере 0,04 0,288 0,01 0,032 0,13 0,901

самоконтроль в деятельности 0,25 0,287 0,02 0,027 0,86 0,398

социальный самоконтроль 0,76 0,332 0,06 0,028 2,29 0,031

волевое усилие упражнения пр. ноги -0,07 0,225 -0,01 0,024 -0,92 0,035

волевое усилие упражнения лв. ноги -0,07 0,225 -0,01 0,033 -0,29 0,073

экспертная оценка лени 0,31 0,186 0,11 0,064 1,69 0,105

149

Для 54,3 % подростков-спортсменов весомым фактором повышения саморегуляции проявлений лени выступает усиление социального контроля в общем уровне саморегуляции (В=0,76 при р=0,031) при снижении активации волевого усилия (В=-0,07 при р=0,035). Представленное уравнение множественной регрессии статистически подтверждает тезис о интериоризации в формировании регуляторной активирующей функции волевой регуляции артикуляций приказов тренера и перевод их в мобилизирующем волевом усилии в самоприказы. При этом переход от мобилизации к демобилизации действий в тормозной волевой регуляции выступает механизмом специфического проявления лени/самосохранения в деятельности спортсменов, и он слабо развит в подростковом возрасте. Подростки-спортсмены не умеют лениться/самосохраняться, релаксировать, восстанавливаться.

ВЫВОДЫ

Содержание понятий «воля и лень» определяется смысловой характеристикой волевой регуляции процесса мотивации в спорте. Это смысловое содержание имеет свою специфику в массовой физической культуре: ленивый - не мотивированный, в некоторых случаях - безвольный в педагогическом понимании данного феномена. При систематических занятиях спортом на профессиональном уровне смысловое содержание «лениться, поленился» приобретает медико-биологическую коннатацию дезактивирующей волевой регуляции с целью самосохранения, релаксации, восстановления при сохранении высокой мотивации и разрешении мотивационного конфликта «избегание-избегание».

У подростков-спортсменов активно формируется способность к мобилизирующему волевому усилию, связанная с активной интериоризацией социального контроля. Умение демобилизоваться посредством волевой регуляции не развито. Его развитие связано с осознанием важности значений ограничения активности в восстановлении после нагрузок и в слаженности командного взаимодействия. Осознанность таких спортивных норм позволит регулировать самосубъектные отношения подростков, находя энергетический потенциал для разрешения мотивационного конфликта при избегании активности и избегании порицания, «занимая» силу побуждающего мотива в спортивной деятельности для ее торможения.

Список литературы

1. Бадретдинова Г. З. Нравственная воля современной молодёжи: противоречия в движении культуры / Г. З. Бадретдинова // Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19. - № 4. С. 1561-1564.

2. Бородина И. И. Психологические исследования развития воли в онтогенезе / И. И. Бородина. -Симферополь: РИО ТЭИ, 2005. - 61 с.

3. Валерий П. П. Воля как предмет психологического и психофизиологического исследования: индивидуальные различия волевой активности и их типологические предпосылки: монография / П. П. Валерий. - Сургут, 2014. - 345 с.

4. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

150

5. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М.: Смысл; - 2005. - 1136 с.

6. Гиппенрейтер Ю. Б. О природе человеческой воли / Ю. Б. Гиппенрейтер // Психологический журнал / ред. А. Л. Журавлев. - 2005. - Том 26, №3 май-июнь, 2005. - С. 15-25.

7. Иванников В. А., Монроз А. В. Волевая саморегуляция процесса мотивации. / Психологические исследования. 2014, 7 (35). 1. - Режим доступа: www.childpsy.ru/lib/articles/id/32812.php#pol (22.01.2015).

8. Калин В. К. Волевая регуляция деятельности / Психология воли: сб. науч. тр. / В. К. Калин; науч. ред. проф. Н. Ф. Калина. - Симферополь, 2011. - С. 68-105.

9. Корепанова И. А. От подражания к воле (к вопросу об одной из ранних работ Л. И. Божович и Л. С. Славиной) / И. А. Корепанова // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. - С. 104111.

10. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. -М.: Смысл, 2001. - 670 с.

11. Леонтьев А. Н. Воля / А. Н. Леонтьев // Весник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1993. № 2. - С. 3-14.

12. Моросанова В. И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения / В. И. Моросанова. - М.: Издательство ИП РАН, 2010, - 213 с.

13. Настольная книга практического психолога / Сост. С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. - М.: АСТ: Хранитель; 2008. - 671 с.

14. Петров И. К. Возрастные особенности волевых усилий в двигательной активности школьников 12-17 лет: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.07 / И. К. Петров. -Симферополь, 1985. - 165 c.

UDC 159.947159.96

RELATION WILLED REGULATION AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF LAZINESS TEENAGERS-ATHLETES

Borodina 1.1.

Taurida academy of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Crimea, Russian Federation

E-mail: Inna.polina@mail.ru

We consider the psychological content of the concept of laziness in physical culture and sport, revealed his psychological essence as lack of will and self-motivational conflict in adolescent athletes. It describes the idea of laziness in carriers of sports culture, relationship expert assessment coach laziness, self-regulation of its status in relation to the activated and deactivated by an effort.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

It was shown that the content of the concepts of «will and laziness» is defined semantic characteristic of strong-willed regulation process of motivation in sport. This semantic content has its own specifics in mass physical culture: the lazy - not motivated, in some cases - weak-willed in the pedagogical understanding of this phenomenon. When

151

EopoduHa M. M.

systematic sports activities at professional level semantic content to be lazy, too lazy to acquire biomedical value deactivating volitional regulation for the purpose of self-preservation, relaxation, recovery, while maintaining high motivation and motivational conflict resolution «avoidance-avoidance».

In adolescents, athletes actively develops the ability to mobilize willpower associated with an active interiorization of social control. The ability to demobilization means of strong-willed regulation is not developed. Its development is connected with the realization importance of the activity limitations in the recovery after loads and in coherence of command interaction. Awareness of such sports standards will allow through their regulate own-subjective relationship of teens, finding the energy potential for the resolution of the motivational conflict and «taking» power of motivation in sports activities for its inhibition.

Keywords: adolescent athletes, the psychological characteristics of laziness, lack of will, willpower.

References

1. Badretdinova G. Z., The moral will of modern youth: the contradiction in the cultural movement, Bashkir Bulletin of the University, №4, P. 1561-1564 (2014)

2. Borodina I. I., Psychological research development will in ontogeny, Simferopol, 61 p. (2005)

3. Valerii P. P., Will as a subject of psychological and psychophysiological studies: individual differences volitional activity and typological conditions, Surgut (2014)

4. Vasiliuk F. E., Psychology experience (analysis of overcoming critical situations), Moscow, 200 p. (1984)

5. Vygotskii L. S., Psychology of human development, Moscow, 1136 p. (2005)

6. Gippenreiter Y. B., On the nature of the human will, Psychological magazine, Volume 26, №3 May-June, P. 15-25 (2005)

7. Ivannikov V. A., Monroz A. V., The strong-willed self-regulation process of motivation, Psychological research, 7 (35), (2014)

8. Kalin V. K., The strong-willed regulation of activities: Psychology will, Simferopol, P. 68-105 (2011)

9. Korepanova I. A., From imitation to the will (to a question about one of the early works L. I. Bozhovich and L. S. Slavina), Cultural-Historical Psychology, № 2, P. 104-111 (2008)

10. Levin K., Dynamic Psychology: Selected Works, Ed., trans. with it. and eng. lang. and scientific. ed. D. A. Leontiev, E. Y. Patyaevoy, Moscow (2001)

11. Leont'ev A. N., Will, Bulletin of Moscow University, Ser. 14 Psychology, № 2, P. 3-14 (1993)

12. Morosanova V.I., Aronova E. A., Self-awareness and self-regulation of behavior, Moscow, P. 213 (2010)

13. Posokhova S. T., Solovieva S. L., Handbook of Practical Psychology, Moscow, 671 p. (2008)

14. Petrov I. K., Age features of volitional effort of physical activity students 12 - 17 years: the dissertation ... the candidate of psychological sciences: 19.00.07, Simferopol, 165 p. (1985)

152

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.